ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Т.Э. Рождественская
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
В статье рассматриваются цели, система, правовой статус субъектов внутреннего контроля в кредитных организациях. Исследуются вопросы правового регулирования внутреннего контроля в кредитных организациях в Российской Федерации. Анализируются вопросы надзора Банка России за организацией внутреннего контроля в кредитных организациях.
Ключевые слова: внутренний контроль, кредитные организации, Банк России, субъекты внутреннего контроля, служба внутреннего контроля.
T.E. Rozhdestvenskaya
THE ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN THE CREDIT ORGANIZATIONS: LEGAL ASPECTS
In the article the author considers purposes, system, legal status of subjects of internal control in the credit organizations. The author investigates the questions legal regulation of internal control in the credit organizations in the Russian Federation. In the article there are analysis of the questions of supervision of Bank of Russia under the organization of internal control in the credit organizations.
Key words: internal control, the credit organizations, Bank of Russia, subjects of internal control, service of internal control.
Стабильность банковской системы, обеспечение интересов кредиторов и вкладчиков невозможны без эффективно функционирующей системы внутреннего контроля внутри самих кредитных организаций. Основные цели внутреннего контроля заключаются в следующем:
достижение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками;
достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационная безопасность;
соблюдение нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;
© Рождественская Татьяна Эдуардовна, 2012
Кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права (Московская государственная юриди-242 ческая академия имени О.Е.Кутафина); e-mail: Tatiana_rojd@mail.ru
исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в т. ч. легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России.
Под системой внутреннего контроля кредитной организации следует понимать совокупность системы органов кредитной организации, а также направлений внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ и нормативными актами Банка России, учредительными и внутренними документами кредитной организации.
Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:
контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (мониторинг системы внутреннего контроля). С Основы правового регулирования внутреннего контроля закреплены в ст. 24 Фе- к дерального закона от 2 декабря 1990 г. № 3954 «О банках и банковской деятельно- р сти» (в ред. от 3 февраля 1996 г.)1, согласно которой кредитные организации обя- § заны организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уро- о вень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых опера- С ций. Полномочия Банка России по установлению правил организации внутренне- | го контроля определены ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке Россий- в ской Федерации (Банке России)»2, а также Положением Банка России от 16 дека- о бря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных органи- Ю зациях и банковских группах»3. д Согласно ст. 57 «Банк России устанавливает обязательные для кредитных орга- С низаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтер- ° ского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и пред- | ставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информа- и ции, предусмотренной федеральными законами». • Внутренний контроль в кредитных организациях осуществляется определенны- | ми субъектами, полномочия которых определяются учредительными и внутренни- ) ми документами кредитной организации. В зависимости от полномочий субъекты, • осуществляющие внутренний контроль, можно подразделить на две группы. К пер- 2 вой относятся субъекты, обладающие общей компетенцией в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России, а именно:
органы управления кредитной организации, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (общее собрание учредителей, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган); 243
ревизионная комиссия (ревизор);
главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации; руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации.
Ко второй группе относятся субъекты, обладающие специальной компетенцией, т. е. подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, в частности:
служба внутреннего контроля (внутреннего аудита);
ответственный сотрудник (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, назначаемый (создаваемое) и осуществляющий свою деятельность в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»4;
контролер профессионального участника рынка ценных бумаг — ответственный сотрудник и (или) структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации как профессионального участника рынка ценных бумаг требованиям законодательства РФ о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
ответственный сотрудник по правовым вопросам и (или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка 3 ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации; ¿. иные служащие и подразделения.
™ Особая роль в организации и осуществлении внутреннего контроля отводится служ-
01
? бе внутреннего контроля, которую должна иметь каждая кредитная организация. К | основным функциям службы внутреннего контроля следует отнести следующие: | проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля, процессов и
>§ процедур внутреннего контроля;
й проверку соответствия внутренних документов кредитной организации норма-
5 тивным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профес-® сиональных участников рынка ценных бумаг);
§ проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтер-
£ ского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая досто-| верность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления ин-ё формации и отчетности;
§ проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банков-
ш
£ ских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, и правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управ-1 ления банковскими рисками);
т проверку применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества
кредитной организации;
оценку экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций.
Согласно Положению № 242-П кредитная организация должна принять локальный нормативный акт, регулирующий деятельность службы внутреннего контро-
244
ля. Указанный акт (положение о службе внутреннего контроля) утверждается со-
ветом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Кредитная организация также обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.
Обеспечением независимости службы внутреннего котнроля является то, что она действует под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета) и не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам. Проверка службы может осуществляться независимой аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом) (если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации). Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля. При этом согласно Положению Банка России № 242-П руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.
Руководитель службы внутреннего контроля должен иметь право по собственной инициативе докладывать совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению. Кроме того, во внутренних документах кредитной организации должна быть предусмотрена подотчетность руководителя службы внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации.
В соответствии с указанным Положением служба внутреннего контроля не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок. Руководитель и служащие службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы.
Кредитные организации обязаны проводить ежегодную самооценку состояния корпоративного управления, в ходе которой анализируются следующие вопросы: утвердил ли совет директоров (наблюдательный совет) предельно допустимый для кредитной организации совокупный уровень риска; учтены ли при его определении величина капитала кредитной организации, действующие процедуры управления банковскими рисками, результаты стресс-тестирования; своевременно ли пересматривается совокупный уровень риска и регулярно ли совет директоров (наблюдательный совет) информируется о его соблюдении;
определил ли совет директоров (наблюдательный совет) в стратегии управления банковскими рисками все существенные риски, принимаемые кредитной организацией, и риски, от принятия которых кредитная организация отказывается;
предусмотрено ли предоставление каждому члену совета директоров (наблюдательного совета) письменной информации о всех существенных банковских рисках и действиях исполнительных органов по управлению ими;
рассматривает ли совет директоров (наблюдательный совет) при определении приоритетных направлений деятельности кредитной организации альтернативы стратегического развития, в т. ч. наихудший, наилучший и наиболее вероятный варианты развития событий, соизмеряя при этом возможные последствия принимаемых решений с величиной совокупного риска, который может принять кредитная организация;
имеются ли индикаторы изменений внешней среды (законодательство, действия конкурентов, появление новых технологий, клиентская база и т. д.) и внутренней среды кредитной организации (персонал, организация управления, применяемые банковские технологии, ресурсы и т. д.), на основе которых совет директоров (наблюдательный совет) может принимать решения о переходе от одних альтернатив стратегического развития к другим альтернативам, отраженным в стратегии кредитной организации.
При этом необходимо отметить, что, поскольку методы планирования капитала, основанные на взаимосвязи величины экономического капитала и количественной оценки предельно допустимого для кредитной организации совокупного уровня риска, находятся в стадии развития, Банк России на текущий момент не предъявляет специальных требований в данной области. В связи с этим большинство кредитных организаций используют качественные методы планирования капитала.
Надзор за организацией внутреннего контроля в кредитной организации осуществляет Банк России в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусматривающей, что «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами».
В ходе проверки организации внутреннего контроля в кредитной организации согласно Письму Банка России от 24 марта 2005 г. № 47-Т «О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях»5 оценивается: контроль за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности, в т. ч. обеспе-
2 чивает ли установленный кредитной организацией порядок контроля своевремен-
3 ность, надежность, конфиденциальность, правильность оформления информации; 3 осуществляет ли кредитная организация процедуры по общему контролю автома-| тизированных информационных систем, а также программный контроль банков-I ских операций и других сделок; наличие во внутренних документах порядка ин-| формирования соответствующих руководителей кредитной организации о факто-! рах (внутренних и внешних), влияющих на повышение уровня банковских рисков, 1 а также соблюдение указанного порядка информирования.
| Банк Росии при оценке организации системы управления банковскими риска-
£ ми проверяет, имеются ли в банке подразделения, ответственные за оценку уров->1 ня принимаемых рисков, независимые от подразделений банка, осуществляющих § операции (сделки), несущие риски потерь.
| В российском законодательстве требования к кредитным учреждениям в части
| организации и наличия комплексной системы управления рисками установлены | ст. 44 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов о физических лиц в банках Российской Федерации»6, согласно которой Банк России | в т. ч. наделен полномочиями по оценке качества управления банком, его операци-<3 ями и рисками, включая показатели прозрачности структуры собственности, орга-| низации системы управления рисками, службы внутреннего контроля. и В соответствии с Законом о страховании вкладов Банком России издано Указа-
ние Банка России от 16 января 2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (с изм. и доп.)7, в котором, в т. ч. устанавливается порядок оценки Банком России состояния систем управления рисками и внутреннего контроля кредитных организаций в рамках оценки соответствия финансовой устойчивости банка тре-246 бованиям к участию в системе страхования вкладов. В частности, в соответствии с
данным Указанием оцениваются показатели организации системы управления рисками (ПУ4) и внутреннего контроля (ПУ5).
Методология оценки показателей ПУ4 и ПУ5 базируется на положениях Закона о Центральном банке, Закона о банках, Закона о страховании вкладов, Закона об акционерных обществах8, Закона об обществах с ограниченной ответственностью9, Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем10, изданных в соответствии с ними нормативных актах Банка России, рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору («Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Система внутреннего контроля в банках: основы организации»), а также «Основополагающих принципах эффективного банковского надзора».
Методология надзорной оценки деятельности банков, включая оценку качества управления банком, определена Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (с изм. и доп.)11, которое обеспечивает единство подходов к оценке состояния систем управления рисками и внутреннего контроля кредитных организаций, осуществляемой Банком России в рамках надзора, и подходов, используемых при оценке банков на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов (Указание № 1379-У). Вместе с тем в Указании № 2005-У уточнены вопросы, используемые для оценки показателей состояния систем управления рисками (ПУ4) и внутреннего контроля (ПУ5). Кроме того, перечни вопросов дополнены новыми характеристиками, позволяющими оценивать качество внутренних документов банка, определяющих процедуры выявления, измерения и оценки принимаемых банком рисков, а также вопросами, посвященными выполнению банком законодательных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финан- ш сированию терроризма (приложения 6 и 7 к Указанию № 2005-У). н
В соответствии с указаниями № 1379-У и № 2005-У Банк России при оценке ор- С ганизации системы управления банковскими рисками проверяет: |
имеется ли у банка отчетность, используемая органами управления банка для к принятия управленческих решений и обеспечивающая их на постоянной (ежеднев- Г ной) основе информацией о текущем состоянии банка, принятых рисках; Д
имеются ли у банка утвержденные уполномоченным в соответствии с учреди- т тельными документами банка органом управления банка внутренние документы н управления основными рисками, присущими деятельности банка (кредитным, ры- й ночным, валютным, риском потери ликвидности, операционным); |
проводятся ли на постоянной основе оценки указанных рисков, е
соблюдаются ли установленные лимиты валютной позиции; °
й
проводятся ли на постоянной основе в рамках системы внутреннего контроля а
мероприятия по контролю за уровнем принятых рисков. |
Кроме того, в соответствии с Указанием Банка России № 2005-У устанавливает- •
ся: осуществляет ли совет директоров (наблюдательный совет) банка постоянный 3
контроль за деятельностью банка в части соблюдения им законодательства РФ, в )
т. ч. нормативных актов Банка России, внутренних процедур и политик, принятых 0
в банке в области управления рисками; 2
соответствуют ли внутренние документы банка, регламентирующие правила организации системы внутреннего контроля, требованиям Банка России. В этих целях в Указании № 2005-У определены минимальные требования к внутренним документам кредитной организации.
Наличие в кредитной организации политик, процедур, определяющих необходимость рассмотрения и утверждения советом директоров (наблюдательным сове- 247
том) кредитной организации новых банковских продуктов, иных важных инициатив подразделений риск-менеджмента оценивается в ходе проверок в рамках общей оценки сферы ответственности совета директоров. В частности, на указанную оценку влияют анализ степени участия совета директоров в утверждении и пересмотре стратегии развития кредитной организации, периодичность и эффективность взаимодействия совета директоров и подразделений риск-менеджмента, объем и качество информации, предоставляемой подразделениями риск-менеджмента наблюдательному совету, включая информацию о возможных (приемлемых) для кредитной организации механизмах снижения, регулирования уровня банковских рисков, таких как хеджирование, страхование, секьюритизация активов и т.д., независимость службы риск-менеджмента от других подразделений кредитной организации, ее подчиненность непосредственно совету директоров и т.д.
Банк России в ходе дистанционного надзора и проверок кредитных организаций изучает и оценивает внутренние документы банков по определению кредитной политики и регламенту процессов кредитования, а также их реализацию.
Надзорным органом рассматриваются организация и функционирование службы внутреннего контроля и системы управления кредитным риском, оцениваются эффективность их работы, а также меры, принимаемые советом директоров по устранению нарушений и недостатков, выявленных службой внутреннего контроля.
В соответствии с Положением Банка России № 242-П к функциям службы внутреннего контроля относятся проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления ими, в т. ч. кредитными рисками, а также проверка соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам. Данное Положение предусматривает, § что при проведении проверок кредитных организаций Банком России могут про-¿. веряться как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельные операции, ~ вт. ч. по вопросам соблюдения внутренних методик, правил, порядков, процедур, ? а также установленных лимитов. Данная норма касается всех банковских опера-| ций, включая кредитование.
| При проведении проверок кредитных организаций по вопросам обоснованно-
| сти оценки ссуд и достаточности резервов используются письма Банка России от | 25 июля 2006 г. № 102-Т «О Методических рекомендациях по проверке ссуд, ссуд-| ной и приравненной к ней задолженности»12 и от 25 декабря 2006 г. № 167-Т «О Ме-2 тодических рекомендациях по проверке сделок кредитных организаций (их фи-2 лиалов) с векселями»13, а также совместные письма Главной инспекции и Депар-§ тамента банковского регулирования и надзора от 26 мая 2008 г. № 25-3-2/965 «Об | определении выборки в целях проверки портфелей однородных ссуд»14, от 15 авгу-ё ста 2008 г. № 25-3-6/1467 «О совершенствовании подходов к отражению в акте про-§ верки кредитной организации (ее филиала) результатов проверки ссуд, ссудной и ? приравненной к ней задолженности»15, от 7 мая 2010 г. № 25-3-8/798 «Об особенно-(3 стях отражения в акте проверки кредитной организации (ее филиала) результатов 1 проверки ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности»16 и письма Главной I инспекции от 29 июля 2010 г. № 25-3-8/1314 «Об отражении в акте проверки кредитной организации (ее филиала) надзорной информации о заемщиках»17, от 3 августа 2010 г. № ВД-25-3/3728 «Об усилении контроля за реализацией подходов к отражению в аналитической части акта проверки кредитной организации (ее филиала) надзорной информации о заемщиках»18.
В соответствии со ст. 75 Закона о Центральном банке Банк России осуществляет
248
анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления
О.О. Буинцева • Тенденции развития налогового декларирования в условиях реформирования законодательства
ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. В случае возникновения таких ситуаций, в т. ч. выявления недостатков в системе управления рисками, Банк России вправе принимать меры воздействия и мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций. При установлении в процессе осуществления надзора фактов несоблюдения требований нормативных актов Банка России, включая выявление недостатков системы управления банковскими рисками, Банк России вправе применять к кредитной организации меры, предусмотренные федеральными законами, в т. ч. направлять кредитной организации предписание об устранении нарушений и рекомендовать усовершенствовать систему управления рисками.
Таким образом, федеральные законы и нормативные акты Банка России содержат нормы права, достаточно полно регулирующие различные аспекты внутреннего контроля в кредитных организациях. Вместе с тем основная цель внутреннего контроля — обеспечение снижения рисков банковской деятельности — связана во многом с тем, как владельцы и руководство банка относятся к необходимости создания и обеспечению функционирования системы эффективного внутреннего контроля, в т. ч., какие ресурсы (материальные и интеллектуальные) выделяют на поддержание необходимого уровня внутреннего контроля.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 6, ст. 492.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790.
3 См.: Вестник Банка России. 2004. № 7.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3418.
5 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 52, ч. 1, ст. 5029.
7 См.: Вестник Банка России. 2004. № 5.
8 См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 1.
9 См.: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 785.
10 См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3418.
11 См.: Вестник Банка России. 2008. № 28.
12 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О.О. Буинцева
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья посвящена изучению путей трансформации института налоговой декларации, что находит свое отражение в законодательстве. Проводится сравнительный анализ российских и западных практик применения данного инструмента налогового контроля.
Ключевые слова: налог, налоговая декларация, налоговое законодательство, налоговый контроль, информация, документ, электронная форма, информационные технологии.
© Буинцева Олеся Олеговна, 2012
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: lya-lya666@yandex.ru