Научная статья на тему 'О порядке проведения последующего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма'

О порядке проведения последующего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
668
90
Поделиться
Ключевые слова
БАНК / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ПОД/ФТ) / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / ANTI-MONEY LAUNDERING (AML) AND COMBATING THE FINANCING OF TERRORISM (CFT)

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Шамин В. П.

В статье рассмотрены основные положения, общие принципы и особенности осуществления внутреннего контроля отдельных операций в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Шамин В. П.,

Notion and basic characteristics of the interpretation constitutions of subjects of the Russian Federation with the help of constitutional courts

About order carrying out of subsequent control for anti-money laundering and combating the financing of terrorism purposes. In article reviews primary provisions, general principles and characteristics realize internal control in commercial bank for AML purposes.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О порядке проведения последующего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»

17. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

17.1. О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Шамин В. П., соискатель, г. Москва.

VPShamin@bfgbank.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные положения, общие принципы и особенности осуществления внутреннего контроля отдельных операций в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ.

Ключевые слова: банк, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), внутренний контроль, уполномоченный орган.

NOTION AND BASIC CHARACTERISTICS OF THE INTERPRETATION CONSTITUTIONS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE HELP OF CONSTITUTIONAL COURTS

Shamin V.P., The competitor, Moscow.

VPShamin@bfgbank.ru

Annotation: About order carrying out of subsequent control for anti-money laundering and combating the financing of terrorism purposes. In article reviews primary provisions, general principles and characteristics realize internal control in commercial bank for AML purposes.

Keywords: bank, anti-money laundering (AML) and combating the financing of terrorism (CFT), internal control, autorite competent.

Внутренний контроль в кредитной организации - это процесс, который должен реализовываться постоянно силами органов управления (начиная с совета директоров, менеджеров различных уровней) и сотрудников кредитной организации с применением определенных процедур и методов контроля на базе всей доступной информации. Отсутствие достаточно разработанных методик оценки риска, в том числе устанавливающих критерии их оценки, неопределенность связанная с допустимым уровнем и недостаточная разработанность процедур их оценки и контроля обуславливает субъективность оценки риска. Одной из целей службы внутреннего контроля является оценка эффективности функционирования системы внутреннего контроля.

В соответствии с Базельскими принципами Банк России устанавливает требование наличия у всех кредитных организаций эффективной системы внутреннего контроля, не регламентируя конкретно порядок ее построения. Выбор наиболее эффективных методов и

технологий внутреннего контроля определяется целями и видами деятельности банка, окружающей средой и соответствующим набором неотъемлемых рисков. Система внутреннего контроля должна разрабатываться с учетом специфики деятельности банка, так как единой системы управления рисками, которая подходила бы для всех кредитных организаций, не существует. Банки самостоятельно формулируют политику в отношении риск-менеджмента, критериев оценки, методик идентификации, контроля и управления рисками.

Проверка службой внутреннего контроля деятельности банка в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) является составной частью оценки качества и эффективности функционирования системы внутреннего контроля в целом и деятельности должностных лиц, ответственных за соблюдение правил по ПОД/ФТ, в частности.

Целью проверки является установление фактов соблюдения (несоблюдения) кредитной организацией при осуществлении своей деятельности предписанных нормативными актами мер, направленных на ПОД/ФТ, полноты и своевременности информирования Федеральной службы по финансовому мониторингу о сделках клиентов и собственных операциях, подлежащих обязательному контролю, и формирование профессионального суждения о соответствии данного аспекта системы внутреннего контроля кредитной организации характеру и масштабам проводимых операций. Важность достижения указанной цели аудита обусловливается высокой вероятностью применения к кредитным организациям пруденциальных мер воздействия со стороны Банка России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность кредитных организаций по обеспечению ПОД/ФТ осуществляется на основе следующих документов:

- действующих законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации по ПОД/ФТ;

- нормативных актов Банка России;

- внутренних документов кредитной организации по ПОД/ФТ.

Внутренние документы кредитной организации по ПОД/ФТ целесообразно организовать в виде следующей иерархической структуры:

- правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила) являются документом первого уровня, определяют высокоуровневые цели, содержание и основные направления деятельности по ПОД/ФТ, предназначенные для организации в целом;

- документы второго уровня детализируют программы реализации Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

- документы третьего уровня содержат методики, регламенты и технологические инструкции, устанавливающие способ осуществления и выполнения конкретных действий, связанных с ПОД/ФТ;

- документы четвертого уровня содержат свидетельства выполненной деятельности по ПОД/ФТ (документы внутреннего документооборота кредитной организации по ПОД/ФТ: служебные записки, внутренние отчеты, акты, результаты расследований, результаты тестирования сотрудников и т.п.; а также документы

«внешнего» документооборота по ПОД/ФТ: ОЭС, ИЭС, ответы на запросы уполномоченных органов и т.п.).

В состав документов кредитной организации по ПОД/ФТ целесообразно также включить классификатор, содержащий перечень и назначение всех документов, регламентирующих деятельность по ПОД/ФТ, а также дату их принятия и (или) введения в действие. Наличие классификатора облегчает работу по учету внутренних документов по ПОД/ФТ (их наличия и актуальности), а также очень полезно в случае проверки.

Порядок проведения контролером службы внутреннего контроля (СВК) последующего (дополнительного) контроля за операциями обязательного контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, может являться внутренним документом СВК, и определяет правила и последовательность совершения контролерами СВК контрольных процедур в рамках последующего контроля за операциями банка, его клиентов и контрагентов с целью контроля за процессом выявления сотрудниками подразделений кредитной организации операций обязательного контроля, определенных статьей 6 Федерального закона РФ от 07.07.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (Федеральный закон РФ № 115-ФЗ).

Контроль является последующим - совершается после проведения сотрудниками банка операций и сделок, и носит дополнительный, вспомогательный характер. Данный контроль не заменяет контроль, проводимый сотрудниками подразделений банка и подразделением финансового мониторинга, определенный правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Данный контроль имеет своей целью предупреждение невыявления сотрудниками на местах операций обязательного контроля, и, по возможности, должен быть полностью совершен до срока направления подразделением финансового мониторинга сообщений об операциях обязательного контроля в уполномоченный орган. О результатах проведенного Службой внутреннего контроля оперативно информируется подразделение финансового мониторинга.

Для осуществления эффективного дополнительного контроля при осуществлении контрольных процедур контролер СВК руководствуется следующим:

- в целях избежания возможных системных ошибок при проведении контрольных процедур не использует программные продукты, применяемые сотрудниками подразделений и подразделением финансового мониторинга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в целях выявления нестандартных случаев (некорректное или неполное назначение платежа) не использует автоматические фильтры (выборки) операций, а проводит анализ на основании выписок по счетам клиентов и банка;

- самостоятельно ведет необходимые для контроля реестры клиентов и реестры счетов клиентов;

- при ведении вышеуказанных реестров использует сведения, содержащиеся в юридических делах клиентов, и не использует сведения, содержащиеся в электронных карточках клиентов в программе операционного дня программно- информационного комплекса существующего в кредитной организации;

- в случае необходимости использует программные продукты, подготовленные специально для контролера СВК.

Контрольные процедуры должны быть завершены до 15.00 часов рабочего дня, следующего за днем совершения операции. По результатам проведенного анали-

за контролер СВК составляет отчет по форме, приведенной в Приложении 1 и представляет его в подразделение финансового мониторинга в срок до 15.30 часов. Данный отчет не является сообщением об операциях обязательного контроля, предусмотренным Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, и финансированию терроризма и не исключает работы уполномоченных сотрудников различных подразделений банка по выявлению и контролю за операциями обязательного контроля. Данный отчет не должен рассматриваться сотрудниками подразделения финансового мониторинга в качестве безусловного и исчерпывающего. Данный отчет является документом последующего контроля СВК и может рассматриваться только в качестве вспомогательного информационного документа.

При проведении контрольных процедур из программы операционного дня установленного в кредитной организации программно - информационного комплекса, контролер СВК учитывает тот факт, что операционный день может быть не закрыт вплоть до времени отправки подразделением финансового мониторинга информации о сделках в уполномоченный орган (ФСФМ). Если операционный день не закрыт, контролер СВК должен руководствоваться следующим:

- первоначально осуществляет контроль внешних платежей банка и его клиентов, а затем внутренних;

- представляет отчет в подразделение финансового мониторинга, составленный на основании отраженных на балансе операций банка и его клиентов (При этом на отчете делается отметка: «Отчет составлен на основании анализа операций из не закрытого операционного дня»);

- дополнительно контролирует внутренние платежи после закрытия операционного дня банка и, в случае внесения изменений (дополнений) в отчет СВК, повторно представляет его в Службу по финансовому мониторингу в максимально сжатые сроки (при этом на отчете делается отметка: «В отчет внесены изменения после закрытия операционного дня (указывается время)».

О каждом случае внесения изменений в отчет информируется руководитель СВК и ответственный сотрудник по противодействию легализации преступных доходов (руководитель подразделения финансового мониторинга).

В случае чрезвычайных ситуаций и невозможности осуществить все контрольные процедуры СВК в срок до 15.00 контролер СВК представляет отчет в подразделение финансового мониторинга, составленный на основании проанализированных операций и сделок. При этом на отчете делается отметка: «Контрольные процедуры не завершены. Предварительный отчет».

Контролер СВК завершает контрольные процедуры в максимально сжатые сроки и в случае внесения изменений (дополнений) в отчет СВК, повторно представляет его в подразделение по финансовому мониторингу. При этом на Отчете делается отметка: «Повторное предоставление отчета после завершения контрольных процедур».

При помещении отчета в документы дня контролера СВК последний на обратной стороне отчета дает объяснения о непредставлении отчета в подразделение финансового мониторингу в установленный срок. О каждом случае несвоевременного завершения контрольных процедур информируется руководитель СВК и руководитель подразделения финансового мониторинга.

При необходимости в отчет контролером СВК могут быть внесены изменения. При этом на отчете делается отметка: «Повторное предоставление отчета (Дата, время)». На обратной стороне отчета контролер СВК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дает объяснения о внесении изменений в отчет. О каждом случае внесения изменений в Отчет информируется Руководитель СВК и руководитель подразделения финансового мониторинга.

Контролер СВК может дополнительно указать в отчете операции, не являющиеся операциями обязательного контроля, но попадающие под критерий необычных операций и сделок по следующим основаниям:

- возможное уклонение от процедур обязательного контроля путем указания неполной (не конкретной) информации о характере операции, сделки;

- другие основания в соответствии с внутрибанковскими документами;

- при возникновении сомнений относительно операций и сделок клиентов.

Контролер СВК может дополнительно указать в отчете операции, для признания которых операциями обязательного контроля требуется получение от клиента дополнительной информации или документов, рекомендовать подразделению финансового мониторинга запросить у клиентов и контрагентов банка информацию или документы, разъясняющие смысл и характер проводимых операций и сделок, а также суммы сделок, о чем дополнительно указать в отчете.

После 16.00 часов рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сделки проверяется направление подразделением финансового мониторинга сообщений об операциях обязательного контроля в уполномоченный орган, о чем делается отметка в отчете. Также, после 16.00 часов рабочего дня, следующего за днем совершения операции, проверяется направление подразделениями кредитной организации в подразделение финансового мониторинга сообщений об операциях обязательного контроля, о чем делается отметка в отчете. Отчет со всеми отметками подшивается вместе с материалами проверки в отдельную папку и хранится в СВК. Срок хранения документов - до окончания проверки внешних контролирующих органов за данный период.

При проведении операций с денежными средствами в наличной форме контролируются операции, проведенные по балансу кредитной организации предыду-

щим рабочим днем. Контрольные процедуры совершаются в программах операционного дня программноинформационного комплекса установленного в кредитной организации.

Проверяется наличие блокировки кассовых счетов в программе операционного дня программно-информационного комплекса. Контролю подвергаются только заблокированные от возможности корректировок счета. Если по состоянию на 12.00 часов дня счета кассы за предыдущий рабочий день не заблокированы, то информация об этом незамедлительно доводится до руководителя СВК и главного бухгалтера кредитной организации. Если действия уполномоченных лиц банка не привели к блокировке счетов кассы до 14.45. часов, то такая ситуация считается чрезвычайной и контролер СВК действует в соответствии с порядком, определенным общими принципами проведения контрольных процедур.

Формируются выписки по всем счетам кассы, и проводится анализ проведенных операций в соответствии с критериями, указанными в Таблице 1. Под счетами кассы понимаются все лицевые счета балансового счета 202, кроме счетов 20203, 20209 и 20210, во всех валютах.

В случае наличия на балансе банка валютно-обменных операций, конверсионных, а также в целях выявления операций по обмену банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства из подсистемы операционного дня программно - информационного комплекса кредитной организации распечатываются и анализируются реестры операций с наличной валютой и чеками. Анализ данных операций проводится после анализа реестров сотрудником подразделения финансового мониторинга. В случае необходимости запрашиваются дополнительные документы, указанные в Таблице 1. По результатам проведенных контрольных процедур информация об операциях обязательного контроля по данному критерию указывается в отчете. После закрытия операционного дня банка контролер СВК сверяет остатки по счетам кассы, указанные в выписке, по которым проводились контрольные процедуры, с остатками, указанными в балансе. При наличии расхождений действует в соответствии с общими принципами проведения контрольных процедур, указанными выше.

Таблица 1

Критерии для анализа операций с денежными средствами в наличной форме

№ 1-ыи критерии -п.п сумма операции 2-ой критерий - характер операции Документы для контроля Мсполжпель-состлвшель сообщешя об обя отельном контроле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Сумма операций равна или превышает 600000 в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублем, или превышает ее Снятие со счета или зачисление на счет юридического лица <в том числе ИП| денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности Основные: 1. Выписка по счетам кассы 2. Юридическое дело клиента Дополнительные: Кассовые документы (электронная форма

£ Покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом1 Основные: 1. Выписка по счетам кассы 2. Реестры операций с наличной валютой и чеками

Таблица 1 (продолжение)

3 Прпобретенпе физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет Основные: 1. Выписка по счетам кассы 2. Меморельные ордеры

4 -II- Получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъяв1гтеля, выданному нерезидент ом Дополнительные: Приходные кассовые ордеры Основные: 1. Выписка по счетам кассы 2. Расходный ордер |алектронная форма)

5 -II- Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого ддостоинства Основные: Реестры операции с наличной валютой и чеками

в -II- Внесение физическим лицом в уставной (складочный} капитал организации денежных средств в наличной форме Основные: 1. Выписка по счетам кассы 2. Меморельные ордеры Дополнительные: Приходный ордер (электронная форма}

Приведенный в статье порядок проведения последующего контроля операций в целях ПОД/ФТ свидетельствуют о том, что основной целью процедур контроля является унификация подходов к реализации процессов и соответствующая этому прозрачность и управляемость, позволяющие получить определенные позитивные сдвиги в части совершенствования системы внутреннего контроля в банковском секторе.

На сегодняшний день практика деятельности службы внутреннего контроля деятельности по ПОД/ФТ зачастую носит не только формальный, но поверхностный и нерезультативный характер, не способствуя выявлению системных проблем кредитной организации. Для повышения эффективности внутреннего в целях ПОД/ФТ, необходимо сместить акцент на необходимость детального описания и анализа процессов по направлению контроля деятельности, оценки качества и эффективности.

Список литературы:

1. И.Д.Украинская, Об организации риск - ориентированного внутреннего контроля в банках // Управление в кредитной организации, 2006, № 5

2. В. Ляховский, Е.Красюкова, Особенности аудита в целях ПОД/ФТ // Бухгалтерия и банки, 2009, № 1

3. А.С.Яковенко, Принципы формирования внутренней нормативной базы кредитной организации // Внутренний контроль в кредитной организации", 2009, № 4

4. Информационное Письмо Банка России от 19 декабря 2008г. N 15 «Вопросы применения Положения Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Reference list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. I.D. Ukrainskaya, About organize risk oriented internal control in // Management in Management in lending agency, 2006, № 5

2. V.L yachovskiy, E. Krasyukova, Audit characteristics for AML purposes // Bookkeeping and banks, 2009, № 1

3. A.S. Yakovenko, Foundations internal normative base in lending agency forming // Internal control in lending agency , 2009, № 4

4. Information letter of Bank of Russia «Questions of application Statute of Bank of Russia No. 321-S dated August 29, 2008 «About order presentation credit organizations in autorite competent information, Federal Law "On counteractions against legalization of criminal incomes (money laundering) and terrorist financing» provided No. 15 dated December 19, 2008

Отзыв научного руководителя, д.э.н., профессора, Белотеловой Н.П. на статью соискателя кафедры финансов и кредита Российского государственного социального университета Шамина Владимира Павловича на тему «О порядке проведения последующего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Статья В.П. Шамина посвящена определению общих принципов и особенностей осуществления последующего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку является составной частью оценки качества и эффективности функционирования системы внутреннего контроля в целом и оказывает существенное влияние на деятельность кредитной организации.

Автором проведена серьезная работа по определению порядка проведения последующего (дополнительного) контроля за операциями. Существенным является также то, что В.П. Шамин предлагает иерархию структуры внутренних документов банка, регламентирующих порядок проведения банковских операций и сделок, а также классификатор, содержащий перечень и назначение всех документов, регламентирующих деятельность. Вызывает интерес представленная детализация критериев для анализа операций с денежными средствами в наличной форме

Научная статья В.П. Шамина «О порядке проведения последующего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» предъявляемым к работам такого рода, мендована к публикации в журнале «Бизнес

в законе». 0Ц/ $$$&

Научный , /а>; Н.П.Белотелова

^ Заверяю |

1 ____ущшилспда д«тз«1_ [ ........