Научная статья на тему 'Инструменты предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем'

Инструменты предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1045
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куницына Н. Н., Нагорных И. А.

В статье охарактеризованы элементы системы финансового мониторинга в банковском секторе. Рассмотрены типичные нарушения по видам операций, зафиксированные надзорным органом в кредитных организациях. Предложены инструменты пресечения операций по легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Разработаны «фильтры», необходимые для выявления и пресечения сомнительных операций, проводимых клиентами кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куницына Н. Н., Нагорных И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем»

ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ*

Н. Н. КУНИЦЫНА,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой

денежного обращения и кредита

E-mail: natkun2004@maii. ru

И. А. НАГОРНЫХ,

аспирант кафедры

денежного обращения и кредита

E-mail: ira. nagornyh@yandex. ru

Северо-Кавказский федеральный университет

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма (ПОД/ФТ) остаются одной из актуальных проблем XXI в. В последнее время во всем мире, и в России в том числе, отмечается существенный интерес и повышенное внимание к вопросам противодействия данным процессам.

Борьба с отмыванием «грязных» денег является важным условием обеспечения целостности и устойчивости финансовой системы каждого государства, но для достижения успеха в этой области одних усилий правоохранительных органов недостаточно, они должны подкрепляться непосредственным участием самой финансовой системы. С учетом того, что большинство операций, связанных с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, проводятся в кредитных организациях,

* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2013. № 10 (199).

банковский сектор становится одним из элементов системы противодействия их осуществлению. В этих целях используется финансовый мониторинг как комплекс мер, применяемых финансовыми учреждениями и компетентными государственными органами для предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Прозрачность банковского сектора, качественный надзор за деятельностью кредитных организаций, их эффективное взаимодействие с Центральным банком РФ (Банком России) во всех сферах, включая и финансовый мониторинг, являются необходимыми мерами для обеспечения надежности и стабильности экономики страны.

Термин «финансовый мониторинг» появился сравнительно недавно и получил официальное признание после принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализа-

ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) и Указа Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3, 4]. В качестве уполномоченного органа был учрежден Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (с марта 2004 г. - Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг), наименование которого отражает предмет и сферу его деятельности.

Поскольку кредитные организации являются наиболее универсальной категорией финансовых учреждений из-за сосредоточения в них значительных денежных средств, разнообразия и объема проводимых операций, их роль в системе ПОД/ФТ настолько значительна, что они стали одним из главных ее элементов, а именно - основным субъектом финансового мониторинга (рис. 1). Соответственно, их взаимодействие с надзорным органом (Банком России) необходимо для эффективного функционирования всей банковской системы. В целях выявления наиболее уязвимых мест последней, используемых в разнообразных схемах отмывания доходов, авторами был проведен анализ деятельности ряда кредитных организаций. Это позволило выявить ряд проблемных моментов с позиции возможного участия в схемах отмывания незаконно полученных денег. Так, исследованные кредитные организации по размеру зарегистрированного уставного капитала относятся к малым, что влияет на их способность работать более устойчиво и прибыльно без участия в теневых схемах.

Значительное превышение количества внутренних структурных подразделений (ВСП) над числом самих кредитных организаций (филиалов) делает их уязвимее, поскольку они не являются самостоятельными субъектами финансового мониторинга, что благоприятно влияет на использование их в схемах отмывания денежных средств, полученных преступным путем. Участие не всех кредитных организаций в системе страхования вкладов свидетельствует не только об их нежелании работать с денежными средствами физических лиц, но и о неудовлетворительном финансовом состоянии и пробелах в соблюдении законодательства в области ПОД/ФТ.

Контроль за исполнением субъектами финансового мониторинга требований Федерального закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих

обязательному контролю, и необычных сделках осуществляется Главным управлением Центрального банка РФ по региону. Делается это посредством инспекционных и дистанционных проверок в ходе согласования утвержденных кредитными организациями Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ и анализа поступающей отчетности.

При этом в течение 2006-2011 гг. наиболее типичными нарушениями Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ стали, в частности: несоблюдение сроков и требований по документарному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю; нарушение порядка формирования и направления в Росфинмониторинг сообщений о необычных сделках; несоблюдение требований по идентификации и обновлению информации, полученной в результате проверки клиентов и выгодоприобретателей; неверная классификация видов операций, сведения по которым направлялись в уполномоченный орган (табл. 1).

Отметим, что в последние годы актуализировался вопрос соблюдения кредитными организациями требований нормативных актов Банка России в сфере осуществления кассовых операций с точки зрения предупреждения, выявления и пресечения деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Поскольку выдача наличных денежных средств клиентам осуществляется на ежедневной основе и зачастую не имеет очевидного экономического смысла, проведение этих операций дает основание отнести ряд из них в категорию сомнительных, ведь главной особенностью легализации денежных средств в Российской Федерации является их активное «обналичивание». Следовательно, важной задачей Банка России и его территориальных учреждений становится концентрация усилий надзорных и инспекционных подразделений на проверке кредитных организаций, проводящих сомнительные операции.

Анализ динамики снятия наличных денежных средств клиентами основных субъектов финансового мониторинга исследуемого региона на закупку сельскохозяйственных продуктов (по 46-му кассовому символу), на прочие цели (по 53-му кассовому символу), со счетов индивидуальных предпринимателей (по 58-му кассовому символу) в 2006-2010 гг. свидетельствует, что наибольшие суммы выдачи средств из касс кредитных организаций отмечены в 2008 г. (рис. 2).

со

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

X

Основной субъект финансового мониторинга - кредитные организации (КО)

Объект финансового мониторинга - операции, подлежащие обязательному контролю, и сомнительные операции

Основные функции

Уполномоченный орган -Росфинмониторинг

Проведение идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), и их представителей

Установление и идентификация выгодоприобретателей

Цель - предупреждение, выявление и пресечение операций, связанных слегализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма

Надзорный орган - Банк России (территориальные учреждения)

Основная функция - контроль за исполнением основными субъектами финансового мониторинга федерального законодательства и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ

Документальная фиксация и представление в уполномоченный орган (не позднее 3 рабочих дней со дня совершения) сведений об операциях, которые подлежат обязательному контролю, и сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

Формы контроля Банка России в области ПОД/ФТ —

Согласование разработанных и утвержденных кредитными организациями Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ -

Инспекционные проверки деятельности КО в области ПОД/ФТ —

Анализ поступающей отчетности от кредитных организаций -

Выявление операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также операций, вызывающих сомнения в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Основные полномочия Банка России по регулированию деятельности КО

Утверждение (по согласованию с Росфинмониторингом) рекомендаций по разработке Правил внутреннего контроля

Разработка правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за их соблюдение

Установление (по согласованию с Росфинмониторингом) порядка представления информации в уполномоченный орган

Установление (по согласованию с Росфинмониторингом) порядка определения квалификационных требований к должностным лицам, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля, и требований к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей

Рис. 1. Элементы системы финансового мониторинга в банковском секторе

Таблица 1

Виды операций, в ходе которых надзорным органом зафиксированы типичные нарушения в субъектах финансового мониторинга

Код вида операции Наименование видов операций, при проведении которых происходят типичные нарушения

1005 Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет

4005 Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации

4006 Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия

5005 Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

5007 Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа

8001 Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю

Как видно, по 53-му кассовому символу их объем в 2008 г. увеличился на 73 % по сравнению с 2007 г., по 58-му символу - на 66 %, по 46-му символу - на 100 %. Начиная с 2009 г. прослеживается тенденция уменьшения оттока наличности из касс кредитных организаций, что закономерно отражает процесс ужесточения требований Банка России в области борьбы с сомнительными операциями в части «обналичивания» денежных средств.

Следует отметить, что по результатам дистанционного анализа со стороны Банка России в адрес кредитных организаций направляется письменный запрос с просьбой разъяснить причины роста объема выдачи своим клиентам наличных денег из касс в разрезе каждого символа отдельно. Однако подобный анализ не позволяет предвидеть суммы оттока денежной наличности в перспективе.

В этой связи в целях совершенствования надзорной функции Банка России в сфере взаимодействия его с основными субъектами финансового мониторинга в части выявления и пресечения деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) денежных средств, необходимо осуществлять расчет прогнозных объемов оттока наличных денег со счетов клиентов кредитных организаций, базирующийся на применении технологии нейронной сети. Данный подход позволит проследить тенденцию возрастания частоты операций по снятию наличности, а также своевременно выявить сомнительные операции, проводимые субъектами финансового мониторинга. Подобная информация может стать сигналом для включения кредитной организации в план инспекционных (или внеплановых) проверок, что является важным шагом в совершенствовании надзорной функции Банка России.

Расчет прогнозных значений объема снятия наличных денежных средств со счетов клиентов можно осуществить в программном комплексе «Прогнозирование», функционирующем на основе алгоритма работы нейронной сети обратного распространения. В этих целях используется двухслойная нейронная сеть, имеющая скрытый и выходной слои. Нейронная сеть обучается, чтобы для некоторого множества входов давать требуемое (или, по крайней мере, сообразное с ним) множество выходов. На основе данных об объеме снятия наличных денежных средств помесячно в пятилетней ретроспективе определяются прогнозные показатели. На вход подается 12 значений, соответствующих

Рис. 2. Динамика снятия наличных денежных средств в 2006-2010 гг, млн руб.: 1 - на закупку сельскохозяйственной продукции (по 46-му кассовому символу); 2 - на прочие цели (по 53-му кассовому символу); 3 - со счетов индивидуальных предпринимателей (по 58-му кассовому символу)

460 ООО 440 ООО 420 ООО 400 ООО 380 ООО 360 ООО 340 ООО 320 ООО 300 ООО 280 ООО 260 ООО 240 ООО 220 ООО 200 ООО 180 000 160 ООО 140 ООО 120 000 100 ООО 80 ООО 60 ООО 40 ООО 20 ООО О

Рис. 3. Порядок расчета прогнозных значений объемов снятия наличных денежных средств со счетов клиентов кредитной организации в программном комплексе «Прогнозирование»

юридическим лицам на прочие цели (53-й кассовый символ) не предполагалось. Вместе с тем в июне, сентябре, октябре, ноябре, декабре, согласно прогнозу, предвиделось увеличение сумм оттока денежной наличности из кассы коммерческого банка по сравнению с предыдущими месяцами 2012 г. и соответствующими месяцами предшествующего года. Данная тенденция обусловила целесообразность включения исследуемой кредит-

■2007 2008

2009

2010 2011 ■2012

1

4

10 11 12

Рис. 4. Динамика и прогноз снятия наличных денежных средств из кассы кредитной организации на прочие цели (по 53-му кассовому символу) в помесячной разбивке в 2007-2012 гг., тыс. руб.

определенным месяцам года. Количество нейронов скрытого слоя - 24, они и соответствуют значениям результата прогноза (рис. 3).

В результате применения данной технологии получены прогнозные объемы оттока наличности из кассы исследуемой кредитной организации за каждый месяц 2012 г. (рис. 4). Так, судя по результатам перспективного анализа, в 2012 г. значительного роста выдач наличных денежных средств

ной организации в план инспекционных проверок территориального учреждения Банка России на III квартал 2012 г. в целях выявления сомнительных операций в части систематического снятия наличных денежных средств в крупных объемах.

Следовательно, расчет прогнозных значений выдачи наличных со счетов клиентов способствует совершенствованию контроля и своевременному определению признаков сомнительности по

операциям, проводимым основными субъектами финансового мониторинга.

Инструментами, способствующими повышению результативности выполнения требований «противолегализационного» законодательства и нормативных актов Банка России в области ПОД/ ФТ, и в частности, недопущению операций по «обналичиванию» денежных средств, должны стать: повышение тарифов на снятие наличных денежных средств, использование заградительных тарифов, внедрение контроля за прозрачностью денежных потоков, борьба с фирмами-однодневками. В этих целях следует применять «фильтры», необходимые для выявления и пресечения сомнительных операций, проводимых клиентами (табл. 2), использовать регламенты действий кредитной организации при открытии им расчетных счетов, а также в ходе мониторинга деятельности клиентов, у которых отмечены крупные обороты по расчетным счетам.

Таким образом, Регламент действий кредитной организации при открытии расчетного счета сомнительному клиенту и Регламент действий кредитной организации в ходе мониторинга деятельности

клиентов, у которых отмечены крупные обороты по счету, - эти документы можно использовать в практической деятельности кредитной организации как при открытии расчетного счета сомнительному клиенту, так и при дальнейшем мониторинге его деятельности. В них следует охарактеризовать возможные варианты нарушений, допускаемых клиентами, а также приводить перечень действий (мер контроля) со стороны кредитной организации: личная встреча с руководителем предприятия; проверка присутствия последнего по указанному им адресу местонахождения (выезд на место); запрос договора поставки товаров, документов, характеризующих движение товарно-материальных ценностей, и документов, подтверждающих наличие складских помещений; запрос балансов организации и отчетов о прибылях и убытках; проверка соответствия видов деятельности предприятия указанным в учредительных документах; запрос объяснений клиентом цели и необходимости работы с наличными денежными средствами; проверка договора аренды помещения по адресу местонахождения организации; идентификация руководителя, доверенного лица, а также,

Таблица 2

Основные «фильтры», необходимые для выявления и пресечения сомнительных операций, проводимых клиентами кредитной организации

№ п/п Условия Вариант Действия (контроль)

1 Контроль за сроками действия документов организаций Срок действия документов истек Запрос на предоставление обновленных данных. Приостановка операций по счету. Смена паролей (ключей) в системе «Банк-Клиент»

2 Контроль за сроками действия договоров аренды Срок истек Проверка службой безопасности кредитной организации присутствия клиента по указанному адресу. Запрос договоров аренды

3 Отсутствие ответов на письма кредитной организации (систематическое непредоставление документов, дополнительной информации, запрашиваемых в письмах) Приостановление операций с использованием системы «Банк-Клиент» (при наличии). Встреча с руководителем организации (протокол встречи обязателен)

4 Предоставление договоров по платежам на сумму 10 млн руб. и выше (для каждой кредитной организации индивидуально) Непредоставление договора Отказ в проведении операции

5 Большое количество круглых сумм платежей (кратных 100 тыс. руб.) На постоянной основе (например, в течение квартала) Дальнейшее наблюдение за операциями, проводимыми клиентом. Встреча с руководителем организации. Отнесение данных операций в разряд сомнительных

6 Большое количество платежей свыше 5 млн руб. (для каждой кредитной организации индивидуально) Дальнейшее наблюдение за операциями, проводимыми клиентом. Встреча с руководителем организации

7 Перечисления в пользу одного контрагента группой клиентов Дальнейшее наблюдение за операциями, проводимыми клиентом

8 Перечисления в пользу разных контрагентов, обслуживающихся в одной кредитной организации Дальнейшее наблюдение за операциями, проводимыми клиентом

Окончание табл. 2

№ п/п Условия Вариант Действия (контроль)

9 Большой объем операций с ценными бумагами (если это не является основным видом деятельности организации) Дальнейшее наблюдение за операциями, проводимыми клиентом

10 Снятие со счета наличных денежных средств Отношение объема снятых денежных средств к оборотам по счетам. Целесообразность использования наличных денежных средств в деятельности клиента Более 80 % к оборотам за месяц - отправить сообщение в Росфинмониторинг. Письменный запрос информации с разъяснением целесообразности использования наличных денежных средств в деятельности клиента. Проверка кассовой дисциплины. Проверка документов, подтверждающих целевое расходование наличных денежных средств

при необходимости, проверка контрагентов; запрос информации о счетах, открытых в других коммерческих банках и др.

Применять указанные организационно-методические меры кредитным организациям следует на ежедневной основе для своевременного реагирования на провидимые их клиентами операции, а также выявления и недопущения сотрудничества с сомнительными клиентами.

Особо подчеркнем, что результативность инспекционных проверок значительно выше, чем дистанционных, поскольку в первом случае изучаются операции по снятию наличных денежных средств в разрезе клиентов, а также документация по проводимым ими сомнительным операциям. Их целью является оценка деятельности кредитной организации в части осуществления сомнительных операций, соответствующих критериям, указанным в письме Банка России от 26.12.2005 № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» [5], а именно систематического снятия клиентами со своих банковских счетов крупных сумм наличности. При этом особое внимание следует обращать на клиентов, у которых отмечается высокое (80 % и более) отношение объема оттока наличных денежных средств к оборотам по их счетам.

Базовыми направлениями проверки являются: повышение возможностей своевременного выявления проблем в деятельности кредитных организаций, а также более полная и всесторонняя оценка операций, совершаемых с наличными денежными средствами; рост значимости надзорной функции посредством осуществления мониторинга хода проверок и составления промежуточных актов; расширение возможностей получения необходимой информации из других источников, в том числе государственных и правоохранительных органов (в

форме запросов в территориальные подразделения Федеральной налоговой службы и Министерства внутренних дел РФ); возможность расширения контролируемой области в случае выявления грубых фактов нарушения законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение комплекса организационно-методических мер по совершенствованию системы ПОД/ФТ в кредитных организациях, а также использование технологии нейронной сети при выявлении сомнительных клиентских операций способствуют повышению качества надзора за совершением операций по легализации денежных средств, эффективному функционированию всей системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, развитию взаимоотношений Банка России с кредитными организациями в области финансового мониторинга.

Список литературы

1. Ассоциация российских банков: официальный сайт. URL: www. arb. ru/site/action/Hst_news. php?id=3348.

2. Зубков В. А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма // 2-е изд., перераб. и доп. / В. А. Зубков, С. К. Осипов. М.: Спецкнига, 2007.

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 08.11.2011).

4. Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263.

5. Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций: письмо Банка России от 26.12.2005 № 161-Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.