Научная статья на тему 'Взаимосвязь внутреннего контроля и управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта банковского сектора'

Взаимосвязь внутреннего контроля и управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта банковского сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL SYSTEM / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING / ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE TOOL OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITY / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / COMPONENTS OF SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ARCHITECTURE OF SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА / ESTIMATION OF EFFICIENCY OF BUSINESS / TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнайдер Ольга Владимировна

В статье рассматривается взаимосвязь внутреннего контроля и управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Автором акцентируется внимание на важности внутреннего контроля и управленческого учета инструментах устойчивого развития любого экономического субъекта. Реализация эффективной системы внутреннего контроля и управленческого учета способствует эффективности деятельности и конкурентоспособности экономического субъекта в сложных, турбулентных условиях ведения бизнеса. В статье предпринята попытка определения эффективной деятельности организации через призму налаженного внутреннего контроля и управленческого учета, так как важным элементом внутреннего контроля, является управленческий учет. Такое утверждение обусловлено тем, что информации бухгалтерского учета не хватает для принятия оптимальных управленческих решений и контроля за их осуществлением, а без оценки операций хозяйственной деятельности обходиться невозможно. Для того чтобы ускорить и автоматизировать систему внутреннего контроля начинают использовать методы и инструменты класса Business Intelligence (BI). Их преимущества это снижение роли человеческого фактора, трудоемкости расчета показателей и числа ошибок, повышение оперативности, гибкость в выборе исходных данных для расчетов, удобство и наглядность интерфейса. Соответственно BI-решения уже по факту стали для многих финансово-кредитных организаций эффективным инструментом выявления потенциальных потерь, внутреннего аудита, контроля и оптимизации бизнеса, тем звеном, отсутствие которого отделяло интересные концепции и подходы (такие, как система сбалансированных показателей, стратегические карты и др.), предлагаемые аналитиками и бизнес-консультантами, от их практического использования в банковском бизнесе. Автор отмечает, что только через взаимосвязь внутреннего контроля и управленческого учета можно рассматривать возможные пути устойчивого развития любого экономического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF INTERNAL CONTROL AND MANAGEMENT ACCOUNTING OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE ECONOMIC ENTITY OF THE BANKING SECTOR

The article discusses the relationship of internal control and management accounting of financial and economic activity of an economic entity. The author focuses on the importance of internal control and management accounting tools for sustainable development of any economic entity. The implementation of an effective system of internal control and management accounting contributes to the efficiency and competitiveness of the economic entity in a complex, turbulent business environment. The article attempts to determine the effective activity of the organization through the prism of established internal control and management accounting, as an important element of internal control is management accounting. This assertion is due to the fact that accounting information is not enough to make optimal management decisions and monitor their implementation, and without assessing the operations of economic activity is impossible. In order to speed up and automate the internal control system, you begin to use methods and tools of the Business Intelligence (BI) class. Their advantages are the reduction of the role of the human factor, the complexity of the calculation of indicators and the number of errors, increased efficiency, flexibility in the selection of source data for calculations, convenience and visibility of the interface. Accordingly, the BI solution has in fact become for many financial organizations an effective tool for identifying potential losses, internal audit, control and business optimization, the link, the lack of which was separated by interesting concepts and approaches (such as balanced scorecard, strategy maps, etc.), we offer analysts and business consultants from their practical use in the banking business. The author notes that only through the relationship of internal control and management accounting can be considered possible ways of sustainable development of any economic entity.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь внутреннего контроля и управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта банковского сектора»

УДК 658

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

© 2018

Шнайдер Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: shnaider-o@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь внутреннего контроля и управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Автором акцентируется внимание на важности внутреннего контроля и управленческого учета - инструментах устойчивого развития любого экономического субъекта. Реализация эффективной системы внутреннего контроля и управленческого учета способствует эффективности деятельности и конкурентоспособности экономического субъекта в сложных, турбулентных условиях ведения бизнеса. В статье предпринята попытка определения эффективной деятельности организации через призму налаженного внутреннего контроля и управленческого учета, так как важным элементом внутреннего контроля, является управленческий учет. Такое утверждение обусловлено тем, что информации бухгалтерского учета не хватает для принятия оптимальных управленческих решений и контроля за их осуществлением, а без оценки операций хозяйственной деятельности обходиться невозможно. Для того чтобы ускорить и автоматизировать систему внутреннего контроля начинают использовать методы и инструменты класса Business Intelligence (Bl). Их преимущества - это снижение роли человеческого фактора, трудоемкости расчета показателей и числа ошибок, повышение оперативности, гибкость в выборе исходных данных для расчетов, удобство и наглядность интерфейса. Соответственно BI-решения уже по факту стали для многих финансово-кредитных организаций эффективным инструментом выявления потенциальных потерь, внутреннего аудита, контроля и оптимизации бизнеса, тем звеном, отсутствие которого отделяло интересные концепции и подходы (такие, как система сбалансированных показателей, стратегические карты и др.), предлагаемые аналитиками и бизнес-консультантами, от их практического использования в банковском бизнесе. Автор отмечает, что только через взаимосвязь внутреннего контроля и управленческого учета можно рассматривать возможные пути устойчивого развития любого экономического субъекта.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, стратегический управленческий учет, инструмент повышения эффективности деятельности, технологии управленческого учета, компоненты системы внутреннего контроля, внутренний аудит, архитектура системы внутреннего контроля, оценка эффективности бизнеса.

THE RELATIONSHIP OF INTERNAL CONTROL AND MANAGEMENT ACCOUNTING OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE ECONOMIC ENTITY

OF THE BANKING SECTOR

© 2018

Shnaider Olga Vladimirovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of Department "Accounting, analysis and audit" Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: shnaider-o@mail.ru)

Abstract. The article discusses the relationship of internal control and management accounting of financial and economic activity of an economic entity. The author focuses on the importance of internal control and management accounting - tools for sustainable development of any economic entity. The implementation of an effective system of internal control and management accounting contributes to the efficiency and competitiveness of the economic entity in a complex, turbulent business environment. The article attempts to determine the effective activity of the organization through the prism of established internal control and management accounting, as an important element of internal control is management accounting. This assertion is due to the fact that accounting information is not enough to make optimal management decisions and monitor their implementation, and without assessing the operations of economic activity is impossible. In order to speed up and automate the internal control system, you begin to use methods and tools of the Business Intelligence (BI) class. Their advantages are the reduction of the role of the human factor, the complexity of the calculation of indicators and the number of errors, increased efficiency, flexibility in the selection of source data for calculations, convenience and visibility of the interface. Accordingly, the BI solution has in fact become for many financial organizations an effective tool for identifying potential losses, internal audit, control and business optimization, the link, the lack of which was separated by interesting concepts and approaches (such as balanced scorecard, strategy maps, etc.), we offer analysts and business consultants from their practical use in the banking business. The author notes that only through the relationship of internal control and management accounting can be considered possible ways of sustainable development of any economic entity.

Keywords: internal control system, strategic management accounting, the tool of increase of efficiency of activity, technologies of management accounting, components of system of internal control, internal audit, architecture of system of internal control, estimation of efficiency of business.

Сложные условия ведения бизнеса в банковском секторе определяют значимость внутреннего контроля и управленческого учета на сегодняшний день. На систему внутреннего контроля организации непосредственно влияет управленческий учет, так как информации бухгалтерского учета не хватает для принятия оптимальных управленческих решений и контроля за их осуществлением, а без оценки операций хозяйственной деятельности обходиться невозможно.

Концепция внутреннего контроля Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдуэй (COSO) определяет «внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и другим персона-

лом организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в достижении целей» по следующим категориям: эффективность деятельности; достоверность финансовой отчетности; соответствие применимым требованиям.

Вышеобозначенное характеризуется количественной либо качественной информацией. Так, эффективную деятельность от выбранной стратегии развития компании характеризует такой количественный показатель, как рентабельность капитала, а качественным показателем является оценка потребителем полученной услуги. Такая категория, как соответствие применимым требованиям оценивается с помощью качественных характеристик.

Shnaider Olga Vladimirovna

THE RELATIONSHIP OF INTERNAL .

Следовательно, массив используемых в процессе контроля данных будет представлен в различных форматах, а полнота информации будет определяться структурой и объемом управленческого учета компании.

В свою очередь управленческий учет — процесс сбора и обработки информации, используемой при принятии управленческих решений.

Область применения управленческих данных: планирование деятельности банков и его филиалов; вычисление результативности деятельности; оценка результатов работы организации в целом, и отдельных центров ответственности.

Значимость информации управленческого учета и ее краткая характеристика изображены на рисунке 1.

недостатки (рисунок 3).

r > Финансовая перспектива у пр авленческой информации ч ✓ ♦сведения, характер ту ющие прошлое, текущее и прогнозное состояние финансовых ресурсов и финансовых обязательств, финансовые результаты, эффекшвность использования вложенного собственниками капитала

( N Клиентская перспектива у пр а вленческой информации ♦сведения, характеризующие прошлое,текущее и прогнозное состояние объемов и условий продаж, рынков сбыта, основных контрагентов

с Операционная пер спекшва у пр а вленческой информации ♦сведения, характеризующие прошлое,тек}'щее и пр огнозное с остояние пр оцессов ор гантацнн

г Ресу р сная пер спекшва (применительно к упр авленческой информации) ♦сведения, характер ту ющие прошлое, текущее и прогнозное состояние кадровых ресурсов, использование фондов и инфраструктуры

1 точка зрения

♦ оу х га лтер скмн у ч ет я в ля ется подсистемой управленческого, под управленческим у четом понимается совокупность всей необходимой в процессе управления информации, в том числе и финансовой, на основе которой может быть подготовлена финансовая отчетность для контролирующих органов. В этом случае требования к управленческому учету должны соответствовать всем применимым правилам ведения бухгалтерскогоучета. При этом в соответствии с Законом о бухучетеучет операций должен осуществляться путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерскогоучета, включенных в рабочий пиан счетов бухгалтерскогоучета, что зачастую неприменимо для всех данных управленческого у чета

2 точка зрения

♦управленческииу чет является производным от оухгалтерскогоучета, поскольку он (управленческийучет) содержитне только исторические данные о хозяйственных операциях, но и прогнозные показатели в отношении этих операций Кроме того, применив особые схемы агрегации бухгалтерских данных, можно подготовить отчеты о деятельности отдельных подразделений в р азрезе отдельных регионов и продуктов. То есть управленческийучет—это данные бухгалтер ского у чета, пр едставленные на основе специальных требований к раскрытию информации

3 точка зрения

♦ оу хгалтер скии и у пр авленческии у чет су ществу ют пар аллельно, используя оощие источники данных об осуществленных организацией фат акциях Данная концепция созвучна объектно-ориентированному прогр аммированию и находит все большее распространение в современных автоматизированных системах управления ресурсами организации (БИР-системах), которые позволяют представлять информацию обо всех зарешстрированных в них событиях в различных проекциях: процессной, клиентской, бухгалтер ской, налоговой, кадр овой, документообор ота и т.п.

Недостатки отчетности по МСФО

1, невозможно дать оценку достижимости стратепиеских целей 2. невозможно провести анализ с точки зрения выполнения установленных регламентов и соответсвия требованиям

Рисунок 3. Недостатки отчетности по МСФО

Экономический субъект может определить основные параметры управленческого учета в соответствии с существующими требованиями к бухгалтерскому учету и отчетности [3]. Но и в этом случае данные бухгалтерского учета не смогут быть использованы для анализа и принятия решений в отношении стратегических, правовых и операционных рисков, бюджетного контроля и использования немонетарных ресурсов.

Для того чтобы экономический субъект мог держать под контролем риски, необходимо создать карты процессов, которые будут в виде диаграмм или регламентов. Функции данных карт перечислены на рисунке 4.

Рисунок 1. Перспективы информации управленческого учета и их краткая характеристика

Считается целесообразным формирование единой системы управленческого учета для экономических субъектов, выполняющей такие функции, как: идентификация, обработка, хранение и контроль полноты управленческой информации [1]. Однако, так как это дорого, управленческий учет создается в разных системах. Как правило, основанием для управленческой отчетности становится бухгалтерский учет организации.

Бухгалтерский и управленческий учет часто «соперничают» между собой. В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» [2].

Сопоставление бухгалтерского и управленческого учета отображено на рисунке 2.

\

1. Определение задач и ожидаемых результатов выполнения пр оцесса 2. Определение состава и обязанностей участников

Функции карты процессов

3. Определение порядка их взаимосвязи 4. Определение состава и параметров используемых в рамкх каждого пр оцесса документов

Рисунок 2. Теории «связи» бухгалтерского и управленческого учетов

По нашему мнению существует ошибочное суждение о том, что отчетность, составление которой было основано по требованиям МСФО, является заменой отчетности для управленческих целей. Необходимо отметить, что отчетность, составленная по МСФО, имеет

Рисунок 4. Функции карты процессов

При анализе процессов контролер использует протоколы их выполнения, генерируемые электронной системой документооборота, или иные документы, подтверждающие факт и параметры выполнения отдельных процедур. Например, для контроля точности выполнения порядка выдачи и сопровождения кредитов могут использоваться данные кредитных досье. Факт выдачи кредита в финансовой перспективе будет представлен записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета и появлением записи в управленческом отчете о размещенных кредитах (или специальном кредитном модуле) с указанием: наименования клиента; менеджера клиента (для возможности подготовки отчета о выданных кредитах по отдельным менеджерам и подразделениям); источников финансирования кредита (собственные средства, целевое финансирование, прочие средства клиентов); программы кредитования (для возможности подготовки отчетов по отдельным программам); формы кредитования (единовременный кредит, лизинг, продажа в рассрочку и т.п.); параметров кредита (размер, валюта, срок погашения, ставка, порядок начисления процентов, график погашения и прочие особенности); источника погашения (бланковый, гарантия, залог недвижимости, залог товаров в обороте и т.п.); описания предметов залога (в т.ч. справедливой и залоговой стоимостей); иных показателей в соответствии с пожеланием руководства организации.

В клиентской перспективе выданный кредит повлечет необходимость изменения данных о клиентах кредитной организации (возможно, с учетом нового кредита заемщик изменит свой статус, например, он сам или группа, в которую он входит, перейдет в разряд крупных клиентов) [4]. В данном случае необходимо отразить как минимум следующую информацию: отрасль; местоположение клиента; внутренний кредитный рейтинг; принадлежность к группе клиентов.

В процессной перспективе данный факт выдачи кредита будет представлен перечнем исполненных процедур с указанием: документов, сформированных в рамках выполнения процедуры; исполнителей каждой процедуры (что должно подтверждаться их подписями на согласующих выдачу кредита внутренних и внешних

документах); сроков выполнения каждой процедуры (которые определяются временем представления соответствующих данным процедурам документов или данными табелей учета рабочего времени); последовательности выполнения процедур (например, для предотвращения выдачи заемщику денежных средств до момента заключения с ним кредитного договора).

В ресурсной перспективе (при наличии такой возможности) учету подлежат:

- время, использованное каждым специалистом, участвовавшим в процессе выдачи кредита (не следует путать данный показатель со сроком выполнения процедур, поскольку в рамках одной процедуры может быть использовано время нескольких специалистов, а также время на получение необходимых разрешений или регистрацию действий в государственных органах);

- оборудование и информационные системы, обеспечивающие работу процесса выдачи кредита;

- помещения (и стоимость их содержания), в которых размещены специалисты, вовлеченные в процесс выдачи кредита;

- транспорт и расходы на командировки в рамках данного процесса;

- средства связи, необходимые для обеспечения процесса, затраты времени и денежных средств на использование каждого вида средств связи в рамках процесса;

- материалы, использованные для оформления и согласования кредита;

- электро- и теплоэнергия, использованные в процессе выдачи кредита;

- расходы на услуги внешних специалистов и сервисы, использованные в процессе выдачи кредита.

Управленческие данные в ресурсной перспективе могут быть отражены на основе показателей системы учета расхода по каждому ресурсу или скалькулированы путем распределения на каждый кредит или подразделение расходов по соответствующему ресурсу с использованием базы распределения, установленной в учетной политике для целей управленческой отчетности или в бюджетной политике организации.

Подводя итог теоретическим аспектам ресурсообе-спечения коммерческих банков необходимо отметить, что в финансовом кризисе можно увидеть не только негативные, но и положительные тенденции. К примеру, число самостоятельных кредитных организаций за рассматриваемый период снизилось, тем не менее, качественные характеристики деятельности банков существенно улучшились.

Почти все федеральные банки, в особенности крупные, имеют поддержку со стороны государства. Помимо того, такие банки имеют развитую филиальную сеть, обладают сформированной репутацией, они обладают большими бюджетными средствами. По праву наиболее успешными являются федеральные банки [5]. Однако региональные банки сейчас являются наиболее динамично развивающимися. Более того, банки регионального уровня являются более оперативными, потому что головной офис таких банков, всегда располагается рядом. У федеральных банков, подразделения с различными уровнями полномочий действуют в регионах, а от статуса данного подразделения наблюдается зависимость круга вопросов, которые решает конкретное подразделение федерального банка.

Региональные банки, обладая широким доступом к местным региональным организациям, имеют преимущество. Они аккумулируют средства подобных организаций и ведут так называемый «зарплатный проект».

Принимая во внимание уровень сложности входа на отечественный рынок банковских услуг, а также учитывая долю рынка и приверженность потребителей крупнейшему игроку, можно сделать вывод, что на рынок российских банковских услуг доминирующей является фирма в лице ОАО «Сбербанка России».

Массив используемых в процессе контроля данных

будет представлен в различных форматах, а полнота информации будет определяться структурой и объемом управленческого учета компании.

Управленческий учет — процесс сбора и обработки информации, используемой при принятии управленческих решений.

Область применения управленческих данных:

- планирование деятельности банков и его филиалов;

- вычисление результативности деятельности;

- оценка результатов работы организации в целом, и отдельных ее подразделений [6, 12].

Для упрощения возможности контролирования рисков, организации необходимо создать карты процессов, которые будут в виде диаграмм или регламентов.

При анализе процессов контролер использует протоколы их выполнения, генерируемые электронной системой документооборота, или иные документы, подтверждающие факт и параметры выполнения отдельных процедур. Например, для контроля точности выполнения порядка выдачи и сопровождения кредитов могут использоваться данные кредитных досье.

Важной целью отдела внутреннего контроля является организация и развитие оптимальной системы показателей, связанной со стратегией, с помощью которой, можно будет руководить банковской деятельностью в постоянно меняющихся условиях бизнеса, и бороться с конкуренцией в данном секторе экономики. В большинстве случаев, большое количество первичной информации и отсутствие автоматизации данного процесса ведут к тому, что работа останавливается на моменте создания денежной мотивации персонала, основанной на показателях KPI.

Рост степени открытости российской экономики неизбежно ведет к возрастанию конкуренции в финансовом секторе. В связи с вступлением России в ВТО сегодня особенно интересен опыт банков и их отделов внутреннего контроля и аудита, применяющих в своей работе сложившиеся на Западе подходы к ведению бизнеса и адаптирующих их к отечественной практике.

Идея вести бизнес «по приборам» и точно знать, что «полет проходит нормально», полагаясь при этом не на свои интуитивные догадки и ощущения, а на систему объективных, измеримых показателей, хорошо воспринимается большинством банковских руководителей. Обычно выработанная руководителями банка стратегия приобретает практическую ценность и становится понятной персоналу только тогда, когда она конкретизируется до уровня стратегических целей и задач, успешность выполнения которых можно объективно оценить и измерить при помощи целевых показателей управленческого учета, метрик или KPI, увязанных, в частности, с системой мотивации сотрудников кредитной организации. При этом соответственно возникает практическая задача оперативного мониторинга выполнения поставленных целей, регулярного, правильного и своевременного расчета фактических значений выбранных показателей.

В отечественной практике можно найти самые разные подходы к решению этой задачи, в частности — выбору ИТ-средств и организации процесса сбора и обработки данных. Например, первичные данные для управленческого учета можно извлечь из АБС, систем автоматизации бизнес-процессов банка класса BPM (Business Perfor-mance Management) или CPM (Corporate Performance Management) и даже отдельных фронт-офисных систем типа CRM (Customers Re-lationship Management) и т.д., основную долю ответственности за безошибочность внесения первичных данных — возложить на исполнителей, а ответственность за их анализ, составление отчетности и достижение планируемых целей — на руководителей структурных подразделений. Часто бывает, что таким путем можно решить достаточно широкий спектр задач: улучшить работу конкретного подразделения, отслеживать экономическую эффек-

Shnaider Olga Vladimirovna

THE RELATIONSHIP OF INTERNAL .

тивность продаваемых банковских продуктов, собирать данные об удовлетворенности клиентов, модернизировать бизнес-процессы и пр.

В то же время сложные стратегические задачи, подразумевающие высокую степень координации работы различных департаментов и одновременного, согласованного достижения нескольких разноплановых целей в рамках общебанковской стратегии, решать таким путем довольно сложно. Это связано с тем, что количество отчетности увеличивается с увеличением роста и развития банка, и руководство банка уже с трудом в ней разбирается и ориентируется. С помощью транзакционных систем решают аналитические проблемы, что ведет и их перегрузке. Персонал отвлекается от основной деятельности, качество отчетов невысоко, в частности, из-за того, что от разных подразделений поступает противоречивая или несвоевременная информация, полученная из разных информационных систем, и т.д.

Для решения проблемы связи между системой показателей и долгосрочными целями, еще в 90-х годах Р. Капланом и Д. Нортоном была разработана концепция Balanced Scorecard (BSC) - сбалансированная система показателей. Группировка ее показателей изображена на рисунке 5.

В виду тому, что показатели, входящие в разные группы связаны между собой, можно связать в рамках одной стратегии различные процессы, например, переподготовку сотрудников и открытие нового филиала организации, снижение количества ошибочных транзакций и увеличение показателя удовлетворенности клиентов, вычисленный с помощью анкетирования и т.д.

Финансовые показатели • объем продаж банковских продуктов • прибыль • расходы и т.д.

с > «Внешние» показатели (отражают взаимоотношения с клиентами) V > • количество претензии, • степень удовлетворенно сти кач е ством обслуживания, • стоимость привлечения новых клиентов, • средний размер депозита, • доходность клиента и др ^

/--< «Внутренние» показатели (описвюают бизне с-проце ссы) V ^ • процент ошибочных и просроченных транзакции, • оценка времени сбоев и простоев в предоставленпи сервиса за учетный период, • время на оформление документа и т.п.

/"* "N Показатели развития и обучения V • процент персонала, • прошедшего аттестацию и сертификацию; • показатели, отражающие динамику развития ИТ-инфраструктуры банка, и пр. ^

При этом основная проблема, которая мешает реальному использованию КР1, часто носит не организационно-методологический, а чисто технический характер. В частности, чем более развитой становится система КР1, тем сложнее становится промежуточная задача оперативно извлекать надежную, непротиворечивую управленческую информацию из того потока электронных данных и первичной документации, который присутствует сегодня практически в любом банке.

Возрастает роль подразделений внутреннего контроля в кредитных организациях. «Необязательная» управленческая отчетность в современной экономике постепенно приобретает все большую роль и значение. Оперативный контроль и анализ метрик управленческого учета становятся не менее важнее и критичнее для банковского бизнеса, чем, например, соблюдение требований, установленных внешними регуляторами. Передача такого рода задач подразделениям внутреннего контроля вполне логична и закономерна.

Если на самых ранних этапах развития банковской системы в РФ основной акцент в работе службы внутреннего контроля делался на проверке отчетности, фиксировании и простой констатации случившегося, выявлении ошибок и нарушений, предотвращении и минимизации потерь, то по мере увеличения и усложнения требований к кредитным организациям со стороны регуляторов и роста степени конкуренции к задачам проведения внутреннего аудита стали добавляться, например, задачи осуществления контроля в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [7-11], задачи риск-менеджмента, контролирования исполнения бюджетов и показателей управленческого учета. Таким образом, круг задач и сфера компетенции службы внутреннего контроля и аудита динамично расширяются и развиваются по мере роста конкуренции в банковском секторе, усложнения правил регулирования банковского бизнеса и пр.

Главные задачи, которые решает внутренний контроль банка, изображен на рисунке 6.

Рисунок 5. Группировка сбалансированной системы показателей

Предусмотренное стратегией улучшение финансовых показателей, таким образом, становится не головной болью одного только, например, руководителя, отвечающего за продажи, а конечным результатом, закономерно ожидаемым итогом скоординированного изменения целой группы разнородных метрик, относящихся к разным группам («внешние», «внутренние», «показатели развития»), причем ответственность за их одновременное, согласованное в рамках стратегии изменение распределяется между разными структурными подразделениями банка. При помощи предложенных теми же авторами стратегических карт можно наглядно, в графическом виде отображать цепочки взаимосвязанных целевых показателей, относящихся к разным группам, что значительно облегчает процесс стратегического планирования в кредитной организации.

Для того чтобы качественно внедрить методику управления при помощи ССП или аналогичную ей, важно не только понимание пользы от принятой в банке методологии стратегического управления со стороны руководства, но и сложившаяся в банке управленческая культура, обучение и мотивация линейного персонала, наличие технических средств и подразделения, которое ответственно за систематическое ведение такой работы.

Рисунок 6. Задачи подразделения внутреннего контроля

Число и сложность функций и задач, решаемых такими подразделениями в конкретном банке, в какой-то мере отражает как зрелость данного банковского бизнеса, так и этап развития российской экономики в целом. Для того чтобы ускорить и автоматизировать систему внутреннего контроля начинают использовать методы и инструменты класса Business Intelligence (BI). Их преимущества - это снижение роли человеческого фактора, трудоемкости расчета показателей и числа ошибок, повышение оперативности, гибкость в выборе исходных данных для расчетов, удобство и наглядность интерфейса. Соответственно Bl-решения уже по факту стали для многих финансово-кредитных организаций эффективным инструментом выявления потенциальных потерь, внутреннего аудита, контроля и оптимизации бизнеса, тем звеном, отсутствие которого отделяло интересные концепции и подходы (такие, как система сбалансированных показателей, стратегические карты и др.), предлагаемые аналитиками и бизнес-консультантами, от их практического использования в банковском бизнесе.

При помощи BI-решений можно, например, практически реализовать в банке концепцию управления с использованием стратегических карт. Единство и универсальность, обеспечиваемые BI-решениями, можно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

понимать по-разному. Поставщики в ходе презентации своих BI-разработок часто позиционируют их в качестве системы, способной автоматизировать учетно-ана-литические процессы, причем для самых разных задач и целей различных банковских подразделений. В качестве дополнительных аргументов часто приводится способность BI-системы к «самообслуживанию» (без регулярного привлечения узкоспециализированных ИТ-экспертов), наличие готовых отраслевых моделей (которые, впрочем, почти всегда требуют адаптации), а заложенный в систему избыточный по факту функционал (который заказчику часто приходится оплачивать сразу же, покупая решение) объясняют необходимостью оставить задел для дальнейшего развития банка или финансовой компании, с чем клиенту часто бывает сложно спорить по чисто субъективным причинам.

Готовые методологии для различных отраслей, в том числе банковского сектора, которые крупнейшие западные вендоры включают в состав своих решений, часто бывают так или иначе привязаны к функционалу таких решений, а также ориентированы на зарубежную практику. В отечественной же практике нередко можно наблюдать, как заказчики BI-систем акцентированное внимание уделяют построению хранилищ данных, обеспечивающих «единую версию правды» сразу для нескольких аналитических систем, которые этими данными пользуются. И гораздо меньше интересуются, например, готовыми моделями и методиками, предпочитая решать эти вопросы самостоятельно.

Общепринятого мнения о том, какая ИТ-система наилучшим образом подходит для российских кредитных организаций, работающих в разных сегментах, какой «единственно верной» методикой следует руководствоваться, какой именно набор КИ выбрать и как их упорядочить, еще, пожалуй, не сложилось. По сути, сегодня мы можем наблюдать, как такая методология, подходящая для российских реалий, постепенно нарабатывается и формируется в отечественных банках путем адаптации уже известных подходов и разработки своих собственных, оригинальных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. J'son & Partners: рынок информационной безопасности в России вырос на 13% [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.osp.ru

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)

3. Jaco van Wyk Analysis of financial results, 2016.

4. Kaplan Schweser Financial Reporting and Analysis and Corporate Finance / Printed in the United States of America, 2012.

5. Kevin C. Kaufhold, JD, MS Financial Statement Analysis: Working Paper 2011:3; Latest revision, March, 2012.

6. Robert Miner. High Probability Trading Strategies. -Legal owner: FIBO Group, Ltd, 2012. - 330p.

7. Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

8. Боровицкая М. В., Косарева К. В. Особенности организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 383-384.

9. Никифорова Е.В. Формирование и раскрытие информации об устойчивом развитии компании // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2 (38). С. 113-123.

10. Шнайдер В.В. Актуальные проблемы организации интегрированной подсистемы риск-менеджмента в системе финансового контроллинга // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 83-90.

11. Бердникова Л.Ф., Вокина Е.Б. Значение анализа финансовых рисков в устойчивом развитии организации // Азимут научных исследований: экономика и управле-

ние. 2015. № 4 (13). С. 7-10.

12. Боровицкая М.В. Роль управленческого учета и отчетность в выборе стратегии деятельности организации // Вестник СамГУПС. 2009. № 6-1. С. 84a-91.

Статья поступила в редакцию 12.01.2018 Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.