Научная статья на тему 'Тенденции подготовки инженеров в условиях международной интеграции топливно-энергетического комплекса'

Тенденции подготовки инженеров в условиях международной интеграции топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / ПОЛИПАРТНЕРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЦИЯ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ENGINEERS TRAINING / POLIPARTNER EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTEGRATION / FUEL AND ENERGY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ольга Петровна, Журавлева Марина Васильевна

Предметом авторского интереса является профессиональная подготовка будущих инженеров мировых нефтегазовых корпораций. Определены направления совершенствования образовательной деятельности, характеризующие специальную технологическую, научно-исследовательскую, языковую и экологическую типы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ольга Петровна, Журавлева Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE ENGINEERS TRAINING IN THE CONDITIONS OF FUEL AND ENERGY COMPLEX INTERNATIONAL INTEGRATION

The subject is training of future engineers of the world’s oil and gas corporations. The authors define the directions of educational process improvement, characterizing specific technological, scientific-research, linguistic and environmental training.

Текст научной работы на тему «Тенденции подготовки инженеров в условиях международной интеграции топливно-энергетического комплекса»

6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2006. 144 с.

7. Гордеева О. И., Пономарева Е. Н. Научный стиль русского языка : учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2010. 79 с.

8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации по подготовке магистров по направлению 150700 Машиностроение.

9. Демидова О. М. Развитие умений академического письма магистров неязыкового вуза // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 510-516.

10. Дубинина Г. А., Савченко Н. В. Обучение письму научной направленности в магистратуре // Наука в современном мире: теория и практика : материалы II Между-нар. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 42-49.

11. Колесникова Н. И. Что важно знать о языке и стиле научных текстов (Статья 1) // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 130-137.

12. Короткина И. Б. Академическое письмо на пути к концептуальному единству // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 136-142.

13. Хорнби A., Гейтенби Э., Уэйкфилд Х. Толковый словарь английского языка. Сигма-пресс, 1996. 1200 с.

14. Collins English Dictionary - Complete and Unabridged, 12th Edition 2014. (1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014) [Electronic resource].

URL: http://www.thefreedictionary.com/academic (дата обращения: 13.12.2016).

1 5. Collins Thesaurus of the English Language - Complete and Unabridged 2nd Edition. (1995, 2002) [Electronic resource]. URL: http://www.thefreedictionary.com/ scientific (дата обращения: 13.12.2016).

16. Random House Kernerman Webster's College Dictionary [Electronic resource]. URL: http://www.thefreedictionary. com/academic (дата обращения: 13.12.2016).

17. Random House Kernerman Webster's College Dictionary [Electronic resource]. URL: http://www.thefreedictionary. com/scientific (дата обращения: 13.12.2016).

18. Питимирова Н. Е. Особенности текста научного стиля // Молодой ученый. 2015. №7. С. 987-989.

19. Перлов А. М. Полемика об обучении научной работе: презумпции и перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 7. C.117-130.

20. Русский язык и культура речи : учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. / под ред. О. Я. Гойхмана. М. : ИНФРА-М, 2009.

21. Скороходова Е. Ю. Современное состояние функционально-стилистической системы русского литературного языка // Вопросы филологии. 2007. № 1.

22. Хомутова Т. Н. Научный текст: интегральный анализ лексики // Язык и культура. 2010. № 4.

23. Шаховский В. И. Стилистика английского языка. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 232 с.

УДК/UDC 378.147 О. П. Емельянова, М. В. Журавлева

O. Emelyanova, M. Zhuravleva

ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

TRENDS IN THE ENGINEERS TRAINING IN THE CONDITIONS OF FUEL AND ENERGY COMPLEX INTERNATIONAL INTEGRATION

Предметом авторского интереса является профессиональная подготовка будущих инженеров мировых нефтегазовых корпораций. Определены направления совершенствования образовательной деятельности, характеризующие специальную технологическую, научно-исследовательскую, языковую и экологическую типы подготовки.

The subject is training of future engineers of the world's oil and gas corporations. The authors define the directions of educational process improvement, characterizing specific technological, scientific-research, linguistic and environmental training.

Ключевые слова: подготовка инженеров, полипартнерская образовательная среда, интеграция, топливно-энергетический комплекс.

Keywords: engineers training, polipartner educational environment, integration, fuel and energy complex.

Мировой топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в условиях глобализации характеризуется высоким уровнем интеграции. Анализ стратегий развития крупнейших мировых нефтегазовых корпораций, входящих в ТЭК, показал, что международная интеграция определена как одна из ключевых задач обеспечения их конкурентоспособности [5; 9-11 ].

Основными направлениями международного взаимодействия корпораций выступают технико-технологическое, сырьевое, научно-проектное, эколого-сберегающее и кадровое [2; 4].

Обеспечение эффективной многопрофильной интеграции предприятий формирует необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, к которым предъявляются специфические требования: опережающая техническая креативность; способность работать в команде (в том числе, интернациональной); готовность к профессиональной мобильности в дочерних и совместных предприятиях, к гибкому принятию компромиссных решений в обеспечении стратегических международных проектов; владение технологиями партнера в совместных проектах; готовность к работе над различными кросс-предметными и междисциплинарными научными проблемами; наличие навыков устной и письменной технической коммуникации на иностранном языке; умение системно и критически мыслить в динамично меняющемся мире, поиска и использования ресурсов и создания условий для реализации глобальных целей; готовность к освоению новых профессий [7; 13].

Подготовка таких специалистов требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Технико-технологическая интеграция мировых нефтяных, газовых, химических предприятий характеризуется направлениями развития, в числе которых совместное совершенствование производств, рациональное комплексное использование ресурсов и организация межкорпоративной транспортно-логисти-ческой системы [12; 14]. Их реализация актуализирует инновационную технологическую подготовку специалистов, учитывающую перспективы развития, особенности и мировые практики в нефтегазодобыче, переработке и нефтегазохимии, потенциал образования промышленных альянсов, совместные технологии.

Важным условием такой подготовки является расширение образовательного пространства и быстрый обмен новейшей глобальной научно-технической информацией [1; 3]. Полипартнерская образовательная среда обеспечивает оперативную корректировку целей и задач, гибкость, вариативность учебно-воспитательного процесса, создает условия для повышения материально-технической основы, обеспечения соответствия содержания обучения международным передовым научным достижениям, технологическим разработкам и интенсификации взаимного сотрудничества. Потенциально в числе партнеров ведущих вузов могут быть крупнейшие мировые нефтегазо-

вые корпорации, профильные образовательные и научные сообщества.

Общемировая тенденция увеличения добычи природных энергоресурсов требует рациональной разработки и освоения месторождений нефти и газа в новых районах со сложными природно-климатическими и горно-геологическими условиями [12; 14]. Эти процессы, предполагающие внедрение принципиально новых технологий, которыми обладают единичные корпорации мира, реализуются преимущественно несколькими международными компаниями. Такие проекты требуют привлечения большого количества различных ресурсов и актуализируют комбинированно-сырьевую интеграцию компаний и фирм. Обеспечение ее эффективности формирует необходимость развития специфичных профессиональных компетенций будущих инженеров в разработке труд-ноизвлекаемых ресурсов и ориентированности на нетрадиционные источники сырья, знаний технологий корпораций, реализующих такую добычу. Подготовка таких специалистов предполагает участие студентов в реальных проектах, проведение в международных компаниях долгосрочных практик, создание условий для первичной профессиональной деятельности на базовых кафедрах, организованных на предприятиях нефтегазовой отрасли.

Технологическая конкурентоспособность современных предприятий, международных корпораций во многом зависит от интенсивности научных исследований и оперативного внедрения их результатов в производство. В связи с этим все ведущие вузы мира создают инфраструктурную среду коммерциализации научных разработок — инновационные студенческие площадки: малые предприятия, технопарки, бизнес-инкубаторы, технологические платформы с предприятиями высокотехнологичного сектора экономики. Развитию информационной компетентности будущих инженеров в сфере химии, химической технологии и навыков международного подхода к оценке научных исследований способствует выполнение реальных научных проектов в совместных лабораториях профильных мировых нефтегазовых компаний. Для формирования у студентов видения практической востребованности исследований, готовности к трансферу научных результатов в производство необходимо и совершенствование теоретических знаний. Этому способствуют специальные учебные дисциплины. Так, в ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический универси-

тет» (ТПУ) в план подготовки магистров по направлению «Химическая технология» включен предмет «Научный фандрайзинг» [6].

Стратегия экологической безопасности при совместной эксплуатации производственных мощностей предусматривает комплекс научных, проектных и инжиниринговых работ по введению и соблюдению жестких международных нормативов охраны окружающей среды, внедрению новых «экологически чистых» инициатив в технологиях добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов, очистки и утилизации выбросов согласно международным стандартам, созданию и эксплуатации специализированной экологически безопасной техники, совершенствованию учета и контроля над природоохранной деятельностью проектов, реализуемых несколькими компаниями [13]. Задачи эколого-инно-вационной интеграции международных компаний определяют потребность в инженерах, готовых к полифункциональной деятельности, характеризуемой решением как технолого-экологических, так и правовых, и экономических вопросов.

С целью повышения качества теоретического знания в сфере природоохранной деятельности нефтегазохимических компаний в содержание подготовки вводятся вариативные дисциплины или модули, охватывающие международный контроль условий производства, разработки месторождений с точки зрения экологии и безопасности труда, стандартов качества совместной продукции. Опыт российских вузов по решению этих задач достаточно обширный. Для изучения экологических аспектов в ТПУ в рамках подготовки магистров по направлению «Нефтегазовое дело» введена дисциплина «Экологическое сопровождение разработки и эксплуатации месторождений», в ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» бакалавры по направлению «Химическая технология» изучают вариативную дисциплину «Экологические проблемы в химической технологии» [6; 8]. В ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» осуществляется подготовка магистров по программе «Инженерия бережливых производств продуктов органического и нефтехимического синтеза», в которой достаточно большой объем часов отводится изучению экологических аспектов деятельности инженера. Подготовка специалистов, способных к комплексной деятельности, определила рост внима-

ния к экологической составляющей курсовых и дипломных проектов выпускников вузов.

Эффективность реализации совместных проектов и интегрированных программ в условиях международной интеграции компаний во многом зависит от наличия работоспособной корпоративной структуры и организации управления. Политика мировых компаний в отношении персонала формируется обеспечением его взаимозаменяемости и развитием самообучаемости, которая определяется гибкой кадровой интеграцией. К числу значимых профессиональных компетенций будущих инженеров, необходимых для работы в таких условиях, относят профильные иноязычные и кросс-коммуникативные способности. Задачами вузов при их формировании являются внедрение новых форм, дополнительных языковых программ, создание условий для академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава, что содействует обмену передовым опытом между крупнейшими мировыми профильными университетами, а также формирует готовность к профессиональной мобильности в рамках одного производства или смены дочерних компаний корпорации. Эффективными формами обучения, развивающими профессионально важные способности, являются организация презентаций и защит научно-исследовательских проектов на иностранном языке, стажировок и практик в зарубежных компаниях; исследовательские лаборатории ведущих профильных корпораций и университетов мира.

Таким образом, анализ перспектив международной интеграции крупнейших корпораций ТЭК позволил выявить требования работодателей к будущим инженерам международных компаний и определить направления совершенствования учебно-воспитательного процесса, к которым относится инновационная технологическая, международная совместная исследовательская, комбинированная языковая и интернациональная экологическая подготовка будущих инженеров.

1. Журавлева М. В. Условия опережающей подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 9. С. 38-39.

2. Зайцева С. П. Современные направления развития нефтегазовой отрасли в условиях кризиса // Фундаментальные исследования. 2016. № 4-3. С. 579-583.

3. Князев Е. А., Клюев А. К. Стратегическое управление международно-ориентированного классического университета : учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 148 с.

4. Косырева Н. С. Эволюция стратегических приоритетов международных и национальных нефтегазовых компаний : дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 147 с.

5. Корпоративная социальная ответственность компании «Хальдор Топсе» (Haldor Topsoe) [Электронный ресурс]. URL: http://www.topsoe.com/ru/investoram/ korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost (дата обращения: 16.07.2016).

6. Направление магистерской подготовки «Нефтегазовое дело» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет» [Электронный ресурс]. URL: http://masters.tpu.ru/priemnaya-kampaniya/ napravleniya-podgotovki/neftegazovoe-delo.html (дата обращения: 01.09.2016).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 03.10.2016).

8. Основные программы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» [Электронный ресурс].

URL: http://rusoil.net/default.aspx?dit=35836&active= 35824&link=26528 (дата обращения: 12.04.2016).

9. Основные тенденции развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 года ПАО «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс]. URL: http://lukoil.ru (дата обращения: 22.08.2016).

10. Ответственное управление компании «Шлюмберже» (Schlumberger) [Электронный ресурс] URL: http://www. slb.ru/about/guiding_principles/global_stewardship/ (дата обращения: 16.07.2016).

11. Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gazprom.ru/about/strategy/ (дата обращения: 28.08.2016).

12. Синельников А. А. Формирование стратегических планов устойчивого развития нефтегазовых компаний на основе интеграции экономических целей технологических ресурсов : дис. . д-ра экон. наук: 08.00.05. М.,2016. 385 с.

13. Вопросы образования [Электронный ресурс] / П. С. Чубик, А. И. Чучалин, М. А. Соловьев, О. М. Замятина. URL: https://vo.hse.ru/ (дата обращения: 01.10.2016).

14. Чуев Д. Э. Современные тенденции развития мирового рынка нефтесервисных услуг : автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2014. 26 с.

УДК/UDC 378.147 И. А. Килина

I. Kilina

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

UNIVERSITY STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION

Статья посвящена формированию коммуникативной компетенции специалистов предприятий общественного питания. Автор рассматривает понятие коммуникативной компетенции обучающихся, возможности дисциплины «Коммуникативные технологии на предприятиях общественного питания» в развитии коммуникативной компетенции обучающихся магистратуры. Представлены результаты диагностики коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся.

The article is devoted to the issues of catering specialists' communicative competence formation. The author discusses the concept of communicative competence of students, the possibilities of a discipline "Communicative technologies at public catering enterprises" in the development of graduate students' communicative competence. The results of diagnostics

of communicative and organizational tendencies of students are presented.

Ключевые слова: магистратура, общение, коммуникативная компетенция, коммуникативные способности и склонности.

Keywords: Master's degree programme, communication, communicative competence, communicative abilities and aptitude.

Высокая квалификация работников является ведущим производственным ресурсом, а инвестиции в интеллектуальный человеческий капитал — наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Одними из важнейших приоритетов современного развития общества становятся модернизация и повышение качества образования и науки, от которых зависят экономическая и политическая стабильность страны, ее авторитет в мире. Об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.