4. Косырева Н. С. Эволюция стратегических приоритетов международных и национальных нефтегазовых компаний : дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 147 с.
5. Корпоративная социальная ответственность компании «Хальдор Топсе» (Haldor Topsoe) [Электронный ресурс]. URL: http://www.topsoe.com/ru/investoram/ korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost (дата обращения: 16.07.2016).
6. Направление магистерской подготовки «Нефтегазовое дело» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет» [Электронный ресурс]. URL: http://masters.tpu.ru/priemnaya-kampaniya/ napravleniya-podgotovki/neftegazovoe-delo.html (дата обращения: 01.09.2016).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 03.10.2016).
8. Основные программы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» [Электронный ресурс].
URL: http://rusoil.net/default.aspx?dit=35836&active= 35824&link=26528 (дата обращения: 12.04.2016).
9. Основные тенденции развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 года ПАО «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс]. URL: http://lukoil.ru (дата обращения: 22.08.2016).
10. Ответственное управление компании «Шлюмберже» (Schlumberger) [Электронный ресурс] URL: http://www. slb.ru/about/guiding_principles/global_stewardship/ (дата обращения: 16.07.2016).
11. Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gazprom.ru/about/strategy/ (дата обращения: 28.08.2016).
12. Синельников А. А. Формирование стратегических планов устойчивого развития нефтегазовых компаний на основе интеграции экономических целей технологических ресурсов : дис. . д-ра экон. наук: 08.00.05. М.,2016. 385 с.
13. Вопросы образования [Электронный ресурс] / П. С. Чубик, А. И. Чучалин, М. А. Соловьев, О. М. Замятина. URL: https://vo.hse.ru/ (дата обращения: 01.10.2016).
14. Чуев Д. Э. Современные тенденции развития мирового рынка нефтесервисных услуг : автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2014. 26 с.
УДК/UDC 378.147 И. А. Килина
I. Kilina
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
UNIVERSITY STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION
Статья посвящена формированию коммуникативной компетенции специалистов предприятий общественного питания. Автор рассматривает понятие коммуникативной компетенции обучающихся, возможности дисциплины «Коммуникативные технологии на предприятиях общественного питания» в развитии коммуникативной компетенции обучающихся магистратуры. Представлены результаты диагностики коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся.
The article is devoted to the issues of catering specialists' communicative competence formation. The author discusses the concept of communicative competence of students, the possibilities of a discipline "Communicative technologies at public catering enterprises" in the development of graduate students' communicative competence. The results of diagnostics
of communicative and organizational tendencies of students are presented.
Ключевые слова: магистратура, общение, коммуникативная компетенция, коммуникативные способности и склонности.
Keywords: Master's degree programme, communication, communicative competence, communicative abilities and aptitude.
Высокая квалификация работников является ведущим производственным ресурсом, а инвестиции в интеллектуальный человеческий капитал — наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Одними из важнейших приоритетов современного развития общества становятся модернизация и повышение качества образования и науки, от которых зависят экономическая и политическая стабильность страны, ее авторитет в мире. Об-
разование, предлагаемое образовательной организацией высшего образования, должно отвечать всем требованиям общества, предъявляемым к образованию как стратегическому ресурсу, и использовать все возможности, предоставляемые современным обществом, техникой и технологиями, для формирования специалистов, способных решать задачи инновационной экономики, в том числе и на предприятиях общественного питания.
В связи с тем, что «потенциальный гость» предприятия становится все более платежеспособным и требовательным, растет потребность в более квалифицированных специалистах, предоставляющих такие услуги по всем категориям: от линейного персонала до менеджеров всех уровней. Отрасль «Гостеприимство и развлечения» (ГиР) в Российской Федерации испытывает кадровый голод [4]. Проблема усугубляется двумя объективными на настоящий момент факторами. Это бурный количественный рост предприятий «гостеприимства» и практически полное отсутствие отраслевой системы подготовки кадров требуемого качества.
Система подготовки кадров для ресто-ранно-развлекательного бизнеса в России отстает в своем развитии на пять лет только в количественном отношении, в качественном это отставание гораздо серьезнее. В 2011 году в России государственные учреждения профессионального образования выпустили около 15000 поваров, пекарей, кондитеров. Менее половины из них трудоустроились по специальности [2].
Функции общественного питания как формы удовлетворения только физиологических потребностей по мере развития общества становятся все более гибкими, разнообразными, расширяются и включают воспитание, образование, общение, развлечение, социальную защиту и т. д.
Расширение функций сферы общественного питания, рост требований «гостя», дефицит кадров ставят перед организациями высшего и среднего профессионального образования задачу совершенствования системы подготовки кадров.
Необходима разработка и внедрение инновационной системы образования для подготовки конкурентоспособных специалистов, способных к творческой и инновационной деятельности, генерировать идеи и доводить их до реализации.
КемТИПП как специализированная образовательная организация высшего образова-
ния осуществляет двухуровневую подготовку специалистов «бакалавр — магистр» для всех направлений деятельности в сфере питания в рамках Сибирского федерального округа. Основное предназначение магистратуры состоит в подготовке научно-педагогических кадров, необходимой для анализа сложных процессов и систем, работы на наукоемком исследовательском оборудовании, выполнения научно-исследовательской работы на современном уровне. Так, в КемТИППе решается задача подготовки высококвалифицированных инженеров, технологов, руководителей производства, то есть специалистов, в которых пищевая промышленность и общественное питание испытывают наибольшую потребность.
С 2007 года на кафедре технологии и организации общественного питания открыта практико-ориентированная магистратура, программа которой предполагает подготовку специалистов для предприятий общественного питания. Согласно профессиональным стандартам, начальный, первый и второй квалификационные уровни по профессиям ресторанной индустрии предполагают степень бакалавра, для третьего и четвертого — требуется степень магистра, что обусловливает их подготовку как специалистов, владеющих управленческими, организаторскими, предпринимательскими и коммуникативными компетенциями.
Анализ подготовки магистров свидетельствует о более эффективной работе с выпускниками кафедры, которые один-два года отработали на предприятии, приобрели производственный опыт и осознали необходимость получения новых знаний. Каждый магистрант приходит в магистратуру с наличием проблемы, с которой столкнулся в своей работе, и с учетом существующих проблем кафедра формирует не только темы магистерской диссертации, но и перечень, содержание рабочих программ, темы итоговых работ по изучаемым дисциплинам.
Так, для обучающихся магистратуры разработана и реализуется междисциплинарная рабочая программа дисциплины «Коммуникативные технологии на предприятиях общественного питания». Изучается один семестр на втором курсе и предполагает знание обучающихся по введению в специальность, научно-исследовательская работе, инженерной педагогике. Обязательной составляющей деятельности кафедры является методическое
обеспечение научно-образовательного процесса обучения (методические пособия, методические указания, курс лекций,лабораторный практикум и т. д.). Кафедрой подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Коммуникативные технологии в индустрии питания», способствующее формированию у обучающихся системы знаний, умений, необходимой для развития коммуникативных способностей, построения эффективного взаимодействия по вертикали (владелец предприятия) и горизонтали (ответственные работники, исполнители) в рамках предприятия общественного питания.
Особенностью дисциплины «Коммуникативные технологии на предприятиях общественного питания» являются активные формы обучения: ролевые и деловые игры, тренинг, решение производственных и конфликтных ситуаций, мозговой штурм, дискуссии и др.
Активное обучение ориентировано на создание таких условий, при которых обучающиеся становятся активными участниками процесса познания, развивают навыки самообразования, самостоятельного поиска дополнительной учебной, научной, профессиональной, справочной информации и умеют творчески применять ее в практической деятельности. Это имеет большое значение при изучении дисциплины, так как около 50 % времени отводится на самостоятельную работу.
Положительным моментом является то, что активные методы обучения направлены на формирование ситуации успеха как условия качества обучения и профессиональной подготовки обучающихся.
Изучение коммуникативных технологий на предприятиях общественного питания способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся, рассматриваемой нами как интегральное качество, описывающее способность общаться одного человека с другими, синтезирующее в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности специалиста предприятия общественного питания. Коммуникативная компетенция предполагает развитие коммуникативных способностей, включающих развитость устной и письменной речи, знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться, умение анализировать внешние сигналы (невербальный компонент); способность разрешать
конфликтные ситуации; ассертивность (уверенность); владение навыками активного слушания и ораторским искусством, актерскими способностями; умение организовывать и вести переговоры; эмпатию (сопереживание); умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения и др.
Программа дисциплины «Коммуникативные технологии на предприятиях общественного питания» состоит из двух разделов. Согласно определению общения как сложного и многогранного процесса, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс их взаимовлияния, как процесс сопереживания и взаимного понимания, выстраивается структура первого раздела «Общение: основные понятия, структура, функции» [1]. В рамках данного раздела формируется единое понятийное поле психологии общения, определяется роль общения в профессиональном развитии специалиста предприятия общественного питания. Обучающиеся знакомятся с феноменологией и содержанием общения: общение как обмен информацией (коммуникативная характеристика), как взаимодействие (интерактивная характеристика), как восприятие людьми друг друга (перцептивная характеристика); — основами публичного мастерства, психологией воздействия в общении, психологическими основами имиджелогии, самопрезентации, основами конфликтологии (понятие конфликта, типы и динамика, предупреждение конфликтных ситуаций и др.).
На данном этапе применялись технологии многосенсорного обучения, критического мышления, методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), заполнялись рубрикаторы тезаурусного поля понятия «общение», проводилась диагностика коммуникативных способностей, репрезентативной системы восприятия информации обучающихся (визуал, аудиал, кинестетик) и др. Например, использовалась технология критического мышления «Пятнадцать слов»: на листе в правом верхнем углу в столбце представлены 15 слов, пять из которых относятся к понятийному аппарату изучаемой темы. Обучающимся необходимо выделить из данной группы слов понятия, соотносимые с психологией общения, дать обоснование. На свободном пространстве листа изобразить символы этих понятий. Наряду с символотворчеством
использовались метод структурированного текста, в создании которого участниками микрогруппы должны быть задействованы все выявленные понятия, методы «синквейн», «лото», «кроссворд и анаграммы». Большой интерес у обучающихся вызвал метод моделирования, когда обучающимся предлагалось создать из листа бумаги А4 модель одного из понятий и презентовать ее группе. Например, понятие «конфликт» было представлено в форме бумажной стрелы, модель понятия «взаимодействие» выглядела как соединенные в центре четыре угла листа. В целом вариативность выполнения технологии критического мышления «Пятнадцать слов» позволяла учитывать индивидуально-возрастные особенности обучающихся (тип восприятия информации, уровень развития коммуникативно-организаторских склонностей, имеющийся личностный и профессиональный опыт, так как в группе обучаются и выпускники бакалавриата, и специалисты, получившие образование несколько лет назад), способствовала развитию коммуникативных, организаторских, творческих и исследовательских способностей. На формирование коммуникативных и предпринимательских компетенций направлены методы моделирования и проектирования, реализуемые обучающимися при выполнении домашнего задания по теме «Создание собственного предприятия общественного питания», где учитывались полученные знания, умения по имид-желогии, самопрезентеции. Закрепление материала по конфликтологии осуществлялось путем разработки и решения кейсов по предупреждению производственных конфликтных ситуаций.
Общение имеет большое значение для личностного и профессионального развития обучающихся, выступает одним из условий «связывания» индивидов в профессиональное сообщество, поэтому основное внимание уделялось изучению второго раздела «Коммуникативные технологии. Роль коммуникативных технологий в управленческой деятельности специалиста предприятия общественного питания». В рамках данного раздела рассматривались понятие «коммуникативные технологии», коллективные способы принятия управленческих решений (мозговой штурм, дискуссия, синектика, их характеристики, этапы проведения); тренинг как форма развития коммуникативной компетенции специалиста (понятие «тренинг», типология, этапы
проведения, значение тренинга в развитии коммуникативных и управленческих способностей); деловая игра (понятие, виды, этапы; игровой и реальный план; основы делового общения; возможности формирования коммуникативной компетенции, навыков эффективного взаимодействия в коллективе, ведения переговоров).
Обучающимся предоставлялась возможность не только познакомиться с коммуникативными технологиями, но и принять в них участие, самостоятельно подготовить методическую разработку коммуникативной игры, тренинга, дискуссии, мозгового штурма, проведение собрания трудового коллектива, апробировать технологию в ходе занятий.
В связи с тем, что деятельность специалиста предприятия общественного питания по своему содержанию связана с активным взаимодействием, важно выявлять и развивать его коммуникативные и организаторские способности на начало изучения дисциплины и по его завершении. С этой целью мы использовали опросник «Коммуникативные и организаторские склонности», разработанный В. В. Синявским и В. А. Федорошиным. Под склонностью нами понимается стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью, совершенствовать необходимые умения. При выборе диагностического инструментария мы учитывали взаимосвязь понятий «склонности» и «способности», рассматриваемую и в их единстве, и как причинно-следственную взаимозависимость, обеспечивающую ход психического развития «по спирали». Как правило, сильная, действенная и устойчивая склонности к определенной деятельности говорят о наличии способностей, связанных с этой деятельностью. С возрастом склонности становятся устойчивее, диапазон их начинает все более соответствовать способностям личности. В связи с этим, выявив на основании опроса коммуникативные и организаторские склонности обучающихся, мы соотнесли их со способностями как индивидуально-психологическими особенностями человека, обеспечивающими успешность выполнения какой-либо деятельности, в том числе общения.
В опросе приняли участие обучающиеся второго курса магистратуры кафедры технологии и организации общественного питания (21 человек). Результаты исследования коммуникативных склонностей представлены в таблице.
Таблица
Уровни развития коммуникативных склонностей обучающихся
Уровни развития коммуникативных склонностей Количество обучающихся (на начало семестра, в %) Количество обучающихся (на конец семестра, в %)
Очень высокий - 14
Высокий 24 48
Средний 57 38
Ниже среднего 19 -
Низкий - -
Уровень организаторских склонностей обучающихся отражен на рисунке ниже.
ч1
° ГС
£5 о £ §
? и
¡1 2 § ?
хо о
60 50 40 30 20 10 0
очень высокий
высокий
средний
ниже среднего
низкий
■ На начало семестра ■ На конец семестра
Рис. Уровни развития организаторских склонностей обучающихся
Таким образом, анализ итогов опроса показал, что по завершении изучения дисциплины «Коммуникативные технологии на предприятиях общественного питания» наблюдается положительная динамика развития коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся.
У половины обучающихся выявлен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако их потенциал способностей не отличается высокой устойчивостью. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать коммуникативные и организаторские способности обучающихся со средним уровнем. С этой целью при проведении итогового занятия группа была разделена на две микрогруппы сменного состава: участники и эксперты. Каждый обучающийся представлял коммуникативную технологию (игра, мозговой штурм, собрание трудо-
вого коллектива и др.), участники которой давали обратную связь, а эксперты заполняли контрольные листы наблюдения, представленные в учебно-методическом пособии, оценивая соответствие методике проведения [3]. В процессе совместного обсуждения определяли сильные и слабые стороны реализации коммуникативной технологии, выстраивали перспективу дальнейшего ее применения на предприятиях общественного питания.
Более трети обучающихся составили группу с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны к самостоятельному решению в трудной ситуации.
Для обучающихся с очень высоким уровнем проявления коммуникативных и органи-
заторских способностей характерны потребность в общении, быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденное поведение в новом коллективе, инициативность, ситуатив-ность в принятии решения, отстаивание своего мнения и принятие его коллегами, активность в незнакомой компании, интерес и желание к организации игр, мероприятий. Они сами ищут дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности. Такие обучающиеся занимали активную позицию на занятиях, вступали в диалог, отстаивали и аргументировали свое мнение, выступали в роли спикера и модератора группы.
В целом освоение программы дисциплины способствовало овладению обучающими следующими результатами:
— знать основные понятия в области коммуникации; основы межличностного и делового общения, переговоров; теорию конфликтологии и психологии делового общения; методы и приемы построения эффективной коммуникации и взаимодействия, решения конфликтных ситуаций; принципы сотрудничества и создания имиджа предприятия;
— уметь формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска и неопределенности; осуществлять эффективную коммуникацию в коллективе, вести переговоры; предупреждать и эффективно разрешать конфликтные ситуации;
— владеть деловой письменной и устной речью, навыками публичной речи; организации устных и письменных коммуникаций с потребителями, партнерами и заинтересованными сторонами; методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; методами взаимодействия с потребителями, партнерами и другими заинтересованными сторонами.
Формирование данных знаний, умений и навыков при изучении дисциплины способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся, их профессиональному становлению.
В следующем учебном году планируется расширить диагностический инструментарий для более глубокого изучения коммуникативных способностей и учета их индивидуальных особенностей в подборе форм, методов, средств обучения, развития коммуникативной компетенции обучающихся в рамках данной дисциплины.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
2. Иванов В. В., Кошкарева О. А. Инновационное развитие территорий с низким научно-техническим потенциалом // Инновации. 2008. № 9. С. 25.
3. Килина И. А., Крапива Т. В., Маюрникова Л. А. Коммуникативные технологии в индустрии питания: учеб.-метод. пособие. Кемерово, 2016. 146 с.
4. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ : базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ / Минобрнауки РФ. М., 2009. 206 с.
УДК/UDC 371.13 О. Г. Красношлыкова, Г. Т. Васильчук
O. Krasnoshlykova, G. Vasilchuk
О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАССОГЛАСОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
ON THE WAYS TO OVERCOME A MISMATCH BETWEEN THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AND A TEACHER PROFESSIONAL STANDARD
Современные условия развития российского общества связаны с социокультурной и экономической модернизацией, потребовавшей изменений в системе современного об-
разования, что обусловливает изменение целей, задач и содержания педагогической деятельности учителей. В ситуации, когда меняются стратегические ориентиры образова-