Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Л.А., Тиссен П.П., Калимуллин Р.Р.

Цель исследования - определить тенденции перехода к реализации модели смешанного обучения в преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях. Методика и организация исследования. Реализованы методы: изучения нормативно-правовых документов в области физкультурно-оздоровительной работы и информатизации образования; обобщения передового педагогического опыта безопасной реализации оффлайн- и онлайн-средств в практике преподавания физической культуры. Результаты исследования и выводы. В качестве ведущих тенденций перехода к реализации модели смешанного обучения в методике преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях авторы определяют: повышение роли физкультурно-оздоровительной работы в реализации смешанного обучения; расширение передового педагогического опыта гармонизации традиционных и инновационных средств преподавания физической культуры. В контексте выделенных тенденций определены смысловые ориентиры и идейные конструкты смешанного обучения в преподавании физической культуры в общеобразовательной организации. В рамках смешанного обучения осуществляется рациональный выбор электронных физкультурно-оздоровительных практик для построения индивидуальных образовательных траекторий физического саморазвития и самосовершенствования обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в грамотной соотнесенности с их индивидуальными ресурсами и возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Л.А., Тиссен П.П., Калимуллин Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE TRANSITION TO THE IMPLEMENTATION OF THE BLENDED LEARNING MODEL IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Objective of the study was to determine the trends of transition to the implementation of the blended learning model in the teaching of physical culture in educational institutions. Methods and structure of the study. Implemented methods: study of legal documents in the field of physical culture and health work and informatization of education; summarizing the advanced pedagogical experience of the safe implementation of offline and online tools in the practice of teaching physical culture. Results and conclusions. As the leading trends in the transition to the implementation of the model of blended learning in the methodology of teaching physical education in educational organizations, the authors define: increasing the role of physical education and health work in the implementation of blended learning; expansion of advanced pedagogical experience of harmonization of traditional and innovative means of teaching physical culture. In the context of the identified trends, the semantic guidelines and ideological constructs of blended learning in the teaching of physical culture in a general educational organization are determined. Within the framework of blended learning, a rational choice of electronic physical culture and health practices is carried out to build individual educational trajectories of physical self-development and self-improvement of students (including those with special educational needs) in a competent correlation with their individual resources and capabilities.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 20.05.2022 г.

Доктор педагогических наук, доцент Л.А. Акимова1 Кандидат педагогических наук, доцент П.П. Тиссен1 Р.Р. Калимуллин1

1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

TRENDS IN THE TRANSITION TO THE IMPLEMENTATION OF THE BLENDED LEARNING MODEL IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Dr. Hab., Associate Professor L.A. Akimova1 PhD, Associate Professor P.P. Thissen1 R.R. Kalimullin1

1 Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Информация для связи с автором: lubovakimova@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - определить тенденции перехода к реализации модели смешанного обучения в преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях.

Методика и организация исследования. Реализованы методы: изучения нормативно-правовых документов в области физкультурно-оздоровительной работы и информатизации образования; обобщения передового педагогического опыта безопасной реализации оффлайн- и онлайн-средств в практике преподавания физической культуры.

Результаты исследования и выводы. В качестве ведущих тенденций перехода к реализации модели смешанного обучения в методике преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях авторы определяют: повышение роли физкультурно-оздоровительной работы в реализации смешанного обучения; расширение передового педагогического опыта гармонизации традиционных и инновационных средств преподавания физической культуры. В контексте выделенных тенденций определены смысловые ориентиры и идейные конструкты смешанного обучения в преподавании физической культуры в общеобразовательной организации. В рамках смешанного обучения осуществляется рациональный выбор электронных физкультурно-оздоровительных практик для построения индивидуальных образовательных траекторий физического саморазвития и самосовершенствования обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в грамотной соотнесенности с их индивидуальными ресурсами и возможностями.

Ключевые слова: смешанное обучение, методика преподавания, физическая культура.

Abstract

Objective of the study was to determine the trends of transition to the implementation of the blended learning model in the teaching of physical culture in educational institutions.

Methods and structure of the study. Implemented methods: study of legal documents in the field of physical culture and health work and informatization of education; summarizing the advanced pedagogical experience of the safe implementation of offline and online tools in the practice of teaching physical culture.

Results and conclusions. As the leading trends in the transition to the implementation of the model of blended learning in the methodology of teaching physical education in educational organizations, the authors define: increasing the role of physical education and health work in the implementation of blended learning; expansion of advanced pedagogical experience of harmonization of traditional and innovative means of teaching physical culture. In the context of the identified trends, the semantic guidelines and ideological constructs of blended learning in the teaching of physical culture in a general educational organization are determined. Within the framework of blended learning, a rational choice of electronic physical culture and health practices is carried out to build individual educational trajectories of physical self-development and self-improvement of students (including those with special educational needs) in a competent correlation with their individual resources and capabilities.

Keywords: blended learning, teaching methods, physical culture.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления методики преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях в контексте обновленной парадигмы интерактивного информационного педагогического взаимодействия в условиях смешанного обучения.

Цель исследования - определить тенденции перехода к реализации модели смешанного обучения в преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях.

Методика и организация исследования. Реализованы методы: изучения нормативно-правовых документов в обла-

сти физкультурно-оздоровительной работы и информатизации образования; обобщения передового педагогического опыта безопасной реализации оффлайн- и онлайн-средств в практике преподавания физической культуры (республик Башкирии и Татарстана, Самарской области, Челябинской области, Свердловской области, Красноярского края и Санкт-Петербурга).

Исследование выполнено по проекту «Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной организации с учетом реализации модели смешанного обучения», который реализуется при финансовой поддержке Мини-

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

стерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-0302021-044/1 от 30.06.2021 г и № 073-0302021-044/2 от 21 июля 2021 г к соглашению № 073-0302021-044 от 18 января 2021 г.)

Результаты исследования и их обсуждение. Ведущими тенденциями перехода к реализации модели смешанного обучения в методике преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях определены: повышение роли физкультурно-оздоровительной работы в реализации смешанного обучения; расширение передового педагогического опыта гармонизации традиционных и инновационных средств преподавания физической культуры.

Современный экологический кризис актуализирует установление гармоничных отношений между человеком и природой. Весьма высока роль современной системы образования в реализации потребности обучающегося определить границы собственного «Я», суверенности психологического и физического пространства, ценностей и смыслов, связей с другими для самореализации и самосовершенствования. Очевидна деструктивность традиционных подходов к развитию личности как объекта педагогических воздействий и ее психологического пространства, необходимость поиска «мягких» образовательных практик, обеспечивающих гармонизацию интересов личности, семьи, общества и государства, человекоразмерность психологического пространства личностного развития как меры «освоения человеком заложенного в нем природой и того, чего он добился сам как субъект культуры» (Э. В. Баркова) [6, с. 22]. Целесообразна организация физкультурно-оздоровительной работы, выстроенной на основе диалога, доверия, учета интересов и совместной ответственности субъектов образования в движении к физической культуре субъекта.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме смешанного обучения требует вовлечения обучающихся в физкультурно-оздоровительную деятельность, обеспечивающую достижение личных успехов для удовлетворения физических потребностей, психической и физической активности. При этом востребованными становятся подходы: персонифицированный, деятельностный, культурологический [1], которые реализуются в культурно-просветительных, адаптационно-формирующих, рекреативно-ориентированных образовательных практиках.

В этой связи акцентируется развитие педагогической валеологии [6], рассматривающей единство духовного и физического с точки зрения мотивации и самомотивации субъектов образования на здоровый образ жизни во взаимодействии с окружающей средой.

Расширение передового педагогического опыта гармонизации традиционных и инновационных средств преподавания физической культуры, как вторая тенденция, обусловлена, с одной стороны, массовым производством и освоением педагогической общественностью цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), с другой - переосмыслением возможностей их рационального использования в гибридных формах организации образовательного процесса.

В настоящее время спектр ЦОР, дополняющих традиционный педагогический инструментарий в практике физкультурного образования достаточно широк [2], в том числе для социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями [3]: от достижения частных задач с помощью баз данных учебного назначения (помогающих внедрению ЦОР в образовательный процесс по физической культуре), цифровых мультимедийных презентаций (актуализация знаний, показ нового двигательного действия, анализ спортивного события), цифровых программ оценки результатив-

ности обучения (контроль) до цифровых многоцелевых обучающих систем, обеспечивающих в комплексе обучение, контроль, самоконтроль и тренировки [4, 5].

Однако в условиях дистанционных форм педагогического взаимодействия не все возможности ЦОР могут быть реализованы, требуют оффлайн-взаимодействия: организация спортивных тренировок и соревнований с использованием компьютерных программ, проведение программно-аппаратной диагностики функциональных систем организма, реализация статичных технических средств (с информационными датчиками) для оценки состояния тренирующегося в режиме реального времени и управления тренировочным процессом со стороны учителя.

Выводы. В рамках смешанного обучения осуществляется рациональный выбор электронных физкультурно-оздоровительных практик для построения индивидуальных образовательных траекторий физического саморазвития и самосовершенствования обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в грамотной соотнесенности с их индивидуальными ресурсами и возможностями.

Литература

1. Акимова Л. А. Феномен «Смешанное обучение» в контексте методики преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях / Л. А. Акимова, Т. М. Панкратович // Шаг в науку. - 2021. - № 4. - С. 118-122.

2. Воронин Д. М. Обзор цифровых образовательных ресурсов для учителей физической культуры / Д. М. Воронин, Е. Г. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 72-1. - С. 58-60.

3. Кийкова Н. Ю. Социальная интеграция детей с особыми образовательными потребностями средствами физической культуры в условиях цифровой образовательной среды / Н. Ю. Кийкова, Н. И. Васильева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 4 (40). - С. 75-82.

4. Петров П. К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта / П. К. Петров // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3. - С. 86.

5. Черемных А. Н. Цифровые образовательные ресурсы как решение проблемы смешанного обучения в ходе освоения учебной дисциплины «Физическая культура» / А. Н. Черемных // Научно-педагогическое обозрение. - 2022. - № 1 (41). - С. 70-76.

6. Физиологические основы здоровья: учебное пособие / Н. П. Аба-скалова, Р. И. Айзман, Е. Н. Боровец [и др.]; отв. ред. Р. И. Айз-ман. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 351 с.

References

1. Akimova L.A., Pankratovich T.M. Fenomen «Smeshannoye obu-cheniye» v kontekste metodiki prepodavaniya fizicheskoy kultury v obshcheobrazovatelnykh organizatsiyakh [The phenomenon of "blended learning" in the context of the methodology of teaching physical culture in educational institutions]. Shag v nauku. 2021. No. 4. pp. 118-122.

2. Voronin D.M., Voronina E.G. Obzor tsifrovykh obrazovatelnykh resur-sov dlya uchiteley fizicheskoy kultury [Review of digital educational resources for teachers of physical culture]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. No. 72-1. pp. 58-60.

3. Kiykova N.Yu., Vasilyeva N.I. Sotsialnaya integratsiya detey s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami sredstvami fizicheskoy kultury v us-loviyakh tsifrovoy obrazovatelnoy sredy [Social integration of children with special educational needs by means of physical culture in a digital educational environment]. Professionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom. 2020. No. 4 (40). pp. 75-82.

4. Petrov P.K. Tsifrovyye informatsionnyye tekhnologii kak novyy etap v razvitii fizkulturnogo obrazovaniya i sfery fizicheskoy kultury i sporta [Digital information technologies as a new stage in the development of physical education and the sphere of physical culture and sports]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No. 3. p. 86.

5. Cheremnykh A.N. Tsifrovyye obrazovatelnyye resursy kak resheniye problemy smeshannogo obucheniya v khode osvoyeniya uchebnoy distsipliny «Fizicheskaya kultura» [Digital educational resources as a solution to the problem of blended learning in the course of mastering the academic discipline "Physical Culture"]. Nauchno-pedagogiches-koye obozreniye. 2022. No. 1 (41). pp. 70-76.

6. Abaskalova N.P., Aizman R.I., Borovets E.N. et al. Fiziologicheskiye osnovy zdorovya [Physiological foundations of health]. Study guide. Moscow: INFRA-M publ., 2020. 351 p.

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.