Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ "РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ" В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ "РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ" В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / "РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ" / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голикова Е.М., Панкратович Т.М., Нефедова В.Ю.

Цель исследования - теоретически обосновать модель смешанного обучения «ротаций станций» в преподавании физической культуры в школе. Методика и организация исследования. Модель «ротация станций» подразумевает чередование прямого личного общения педагога и обучающегося и опосредованного взаимодействия с включением информационно-телекоммуникационных технологий. Организация образовательного процесса с включением модели смешанного обучения «ротация станций» в методику преподавания физической культуры в общеобразовательной школе представляет собой технологический цикл, состоящий из следующих этапов: планирование, организация учебного процесса, оценка достижений обучающихся, анализ сильных и слабых сторон модели. Результаты исследования и выводы. Модель «ротация станций» ориентирована на персонализацию, саморазвитие, рефлексию, самостоятельность и активность обучающихся. В то же время эффективность применения данной модели достигается при высокой мотивационной готовности преподавателя к осуществлению образовательной деятельности в условиях смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голикова Е.М., Панкратович Т.М., Нефедова В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING OF THE MODEL OF BLENDED LEARNING "STATION ROTATION" IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION IN A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Objective of the study was to theoretically substantiate the model of mixed learning "station rotation" in teaching physical education at school. Methods and structure of the study. The “station rotation” model implies the alternation of direct personal communication between the teacher and the student and indirect interaction with the inclusion of information and telecommunication technologies. The organization of the educational process with the inclusion of the blended learning model "station rotation" in the methodology of teaching physical culture in a secondary school is a technological cycle consisting of the following stages: planning, organization of the educational process, assessment of students' achievements, analysis of the strengths and weaknesses of the model. Results and conclusions. The "station rotation" model is focused on personalization, self-development, reflection, independence and activity of students. At the same time, the effectiveness of the application of this model is achieved with a high motivational readiness of the teacher to carry out educational activities in conditions of blended learning.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ "РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ" В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

АКТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК/UDC 37.037.1

Поступила в редакцию 1.08.2022 г.

Информация для связи с автором: gks-07@mai.ru

Доктор педагогических наук, доцент, профессор Е.М. Голикова1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Панкратович1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Нефедова1

1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

UPDATING OF THE MODEL OF BLENDED LEARNING "STATION ROTATION" IN TEACHING PHYSICAL EDUCATION IN A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Dr. Hab., Associate Professor, Professor E.M. Golikova1 PhD, Associate Professor T.M. Pankratovich1 PhD, Associate Professor V.Yu. Nefedova1

1 Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать модель смешанного обучения «ротаций станций» в преподавании физической культуры в школе. Методика и организация исследования. Модель «ротация станций» подразумевает чередование прямого личного общения педагога и обучающегося и опосредованного взаимодействия с включением информационно-телекоммуникационных технологий. Организация образовательного процесса с включением модели смешанного обучения «ротация станций» в методику преподавания физической культуры в общеобразовательной школе представляет собой технологический цикл, состоящий из следующих этапов: планирование, организация учебного процесса, оценка достижений обучающихся, анализ сильных и слабых сторон модели. Результаты исследования и выводы. Модель «ротация станций» ориентирована на персонализацию, саморазвитие, рефлексию, самостоятельность и активность обучающихся. В то же время эффективность применения данной модели достигается при высокой мотивационной готовности преподавателя к осуществлению образовательной деятельности в условиях смешанного обучения.

Ключевые слова: физическая культура, смешанное обучение, «ротация станций», обучающиеся.

Abstract

Objective of the study was to theoretically substantiate the model of mixed learning "station rotation" in teaching physical education at school. Methods and structure of the study. The "station rotation" model implies the alternation of direct personal communication between the teacher and the student and indirect interaction with the inclusion of information and telecommunication technologies. The organization of the educational process with the inclusion of the blended learning model "station rotation" in the methodology of teaching physical culture in a secondary school is a technological cycle consisting of the following stages: planning, organization of the educational process, assessment of students' achievements, analysis of the strengths and weaknesses of the model.

Results and conclusions. The "station rotation" model is focused on personalization, self-development, reflection, independence and activity of students. At the same time, the effectiveness of the application of this model is achieved with a high motivational readiness of the teacher to carry out educational activities in conditions of blended learning.

Keywords: physical culture, blended learning, "station rotation", students.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Переход образования к активному использованию информационно-коммуникативных ресурсов, внедрение новых технологий в образовательный процесс, видоизменение самого образования под воздействием технологического прогресса - данность многих стран мира. При этом, несмотря на многообразие информации, доступной школьнику в глобальных сетях, роль педагога в процессе обучения и воспитания становится определяющей. Для успешности работы педагог должен в совершенстве владеть необходимым инструментарием, оказывающим эффективное воздействие на процесс обучения, воспитания, саморазвитие и самосовершенствование [3]. Внедрение цифровых технологий в методику преподавания физической культуры в школе отражает необходимость модернизации урока, как с точки зрения мотива педагога (зачем это делать?), так и с учетом мотивации обучающихся к получению новых знаний (заинтересо-

ванность к изучению предмета, учитывая новый формат восприятия информации; умозаключение и рефлексия). Структура смешанного обучения может варьироваться. Существует множество форм и способов организации смешанного обучения. В образовательном процессе выделяют боле 40 моделей смешанного обучения, при этом, следует отметить, что не все они одинаково эффективны [4]. Наиболее приемлемыми и доступными моделями смешанного обучения являются: «перевернутый класс», «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкая модель». В предлагаемых моделях присутствуют персонализация, саморазвитие, рефлексия, самостоятельность и активность [1]. Проанализировав технологическую составляющую содержание реализации каждой модели, выявлено, что в методику преподавания физической культуры возможно внедрить только две модели - «перевернутый класс» и «ротация станций». Обучение с применением мо-

110

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

дели смешанного обучения будет эффективным, при учете мотивационной готовности ребенка в самостоятельном овладении знаний,умений и опытом [2].

Цель исследования - теоретически обосновать модель смешанного обучения «ротаций станций» в преподавании физической культуры в школе.

Методика и организация исследования. Научная работа выполнялась в рамках государственного задания «Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной организации с учетом реализации модели смешанного обучения», при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ (дополнительные соглашения № 073-0302021-044/1 от 30.06.2021 г и № 073-0302021044/2 от 21 июля 2021 г к соглашению № 073-0302021-044 от 18 января 2021 г).

Модель «ротация станций» подразумевает чередование прямого личного общения педагога и обучающегося и опосредованного взаимодействия с включением опосредованных информационно-телекоммуникационных технологий. Порядок чередования устанавливает педагог Он может быть фиксированным или гибким. Например, изучение нового материала может осуществляться с использованием цифровых ресурсов и образовательных платформ, а закрепление освоенного материала и отработка навыков на практической части урока совместно с педагогом. При реализации данной модели педагог выполняет функцию помощника при выполнении задания.

Результаты исследования и их обсуждение. Организация образовательного процесса с включением модели смешанного обучения «ротация станций» в методику преподавания физической культуры в общеобразовательной школе представляет собой технологический цикл, состоящий из следующих этапов: планирование, организация учебного процесса, оценка достижений обучающихся, анализ сильных и слабых сторон модели (рис. 1).

Этап планирования ориентирован на конечный результат. Педагог должен знать, чему научатся дети по окончании урока, фрагмента нескольких уроков. Учебные цели и есть ожидаемый результат урока. Это ориентирует педагога на подбор критериев оценки учебной деятельности. Далее планируется сам процесс деятельности обучающегося на уроке. На этом этапе необходимо понимать, для чего это делать.

Желание обучаться определено мотивационной готовностью. На каждом возрастном этапе ребенок должен осознавать, для чего необходимо знать, уметь, приобретать опыт в разных сферах деятельности. Урок физической культуры - это урок двигательной активности. Каждый возрастной этап ориентирует на восхождение к тому или иному уровню: ознакомление и понимание; возможность применения полученных знаний двигательной деятельности (двигательных навыков, креативного мышления, знаний о функциональных

Планирование

Организация учебного процесса

Анализ деятельности

педагога с применением модели

м

Оценка достижений обучающегося

Работа с учителем (разбор упражнения на элементы, его целостное выполнение)

/ ч

Рис. 1. Организация образовательного процесса с применением модели смешанного обучения в методике преподавания физической культуры в школе

Рис. 2. Модель «ротация станций»

особенностях, полученных в физкультурно-спортивной деятельности); анализ, синтез и оценка (умение планировать собственную двигательную активность, понимание роли физической культуры, знание индивидуальных функциональных особенностей, умение выстраивать индивидуальную траекторию функционального здоровья). Для перехода на каждый уровень ребенок должен овладеть и инструментальной готовностью. То есть понимать, как возможно выполнить то или иное упражнение и какую функцию оно несет при ее применении.

Планирование урока ориентировано на двигательную деятельность. В соответствии с мотивами выстраивается вектор построения урока. Построение урока физической культуры «от задания» предусматривает выбор задания и система оценивания. Задание должно раскрыть тему и служить средством организации учебной деятельности. В рамках модели смешанного обучения задания могут быть репродуктивные и продуктивные. Они учитывают разные типы деятельности и разную организацию. В условиях смешанного обучения при выборе модели «ротация станций» следует спланировать, какое место в учебно-воспитательном процессе принадлежит каждому компоненту - очному, ИКТ-опосредованному, саморазвитию. Эксперимент осуществлялся на базе школ г. Оренбурга, в котором приняли участие обучающиеся 6-х классов. Модель «ротация станций» была реализована в методике преподавания физической культуры по трем станциям. Каждый класс был разделен на три подгруппы, каждая подгруппа проходила каждую станцию по запланированной теме урока (рис. 2).

Возможно осуществлять моделирование четырех станций. Например, индивидуальная работа каждого обучающегося или же индивидуальное задание выполняет обучающийся с ОВЗ, по ранее разработанной и изученной программе. Педагог самостоятельно корректирует наполняемость компонентов, индивидуальную и групповую работу с обучающимися в зависимости от потребностей конкретного ученика, учебной группы, класса, параллели. Образовательная организация самостоятельно планирует содержание и долю каждого из компонентов модели смешанного обучения.

Опираясь на модельные характеристики «смешанного обучения», в ходе анализа и подбора эффективного инструментария, позволяющего внедрить их в практику преподавания физической культуры, был предложен тематический план освоения содержания программы «Физическая культура», с последовательным отслеживанием результата освоения разделов: знаниевого компонента, самостоятельности и активности обучающихся.

Оценивание и контроль результатов обучения осуществлялись с использованием критериев. В исследовании рассматривались дополнительные критерии: знаниевый компонент; активность и самостоятельность. По завершении сравнивались результаты, запланированные педагогом, с полученными результатами. Показатели знаний определялись по показателям полноты и прочности усвоенного мате-

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

риала по предмету «Физическая культура». В качестве контроля применялись тестовые задания.

Выводы. Модель «ротация станций» ориентирована на персонализацию, саморазвитие, рефлексию, самостоятельность и активность обучающихся. В то же время эффективность применения данной модели достигается при высокой мотивационной готовности преподавателя к осуществлению образовательной деятельности в условиях смешанного обучения.

Литература

1. Андреева Н. В. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. - М.: «Национальная Открытая Школа», «#Ed Crunch», «Рыбаков Фонд», 2016. - 280 с.

2. Любивая В. Д. Развитие автономии и повышение мотивации учащихся посредством приемов смешанного обучения. / В. Д. Любивая [Эл. ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/10/11/razvitie-avtonomii-i-povyshenie.

3. Медведева М. С. Формирование готовности будущего учителя к работе в условиях смешанного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. С. Медведева. - Нижний Новгород, 2015. - 220 с.

4. Мишота И. Ю. Применение «смешанного» обучения ("blended learning") в образовательном процессе в вузах / И. Ю. Мишота. // Сборник трудов Историко-архивного института: рецензируемый сб. науч. тр. Т. 39. - М., 2012. - С. 452-456.

5. Москвин К. М. Роль смешанного обучения в процессе профили-зации системы среднего общего образования / К. М. Москвин // Наука и Школа - 2020. - № 4. - С. 152-159.

References

1. Andreeva N.V., Rozhdestvenskaya L.V., Yarmakhov B.B. Shag shkoly v smeshannoye obucheniye [School's step into blended learning]. Moscow: «Natsionalnaya Otkr>/taya Shkola», «#Ed Crunch», «Rybakov Fond» publ., 2016. 280 p.

2. Loving V.D. Razvitiye avtonomii i povysheniye motivatsii uchashchikh-sya posredstvom priyemov smeshannogo obucheniya [Development of autonomy and increasing the motivation of students through blended learning techniques] [Electronic resource]. Available at: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/li-brary/2015/10/11/razvitie-avtonomii-i-povyshenie.

3. Medvedeva M.S. Formirovaniye gotovnosti budushchego uchitelya k rabote v usloviyakh smeshannogo obucheniya [Formation of the readiness of the future teacher to work in conditions of blended learning]. PhD diss.: 13.00.01. Nizhny Novgorod, 2015. 220 p.

4. Mishota I.Yu. Primeneniye «smeshannogo» obucheniya ("blended learning") v obrazovatelnom protsesse v vuzakh [The use of "blended" learning ("blended learning") in the educational process in universities]. Proceedings of the Historical and Archival Institute. Vol. 39. Moscow, 2012. pp. 452-456.

5. Moskvin K.M. Rol smeshannogo obucheniya v protsesse profilizat-sii sistemy srednego obshchego obrazovaniya [The role of blended learning in the process of profiling the system of secondary general education]. Nauka i Shkola. 2020. No. 4. pp. 152-159.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ

Доктор педагогических наук, профессор М.П. Бандаков1 А.А. Тарасова1

1Вятский государственный университет, Киров

УДК/UDC 796.01:61

Ключевые слова: физическая реабилитация, информационные технологии, постинсультные пациенты.

Введение. На современном этапе преобразований в нашей стране все большую медико-социальную значимость приобретает поиск новых подходов к модернизации системы физической реабилитации постинсультных пациентов и своевременному использованию средств физической реабилитации на различных этапах процесса восстановления [1].

Цель исследования - теоретически обосновать применение информационных технологий в процессе физической реабилитации постинсультных пациентов.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе физической реабилитации постинсультных пациентов первостепенную роль играет их мотивация на восстановление здоровья, которая, по нашему мнению, достигается путем повышения уровня знаний, грамотности пациентов в области физической реабилитации, а также интереса к проведению самостоятельных занятий специальными комплексами физических упражнений.

В рамках настоящего исследования решение проблемы формирования мотивации предусматривает выполнение комплекса взаимосвязанных задач:

- приобретение знаний о причинах возникновения инсульта, его видах и клинических проявлениях;

- ознакомление с видами и путями применения информационных технологий в различных видах деятельности человека, в том числе и в физической реабилитации;

- формирование знаний о методике преимущественного применения различных видов информационных технологий

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL REHABILITATION OF POST-STROKE PATIENTS

Dr. Hab., Professor M.P. Bandakov1 A.A. Tarasova1

1Vyatka State University, Kirov

Поступила в редакцию 13.09.2022 г.

на различных формах занятий, в том числе и на самостоятельных занятиях в домашних условиях.

Для выполнения поставленных задач физической реабилитации на позднем периоде восстановления определены следующие виды информационных технологий:

• технологии мультимедиа;

• телекоммуникационные технологии (видеолекции, видеоматериалы для самостоятельных занятий по физической реабилитации);

• интернет-технологии (онлайн-консультации);

• технологии хранения и предоставления информации (авторские методические рекомендации, представленные на бумажных и электронных носителях);

• информатизация контроля и измерения результатов обучения, восстановления показателей качества движений, изменения уровня функциональной работоспособности, развития силовых и координационных способностей. Вывод. Применение информационных технологий в процессе реабилитации постинсультных пациентов позволяет получать своевременную информацию о новых знаниях и практиках в области восстановления здоровья, систематически проводить функциональный мониторинг для выявления различных изменений физического состояния организма и применять соответствующие техники и инструменты реабилитации.

Литература

1. Масабаев Е. С. Применение 1Т-технологий в реабилитации постинсультных больных (литературный обзор) / Е. С. Масабаев, Ф. Ж. Шокутбаева, А. М. Кабдешев // Молодой ученый. - 2016. -№ 30 (134). - С. 111-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация для связи с автором: anastasiya.ignatova.job@mail.ru

112

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.