ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
УДК/UDC 378.018.43
Поступила в редакцию 21.10.2021 г.
Доктор педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Панкратович1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Нефедова1
Юренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
APPLiCATiON OF THE BLENDED LEARNING MODEL iN TEACHING PHYSiCAL CULTURE iN SCHOOL
Dr. Hab., Associate Professor E.M. Golikova1 PhD, Associate Professor T.M. Pankratovich1 PhD, Associate Professor V.Yu. Nefedova1
1 Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать модель смешанного обучения в преподавании физической культуры в школе.
Методика и организация исследования. В первой части эксперимента была разработана анкета и проведен опрос учителей физической культуры о возможности использования информационно-телекоммуникационных технологий развивающего обучения. В опросе участвовало 86 учителей физической культуры из 22 территорий Оренбургской области. Вторая часть экспериментальной работы была связана с подбором наиболее эффективных вариантов моделей преподавания физической культуры с учетом практико-ориентированного традиционного обучения в сочетании с самоорганизованным дистанционным форматом.
Результаты исследования и выводы. Изучая характеристики цифровых платформ, рекомендованных для применения в образовательном процессе школы, наиболее доступной и преемственной является модель «смешанного обучения». Опираясь на модельные характеристики «смешанного обучения» в ходе анализа и подбора эффективного инструментария, позволяющего внедрить их в практику преподавания физической культуры, был предложен тематический план освоения содержания программы «Физическая культура», с последовательным отслеживанием результата освоения разделов: знаниевого компонента, самостоятельности и активности обучающихся.
Ключевые слова: модель смешанного обучения, характеристики цифровых платформ, информационно-телекоммуникационные технологии.
Abstract
Objective of the study was to scientifically substantiate the model of blended learning in teaching physical culture at school.
Methods and structure of the study. In the first part of the experiment, a questionnaire was developed and a survey of physical education teachers was conducted on the possibility of using information and telecommunication technologies for developing education. The survey involved 86 physical education teachers from 22 territories of the Orenburg region. The second part of the experimental work was connected with the selection of the most effective variants of physical education teaching models, taking into account the practice-oriented traditional education in combination with a self-organized distance format.
Results and conclusions. Studying the characteristics of digital platforms recommended for use in the educational process of the school, the most accessible and successive model is "blended learning". Based on the model characteristics of "blended learning" in the course of analysis and selection of effective tools that allow them to be introduced into the practice of teaching physical culture, a thematic plan for mastering the content of the program "Physical Education" was proposed, with consistent tracking of the result of mastering sections: knowledge component, independence and activity students.
Keywords: blended learning model, characteristics of digital platforms, information and telecommunication technologies.
Введение. Модернизация общего образования актуализируется необходимостью использования информационно-телекоммуникационных ресурсов развивающего обучения. При этом модели «смешанного обучения» рассматриваются как значимый регулятив в образовании и подготовке выпускников школ для формирования жизненной и образовательной успешности, поступления в профессиональные образовательные учреждения и оптимальной интеграции в общество.
Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий развивающего обучения в учебную деятельность, а также видоизменение самого образования, связанного с инклюзией, возникновением новой короновирусной инфекции COVID-19, ворвавшейся в жизнь людей всего мира, ускорило данный процесс. Новые подходы в обучении школьников предполагают переход к самостоятельной работе обучающихся, в том числе и по предмету «Физическая куль-
№6 • 2022 Июнь | Juni
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
тура». Несмотря на ее положительные стороны, организация самостоятельных занятий физической активностью является сложной педагогической задачей, требующей дополнительного контроля со стороны преподавателя, так как речь идет о сохранении и развитии здоровья обучающихся. Анализ предлагаемых технологий для проведения занятий по физической культуре с возможностью использования моделей смешанного обучения привел к поиску наиболее эффективных образовательных ресурсов и платформ. Использование их в практике урока «Физическая культура» не снизит прак-тико-ориентированное содержание предмета, а усилит его, освобождая время на телесно-ориентированное развитие обучающихся.
Цель исследования - научно обосновать модель смешанного обучения в преподавании физической культуры в школе.
Методика и организация исследования. Педагогическая разработка выполнялась в рамках государственного задания «Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной организации с учетом реализации модели смешанного обучения», при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ (дополнительные соглашения № 073-0302021-044/1 от 30.06.2021 г. и № 073-0302021-044/2 от 21 июля 2021 г. к соглашению № 073-0302021-044 от 18 января 2021 г).
В первой части эксперимента была разработана анкета и проведен опрос учителей физической культуры о возможности использования информационно-телекоммуникационных технологий развивающего обучения. В опросе участвовало 86 учителей физической культуры из 22 территорий Оренбургской области. Опросник включал в себя 22 вопроса, отражающих следующее содержание: какие информационные ресурсы используют педагоги в работе, какой материал программы «Физическая культура» предлагают обучающимся для изучения, какие педагогические модели и технологии применяют на практике и т. д.
Вторая часть экспериментальной работы была связана с подбором наиболее эффективных вариантов моделей преподавания физической культуры с учетом практико-ори-ентированного традиционного обучения в сочетании с самоорганизованным дистанционным форматом. Изучая характеристики цифровых платформ, рекомендованных для применения в образовательном процессе школы, наиболее доступной и преемственной является модель «смешанного обучения». Опираясь на модельные характеристики «смешанного обучения» в ходе анализа и подбора эффективного инструментария, позволяющего внедрить их в практику преподавания физической культуры, был предложен тематический план освоения содержания программы «Физическая культура», с последовательным отслеживанием результата освоения разделов: знаниевого компонента, самостоятельности и активности обучающихся.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса педагогов школ показал, что 28 % учителей отметили слабую материальную базу (отсутствие ПК и программного обеспечения, видеоаппаратуры), поэтому в период вынужденной изоляции и применения дистанционного обучения учителя использовали в основном следующие образовательные информационно-телекоммуникационные ресурсы: Zoom (84,4 %), ВКонтакте (68,7 %), E-mail (97,2 %) с помощью телефонных устройств. Частично использовались платформы Skype и Я-класс (6,2 %), Учи.ру (12,5 %),
РЭШ (1 %) , Класс-рум, Google-класс, сайт учителя и др. [2]. Выявлено, что (66 0%) отмечают слабую разработанность программно-содержательного обеспечения (календарно-тема-тического и поурочного планирования) учебного процесса по физической культуре и отсутствие учебно-методических материалов по использованию смешанного обучения и информативной цифровой среды.
Второй экспериментальный блок связан с внедрением тематического плана в практическую работу общеобразовательных организаций Оренбургской области. Содержательная часть плана включает в себя разделы программы и темы, в которых структурно конкретизирован урок, подобраны электронно-образовательные ресурсы, помогающие учителю при подготовке к уроку, а обучающемуся дополнить и усилить знания по физической культуре, не снижая времени практической части урока на теоретический блок.
Процесс отслеживания достигнутых результатов при внедрении модели смешанного обучения учитывал характеристики универсальных компетенций, которые формируются у обучающихся в процессе занятий физической культурой при внедрении модели «смешанного обучения». Дополнительно были разработаны показатели (знаниевые характеристики, самостоятельность и активность) сфор-мированности знаний по предмету «Физическая культура» и освоение ценностей физической культуры, которые проверили во фронтальном эксперименте. В эксперименте была использована модель смешанного обучения «перевернутый класс». Полученные результаты до и после эксперимента показали, что в основной группе показатель знаниевого компонента увеличился на 14 %, тогда как в контрольной группе - на 4 %; результаты самостоятельности и активности обучающихся повысились на 30 % в основной группе и на 4 % в контрольной группе.
Выводы. Возможность и доступность применения информационных ресурсов обучения в преподавании предмета «Физическая культура» позволяет представить материал, включенный в тематический план дисциплины, в электронном виде, что актуализирует создание модели смешанного обучения «перевернутый класс» в практике занятий физической культурой обучающихся. Литература
1. Кучма, В.Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 / В.Р. Кучма, А.С. Седова, М.И. Степанова и др. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2020. - № 2. - С. 4-19.
2. Тиссен, П.П. Особенности организации смешанного обучения в процессе физкультурного образования школьников / П.П. Тиссен // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: XV Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: ФГБОУ Во «Уфимский государственный авиационный технический университет», 2021. - С. 61.
References
1. Kuchma V.R., Sedova A.S., Stepanova M.I. et al. Osobennosti zhiznedeyatelnosti i samochuvstviya detej i podrostkov, distancionno obuchayushchihsya vo vremya epidemii novoj koronavirusnoj infekcii COVID-19 [Features of the life and well-being of children and adolescents who study remotely during the epidemic of the new coronavi-rus infection COVID-19]. Voprosy shkolnoj i universitetskoj mediciny i zdorovya. 2020. No. 2. pp. 4-19.
2. Thyssen P.P. Osobennosti organizacii smeshannogo obucheniya v processe fizkulturnogo obrazovaniya shkolnikov [Features of the organization of blended learning in the process of physical education of schoolchildren]. Aktualnye problemy fizicheskoj kultury, sporta i turizma [Actual problems of physical culture, sports and tourism]. Proceedings intern. scientific-practical conf. Ufa: Ufimskij gosudarst-vennyj aviacionnyj tekhnicheskij universitet publ., 2021. p. 61.
112
http://www.teoriya.ru
№6^ 2022 Июнь | Juni