ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАцИЯХ
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 21.10.2021 г.
Доктор педагогических наук, доцент Л.А. Акимова1 Кандидат педагогических наук, доцент П.П. Тиссен1 Р.Р. Калимуллин1
Юренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
PREREQUiSiTES FOR THE TRANSiTiON TO THE iMPLEMENTATiON OF THE BLENDED LEARNiNG MODEL iN THE METHODOLOGY OF TEAOHiNG PHYSiCAL CULTURE iN GENERAL EDUOATiONAL ORGANiZATiONS
Dr. Hab., Associate Professor L.A. Akimova1 PhD, Associate Professor P.P. Thyssen1 R.R. Kalimullin1
1 Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - теоретически обосновать социокультурные, нормативные и педагогические предпосылки внедрения модели смешанного обучения в методику преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях.
Методика и организация исследования. В работе проведены: теоретический анализ нормативно-правовых документов в области физкультурно-оздоровительной работы и информатизации образования; обобщение передового педагогического опыта безопасной реализации оффлайн- и онлайн-средств в практике преподавания физической культуры; SWOT-анализ. Результаты исследования и выводы. В числе основополагающих социокультурных предпосылок перехода к реализации модели смешанного обучения в преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях выделен феномен технологизации. В качестве нормативных предпосылок выступает правовое регулирование охраны жизни и здоровья обучающихся с использованием вариативного спектра организации физкультурно-оздоровительной работы, физического воспитания. Педагогическими предпосылками исследуемого процесса выступают обновление образовательных ресурсов физической культуры на основе инновационных цифровых технологий, развитие вариативных форм совместного образовательного взаимодействия по освоению субъектами образования ценностей физической культуры.
Ключевые слова: смешанное обучение, методика преподавания, физическая культура.
Abstract
Objective of the study was to theoretically substantiate the socio-cultural, normative and pedagogical prerequisites for the introduction of the blended learning model into the methodology of teaching physical culture in educational institutions.
Methods and structure of the study. The work carried out: theoretical analysis of legal documents in the field of sports and health work and informatization of education; generalization of advanced pedagogical experience of safe implementation of offline and online tools in the practice of teaching physical culture; SWOT analysis.
Results and conclusions. Among the fundamental socio-cultural prerequisites for the transition to the implementation of the blended learning model in the teaching of physical culture in educational institutions, the phenomenon of technolo-gization is singled out. The legal regulation of the protection of life and health of students with the use of a variable spectrum of the organization of physical culture and health work, physical education acts as normative prerequisites. The pedagogical prerequisites of the process under study are the renewal of the educational resources of physical culture based on innovative digital technologies, the development of variable forms of joint educational interaction for the development of the values of physical culture by the subjects of education.
Keywords: blended learning, teaching methods, physical culture.
Введение. Актуальность исследования обусловлена воздействием информатизации общества на систему образования, значительно дополняющей реалии образовательных практик воспитания жизнеспособного поколения. В условиях пандемии и развития вариативных форм организации образовательного процесса требуется обновление методики преподавания физической культуры в общеобразовательной организации на основе смешанного обучения как значимого фактора оздоровления детей и молодежи, формирования их жизненной и образовательной успешности, оптимальной интеграции в социум.
Цель исследования - теоретически обосновать социокультурные, нормативные и педагогические предпосылки
внедрения модели смешанного обучения в методику преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях.
Методика и организация исследования. В рамках исследования проведены: теоретический анализ нормативно-правовых документов в области физкультурно-оздоровительной работы и информатизации образования; обобщение передового педагогического опыта безопасной реализации оффлайн и онлайн-средств в практике преподавания физической культуры; SWOT-анализ.
Исследование выполнено по проекту «Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной органи-
№6 • 2022 Июнь | Juni
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
зации с учетом реализации модели смешанного обучения», которое реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-0302021-044/1 от 30.0 6.2021 г и № 073-0302021-044/2 от 21 июля 2021 г к соглашению № 073-0302021-044 от 18 января 2021 г).
Результаты исследования и их обсуждение. В числе основополагающих социокультурных предпосылок перехода к реализации модели смешанного обучения в преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях выделен феномен технологизации, который выступает трендом образа жизни современного общества и человека, ведущим средством реализации физкультурного образования в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, требующим изменения содержания и организации образовательного процесса в сторону технологичности.
Содержательное наполнение термина «технологизация» [3] наиболее емко отражает потребность образовательной практики в построении образовательного процесса по физической культуре сообразно технологическому циклу (в рамках учебного года), обеспечивающему завершенность структурным и содержательным элементам смешанного обучения. В данном контексте технологическую цепочку преподавания физической культуры можно представить в виде алгоритма системных действий учителя и обучающихся при переходе от одной формы взаимодействия к другой.
Смешанное обучение в авторском понимании может выступать базовым регулятивом современного физического воспитания личности, обеспечивающим рациональное сочетание информационно-образовательных ресурсов очного (практика) и дистанционного (теория) обучения с элементами самообразования. Феномен технологизации содержательно ориентирует на определение способа организации взаимодействия между педагогом, обучающимися и разнообразными источниками информации, который в смысловом аспекте призван обеспечить минимизацию рисков и усиление влияния положительных факторов оффлайн- и онлайн-обучения.
В качестве нормативных предпосылок модели смешанного обучения выступает правовое регулирование охраны жизни и здоровья обучающихся с использованием вариативного спектра организации физкультурно-оздоровительной работы, физического воспитания.
Реализация модели смешанного обучения должна осуществляться в условиях безопасного сочетания онлайн-(теоретический аспект расширения знания о сохранении и развитии здоровья, физической подготовленности по телесному, душевному и социальному векторам) и оффлайн-(практическое развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультур-но-спортивной деятельности) форматов, обеспечивающих обретение обучающимися умений и навыков самоорганизации, самоуправления физическим совершенствованием при самостоятельном выборе образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения для достижения учебной и жизненной успешности.
Педагогическими предпосылками исследуемого процесса выступают обновление образовательных ресурсов физической культуры на основе инновационных цифровых технологий, развитие вариативных форм совместного образовательного взаимодействия по освоению субъектами образования ценностей физической культуры.
Обновление образовательных ресурсов физической культуры на основе инновационных цифровых технологий усиливает спектр сильных сторон внедрения и реализации
модели смешанного обучения в преподавании физической культуры, к которым можно отнести адекватность организации физкультурного образования и воспитания реалиям современной жизни; гибкость образовательного процесса; вариативность традиционных и инновационных методов педагогического взаимодействия; расширение спектра возможностей повышения квалификации преподавателей и коммуникаций обучающихся; расширение мультимедийных каналов связи обучающегося с учителем; реализацию индивидуальных образовательных траекторий освоения физической культуры (включенность каждого ученика в образовательный процесс); объективность контроля образовательных результатов; стимулирование систематической самостоятельной работы обучающихся.
Однако нельзя забывать и о слабых сторонах модели смешанного обучения, к которым можно отнести: несовершенство законодательной базы по реализации электронных образовательных ресурсов; недостаточность электронных ресурсов для преподавания физической культуры; низкую ИКТ-компетентность учителей.
Развитие вариативных форм педагогического взаимодействия в условиях смешанного обучения ориентирует на минимизацию рисков его внедрения в преподавание физической культуры.
Выводы. Эффективность смешанного обучения в методике преподавания физической культуры возможна на основе созидательной интеграции и оптимального соотношения оффлайн-реалий практических физкультурных занятий и дополняющих их онлайн- теоретических мероприятий просветительского характера с их направленностью на безопасную трансляцию обучающимся ценностей физической культуры, воспитанию у них стабильного интереса к регулярным занятиям физкультурно-спортивной направленности.
Литература
1. Акимова, Л.А. Представления будущего учителя физической культуры о безопасности профессиональной деятельности / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 7. - С. 22-24.
2. Васильева, Н.И. Использование цифровой образовательной среды при изучении предмета «физическая культура» / Н.И. Васильева // Школьные технологии. - 2020. - № 5. - С. 20-32.
3. Игна, О.Н. Анализ понятийного поля «Технологизация образования» / О.Н. Игна // Общество. Коммуникация. Образование. -2011. - № 124. - С. 63-67.
4. Тиссен, П.П. Особенности организации смешанного обучения в процессе физкультурного образования школьников / П.П. Тиссен // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: XV Международная научно-практическая конференция. - Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. - С. 61.
References
1. Akimova L.A., Lutovina E.E., Chikeneva I.V. Predstavleniya budush-chego uchitelya fizicheskoj kultury o bezopasnosti professionalnoj deyatelnosti [Representations of the future teacher of physical culture on the safety of professional activity ]. Teoriya i praktika fiz. kultury.. 2021. No. 7. pp. 22-24.
2. Vasilyeva N.I. Ispolzovanie cifrovoj obrazovatelnoj sredy pri izuchenii predmeta «fizicheskaya kultura» [The use of the digital educational environment in the study of the subject "physical culture"]. Shkolnye tekhnologii. 2020. No. 5. pp. 20-32.
3. Igna O.N. Analiz ponyatijnogo polya «Tekhnologizaciya obrazovaniya» [Analysis of the conceptual field "Technologization of education"]. Obshchestvo. Kommunikaciya. Obrazovanie. 2011. No. 124. pp. 63-67.
4. Thyssen P.P. Osobennosti organizacii smeshannogo obucheniya v processe fizkulturnogo obrazovaniya shkolnikov [Features of the organization of blended learning in the process of physical education of schoolchildren]. Aktualnye problemy fizicheskoj kultury, sporta i turizma [Actual problems of physical culture, sports and tourism]. Proceedings International scientific-practical conference. Ufa: Ufa State Aviation Technical University publ., 2021. p. 61.
5. Akimova, L.A. Physical education and health service safety standards in education system / L.A. Akimova, E.E. Lutovina, I.V. Chikeneva // Theory and Practice of Physical Culture. 2019. No. 4. pp. 65-67.
110
http://www.teoriya.ru
№6^ 2022 Июнь | Juni