Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
УДК 331.55
Тенденции миграционных процессов в Республике Татарстан
Шигапова Д.К.
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры управления человеческими ресурсами Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье исследуются особенности миграционной ситуации в Республике Татарстан. Определяются факторы миграционной привлекательности Республики Татарстан, особенности и закономерности миграционных потоков, интенсивность миграционного оборота, структура миграционного прироста, динамика и сальдо миграции, возраст и уровень образования, национальность мигрантов, обосновывается необходимость миграции и эффективной миграционной политики. В рамках исследования предлагается проект создания Биржи труда для иностранных граждан, предложены практические рекомендации по регулированию миграционных процессов в Республике Татарстан.
Ключевые слова: миграция, мигранты, демографические процессы, сальдо миграции, трудовая мобильность, миграционная привлекательность, биржа труда, рынок труда.
Стержнем любого сценария социально-экономического развития Республики Татарстан является переход к устойчивому экономическому росту в рамках определенной стратегической направленности структурной и технологической перестройки экономики. Успешная реализация стратегических задач экономики во многом зависит от эффективности использования трудовых ресурсов, эффективной миграционной политики [1, с. 12].
Демографическая ситуация, сложившаяся в Республике Татарстан, имеет ряд неблагополучных тенденций. При негативных изменениях возрастного состава жителей Татарстана, обусловленных низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности, миграция частично восполняет потери населения различных возрастных категорий. В группе трудоспособного возраста миграция компенсировала чуть более четверти (25,9 %) потерь населения от смертности. Снижение численности населения в возрасте 0-15 лет, обусловленное низким уровнем рождаемости, составило в 2012 г около 28,1 тыс. человек. Миграция компенсировала лишь 3,1 % этих потерь [2, с. 93].
По сравнению с 2011 г. сальдо миграции увеличилось на 1,2 тыс. человек (табл. 1).
Основными причинами смены места жительства мигрантов остаются возврат к прежнему месту жительства, причины личного, семейного характера, работа и учеба. В прибытиях сократилось число миграционных случаев, обусловленных причинами личного, семейного характера и трудоустройством. В выбытиях увеличилось число перемещений в связи с учебой.
Более половины сальдо миграции составляют лица трудоспособного возраста. В миграционном приросте, как и в возрастной структуре жителей республики, увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста и уменьшается доля детей и подростков (табл. 2).
Число выбывшего населения из республики в связи с трудоустройством превышает число при-
Таблица 1
Динамика миграции в РТ (2010-2012 гг.) [3, с. 27]
2010 г 2011 г 2012 г 2012 г. в % к 2011 г. 2011 г. в % к 2010 г.
Число прибытий в РТ (чел.) 21332 19017 20009 105,2 89,1
Число выбытий из РТ (чел.) 14720 14094 13863 98,4 95,7
Миграционный прирост (чел.) 6612 4923 6146 124,8 74,5
92
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
Таблица 2
Возрастной состав внешних мигрантов [3, с. 32]
Число прибытий (чел.) Число выбытий (чел.) Миграционный прирост (чел.)
2011 г. 2012 г 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г.
Всего мигрантов (чел), 19017 20009 14094 13863 4923 6146
в том числе в возрасте:
- моложе трудоспособного (%) 13,5 13,4 12,7 13,0 15,8 14,2
- трудоспособного (%) 72,5 72,2 74,2 75,0 67,6 66,2
- старше трудоспособного (%) 14,0 14,4 13,1 12,0 16,6 19,6
бывшего населения по той же причине. В 2012 г. миграционная убыль населения в возрасте 14 лет и старше в связи с работой составила 413 чел. (в 2011 г. - 444 чел.). Положительная часть сальдо миграции в минувшем году сложилась, в основном, за счет лиц, возвратившихся к прежнему месту жительства (4779 чел.) и переселившихся по причинам личного, семейного характера (1378 чел.).
Образовательный уровень прибывших мигрантов повысился, данная тенденция характерна для всей Российской Федерации, что обусловило аналогичное изменение в структуре миграционного прироста населения [2, с. 95]. В 2012 г. в Татарстан прибыло 8,8 тыс. чел. со средним и высшим (включая неполное высшее) профессиональным образованием, что на 10 % Просим Вас уточнить выделенные корректором пометки.
больше, чем в 2011 г. Число выбывших, имевших такой же образовательный уровень, составило в минувшем году 6,7 тыс. чел. Это лишь на 42 чел. меньше, чем в 2011 г. В результате население республики в 2012 г. за счет миграции пополнилось высокообразованными специалистами на 2,1 тыс. чел.
В 2012 г. в республику прибыло 5857 чел. в возрасте 14 лет и старше, имевших до переселения работу (в 2011 г. - 5984 чел.). В выбытиях работавшие составили 4902 чел. (в 2011 г. - 4971 чел.). Среди переселенцев преобладают работающие по найму. В 2012 г. к этой категории относились 95,7 % прибывших и 84,1 % выбывших, занятых в экономике. Из них большинство - рабочие и специалисты.
Число рабочих по сравнению с 2011 г. сократилось, число специалистов - выросло.
Увеличение результативности миграции было обусловлено ростом числа прибытий в республику и снижением числа выбытий из нее. При увеличении общего числа прибывших сократилось число мигрантов, которые до переселения были заняты в экономике.
Определяющая роль в позитивном изменении числа прибытий и миграционного прироста принадлежит мигрантам из стран СНГ и Балтии. В прибытиях из стран ближнего зарубежья большую часть составляют мигранты из Средней Азии и Казахстана. В 2012 г. на их долю пришлось 86,0 % всех прибывших из бывших союзных республик. Среди стран Средней Азии главным донором для Татарстана остается Узбекистан. В 2012 г. оттуда прибыло 1827 чел., что составляет более чем половину всех переселенцев из стран ближнего зарубежья. Результативность обмена с другими странам ближнего зарубежья выросла. На фоне увеличения общего миграционного прироста сальдо миграции от обмена с российскими территориями снизилось на 1,2 %. Встречные миграционные потоки в обмене с другими республиками, краями, областями РФ снизились в обоих направлениях.
В международных встречных миграционных потоках преобладают российские граждане. В 2012 г. к этой категории принадлежали 77,1 % прибывших в Татарстан из-за границы и 92,8 % выбывших в этом направлении. Более половины иностранных граждан, приехавших из стран ближнего и дальнего зарубежья, составляют граждане Узбекистана, 10,5 %
Таблица 3
Гражданство мигрантов, участвующих в миграционном обмене с ближним и дальним зарубежьем [3, с. 53]
Число прибытий (чел.) Число выбытий (чел.) Миграционный прирост (чел.)
2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г.
Всего мигрантов (чел.) 2206 3437 797 763 1409 2674
в том числе:
граждане России 1355 2649 742 708 613 1941
иностранные граждане 767 755 43 50 724 705
из них по странам:
Казахстан 89 79 11 16 78 63
Киргизия 34 58 4 1 30 57
Узбекистан 461 478 9 10 452 468
Украина 71 40 5 16 66 24
другие страны 112 100 14 7 98 93
лица без гражданства 84 33 12 5 72 28
93
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
- граждане Казахстана, 7,7 % - граждане Киргизии,
5,3 % - граждане Украины. При сокращении общего числа прибывших из-за границы иностранных граждан увеличилось число переселенцев - граждан Узбекистана и Киргизии, число граждан Казахстана и Украины - сократилось. Кроме того, уменьшилось число переселенцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, не имеющих гражданства (таблица 3).
Таким образом, Республика Татарстан является регионом с высокой интенсивностью миграционного (как внутреннего, так и внешнего) оборота.
В современной России демографические и экономические вызовы требуют увеличения миграции или, по крайней мере, поддержания её на определенном высоком уровне, чтобы компенсировать естественную убыль населения [4, с. 101]. Для Республики Татарстан, как и для большинства других республик, краев и областей Российской Федерации, характерно сокращение численности всего населения, а в перспективе и населения трудоспособного возраста. Решение этой демографической проблемы невозможно без эффективной миграционной политики, которая бы учитывала состав населения, трудовые и социальные нужды конкретных территорий.
В качестве регулирования процесса трудовой миграции предлагается проект биржи труда для иностранных граждан, прибывающих в Республику Татарстан. Проект станет логичным составным элементом комплексной системы мониторинга миграционных процессов, позволяющим прогнозировать развитие социальных рисков и эффективно управлять региональной миграционной политикой. В рамках управления миграционной ситуацией и республиканской миграционной политики нами предлагается разработать алгоритм действий, состоящий из следующих шагов:
- создание экспертной аналитической группы по изучению проблем мигрантов, проведение социально-экономического мониторинга миграционных потоков Республики Татарстан;
- активная работа с органами государственной власти для подготовки нормативно-законодательных документов, призванных обеспечить функционирование Биржи труда для иностранных граждан на постоянной основе;
- формирование широкой сети агитаторов в национальных диаспорах. Проведение еженедельных встреч с мигрантами в Ассамблее народов Татарстана, позволяющих ознакомить их с новшествами законодательства, местными обычаями, социальными и бытовыми условиями, а также перспективами получения работы в Республике Татарстан;
- минимизация затрат за счет внедрения программной информационной системы управления мигрантами, формирование минимально необходимой и эффективной структуры затрат офиса в разрезе структурных подразделений Биржи труда.
Биржа труда, таким образом, явится необходимым механизмом улучшения функционирования рынка труда, тесного взаимодействия работодателей Республики Татарстан и соискателей из числа трудовых мигрантов.
Литература:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. // Сб. официальных текстов. - М.: Омега, 2010. - 123 с.
2. Шигапова Д.К., Валиуллин М.А., Сайдашева Г.Т. Молодые специалисты на рынке труда // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании. Сб. научных трудов Международной научно-практической конференции».
- Казань: КГАСУ, 2010. - С. 93-96.
3. Численность мигрантов: формы республиканского статистического наблюдения (статистический сборник). - Казань: РИЦ, 2013. - 89 с.
4. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учеб. -М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2009. - 300 с.
Tendencies of Migration Processes in the Republic of Tatarstan
D.K. Shigapova
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper dwells upon the particularities of migration situation in the Republic of Tatarstan. The factors of migration attractiveness of the Republic of Tatarstan, main tendencies of migration flows, intensity of migration circulation, structure of migration gain, dynamics and balance of migration, age, level of education and nationality of migrants are determined. The author justifies the necessity of migration and efficient migration policy, suggests the project of creation of Job centre for foreign citizens and provides the recommendations on regulation of migration processes in the Republic of Tatarstan.
Key words: migration, migrants, demographic process, balance of migration, labour mobility, migration attractiveness, job centre, labour market.
94