УДК 325.1
Т.А. ШАРИФУЛЛИНА, доктор экономических наук, профессор
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА
В статье рассматриваются 1990-е гг. XX в. и первые годы XXI в., которые в России приходились на становление рыночных отношений, формирование региональных рынков, в том числе и рынка труда, на функционирование которых значительно повлияли и миграционные процессы.
Миграция является одним из существенных факторов, влияющих на изменение численности населения, формирование и функционирование рынка труда. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных явлений.
Каждое государство должно стремиться, чтобы миграция населения не вступала в противоречия с динамикой и целями развития общества в целом. Поэтому важным разделом общей социально-экономической политики государства становится миграционная политика. Эта политика, прежде всего, включает в себя социально-экономические, организационные и правовые меры по стимулированию перемещения населения из одних регионов в другие. Главной целью миграционной политики является обеспечение наиболее эффективного перераспределения трудового потенциала по территории страны. Меры миграционной политики должны разрабатываться с учетом конкретной социально-экономической, демографической и миграционной ситуации.
Миграционные процессы в Республике Татарстан в 90-е гг. XX в. и первые годы XXI в. складывались, в основном, под воздействием распада СССР, движения к либерализации и демократизации жизни в стране, расширения прав и свобод личности, в том числе свободы передвижения, становления рыночных отношений, развития частного предпринимательства. На этот же
период в республике и приходилось начало экономических реформ, формирование региональных рынков, в том числе и рынка труда, которые, в свою очередь, придавали миграционным процессам определенную хаотичность, разнонаправлен-ность и негативным образом сказались на процессах становления регионального рынка труда.
В связи с интенсивным обменом населения между республиками СНГ стали выделять ближнее и дальнее зарубежье. Влияние миграционного обмена с различными группами стран на первичное становление рынка труда в республике представляло следующую картину (табл. 1).
Положительная динамика внешней миграции, начавшаяся с конца 80-х - начала 90-х гг. и продолжающаяся до сего времени, обусловлена в большей степени значительным увеличением численности приезжающих в Татарстан из республик бывшего СССР и возрастанием за счет этого миграционного прироста населения республики.
В 1992 г. сальдо миграционного обмена республики с ближним зарубежьем увеличилось по сравнению с 1991 г. почти в 5 раз, а с 1993 г. оно продолжало быстро расти. Это обусловливалось значительным увеличением притока населения из бывших союзных республик при одновременном увеличении миграционного оттока из Республики Татарстан. В 1992-1993 гг. численность приехавших в республику была на 28,2% больше, чем в 1990-1991 гг. В то же время выбытие в 1992 г. составило 101,8% от уровня 1991 г., в 1993 г. - только 95,8% по сравнению с 1992 г.
00
Таблица 1
Показатели внешнего миграционного обмена населением Республики Татарстан, чел.*
Показатель Годы
1986 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Прибыло в РТ, всего 50616 39993 33805 52439 50445 47443 46089 41489 40231 36639 31631 28415 22471 21412 21332 19017 20009 23130
В том числе из стран:
РФ 41957 30653 25429 34974 29732 26320 28086 27608 27442 25412 23516 20910 18840 17349 17253 16811 16572 16394
ближнего зарубежья 8493 8459 6867 16586 20378 20956 17640 13454 12682 11087 8016 7423 3548 3967 4015 2153 3381 6651
дальнего зарубежья 166 881 1509 879 335 167 363 427 107 140 99 82 83 96 64 53 56 85
Выбыло из РТ, всего 32881 35093 27684 28175 27000 29527 30801 27669 23870 22353 21579 19691 16834 15245 14720 14094 13863 13888
В том числе из стран:
РФ 27955 29378 22498 23168 22462 25700 26413 23894 20812 19960 19031 17938 15615 14159 13672 13297 13100 13222
ближнего зарубежья 4664 5123 4279 4281 3961 3129 3589 2902 2264 1849 1935 1313 874 685 698 492 479 458
дальнего зарубежья 262 592 907 726 577 698 799 873 794 544 613 440 345 401 350 305 284 208
Миграционное сальдо 17735 4900 6121 24264 23445 17916 15288 13820 16361 14286 10052 8742 5637 6167 6612 4923 6146 9242
РФ 14002 1275 2931 11806 7270 620 1673 3714 6630 5452 4485 2972 3225 3190 3581 3514 3472 3172
ближнего зарубежья 3829 3336 2588 12305 16417 17827 14051 10552 10418 9238 6081 6110 2674 3282 3317 1661 2902 6193
дальнего зарубежья - 96 289 602 153 - 242 - 531 - 436 - 446 - 687 - 404 - 514 - 358 - 262 - 305 - 286 - 252 - 228 - 123
§
§
Оо
I
о
Ч ^
а:
с4
О
о ^
О
а: о
к *
К К
Е5 а а
(о
о о
Ос
К
и
7!
0
1
о
7! 0)
□
■о
0)
ш ®
х
3
®
I
ш ■о
0 ь
1
г
* Составлен по: Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан в 2006 г.: стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань.
Миграционный обмен между государствами ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии) и регионами России сокращается по мере того, как социально-психологические установки в миграционном поведении населения сглаживаются, и вынужденно-возвратная миграция утрачивает элемент стихийности. Эти изменения в характере миграционных процессов, безусловно, позитивны, но снижение миграционного прироста населения при росте естественной убыли населения обусловливает сокращение численности населения Татарстана.
В перспективе потенциал миграции русскоязычного населения из ближнего зарубежья обусловливает ее некоторое сокращение по сравнению с прошлыми годами. Тем не менее, на взгляд автора, предвидится несколько вариантов развития миграции между Россией, в том числе Татарстаном, и ближним зарубежьем. Первый -сохранение масштабов и темпов миграционных притоков в республику из ближнего зарубежья, главным образом за счет русского населения, в частности из государств Балтии и некоторых других бывших республик СССР, где продолжается политика цивилизованного выживания русских. Этот вид миграции будет связан с существенными моральными и материальными издержками как для самих иммигрантов, так и для государственных управленческих структур их стран.
Второй вариант - резкое сокращение притока мигрантов из ближнего зарубежья в результате проведения «сильной» государственной правовой, экономической и социальной политики по поддержке русскоязычных в республиках бывшего СССР. При значительном уменьшении вынужденной миграции русскоязычных в открытой и скрытой формах и сохранении естественного потока мигрантов по экономическим и семейным причинам Россия могла бы оказать реальную и достаточно эффективную помощь прибывшим в осуществлении их социальной адаптации.
Третий вариант - постепенное сокращение интенсивности миграции из ближнего зарубежья в результате постепенного улучшения межнациональной ситуации в регионах как открытых военных конфликтов, так и «мирного противостояния» наций.
Однако при любом варианте интенсивность миграционных потоков из ближнего зарубежья в значительной степени будет зависеть от политической стабильности в самой республике и ее политики по защите прав мигрантов.
Более половины миграционного прироста населения обеспечил Татарстану обмен с государствами ближнего зарубежья. Результативность миграционного взаимодействия с этими странами выросла более чем в 2 раза, что определено аналогичным увеличением числа прибытий. Одной из возможных причин такой динамики были изменения в миграционном законодательстве РФ. В 2000 г. были введены ограничения по приему граждан государств ближнего зарубежья, и число прибытий из этих государств сократилось в 2001 г. по сравнению с 2000 г. до 47,8%. В последние годы миграционное законодательство стало более мягким и поток иммигрантов увеличился.
Наиболее тесные миграционные связи из стран ближнего зарубежья у Татарстана сложились с Узбекистаном. Отчасти это объясняется тем, что в Узбекистане до распада Союза проживало наибольшее количество выходцев из нашей республики. По данным переписи населения 1989 г. татары в Узбекистане составляли 2,4% населения и относились к пятой по численности национальности после узбеков, русских, таджиков и казахов. В 2006 г. мигранты из Узбекистана составили более половины всех въехавших в Татарстан переселенцев из стран СНГ и Балтии. Среди других стран ближнего зарубежья - миграционных доноров - можно выделить Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмению и Украину (рис. 1).
Почти в таком же порядке располагаются эти страны по результативности миграционного обмена (табл. 2).
В отличие от стран СНГ и Балтии, результативность обмена с которыми в 2006 г. выросла, сальдо миграционного взаимодействия Татарстана с российскими регионами снизилось. Абсолютная величина миграционного прироста за счет других республик и областей России сократилась на 8,6% вследствие уменьшения числа прибывших из них и увеличения числа убывших в этом направлении.
Наиболее активный миграционный обмен у Татарстана был с регионами Приволжского федерального округа. Переселенцы из этих территорий составили 59,5% прибывших в республику российских мигрантов и 50,3% выбывших в обратном направлении. Они же обеспечили 97,6% миграционного прироста за счет регионов России. Самым результативным в минувшем году было миграционное взаимодействие с Республикой Башкортостан (689 чел.). Значительное сальдо миграции сложилось в обмене с Удмуртской Республикой (560 чел.) и Ульяновской областью (518 чел.).
Республика Татарстан по-прежнему является привлекательным регионом для мигрантов из большинства других территорий России. В 2006 г. население Татарстана пополнилось бывшими жителями Уральского, Сибирского,
Дальневосточного и Южного федеральных округов (табл. 3).
Главным направлением притяжения мигрантов в РФ является столичный регион - Москва и Московская область. Ежегодно Татарстан теряет в обмене с ними более 1000 человек. Среди других обозначившихся направлений оттока населения можно выделить г. Санкт-Петербург, Ленинградскую и Нижегородскую области и Краснодарский край. В 2006 г. число выбытий в эти регионы (кроме Краснодарского края) выросло. Значительное увеличение числа выехавших в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область определило изменение знака сальдо миграции в обмене с Северо-Западным федеральным округом: миграционный прирост сменился убылью.
Этническая структура населения Татарстана во многом определяет национальный состав
Рис. 1. Структура прибытий в Республику Татарстан из государств ближнего зарубежья в 2006 г.
Таблица 2
Показатели миграционного прироста населения Республики Татарстан, чел.*
Государство Годы
2003 2004 2005 2006
Узбекистан 1915 987 1790 4027
Кыргызстан 208 98 260 493
Казахстан 300 153 390 478
Таджикистан 322 136 124 361
Туркмения 206 129 107 241
Украина 163 80 47 210
* Рассчитано и составлено по: Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан за соответствующие годы: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань.
Таблица 3
Миграционный обмен с регионами Российской Федерации, чел.*
Наименование Годы
1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
территории Число прибытий
Российская
Федерация, всего (без Республики 25412 20910 18840 17349 17253 16811 16572 16394
Татарстан)
В том числе
федеральные округа:
Центральный 2044 1675 1412 1250 1283 1245 1255 1225
Северо-Западный 1768 1027 987 894 956 920 871 882
Южный 1511 1207 988 937 910 857 808 797
Приволжский 12872 11929 10964 10037 10087 10180 9896 9748
Уральский 3709 2780 2486 2474 2314 2217 2286 2279
Сибирский 1945 1306 1241 1052 1025 897 876 904
Дальневосточный 1563 986 762 705 678 495 580 559
Число выбытий
Российская
Федерация, всего (без Республики Татарстан) 19960 17938 15615 14159 13672 13297 13100 13222
В том числе
федеральные округа:
Центральный 2866 2695 2564 2533 2563 2486 2361 2617
Северо-Западный 1038 870 918 872 820 844 737 889
Южный 1087 990 1025 802 764 735 759 743
Приволжский 10854 9855 8216 7317 7031 6739 6864 6651
Уральский 2927 2409 1893 1752 1643 1697 1572 1597
Сибирский 800 774 659 549 538 537 523 444
Дальневосточный 388 345 340 334 313 259 284 281
Миграционный прирост, убыль
Российская
Федерация, всего (без Республики Татарстан) 5452 2972 3225 3190 3581 3514 3472 3172
В том числе
федеральные округа:
Центральный -822 -1020 -1152 -1283 -1280 -1241 -1106 -1392
Северо-Западный 730 157 69 22 136 76 134 -7
Южный 424 217 -37 135 146 122 49 54
Приволжский 2018 2074 2748 2720 3056 3441 3032 3097
Уральский 782 371 593 722 671 520 714 682
Сибирский 1145 532 582 503 487 360 353 460
Дальневосточный 1175 641 422 371 365 236 296 278
* Рассчитано и составлено по: Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан за соответствующие годы: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань.
миграционных потоков. Большую часть переселенцев составляют татары и русские. Среди прибывших в республику больше татар, среди выбывших из нее - русских (рис. 2).
Необходимо отметить, что татары и русские преобладают во всех направлениях миграции, включая ближнее и дальнее зарубежье, что отчасти свидетельствует о сохранении возвратных мотивов переселения. Однако ресурс «традиционных» для Татарстана народов в других государствах и регионах практически исчерпан. Постепенно в миграционном приросте увеличивается доля коренных национальностей стран СНГ и Балтии. В той части миграционного прироста населения, которую формируют титульные народы государств ближнего зарубежья в 2006г., была высока доля узбеков - 33,0%, 14,6% составили
таджики, 13,7% - армяне, 12,5% - азербайджанцы, 11,7% - украинцы.
Об увеличении притока в Татарстан народов стран СНГ и Балтии свидетельствуют также данные Всероссийской переписи населения 2002 г. По сравнению с итогами переписи населения 1989 г. численность узбеков в республике выросла в 1,8 раза, азербайджанцев - в 2,6 раза, армян - в 3,3 раза, таджиков - в 4,9 раза.
Миграция между Татарстаном и дальним зарубежьем характеризуется следующими особенностями. Начиная с 1990-х гг. усилился миграционный обмен между Татарстаном и странами дальнего зарубежья. Резко увеличился выезд населения на постоянное жительство, усилилась маятниковая и челночная нелегальная миграция с преобладанием выездов с це-
%
55 50 45 40 35 30 25 20 15 10
Доля татар и русских в общем числе прибывших мигрантов
CL
т————I————I————I————I————I————I————I————I————I———'—I————г
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
55 50 45 40 35 30 25 20 15 10
%
Доля татар и русских в общем числе выбывших мигрантов
г-1-—■"-г-1———г-1——г-1——г-1———г-1——г-1——г-1———г-1———г-1———г-1———г-1——"—г
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
□ Татары □ Русские
Рис. 2. Этническая структура населения Республики Татарстан*
* Составлен по: Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан в 2006 г.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань.
лью длительного проживания и трудовая миграция, что в свою очередь определяет основные проблемы миграционных связей, характер и направления соответствующей политики.
Наиболее важная черта миграционного обмена Татарстана с государствами дальнего зарубежья - резко выраженная односторонняя направленность потоков мигрантов, выезжающих на длительное проживание.
Большинство мигрантов принадлежат к национальным меньшинствам, имеющим сильные диаспоры за рубежом. В 1992г. в общем миграционном потоке из республики более половины составили этнические немцы и примерно 20% -евреи. Это свидетельствует о сохранении традиционной этнической черты эмиграции из республики. В то же время усиливается и эмиграционная активность русского населения. В 1992 г. русские составили более 30% всех выезжающих.
В миграционном обмене со странами дальнего зарубежья выбытия существенно превышают прибытия, и с 1993 г. стало складываться отрицательное сальдо миграционного потока, наибольшее значение которого (-687 человек) сложилось в 1997 г. В 1994 г. число выбытий в государства дальнего зарубежья превысило число прибытий из них в 4,2 раза, в 1997 г. -в 13,5 раза, в 2003 г. - в 5,5 раза, в 2006 г. - в 2,4 раза. В 2004-2006 гг. размер миграционной убыли стал снижаться. Доминирующие направления движения мигрантов в обмене с дальним зарубежьем - Германия, США и Израиль. Основной территорией дальнего зарубежья, принимающей мигрантов из Татарстана, является Германия. В этом направлении ежегодно до 2003 г. увеличивалась миграционная убыль, однако в последующие годы стала уменьшаться и в 2006г. относительно 1998 г. снижение ее составило 62,6% (табл. 4).
Таблица 4
Миграционный обмен с государствами* дальнего зарубежья**
Государство Годы
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Число прибытий
Германия 25 7 11 15 15 18 14 26 16
Израиль 33 28 16 16 35 18 16 11 12
США 1 4 12 6 8 6 12 4 4
В процентах к предыдущему году
Германия 156,2 28,0 157,1 136,4 100,0 120,0 77,8 185,7 61,5
Израиль 103,1 84,8 57,1 100,0 в 2,2 р. 51,4 88,9 68,8 109,1
США 25,0 в 4,0 р. в 3,0 р. 50,0 133,3 75,0 в 2 р. 33,3 100,0
Число выбытий
Германия 180 155 162 199 199 220 185 152 74
Израиль 160 294 124 65 65 44 21 25 34
США 50 76 62 50 50 22 42 30 35
В процентах к предыщущему году
Германия 121,6 86,1 104,5 122,8 131,2 110,6 84,1 82,2 48,7
Израиль 103,9 183,8 42,2 52,4 63,1 67,7 47,7 119,0 136,0
США 35,0 152,0 81,6 80,6 72,0 44,0 190,9 71,4 116,7
Миграционная убыль
Германия -155 -148 -151 -184 -246 -202 -171 -126 -58
Израиль -127 -266 -108 -49 -6 -26 -5 -14 -22
США -49 -72 -50 -44 -28 -16 -30 -26 -31
В процентах к предыщущему году
Германия 117,4 95,5 102,0 133,7 121,9 82,1 84,6 73,7 46,0
Израиль 104,1 в 2,1 р. 40,6 12,2 45,4 в 4,3 р. 19,2 в 2,8 р. 157,1
США 35,2 146,9 69,4 63,6 88,0 57,1 187,5 86,7 119,2
* Выделены государства, наиболее активно участвующие в миграционном обмене с Татарстаном.
** Рассчитано и составлено по: Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан за соответствующие годы: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань.
Принципиально важные изменения происходят в мотивационных причинах. Раньше они имели преимущественно национальный и политический характер, а теперь стали смещаться в сторону экономических и социальных. По данным исследований, эти причины назвали в качестве побудительных мотивов выезда свыше 60% опрошенных. Только треть указали в качестве одной из причин выезда преследование по национальному признаку или предвзятое отношение к их национальности. Таким образом, экономические мотивы эмиграции превалируют над остальными среди всех национальностей.
Выдвижение этих причин на первый план напрямую связано с трудностями при переходе к рыночным отношениям, экономической, психологической неготовностью к ним большей части населения, неверием людей в скорую возможность преодоления кризиса в обществе и экономике.
Таким образом, эмиграция из республики последних лет из традиционной этнической перешла в экономическую. Если в первом случае преобладали факторы национального и политического характера, то экономическая эмиграция, в основном, обусловлена высоким уровнем жизни населения в других странах. Абсолютное большинство из них связывают свои жизненные планы с трудоустройством на новом месте для повышения своего материального благосостояния.
Желание найти работу за рубежом возникает и от неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью, от невозможности творчески реализовывать свои идеи и знания. Как показало исследование, профессиональные мотивы являются главными почти у каждого выезжающего.
Эмигранты из Татарстана для принимающих сторон в большинстве представляют собой трудовых мигрантов. Но в отличие от людей, выезжающих на заработки за рубеж из других стран, из Татарстана уезжают на постоянное место жительства и всей семьей. В результате республика становится поставщиком специали-
стов и квалифицированных рабочих. По данным исследования, наиболее активно за границу уезжают люди в молодом трудоспособном возрасте (20-24 года) и в возрасте 30-49 лет, на которые приходится пик творчества, профессиональной активности. Высшее и среднее специальное образование имеют более 90% выезжающих за рубеж на постоянное жительство.
В социально-профессиональной структуре выезжающих значительный удельный вес занимают специалисты. Среди специалистов преобладают лица с высшим техническим образованием (около 70%). 15% граждан республики, получивших разрешение на выезд, имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Образовательный уровень рабочих-эмигрантов также значительно выше по сравнению с рабочими, занятыми в экономике. Около 30% эмигрирующих рабочих имеют высшее образование, 30% - среднее специальное, 38% - среднее общее, то есть уезжают не только специалисты, но и образованные и квалифицированные рабочие.
Список литературы
1. Игнатов Г. Проблемы внешней трудовой миграции в Россию // Экономист. - 2004. - № 2. - С. 71-77.
2. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Журавлев П.В. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность): учеб. пособие. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. - 430 с.
3. Социальная политика: учебник / под общ. ред. H.A. Волгина. - М.: Экзамен, 2003. - 542 с.
4. Концепция занятости в условиях социально ориентированной экономики.- М., 1990.
5. Рынок труда и доходы населения: учеб. пособие / под ред. H.A. Волгина. - М.: ИИД «Филинъ», 1999. - 280 с.
6. Рынок труда в схемах и таблицах / сост. Г.Г. Руденко, О.Н. Волгина. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. -200 с.
7. Шарифуллина T.A. Методические подходы к оценке конкурентоспособности и прогнозированию кадрового потенциала системы предпринимательства // Экономический вестник Республики Татарстан. 2008. - № 3 - С. 34-36.
8. Экономика народонаселения: учебник / под ред. В.А. Ионцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 667 с.
В редакцию материал поступил 11.11.08.
Продолжение следует
Ключевые слова: миграция, население, миграционный процесс, миграционный обмен, эмигрант, трудовые ресурсы.