Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДУХОВНЫЙ КЛИМАТ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ЭТИКА / ЦЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Александра Павловна

Проведенное автором исследование особенностей ценностных ориентаций подростков в условиях реформирования России позволило рассмотреть важнейшие социальные проблемы. Автором также выявлены основные тенденции изменения ценностных ориентаций детей подросткового возраста. В статье отмечена стабильность в отношении общечеловеческих ценностей. Результаты исследования показали, что в эпоху крушения многих идеалов, для детей непреходящей ценностью остается семья. Установлена переориентация ценностей подростков на личное благополучие, выживаемость, самосохранение личности, выявлено усиление процесса индивидуализации, а также, значительная девальвация ценностей, связанных со служением обществу, государству. То обстоятельство, что преобладающее большинство подростков остановилось на собственной личности, можно объяснить сложившейся обстановкой в обществе, когда человек дол жен рассчитывать на свои силы. Основные результаты проведенных исследований могут быть использованы при разработке программ воспитания, при подготовке программ теоретических курсов в сфере обучения педагогических кадров, Проведенное исследование показывает, что отсутствие идеологии в обществе способствует разрушению политических убеждений или приводит к появлению новых политических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Александра Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE CONTENT OF PERSONAL VALUES IN MODERN CONDITIONS

The author's study of the features of the value orientations of adolescents in the conditions of reforming Russia allowed us to consider the most important social problems. The author also identified the main trends in the value orientations of adolescent children. The article notes stability in relation to universal values. The results of the study showed that in the era of the collapse of many ideals, the family remains an enduring value for children. The reorientation of the values of adolescents to personal well-being, survival, self-preservation of personality has been established, the strengthening of the process of individualization has been revealed, as well as a significant devaluation of values associated with serving society and the state. The fact that the overwhelming majority of teenagers have settled on their own personality can be explained by the current situation in society, when a person must rely on his own strength. The main results of the conducted research can be used in the development of educational programs, in the preparation of theoretical courses in the field of teaching teaching staff, The study shows that the absence of ideology in society contributes to the destruction of political beliefs or leads to the emergence of new political norms.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

S Great boast, small roast.

S First think, then speak.

S Keep your mouth shut and your ears open.

S No wisdom like silence.

4. Объясните значение русских реалий иностранцу. Почему мы так говорим?

S Аршин проглотил.

S Гол как сокол.

S Кричать во всю ивановскую.

S Затрапезный вид и др.

Выводы. Студенты должны не только знать грамматический, лексический, фонетический уровень изучаемого иностранного языка, но также понимать культурные особенности народа, чей язык они изучают. Понимание уникальности этой культуры должно идти через сравнение уникальности своей культуры, истории, религии и социальной действительности. В этом процессе развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов педагогу важную помощь могут оказать фразеологические единицы как изучаемого иностранного языка, так и родного. Их можно использовать для понимания реалии повседневной жизни, истории, традиции и обычаев. С ними можно составлять много интересных упражнений. Фразеологические единицы помогут сделать учебный процесс интересным, обогатить языковое представление мира студента.

Литература:

1. Гузикова М.О. Фофанова П.Ю. Основы межкультурной коммуникации. - Екатеринбург: Из-во Уральского университета, 2015. - 124 с.

2. Конышева А.В. Современные методы преподавания английского языка. Тетра Системы. - Москва, 2011. - 304 с.

3. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - Феникс: Глосса-Пресс-Москва, 2011. - 640 с.

4. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. - М.: Высш. шк., 2005. - 310 с.

5. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках новых направлений в обучении культуре страны изучаемого языка / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе, 2001. - 4. - С. 16-20.

6. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее // Молодой ученый. - № 15.2 (95.2). - С. 1-7. - 2015. - URL: https://moluch.ru/archive/95/20723/ (дата обращения: 17.03.2021).

7. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г. Современные тенденции социо-ориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект / Ученые записки КГАВМ. - 2015. - Т. 221. - C. 228-235.

8. Chumarova, L., Kasimova R., Gataullina, R. (2019) "Pedagogical Value of Folklore", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - Volume LXXVIII. - IFTE 2019. - 805-811. - 2020

9. Jenkins, Scott, "Understanding the Impact of Cross-Cultural Communication Between American and Japanese Businesses" (2020). Senior Theses. 374. https://scholarcommons.sc.edu/senior_theses/374

10. Khuziahmetov A.N., Valeev A.A. Advantages of bilingual training in national schools // XLinguae. - 2018. - Vol. 11, Is. 1. - P. 114-125.

11. Roulet, E. (1972). Linguistic Theory, Linguistic Description, and Language Teaching. London, Longman.

12. Sabirova D.R. et al. Comprehension of the English National Character in Building Professional Linguistic Culture // Journal of Educational and Social Research. - 2019. - Vol. 9. - Is. 3. - P. 101-106.

13. Sabirova D.R., & Khanipova, R.R. (2019) Innovative approaches to teaching and learning English as second and English as a foreign language in multilingual education. Humanities & Social Sciences Reviews. - Vol. 7., Is. 6. - 45-48.

14. Solovyova E.G., Kondrateva I.G., Pomortseva N.P., Sattarova, A.I. (2019) Competence-based and Cultural Approaches // J Sociology Soc Anth, 10(4): pp. 148-152

15. Terentyeva I.V., Chumarova L.G., Fakhrutdinova A.V. Education of students by means of national and cultural heritage // Hamdard Islamicus. - 2020. - Vol. 43, Is.1. - P. 1279-1286.

Педагогика

УДК 371

директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Фомина Александра Павловна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Проведенное автором исследование особенностей ценностных ориентаций подростков в условиях реформирования России позволило рассмотреть важнейшие социальные проблемы. Автором также выявлены основные тенденции изменения ценностных ориентаций детей подросткового возраста. В статье отмечена стабильность в отношении общечеловеческих ценностей. Результаты исследования показали, что в эпоху крушения многих идеалов, для детей непреходящей ценностью остается семья. Установлена переориентация ценностей подростков на личное благополучие, выживаемость, самосохранение личности, выявлено усиление процесса индивидуализации, а также, значительная девальвация ценностей, связанных со служением обществу, государству. То обстоятельство, что преобладающее большинство подростков остановилось на собственной личности, можно объяснить сложившейся обстановкой в обществе, когда человек дол жен рассчитывать на свои силы. Основные результаты проведенных исследований могут быть использованы при разработке программ воспитания, при подготовке программ теоретических курсов в сфере обучения педагогических кадров, Проведенное исследование показывает, что отсутствие идеологии в обществе способствует разрушению политических убеждений или приводит к появлению новых политических норм.

Ключевые слова: подростки, ценностные ориентации, духовный климат, иерархия ценностей, этика, ценность общения.

Annotation. The author's study of the features of the value orientations of adolescents in the conditions of reforming Russia allowed us to consider the most important social problems. The author also identified the main trends in the value orientations of adolescent children. The article notes stability in relation to universal values. The results of the study showed that in the era of the collapse of many ideals, the family remains an enduring value for children. The reorientation of the values of adolescents to personal well-being, survival, self-preservation of personality has been established, the strengthening of the process of individualization has been revealed, as well as a significant devaluation of values associated with serving society and the state. The fact that the overwhelming majority of teenagers have settled on their own personality can be explained by the current situation in society, when a person must rely on his own strength. The main results of the conducted research can be used in the development of educational

programs, in the preparation of theoretical courses in the field of teaching teaching staff, The study shows that the absence of ideology in society contributes to the destruction of political beliefs or leads to the emergence of new political norms.

Keywords: teenagers, value orientations, spiritual climate, hierarchy of values, ethics, value of communication.

Введение. Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, меняют и экономические отношения, и духовный климат общества, изменяя представления о добре и зле, о запретах и одобрениях. Общество пытается создать новый социальный тип человека «раскрепощенного», обладающего независимостью и самостоятельностью в принятии решений. Но не получим ли мы людей, ориентированных на достижение личного благополучия любой ценой? Сейчас мы говорим о выработке новой иерархии ценностей, но процесс этот не быстрый, поэтому, именно, современным подросткам предстоит быть творцами системы ценностных ориентаций. Сегодня исследование ценностных ориентаций подростков приобретает стратегический характер по нескольким причинам. Во-первых, от того какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, зависит путь развития нашего общества. Во-вторых, именно, в подростковом периоде происходят глубокие изменения в сознании и системе взаимоотношений, начинается формирование человека, стремящегося к обретению прочного социального статуса. В-третьих, возраст современного подростка совпал с периодом крушения прошлых идеалов и возникновением новых ценностных ориентаций или возрождением забытых ценностей, а сами подростки ещё не обладают достаточным нравственным и социальным опытом.

Изложение основного материала статьи. Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящено значительное число работ, как зарубежных (Ф. Вернон, К. Клакхон, Г. Олпорт, М. Рокич,» В. Франки и др.), так и отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, В.Г. Алексеева, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.). В отечественной литературе отдельные аспекты формирования ценностных ориентации в различных воспитательных системах рассмотрены в трудах ученых-педагогов J I.B. Байбородовой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Г.Н. Волкова, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой. Ими проделана плодотворная работа по изучению содержания ценностных ориентаций подростков, в результате чего сложилась научная картина, отражающая сложные процессы, происходящие в подростковой среде. Между тем, современные исторические условия требует постоянной диагностики реального состояния и динамики этих процессов. Для определения содержания ценностных ориентаций подростков в различных сферах деятельности и определения тенденции их эволюции мы проводили исследования ценностных ориентации подростков в школьных коллективах МБОУ Марковская ООШ и МБОУ СОШ пос. Городищи Владимирской области и МБОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево Московской области. Время проведения: 2020-2021 гг. Общая выборка респондентов составила 542 человека в возрасте от 12 до 15 лет.

Для их изучения использованы методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (блок инструментальных ценностей, ценностей-средств), в модификации Б.С.Круглова. Тестирование проводилось путем оценки каждой ценности (18 ценностей сокращено до 16) по 5-балльной шкале в порядке повышения значимости ценности. Методика позволила нам определить особенности системы ценностей современных подростков.

Анализ результатов осуществлялся по количеству баллов, так и по содержательным блокам: этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности; ценности самоутверждения, ценности принятия других. Для дифференциации системы ценностей подростков мы дополнительно определили их иерархию - путем перевода баллов в ранговые позиции. Использование методики исследования индивидуальных ценностей Ш. Шварца (адаптирована В.М. Карандашевым) расширило сведения о когнитивном уровне развития системы ценностей подростков. В целом указанная методика использовалась нами для измерения значимости десяти типов ценностей и позволила выявить нормативные идеалы, ценности подростков, которые влияют на развитие их личности, но не всегда проявляются в их деятельности и поведении. Во время проведения методики подростков младше 14 лет иногда возникали сложности в понимании отдельных систем ценностей, которых (по рекомендации В.М. Карандашева) возможно было избежать путем более детального объяснения предложенных в методике утверждений.

Применение методики «Ценностный спектр» (ЦС) Д.А. Леонтьева позволила расширить данные о формировании эмотивного компонента системы ценностей подростков. Использование данной методики позволило выявить состояние субъективной ценностно-смысловой реальности личности подростков и ее пределы (я, окружающий мир, семья, учеба и другое), ценностные компоненты и направленность личностного смысла во временной перспективе: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и сейчас) и осмысленность будущего (значение цели). Анализ результатов осуществлялся как по количественным показателям значимых предельных ценностей-смыслов, так и в рамках их представленности в каждой из сфер (обучение, окружающий мир, семья, дружба и другие ценности).

Методика «Диагностика реальной структуры системы ценностей личности» С.С. Бубновой направлена на изучение реализации системы ценностей подростков в реальных условиях жизнедеятельности. Данная методика содержит 66 вопросов и два варианта ответов: «да» и «нет». В методике предложено 11 типов системы ценностей: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье.

В качестве дополнительного инструментария использована методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла.

Кратко представлю анализ результатов исследования.

Анализ полученных результатов показал, что большинство доминирующих ценностей относятся к блоку ценностей общения («жизнерадостность», «воспитанность», «честность»), что обусловлено возрастными особенностями и актуальными потребностями респондентов исследуемой группы. Для подростков следующей важной ценностью является «образованность». Указанный факт не является удивительным, поскольку исследования системы ценностей подрастающего поколения последнего десятилетия убеждают, что в сознании современных подростков формируется тип личности, характерный для западного общества - личности, которая прежде всего ценит себя и считает, что ее деятельность, успех в жизни и т. п. зависят именно от нее.

Именно поэтому подросток осознает значимость образования для себя и собственного будущего. С одной стороны, это неплохо, ведь ориентация на собственные силы, ум, способности при достижении жизненных целей требует работы над собой, настойчивого овладения знаниями. Впрочем, главное, чтобы при выполнении этих задач не формировалась человек-эгоист, которая сможет переступить через все ради достижения своей цели.

Таким образом, можно отметить, что у обследованных подростков доминируют базовые ценности, обеспечивающие успешность их социализации. С одной стороны, их набор (воспитанность, образованность) достаточно традиционен, с другой стороны, такие ценности как жизнерадостность и честность указывают на пути и способы достижения успешности в среде взрослых и сверстников.

Наиболее значимой является ценность «самостоятельность», важность для подростков этой ценности не является удивительной, поскольку характерной особенностью подросткового возраста является стремление к взрослости. Подросток стремится к самостоятельности во всем - от выбора конкретного способа действий к творчеству. Принимая во внимание, что анализ ценности осуществляется на уровне декларируемых ценностей, нормативных идеалов, то в результате имеем, что подросток стремится к самостоятельности, требует уважения со стороны окружающих к собственным решениям, но на практике еще не может полностью отвечать за собственные поступки.

Следующую рейтинговую позицию у подростков занимает ценность «безопасность». Важность этой ценности для периода отрочества связываем прежде всего с трансформационными изменениями в обществе, в сфере политики, экономики. Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и для себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений, безопасность семьи, взаимопомощь, здоровье.

Так, ценность «здоровье» занимает высшую ступень, но существует диссонанс между словесно-декларируемой, осознаваемой ценностью здоровья и реальным поведением, направленным на сохранение и укрепление здоровья. Одну из высоких рейтинговых позиций занимает ценность «счастливая семейная жизнь», то есть большинство подростков испытывает потребность в семье, ее создании и сохранении, хотя, к сожалению, институт семьи в современной России находится в кризисном состоянии, что подтверждается значительным количеством разводов (в среднем на два зарегистрированных брака приходится один развод).

Результаты исследования показали, что в эпоху крушения многих общественных ценностей, идеалов для детей непреходящей ценностью остается семья, потребность жить счастливо вместе с родителями.

Наличие хороших и верных друзей занимает следующую рейтинговую позицию по значимости ценность. Значимость ценности «друзья» не является удивительной, поскольку большинство подростков уделяет значительное внимание именно общению со сверстниками. Значимость общения, «реакция группирования» являются особенностями подросткового возраста, и они очень высоко оценивают дружбу и друзей, их влияние на собственную жизнь. У подростков с на следующей ступени стои терминальная ценность «любовь». Такое распределение ценностей является вполне закономерным, поскольку начало пубертатного периода бесспорно влияет не только на физиологические особенности подростка, но и на его мировоззрение, поведение; у подростков возникает интерес к противоположному полу, появляется эмоциональная привязанность и, в конце концов, именно любовь.

С помощью дисперсионного анализа мы выявили закономерную связь ценности «красота природы и искусства». Данная ценность является одной из самых незначимых для подростков. Поясним эту закономерность: во-первых, возраст исследуемой группы очень юный, а переживания высоких эстетических чувств, связанных с красотой окружающего мира и произведениями искусства является характерным для более зрелых личностей; во-вторых, индивидуальные особенности каждого человека разные, поэтому получать наслаждение от созерцания прекрасного способен не каждый, - и это естественно; в - третьих, система школьного и семейного воспитания не уделяет главенствующей внимания развитию эстетических ценностей в этой группе подростков. Таким образом, подростки, распределяя ценности, делают акцент на группе традиционных (общечеловеческих) ценностей («здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей»), особенно выделяя при этом личностную значимость ценностей («счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «любовь») и способов достижения указанных ориентиров (общение, жизнерадостность, честность).

«Уникальность» как ценностная категория выбрана подростками как одна из важнейших. Анализируя результаты методики мы выявили, что важнейшими объектами для которых значима «уникальность» является жизнь и ее временные измерения - настоящее и будущее. Считаем, что такая особенность связана со следующими особенностями: во-первых, с желанием подростков «выделяться» среди окружения, будь то одежда, манеры поведения или материальные блага; во-вторых, с постепенной переориентацией подросткового сознания и изменением временной перспективы. Именно в этом возрасте подростки начинают формировать осознанный образ будущего, в который входят планирование и постановка целей, но для подростков также важным временным пространством является настоящее как мера реализации актуальных потребностей.

В системе ценностей подростков выявлена значимость категории «гедонизм». Реализация этой ценности предполагает получение наслаждения и чувственного удовольствия. По нашему мнению, это стремление подростков можно объяснить тем, что: во-первых, значимость наслаждения в современном мире «прививается» средствами массовой информации; во-вторых, современное общество в котором формируется подросток - это общество потребления, так называемый консюмеризм, что характеризуется потребительством материальных благ и гедонистичной системой ценностей и установок. Личность, которая растет в таком обществе имеет значительно меньшую потребность в духовном развитии, несмотря на то, что усвоение именно духовных ценностей в процессе воспитания является основой формирования личности-гражданина.

При анализе результатов ценностных ориентаций личности подростков было выявлено, что для большинства подростков характерно низкое оценивание показателей отношения к природе, Родине, так как они еще не представляют себя в роли гражданина, защитника Отечества, не понимают своей значимости в жизни и роли общечеловеческих ценностей в самоопределении.

Полученные данные показывают, что значительная часть подростков не понимают ценности своего Отечества (65%), но проявляют высокий интерес к культуре зарубежных стран (88%). Выявлено, что высокий показатель доброго отношения к природе связан с возможностью побывать на даче, но не с практической деятельностью по охране окружающей среды.

Наше исследование выявило, что отсутствие идеологии способствуют возрастанию неуверенности в завтрашнем дне, в структуре ценностных ориентаций подростков почти отсутствуют политические убеждения на фоне высокого уровня информированности о своих правах и низкого уровня ответственности за свои поступки. Нравственные ориентации подростков представляют собой противоречивую систему, в сознании подростков размыты такие понятия как доброта, ответственность, честность, все чаще демонстрируется агрессивность по отношению к другим людям. В ходе исследования установлена переориентация ценностей подростков на личное благополучие, выявлена значительная девальвация ценностей, связанных со служением государству.

Нужно отметить, что в системе ценностей современного подростка наметился несомненный прогресс в принятии общечеловеческих ценностей, но также нужно отметить и следующие тенденции:1) возрастание значения денег и ориентация на материальное благополучие любой ценой; 2) пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; 3) недооценка значения природы в жизни человека;4) недооценка нравственных качеств личности.

Выводы. В этой связи, надо отметить, что традиционная ориентация образовательного процесса на общечеловеческие ценности отражает актуальные установки подростков. А приоритет личностных ценностей и способов их достижения указывает на необходимость модернизации технологий формирования системы ценностей подростков в образовательных организациях. Такие технологии должны обеспечивать активность и сознательность деятельности подростков, что составляет основу личностно значимой и социально-ориентированной деятельности и направлены на выработку более или

менее устойчивой системы личностных ценностей. Как показывает исследование ценностные ориентации отражают в себе всю противоречивость и сложность настоящего движения.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

2. Бех И. Ценностная сфера современного человека в контексте приоритетов воспитательного процесса / И. Бех // Путь образования: научно-методический журнал. - 2010. - №4 (58). - С. 8-9.

3 .Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности / С.С. Бубнова. - М., 1995. - 49 с.

4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. - 2017. - С. 38-44.

5. Булах И.С. Ценностные ориентации в контексте личностной позиции современного подростка / И.С. Булах // Международный научный форум: социология, психология, педагогика, менеджмент. - 2009. - № 1. - С. 115-131.

6. Вишневская Н.В. Понятие милосердия и его воспитание у детей [Электронный ресурс] / Н.В. Вишневская // Вестник психологии и педагогики: сборник наук. трудов. - К. - Выпуск 4. - 2010. - С. 19-25.

7. Галян И.М. Социокультурные измерения ценностно-смысловых установок личности / И.М. Галян // Научный вестник Николаевского государственного университета имени.А. Сухомлинского. Сер.: Психологические науки. - 2013. - №. 2, Вып. 10. - С. 79-83.

8. Долинская Л.В. Влияние семейных ценностных ориентаций на становление процесса самосовершенствования подростков / Л.В. Долинская, А.И. Пенькова // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 12: Психологические науки. - 2013. - Вып. 42. - С. 101-108.

9. Казанжи М.Й. Особенности ценностных ориентаций лиц со средней выраженностью фасилятивного потенциала на этапе трансформационных преобразований в обществе / Н.Й. Казанжи // Психологические перспективы. - 2010. - Вып. 16. -С. 64-74.

10. Карандашев В.Н. Концепция ценностей культуры Ш. Шварца / В.Н. Карандашев // Вопросы психологии. - 2009. -№ 1. - С. 81-96.

11. Легун А.М. Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности А.М. Легун // Проблемы общей и педагогической психологии: сб. наук. работ. Ин-та психологии им. Г.С. Костюка НАПНУ / под ред. С.Д. Максименко. -Т. XII, ч. 4. - К., 2010. - С. 241-248.

12. Лисовская Н.Б. Становление ценностных ориентаций в разных условиях развития (на примере подростков): Автореф. Дис. ...канд. Психол. Наук. - М., 2017. - 18 с.

13. Панченко Л.М. Ценности образования в контексте глобализации / Л.М. Панченко // Вестник НПУ им. М.П. Драгоманова. - Серия №7. - С. 122-127.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1

15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Фортунатов Артем Александрович

Городское автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Актуальность проблемы исследования обусловлена выявлением уровня развития и особенностей формирования экологической культуры студентов университета, а также соотнесения данного уровня с уровнем самооценки студентов в отношения сформированности экологической культуры. Всего в исследовании приняло участие 156 студентов Московского гуманитарного университета и Московского городского педагогического университета. В результате анкетирования студентов была выявлена положительная связь между уровнем уровень сформированности экологических знаний, отношения к природе и экологической деятельности и уровнем развития компонентов экологической культуры: экологической сознательностью, заинтересованности экологической деятельностью и экологической образованностью. Так, у студентов с низким уровнем экологических знаний обмечается и низкий уровень экологической образованности. У студентов, показавших незаинтересованность по отношению к природе отмечается низкий уровень экологической сознательности. А выявленная низкая активность в области экологической деятельности приводит к низкому уровню заинтересованности в ней. И, наоборот, у студентов с высоким уровнем развития данных показателей отмечается и высокий уровень сформированности экологических знаний и образованности, а также заинтересованности в деятельности. Также у опрошенных нами респондентов отмечается адекватная самооценка в отношении уровня развития экологической культуры. Данные полученные в процессе диагностики показателей самооценки студентов, совпадают с показателями, выявленными в процессе исследования у них уровня развития экологической культуры. Полученный результаты могут быть использованы в дальнейшем при разработке специальных программ, моделей, а также технологий формирования у студентов вуза экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, самооценка, компоненты экологической культуры.

Annotation. The relevance of the research problem is due to the identification of the level of development and features of the formation of ecological culture of university students, as well as the correlation of this level with the level of self-esteem of students in relation to the formation of ecological culture. In total, 156 students of the Moscow University of the Humanities and the Moscow City Pedagogical University took part in the study. As a result of the survey of students, a positive relationship was revealed between the level of formation of environmental knowledge, attitude to nature and environmental activities and the level of development of components of environmental culture: environmental awareness, interest in environmental activities and environmental education. Thus, students with a low level of environmental knowledge also have a low level of environmental education. Students who have shown disinterest in relation to nature have a low level of environmental awareness. And the revealed low activity in the field of environmental activity leads to a low level of interest in it. And, conversely, students with a high level of development of these indicators have a high level of formation of environmental knowledge and education, as well as interest in activities. Also, the respondents surveyed by us have an adequate self-assessment regarding the level of development of ecological culture. The data

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.