менее устойчивой системы личностных ценностей. Как показывает исследование ценностные ориентации отражают в себе всю противоречивость и сложность настоящего движения.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. - М.: Изд-во МГУ, 1986.
2. Бех И. Ценностная сфера современного человека в контексте приоритетов воспитательного процесса / И. Бех // Путь образования: научно-методический журнал. - 2010. - №4 (58). - С. 8-9.
3 .Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности / С.С. Бубнова. - М., 1995. - 49 с.
4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. - 2017. - С. 38-44.
5. Булах И.С. Ценностные ориентации в контексте личностной позиции современного подростка / И.С. Булах // Международный научный форум: социология, психология, педагогика, менеджмент. - 2009. - № 1. - С. 115-131.
6. Вишневская Н.В. Понятие милосердия и его воспитание у детей [Электронный ресурс] / Н.В. Вишневская // Вестник психологии и педагогики: сборник наук. трудов. - К. - Выпуск 4. - 2010. - С. 19-25.
7. Галян И.М. Социокультурные измерения ценностно-смысловых установок личности / И.М. Галян // Научный вестник Николаевского государственного университета имени.А. Сухомлинского. Сер.: Психологические науки. - 2013. - №. 2, Вып. 10. - С. 79-83.
8. Долинская Л.В. Влияние семейных ценностных ориентаций на становление процесса самосовершенствования подростков / Л.В. Долинская, А.И. Пенькова // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 12: Психологические науки. - 2013. - Вып. 42. - С. 101-108.
9. Казанжи М.Й. Особенности ценностных ориентаций лиц со средней выраженностью фасилятивного потенциала на этапе трансформационных преобразований в обществе / Н.Й. Казанжи // Психологические перспективы. - 2010. - Вып. 16. -С. 64-74.
10. Карандашев В.Н. Концепция ценностей культуры Ш. Шварца / В.Н. Карандашев // Вопросы психологии. - 2009. -№ 1. - С. 81-96.
11. Легун А.М. Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности А.М. Легун // Проблемы общей и педагогической психологии: сб. наук. работ. Ин-та психологии им. Г.С. Костюка НАПНУ / под ред. С.Д. Максименко. -Т. XII, ч. 4. - К., 2010. - С. 241-248.
12. Лисовская Н.Б. Становление ценностных ориентаций в разных условиях развития (на примере подростков): Автореф. Дис. ...канд. Психол. Наук. - М., 2017. - 18 с.
13. Панченко Л.М. Ценности образования в контексте глобализации / Л.М. Панченко // Вестник НПУ им. М.П. Драгоманова. - Серия №7. - С. 122-127.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1
15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Фортунатов Артем Александрович
Городское автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Актуальность проблемы исследования обусловлена выявлением уровня развития и особенностей формирования экологической культуры студентов университета, а также соотнесения данного уровня с уровнем самооценки студентов в отношения сформированности экологической культуры. Всего в исследовании приняло участие 156 студентов Московского гуманитарного университета и Московского городского педагогического университета. В результате анкетирования студентов была выявлена положительная связь между уровнем уровень сформированности экологических знаний, отношения к природе и экологической деятельности и уровнем развития компонентов экологической культуры: экологической сознательностью, заинтересованности экологической деятельностью и экологической образованностью. Так, у студентов с низким уровнем экологических знаний обмечается и низкий уровень экологической образованности. У студентов, показавших незаинтересованность по отношению к природе отмечается низкий уровень экологической сознательности. А выявленная низкая активность в области экологической деятельности приводит к низкому уровню заинтересованности в ней. И, наоборот, у студентов с высоким уровнем развития данных показателей отмечается и высокий уровень сформированности экологических знаний и образованности, а также заинтересованности в деятельности. Также у опрошенных нами респондентов отмечается адекватная самооценка в отношении уровня развития экологической культуры. Данные полученные в процессе диагностики показателей самооценки студентов, совпадают с показателями, выявленными в процессе исследования у них уровня развития экологической культуры. Полученный результаты могут быть использованы в дальнейшем при разработке специальных программ, моделей, а также технологий формирования у студентов вуза экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, самооценка, компоненты экологической культуры.
Annotation. The relevance of the research problem is due to the identification of the level of development and features of the formation of ecological culture of university students, as well as the correlation of this level with the level of self-esteem of students in relation to the formation of ecological culture. In total, 156 students of the Moscow University of the Humanities and the Moscow City Pedagogical University took part in the study. As a result of the survey of students, a positive relationship was revealed between the level of formation of environmental knowledge, attitude to nature and environmental activities and the level of development of components of environmental culture: environmental awareness, interest in environmental activities and environmental education. Thus, students with a low level of environmental knowledge also have a low level of environmental education. Students who have shown disinterest in relation to nature have a low level of environmental awareness. And the revealed low activity in the field of environmental activity leads to a low level of interest in it. And, conversely, students with a high level of development of these indicators have a high level of formation of environmental knowledge and education, as well as interest in activities. Also, the respondents surveyed by us have an adequate self-assessment regarding the level of development of ecological culture. The data
obtained in the process of diagnostics of students' self-esteem indicators coincide with the indicators identified in the process of studying their level of development of ecological culture. The obtained results can be used in the future in the development of special programs, models, as well as technologies for the formation of ecological culture among university students.
Keywords: ecological culture, self-assessment, components of ecological culture.
Введение. За рубежом накоплен богатейший опыт в области формирования и развития экологической культуры подрастающего поколения. Большой вклад в становления эколологического образования внесли такие ученые, как A.M. Lucas [15], H.T. Odum и E.P. Odum [17], W.M. Hammermann [14], R.A. Wilson [20], T. Fukami, D.A Wardle [12], W.P. Sousa [19].
Во всем мире отмечается увеличение количества исследователей, чьи интересы затрагивают проблему формирования экологической культуры. Так, например, в США за период с 1971 по 1980 гг. было защищено 394 диссертации по экологической тематике, в период с 1981 по 1990 гг. - 307 диссертаций, с 1991 по 2000 гг. - 1392 диссертации [10].
Учеными T. Marcinkovski, J. Bucheit, V. Spero-Swingle, C. Linsenbartdt, J. Engelhardt, M. Stadel, R. Santngelo, K. Guzmon, [15] были проанализированы, обобщены и систематизированы лучшие работы в области экологического образования, результатом чего явилась коллекция диссертаций по экологической тематике за период с 1970 по 2000 гг. Данное исследование проводилось Комиссией по научным исследованиям Северо-Американской ассоциации по экологическому образованию (NAAEE) при поддержке Информационного центра образовательных ресурсов США (ERIC), который находится в государственном университете штата Огайо.
Внесения эколого-ориентированного наполнения в вузовское образование занимались такие ученые, как: D.L. Bainer, D. Cantrell и P. Barron [9] и D.C. Engleson [11], который в своем исследовании разработал восьмишаговый метод формирования экологической культуры, предлагали применять комплексный подход в процессе осуществления экологического образования в вузе, включаюий в себя междисциплинарность, трансдисциплинарность и мультидисциплинарность.
Проблему сформированности экологической культуры и ее компонентов достаточно хорошо изучены в современной отечественной педагогической литературе. Мотивационно-ценностный компонент экологической культуры был рассмотрен а работе Н.С. Несгораевой и В.Г. Савельевым [5]. Нравственный и эстетический компоненты были рассмотрены в исследовании Н.В. Абдрашитовой [1]. Ценностный компонент раскрывается в статье С.С. Рябовой [7]. Когнитивный компонент экологической культуры рассматривался в работе Н.П. Несгораевой и В.Г. Савельева [5]. Деятельностный компонент раскрывается Е.И. Полянской и Л.Н. Хицовой [6].
Изложение основного материала статьи. Нами было выдвинуто следующее предположение: есть ли взаимосвязь между уровнем сформированности экологических знаний, отношения к природе и экологической деятельности окажет влияние и уровнем развития экологической сознательности, экологической деятельности и экологической образованности.
В своем исследовании мы опираемся на позицию В. Л. Бенина, который отмечает, что изучение любого культурного феномена требует выделения его функций. В философско-социальном смысле под функцией понимается роль, которую тот или иной социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы. Соответственно под функциями культуры, как пишет данный автор, подразумевается роль, которую она играет в жизни общества [3, C. 76].
Интерес представляет и исследования в области выделения составных компонентов экологической культуры, проведенных А.А. Фортунатовым [8], а также В.А. Ситаровым и Л. Урекошовой [18]. В ходе проведенных авторами изысканий были выделены следующие компоненты: экологические знания, экологосообразная деятельность, а также ценности и взаимоотношения с окружающей социоприродной средой. Данные компоненты были использованы нами для отбора диагностических методик сформированности экологической культуры студентов вуза. Это фактически и послужило основой для организации и проведения исследования, результаты которого мы излагаем в данной статье.
Целью работы является изучение уровня сформированности экологических знаний, отношения к природе и экологической деятельности и уровнем развития экологической сознательности, экологической деятельности и экологической образованности.
В процессе исследования нами были применены следующие диагностические методики, предназначенные для выявления уровня развития экологической культуры, модернизированные нами, с учетом взаимодействия со студентами: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву и С.Н. Глазычеву [4]; тест-опросник «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафова [2].
Для ответа на предположение, студентам было предложено ответить на вопросы двух методик диагностики уровня развития экологической культуры: С.С. Кашлева, С.Н. Глазычева и Е.В. Асафовой. Остановимся на их анализе более подробно. «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву и С.Н. Глазычеву. В процессе выявления уровня экологических знаний (Таблица 1) нами были получены следующие показатели: 12% респондентов имеют высокий уровень знаний в области экологии; 34% - средний уровень; 54% низкий уровень.
Таблица 1
Показатели уровня развития экологической культуры студента по С.С. Кашлеву и С.Н. Глазычеву
Показатель Экологические знания Отношение к природе Экологическая деятельность
Уровень
Высокий 12% 15% 11%
Средний 34% 38% 27%
Низкий 54% 47% 62%
Показатели в отношении ценности природы и отношения к природе (Таблица 1) были следующими: 15% респондентов высоко оценили ценность природы и свое отношение к ней; 38% показали средний уровень оценки ее ценности; и самое большое количество респондентов показали 47% - низкий уровень.
Показатели экологической деятельности (Таблица 1) 11% респондентов положительно оценивают и склонны заниматься экологической деятельностью; 27% показывают средний уровень заинтересованности в экологической деятельности; больше половины показывают 62% - низкий уровень.
Тест «Экологическая культура учащихся» (Е.В. Асафова). В процессе выявления уровня экологической образованности (Таблица 2) нами были получены следующие показатели: 14% респондентов имеют высокий уровень и обладают сформированной системой экологических интересов, а также ярко выраженными практикоориентрированными знаниями в области экологии; 31% опрошенных студентов показали средний уровень, что предполагает наличие интересов в области
экологии и осознание необходимости взаимодействия с природой; у 55% студентов был выявлен низкий уровень, который предполагает недостаточную сформированность интереса к проблемам экологии, а знания в отношении нее носят разобщенный, фрагментарный характер.
Таблица 2
Показатели уровня развития экологической культуры студентов по тесту Е.В. Асафовой
Показатель Экологическая образованность Экологическая сознательность Заинтересованность экологической деятельностью
Уровень
Высокий 14% 13% 12%
Средний 31% 39% 26%
Низкий 55% 48% 62%
При исследовании уровня экологической сознательности (Таблица 2) были выявлены следующие показатели: 13% респондентов имеют высокий уровень сформированности системой ценностей, убеждений и ориентаций о системе отношений человек-природа; 39% опрошенных студентов обладают средним уровнем сознательности, что предполагает достаточный уровень экологических знаний, ценностей и убеждений, но они не всегда готовы реализовать их на практике; 48% респондентов показали низкий уровень, что подразумевает несформированность вышеперечисленных характеристик и безразличие к проблемам взаимодействия с окружающей природной средой.
В процессе исследования уровня заинтересованности экологической деятельности (Таблица 2) были получены следующие показатели: 12% студентов относятся к ней положительно и склонны проявлять высокую активность в организации и осуществлении экологической деятельностью; 26% показали средний уровень заинтересованности в экологоориентированной деятельности; 62% опрошенных респондентов показали низкий уровень участия в данном виде деятельности, что говорит о их пассивности в отношении ее реализации.
Анализируя данные, которые были получены в процессе применения данных методик, следует отметить, что уровень сформированности экологических знаний, отношения к природе и экологической деятельности непосредственно оказывают влияние на уровень развития экологической сознательности, заинтересованности экологической деятельности и экологической образованности. Так у студентов с низким уровнем экологических знаний обмечается и низкий уровень экологической образованности. У студентов, показавших не заинтересованность в отношениях к природе отмечается низкий уровень экологической сознательности. А выявленная низкая активность в области экологической деятельности приводит к низкому уровню заинтересованности в ней. И наоборот у студентов с высоким уровнем развития данных показателей отмечается и высокий уровень сформированности экологических знаний и образованности, а также заинтересованности в деятельности.
Подводя итоги проведенных нами исследований по методикам выявления развития экологической культуры по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву и Е.В. Асафовой следует отметить, что у 12% респондентов был отмечен высокий уровень сформированности экологической культуры. Студент способен осознавать окружающую социоприродную среду и самого себя в ней, и таким образом обогащать свой внутренний мир. Осознает и понимает предельные основания бытия и мышления, экологической культуры в целом. У него развиты процессы самопознания, самоосмысления прошлого и предвосхищение будущего, собственной экологической деятельности, способствующие его духовно-интелектуальному развитию.
У 34% респондентов выявлен средний уровень сформированности экологической культуры. Студент при анализе фактов взаимодействия человека и общества с окружающей социоприродной средой вырабатывает эмоционально-оценочные суждения. В своей деятельности стремится сберечь, увидеть и познать красоту окружающей среды, при этом ориентируется на универсальные ценности и экоцентрический подход. У них отмечается высокая степень готовности к осуществлению природоохранной деятельности, которая не всегда осуществляется.
И у 54% опрошенных нами студентов отмечается низкий уровень сформированности экологической культуры. При анализе конкретных проблем и ситуаций студент затрудняется применять экологические знания из-за низкого уровня их владения. Механически воспроизводит учебный материал, знания ограничиваются внешними признаками изучаемых объектов, не умеет оперировать ими. Испытывает затруднения в процессе объединения и переноса из одной предметной области в другую, отмечается несформированность представлений о научной картине мира и как следствие антропоцентричность в процессе взаимодействия с окружающей социоприродной средой.
Выводы. Таким образом, подтверждается выдвинутое нами предположение о том, что большинство опрошенных студентов имеют адекватный уровень самооценки в отношении развития экологической культуры. Данные полученные в процессе диагностики экологической культуры и выявленные в процессе самооценки студентов, совпадают с показателями, выявленными в процессе исследования.
Подводя итоги вышесказанного следует отметить, что низкий уровень развития элементов экологической культуры приводит и к низким показателям в отношении зависящих от него элементов.
Тем не менее, хотелось отметить достаточно низкий уровень сформированности экологической культуры у студентов, что предполагает необходимость дальнейшего ее развития и формирования.
Литература:
1. Абдрашитова, Н.В. Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - № 2. - С. 95-100. - [Электронный ресурс]. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20289709
2. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов. Отчеты о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)» / Е.В. Асафова - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm
3. Бенин, В.Л. (2014). Культурологическая компетентность субъекта профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов и преподавателей высшей школы / В.Л. Бенин, Д.С. Василина, Е.Д. Жукова. - М.: Изд-во «Перо». - 205 с.
4. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. (2000). Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя. - М.: Горизонт. - 94 с.
5. Несгораева, Н.С., Савельев В.Г. (2010). Формирование когнитивного компонента экологической культуры студентов вуза в процессе практико-ориентированной образовательной деятельности. Вестник Забайкальского государственного университета. - № 1. - С. 39-44.
6. Полянская, Е.И., Хицова Л.Н. (2015). Экомузей как способ формирования деятельностного компонента экологической культуры. Вестник университета. - № 2. - С. 302-305.
7. Рябова, С.С. (2012). Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 4. - С. 245-250.
8. Фортунатов А.А. (2012). Педагогические условия формирования экологической культуры студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 12 (94). - С. 136-141.
9. Bainer, D.L., Cantrell, D., Barron, P. (1997). Professional Development of Environmental Educators through Partnerships. Paper presented at the Annual Meeting of the North American Association for Environmental Education (Vancouver, British Columbia, Canada, August 15-19, 1997), 8, 15-19
10. Dillon, J., Brody, M., Stevenson, R.B. (2013) International Handbook of Research on Environmental Education / Routledge.
11. Engleson D.C. (1985). A Guide to curriculum planning in Environmental Education. Environmental Education Curriculum Development Task Force. Madison, Wisconsin Dept. of Public Instruction, Bulletin, 6094, 103.
12. Fukami, T., Wardle, D.A. (2005). Long-term ecological dynamics: reciprocal insights from natural and anthropogenic gradients. Proceedings of the Royal Society of London ,Series B. Biological Sciences, 272.
13. Gruner, D.S. (2007). Geologicalage,ecosystemdevelopment,andlocalresource constraints on arthropod community structurein the Hawaiian Islands. Biological Journal of the Linnean Society, 90, 551-570.
14. Hammermann, W.M. (1980). Fifty Years of Resident Outdoor Education: 1930-1980: Its Impact on American Education. Martinsville, IN: American Camping Association.
15. Lucas, A.M. (1972). Environment and environmental education: Conceptual issues and curriculum implications. (Doctoral dissertation). [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://eric.ed.gov/?id=ED068371
16. Marcinkovski, T., Bucheit, J., Spero-Swingle, V., Linsenbartdt, C., Engelhardt, J., Stadel, M., Santngelo, R., Guzmon, K. (2013). Selected Trends in Thirty Years of Doctoral Research in Environmental Education in Dissertation Abstracts International From Collection Prepared in the United States of America // International handbook of research on Environmental Education / edited by Robert Stevenson .. .[et al]. Published by Routledge (711 Third Avenue, New York, NY 10017). 45-63.
17. Odum, E.P., Odum, H.T. (1953). Fundamentals of ecology. Philadelphia: W.B. Saunders Company.
18. Sitarov, V.A., Urekeshova, L. (2017) Students ecological awareness development on geography lesion in the Republic of Kazakhstan. Regional Science Inquiry. 2, 187-196.
19. Sousa, W.P. (1984). The role of disturbance in natural communities. Annual Review of Ecology and Systematics, 15, 353-391.
20. Wilson, R.A. (1994). Environmental education at the early childhood level. Washington, DC: North American Association for Environmental Education.
Педагогика
УДК 378.016
кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Саватеева Дара Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА
Аннотация. В статье авторы рассматривают феномен и типологию профессиональных ценностей учителя. Авторами рассматривается генезис развития ценностей в структуре педагогического мировоззрения учителя в истории отечественной педагогики XIX века. Авторы отмечают, что система профессиональных ценностей учителя является динамично меняющимся социокультурным конструктом в структуре профессионального педагогического мировоззрения, содержательные флуктации в структуре которой определяются влиянием множества социально-экономических и культурных факторов периода XIX века. Непрерывные попытки реформирования системы педагогического образования исследуемого периода в истории отечественного образования, отмена крепостного права от 1861 года, демократизация образа учителя и трансформация его социально-педагогической миссии оказали определяющее влияние на систему профессиональных ценностей учителя. Источниковой базой исследования профессиональных ценностей учителя XIX века включает педагогическую публицистику, номативно-правовые акты Министерства Народного Просвещения и педагогическое творчество педагогов и философов данного периода.
Ключевые слова: профессиональные ценности учителя, профессиональное педагогическое мировоззрение, история педагогического образования, миссия учителя.
Annotation. In the article, the authors consider the phenomenon and typology of teacher professional values. The authors examine the genesis of the development of values in the structure of the teacher's pedagogical worldview in the history of Russian pedagogy in the 19th century. The authors note that the system of teacher's professional values is a dynamically changing socio-cultural construct in the structure of the professional pedagogical worldview, meaningful fluctuations in the structure of which are determined by the influence of many socio-economic and cultural factors of the 19th century. Continuous attempts to reform the pedagogical education system of the period under study in the history of national education, the abolition of serfdom in 1861, the democratization of the teacher's image and the transformation of his socio-pedagogical mission had a decisive influence on the teacher's professional value system. The source base for the study of the professional values of a teacher in the 19th century includes pedagogical journalism, nominative legal acts of the Ministry of Public Education and pedagogical creativity of teachers and philosophers of this period.
Keywords: teacher's professional values, professional pedagogical worldview, history of teacher education, teacher's mission