Научная статья на тему 'Аксиологический подход к развитию экологической культуры студентов в вузе'

Аксиологический подход к развитию экологической культуры студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / THE STUDENT. / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асафова Е. В.

Исследовали особенности развития экологической культуры у студентов гуманитар-ных и естественно-научных факультетов Казанского государственного университета в связи с реализацией аксиологического подхода в цикле общеобразовательных и специаль-ных предметов. Установлена прямая зависимость между экологической подготовкой бу-дущих специалистов и их экологической сознательностью. Обосновано представление о значении гуманитарных дисциплин на примере курса «Педагогика» для повышения ценно-стного отношения к природе и экологической культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigated features of development of ecological culture at students of humanitarian and is natural-scientific facul-ties of the Kazan state university in connection with realisation аксиологического the approach in a cycle of general educational and special subjects. Direct dependence between ecological preparation of the future experts and their ecological consciousness is established. Representa-tion about value of humanitarian disciplines on an example of a course "Pedagogics" for in-crease of the valuable relation to the nature and ecological culture of students is proved.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход к развитию экологической культуры студентов в вузе»

Е. В. Асафова

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Ключевые слова: экологическая культура, студент ecological culture, the student..

Исследовали особенности развития экологической культуры у студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов Казанского государственного университета в связи с реализацией аксиологического подхода в цикле общеобразовательных и специальных предметов. Установлена прямая зависимость между экологической подготовкой будущих специалистов и их экологической сознательностью. Обосновано представление о значении гуманитарных дисциплин на примере курса «Педагогика» для повышения ценностного отношения к природе и экологической культуры студентов. Investigated features of development of ecological culture at students of humanitarian and is natural-scientific faculties of the Kazan state university in connection with realisation аксиологического the approach in a cycle of general educational and special subjects. Direct dependence between ecological preparation of the future experts and their ecological consciousness is established. Representation about value of humanitarian disciplines on an example of a course "Pedagogics" for increase of the valuable relation to the nature and ecological culture of students is proved.

Феномен «культуры» многие специалисты в области социальных наук трактуют с позиций отношения человека к природе, другим людям и самому себе. «Культуру» человека можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она - итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств [1]. Повышение культуры в экологическом смысле происходит в результате взаимодействия личности с природной и социальной средой и состоит в приобретении знаний, практических навыков и эмоциональных переживаний. Известный педагог XX века, академик Российской академии образования Б.Т.Лихачев, рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.

Смысл понятия «экологическая культура» связывают не только с экологической образованностью, но и с сознательным отношением к природе и практическим участием в улучшении природопользования [2]. Экологическая культура формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностнопрактического отношения. По нашему мнению, экологическая культура - это обобщенная характеристика личностных качеств, которая отражает процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагает неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанных на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек» [3].

На сегодняшний день является общепризнанным, что решение проблемы повышения экологической культуры личности зависит от эффективности функционирования системы образования. Существует точка зрения, в соответствии с которой образование рассматривается как неизбежная предпосылка, способствующая постоянному развитию способности людей объясняться по вопросам улучшения состояния окружающей среды [4].

Особое значение, на наш взгляд, имеет процесс повышения экологической культуры в период обучения в высшей школе. Вузам принадлежит особая роль в сфере корректировки сознания и ценностей студентов, так как в университетах, институтах получают образование будущие специалисты, которым предстоит принимать ответственные решения. Экологическая безопасность во всех видах профессиональной деятельности провозглашается в наши дни как основа устойчивого развития общества. В связи с этим развитие экологической культуры личности приобретает статус государственного стандарта образования, а высокая экологическая культура должна стать в ближайшем будущем важным квалификационным критерием любого дипломированного специалиста. Несомненно, что повышение качества профессионального образования зависит от развития экологической культуры, существует и обратная зависимость, и высшее образование создает фундамент для повышения экологической культуры личности.

Как и «культура личности», «экологическая культура» является многокомпонентной по содержанию, предполагает гармонию этих компонентов и их целостное формирование в деятельности [1]. Часто в структуре экологической культуры личности выделяют четыре взаимосвязанных и взаимопроникающих - когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельностный - компонента. С учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим может выступать один из них. Личностноценностное отношение к природе является одной из наиболее важных составляющих экологической культуры, в том числе, в период ее развития в высшей школе.

Ценностные ориентации личности в системе воспитания приобретают особое значение: в них аккумулируется жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека и во многом определяющий его взаимоотношения с другими людьми и миром. На сегодняшний день важным является замечание относительно перспектив решения проблемы экологического воспитания. Неуспехи в системе экологического воспитания связаны с определенными мировоззренческими осложнениями. По мнению У.Блэкстоуна, ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природной среды, являются наиболее существенной причиной экологического кризиса [5, с.93].

Провозглашение ценностей может рассматриваться как фактор, обеспечивающий большую вероятность определенного поведения при конкурирующих внешних воздействиях, но не является обязательным условием их воплощения в конкретном поведении [6]. Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, уступают последним и остаются на заднем плане. Это утверждение подтверждено литературными данными и результатами наших исследований. На основании педагогического исследования, выполненного в МГУ в середине 90-х годов ХХ века, показано, что ценность общения с природой для студентов не является приоритетной. Так, только 3% респондентов придают ей первостепенное значение. Результаты анкетирования, проведенного нами среди студентов 3-4 курсов Казанского государственного университета химического, экологического, исторического факультетов, свидетельствуют, что лишь 7-8% студентов придают решающее значение ценности природы в связи с проблемой ухудшения экологической ситуации [3]. По данным, полученным в 2008 году, ценность природы является наиболее значимой среди других только для 10% молодых людей. Следовательно, можно согласиться с мнением Ивановой Т.В. [6], что в общественном сознании, в том числе среди студентов технических и гуманитарных вузов, существует тенденция возрастания восприимчивости к новым экологическим ориентациям. Тем не менее, наши данные указывают, что при ранжировании ценность природы занимает устойчиво 78 места в ряду, включающем 10-12 позиций.

Сейчас экологическое воспитание невозможно, если ориентироваться только на материальные ценности человеческого существования; необходимо повышать роль духовности как созидательной способности человека, опираться в системе воспитания на приоритет ценностей, по которым можно определить человека с высокой экологической культурой. Эти ценности трактуются различными авторами как «проэкологические» [6], как «природосообразные», «новые экологические» или «экокультурные» [7], как «экологически значимые» [8]. Эти ценности должны стать личностно значимыми на всех возрастных этапах и уровнях развития, они должны свести на «нет» проявления антиэкологических форм поведения человека.

Необходимость целенаправленного формирования системы экологических ценностей, представляющих часть ценностей общечеловеческих, в основании которых ценности добра и созидания, значима в связи с перспективой повышения конкурентоспособности личности. Такие ценностные установки, направленные на сохранение, восстановление и рациональное использование природы, лежат в основе экологического сознания, без которого невозможна регуляция экологически значимой деятельности и решение проблемы гуманизации образования. Учебно-воспитывающая деятельность в вузе предполагает в качестве одного из главных результатов возникновение убеждений, определяющих поведение личности. Именно убеждения обусловливают ценностные ориентации и установки людей. Мы ранее высказывали мнение, что сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе, может быть одним из показателей высокой экологической культуры студентов [3]. Именно убеждения и ценности обусловливают сознательное, ответственное отношение людей к природе. Так называемая экологическая ответственность предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности - не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. Экологическое сознание является важным элементом высокой экологической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний, но представляет качественно новую ступень, т.к. происходит превращение знаний в убеждения. Высокое экологическое сознание, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми экологическими знаниями и их использованию в целях улучшения окружающей природы. Подтверждаются тенденции взаимовлияния элементов экологической культуры (экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности), но связь далеко не всегда является однозначной. В частности, повышение уровня экологической образованности не ведет автоматически к высокому экологическому сознанию, поскольку позитивный настрой от приобретенных знаний может нивелироваться негативными качествами личности: пассивностью, равнодушием, слабоволием, безответственностью. Поэтому судить об уровне экологического сознания человека можно, выяснив степень развития таких черт, как чувство ответственности за сохранение природы, озабоченность состоянием окружающей среды, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе и др. [2]. Экологически ценностное отношение к природе наряду с опытом экологической деятельности предложено рассматривать в качестве критериев динамики и результативности экологического воспитания [9].

Для формирования экологически активной личности будущего специалиста необходимо продолжить ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества экологической подготовки выпускников. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической этикой и экологической культурой. Поэтому экологизация образования, предполагающая решение задач экологического воспитания, рассматривается как важная современная тенденция в

образовательных системах. Она предусматривает реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и проблемности. В вузах нужно создавать эффективную систему экологического образования и воспитания, ориентированную на взаимосвязь профессиональной подготовки студентов с конкретными задачами экологизации научно-технического прогресса. Теоретическое освоение экологических знаний должно быть тесно связано с практическим участием студентов в работе по охране окружающей среды, в экологических мероприятиях.

Нами была поставлена цель - выяснить особенности развития экологической сознательности (экологических убеждений, ценностей, ответственного отношения к окружающей природе) у студентов, получающих различные специальности в Казанском государственном университете. В анкетировании (использована анкета, источник - Министерство окружающей среды Германии), проведенном в 2008 году, участвовали 128 студентов четырех факультетов - геологического, экологии и географии, физического и экономического. Установлено, что 45-65% будущих геологов и экологов придают первостепенное значение экологическим проблемам и не считают, что их значение сильно преувеличено. Среди будущих экономистов и физиков согласны с таким мнением 24 и 33 % респондентов, соответственно. В то же время 55-75% студентов, независимо от получаемой специальности, обеспокоены состоянием окружающей среды в связи с перспективой условий жизни для последующих поколений.

От 25 до 60% студентов непрофильных с точки зрения специальной экологической подготовки (физического, экономического, геологического) факультетов считают, что основная часть населения ведет себя несознательно по отношению к окружающей среде. Среди будущих экологов такое мнение свойственно для подавляющего большинства (95%), что, вероятно, связано с более глубокими специальными знаниями этих студентов и более высокой требовательностью к соблюдению норм поведения в природе. Сами респонденты так оценивают собственное отношение к природе: 50-55% студентов всех факультетов пытаются, насколько возможно, сознательно относиться к окружающей среде. Однако до 25% будущих экономистов в отличие от студентов других специальностей признают, что они совершают «неэкологичные» поступки. Есть различия между студентами разных факультетов с точки зрения готовности корректировать свое поведение и поступки, для того чтобы беречь и сохранять окружающую среду. Около 70-80% будущих экологов и геологов считают, что, несмотря на трудности, каждый специалист должен как можно больше делать для сохранения природы. Студенты экономического и физического факультетов тоже придерживаются этой точки зрения, но среди них только 45-55% думают аналогично. При этом более 20% будущих экономистов не видят такой перспективы для себя, возможно, предполагая, что это - обязанности узких специалистов. В то же время 50-55% студентов физического, экономического и экологического факультетов готовы уже сегодня ограничить жизненные стандарты, а именно потребление, для будущего окружающей природы. Только 5-20% студентов всех факультетов не рассматривают эту перспективу для себя как возможную. Около 10-30% респондентов с разных факультетов считают, что они не прикладывают дополнительных значительных усилий, чтобы проявлять в своих поступках и поведении сознательное и бережное отношение к природе, т.е. такое поведение является нормой для них. Однако для 30-50% студентов вне зависимости от получаемой специальности такое «экологичное» поведение связано с самоконтролем и преодолением характерной в целом для общества привычки не задумываться о последствиях деятельности. Для обработки полученных в ходе анкетирования результатов был использован метод дисперсионного анализа; было выяснено, что есть прямая зависимость между получаемой специальностью в вузе и развитием экологической сознательности студентов. Следова-

тельно, экологическая подготовка значима как для углубления экологических знаний и представлений, так и для выработки соответствующих убеждений и воспитания бережного отношения к природе. При этом для студентов непрофильных факультетов необходима междисциплинарная кооперация знаний и экологизация дисциплин специализации. Дополнительная экологическая подготовка предполагает овладение студентами умением использовать экологический потенциал естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и обеспечивает формирование у будущего специалиста личного положительного отношения к окружающей среде, устойчивость его социальной и профессиональной позиции. В то же время междисциплинарные задачи в обучении стимулируют мотивацию учения студентов.

Формирование ценностного отношения к природе, соответствующих убеждений, способствующих ежедневному соблюдению экологических норм и выбору экологически целесообразных стратегий студентов в будущей профессиональной деятельности, - задача всех преподавателей вуза. Экологическая направленность личности преподавателя является одним из условий повышения экологической культуры студентов.

Гуманитарные дисциплины, в том числе психолого-педагогического цикла, служат основой развития ценностного отношения к природе, способствуют формированию экологического сознания и, в конечном счете, экологической культуры. В процессе реализации аксиологического подхода в курсе «Педагогика» для студентов четвертого курса филологического факультета (2005/2006 учебный год) в целях повышения эффективности экологического воспитания мы провели тематические лекции и семинары. В условиях констатирующего эксперимента был использован тест, разработанный нами ранее [3]. В результате выявлено, что около 60-70% студентов-филологов имеют средние показатели экологической направленности, и только для каждого третьего студента (28-35% от общего количества опрошенных) характерным является высокий уровень экологической культуры. В формирующем эксперименте на лекционных и семинарских занятиях была рассмотрена тема «Педагогические основы и тенденции развития экологического образования и воспитания» и сделаны сообщения и доклады по предложенным для обсуждения вопросам: «Цель, задачи, принципы экологического образования и воспитания», «Использование разнообразных форм и методов экологического образования и воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся», «Экокультурные, или экологические значимые ценности, их значение для экологического поведения человека». В ходе групповой дискуссии были обсуждены разные точки зрения, сопровождающиеся критическими суждениями и оценками. При повторном тестировании студентов после завершения цикла занятий было обнаружено, что повысилось осознание важности экологических убеждений и ценностей и, в целом, экологической культуры для успешной жизненной самореализации. При анализе показателей и компонентов экологической культуры выяснено, что данное приращение произошло за счет повышения уровня экологической сознательности, включающей в себя экологические ценности, убеждения. Так, количество студентов с высоким уровнем экологической сознательности повысилось до 85% за счет уменьшения доли со средним и низким уровнем. Эти результаты сравнивали с уровнем развития экологической культуры у студентов экологического факультета, получающих специальность «Экология» и «Природопользование». Для большинства студентов этого факультета характерна высокая экологическая культура (до 90%). Однако и на этом факультете были выдвинуты задачи экологического образования и воспитания, направленные на повышение экологической сознательности студентов - будущих специалистов. На экологическом факультете среди студентов 3 курса и группы 4 курса в курсе «Педагогика» для решения задач экологического образования была организована и проведена групповая дискуссия с элементами деловой игры «Молодежные экологические движения в демократическом обществе» после предва-

рительного цикла занятий (лекции, семинары, круглый стол) по темам «Экологическая гуманная педагогика. Перспективы развития экологического образования», «Развитие экологических общественных движений за рубежом (на примере Германии)», «Нормативноправовые основы деятельности общественных движений» [10]. Кроме того, студентам в ходе обучения «Педагогике» предлагается выполнение проектно-творческих работ по экологической тематике, например, «Роль семьи в развитии ценностного отношения к природе», «Преемственность в экологическом воспитании: школа - вуз», «Пути повышения экологической культуры в вузе» и другие, с результатами которых студенты выступают на семинарских занятиях и на итоговых научно-образовательных конференциях.

Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитывающей деятельности в вузе направлена на повышения эффективности экологического воспитания и развитие экологической сознательности и экологической культуры в целом. На основании полученных результатов можно предложить некоторые рекомендации:

- целесообразно вводить предметы экологического содержания в учебные планы по подготовке специалистов в высшей школе для обеспечения непрерывности формирования экологических представлений, знаний, умений, навыков, а также превращения их в соответствующие убеждения и установки;

- осуществлять экологизацию общеобразовательных дисциплин, в том числе предметов психолого-педагогического блока, способствующих решению задач экологического воспитания студентов;

- соблюдать междисциплинарный подход при изучении дисциплин специализации с учетом профильности базовой вузовской подготовки. Это создаст основу для повышения экологической образованности и сознательности будущих специалистов.

Литература

1. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. пособие / Н.Б. Крылова.

- М.: Высш. школа, 1990. -142с.

2. Ожегов, Ю.П. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи / Ю.П. Ожегов, Е.В. Никонорова - М.: Мол. гвардия, 1990. - 271с.

3. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов// Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Е.В. Асафова; под ред. В.И.Андреева. - Казань: Центр инновац. технологий, 2003. - С. 157-176.

4. Beyersdorf, M. Umweltbildung: theoretische Konzepte - empirische Erkenntnisse- praktische Erfahrungen. Neuwield / M. Beyersdorf, G. Michelsen, H. Siebert. - Kriftel: Lucherhand, 1998. - 384s.

5. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. - М.: Наука, 1981. - 278с.

6. Иванова, Т.В. Экологические ценности в общественном сознании / Т.В Иванова // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С.83-88.

7. Дежникова, Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н.С. Дежникова // Педагогика. - 2002. - №10. - С.51-56.

8. Асафова, Е. В. Диагностика экологически значимых ценностей студентов// Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования/ / Е.В. Асафова; под ред. В.И.Андреева.

- Казань: Изд-во КГУ, 2004. - С.83-90.

9. Теплов, Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / Д.Л. Теплов // Педагогика. - 2003. - №10. - С.46-51.

10. Асафова, Е.В. Развитие конкурентоспособности личности в условиях экологического менеджмента// Воспитание студента как конкурентоспособного лидера // Е.В. Асафова; под ред. В.И.Андреева. - Казань: Изд-во КГУ, 2005. - С .143-149.

© Е. В. Асафова - канд. биол. наук, доцент каф. педагогики КГУ. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.