Научная статья на тему 'Воспитание экологической культуры у студенческой молодежи'

Воспитание экологической культуры у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1713
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманов Гафур Адилович, Юлдошев Шерзод Равшан Угли

В статье рассматривается актуальность проблемы экологического воспитания, в частности, воспитание экологической культуры у молодежи. Подчеркивается, что формирование у молодого поколения экологической культуры, правильного и бережного отношения к природе, достижение чистоты окружающей среды считается важным этапом на пути к решению экологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание экологической культуры у студенческой молодежи»

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Аманов Г.А.1, Юлдошев Ш.Р.2

1Аманов Гафур Адилович - преподаватель, кафедра национальной идеи, основ духовности и правового образования;

2Юлдошев Шерзод Равшан угли - студент, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы экологического воспитания, в частности, воспитание экологической культуры у молодежи. Подчеркивается, что формирование у молодого поколения экологической культуры, правильного и бережного отношения к природе, достижение чистоты окружающей среды считается важным этапом на пути к решению экологических проблем. Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, воспитание, формирование, охрана окружающей среды, природопользование.

Экологическая культура личности представляет собой важное структурное образование, позволяющее человеку правильно строить взаимоотношения и взаимодействия с окружающей средой - природной и социальной. При таком подходе особую значимость приобретает положение о том, что экологическая культура является результатом воспитания, ее формирование происходит под влиянием как целенаправленных педагогических воздействий, так и самых разнообразных факторов окружающего мира. Экологическая культура представляет собой динамичную, открытую систему ценностных ориентаций и установок, нацеленную на воссоздание и развитие природно-социального богатства, накопленного человеческим обществом на протяжении длительного периода исторического развития [5].

"Экологическая культура - это обобщенная характеристика личностных качеств, которая отражает процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагает неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе "природа-человек" [3].

Экологическое образование мы рассматриваем как постоянный процесс развития и расширения знаний об окружающей среде, формирования отношения к экологии как ценности и способности к активной деятельности по защите окружающей среды. Экологическое образование направлено на становление целостного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, формирование у нее ответственного отношения к природе, стойких убеждений в необходимости ее охраны.

В любую историческую эпоху существовали отношения человека к природе. В произведениях средневековых восточных мыслителей много говорится о чистоте окружающей среды, об опрятности, чистоплотности, о любви к природе. Природа, труд, человеческие отношения всегда считались средством экологического воспитания. Путешествия, экскурсии, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, работа на опытных участках являются традиционной деятельностью в этом направлении [2, с. 33-34]. Во время экскурсий, походов и и работ на опытном участке преподаватели обращают внимание молодежи ва природные богатства, на различные проблемы в окружающей среде, объясняют необходимость бережного отношения к природе.

Сегодня не только законы, касающиеся охраны окружающей среды, являются социальным средством, упорядочивающим экологическую культуру гграждан и воспитывающим у них экологическое сознание, но также и сходы граждан, и различные ННО, фонды и комитеты по экологии и охране окружающей среды должны стать официальной силой в деле экологического воспитания населения, и особенно молодежи. Конечно же, все граждане должны соблюдать положения Конституции и законов и обязаны быть бережными к окружающей среде. Однако, для того, чтобы формировать у молодежи экологическое сознание и экологическую культуру не хватит только изучения соответствующих законов. Необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, посвященные темам экологической культуры, активизировать пропаганду и агитацию.

В настоящее время основная цель воспитания в Республике Узбекистан состоит из воспитания и формирования всесторонне, гармонично развитой личности, подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих духовным и нравственным идеалам, требованиям времени. Этот процесс двусторонний: от воспитателей требуется организация и руководство, от воспитуемых - активность. В этом процессе педагоги, преподаватели образовательных учреждений играют ведующую роль, так как они понимают цель социального воспитания, информированы о системе задач, которые необходимо осуществить на пути достижения цели, умеют выбрать формы и методы, а также средства воспитания и внедрить их в воспитательный процесс.

По своей природе воспитательный процесс имеет многофакторный характер. Формирование у студентов экологической культуры происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, общественности, среды, а также разнообразия ситуаций, посредственных и непосредственных причин. Экологическое воспитание считается важной составной частью общественного воспитания.

Изучение в образовательных учреждениях таких предметов, как природоведение, ботаника, биология, география, основ экологии является эффективным средством экологического воспитания в процессе обучения. Кроме того, в период обучения у молодого поколения формируются знания о единстве личнсоти, общества и природы, о месте и сущности экосистемы в жизни человека и общества, чувство отвесттвенности за будущее планеты, осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе. Формирование экологической культуры студентов вуза осуществляется в процессе изучения гуманитарных дисциплин и дисциплин естественнонаучного цикла. Вклад гуманитарных дисциплин связан с усвоением идей единства человечества и биосферы, взаимосвязи исторического процесса и изменения природной среды, нравственного и эстетического отношения к природе. Экологическую культуру и экологическое сознание можно формировать в процессе обучения. К примеру, при изучении "Авесты" на уроках истории Узбекистана следует обратить особое внимание на то, что в этом историческом источнике экологии отводится должное внимание. В нем призывается к честности, справедливости, к благоустройству сел и городов, к чистоте, к улучшению культурного и здорового образа жизни. Целесообразно обобщать представления студентов о глобальных проблемах современности вокруг идеи оптимизации социально-природного взаимодействия. Особая интегрирующая роль при этом принадлежит экологическим курсам, которые формируют целостное представление о проблемах экологии, опираясь на содержание других дисциплин. Приоритетным направлением является организация межпредметных семинаров, дискуссий, деловых игр, которые помогут студентам систематизировать экологические знания. Целесообразно при этом использовать активные методы обучения: неимитационные (проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии и круглые столы, мозговой штурм и др.) и имитационные (анализ конкретных ситуаций или кейс-стади, разыгрывание ролей, деловые игры и др.) [4].

Экологическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на овладение учащимися первоначальных экологических знаний, обогащение имеющихся у них экологических знаний, формирование у них навыков и способностей организации охраны природы и окружающей среды и т.д.

В Республике Узбекистан придается особое внимание организации охраны природы и окружающей среды. Идея обществено-экологического движения нашла свое вырадение в "Программе действий по охране окружающей среды в Республике Узбекистан в 2013-2017 гг." [1]. Среди целей и задач данной программы выделяются такие, как создание условий доя широкой пропаганты экологических знаний, повышению экологической культуры. В составе мер, осуществляемых по основным направлениям выполнения данной программы были определены такие, как:

- развитие законодательства и нормативно-методической базы в сфере образования в целях охраны окружающей среды и природопользования, экологического образования и стабильного развития;

- организация учебно-методических центров по повышению квалификации сотрудников организаций, разрабатывающих нормативно-технические документы по образованию в целях устойчивого развития, а также для системы государственного комитета по охране природы и экологической службы.

В заключение следует подчеркнуть, что если воспитание и образование не охватят всех сфер социальной жизни, то они не смогут занять важное место в достижении больших возможностей в деле воспитания гармонично развитого поколения. Овладение экологическими знаниями, экологической культурой, соблюдение законов и норм в деле охраны окружающей среды и природопользования, формирование любми к природе должны стать потребностью и качествами каждой личности. Поэтому от образовательных учреждений требуется формирование у молодежи таких качеств, знаний и навыков. Так как именно молодое поколение, будущие специалисты будут служить делу процветания нашей Родины, будут бороться за чистоту окружающей среды , благоустраивать города и села, что послужит улучшению экономической и культурной жизни народа.

Список литературы

1. Постановление Кабинета Министров РУз за №142 от 27 мая 2017 г. "О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013-2017 годы" / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/docs/2174869?twolang=1/ (дата обращения: 29.05.2019).

2. Азимова С.Т. Талабаларда экологик маданиятни шакллантиришнинг мухим хусусиятлари. // Замонавий таълим, 2014. № 11. 32-37 бб.

3. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. С.157-176.

4. Каменская Е.Н. Формирование экологической культуры студентов технического вуза. // Инженерный вестник Дона, 2015. № 4. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ш/artideMformiшvame-ekologicheskoy-kultш•y-studentov-tehnicheskogo-vuza/ (дата обращения: 29.05.2019).

5. Лашманова В.Ф. Воспитание экологической культуры у студентов классического университета. Чебоксары, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vospitanie-ekologicheskoi-kultury-u-studentov-klassicheskogo-universiteta/ (дата обращения: 29.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.