Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры студентов экономических специальностей'

Формирование экологической культуры студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / «зеленая» экономика / экологическая культура / экологическое образование / sustainable development / «green» economy / ecological culture / ecological education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масилевич Наталья Александровна

В статье подчеркнута актуальность формирования экологической культуры студентов в условиях перехода к устойчивому развитию на принципах «зеленой» экономики. Раскрыто содержание понятия «экологическая культура» как части общей культуры личности. Показана тесная взаимосвязь процесса формирования экологической культуры с экологическим образованием и воспитанием. Отмечено, что экологическая культура студентов экономических специальностей формируется в процессе экологического образования и воспитания в контексте различных направлений деятельности университета: экологизации специальных учебных дисциплин, научноисследовательской деятельности студентов, воспитательной работы, проводимой кураторами учебных групп. В статье раскрыты цель, содержание и условия формирования экологической культуры личности; предложены критерий и показатели экологической культуры студентов. В общем виде процесс формирования экологической культуры студентов представлен в виде модели, включающей целевой, активно-деятельностный и оценочно-результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масилевич Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE ECOLOGICAL CULTURE OF ECONOMICS STUDENTS

The article emphasizes the urgency of developing the students’ ecological culture under transition to sustainable development based on «green» economy principles. The concept of the term «ecological culture» as the part of individual general culture was disclosed. Close interconnection between the process of developing ecological culture and ecological education is shown. It is mentioned that ecological culture of economics students is formed in the process of ecological education and upbringing in the context of various university activities : the ecologization of special academic subjects, students’ research and supervising professors’ educational activity. The article reveals the objective, content and conditions of developing an individual’s ecological culture, suggests criteria and indicators for students’ ecological culture. The ecological culture development process is presented in a generalized model that includes the objective, activities and assessment components.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры студентов экономических специальностей»

52

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-методическая работа

УДК 502.131

Н. А. Масилевич

Белорусский государственный технологический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье подчеркнута актуальность формирования экологической культуры студентов в условиях перехода к устойчивому развитию на принципах «зеленой» экономики. Раскрыто содержание понятия «экологическая культура» как части общей культуры личности. Показана тесная взаимосвязь процесса формирования экологической культуры с экологическим образованием и воспитанием.

Отмечено, что экологическая культура студентов экономических специальностей формируется в процессе экологического образования и воспитания в контексте различных направлений деятельности университета: экологизации специальных учебных дисциплин, научно-исследовательской деятельности студентов, воспитательной работы, проводимой кураторами учебных групп.

В статье раскрыты цель, содержание и условия формирования экологической культуры личности; предложены критерий и показатели экологической культуры студентов.

В общем виде процесс формирования экологической культуры студентов представлен в виде модели, включающей целевой, активно-деятельностный и оценочно-результативный блоки.

Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, экологическая культура, экологическое образование.

N. А. Masilevich

Belarusian State Technological University

DEVELOPING THE ECOLOGICAL CULTURE OF ECONOMICS STUDENTS

The article emphasizes the urgency of developing the students' ecological culture under transition to sustainable development based on «green» economy principles. The concept of the term «ecological culture» as the part of individual general culture was disclosed. Close interconnection between the process of developing ecological culture and ecological education is shown.

It is mentioned that ecological culture of economics students is formed in the process of ecological education and upbringing in the context of various university activities : the ecologization of special academic subjects, students' research and supervising professors' educational activity.

The article reveals the objective, content and conditions of developing an individual's ecological culture, suggests criteria and indicators for students' ecological culture.

The ecological culture development process is presented in a generalized model that includes the objective, activities and assessment components.

Key words: sustainable development, «green» economy, ecological culture, ecological education.

Введение. С XX в. человечество столкнулось с проблемой глобального экологического кризиса, наиболее существенными причинами которого являются ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природы. Сложившаяся экологическая ситуация в мире рассматривается как результат низкой экологической культуры людей.

Следует обратить внимание, что в городской среде в большей мере проявляется антиэкологическое поведение человека в связи с преобладанием ценностей технологической цивилизации и снижением экологических требований в общественном сознании.

В связи с этим возникла необходимость изменения отношения человека к природе и развития экологической культуры путем экологи-

ческого воспитания. Нормы экологической культуры формируются на протяжении всей жизни человека путем обучения, воспитания и целенаправленной деятельности.

Проблема необходимости формирования экологической культуры поднималась многими учеными, так, известный исследователь Вернадский В. И. считал, что дальнейшее взаимодействие человека и природы должно строиться как процесс коэволюции (соразвития).

Всемирный план действий на XXI в. -устойчивое развитие, т. е. такая модель социально-экономического развития общества, при которой жизненные потребности ныне живущих людей будут удовлетворяться с учетом прав будущих поколений на жизнь в здоровой и неистощенной природной среде. Эту сложную

и важную задачу можно осуществить, воспитывая экологически культурных специалистов, цели и действия которых согласованы с законами и правилами всех процессов, происходящих в биосфере.

Модель устойчивого развития Беларуси на принципах «зеленой» экономики нацелена на экономический рост и социальное развитие за счет использования преимущественно интенсивных факторов, однако без чрезмерного давления на природные ресурсы, без роста уровня загрязнения окружающей среды. Концепция «зеленой» экономики предусматривает трансформацию существующих рыночных и институциональных механизмов в более эффективные для достижения целей устойчивого развития [1]. В связи с этим как никогда ранее актуальна проблема формирования экологической культуры населения и, конечно же, его самой активной части - студенчества.

Основная часть. Экологическая культура является составной частью общей культуры личности, которая представляет собой результат и процесс усвоения и создания социальных ценностей.

Экологическая культура - это экологическая образованность, это сознательное бережное отношение к природе и практическое участие в экологизации природопользования и улучшении с экологической точки зрения собственного образа жизни. Экологическую культуру рассматривают как субъективный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.

Экологическая культура является интегральной категорией, включающей много компонентов. Важным элементом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней.

Формирование экологической культуры студентов - это не только вооружение их знаниями и навыками по охране природы, но и создание особого внутреннего мира, ответственного нравственного отношения к природе. Фундаментом формирования экологической культуры являются экологические знания.

Цель экологического образования и воспитания - формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, обладающей экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с природой, понимая и не нарушая ее законы.

С одной стороны, образование способствует повышению экологической культуры, с другой

стороны, экологическая культура обеспечивает повышение качества профессионального образования, так как является элементом общечеловеческой культуры.

На сегодняшний день является общепризнанным, что решение проблемы повышения экологической культуры связано с образованием. Формирование экологической культуры в процессе обучения - это оптимальная форма экологического воспитания. Особое значение имеет процесс формирования экологической культуры в период обучения студентов в учреждениях высшего образования (УВО). Любой специалист должен обладать экологической этикой и экологической культурой.

Поэтому экологизация образования, предполагающая решение задач экологического воспитания, рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматривает реализацию принципов междисциплинарности, системности, преемственности, интегративности, научности.

В УВО нужно создавать эффективную систему экологического образования и воспитания, ориентированную на взаимосвязь профессиональной подготовки студентов с конкретными задачами экологизации научно-технического прогресса. Теоретическое освоение экологических знаний должно быть тесно связано с практическим участием студентов в работе по охране окружающей среды, в экологических мероприятиях, с научно-исследовательской работой экологической (эколого-экономической) направленности.

Именно в стенах университета студенты приобщаются к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области окружающей среды.

Одним из условий, способствующих повышению экологической культуры студентов, является стимулирование и поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презентации экологических проектов (работ).

Естественно, создание экологизированной воспитывающей среды является важным условием и средством формирования личности с высоким уровнем экологического сознания и мышления. При этом важным является повышение экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя УВО.

54

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-методическая работа

Экологическая культура студентов экономических специальностей постоянно формируется в рамках учебного процесса при изучении дисциплин «Основы экологии и экономика природопользования», «Экологический менеджмент», «Экономика туристического рынка», «Лесной менеджмент», «Основы ресурсосбережения» при проведении тематических воспитательных бесед в кураторских группах, а также в кругу семьи, при поиске способов сохранения собственного здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды.

В экологическом образовании студентов экономических специальностей необходимо делать основной акцент на рассмотрении социально-экономических и проблемных аспектов экологической ситуации, т. е. объективно показывать, как нарушение экологического равновесия сказывается на человеке и его жизнедеятельности.

Преподавание дисциплин экологической направленности студентам-экономистам должно вестись с использованием примеров данной местности, так как рассмотрение экологических проблем, имеющих место непосредственно в данном регионе или местности и влияющих на жизнь и здоровье людей, на экономику региона, дает значительно больший познавательный и воспитательный эффект, чем рассмотрение мировых экологических проблем.

Воспитание экологической культуры личности определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек - общество - природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе.

Содержание воспитательной работы по формированию экологической культуры личности включает усвоение знаний о природных и социальных процессах и явлениях; приобщение к ценностным ориентациям экологического характера, радиоэкологической культуре. Формируется социальная база для реализации идеи устойчивого развития общества.

Условия воспитания экологической культуры личности - это сочетание различных форм, методов и средств формирования у студентов экологической культуры; повышение экологической культуры педагогов; практическая деятельность студентов по охране природы; взаимодействие университета, факультета с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями и объединениями, государственными природоохранными учреждениями.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная.

Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие и воспитание в узком смысле слова.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе -сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей устойчивого природопользования, в борьбе со всем, что негативно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности студентов, направленной на гармонизацию отношений между природой и человеком.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных (формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их решения); воспитательных (формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни); развивающих (развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды).

Содержание экологического воспитания предполагает наличие таких компонентов, как научный, ценностный, нормативный и деятель-ностный. Научный аспект - это ведущие идеи,

теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны. Ценностный аспект включает экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки природного (в том числе экологического) капитала, экологического ущерба, затрат, необходимых на восстановление природы и предотвращение ущерба. Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Показателями экологической культуры студентов являются: наличие фундаментальных экологических знаний и навыков взаимодействия с природными объектами; системы убеждений и ценностей, характеризующих бережное отношение личности к природе; участие в научных исследованиях по экологическим проблемам; ответственность будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности с целью сохранения гармоничных отношений в системе природа - общество; применение на практике экологических знаний и убеждений; потребность в общении с природой.

В конечном итоге критерием эффективности экологического воспитания и образования может служить реальное улучшение экологического состояния окружающей среды местности, достигнутое усилиями студентов.

Таким образом, формирование экологической культуры студентов организуется на основе модели, включающей целевой, активно-деятель-ностный и оценочно-результативный блоки.

Заключение. Экологическая культура студентов экономических специальностей формируется в процессе экологического образования и воспитания в контексте различных направлений деятельности университета: экологизации специальных учебных дисциплин; вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, интегрирующую содержание специального и экологического образования, с участием обучающихся в различных экологических проектах, форумах; проведения целенаправленной воспитательной работы кураторами учебных групп.

Результатом экологического образования студентов является их стремление жить в гармонии с природой и обществом и с уверенностью, что большинство экологических проблем может быть решено и предотвращено именно ими.

От активной позиции и личной заинтересованности каждого зависит успех идеи устойчивого развития, для чего необходимы формирование высокой экологической культуры, поддержка «зеленых» идей, распространение накопленного опыта по улучшению экологической ситуации. Экологические требования, которые сформулированы в виде принципов «зеленой» экономики, определяют инновационный путь развития Беларуси с целью обеспечить длительное благополучие в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений.

Литература

1. Неверов А. В., Масилевич Н. А. Устойчивое развитие Беловежского экологического региона: концепция и актуальные проблемы // Труды БГТУ. 2014. № 7: Экономика и управление. С. 60-64.

References

1. Neverov A. V., Masilevich N. А. Sustainable Development of the Bielaviezha Ecological Region: Concept and Topical Issues. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2014, no. 7: Economics and Management, pp. 60-64 (in Russian).

Информация об авторе

Масилевич Наталья Александровна - кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: nam.fin@tut.by; masilevich@belstu.by

Information about the author

Masilevich Natallia Аlexandrovna - Ph. D. Biology, Associate Professor, Associate Professor, Department of Management and Nature Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverd-lova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: nam.fin@tut.by; masilevich@belstu.by

Поступила 09.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.