ОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
УДК 37.03:502
Е. В. Мартинович
Московский государственный институт культуры
На современном этапе экологическое образование является одним из важнейших направлений обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства, целью которого является воспитание внутренней культуры личности, становление её активной гражданской позиции, формирование стремления к защите окружающей среды. К основным педагогическим условиям, способным обеспечить эффективность процесса формирования экологической культуры, относятся: развитие экологической культуры будущих специалистов как составляющей общей культуры личности; целенаправленное проектирование информационно-экологической образовательной среды; обеспечение положительной мотивации будущих специалистов к формированию экологической культуры; воспитание потребности к постоянному профессиональному самосовершенствованию будущих специалистов; привлечение студентов к природоохранной деятельности.
Ключебые слова: экология, культура, социоприродная система, экологическое воспитание и образование, экологический кризис, экологическая культура, экологические проблемы, коэволюционное развитие.
E. V. Martinovich
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS PEDAGOGICAL PROBLEM
At present environmental education is one of the most important directions of providing the stable socio-economical development of the country. It is aimed at the training the internal culture of а person, the formation of the individual's active civic stand, the person's tendency to protect the environment. The main pedagogical conditions to provide the efficiency of the process of the
МАРТИНОВИЧ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
MARTINOVICH ELENA VLADIMIROVNA - doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: elenavladmart@yandex.ru © Мартинович Е. В., 2017
formation of ecological culture are: the development of ecological culture of future professionals as a part of the person's culture, purposeful projection of informational and ecological educational environment, providing the positive motivation of future specialists to forming ecological culture, the education of necessity of constant professional self-development of future specialists, students' involvement in nature protection activity.
Keywords: ecology, culture, socio-natural system, environmental education and training, ecological crises, ecological culture, ecological problems, coevolutional development.
Для цитирования: Мартинович Е. В. Формирование экологической культуры студентов в вузе как педагогическая проблема // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 153-160.
В современном обществе остро стоит проблема преодоления негативных тенденций влияния человечества на окружающую среду, ведущим направлением решения которой является формирование экологического сознания и экологической культуры молодого поколения. Обострение проблемы взаимоотношений общества и природы вызывает необходимость в формировании личности, способной гармонично сосуществовать с природой и рационально использовать её богатства. В конце ХХ века человечество оказалось в тяжелейшей ситуации: стало очевидным, что парадигма общественного развития, господствовавшая на протяжении последних столетий, в основе которой было потребительское, безответственное отношение к природе и ресурсов, себя исчерпала. Стало ясно, что жизнедеятельность человека, человечества входит в противоречие с фундаментальными принципами существования биосферы как целостности и порождает новые глобальные проблемы, ставящие под сомнение дальнейшее существование человека.
Необходимость скорейшего преодоления острого ресурсно-экологического кризиса, всестороннего оздоровления окружающей среды, устранения причин экологических катастроф обусловила
признание доминантной идеологией функционирования земной цивилизации в XXI веке концепцию устойчивого развития, направленную на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений.
В Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [6] подчёркивается, что, в отличие от предыдущих стратегий развития человечества, где ответственность за состояние окружающей среды возлагалась прежде всего на правительства государств, устойчивое развитие предполагает ответственность всех граждан за состояние окружающей среды, и вопросы защиты окружающей среды могут быть успешно решены только при участии в этом процессе всех граждан. Соответственно, каждый гражданин должен иметь доступ к информации и возможность участвовать в принятии решений, касающихся окружающей среды.
То есть ведущей целью усвоения природоохранных знаний является создание основы для формирования личности, способной принимать решения и дей-
ствовать в интересах сохранения окружающей среды.
В современном мире сложились модели производства и потребления, не соответствующие условиям нормального сосуществования человека и природы. Одним из мощнейших рычагов выхода из кризиса, который сложился в отношениях человека с природой, является экологическое образование.
Отмечая социальную направленность экологических проблем, Н. Ф. Реймерс указывал, что одним из путей выхода из экологического кризиса является регулируемая коэволюция в системе «общество - окружающая среда» [4, с. 193].
На современном этапе человечество должно понять свою неотделимость от природы, пересмотреть свои принципы и убеждения, оценить истину, которую сформулировал 400 лет назад английский философ Ф. Бэкон: «Мы не можем управлять природой иначе, чем подчиняясь ей [1, с. 16]».
По нашему мнению, формирование природоохранных знаний должно осуществляться в контексте реализации программы образования, которая выступает катализатором продвижения принципов устойчивого развития общества.
Под эгидой Организации Объединённых Наций была разработана Глобальная программа действий для образования в интересах устойчивого развития, которая основывается на применении двуединого подхода и содержит четыре основные характеристики.
Ведущим учреждением по её реализации выступает ЮНЕСКО, которое координирует усилия национальных правительств по включению принципов образования для устойчивого развития в обра-
зовательные программы и национальные стандарты качества образования.
В контексте нашего исследования наибольший интерес вызывает содержание основных характеристик образования для устойчивого развития и способы его эффективного осуществления. Решение этого круга проблем уместно, на наш взгляд, начать с внедрения перспективных для современного образования методов обучения: интерактивного обучения и ориентированного на интересы обучающихся, которые обеспечивают исследовательский, прикладной характер становления личности, нацеленный на усвоение знаний, обновление образовательной среды (физической, виртуальной и онлайновой) с целью поощрения обучающихся к тому, чтобы действовать, руководствуясь принципами устойчивого развития.
Способность действовать зависит в первую очередь от того, насколько личность обладает знаниями об окружающей среде и конкретными навыками воздействия (практической деятельности) на неё. Высокий уровень усвоения экологических знаний, умений и навыков является основой деятельности личности.
Экологическая культура личности будущего специалиста, на наш взгляд, может стать определённой гарантией сохранения социальной и природной систем, обеспечения их коэволюцион-ного развития, если рассматривать её как структурный компонент общей культуры и целенаправленно формировать в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Феномен экологической культуры является достоянием XX века, однако экологическую компоненту культуры
можно проследить уже с самого начала появления человека. Эта компонента проявлялась в совокупности экокультур-ных норм, запретов и разрешений.
Тенденции гуманизации и индивидуализации учебного процесса заставляют пересмотреть не только содержание, технологии и организационные формы учебного процесса, но и совершенно по-другому поставить проблемы воспитания, образования и развития личности, формирования её общей культуры.
Проблема формирования общей культуры будущих специалистов, которая сочетает профессионализм, интеллигентность, социальную зрелость и творческий потенциал, может быть решена в учебном заведении путём системной, научно обоснованной организации различных видов занятий студентов, поскольку их общая и профессиональная культура формируется в процессе разнообразной деятельности, а развитие и самоопределение зависят от ширины, диапазона и содержания этой деятельности.
Если рассматривать общую культуру как процесс воспитания, систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности, то воспитание профессиональной культуры — это формирование системы таких социальных качеств, которые непосредственно обеспечат творческий уровень трудовой и профессиональной деятельности будущего специалиста, определят его личностные характеристики, потребность в самосовершенствовании.
Поэтому одной из основных целей обучения будущих специалистов в вузе является повышение их общекультурного уровня развития, учитывая «степень активного отношения к духовной куль-
туре, потенциальную и реальную культурную деятельность, систему затрат на неё, мотивацию и избирательность, эстетические вкусы, оценки, показатели нравственного развития личности [2, с. 558]».
Учебно-воспитательный процесс вузов в большей степени направлен:
• на формирование у студентов образа современного специалиста с высоким уровнем общей и профессиональной культуры и морально-этических качеств;
• на культивирование у студентов норм, ценностей и традиций профессиональной среды;
• на формирование умений критической оценки, творческой профессиональной рефлексии и прогнозирования социальных последствий инновационной деятельности;
• на формирование творческой профессиональной рефлексии [3; 5].
На уровне общей культуры будущих специалистов формируется соответствующий уровень их экологической культуры, который предполагает:
• овладение системой научных знаний, взглядов, убеждений, формирование ответственного отношения к природе;
• воспитание понимания целостности, единства окружающей среды, неразрывной связи её компонентов, взаимообусловленности природных процессов;
• непосредственное вовлечение будущих специалистов в природоохранную деятельность, связанную с изучением и сохранением окружающей среды;
• развитие умения принимать ответственные решения по вопросам охраны природы, а также мотивации к направленной экологической деятельности, соблюдению норм экологически грамотного поведения по защите собствен-
ного здоровья и сохранению окружающей среды.
Приобщение к культуре как процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм культуры происходит в течение всей жизни человека, но период студенчества является одним из самых благоприятных. В процессе инкультурации студент овладевает содержанием фундаментальных духовных феноменов, отраженных в продуктах культуры: языке, ценностях, нормах, произведениях искусства и т.д.; приобретает способность действовать, ориентируясь на созданные обществом и принятые им установки, ценности и образцы.
Мы считаем, что для формирования экологической культуры студентов как структурного компонента общей и профессиональной культуры необходимы:
• рассмотрение всего учебно-воспитательного процесса в контексте культуры и его направления на формирование культурного человека;
• пополнение содержания учебных дисциплин составляющими, способствующими развитию общей культуры студентов;
• ориентация воспитательной деятельности на повышение культурного уровня будущих специалистов;
• нацеленность на формирование внутренней культурной среды вуза;
• разумное соотнесение традиционного и инновационного в процессе профессиональной подготовки студентов.
Формирование экологической культуры будущих специалистов в контексте с их общей культурой может быть достигнуто решением следующих задач:
• последовательное формирование бережного отношения к миру природы;
• воспитание понимания современных проблем окружающей среды и осознания их актуальности для всего человечества, своей страны и родного края;
• развитие личной ответственности за состояние окружающей среды на национальном и глобальном уровнях;
• усвоение лучших достижений общечеловеческой и национальной культур, формирование понимания многогранной ценности природы;
• содействие переходу приобретённых знаний в личные убеждения, исключающие возможность лицемерия относительно природы; развитие потребности в общении с ней;
• развитие умений принимать ответственные решения по проблемам окружающей среды, овладение нормами экологически грамотного поведения;
• усвоение и использование во взаимосвязях человека с природой народных традиций и лучших достижений мировой практики.
Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, когда она активизирует, побуждает личность к деятельности. В связи с этим нам представляется, что формирование экологической культуры личности должно осуществляться на основе деятельност-ного подхода.
Ведь именно деятельность является тем механизмом, который позволяет превратить совокупность внешних на человека воздействий в развивающие его изменения. При этом процесс культурного развития приобретает оптимальный характер, когда человек становится субъектом собственной деятельности.
Именно применение деятельностного подхода позволяет человеку выступить в
качестве самоорганизованного объекта, наделённого такими характеристиками, как способность превращать мир предметов и идей, создавать новые ценности; способность к нравственному выбору; способность к рефлексии и саморефлексии; способность к формированию активной жизненной позиции; способность к саморазвитию; способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, способность к формированию и отстаиванию собственной точки зрения, собственной позиции; готовность и способность к профессиональной деятельности, к формированию умений и навыков выполнения профессиональных задач на уровне инноваций и творчества, как во время учебных занятий, так и при прохождении практик, овладение профессиональными функциями.
Также и формирование экологической культуры будущих специалистов невозможно там, где не сложилась культура совместной деятельности, межличностного общения.
Поэтому обновление требований к профессиональной культуре студента автоматически дополняется перечнем требований к общей культуре специалиста любого состава, ведь научное знание может существовать лишь в определённой культурной среде.
Внедрение в образовательную среду технологии формирования экологической культуры с учётом динамичных процессов, происходящих в обществе, в соответствии с требованиями проектирования новой образовательной среды, которая должна отвечать современным тенденциям развития культуры, экономики, производства, технологий, предусматривает:
• анализ комплекса глобальных экологических проблем современности, синтез новой системы экологических морально-этических норм и принципов;
• системный принцип экологических знаний как базы для дальнейшего формирования экологического сознания человека, которое будет отвечать общечеловеческим гуманистическим идеалам;
• комплексный подход в экологическом образовании, что обеспечивает реализацию принципа «экологическое образование в течение жизни», на всех этапах получения образования по образовательно-квалификационным уровням.
Экологизация образования включает: систему экологических знаний, систему умений и навыков по рациональному природопользованию, систему практических действий. Важным компонентом экологического образования является междисциплинарный подход, пронизывающий все учебные дисциплины, особенно психолого-педагогические дисциплины, экологическими знаниями, что поможет будущему специалисту сформировать базу знаний, максимально приближенную к конкретным проблемам, связанным с будущей деятельностью. В современных условиях глобального экологического кризиса будущий специалист в определённой области должен владеть глубокими профессиональными знаниями, опираясь на собственное экологическое сознание, решать практические задачи в профессиональной сфере, учитывая экологический фактор.
Инновационные подходы к формированию экологической культуры требуют изменения содержательной (концепции обучения и воспитания, учебные программы, планы) и методической (формы,
методы организации учебной деятельности, характер контроля) составляющих образовательной среды.
Важным аспектом формирования экологической культуры является национальная составляющая, учитывающая исторический опыт этноса во взаимодействии с окружающей средой, отношение к окружающей среде. Именно национальная экологическая культура является основой для экологического воспитания и экологического образования в течение жизни. Экологическая составляющая мировоззрения, наряду с теоретическими знаниями, может сочетаться с бытовыми знаниями в виде народных обычаев, традиций.
Важная роль в осознании человеком своего места в природной среде принадлежит экологической этике.
Экологическая этика - учение об основах отношений с природой, основанных на признании морального статуса природы, высокой оценке её ценностей, уважении к праву на гармоничное существование всех составляющих природных экосистем. Предметом экологической этики и изучения основ нравственного отношения человека к природе является анализ стереотипов человеческого поведения, которые приводят к экологическим проблемам, поиск нравственных
идеалов отношения человека к природе, которые позволят преодолеть экологический кризис. Экологическая этика призвана выявлять новые принципы и новые подходы к взаимоотношениям в системе «человек - природа», новые модели поведения, которые будут способствовать решению экологических проблем.
Таким образом, при оптимизации процесса экологического образования и формирования экологической культуры студентов необходимо внедрять инновационные педагогические технологии и практические проекты, основанные на интерактивной, творческой и эвристической деятельности. Значимость экологической культуры будущих специалистов состоит в её практико-ориентированном, деятельностном характере, так как для сохранения равновесия в современной социоприродной системе нужны умения и навыки по рациональному природопользованию, конкретные природоохранные действия. Формирование этих важных умений и навыков практической ежедневной деятельности составляет сущность экологической культуры личности. В этой связи направлением дальнейших исследований может стать разработка критериев, инструментария определения экологической культуры личности и общества в целом.
Примечания
1. Бэкон Фр. Мы не можем управлять природой иначе, чем подчиняясь ей // Экологические афоризмы, пословицы, поговорки : справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек ; введ. и науч. ред. д-ра биол. наук, проф. В. М. Константинова. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007.
2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального института ; МОДЭК, 2004. 752 с.
3. Новикова Е. П. Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процессов // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 128-136.
4. Реймерс Н. Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. Москва : Журнал «Молодая Россия», 1994. 367 с.
5. Селигеева И. Р. Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования : На примере подготовки учителя изобразительного искусства : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Селигеева Ирина Ростиславовна. Воронеж, 2004. 185 с.
6. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, принята на совещании высокого уровня (Вильнюс, 17-18 марта 2005 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.iseu.bsu.by/wp-content/uploads/2016/05/resolution_vilnus.pdf
References
1. Bekon Fr. [Bacon Francis] My ne mozhem upravliat' prirodoi inache, chem podchiniaias' ei [We cannot control nature differently than by submitting to it]. In: Tsertsek N. F., comp., Konstantinov V. M., ed. Ekologicheskie aforizmy, poslovitsy, pogovorki: spravochnoe posobie [Ecological aphorisms, proverbs, sayings: handbook]. Moscow, Liber publisher, 2007.
2. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitiia professionala [Acmeological basis of professional development]. Moscow, Voronezh, Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute, Publishing house "MODEK", 2004. 752 p.
3. Novikova E. P. Orientatsiia na gumanisticheskie traditsii i tsennosti kak ideologiia innovatsionnykh obrazovatel'nykh protsessov [Orientation to humanistic traditions and values as ideology of innovative educational processes]. Siberian Pedagogical Journal. 2006, no. 5, pp. 128-136.
4. Reimers N. F. Ekologiia: teoriia, zakony, pravila, printsipy i gipotezy [Ecology: theory, laws, rules, principles and hypotheses]. Moscow, 1994. 367 p.
5. Seligeeva I. R. Formirovanie obshchei kul'tury budushchego uchitelia v sisteme professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniia. Na primere podgotovki uchitelia izobrazitel'nogo iskusstva. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the general culture of the future teacher in the system of professional and pedagogical education. On the example of the training of the teacher of fine arts. Cand. ped. sci. diss.]. Voronezh, 2004. 185 p.
6. UNECE STRATEGY FOR EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT adopted at the High-level meeting of Environment and Education Ministries (Vilnius, 17-18 March 2005). Available at: http://www.iseu.bsu.by/wp-content/uploads/2016/05/resolution_vilnus.pdf (In Russian)