Научная статья на тему 'Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» как объект образовательного туризма'

Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» как объект образовательного туризма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
252
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ЭТНОКУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зданович Нина Ивановна, Шапорова Ядвига Александровна, Каплич Валерий Михайлович, Бахур Олег Владимирович

Внимание к экологизации общей культуры человечества ведущая тенденция в современной мировой практике. Высшая школа призвана готовить кадры, которые будут на практике реализовывать подходы и принципы экологизации конкретного региона и сообщества. Сохранение национальных традиций, передача их подрастающему поколению коренного населения, ознакомление и привитие этнокультуры мигрантам одновременно способствуют отказу от потребительского отношения к природе. Экологическая тропа в условиях крупного промышленного центра является эффективным фактором формирования экологического сознания. Она использовалась в качестве учебной фактически с момента открытия, особенно во время летних учебных практик. Одной из целей создания экологической тропы было формирование у студентов навыков самостоятельного анализа экскурсионных объектов. Во время летних учебных практик и обзорных экскурсий для студентов университета на каждом из 11 остановочных пунктов тропы раскрывалось несколько базовых подтем, исходя из определенной флористической или историко-культурной ценности объектов тропы, проверялись навыки владения методикой определения и описания растений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зданович Нина Ивановна, Шапорова Ядвига Александровна, Каплич Валерий Михайлович, Бахур Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL PATH "THE TALE OF THE NIEGORELOJE FOREST" AS AN OBJECT OF EDUCATIONAL TOURISM

Attention to greening of common human culture is a leading trend in modern international practice. Higher school is designed to train personnel, which will implement the approaches and principles of greening for a particular region or community. The preservation of national traditions and sharing them with younger generation of native population, familiarization and cultivation of ethnoculture in migrants and simultaneously help to abandon consumer attitude to nature. An ecological path in a large industrial centeris an effective factor of ecological consciousness formation. It has actually been used as a training environment from the opening date, especially during summer practice. One of the goals of the ecological path creation has been the formation of skills of independent analysis of excursion objects for students. During summer practice and highlight tours for university students a few basic sub-themes have been discussed in each of the 11 stopping points, based on certain floral or historical and cultural value of the objects of the path, the skills of plant classification and description have been checked.

Текст научной работы на тему «Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» как объект образовательного туризма»

ТУРИЗМ

И ЛЕСООХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 338.48:502

Н. И. Зданович, Я. А. Шапорова, В. М. Каплич, О. В. Бахур

Белорусский государственный технологический университет

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «СКАЗКА НЕГОРЕЛЬСКОГО ЛЕСА» КАК ОБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Внимание к экологизации общей культуры человечества - ведущая тенденция в современной мировой практике. Высшая школа призвана готовить кадры, которые будут на практике реализовывать подходы и принципы экологизации конкретного региона и сообщества. Сохранение национальных традиций, передача их подрастающему поколению коренного населения, ознакомление и привитие этнокультуры мигрантам одновременно способствуют отказу от потребительского отношения к природе. Экологическая тропа в условиях крупного промышленного центра является эффективным фактором формирования экологического сознания. Она использовалась в качестве учебной фактически с момента открытия, особенно во время летних учебных практик. Одной из целей создания экологической тропы было формирование у студентов навыков самостоятельного анализа экскурсионных объектов. Во время летних учебных практик и обзорных экскурсий для студентов университета на каждом из 11 остановочных пунктов тропы раскрывалось несколько базовых подтем, исходя из определенной флористической или историко-культурной ценности объектов тропы, проверялись навыки владения методикой определения и описания растений.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая тропа, этнокультура, единство естественного и антропогенного, мифологические персонажи, навыки самостоятельного анализа экскурсионных объектов.

N. I. Zdanovich, Ya. A. Shaporova, V. M. Kaplich, O. V. Bachur

Belarusian State Technological University

ECOLOGICAL PATH "THE TALE OF THE NIEGORELOJE FOREST" AS AN OBJECT OF EDUCATIONAL TOURISM

Attention to greening of common human culture is a leading trend in modern international practice. Higher school is designed to train personnel, which will implement the approaches and principles of greening for a particular region or community. The preservation of national traditions and sharing them with younger generation of native population, familiarization and cultivation of ethnoculture in migrants and simultaneously help to abandon consumer attitude to nature. An ecological path in a large industrial centeris an effective factor of ecological consciousness formation. It has actually been used as a training environment from the opening date, especially during summer practice. One of the goals of the ecological path creation has been the formation of skills of independent analysis of excursion objects for students. During summer practice and highlight tours for university students a few basic sub-themes have been discussed in each of the 11 stopping points, based on certain floral or historical and cultural value of the objects of the path, the skills of plant classification and description have been checked.

Key words: ecological education, ecological path, ethnoculture, unity of natural and anthropogenic, mythological characters, skills of independent analysis of excursion objects.

Введение. Экологический кризис, вызванный глобальными проблемами современности, несет угрозу человеческой цивилизации и жизни вообще. Для предотвращения надвигающейся катастрофы начиная с конца 60-х гг. XX в. особое внимание стало уделяться процессу экологизации общей культуры человечества и,

как следствие, формированию теории и практики экологического образования.

Впервые термин «экологическое образование» использовался на конференции, организованной Международным союзом охраны природы в 1970 г. Однако окончательное его определение сформировалось лишь к 1992 г.,

когда на конференции ООН по окружающей среде и развитию были сформулированы задачи экологического образования как необходимые условия развития общества. Поставленные задачи имеют точные и конкретные формулировки. Так, одной из задач, отраженной в восьмой главе, является «использование опыта и понимание проблемы устойчивого развития коренными народами в системе образования и подготовки кадров» [1]. На основании этого высшая школа призвана готовить кадры, которые в своей профессиональной деятельности будут на практике реализовывать подходы и принципы экологизации конкретного региона и сообщества.

Решение этой задачи связано с внедрением в образовательную сферу новых технологий, направленных на личный рост, самореализацию студентов. Это значит, что необходимо обеспечить выпускника не столько суммой знаний, сколько умением собирать эти знания для адаптации в постоянно меняющемся обществе, проектировать и воплощать в жизнь эффективные решения проблем, соответствующие приоритетам устойчивого развития демократического общества. Вовлечение молодых граждан в общественно значимые проекты еще со студенческой скамьи позволяет максимально приблизить их к реалиям современной жизни, отработать навыки успешного взаимодействия с различными слоями общества, совершенствовать свои профессиональные навыки. Непосредственное общение с природой и культурными ландшафтами дает максимальное количество знаний о родном крае, о позитивных и негативных процессах, происходящих в «среде обитания» человека. Следует также не забывать и о том, что в наше время происходит глобальное перемещение людей как из деревни в город на постоянное место жительства, так и из одних регионов планеты в другие. Это ведет к утрате традиционных экокультурных связей и устоев не только на региональном уровне, но и в глобальном масштабе. Сохранение национальных традиций, передача их подрастающему поколению коренного населения, ознакомление и привитие этнокультуры мигрантам гармонизирует экологическое мышление общества в целом и, как следствие, мотивирует отказ от потребительского отношения к природе.

Основная часть. Рост городов и их экономической базы, расширение застроенных территорий, увеличение числа автомобилей, средств общественного транспорта, развитие сферы потребления связаны со все большим натиском городов на окружающую природную среду, и масштабы этого процесса растут год от года. Именно в условиях урбанизированной

среды наиболее резко проявляется кризис системы человек - природа, так как нарушаются исторически сложившиеся пути передачи информации из поколения в поколение - «ад ста-рога да малога». Поэтому экологическая тропа в условиях крупного промышленного центра является эффективным фактором формирования представлений о единстве живой и неживой природы, единстве естественного и антропогенного в окружающем нас мире, т. е. фактором формирования экологического сознания.

Естественные (природные) ресурсы являются главным источником получения необходимых людям материальных и нематериальных благ. К ним относятся элементы природы, которые на данном уровне развития производственных сил используются или могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества. В отношении ресурсов природа рассматривается с учетом как интересов производства (земельные, водные ресурсы и др.), так и условий жизнедеятельности людей (рекреационные, лечебные ресурсы и др.). Экскурсии «в природу», в том числе по экологической тропе, являются популярным и распространенным рекреационным ресурсом. Они же являются одной из инноваций в сфере образовательных технологий, которые способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов в области природопользования.

В разных странах тропы называются по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение нескольких часов или нескольких дней.

Экологическая тропа «Сказка Негорельско-го леса» рассчитана на прохождение ее в пределах 2,5 ч [2].

На маршруте выделено 11 остановочных пунктов: 5 - в партерной части, 6 - в дендро-парке. На каждом из них раскрывается несколько базовых подтем, исходя из определенной флористической или историко-культурной ценности экскурсионных объектов:

- остановочный пункт № 1 «Захавальнш саду» формирует у посетителей представление о гармонии - природной и рукотворной - через понятие «модульная система», а также знакомит с разнообразными свойствами туи западной и, в зависимости от времени года, с высаженными здесь цветами. Гигантские туи символически воспринимаются как хранители тайн и богатств сада;

- остановочный пункт № 2 «Мядзведжы куток» позволяет реализовать возможность показа реального природного единства флоры

и фауны, знакомит с народными легендами о медведе и отдельных растениях («журави-нах», бузине черной). Виртуальное присутствие живого медведя обозначено деревянной скульптурой;

- остановочный пункт № 3 «Каменная каз-ка» - прекрасная возможность разграничить понятия «рокарий» и «альпийская горка», напомнить о геологических особенностях территории Беларуси, роли камней в жизни и духовной культуре белорусов и ее цветочно-декоративных травянистых растениях. Студенты демонстрируют свои знания по определению видов этих растений;

- остановочный пункт № 4 «Пчалшы мега-полю» закрепляет знания экскурсантов о пчеловодстве (начиная с бортничества), пчелах (включая легенды) и среде их обитания. Кроме того, здесь тропа переходит из партерной части в дендрарий, с которого когда-то начинался ботанический сад, о чем посетители узнают из материалов стенда. Аллея, ведущая к следующему пункту, дает возможность поговорить о болезнях леса и его вредителях;

- экскурсионный рассказ и объекты показа остановочного пункта № 5 (стенд «Духи леса» [3], скульптуры Гаюна, его домик и внучки-Гаевки) акцентируют внимание на природоохранной теме в традиционной культуре через широкое использование народных легенд. Здесь же закрепляются понятия «аборигены» и «интродуценты» во флоре Беларуси, а также отдельные вопросы энтомологии и микологии;

- экскурсионный рассказ и объекты показа остановочного пункта № 6 «Прытулак м^ран-тау» продолжают природоохранную тему (Лесовик как главный защитник обитателей леса) и вместе с тем дают возможность продемонстрировать роль ботанических садов в создании биологического разнообразия на земле;

- остановочный пункт № 7 «Царства гола-насенных» рассчитан на активное участие экскурсантов в изучении отличительных особенностей хвойных растений, включая псевдотсугу. Арт-объекты и стенд-загадка позволяют закрепить знания о разнообразии интродуциро-ванных и аборигенных хвойных растений;

- остановочный пункт № 8 «У гасцях у Ла-завша» дает возможность перейти от хвойных к лиственным деревьям и раскрыть подтему о роли болот и разнообразных болотных растений в жизни местного населения, используя стенд «Беларусюя промыслы: вырабы з лазы» и рассказ о мифологических персонажах (Лозо-вике и Лозниках);

- остановочный пункт № 9 «Залаты арэ-шак» благодаря наличию стенда «Вщы роду

Арэх» и арт-объектов «Орехи» позволяет закрепить методику определения видов данного рода через разнообразные задания с использованием наглядного материала;

- остановочный пункт № 10 «Геаметрыя у прыродзе», находящийся уже в партерной части сада, дает возможность раскрыть подтему стилистического разнообразия в истории садово-паркового искусства как отражения климатического разнообразия на Земле и отражения менталитета народов. Кроме того, здесь наглядно демонстрируются приемы ландшафтного дизайна с использованием многочисленных растений в оформлении пространства;

- остановочный пункт № 11 «Кветкавая феерыя Русалю» наряду со знакомством (или закреплением знаний) по подтемам «Одно- и многолетние цветущие декоративные растения» и «Красиво цветущие кустарники» благодаря наличию пруда с фонтаном и сидящей на его берегу Русалкой позволяет рассмотреть подтему «Духи воды в мифологии белорусов».

Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» создана в соответствии с «Рекомендациями по развитию экологического туризма в Беларуси» [4] и использовалась в качестве учебной фактически с момента открытия в мае 2015 г. Тропа была одним из мест проведения летних учебных практик по дисциплинам «Энтомология», «Микология», «Флористические ресурсы туризма», «Недревесные ресурсы леса с основами рыбоводства и пчеловодства», «Экскурсионно-туристическая практика».

Благодаря наличию в ботаническом саду большого количества цветочно-декоративных травянистых растений и красиво цветущих кустарников вид объектов на тропе постоянно изменяется. Студенты не только имеют возможность проследить их жизненный цикл в течение всего вегетационного периода, но и отработать методику отбора экскурсионных объектов на природоведческих маршрутах в зависимости от их привлекательности для туристов в различные периоды вегетации.

На маршруте экологической тропы студенты 2-го курса закрепляли навыки ведения природоведческих экскурсий: отрабатывали методические приемы экскурсионного рассказа и показа, техники ведения экскурсии, навыки анализа природных экскурсионных объектов. Маршрут тропы позволяет развивать навыки разработки и самостоятельного построения экскурсионного рассказа на разнообразные темы, связанные с природопользованием, экологией и традиционной культурой.

В сентябре в качестве экскурсантов ее посетителями стали студенты-первокурсники лесо-

хозяйственного факультета. Их экскурсоводами на тропе были не только преподаватели, но и студенты 3-го и 4-го курсов специальности «Туризм и природопользование».

Заключение. Непродолжительный период функционирования тропы показал, что именно на ней студенты находят ответы на вопросы о том, как человек воздействует на природу, как природа воздействует на человека, как сделать так, чтобы эти взаимодействия были гармоничными. Только при критическом взгляде на то, что тебя окружает, приходит понимание своего места в окружающем мире, осознание «чувства хозяина», желания изменить этот мир к лучшему. Во время ведения экскурсий по тропе отрабатывается методика построения единого экскурсионного рассказа, апробируются разнообразные варианты логических переходов на экс-курсионно-туристической практике, проверяются навыки владения методикой определения

и описания растений на практике по флористическим ресурсам, изучаются болезни леса и лесные ресурсы во время практик по дисциплинам «Энтомология» и «Микология». Знакомство с мифологическими персонажами, использованием природных материалов в качестве сырьевого ресурса для ремесленного производства способствует приобщению студентов и экскурсантов к традиционной культуре белорусов, содействует патриотическому воспитанию будущих специалистов в сфере туризма и природопользования.

Выгодное географическое расположение Ботанического сада при условии умелой рекламы в будущем может содействовать включению экскурсии по экологической тропе «Сказка Негорельского леса» в программы загородных экскурсий в Мирский, Несвижский замки и другие экскурсионные маршруты, проходящие по трассе Минск - Брест.

Литература

1. Масилевич Н. А. Современная концепция и социально-экономические аспекты развития экологического туризма в Республике Беларусь // Труды БГТУ. 2012. № 7: Экономика и управление. С. 78-81.

2. Зданович Н. И., Каплич В. М., Шапорова Я. А. Концепция проектируемой экологической тропы «Сказка Негорельского леса» // Труды БГТУ. 2015. № 1: Лесное хозяйство. С. 256-259.

3. Зямная дарога у вырай: Беларусюя народныя прыкметы i павер'ь Кн. 3 / уклад. У. Васiлевiч. Мшск: Маст. лгг., 1999. 654 с.

4. Рекомендации по развитию экологического туризма в лесном хозяйстве Беларуси [Электронный ресурс] // Белгипролес. 2008. URL: www.belgiproles.by/documents/doc_60.pdf (дата обращения: 28.02.2015).

References

1. Masilevich N. A. Modern concept and social and economic aspects of the development of ecological tourism in the Republic of Belarus. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2012, no. 7: Economics and Management, pp. 78-81 (In Russian).

2. Zdanovich N. I., Kaplich V. M., Shaporova Ya. A. The concept of the ecological path project "The tale of the Negoreloje forest". Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2015, no. 1: Forestry, pp. 256259 (In Russian).

3. Vasilievich U. Zyamnaya daroga u vyray: Belaruskiya narodnyya prykmety i paver'i. Kniga 3 [Earthly journey to heaven: Belarusian country lore and beliefs. Vol. 3]. Minsk: Mastatskaya litaratura Publ., 1999. 654 p.

4. Rekomendatsii po razvitiyu ecologicheskogo turizma v lesnom khozaystve Belarusi [Recommendations on the development of ecological tourism in forest management in Belarus]. Available at: www.belgiproles.by/ documents/doc_60.pdf (accessed 28.02.2015).

Информация об авторах

Зданович Нина Ивановна - старший преподаватель кафедры туризма и природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Шапорова Ядвига Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры туризма и природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Каплич Валерий Михайлович - доктор биологических наук, профессор кафедры туризма и природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13 а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Бахур Олег Владимирович - кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма и природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail:[email protected]

Information about the authors

Zdanovich Nina Ivanovna - Senior Lecturer, the Department of Tourism and Nature Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Shaporova Yadviga Aleksandrovna - PhD (Biology), Assistant Professor, the Department of Tourism and Nature Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Kaplich Valeriy Mikhaylovich - DSc (Biology), Professor, the Department of Tourism and Nature Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Bachur Oleg Vladimirovich - PhD (Biology), Associate Professor, Head of the Department of Tourism and Nature Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 29.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.