Научная статья на тему 'Концепция проектируемой экологической тропы «Сказка Негорельского леса»'

Концепция проектируемой экологической тропы «Сказка Негорельского леса» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
423
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ / АРТ-ОБЪЕКТ / ЭКСКУРСИОННЫЙ РАССКАЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зданович Нина Ивановна, Каплич Валерий Михайлович, Шапорова Ядвига Александровна

С учетом основных требований экскурсионной методики разработана концепция создания экологической тропы на базе Ботанического сада Негорельского учебно-опытного лесхоза. В традиционной культуре проблема взаимосвязей в системе «человек природа» базировалась на системе табу и системе объектов поклонения. Сейчас формирование экологической культуры связано с возможностями этнопедагогики. Она опирается на сказки и легенды, сознавая их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям. Определены критерии превращения ботанической тропы в экологическую: это включение в экскурсионный рассказ материалов о богах и духах леса и воды (Гаюн, Лазавпс, Лесавпс, Русалка); насыщение тропы арт-объектами, которые могут продемонстрировать связь между миром растений и животных, природой и человеком. Критерии отбора природных объектов показа (деревьев, кустарников, трав и цветов) либо типичность, либо уникальность их. Кроме ботанической информации о них в экскурсионный рассказ включаются сведения по народной медицине, о ремеслах, легенды о происхождении. В проекте тропы «Сказка Негорельского леса» дается подробное описание 11 остановочных пунктов. Для самостоятельного прохождения ее разработаны проекты оборудования: 5 информационных щитов, 11 аншлагов, 2 указателя. Обозначены основные темы, которые могут быть раскрыты на основании анализа экскурсионных объектов во время экскурсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зданович Нина Ивановна, Каплич Валерий Михайлович, Шапорова Ядвига Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция проектируемой экологической тропы «Сказка Негорельского леса»»

УДК 338.48:502

Н. И. Зданович, В. М. Каплич, Я. А. Шапорова

Белорусский государственный технологический университет

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «СКАЗКА НЕГОРЕЛЬСКОГО ЛЕСА»

С учетом основных требований экскурсионной методики разработана концепция создания экологической тропы на базе Ботанического сада Негорельского учебно-опытного лесхоза. В традиционной культуре проблема взаимосвязей в системе «человек - природа» базировалась на системе табу и системе объектов поклонения. Сейчас формирование экологической культуры связано с возможностями этнопедагогики. Она опирается на сказки и легенды, сознавая их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям. Определены критерии превращения ботанической тропы в экологическую: это включение в экскурсионный рассказ материалов о богах и духах леса и воды (Гаюн, Лазавш, Лесавш, Русалка); насыщение тропы арт-объектами, которые могут продемонстрировать связь между миром растений и животных, природой и человеком. Критерии отбора природных объектов показа (деревьев, кустарников, трав и цветов) - либо типичность, либо уникальность их. Кроме ботанической информации о них в экскурсионный рассказ включаются сведения по народной медицине, о ремеслах, легенды о происхождении. В проекте тропы «Сказка Негорельского леса» дается подробное описание 11 остановочных пунктов. Для самостоятельного прохождения ее разработаны проекты оборудования: 5 информационных щитов, 11 аншлагов, 2 указателя. Обозначены основные темы, которые могут быть раскрыты на основании анализа экскурсионных объектов во время экскурсии.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая тропа, традиционная культура, мифологические персонажи, арт-объект, экскурсионный рассказ.

N. I. Zdanovich, V. M. Kaplich, Ya. A. Shaporova

Belarusian State Technological University

THE CONCEPT OF THE ECOLOGICAL PATH PROJECT "THE TALE OF THE NEGORELOE FOREST"

The concept of the ecological path project on the basis of the Botanical garden in Negoreloe experimental forestry establishment was created in regard to the basic requirements of the excursion methods. The interrelationship problem in the "man-nature" system was based on a system of taboos and objects of worship in traditional culture. Nowadays the formation of ecological culture is connected with the opportunities of ethnopedagogics. It's based on tales and legends, with recognition to their significance in transfer of experience to rising generations. The criteria for transforming a botanical trail into an ecological path were defined: inclusions of materials about the gods and spirits of the wood and water (namely, Hajun, Lazavik, Liesavik, Rusalka) in the excursion narrative; adding art objects in the path, that demonstrate the connection between the kingdoms of plants and animals, nature and man. The selection criteria for demonstration objects (trees, bushes, herbs and flowers) were either their typicality or uniqueness. In addition to botanical data, the excursion narrative also included information on traditional medicine and legends about their origin. The path project "The Tale of the Negoreloe Forest" includes a detailed description of 11 stopping points. The following equipment was designed to enable independent trips: 5 information boards, 11 banners, 2 signs. The main topics are outlined, that might be detailed based on the analysis of the excursion objects during the excursion.

Key words: ecological consciousness, ecological path, traditional culture, mythological characters, art object, excursion narrative.

Введение. Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентрического общественного экологического сознания, ставящего во главу угла человека и его интересы в ущерб интересам окружающей его природы.

Под «экологическим сознанием» традиционно понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «чело-

век - природа», существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Понятие «экологическая культура» - термин, вошедший в употребление только с 60-х гг. XX в. Но сама проблема о взаимосвязях в системе «человек -природа» родилась вместе с человеческой культурой.

В традиционной культуре, в период существования «обычного» («звычаёвага») права,

она базировалась на системе табу и системе объектов поклонения.

Запреты выполняли 2 задачи: забота об урожае; забота о безопасности человека.

Пример - «русальная неделя» (начинается «траецюм тыднем», или чаще - «з панядзелка пасля Трощы»). По представлениям белорусов, когда начинает цвести рожь, Русалки оставляют речные и озерные омуты и выходят на землю. Обычай в это время крайне ограничивал пространство человеческой деятельности, исключая из него реку, лес, поле, оставляя лишь пространство дома и селения. Первые в это время считались крайне опасными и нежелательными для любой деятельности. «Русальная неделя» - это время цветения, закладки будущего урожая, и крайне важно было не навредить растениям в этот период. Именно русалками пугали маленьких детей, чтобы они не рвали зеленых ягод с кустов даже в собственном саду («Не хадзi - Русалка заказыча»). В обоих примерах налицо прагматические цели, облаченные в мифологические запреты.

Другой общеизвестный пример - праздник «Узвiжанне» (27 сентября по православному календарю). Как гласит пословица - «ва Узвiжання пару гадзюю i вужаю хаваюцца у нару», т. е. в лесах все змеи собираются вместе, в клубки, чтобы отправиться на зимний сон. Опасность быть ужаленным в лесу в этот день возрастает многократно. Однако народное поверье гласит, что в этот день в лес и ходить не стоит с практической точки зрения, ибо все принесенное домой не будет храниться - все сгниет и испортится. Таким образом, акцент делается на бессмысленность похода в лес, и тем самым традиция объективно оберегает людей от опасности.

Кроме запретов и предостережений экологическая культура в рамках традиционной опирается на целую систему объектов поклонения.

Леса, луга, болота, водные объекты оберегали многочисленные духи [1]. Один из духов леса - Гаюн. В старину без согласия Гаюна не заготавливали лес на строительство дома: надо было с вечера принести ему угощение на участок, намеченный для вырубки. Если к утру оно исчезало - лес можно было рубить, и дом будет стоять долго. Если нет - ищи другой участок. Своевольников (кто ослушался или не попросил разрешения) Гаюн предупреждал, посылая в сруб дома зайца. Это означало, что дом долго не простоит. Другой дух - Леший (Лясун, Ле-савш). Его тоже старались задобрить: оставляли на лесных просеках и перекрестках куски хлеба с солью, брусочки сала, блины или пироги, горшочек с кашей. За недостойное поведение в лесу он наказывал людей.

Соблюдение традиции и уважительное отношение к богам и духам вознаграждалось.

Основная часть. В наше время формирование экологической культуры связано с возможностями этнопедагогики, т. е. народной педагогики. Именно этнопедагогика собирает и систематизирует народные знания, народную мудрость, запечатленную в сказках, легендах, пословицах, поверьях, сознавая их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям.

Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе. Этому способствует и научно-познавательный, или экологический туризм. Он считается одним из перспективных направлений развития современного туристического бизнеса в Европе и интенсивно развивается сейчас на постсоветском пространстве. Путешествия по экологическим тропам помимо познавательной цели имеют природоохранную и воспитательную задачи. Согласно «Рекомендаций по развитию экологического туризма в лесном хозяйстве Беларуси» 2008 г., в маршрут троп входят объекты, соединяющие в себе природную, историческую ценность, а также памятники этнографии [2].

Эти требования учтены в концепции тропы, разработанной для Ботанического сада Него-рельского учебно-опытного лесхоза. Она называется «Сказка Негорельского леса». Тем самым достигается двоякая цель:

- отдается дань народной традиции, когда существовала глубокая вера в то, что все природные стихии и сфера обитания человека населены многочисленными богами и духами (таким образом мифология способствует сохранению следов традиционной экологической культуры);

- воспитывается уважительное отношение к попыткам объяснить непонятное, хотя эти объяснения современным человеком воспринимаются как интересная, наивная сказка.

Условия создания любой экологической тропы - это наличие территории с разнообразными природными объектами и коллектива специалистов для разработки и практической реализации проекта. Создание Ботанического сада в Негорелом началось в 1964 г., сейчас он включает партерную часть и дендропарк со сложившейся планировкой. Деревьям-старожилам почти по полвека, созданы и арт-объекты (отдельные деревянные скульптуры и целые композиции).

Объекты, которые помогут превратить любую ботаническую тропу в экологическую, - это в первую очередь мифологические персонажи, а

также арт-объекты, демонстрирующие связь между миром растений и животных, живой и неживой природой, природой и человеком.

Цель экологической тропы - формирование экоцентрического мировоззрения, воспитание бережного и рационального отношения к природным ресурсам, экологическое просвещение туристов, знакомство с этнокульту-рой и мифологией.

Экологическая тропа позволит развить у студентов навыки социо-экологических исследований, будет способствовать закреплению профессиональных навыков. В современных условиях необходимо обеспечить студентов не столько суммой знаний, сколько умениями извлекать эти знания, пользоваться ими и применять на практике по отношению к существующим реалиям. Все эти умения и навыки специалистов по природопользованию можно с успехом отрабатывать на экологических тропах.

При разработке экскурсий особое внимание уделяется названиям темы и ее подтем. Главное требование к названию темы - чтобы оно легко запоминалось, а все подтемы были связаны между собой и содержали элемент загадочности. Поэтому мы назвали тропу «Сказка Негорельского леса». Названия остановочных пунктов, а также содержание экскурсионного рассказа поддерживают тему «сказочности». Это не только оживит экскурсионный рассказ, но будет способствовать расширению кругозора студентов и лучшему усвоению основного учебного материала. В состав экскурсионного рассказа кроме научной информации о природных объектах включаются мифы и легенды белорусов и других народов, связанные с природными стихиями (лесом, водой), а также фаунистически-ми ресурсами, которые стали объектами показа и рассказа. Для соблюдения принципа наглядности предлагается изготовить информационный щит «Духи леса» с изображением мифических персонажей, населяющих лес (согласно представлениям, запечатленным в белорусской мифологии). Разместится щит у пятого остановочного пункта «Уладанш Гаюна». Там же планируется сооружение домика и скульптуры Гаюна и его внучек Гаёвок.

На 8-м остановочном пункте («У гасцях у Лазавша») с этой же целью планируется создание информационного щита «Лоза в жизни и культуре белорусов». На нем предполагается разместить изображение духа лозы и болот -Лозовика на фоне его домика и информацию о лозоплетении с фотографиями предметов быта из этого материала.

В проекте экологической тропы «Сказка Негорельского леса» дается подробное описание всех 11 остановочных пунктов.

Для самостоятельного прохождения тропы разработаны проекты оборудования: пять щитов (по наиболее сложным и насыщенным информацией темам), 11 аншлагов (на каждом остановочном пункте), два указателя (в поворотных точках тропы).

По каждому остановочному пункту выделяются основные подтемы, которые определяют выбор объектов показа. Их отбор производился также с учетом точки обзора (нахождение экскурсионных объектов в пределах видимости). Критерии отбора природных объектов на тропе - либо типичность (например, лещина древовидная), либо уникальность (псевдотсуга).

С учетом небольшого расстояния между соседними остановочными пунктами (в пределах нескольких десятков метров), а также методических требований по проведению экскурсии рассказ предполагается вести только на остановочных пунктах. Для активизации внимания экскурсантов почти по каждому остановочному пункту предусмотрены задания для самоконтроля (обязательные для студентов, поскольку экотропа имеет в первую очередь учебный характер).

Кроме названных требований экскурсионной методики учтена необходимость прокладки маршрута по наиболее благоустроенным участкам, с отсутствием «петель» и оборудованием места для кратковременного отдыха в середине экскурсионного маршрута (на шестом из 11 остановочных пунктов).

Содержание разработанного авторами контрольного текста экскурсии по экотропе позволит проводить учебные экскурсии для студентов БГТУ по профильным дисциплинам и экскурсии для организованных групп на темы «Аборигены и интродуценты во флоре Беларуси», «Лекарственные кладовые природы», «Легенды и мифы белорусов» и т. п.

Посетителями экологической тропы могут быть студенты - с целью закрепления полученных знаний о биоразнообразии в природе и навыков проведения биологических экскурсий; будущие экскурсоводы - для совершенствования навыков экскурсионного рассказа и показа, ведения природоведческих и краеведческих экскурсий; учащиеся - для образования и экологического просвещения; агроэкотуристы - для наблюдения за растительным миром; научные работники - для изучения богатства растительного мира; участники научных конференций экологической направленности; члены школьных объединений экологического и близкого к нему профиля.

Именно с образовательной целью (для закрепления знаний по флористическим ресурсам) природные объекты дополнят различные плоды и шишки, выполненные из дерева и раз-

мещенные в соответствии с подтемами на экологической тропе. С учетом того, что одновременно они должны выполнять функцию арт-объектов и украшать сад, их размеры значительно превышают естественные.

Заключение. Таким образом, создание экологической тропы будет способствовать сохранению природного и культурного богатства; показу причинно-следственных связей во взаимодействии «природа - человек»; развитию национальной индустрии отдыха и туризма; выработке устойчивой мотивации познания живой природы; формированию навыков самостоятельного анализа экскурсионных объектов.

Кроме того, существующие и вновь созданные экскурсионные объекты на экологической тропе позволят раскрыть следующие экскурсионные темы: «Растительный и животный мир в разнообразии и взаимодействии»; «Использование природного потенциала Беларуси в традиционной культуре (ремесленном производстве и медицине)»; «Мифологизация природы древними жителями Беларуси».

В результате достигаются цели экологического просвещения туристов, знакомство их с этнокультурой и мифологией, воспитание бережного и рационального отношения к природным ресурсам.

Литература

1. Зямная дарога у вырай: Беларусюя народныя прыкметы i павер'г Кн. 3 / уклад. У. BacweBÍ4. Míhck: Маст. лгг., 1999. 654 с.

2. Рекомендации по развитию экологического туризма в лесном хозяйстве Беларуси: науч.-техн. информ. в лесном хоз-ве / М-во лесного хоз-ва Респ. Беларусь, РУП «Белгипролес», ГНУ «Институт леса НАН Беларуси». Минск, 2008. Вып. 9. 66 с.

References

1. Vasilevich U. Zyamnaya daroha u vyray: Belaruskiya narodnyya prykmety i paver"i. Kn. 3 [Earthly journey to heaven: Belarusian country lore and beliefs. Vol. 3]. Minsk: Mast. lit. Publ., 1999. 654 p.

2. Rekomendacyi po razvitiyu ecologicheskogo turizma v lesnom hozyaystve Belarusi [Recommendations on the development of ecological tourism in forest management in Belarus: Scientific and technical information in forest management]. Minsk, 2008. Issue 9. 66 p.

Информация об авторах

Зданович Нина Ивановна - старший преподаватель кафедры туризма и природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Каплич Валерий Михайлович - доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой туризма и природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Шапорова Ядвига Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры туризма и природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Zdanovich Nina Ivanovna - senior lecturer, Department of Tourism and Nature Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Kaplich Valeriy Mikhaylovich - D. Sc. Biology, professor, head of Department of Tourism and Nature Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Shaporova Yadviga Aleksandrovna - Ph. D. Biology, assistante professor, Department of Tourism and Nature Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 23.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.