ТЕНДЕНЦИИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ
ТОРГОВЛИ
С.К. Голикова, магистрант А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академии (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-190-194
Аннотация. Текст посвящен трансграничной электронной торговле, которая представляет собой современную модель международной торговли, основанную на цифровых технологиях и инновационных бизнес-процессах. Рассматриваются ключевые элементы этой модели, такие как продукт, бренд, логистика и цифровые коммуникации, а также преимущества, которые она предоставляет производителям, позволяя им выходить на новые рынки с минимальными капиталовложениями и без традиционных ограничений. Упоминается, что электронная коммерция становится все более актуальной, благодаря росту интернет-доступа и изменению потребительских привычек, что подтверждается статистическими данными о росте онлайн-продаж. Прогнозируется дальнейшее расширение мирового рынка электронной коммерции, с акцентом на факторы, способствующие этому росту, такие как повышение доходов и развитие глобальных маркетплейсов. Текст подчеркивает значимость трансграничной электронной торговли в современном экономическом контексте и ее влияние на потребительское поведение.
Ключевые слова: маркетплейс, интернет-магазин, электронная торговля, трансграничная электронная торговля, продукт, бренд, логистика, цифровые коммуникации.
Трансграничная электронная торговля -это онлайн-продажа товаров и услуг клиентам в других странах. Можно представить трансграничную электронную торговлю как усовершенствованную модель международной торговли, обогащенную цифровыми технологиями, инновационной инфраструктурой и пересмотренными бизнес-процессами. Эта модель включает в себя ряд ключевых элементов: продукт (товар), бренд, трансграничную логистику, торговые механизмы, цифровые коммуникационные сети.
Развитие трансграничной торговли в настоящее время позволяет производителям выходить на новые рынки, в новые страны, взаимодействовать непосредственно с иностранными розничными торговцами и потребителями. Трансграничная электронная торговля характеризуется разнообразием, небольшими партиями и низкими капиталовложениями. Это позволяет избежать проблем, связанных с масштабами традиционной экспортной торговли, длительными циклами сделок, большими капиталовложениями и информационной асимметрией [2].
Трансграничная электронная коммерция дает возможность промышленным компаниям
с высоким уровнем технологической обработки выходить на мировые рынки. Инновационные технологии позволяют компаниям преодолевать географические и организационные границы, становиться более открытыми и простыми в сотрудничестве, а также удобными в развитии сети. Инновации в области информационных технологий, сбора и анализа данных, а также анализа межкультурных ценностей формируют транснациональную платформу для удовлетворения индивидуальных потребностей потребителей с учетом международной перспективы, способствуют созданию сильного бренда на международном уровне на основе интеграции ресурсов [1].
Электронная коммерция становится все более актуальной в современном обществе и экономике. Из анализа статистических данных, представленных на рисунке 1, следует, что с каждым годом все больше людей предпочитает совершать покупки через интернет. Это объясняется несколькими факторами: благодаря доступу к интернету потребители могут приобретать товары из любой точки мира и общаться с продавцами в реальном времени. Кроме того, людям больше не нужно тратить время на поиск конкретного товара в
магазине, так как в онлайн-магазинах можно использовать поисковые функции для нахождения нужного товара. Электронная коммер-
ция также избавляет от необходимости стоять в очереди для оплаты товаров.
2014 3015 2016 20Т7 201в 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026
Рис. 1. Розничные продажи электронной коммерции по всему миру с учетом прогноза на 20232026 гг., трлн. долл. [6]
Электронная коммерция продолжает трансформировать мировую розничную торговлю, благодаря интеграции технологий в повседневную жизнь и растущему влиянию социальных медиаплатформ. Удобство он-лайн-покупок является лишь одним из множества факторов, оказывающих влияние на потребительское поведение.
Мировой рынок электронной коммерции активно расширяется: годовые темпы роста выручки составляют 11,22%, что приведет к прогнозируемому объему рынка в 5,58 трлн долларов к 2027 году (в сравнении с 3,65 трлн долларов в 2023 году). Основными движущими силами роста являются широкое распространение интернета, повышение уровня доходов населения и преобладание глобальных онлайн-торговых платформ (маркетплейсов).
Рост электронной коммерции сопровождается усилением конкуренции в связи с распространением онлайн-торговли как основного канала продаж и отсутствием препятствий для вхождения продавцов на этот рынок.
Конкурентные преимущества могут быть основаны как на цене товара, так и на различных неценовых факторах, включая качество товара, ассортимент, удобство использования цифровой платформы и другие. Важную роль в этом играет интернет-реклама.
В онлайн-пространстве покупатели имеют доступ к широкому спектру товаров и услуг, именно благодаря рекламе компании могут привлечь внимание потенциальных клиентов и увеличить объемы продаж. Согласно данным Statista, расходы на цифровую рекламу по всему миру составили 522,5 млрд долларов в 2021 году, и к 2022 году увеличились до 567,49 млрд долларов. Доля интернет-рекламы в общих расходах на рекламу составляет значительную часть и к концу 2022 года достигла 70%. Прогнозы портала Statista показывают, что в период с 2023 по 2026 годы расходы на интернет-рекламу увеличатся в полтора раза и достигнут 835,82 млрд долларов.
1000 BOO 600 400 200
В35.82
626,86 _
¡11111
2021 2022 2023 2024 2025 2026
Рис. 2. Мировые расходы на цифровую рекламу, млрд долл. [6]
Маркетплейсы уже охватывают около 54% от общего объема продаж на рынке электронной коммерции. Из них более половины (60%) представляют собой универсальные маркетплейсы, предлагающие широкий ассортимент товаров. Лидерами по количеству посетителей сайтов являются Amazon, eBay, Shopee, Rakuten и Aliexpress. По рыночной капитализации в 2023 году наиболее крупными являются компании Amazon, Alibaba и Mean. Большинство ведущих участников рынка находятся в Китае и США.
Китай выступает ведущим игроком на мировом рынке электронной коммерции, захватывая 46,3% всех розничных продаж через интернет по всему миру, а также привлекая более 39% цифровых покупателей. Важно отметить, что развитие рынка электронной коммерции неоднородно в разных частях мира.
Северная Америка, Азия и Европа являются лидирующими регионами, но экономики Китая, Индии и Бразилии демонстрируют интенсивный рост в секторе электронной торговли, превышающий среднемировые темпы.
В предыдущем году объем электронной коммерции в России вырос на 28% по сравнению с 2022 годом и достиг 6,4 трлн рублей. При этом внутренний рынок расширился более чем на 28%, достигнув 6,2 трлн рублей, в то время как объем трансграничной торговли вырос на 11,3%, достигнув 197 млрд рублей. В результате доля трансграничной торговли в общем объеме рынка снизилась до 3% с прошлогодних 4%. Объем трансграничной торговли в абсолютных числах сокращался в последние годы, однако в 2023 году он вырос впервые с 2020 года.
янв. март мам июль сент. нояб. дек.
Рис. 3. Динамика онлайн продаж, млрд руб. [5]
Больше половины (52%) всех интернет-продаж приходится на десять регионов страны. Лидеры остались неизменными по сравнению с предыдущим годом: Москва, Мос-
ковская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ростовская область. Однако доля первой тройки в общем объеме покупок сократилась до 33% с прошлогодних 37,1%.
Рис. 4. Топ 5 регионов по онлайн-торговли [5]
Мир электронной коммерции в России стремительно развивается, и маркетплейсы играют ключевую роль в этом процессе. Сегодня маркетплейсы в России можно условно разделить на три основные категории: крупные мультитоварные платформы, а также специализированные B2B- и B2C-маркетплейсы. Наиболее востребованными игроками на рынке являются Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия. За прошедший год на этих площадках совершили более 1,055 миллиарда заказов на общую сумму около 1,5 трлн рублей. Они активно выходят за рамки регионального уровня и предлагают привлекательные условия для продавцов [3].
Тенденция на российском рынке электронной коммерции заключается в развитии специализированных и региональных маркет-плейсов. Это площадки, которые сосредотачиваются на продаже определенных категорий товаров. Например, на Flowwow продаются цветы и подарки, а Леруа Мерлен специализируется на товарах для строительства и ремонта.
Прогнозируется, что в ближайшие 5 лет на российском рынке будет функционировать более 100 специализированных маркетплей-сов - от 20 крупных с оборотом до 1 млрд рублей до 80 средних площадок.
Таким образом, можно сделать выводы. Электронная торговля продолжает развиваться и совершенствоваться. Будущее этой отрасли связано с технологическими инновациями, такими как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, блок-чейн и другие. Эти новые технологии открывают дополнительные возможности для бизнеса и потребителей. Для успешного использования электронной торговли важно найти баланс между рисками и возможностями. Бизнес должен уделять внимание безопасности, защите данных и созданию доверия потребителям. В свою очередь, потребители должны быть более информированными и осторожными при совершении онлайн-покупок. В целом, электронная торговля перевернула традиционные модели бизнеса и потребительского поведения, предоставляя бесчисленные возможности для роста и инно-
вации.
Библиографический список
1. Агапова А.В. Анализ электронной трансграничной торговли России // Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве : материалы научно-практической конференции / ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»; Институт экономики и управления, кафедра мировой экономики. - Симферополь, 2021. - С. 7-9.
2. Красильникова Е.А. Тенденции развития электронной торговли России и стран Европейского союза // Лизинг. - 2022. - № 1. - С. 5-11.
3. Лю Х. Анализ условий трансграничной электронной торговля // Экономика и социум. -2021. - № 5-2 (84). - С. 40-44.
4. Соловьёва Ю.В., Мэнсинь Ю. Текущая ситуация в области развития трансграничной электронной торговли в Китае // Международная торговля и торговая политика. - 2023 - № 9(2) -С. 126-133.
5. Исследование Tinkoff eCommerce. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://secrets.tinkoff.ru/trendy/rost-marketplejsov-za-god/.
6. The Statistics Portal for Market Data, Market Research and Market Studies. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/.
- Экономинеские nayHU -
TRENDS AND CONDITIONS OF CROSS-BORDER E-COMMERCE MARKET DEVELOPMENT
S.K. Golikova, Graduate Student
A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The text is devoted to cross-border electronic commerce, which is a modern model of international trade based on digital technologies and innovative business processes. The key elements of this model, such as product, brand, logistics and digital communications, are considered, as well as the advantages it provides to manufacturers, allowing them to enter new markets with minimal capital investment and without traditional restrictions. It is mentioned that e-commerce is becoming more relevant due to the growth of Internet access and changing consumer habits, which is confirmed by statistical data on the growth of online sales. The global e-commerce market is projected to expand further, with an emphasis on factors contributing to this growth, such as increased revenue and the development of global marketplaces. The text highlights the importance of cross-border e-commerce in the modern economic context and its impact on consumer behavior.
Keywords: marketplace, online store, e-commerce, cross-border e-commerce, product, brand, logistics, digital communications.