1889(2). 022019 https://doi.Org/10.1088/1742-6596/1889/2/022019
2. Harrison J., Freeman E., Cavalcanti M. Stakeholder Theory As an Ethical Approach to Effective Management: applying the theory to multiple contexts // RBGN. 2015. №17(55). https://doi.org/10.7819/rbgn.v17i55.2647
3. Gurman V.I., Rasinaa I.V., Fes'kov O.V., Guseva I.S. Nekotorye podhody k optimizacii processov upravleniya // Avtomatika i telemekhanika. 2016. № 8. S.66-84.
4. Pavlov I.V., Razgyliaev S.V. Calculation of the Basic Reliability Parameters for the Model of a System with Dual Redundancy in Different Subsystems // Journal of Machinery Manufacture and Reliability. 2020. № 49(10). rr. 829-835.
5. Tihanychev O.V. Odin iz podhodov k ocenke effektivnosti avtomatizirovannoj podderzhki prinyatiya reshenij // Prikladnaya informatika. 2019. № 1(79). S.104-112.
6. Pavlov I.V. Estimating reliability of redundant system from the results of testing its elements // Automation and Remote Control. 2017. № 3(78). rr. 507-514.
7. Lifflander J., Shannon P. Analyzing Complex Appraisals for Business Professionals. Publisher: McGraw-Hill Co, 2016.
8. Emel'yanov A.A., Shil'nikova O.V., Emel'yanova N.Z. Modelirovanie processa podderzhki rabotosposobnosti razvivayushchejsya ASU // Prikladnaya informatika. 2015. № 5(10). S.93-108.
9. Schuller A. At the Crossroads of Control: The Intersection of Artificial Intelligence in Autonomous Weapon Systems with International Humanitarian Law Harvard // National Security Journal. 2017. No. 8. pp.379-425.
10. Bykov A.V., Shcherbakov P.S. Sintez razrezhennoj obratnoj svyazi v linejnyh diskretnyh sistemah // Avtomatika i telemekhanika. 2018. № 7. S.3-21.
11. Tikhanychev O.V. On improving indicators for assessing the decision support systems' software quality // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2020, 919(5), 052009 https://doi.org/10.1088/1757-899x/919/5Z052009
12. Nguyen H. N., Olaru S., Gutman P. O., Hovd M. Constrained Interpolation-Based Control for Polytopic Uncertain Systems 50th IEEE Conference on Decision and Control and European Control Conference (CDC-Ecc). 2011. Rr. 4961-4966.
13. Gornov A.Yu., Tyatyushkin A.I., Finkel'shtejn E.A. Chislennye metody resheniya prikladnyh zadach optimal'nogo upravleniya // Zhurnal vychislitel'noj matematiki i matematicheskoj fiziki. 2013. № 12(53). S. 2014-2028.
ТИХАНЫЧЕВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат технических наук, профессор, ГК «Техносерв», заместитель начальника отдела ([email protected]).
TIKHANYCHEV, OLEG V. - Ph.D. in Technical Sciences, Professor, Technoserv Group of Companies, Deputy Head of Department
УДК 338(510+470)«210/220» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-209-216
ЛЮ СЮНЬ
РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ1
Ключевые слова: Россия, Китай, трансграничная электронная торговля, потенциал развития.
В статье анализируются достижения российско-китайской трансграничной электронной торговли в последние годы, выделяются проблемы в развитии трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем. Сегодняшний уровень российско-китайской трансграничной электронной торговли не соответствует реальному потенциалу развития электронной коммерции двух стран. В будущем российско-китайская трансграничная электронная торговля выйдет на новый этап развития под влиянием ускоренного развития Интернета и цифровой экономики, новых тенденций в потребительских расходах, политики трансграничной электронной коммерции и других факторов.
LIU XUN
RUSSIA-CHINA CROSS-BORDER E-COMMERCE: CURRENT SITUATION, PROBLEMS AND PROSPECTS
Кey words: Russia, China, cross-border e-commerce, development potential
The article analyzes the achievements in the development of Russia-China cross-border e-commerce in recent years, and at the same time points out the problems in the development of cross-border e-commerce between Russia and China. The current level of Russia-China cross-border e-commerce does not match the actual development potential of e-commerce in both countries. In the future, Russia-China cross-border e-commerce will enter a new developmental stage under the accelerated development of the Internet and digital economy, new trends in residents' consumption, cross-border e-commerce policies and other driving factors.
Ускоренное развитие информационных технологий Интернета стало важной гарантией для российской и китайской трансграничной электронной коммерции, способствуя ускоренному развитию цифровизации моделей потребления двух стран, стимулируя трансформацию потребительского спроса на онлайн. Уровень проникновения электронной коммерции продолжает расти, вливая новую кинетическую энергию в развитие российско-китайской трансграничной электронной торговли, которая демонстрирует высокую скорость развития и становится полезным дополнением и позитивным приращением к традиционной торговле между Россией и Китаем. 1. Состояние российско-китайской трансграничной электронной торговли. В последние годы российско-китайская трансграничная электронная торговля стремительно развивается, становясь новой изюминкой торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем.
1 Статья подготовлена при поддержке Проекта планирования исследований в области философии и социальных наук провинции Хэйлунцзян (№ 211УБ398).
Масштаб торговли стремительно растет. В последние годы объем трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем растет год от года, расширяется и масштаб торговли. По данным Китайского международного центра электронной коммерции, объем импорта и экспорта трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем в 2016 году составил 2,5 млрд долларов США, в 2017 году вырос до 3,5 млрд долларов США, в 2018 году достиг 4 млрд долларов США, а в 2019 году превысил 5 млрд долларов США. В 2020 году глобальное распространение эпидемии бросило огромный вызов традиционной российско-китайской торговле, а трансграничная электронная коммерция, как новый эффективный способ организации международной торговли, сжала многочисленные промежуточные звенья традиционной торговли, показав высокий рост. В 2020 году количество покупок, сделанных российскими потребителями в интернет-магазинах за пределами страны, увеличилось до 250 миллионов, при этом количество российско-китайских заказов электронной коммерции составило 70 процентов от общего числа трансграничных заказов электронной коммерции России. В 2021 году российско-китайская трансграничная электронная торговля продолжила расти высокими темпами. По данным Министерства коммерции Китая, за первые 11 месяцев 2021 года объем трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем вырос на 187 процентов.
Структура торговли постепенно оптимизируется. Китай обладает традиционными преимуществами в таких областях производства, как одежда и обувь, товары для дома и автомобильные аксессуары, и производит высококачественную и недорогую продукцию, которая всегда была очень привлекательна для российских потребителей. И в последние годы все большую популярность среди российских потребителей приобретают электронные товары, такие как смартфоны, и бытовая техника, например, пылесосы, произведенные в Китае. В структуре российского импорта трансграничной электронной торговли из Китая в 2018 году на одежду и обувь пришлось 38 процентов, на электронику и бытовую технику — 33 процента, на автомобильные аксессуары — 4 процента, на товары для дома — 3 процента. По данным Aliexpress Russia, в 2020 году российские потребители потратили больше всего денег на смартфоны, а самым покупаемым смартфоном стал китайский Xiaomi. Между тем, в последние годы китайские потребители стали проявлять больший интерес к российской высококачественной сельскохозяйственной продукции и товарам повседневного спроса, и значительно увеличилось количество и виды товаров, импортируемых в Китай из России через платформы трансграничной электронной коммерции, включая масло, муку, кондитерские изделия и закуски, мед, напитки, средства по уходу за кожей и косметику и так далее. В ноябре 2019 года на китайской платформе электронной коммерции Tmall открылся официальный флагманский магазин российских продуктов питания, в котором представлены сотни компаний.
Платформы электронной коммерции быстро развиваются. В последние годы был создан ряд российско-китайских платформ трансграничной электронной коммерции, которые продолжают развиваться, о чем свидетельствует расширение сферы деятельности, увеличение количества охватываемых регионов, расширение ассортимента товаров, стремительный рост числа пользователей и объема транзакций. Российские платформы трансграничной электронной коммерции для Китая в основном включают AliExpress Russia, Ozon, UMKA, Joom. Китайские платформы трансграничной электронной коммерции для России в основном включают Epinduo и Eyouxuan, а Tmall International и Jingdong International также открыли бизнес трансграничной электронной торговли с Россией. Основанная в 2015 году, AliExpress Russia сегодня является одной из крупнейших и наиболее популярных платформ трансграничной электронной коммерции в России, насчитывающей более 27 миллионов пользователей в стране, которые в основном покупают товары, произведенные в Китае. Основанная в 2016 году, Epinduo, это первая трансграничная платформа электронной коммерции, ориентированная на российский рынок в Китае, владеющая собственной онлайн-платформой Epinduo.com и сетью офлайн-магазинов для розничной торговли российскими товарами, а также интернет-магазинами на Tmall, Jingdong, Pinduoduo и других крупных китайских торговых площадках, и осуществляющая многоканальное, всестороннее распространение российских товаров.
Способы оплаты становятся более диверсифицированными. Безналичные способы оплаты в российско-китайской трансграничной электронной торговле в последние годы приобретают все большую популярность среди потребителей благодаря своему удобству и разнообразию.
Основными методами безналичной оплаты для российских пользователей электронной коммерции являются платежи по картам, платежи через онлайн-банкинг и платежи через электронные кошельки. Из них электронные кошельки стали наиболее распространенным способом оплаты для группы пользователей электронной коммерции в возрасте 25-44 лет в России. Наиболее популярными электронными кошельками в России являлись WebMoney, Qiwi, Yandex. Money. На китайской стороне сторонние платежные платформы, такие как Alipay, Yeepay и Jdpay, также пользуются популярностью у онлайн-потребителей. В то же время китайские платформы трансграничной электронной коммерции, такие как Suiyitong и DHgate, сотрудничают с Yandex.Money. Кроме того, в 2015 году Банк Харбина разработал независимую стороннюю платежную платформу для трансграничной электронной торговли с Россией. В настоящее время платформа поддерживает оплату, сбор и расчеты по более чем 10 методам клиринга и 60 валютам по всему миру, включая Master, JCB и другие международные платежные инструменты для кредитных карт, а также Yandex.Money, Wallet One и другие основные платежные инструменты в России, и успешно открыла первый в отрасли канал онлайн-клиринга в рублях и юанях.
Логистическая модель становится более многообразной. В настоящее время российско-китайская модель логистики трансграничной электронной торговли охватывает традиционные экспресс-посылки, централизованные отправки, складирование за рубежом, внутреннюю экспресс-доставку, международную экспресс-доставку и другие способы. Почтовая сеть имеет большой глобальный охват, широкие логистические каналы и относительно низкие цены, и традиционные экспресс-посылки являются важнейшим способом логистики российско-китайской трансграничной электронной торговли. В последние годы китайские Ruston, Rueyt и другие специализированные логистические компании продолжают открывать грузовые пути и улучшать логистическую систему. Среди них Ruston, предоставляющий услуги для 170 000 китайских компаний трансграничной электронной торговли с Россией, охватывающий 57 миллионов российских онлайн-потребителей. В то же время, чтобы повысить удобство покупок для потребителей, российские и китайские компании электронной коммерции и логистики продолжают укреплять строительство зарубежных складов. В 2015 году китайская электронная коммерция открыла свой первый зарубежный склад в России — Greenwood-Ruston, который занимает площадь 30 000 квадратных метров и имеет ежедневную мощность обработки 20 000 заказов, и насчитывает 300 зарегистрированных пользователей и 50 брендов-производителей. Кроме того, китайские курьерские компании, такие как SF Express и Cainiao, также развивают бизнес логистики трансграничной электронной торговли с Россией. Однако международные курьеры, такие как DHL, занимают относительно небольшую долю на рынке российско-китайской трансграничной электронной торговли из-за высоких затрат.
2. Проблемы российско-китайской трансграничной электронной торговли.
Несмотря на то, что трансграничная электронная торговля между Россией и Китаем в последние годы активно развивается, существует ряд актуальных проблем.
Масштаб торговли относительно невелик. Доля российско-китайской трансграничной электронной торговли в общем объеме трансграничной электронной торговли Китая по-прежнему относительно невелика. Китайская трансграничная электронная коммерция пережила несколько лет накопления, начав период бурного развития. В 2018 году объем трансграничной электронной торговли в Китае составил 134,7 млрд юаней, в 2019 году — 186,21 млрд юаней, в 2020 году — 1 690 млрд юаней, в 2021 году — 1923,7 млрд юаней, в 2022 году — 2 110 млрд юаней, в 2023 году
— 2 380 млрд юаней [1]. Объем российского рынка трансграничной электронной коммерции в последние годы тоже стремительно растет: в 2018 году составил 1 660 млрд рублей, в 2019 году
— 2 000 млрд рублей, в 2020 году — 2 700 млрд рублей, в 2021 году — 4 100 млрд рублей, в 2022 году — 4 980 млрд рублей, в 2023 году — 78 000 млрд рублей [2]. Однако Россия не стала главным партнером Китая по трансграничной электронной торговле. В настоящее время десятью основными источниками импорта китайской розничной электронной торговли являются китайский Гонконг, Япония, Южная Корея, США, Австралия, Нидерланды, Новая Зеландия, Германия, Испания и Великобритания, а десятью основными направлениями экспорта — Малайзия, США, Сингапур, Великобритания, Филиппины, Нидерланды, Франция, Южная Корея, китайский Гонконг и Саудовская Аравия. Масштаб трансграничной электронной торговли между
Россией и Китаем пока не соответствует реальному потенциалу развития электронной коммерции, которым обладают обе страны, и нуждаются в дальнейшем расширении.
Структура торговли недостаточно рационализирована. В настоящее время в российско-китайской трансграничной импортной и экспортной торговле по-прежнему преобладает китайский экспорт в Россию, в основном российские потребители покупают китайские товары, например, бытовую технику, одежду и обувь, товары для дома и т. д. через платформы трансграничной электронной коммерции, и торговый потенциал России с Китаем недостаточно реализован. В последние годы все больше китайских потребителей готовы инвестировать время и деньги в здоровое потребление, и интерес к качественным товарам из-за рубежа, особенно к продуктам питания и предметам повседневного спроса, продолжает расти. И в последние годы спрос на российские продукты питания и товары повседневного спроса на китайском рынке быстро растет, количество и разнообразие российских товаров, поступающих в Китай через платформы трансграничной электронной коммерции, значительно увеличилось, и произошло изменение торгового потока между Россией и Китаем в трансграничной электронной торговле. Однако в силу географического положения и логистической системы российские товары в основном сосредоточены в северо-восточной части Китая и редко встречаются в южной части Китая, а соответствующая реклама и продвижение также недостаточны. Кроме того, более сложные процедуры экспорта товаров через трансграничную электронную коммерцию, высокие затраты на таможенное оформление и отсутствие комплексной системы регулирования также препятствуют выходу российских брендов на международный рынок [3]. Такая структура торговли, в которой преобладает односторонний поток товаров с высокой добавленной стоимостью, экспортируемых из Китая в Россию, не способствует сбалансированному развитию двусторонних торговых отношений между Россией и Китаем [4].
Сервисы платформы недостаточно развиты. В настоящее время российско-китайские платформы трансграничной электронной коммерции все еще не справляются с обслуживанием покупателей и продавцов, и это в значительной степени влияет на развитие трансграничной электронной торговли между двумя странами. Со стороны покупателей потребители часто сталкиваются с отсутствием четких описаний товаров при просмотре или поиске товаров на платформах российско-китайской трансграничной электронной коммерции, часто не могут своевременно получить консультационные услуги по товарам и логистике в процессе покупки товаров, не знают общих правил платформ по возврату товаров после покупки, или платформы не предоставляют стандартные услуги по арбитражу и урегулированию споров. Это привело к тому, что у некоторых потребителей возникло недоверие к продавцам на платформах трансграничной электронной коммерции или увеличилось количество жалоб на них. Кроме того, платформы российско-китайской трансграничной электронной коммерции предлагают продавцам недостаточно услуг. Цепочка трансграничной электронной торговли очень длинная и включает в себя множество операционных звеньев, в которые трудно проникнуть, это тяжелая работа для малых и средних внешнеторговых предприятий и индивидуальных продавцов трансграничного импорта и экспорта электронной коммерции, и они часто сталкиваются с различными проблемами внешней торговли в сфере оплаты, логистики, таможенного оформления, налоговых скидок, обмена валюты и других аспектов, и не могут сосредоточиться на выборе товаров, маркетинге и работе по продвижению.
Платежная система недостаточно надежна. Существующая система российско-китайских электронных платежей в трансграничной электронной торговле все еще неадекватна. Виртуальный характер электронной коммерции затрудняет проверку и регулирование операций российскими и китайскими национальными валютными органами. В то же время российско-китайские потребители трансграничной электронной коммерции все чаще предпочитают совершать платежи через сторонние платежные платформы, а удобство и безопасность сторонних платежей нуждаются в повышении. Во-первых, многие функции сторонних трансграничных платежных платформ еще не разработаны, и процедуры работы пользователей относительно сложны, что доставляет пользователям массу неудобств. Во-вторых, существуют пробелы в регулировании деятельности сторонних платежных платформ, которые не могут обеспечить подлинность личности каждого клиента при предоставлении клиентам валютных расчетов и других сопутствующих услуг, и существует вероятность срыва транзакций или незаконного ввода
нелегальных средств, что, в свою очередь, влечет для покупателей и продавцов риск принятия на себя обязательств другой стороны. Кроме того, отечественные финансовые учреждения и платежные предприятия в России и Китае имеют относительно низкую степень интернационализации, меньшее международное влияние и недостаточный сервисный потенциал, и пока не завоевали полного доверия и всеобщего признания предприятий электронной коммерции и покупателей другой стороны [5]. Наконец, в связи с тем, что в России и Китае используются разные валюты, а прямые расчеты в рублях и юанях в трансграничной торговле между Россией и Китаем пока не получили широкого распространения, регулярные колебания обменных курсов повышают риски операций и доходов для компаний трансграничной электронной коммерции в обеих странах.
Логистический цикл длителен и стоимость высока. В настоящее время логистика российско-китайской трансграничной электронной торговли страдает от длительного времени доставки, низких сроков и высокой стоимости. Сроки доставки товаров российско-китайской трансграничной электронной торговли могут достигать нескольких недель, что испытывает терпение пользователей и сдерживает немедленные потребительские расходы. Основными причинами являются следующие. Во-первых, количество российско-китайских трансграничных посылок большое. Во-вторых, в России имеет широкую географическую территорию, расположение рынков разбросано, в некоторых районах логистическая инфраструктура не завершена, что затрудняет своевременную транспортировку и распределение. В-третьих, таможенная очистка в трансграничной логистике неэффективна. Поскольку Россия и Китай еще не достигли стыковки в системе процедур и процессов таможенного оформления, тарифов, сроки прохождения посылок трансграничной электронной торговли через таможню долги [6]. Хотя в рамках российско-китайской трансграничной электронной коммерции специальная линия логистики в рамках сроков доставки была гарантирована, максимально быстро 5 дней могут быть доставлены, но при общем использовании традиционного вида воздушного транспорта, стоимость остается высокой. Кроме того, технологии логистической информации российско-китайской трансграничной электронной торговли находятся на низком уровне, не удается достичь полного отслеживания логистической информации, не удается предоставить пользователям мгновенный грузопоток и статус груза, что приводит к низкой скорости получения клиентами, склонности к потерям грузов и другим ситуациям. В то же время уровень интеллекта в логистике трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем невысок, не хватает центров исполнения заказов, отвечающих за весь процесс приема заказов, оптимизации обработки, комплектации, консолидации и упаковки.
3. Перспективы российско-китайской трансграничной электронной торговли.
Ускоренное развитие Интернета и цифровой экономики в России и Китае, новые тенденции в потребительских расходах и политика в области трансграничной электронной торговли — все это открывает новые возможности для развития российско-китайской трансграничной электронной торговли.
Масштаб торговли будет и дальше расширяться. Увеличение проникновения Интернета и рост числа пользователей в России и Китае будут и впредь служить стимулом для расширения масштаба трансграничной электронной торговли. Россия, как страна с самым большим населением и количеством интернет-пользователей в Европе, достигла 84,3 % проникновения интернета, имея более 113 миллионов интернет-пользователей в 2022 году, что составляет почти 90% всего населения, и, согласно плану, этот процент увеличится до 97% в 2030 году. Кроме того, российские пользователи проводят в Интернете в среднем 6 часов и 29 минут в день [7]. По данным Китайского центра интернет-информации, по состоянию на июнь 2022 года число интернет-пользователей в Китае достигло 1,051 миллиарда, уровень проникновения интернета составил 74,4 %, а среднее время доступа в интернет на душу населения сохранялось на высоком уровне — 29,5 часа в неделю. Большое количество пользователей Интернета стало прочным фундаментом и надежной гарантией развития трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем. Кроме того, в последние годы Россия и Китай придают большое значение развитию трансграничной электронной коммерции и еще больше усиливают политическую поддержку трансграничной электронной коммерции. В январе 2024 года Министерство коммерции Китая подчеркнул, что продолжит расширять новые сферы сотрудничества с Россией, такие как
цифровая торговля, ускорит развитие новых видов бизнеса, таких как трансграничная электронная коммерция, и повысит уровень трансграничной связи. В Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанном в мае 2024 года, стороны продолжат расширять масштаб и оптимизировать структуру двусторонней торговли, углублять сотрудничество в области торговли услугами, электронной коммерции, цифровой экономики и устойчивого развития, а также совместно работать над поддержанием стабильности и безопасности цепочки поставок промышленной продукции.
Структура торговли будет дополнительно оптимизирована. С китайской стороны, потребители обращают все больше внимания на качество и бренд товаров, и потребительские понятия здоровья, экологичности и безопасности все глубже укореняются в сознании людей. В то же время китайские модели потребления ускоряются в сторону интернета и интернационализации. На китайском рынке растет спрос на качественную и экономичную российскую сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. Как видно, трансграничная электронная коммерция станет важной платформой для освоения китайского рынка российскими сельскохозяйственными и продовольственными товарами. В России стремительное развитие цифровой экономики и Интернета, наложившись на последствия эпидемии, привело к новым изменениям в поведении потребителей. Во-первых, все больше потребителей предпочитают совершать покупки онлайн, и объем рынка электронной коммерции растет высокими темпами. Во-вторых, домашние офисы и семейная жизнь способствовали бурному развитию "домашней экономики", что привело к резкому росту спроса на электронику, бытовую технику и товары для дома и кухни. Электронные устройства и бытовая техника китайского производства пользуются все большей популярностью у российских потребителей и становятся самыми продаваемыми товарами на платформах трансграничной электронной коммерции. В этой связи Китай может оптимизировать экспорт электронного оборудования и бытовой техники в Россию с помощью платформ трансграничной электронной коммерции.
Переход к цифровой доработке ускорится. Персонализированное и диверсифицированное потребление стало основным направлением современного потребительского роста в России и Китае, а потребительский рынок постоянно сегментируется. Персонализированный спрос — это одновременно визуальное представление экономического дохода, возрастной структуры, личностных предпочтений, культуры и географии потребителей, а также преломление инновационного драйва [8]. Платформы электронной коммерции используют большие данные и облачные вычисления для профилирования пользователей, чтобы изучить потребительские привычки и особенности потребления различных групп пользователей. В то же время трансграничные платформы электронной коммерции и производственные предприятия смогут развиваться быстрее только в том случае, если они будут чутко и точно улавливать различные особенности персонализированного потребительского спроса и реализовать стратегию, основанную на инновациях. Это требует от российско-китайской трансграничной электронной коммерции ускорить трансформацию в цифровую доработку. Платформы электронной коммерции и производственные предприятия должны избегать попадания в порочный круг однородной конкуренции с низкими ценами, сосредоточиться на потребностях потребителей в персонализированном и качественном потреблении, усилить технологические инновации, бизнес-инновации и инновационные модели развития, в полной мере использовать эффект притяжения прав интеллектуальной собственности, собственных брендов и патентованных каналов, а также постоянно выращивать новые точки роста потребления, чтобы привлечь больше внимания потребителей.
Кроме того, России и Китаю необходимо ускорить темпы цифровой трансформации и способствовать модернизации традиционных производственных итераций с помощью электронной коммерции. С одной стороны, сокращается цифровая связь между производителями и потребителями по платформам электронной коммерции, что позволяет добиться бесшовной связи между онлайн и офлайн. С другой стороны, с помощью облачных вычислений, больших данных, искусственного интеллекта платформ электронной коммерции, чтобы расширить возможности интеллектуального производства и эксплуатации традиционной обрабатывающей промышленности, а также способствовать развитию индустриального интернета.
Модели торговли станут более диверсифицированными. За последние годы уровень проникновения социальных сетей в России и Китае значительно вырос. Модели потребителей при совершении покупок на платформах электронной коммерции также претерпели значительные изменения и стали характеризоваться следованием за другими людьми в социальных сетях, созданием интереса к покупке, быстрыми покупками и рекомендациями. Потребность в социальном и совместном потреблении привела к появлению социальной электронной коммерции. А социальная электронная коммерция быстро превращается в важную силу в электронной коммерции благодаря своим уникальным преимуществам в глубине каналов, широте категорий и скорости распространения. Сегодня платформы социальной коммерции Китая в основном включают в себя платформы коротких видеороликов, такие как Kuaishou, Douyin, Xiaohongshu и Station B, а также социальные платформы, такие как WeChat и Weibo. Основными социальными платформами в России являются WhatsApp, VK, Instagram, Telegram, TikTok, Odnoklassniki, Viber и Facebook. В последние годы особенно заметен рост прямых трансляций в социальной электронной коммерции. Помимо платформ коротких видеороликов и социальных платформ, традиционные платформы электронной коммерции также увеличивают свои инвестиции в прямые трансляции, и масштаб прямых трансляций быстро растет.
Для потребителей прямые трансляции могут обеспечить более реалистичный опыт покупок, оптимизировать отображение товаров в Интернете, повысить уровень взаимодействия с продавцами и снизить затраты на принятие решений о выборе товаров. Для традиционных платформ электронной коммерции прямые трансляции могут значительно повысить приверженность пользователей и продолжительность использования. Для платформ коротких видеороликов и социальных платформ прямые трансляции могут ускорить процесс коммерческой реализации и еще больше повысить ценность трафика платформ. Для производителей прямые трансляции могут стимулировать перемену традиционных брендов и привести к трансформации традиционного офлайн-бизнеса. Поэтому развитие инновационных и персонализированных моделей трансграничной электронной коммерции станет новой точкой роста российско-китайской трансграничной электронной торговли.
Транспортно-логистические коридоры станут более удобными. В контексте взаимодействия Евразийского экономического союза России и китайской инициативы «Один пояс, один путь» две страны активно сотрудничают в создании транспортно-логистических коридоров. Планируется соединить Европу и Азию, Балтийское и Южно-Китайское море, Мурманск на севере России и Гонконг на юге Китая. На сухопутных маршрутах Россия и Китай будут продолжать развивать железнодорожные сети, строить пограничные объекты и энергетические трубопроводы. На морских маршрутах развитию Северного морского пути уделяется особое внимание России и Китая. Завершение строительства Северного морского пути позволит значительно сэкономить время и снизить стоимость перевозок трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем. В опубликованной в 2018 году Белой книге по арктической политике и 14-м пятилетнем плане Китая четко говорится об арктическом сотрудничестве и строительстве «Ледового Шелкового пути». В настоящее время Россия и Китай в рамках специальной рабочей группы осуществляют детальное планирование новых маршрутов по Северному морскому пути и строительство новой инфраструктуры. Быстрое развитие российско-китайских транспортно-логистических коридоров не только обеспечит стабильное развитие трансграничной электронной торговли между двумя странами, но и предоставит более широкое пространство для развития российско-китайской трансграничной электронной торговли.
Российско-китайская трансграничная электронная торговля началась поздно, но быстро развивалась. Хотя российско-китайская трансграничная электронная торговля все еще сталкивается со многими проблемами, обладает большим потенциалом для развития и широкими перспективами. Россия и Китай должны использовать все возможность для дальнейшего развития трансграничной электронной торговли двух стран, чтобы способствовать повышению качества прагматического сотрудничества между Россией и Китаем в новую эпоху.
Литература и источники
1. [Главное таможенное управление Китая]. 15.04.2024. URL: http://www.customs.gov.cn (дата обращения: 30.04.2024).
2. Рынок интернет-торговли в России. 03.05.2024. URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (дата обращения: 10.05.2024).
3. Карпова О.М. Электронная таможня в России и в Китае // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - №4. - С.47-55.
4. ПиковерА.В. Российско-китайская трансграничная электронная торговля: состояние и перспективы // 40 лет экономических реформ в КНР. Институт Дальнего Востока РАН. - 2020. - С.268-286.
5. йё, Ifâm, ЯШ: " '-^-Й'ШЙТФШгШ^Й^МЙЛЛЖ.ШЖ—[Цзян Япь, Го Ляньчэн, Лю Хуэй. Возможности, проблемы и контрмеры для развития трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией в коптексте инициативы «Один пояс и один путь»]. &Ж&Ш2021^Ш4ШШ102-126Ж.
6. Невская А.А, Кондеев А.В. Регулирование электронной торговли па Евразийском пространстве // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - M2. - C.59-71.
7. Интернет в России в 2022 году. 22.02.2022. // URL: https://www.web-canape.ru/(дата обращения: 03.04.2024).
8. ЙЯ/н: "ЖКЯЙЙГёЙ^^ЙЙЛЛЛФВДЙ" [Ду Данцин. Исследование движущего механизма интернета для
повышения уровня потребления] // Й/^^Ж2017^Ш3^Ш48-54^.
References and Sources
1. [Glavnoe tamozhennoe upravlenie Kitaya]. 15.04.2024. URL: http://www.customs.gov.cn (data obrashcheniya: 30.04.2024).
2. Rynok internet-torgovli v Rossii. 03.05.2024. URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (data obrashcheniya: 10.05.2024).
3. Karpova O.M. Elektronnaya tamozhnya v Rossii i v Kitae // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2019. - N°4. - S.47-55.
4. Pikover A.V. Rossijsko-kitajskaya transgranichnaya elektronnaya torgovlya: sostoyanie i perspektivy // 40 let ekonomicheskih reform v KNR. Institut Dal'nego Vostoka RAN. - 2020. - S.268-286.
5. йё, 1ЙЖ, ЯШ. " -Ф-^нЯТФШ^Ф.Й.КШШЛЖЙШ-^Ж [Czyan YAn', Go Lyan'chen, Lyu Huej. Vozmozhnosti, problemy i kontrmery dlya razvitiya transgranichnoj elektronnoj torgovli mezhdu Kitaem i Rossiej v kontekste iniciativy «Odin poyas i odin put'»]. К
Ш^2021^Ш4$Ш102-126Ж.
6. Nevskaya A.A, Kondeev A.V. Regulirovanie elektronnoj torgovli na Evrazijskom prostranstve // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2019. - M2. - S.59-71.
7. Internet v Rossii v 2022 godu. 22.02.2022. URL: https://www.web-canape.ru/(data obrashcheniya: 03.04.2024).
8. ttfl/: "Ж^Я[Du Dancin. Issledovanie dvizhushchego mekhanizma interneta dlya povysheniya urovnya potrebleniya] // ё;^Ш2017^ж3^ж48-54Ж.
ЛЮ СЮНЬ - доктор россиеведения, доцент, Институт русского языка, Хэйлунцзянский университет КНР ([email protected]).
LIU XUN - Doctor of Russia Studies, Associate Professor, Russian Language Institute of Heilongjiang University
([email protected]). '
УДК 338.48 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-216-221
ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКИХ
ДЕСТИНАЦИЙ
Ключевые слова: туристские дестинации, государственно-частное партнерство, внутренний туризм, туристский поток.
В статье обоснована целесообразность и перспективность государственно-частного партнерства в развитии туристских дестинаций. Анализ внутрироссийского туристского потока, проведенный с учетом различных аспектов проблемы, позволил выявить регионы России с максимальным внутренним туристским потоком и показал какие инициативы руководителей отдельных регионов и государственные программы поддержки способствовали росту внутреннего туристического потока. Автором предложена оригинальная методика анализа конкурентных преимуществ потенциальных партнеров для реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства.
TIMIRGALEEVA, R.R.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF TOURIST DESTINATIONS
Key words: tourist destinations, public-private partnership, domestic tourism, tourist flow.
The feasibility and prospects of public-private partnerships in the development of tourist destinations are substantiated. An analysis of the domestic Russian tourist flow, carried out from the point of view of various aspects, made it possible to identify regions of Russia with the maximum domestic tourist flow and showed what initiatives of regional management and government support programs contributed to the growth of domestic tourist flow. A methodology for analyzing the competitive advantages of potential partners for implementing projects on the principles of public-private partnership is proposed.
Особенности ресурсного обеспечения туристского продукта обуславливают появление мест, особо привлекательных для туристов в виде уже готового туристского продукта (туристические центры и направления, конкретные города и села, предприятия туристкой сферы с известным брендом и т.п.), природных и антропогенных ресурсов, средств размещения, предприятий питания и мест развлечения, в литературе известных как «туристская дестинация» [1]. По сути, туристская дестинация воспринимается туристами как территория с определенным перечнем средств обслуживания и услуг, содержащая наиболее важные элементы туризма, необходимые для потребителей туристских услуг. При этом туристская дестинация представляет