РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
И.В. Ковалева, д-р экон. наук, профессор Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-1-172-176
Аннотация. В статье исследуется уровень развития торговой логистики в сфере электронной коммерции на международном уровне. Отмечается, что лидером трансграничной электронной коммерции является Китайская Народная Республика (далее КНР) с разделением маркетплейсов на социальные и традиционные. Выявлены основные факторы, влияющие на развитие торговой логистики: культурные различия КНР и РФ, транс-портно-логистические маршруты; национальные платежные системы и ряд других. Сложившиеся внешнеэкономические связи в сфере торговой логистики требуют разработки определенных правил и требований на уровне международной коммерции с целью оптимизации процессов электронной коммерции.
Ключевые слова: электронный, коммерция, торговля, международный, логистика.
Китай на протяжении многих лет остается лидером рынка мировой электронной коммерции. По данным исследований eCommerce Market Size by Country, Китай в
2023 году контролирует 52,1% мирового рынка электронной коммерции, опережая США, на которую приходится 20,1% и Великобританию с 3,4% [1].
Рис. 1. Структура мирового рынка электронной коммерции, % [1]
Согласно статическим данным Statista объем трансграничной электронной торговли в Китае в 2023 году достиг 551,77 млрд. юаней, что стало на 4,6% выше 2022 года [2] (рис. 2).
600 ______527,37 551.77
500 400 300 200 100 0
2019 2020 2021 2022 2023
Рис. 2. Объем трансграничной электронной торговли в Китае, млрд. юаней [3]
415.5 I I w' , ^J
Рынок трансграничной электронной коммерции Китая является одним из крупнейших в мире, что обусловлено развитием интеграционных моделей цифровой экономики Китая, большим количеством партнеров и высоким ростом потребления [4]. Рост трансграничной электронной торговли в Китае был обусловлен ростом пользователей Интернета, быстрым внедрением смартфонов, доступностью аль-
тернативных платежных решений (Alipay и WeChat Pay).
Традиционными международными платформами электронной коммерции в Китае являются Taobao International, Tmall International, JD.com, Suning, Pinduoduo (рис. 3). Эти платформы предоставляют большой ассортимент товаров и удобный способ совершения покупок.
Рис. 3. Основные площадки электронной коммерции Китая [5]
Стремительно развиваются социальные торговые электронные площадки, которые изначально были лишь развлекательными приложениями фоиут и Kuaishou и т.д.). Успех социальной коммерции заключается в тесном взаимодействии пользователей с продавцами и между самими пользователями, а также в огромной базе пользователей, которую социальные сети успели накопить к моменту трансформации.
Аналитики считают, что социальная электронная коммерция - это будущее электронной коммерции, рамки между традиционными маркетплейсами и площадками социальной электронной ком-
мерции в ближайшем времени начнут исчезать, поскольку крупные игроки традиционной электронной коммерции внедряют элементы social e-commerce на своих платформах [6].
По данным отчета «Asia Pacific Цифровой поворот на Восток», структура рынка электронной торговли распределилась следующим образом: больше половины рынка приходится на Tmall Group (Taobao, Alibaba) (53%). На JD приходится 20% рынка, и 15% на Pinduoduo. Оставшиеся 12% разделили между собой другие компании (рис. 4).
Рис. 4. Структура рынка электронной торговли по традиционным торговым электронным
площадкам, % [6]
Трансграничная логистическая сеть электронной коммерции в Китае достаточно развита, и многие компании обеспечивают мировые поставки и разнообразные транспортные возможности. Российская трансграничная логистическая сеть электронной коммерции постоянно совершенствуется, но по-прежнему имеет некоторые проблемы, как, например, длительное время транспортировки Почтой России и сложные таможенные процедуры.
Китайские трансграничные платформы электронной коммерции обычно поддерживают различные способы оплаты, включая Alipay, WeChat Pay и Unionpay. Способы оплаты трансграничной электронной коммерции в России включают оплату кредитными картами и электронными кошельками.
Вместе с тем, необходимо выделить проблемы, существующие в трансграничной электронной торговле между Китаем и Россией.
Первая проблема затрагивает вопросы логистики и транспортировки товара. Трансграничная электронная торговля предполагает международную транспортировку и доставку товаров, а эффективность и надежность логистических связей играют важную роль для ее развития. В настоящее время организованы и успешно функционируют железнодорожные перевозки между Китаем, Россией и Европой;
морские транспортные маршруты между такими портами, как Далянь, Циндао и Шанхай в Китае, и такими портами, как Владивосток и Санкт-Петербург в России; китайско-российские рейсы, осуществляемые рядом авиакомпаний.
Однако в логистической сети и системе распределения между Китаем и Россией все еще существуют некоторые проблемы, такие как сложные таможенные процедуры и длительные сроки транспортировки, что приводит к задержкам в доставке и снижению качества обслуживания клиентов.
Другая проблема для трансграничной электронной коммерции Китая и России касается языковых и культурных различий. Языковые различия повлекли за собой необходимость перевода и передачи торговой информации для клиентов на трансграничных платформах электронной коммерции с целью облегчения коммуникации между продавцом и покупателем. Языковые барьеры приводят к неточной или беглой передаче информации, что влияет на решение потребителей о покупке и их впечатления. Поэтому компаниям-продавцам необходимо учитывать многоязычную поддержку и маркетинговые стратегии, специально созданные для адаптации к различным культурным предпочтениям для привлечения целевой аудитории и удовлетворения их потребностей.
Также необходимо отметить, что между Китаем и Россией существуют культурные различия, в том числе в ценностях, обычаях и нравоучениях. Они вызывают необходимость применения различных маркетинговых стратегий позиционирования продукта и изучения пользовательского опыта в трансграничной электронной коммерции. В данном случае компаниям-продавцам необходимо понимать культурные особенности китайских и российских потребителей и адаптироваться к ним, чтобы лучше соответствовать их потребностям и ожиданиям. В противном случае культурные различия могут привести к неправильному пониманию маркетинговых сообщений, несоответствию продукции и снижению доверия потребителей к бренду.
Еще одна проблема электронной коммерции Китая и России связана с узнаваемостью бренда и доверием к нему. Потребители в Китае и России могут по-разному относиться к брендам и продавцам на трансграничных платформах электронной коммерции. Так, например, у них могут возникнуть сомнения в отношении незнакомых брендов или продавцов из других стран. Поэтому требуется больше времени и усилий, чтобы повысить узнаваемость бренда и доверие к нему на территории другой страны.
Следует выделить еще одну проблему электронной коммерции Китая и России, которая связана с проблемами платежных систем и различием валюты двух стран. Трансграничная электронная коммерция включает в себя валюты и платежные системы в разных странах и регионах. По-прежнему существуют некоторые ограничения и неудобства при платежах между Китаем и Россией, такие как проблемы с обменным курсом и различия в способах оплаты. Это усложняет процесс совершения покупок и создает неудобства для потребителей.
Таким образом, развитие электронной коммерции во многом определяется уровнем функционирования торговой логистики. Трансграничная электронная коммерция между Китаем и Россией, возможно, должна соответствовать единым правилам и требованиям, что может снизить операционные расходы и риски для компаний. Кроме того, на трансграничной электронной коммерции Китая и России отражается различие в законодательстве и нормативных актах. Трансграничные компании электронной коммерции должны соблюдать законы и нормативные требования двух стран, включая таможенные правила и защиту интеллектуальной собственности.
Библиографический список
1. eCommerce Market Size by Country. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mobiloud.com/blog/ecommerce-market-size-by-country (дата обращения 02.07.2024).
2. Чжан Ли. Анализ данных о развитии транспорта Китая // Ли Чжан // Экономический еженедельник. - 2017. - №2-15 (1).
3. Statista China cross - border e-commerce retail imports market size 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1131930/china-cross-border-ecommerce-retail-imports-market-size/(дата обращения 22.06.2024).
4. Китайский рынок онлайн-торговли на протяжении 11 лет является крупнейшим в мире. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prc.today/kitajskij-rynok-onlajn-torgovli-na-protyazhenii-11-let-yavlyaetsya-krupnejshim-v-mire/ (дата обращения 02.07.2024).
5. Отчет Asia Pacific Цифровой поворот на Восток. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/1QLhW3HX_Bd8sezCLj7cG_twzeWawDdId/view (дата обращения 12.07.2024).
6. China continues to lead global e-commerce market with expected $2.2trn sales in 2023: GlobalData. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.electronicpaymentsinternational.com/news/china-continues-to-lead-global-ecommerce-market/?cf-view (дата обращения 01.07.2024).
DEVELOPMENT OF TRADE LOGISTICS IN THE FIELD OF E-COMMERCE
I.V. Kovaleva, Doctor of Economic Sciences, Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The article examines the level of development of trade logistics in the field of ecommerce at the international level. It is noted that the leader of cross-border e-commerce is the People's Republic of China (hereinafter referred to as PRC) with the division of marketplaces into social and traditional. The main factors influencing the development of trade logistics are identified: cultural differences between China and the Russian Federation, transport and logistics routes; national payment systems and a number of others. The existing foreign economic relations in the field of trade logistics require the development of certain rules and requirements at the level of international commerce in order to optimize e-commerce processes.
Keywords: electronic, commerce, trade, international, logistics.