о Оглоблина Елизавета Валентиновна
кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Фунтова Дарья Викторовна
обучающийся бакалавриата, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Проблемы и перспективы развития электронной торговли в России
В современных реалиях сфера торговли претерпевает значительные изменения, во многом благодаря широкому распространению цифровых технологий. В современных условиях сфера электронной торговли становится наиболее востребованной как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. В рамках данной статьи рассмотрены основные тренды развития сферы электронной торговли в России на прогнозируемый период 2023-2024 годы.
Ключевые слова: электронная торговля, Российская Федерация, перспективы развития.
Для цитирования: Оглоблина Е.В., Фунтова Д.В. Проблемы и перспективы развития электронной торговли в России // Мировая экономика и мировые финансы. 2023. Т. 2. № 4. С. 19-24. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0260
Elizaveta V. Ogloblina ©
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of World Economy and Global Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Daria V. Funtova
Bachelor's Student, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Problem and prospects of development of electronic commerce in Russia
In modern realities the trade sector is undergoing significant changes, largely due to the widespread use of digital technologies. In these conditions, the sphere of e-commerce is becoming the most in demand both from consumers and from producers. This article examines the main trends of development of this sphere in Russia for the forecasted period 2023-2024.
Keywords: e-commerce, Russian Federation, prospects of development. JEL Classification: F14, F63
For citation: Ogloblina E.V., Funtova D.V. Problem and prospects of development of electronic commerce in Russia. World Economy and World Finance, 2023, vol. 2, no. 4, pp. 19-24. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0260
В современном мире сфера торговли претерпевает значительные изменения, во многом благодаря широкому распространению цифровых технологий. Стремительно меняющиеся рыночные условия, возрастающие требования потребителей вынуждают производителей повышать скорость реагирования и гибкость. В данных условиях сфера электронной торговли становиться наиболее востребованной как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.
Так, электронная торговля — «это процесс покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации» [Медведева, Медведев, 2016]. Популярность данная сфера приобрела благодаря сети Интернет. На рисунке 1 предоставлена динамика роста числа пользователей Интернета за период 2005-2023 гг. в абсолютном выражении.
Рисунок 1 — Количество интернет-пользователей 2005-2023 (млн человек)
Источник: составлено авторами по [Number of internet users worldwide from 2005 to 2022]
По предварительным данным, количество пользователей сети Интернет насчитывает 5,3 млрд человек (65,7% населения мира) в 2023 г. Согласно данным, предоставленным в Digital 2023: Global Overview Report, 57,6%, т. е. почти 3 млрд пользователей сети Интернет, совершают он-лайн-покупки [Digital 2022: Global Overview Report]. Данный показатель продолжит расти в будущем, что поспособствует развитию сферы электронной торговли по всему миру.
Электронная торговля удобна для потребителей в силу ряда причин. Среди них стоит отметить экономию времени, доступность, а также уровень цен ниже предлагаемого в оффлайн формате. Данные преимущества стали очевидными для большинства пользователей во время пандемии COVID-19, когда введенные меры по ограничению мобильности, направленные на противодействие вирусу, вынуждали большинство потребителей сократить количество покупок в оффлайн режиме. Стоит отметить, что пандемия являлась одной из ведущих причин резкого роста сферы электронной торговли в России и в мире в 2020 г. [Рынок ecommerce: прогноз роста 2020-24; Гончарук, 2021].
Производителям также выгодно переходить в онлайн режим. Низкие барьеры входа и выхода, огромная потенциальная аудитория, отсутствие потребности в дорогостоящих торговых площадях, экономия издержек обращения — все это дает возможность поддерживать конкурентные цены и содействует развитию малого и среднего бизнеса в рамках данной сферы. Проведенное исследование, позволило выделить следующие преимущества перехода в сферу электронной коммерции для малого бизнеса: возможность связаться с клиентами в любой части страны независимо от сезона, снижение операционных расходов, целевой цифровой маркетинг, цепочки поставок, а также повышение удовлетворенности клиентов [Olumekor, Polbitsyn, 2022].
Говоря о мировом опыте, стоит отметить, что e-commerce является динамичным и развивающимся рынком, который оперативно подстраивается под все современные тенденции. В настоящее время продажи на таком рынке растут с огромной скоростью в силу того, что электронная среда открывает прекрасные возможности для продвижения товаров. По оценке экспертов агентства Insider Intelligence, к 2025 году мировые продажи e-commerce могут увеличиться на 50% до 7,5 трлн долл. США, что составит 25,3% от общего объема розничных продаж [2019 Trade Finance Gaps, Growth, and Jobs Survey]. На рисунке 2 представлена динамика роста розничных продаж в сфере электронной торговле по всему миру с 2014 по 2022 гг. и прогнозируемый период с 2023 по 2026 гг.
Рисунок 2 — Розничные продажи электронной коммерции в мире с 2014 по 2026 год (в млрд долл. США) Источник: составлено авторами по [Retail e-commerce sales worldwide from 2014 to 2026]
Обращая внимание на региональную составляющую, необходимо подчеркнуть, что с общим объемом выручки 885,94 млрд долл. США Китай продолжает лидировать на мировом рынке электронной коммерции. Он также обладает наибольшим числом цифровых покупателей в мире — 884,1 млн человек на момент июня 2023 г. На рисунке 3 представлены объемы выручки сферы электронной торговли в 2022 г. по странам.
Рисунок 3 — Выручка от электронной коммерции в 2022 г. по странам (в млрд долл. США)
Источник: составлено авторами по [Revenue of e-commerce worldwide in 2023, by country]
Стоит уделить особое внимание развитию сферы электронной торговли в России. Согласно данным, предоставленным агентством Data Insight, объем рынка электронной торговли по модели B2C составил 5,7 трлн рублей в 2022 г., увеличившись на 38% по сравнению с 2021 г.
2022 г. вошел в тройку лучших лет рынка электронной торговли в России по росту числа заказов. В 2022 г. было оплачено более 2,8 млрд заказов. Темпы роста данного показателя составили 65%. Динамика онлайн-заказов за период с сентября 2021 г. по июль 2023 г. в России представлена на рисунке 4. Стоит отметить, что в указанные данные входят только заказы покупателей из России у продавцов из России (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Данные не учитывают трансграничную торговлю, а также торговлю между частными лицами.
Рисунок 4 — Динамика онлайн-заказов за период с сентября 2021 г. по июль 2023 г. в России (%)
Источник: составлено авторами по [Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2022]
Темпы роста интернет-торговли в 2022 г. значительно ниже темпов роста в 2021 г. Аналитики ожидали снижение данных показателей, тем не менее реальные значения оказались ниже прогнозируемых. В 2021 г. общий оборот сегмента электронной торговли увеличился на 52% в деньгах и на 104% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом, в то время как в 2022 г. темпы роста составили 38% и 65% соответственно. Причины данного замедления связанны со сложной политической ситуацией в мире и введенными против России санкциями в 2022 г. Стоит отметить, что уход крупных иностранных компаний из России хоть и оказал определенное негативное влияние на рынок электронной торговли, в большей степени способствовал прогрессу данной сферы, позволив российским компаниям занять нишу и продолжить развитие.
На темп роста рынка электронной коммерции также оказывает влияние уровень информационно технологического развития. В актуальных исследованиях отмечается роль развития цифровой инфраструктуры различных сфер экономики как один из факторов повышения роли электронной торговли в России [Куликов, 2023; Самохвалов, 2022].
По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке e-commerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30%. Количество выполненных заказов на рынке e-commerce достигнет 4,6 млрд (+64%). Темпы роста в текущем году продолжат замедляться, но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового.
Стоит уделить особое внимание роли маркетплейсов. Объем рынка, занимаемый крупнейшими маркетплейсами, такими как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress Россия и Сбер-МегаМаркет, составил 2,7 трлн. рублей в 2022 г. За данный период их доля поднялась с трети до почти половины общего объема продаж, а по количеству заказов возросла с 62% до 71%. Во втором полугодии 2023 г. максимальная доля Wildberries и Ozon от всех онлайн-заказов составила 77%.
К причинам столь стремительного роста роли маркетплейсов, в частности Wildberries и Ozon, в сфере электронной торговли в России стоит отнести снижение роли оффлайн-продаж, вызванное уходом многих иностранных компаний из страны, закрытием магазинов и снижением ассортимента, а также повышение доступности точек пунктов выдачи заказов данных мар-кетплейсов. Стоит также отметить популярность среди потребителей, что позволяет таким крупным маркетплейсам как Wildberries и Ozon снизить издержки на рекламу.
Велика также роль сегмента e-grocery в развитии сферы электронной торговли в России. Онлайн-торговля является одной из наиболее развивающихся составляющих рынка электронной коммерции в России, темпы роста которой составляют более 100% [Попенкова, 2023].
Перспективы развития сферы электронной торговли в России в период 2023-2024 гг. представляется возможным рассмотреть с двух точек зрения: поведение потребителей и поведение производителей.
Основные тренды e-commerce, связанные потребителями, будут обусловлены повышением требовательности, избирательности аудитории. Сложная экономическая ситуация в стране, которая привела к достаточно высоким показателям инфляции в 2023 г. (согласно прогнозу Центрального банка Российской Федерации, данный показатель достигнет 7%), стала причиной снижения покупательной способности потребителей. Как следствие, к ключевым перспективам развития сферы электронной торговли стоит отнести следующие прогнозы: снижение доли импульсных и премиальных покупок и снижение средней стоимости покупок.
Ожидается, что потребители будут более избирательны в покупках и будут стремиться избежать дорогостоящих товаров.
Производители будут вынуждены приспосабливаться к условиям рынка. Высокая конкуренция в сфере электронной торговли, повышающиеся запросы потребителей - все это поспособствует усилению уже существующего тренда, а именно ускорения притока производителей на маркетплейсы. Как уже было отмечено, роль крупных маркетплейсов на российском рынке электронной коммерции растет. Выходя на данные площадки, производители получают доступ к более широкой аудитории. Тем не менее, стоит отметить, что ожидается рост вложений в продвижение на данных платформах. Высокая конкуренция будет вынуждать производителей вкладывать больше средств в рекламу своего товара.
Резюмируя, можно прогнозировать, что, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, определенные сложности, связанные с проведением международных платежей для российских пользователей, достаточно высокий темп роста инфляции, сфера электронной коммерции в России продолжит свое развитие.
Литература
Гончарук И.В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (94). С. 66-82.
Куликов М.М. Перспективы и тенденции развития электронной торговли в России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 2. С. 148-155.
Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2022 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// datainsight.ru/eCommerce_2022 (дата обращения: 17.10.2023).
Медведева М.А., Медведев М.А. Электронный бизнес: учебное пособие. Том Часть 1. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. 108 с.
Попенкова Д.К. Эволюция и перспективы развития электронной торговли в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2. № 1 (133). С. 120-132.
Рынок ecommerce: прогноз роста 2020-24 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://datainsight.ru/sites/default/ files/DI_eCommerce2020_2024.pdf (дата обращения: 17.10.2023).
Самохвалов А.Ю. Развитие инфраструктуры электронной торговли в России на современном этапе // Kant. 2022. № 4 (45). С. 91-95.
2019 Trade Finance Gaps, Growth, and Jobs Survey [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.adb.org/ publications/2019-trade-finance-gaps-jobs-survey (дата обращения: 17.10.2023).
Digital 2022: Global Overview Report [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 17.10.2023).
Number of internet users worldwide from 2005 to 2022 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.statista.com/ statistics/273018/number-of-internet-users-worldwide/ (дата обращения: 17.10.2023).
Olumekor M., Polbitsyn S.N. A review of the development of electronic commerce in Russia and its implications for small businesses // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. 2022. Vol. 16. No. 1. P. 143-148.
Retail e-commerce sales worldwide from 2014 to 2026 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.statista.com/ statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/ (дата обращения: 17.10.2023).
Revenue of e-commerce worldwide in 2023, by country [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.statista.com/ forecasts/1283912/global-revenue-of-the-e-commerce-market-country (дата обращения: 17.10.2023).
References
2019 Trade Finance Gaps, Growth, and Jobs Survey. URL: https://www.adb.org/publications/2019-trade-finance-gaps-jobs-survey (data of access: 17.10.2023).
Digital 2022: Global Overview Report. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (data of access: 17.10.2023).
Ecommerce market: growth forecast 2020-24. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020_2024.pdf (data of access: 17.10.2023). (In Russian)
Goncharuk I.V. Review of studies on the impact of the COVID-19 pandemic on the development of global and Russian e-commerce. Russian Customs Policy in the Far East. 2021. No. 1 (94). pp. 66-82. (In Russian)
Kulikov M.M. Prospects and trends in the development of electronic commerce in Russia. Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-economic sciences, 2023, vol. 16, no. 2, pp. 148-155. (In Russian)
Marketing research Internet trading in Russia 2022. URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2022 (дата обращения: 17.10.2023). (In Russian)
Medvedeva M.A., Medvedev M.A. Electronic business: textbook. Volume, Part 1. Ekaterinburg: Ural University Publishing House, 2016, 10S p. (In Russian)
Number of internet users worldwide from 2005 to 2022. URL: https://www.statista.com/statistics/27301S/number-of-internet-users-worldwide/ (data of access: 17.10.2023).
Olumekor M., Polbitsyn S.N. A review of the development of electronic commerce in Russia and its implications for small businesses. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management, 2022, vol. 16, no. 1, pp. 143-14S.
Popenkova D.K. Evolution and prospects for the development of electronic commerce in Russia. Economics and management: problems, solutions, 2023, vol. 2, no. 1 (133), pp. 120-132. (In Russian)
Retail e-commerce sales worldwide from 2014 to 2026. URL: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/ (data of access: 17.10.2023).
Revenue of e-commerce worldwide in 2023, by country. URL: https://www.statista.com/forecasts/12S3912/global-revenue-of-the-e-commerce-market-country (data of access: 17.10.2023).
Samokhvalov A.Yu. Development of e-commerce infrastructure in Russia at the present stage. Kant, 2022, no. 4 (45), pp. 91-95. (In Russian)