Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / информационное пространство / личность / социализация / психологические особенности интернет-социализации / internet / information space / personality / socialization / psychological characteristics of internet socialization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Недбаева Светлана Викторовна, Ткаченко Варвара Васильевна

В статье раскрываются особенности новых видов деятельности и форм взаимодействия личности в интернет-пространстве как новой среде социализации. Особое внимание уделено плюсам и минусам интернета, представляющего собой специфическое средство социализации и имеющего уникальный социально-психологический и педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями, как доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Недбаева Светлана Викторовна, Ткаченко Варвара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL SOCIALIZATION IN THE INTERNET SPACE

The article reveals the features of new types of activity and forms of personal interaction in the Internet space as a new environment for socialization. Particular attention is paid to the pros and cons of the Internet, which is a specific means of socialization and has a unique socio-psychological and pedagogical potential, characterized by such features as accessibility, mobility and efficiency, relative safety and anonymity, freedom of expression.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ»

6. Рытов А.И. Трансформация системы подготовки управленческих кадров системы образования через новые инструменты. [Электронный ресурс]. URL: https://mcrkpo.ru/wp-content/ uploads/images/ (дата обращения: 28.03.2021).

7. Информационный стресс: причины, экспериментальные модели, влияние на организм / М.А. Самотруева М.А. [и др.] // Астраханский медицинский журнал. 2015. Т. 10, № 4. С. 25—30.

8. Федорук А.В., Зиматкина Т.И. О проблеме психогенного стресса у студенческой молодежи в связи с информационной перегрузкой // Современные вопросы радиационной и экологической медицины, лучевой диагностики и терапии: сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием, 24 мая 2019 г. — Гродно: ГГМУ, 2019. — С. 270—280.

ТЕНДЕНЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Недбаева Светлана Викторовна (Армавир, Россия), доктор психологических наук, профессор, проректор по учебно-методической и научной работе, Армавирский социально-психологический институт. E-mail: sv11411@mail.ru

Ткаченко Варвара Васильевна (Армавир, Россия), преподаватель кафедры прикладной психологии, Армавирский социально-психологический институт. E-mail: aspi_arm@bk.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности новых видов деятельности и форм взаимодействия личности в интернет-пространстве как новой среде социализации. Особое внимание уделено плюсам и минусам интернета, представляющего собой специфическое средство социализации и имеющего уникальный социально-психологический и педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями, как доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения.

Ключевые слова: интернет, информационное пространство, личность, социализация, психологические особенности интернет-социализации.

TRENDS AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL SOCIALIZATION IN THE INTERNET SPACE

Nedbaeva Svetlana Viktorovna (Armavir, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Armavir Social-Psychological Institute. E-mail: sv11411@mail.ru

Tkachenko Varvara Vasiljevna (Armavir, Russia), Lecturer at the Department of Psychological and Pedagogical Disciplines of the Armavir Social-Psychological Institute. E-mail: aspi_arm@bk.ru

Abstract. The article reveals the features of new types of activity and forms of personal interaction in the Internet space as a new environment for socialization. Particular attention is paid to the pros and cons of the Internet, which is a specific means of socialization and has a unique socio-psychological and pedagogical potential, characterized by such features as accessibility, mobility and efficiency, relative safety and anonymity, freedom of expression.

Keywords: internet, information space, personality, socialization, psychological characteristics of internet socialization.

Рост популярности интернета, возникновение в нем новых видов деятельности и форм взаимодействия свидетельствуют о том, что интернет-пространство стало новой средой социализации личности.

Интернет-социализация — это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, который является частью процесса социализации личности в целом. Социализационные воздействия на личность со стороны интернет-среды в соотношении с влияниями других институтов социализации могут быть сбалансированными, что способствует формированию новых форм взаимодействия

субъектов в среде интернета, а также отсутствующими или доминирующими, что может привести к отклонениям в становлении личности пользователей.

Процесс интернет-социализации имеет свои составляющие, структуру и разворачивается по этапам, которым соответствуют определенные уровни реализации составляющих. Также рассматривать интернет-социализацию для каждого возраста необходимо по-разному. Психологические особенности интернет-социализации влияют на расширение социального опыта личности пользователей и направляют процесс их социализации в интернет-среде по нормативным или девиантным направлениям, что возможно на каждом этапе.

Обобщая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что интернет, как наиболее активно развивающийся современный сектор, представляет собой специфическое средство социализации и имеет уникальный социально-психологический и педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями, как доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения. При этом интернет может активно влиять как на позитивные, так и негативные процессы в социализации. Основные характеристики интернета приведены в таблице.

Таблица - Основные характеристики интернет-пространства

№ п/п Плюсы Минусы

1 Информативность, всезнаемость Информация не всегда безобидная (насильственный, сексуальный контент)

2 Демократичность, мобильность, доступность Бесконтрольность, безответственность

3 Рождение нового другого языка Снижение качества языка, его упрощение, падение грамотности, отсутствие возможности изложить свои знания на словах

4 Управление ситуацией, интерактивность, оперативность Анонимность и бесконтрольность, вседозволенность, утверждение себя за счет других

5 Существование других коммуникационных законов, широкие дополнительные коммуникационные возможности Немота поколений, замкнутость, наступает время одиночек в общении, стерилизация информации, отсутствие живого личного контакта, неконтролируемое цифровое возмездие, импульсивная гневливость, опасность кибербуллинга

6 Изменение объекта сострадания, отсутствие осознания нанесенного вреда Стал иметь ролевой характер (сочувствие отрицательному герою; обедненность, затухание эмоций, «арт-брют», «крипота» спасет мир (страх; creepy (англ.) — жуткий, ужасный), эмоциональные и поведенческие предпосылки агрессии

7 Изменение отношения на «право человека» говорить и масштабно позиционироваться, преодоление психологических барьеров, стеснительности, страха публичных выступлений, дополнительные возможности самопрезентации Снижение страха перед риском быть обнаруженным и наказанным. Получает «право» говорить автоматически, а в реальности — надо заслужить. Опасность социального доминирования

8 Изменение каналов энергетической подпитки Негативные последствия для психического, физического и психологического здоровья: высшей нервной деятельности; эндокринной, иммунной и репродуктивной систем; зрения и костно-мы-шечного аппарата подростка; затухание энергетической подпитки из-за отсутствия эмоциональной обратной связи; интернет-зависимость и суицидальные риски.

Таким образом, интернет-пространство, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения различных явлений (например, роста растений, состава солнечного света или воды) и ряду других позитивных эффектов. С другой стороны, к сожалению, он может привести к «зависимости», способствуя сужению интересов, уходу от реальности, снижению эмпатии, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам.

В связи с развитием интернета и его контента в настоящее время активно обсуждается проблема семейных ресурсов (М. Гридчин, С. Ениколопов, Э. Игнатьева, Л. Кан, Ю. Кузнецова, С. Недбаева, Л. Рош, Е. Топилина, Н. Чудова, Д. Шумков Я. Шатлен и др.). Массовое проникновение интернета в современное общество повлияло на семью и ее типы. В зависимости от степени проникновения технологий коммуникации выделяют:

1) традиционные семьи — низкий уровень использования интернета, диктуемый исключительно потребностью взаимодействия в рамках образовательных учреждений;

2) средние семьи — средний уровень использования интернета, когда потребность в коммуникации с образовательными учреждениями подкреплена наличием разнообразных девайсов в домашней среде, и они периодически используются для развлечений;

3) мультимедийные семьи — высокий уровень использования интернета, когда в семье представлен широкий спектр устройств, а культура регулярного потребления интернета зависит не от образовательных учреждений, а от родителей.

Само по себе влияние интернета на семью нельзя охарактеризовать «хорошим» или «плохим». Его влияние зависит от адекватности использования, рамок и времени, затрачиваемого в семье на общение по другим каналам. Как отмечают многие ученые (Н. Головин, А. Инджиголян, И. Кравчук, Д.Н. Недбаев, С.В. Недбаева и др.) интернет стал одним из каналов социализации молодежи, и под его влиянием меняется характер межличностных взаимоотношений, привычные каналы получения информации, структура досуга, происходят изменения в ценностных ориентациях, появляются новые практики и стратегии поведения.

Многие исследователи выделяют факторы положительного и отрицательного влияния информационных технологий на семью. Среди положительного воздействия информационных технологий на семью выделяют:

— содействие дистанционной коммуникации с близкими и друзьями;

— снижение отчужденности с географически разделенными членами семьи;

— улучшение взаимного понимания благодаря сообщениям в форме фото и видео;

— организация совместного досуга и развлечений членов семьи;

— широкий и быстрый доступ к знаниям, экономия времени;

— помощь в умственном развитии;

— возможность поиска адекватных форм контроля за местонахождением детей;

— контролируемость со стороны родителей доступа к используемым ресурсам;

— оптимизация времени и использования денежных средств;

— консолидация общества в целом;

— профилактика разрыва в социальных отношениях поколений.

К факторам отрицательного влияния информационных технологий на семью относят:

— изменение модели общения (сокращение времени общения в семье наносит ущерб семье как основе социального устройства);

— цифровая зависимость, ведущая к ухудшению здоровья, трансформации характера, замкнутости и отчужденности;

— эмоциональная обесцененность коммуникации из-за виртуализации контакта через мессенджеры;

— возрастание рисков, связанных с социализацией детей (издевательства, кража личных данных, вторжение в частную жизнь и т.д.);

— нежелательные навязанные знакомства.

Проблема двойственного влияния интернета в настоящее время является одной из значимых. Учеными и практиками должны быть продуманы пути нейтрализации негативного воздействия. Для этого прежде всего необходимо решить проблему управления контентом. Особая роль в этом процессе должна отводиться семье (родителям, братьям, сестрам, старшему поколению) и школе (учителям, близким друзьям), помогающим правильно сориентироваться в информационных потоках.

Управление семейным контентом должно:

1) носить системный характер с пониманием ответственности за развитие, воспитание и процесс социализации ребенка в целом;

2) опираться на культуру поддержания «традиционного значения семьи» и создание психологического климата в семье, противостоящего «уходу в виртуал»;

3) демонстрировать правильные модели потребления родителями, которые должны иметь знания и навыки работы в информационной среде, основы программирования для систематического контроля и блокировки опасных ресурсов;

4) обезопасить и защитить молодежь от провокационных депрессивных и суицидальных контентов (например, «синий кит»);

5) управлять экранным временем подростков. Для этого необходимо с детства формировать здоровые привычки, обговорить правила использования, установить ограничения для всех типов экранных устройств, время (за час до сна) и место их использования, использовать только качественные и знакомые для родителей медиа и др.;

6) способствовать созданию и развитию новых условий развития личности, а также интернет-культуры;

7) способствовать повышению психологической грамотности детей в управлении реальным и сетевым временем;

8) соблюдать основные правила в общении со взрослеющими детьми.

Следует отметить, что проблема управления семейным контентом — самая распространенная и чаще всего приводит к конфликтам. Для предупреждения их возникновения и развития родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

I. Необходимо позволить подростку принимать решения и проявлять самостоятельность. Советоваться с ним и обсуждать семейные проблемы как с равным и не закрываться фразой: «Ты ничего не понимаешь во взрослой жизни».

II. Найти заранее для ребенка авторитетного человека, который бы мог в нужный момент дать совет. Хорошо, если это тренер или же кто-то из родственников, иначе эту нишу займут уличные или виртуальные советники.

III. Организовать досуг подростка. Чем меньше у него свободного времени, тем лучше. В идеале нужно практиковать и совместное времяпрепровождение. Ограничить по максимуму время проведения в социальных сетях. Важно, чтобы у подростка была постоянная альтернатива — дружеское общение с родителями, спорт, чтение литературы, кружки и т.д.

IV. Знать и понимать, что социальные сети — это прежде всего вид обучения, развлечения и виртуального общения, а не часть жизни.

От недостатка внимания со стороны близких и окружающих многие подростки погружаются в «виртуальную жизнь».

Необходимо знать, в какие сообщества вступает подросток. Также можно установить правила, которые удовлетворят обе стороны, например: назначить время онлайн-

присутствия и установить нормы на загрузку тех или иных файлов, фильмов и программ; контролировать детей онлайн; зарегистрироваться в социальной сети и установить контакт с ребенком; время от времени просматривать страничку на предмет появления там опасных сообщений; наконец, воспользоваться разработанными психологами памятками для родителей «Как защитить детей от опасностей виртуального мира».

Литература

1. Беляева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // IN SITU. 2016. № 4. С. 95-98.

2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 98 с.

3. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций в семьях подростков. — М.: Lambert Academic Publishing, 2017. — 244 c.

4. Котова И.Б., Гусейнов Р.Д., Гусейнова И.С. Личность: ресурсы развития: учебное пособие. — Ростов н/Д.: ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. — 264 с.

5. Краковский А.П. О подростках. — М.: Педагогика, 2019. — 272 с.

6. Недбаева С.В., Недбаев Д.Н. Интернет как семейный ресурс развития личности // Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. 2018. № 12. С. 76—82.

7. Подросток и семья. — М.: Бахрах-М, 2019. — 656 с.

8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. — М.: Речь, 2015. — 224 с.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ

(„Circle Time", тимбилдинг) 1

Николова Йорданка Стойнова (София, Республика Болгария), главный ассистент, доктор, Софийский университет «Св. Климент Охридский». E-mail: yordanka.nikolova@fp.uni-sofia.bg

Аннотация. В статье рассмотрены две альтернативные/инновационные формы взаимодействия с родителями, направленные на улучшение взаимоотношений в триангуляции «родитель— учитель—ученик». Рассмотренные формы успешно применяются учителями, работающими по проекту Министерства образования и науки Болгарии «Инновационная школа».

Ключевые слова: взаимодействие семья-школа, инновационная школа, „Circle Time", тимбилдинг.

ALTERNATIVE FORMS OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY

("Circle Time", team building)

Nikolova Yordanka Stoynova (Sofia, Republic of Bulgaria), Chief Assi^an, PhD, Sofia University "St. Kliment Ohridski". E-mail: yordanka.nikolova@fp.uni-sofia.bg

Abstract. The article discusses two alternative / innovative forms of interaction with parents, which aim to improve the relationship in the triangulation "parent—teacher—student". The considered forms are successfully applied in the work of teachers working on the project "Innovative School" of the Ministry of Education and Science of Bulgaria.

Keywords: family-school interaction, innovative school, Circle Time, team building.

1 Исследование является частью работы по руководимому автором проекту «Изучение опыта инновационных школ в Болгарии и представление хороших практик перед будущими педагогами — вторая часть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.