Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / управленческие педагогические кадры / цифровая трансформация / информационное поле / руководители образовательных организаций / личность / деятельность / сфера образования / стресс / психологическое здоровье / continuing education / managerial teaching staff / digital transformation / information field / heads of educational organizations / personality / activity / education / stress / psychological health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Самборская Л.Н.

Трансформация системы подготовки управленческих педагогических кадров должна быть организована с использованием новых образовательных инструментов, с учетом постоянно увеличивающихся потоков информационного поля; только в этом случае наступит принципиально новая эра получения руководителями образовательных организаций необходимых знаний, умений, навыков и практического опыта их применения в процессе профессиональной управленческой деятельности в условиях цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Самборская Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING EDUCATION OF MANAGERIAL TEACHING STAFF IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The transformation of the system of training managerial teaching staff should be organized using new educational tools, taking into account the constantly increasing flows of the information field; only in this case will a fundamentally new era of obtaining the necessary knowledge, skills, skills and practical experience of their application in the process of professional management activities in the context of digital transformation begin.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

конструктивного изменения поведения субъектов образования, которая создает комплексно-целевую и организационно-содержательную основу развития педагогов и учащихся [5]. На ее основе будут разработаны коррекционно-развивающие программы отдельно для студентов и преподавателей вуза.

Завершающим этапом реализации развивающих программ будет проведение совместных мероприятий в системе «учитель—ученик», «преподаватель—студент».

Реализация подобного полисубъектного взаимодействия педагогов и учащихся будет способствовать созданию образовательной среды, обеспечивающей преемственность на этапе перехода школа—вуз.

Литература

1. Ананьев Б.Г., Психология и проблемы человекознания. — М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 384 с.

2. Брушлинский А.В., Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. — 2-е изд. испр. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модэк», 2003. — 408 с.

3. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // «Советская педагогика». 1968. № 9. С. 49—56.

4. Митин Г.В. Преемственность как предмет психологических, педагогических и социологических исследований // «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике» / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Психологический институт РАО, 2020. — С. 227—230.

5. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности — М.; СПб.: Нестор-История, 2019. — 400 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2002 г.. — 720 с.

7. Сманцер А.П., Березовин Н.А. Преемственность обучения математике в средней и высшей школе. — Минск: Университетское, 1985. — 134 с.

8. Щелина С.О. Развитие механизмов психологической защиты посредством профессионального самосознания // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2014. — No. 4. — Том 2. — С. 246-254.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Морозов Александр Владимирович (Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний. E-mail: doc_morozov@mail.ru

Самборская Л.Н. (Москва, Россия), аспирант, Институт управления образованием Российской академии образования. E-mail: lyubov.Samborskaya@yandex.ru

Аннотация. Трансформация системы подготовки управленческих педагогических кадров должна быть организована с использованием новых образовательных инструментов, с учетом постоянно увеличивающихся потоков информационного поля; только в этом случае наступит принципиально новая эра получения руководителями образовательных организаций необходимых знаний, умений, навыков и практического опыта их применения в процессе профессиональной управленческой деятельности в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: непрерывное образование, управленческие педагогические кадры, цифровая трансформация, информационное поле, руководители образовательных организаций, личность, деятельность, сфера образования, стресс, психологическое здоровье.

CONTINUING EDUCATION OF MANAGERIAL TEACHING STAFF IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Morozov Alexandr Vladimirovich (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. E-mail: doc_morozov@mail.ru

Samborskaya L.N. (Moscow, Russia), Postgraduate Student, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education. E-mail: lyubov.Samborskaya@yandex.ru

Abstract. The transformation of the system of training managerial teaching staff should be organized using new educational tools, taking into account the constantly increasing flows of the information field; only in this case will a fundamentally new era of obtaining the necessary knowledge, skills, skills and practical experience of their application in the process of professional management activities in the context of digital transformation begin.

Keywords: continuing education, managerial teaching staff, digital transformation, information field, heads of educational organizations, personality, activity, education, stress, psychological health.

Изменения, затрагивающие нашу жизнедеятельность, способствуют освоению новых технологий и инновационных продуктов, получению знаний, умений, навыков и практического опыта их применения на протяжении всей жизни. Сложившаяся в обществе образовательная парадигма привела к трансформации процесса подготовки управленческих кадров сферы образования в рамках непрерывного образования.

Роль управленческих кадров в процессе управления образовательными организациями в условиях цифровой трансформации приобретает новое значение, определяя все более жесткие требования к потенциальным кандидатам, несоответствие которым может поставить под угрозу реализацию программы цифровой трансформации в стране и, как следствие, регресс вполне определенных позиций на международном рынке.

Кроме решения организационно-технических вопросов, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровой трансформации, материально-технического оснащения образовательных организаций, важную роль в достижении поставленных целей имеет регулирование процессов формирования личности, подготовки специалистов для различных сфер, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность государства в целом, позиционирования научно-образовательной деятельности организаций сферы образования через структурные механизмы.

В целях успешной реализации разработанной стратегии развития образовательной организации руководителю необходимо уметь гибко и достаточно оперативно подстраиваться, а также адекватно реагировать на сложно прогнозируемые изменения. Одним из важнейших личностных факторов современного руководителя, обеспечивающих его успешность в этом, является креативность [4]. Данная способность, в том числе, выражена в индивидуальных особенностях усвоения информации.

На первый взгляд, врожденные особенности и возможность повысить способности человека за счет специализированных занятий могут обеспечить эффективное решение всех возникающих проблем. Вместе с тем известных подходов, расширяющих возможности человеческого мозга в противостоянии информационным перегрузкам и повышающих эффективность потребления информации, недостаточно, а развитие мозга и его возможностей имеет ряд ограничений, в том числе связанных с психическим здоровьем того или иного индивида. Результаты многочисленных исследований моделей информационного стресса и информационных перегрузок являются наглядным подтверждением негативного влияния стресса на системы организма [7].

Имеющиеся на сегодняшний день данные, полученные в результате проведенных исследований, свидетельствуют о том, что:

1. Под влиянием перегрузок мозг перестает адекватно воспринимать входящую информацию и переключается на самые элементарные задачи, что ослабляет способность думать и снижает творческий потенциал личности; постепенно мозг перестает работать в полную силу, что препятствует эффективной и нормальной деятельности человека.

2. Информационная перегрузка притупляет как эмоциональные, так и интеллектуальные способности человека, в результате чего постепенно пропадает врожденная способность к сопереживанию и принятию рациональных, взвешенных и всесторонне обоснованных решений.

3. Нахождение в состоянии постоянной перегрузки под воздействием мощного информационного поля способствует развитию различных заболеваний, обусловленных:

— синдромом хронической усталости;

— рассеянным вниманием;

— постоянным цейтнотом и «дефицитом» времени;

— суетной жизнью;

— компьютерным стрессовым синдромом [8].

Ситуация осложняется ростом информационных потоков, провоцирующих дополнительный стресс, подтверждением этому является рост сервисов и систем, агрегирующих новости исходя из интересов пользователя, в том числе по запросу пользователя. Вместе с этим наращивается пропускная способность каналов передачи информации, анонсировано появление 5G и 6G сетей, необходимых для быстрой передачи большего объема информации. При этом пользователь все меньше и меньше справляется с потреблением нарастающего объема интересующей его информации, что может говорить о специфическом психологическом состоянии, приводящем к психической перегрузке организма [5] и невозможности дальнейшего естественного ускорения потребления информации, соответствующего темпам роста информационного поля, что также может расцениваться как замедление потребления информации.

Особенности потребления информации тесно связаны с проблемами усвоения полученной информации, что приводит к искажению восприятия реальной ситуации. Замедленный в результате информационной перегрузки темп восприятия информации приводит к замедленной выдаче информации индивидом, не позволяя своевременно реагировать на изменения, отражаемые в информационном поле.

С учетом возрастающей информационной нагрузки на управленческие педагогические кадры сферы отечественного образования решением обозначенной выше проблемы может стать новый подход к системе подготовки управленческих кадров сферы образования, основанный на концепте потребления информации, учитывающем индивидуальные особенности того или иного управленца, что позволит ему в наиболее оптимальном режиме адаптироваться к условиям постоянно возрастающего информационного потока.

По мнению целого ряда современных исследователей и практиков-организаторов системы непрерывного образования, трансформация системы подготовки управленческих кадров системы образования должна быть организована с использованием новых образовательных инструментов [1; 2; 6], в том числе с учетом постоянно увеличивающихся потоков информационного поля. Только в этом случае наступит принципиально новая эра получения руководителями образовательных организаций необходимых знаний, умений, навыков и практического опыта их применения в процессе профессиональной управленческой деятельности в условиях цифровой трансформации.

Вместе с тем в условиях цифровой трансформации ресурсов и сервисов встанет вопрос защиты психологического здоровья населения, который будет обусловлен не только

содержанием, оформлением цифрового образовательного контента, но и форматом изложения той или иной информации. С одной стороны, новый тип форматов расширит возможности потребления информации человечеством, войдя в соответствие с динамикой роста информационного поля, и эта веха будет самым важным периодом, предшествующим периоду расширения возможностей потребления и работы с информацией за счет имплантации чипов в тело человека и усиления функций мозга у населения, в том числе не имеющего проблем со здоровьем.

Разработки проекта Neuralink, нацеленные на лечение неврологических заболеваний, подтверждают возможность этого, и в ближайшем будущем могут быть предложены населению для решения повседневных задач [3].

С другой стороны, нельзя не предвидеть и замалчивать имеющуюся вполне реальную угрозу психологическому здоровью как отдельно взятого индивида, так и населения страны в целом. С учетом того очевидного факта, что потребление является главным фактором роста экономики, можно с уверенностью констатировать, что новый тип и форматы потребления информации, образовательных программ, услуг в сфере образования неминуемо приведут к появлению новых норм потребления, что в целом не может определенным образом не сказаться на жизни общества и его культуре, производстве и отраслях экономики, изменениях в банковском секторе, нормативно-правовой базе и т.д.

Методы оценивания информационной перегрузки управленческих педагогических кадров, как и всего педагогического состава, в условиях цифровой трансформации с учетом имеющегося специфического программного обеспечения, позволяющего идентифицировать психологическое состояние человека, например, на основе анализа видеофрагментов с его участием, также будут претерпевать определенные изменения. К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности личности можно отнести в том числе и вопросы, обусловленные информационной безопасностью, управлением и защитой.

Вместе с тем управленческие кадры сферы образования получат новые возможности потребления информации, в том числе в системе непрерывного образования путем формирования и развития необходимых управленческих компетенций, соответствующих темпам роста информационного поля, что позволит как руководителям образовательных организаций, так и другим управленцам сферы образования оставаться в тренде, своевременно и эффективно реагировать на изменения, гибко управлять процессом цифровой трансформации сферы образования.

Литература

1. Колиогло Н.В., Морозов А.В. Личностное развитие как основа профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией М.А. Родионова. — Пенза: ПГУ, 2018. — С. 45-47.

2. Колыхматов В.И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 118-121.

3. Маск И. Neuralink вживила в мозг обезьяны чип, позволяющий играть в видеоигры. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.eom/ru/news/t/540378 (дата обращения: 30.03.2021).

4. Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 125-129.

5. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. № 3-1. С. 83-84.

6. Рытов А.И. Трансформация системы подготовки управленческих кадров системы образования через новые инструменты. [Электронный ресурс]. URL: https://mcrkpo.ru/wp-content/ uploads/images/ (дата обращения: 28.03.2021).

7. Информационный стресс: причины, экспериментальные модели, влияние на организм / М.А. Самотруева М.А. [и др.] // Астраханский медицинский журнал. 2015. Т. 10, № 4. С. 25—30.

8. Федорук А.В., Зиматкина Т.И. О проблеме психогенного стресса у студенческой молодежи в связи с информационной перегрузкой // Современные вопросы радиационной и экологической медицины, лучевой диагностики и терапии: сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием, 24 мая 2019 г. — Гродно: ГГМУ, 2019. — С. 270—280.

ТЕНДЕНЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Недбаева Светлана Викторовна (Армавир, Россия), доктор психологических наук, профессор, проректор по учебно-методической и научной работе, Армавирский социально-психологический институт. E-mail: sv11411@mail.ru

Ткаченко Варвара Васильевна (Армавир, Россия), преподаватель кафедры прикладной психологии, Армавирский социально-психологический институт. E-mail: aspi_arm@bk.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности новых видов деятельности и форм взаимодействия личности в интернет-пространстве как новой среде социализации. Особое внимание уделено плюсам и минусам интернета, представляющего собой специфическое средство социализации и имеющего уникальный социально-психологический и педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями, как доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения.

Ключевые слова: интернет, информационное пространство, личность, социализация, психологические особенности интернет-социализации.

TRENDS AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL SOCIALIZATION IN THE INTERNET SPACE

Nedbaeva Svetlana Viktorovna (Armavir, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Armavir Social-Psychological Institute. E-mail: sv11411@mail.ru

Tkachenko Varvara Vasiljevna (Armavir, Russia), Lecturer at the Department of Psychological and Pedagogical Disciplines of the Armavir Social-Psychological Institute. E-mail: aspi_arm@bk.ru

Abstract. The article reveals the features of new types of activity and forms of personal interaction in the Internet space as a new environment for socialization. Particular attention is paid to the pros and cons of the Internet, which is a specific means of socialization and has a unique socio-psychological and pedagogical potential, characterized by such features as accessibility, mobility and efficiency, relative safety and anonymity, freedom of expression.

Keywords: internet, information space, personality, socialization, psychological characteristics of internet socialization.

Рост популярности интернета, возникновение в нем новых видов деятельности и форм взаимодействия свидетельствуют о том, что интернет-пространство стало новой средой социализации личности.

Интернет-социализация — это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, который является частью процесса социализации личности в целом. Социализационные воздействия на личность со стороны интернет-среды в соотношении с влияниями других институтов социализации могут быть сбалансированными, что способствует формированию новых форм взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.