Научная статья на тему 'ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ПЕДАГОГ–УЧАЩИЙСЯ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ШКОЛА – ВУЗ'

ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ПЕДАГОГ–УЧАЩИЙСЯ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ШКОЛА – ВУЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностное и профессиональное развитие / преемственность / самоотношение / Я-концепция / психологические защиты / полисубъектная общность / школьники и учителя / студенты и преподаватели вузов / переход школа–вуз / personal and professional development / continuity / self-attitude / self-concept / psychological defenses / polysubject community / schoolchildren and teachers / students and university teachers / school-university transition

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митин Георгий Валерьевич

В теоретико-эмпирическом исследовании приводится анализ преемственности как психолого-педагогической основы перехода школа–вуз. Разработаны методическая и экспериментальная программы. Результаты соотношения уровней Я-концепции и механизмов психологической защиты учащихся 11 классов и студентов 1 курса показали, что уровень самосознания студентов ниже, чем у школьников, что обусловлено более низким уровнем развития полисубъектной общности преподавателей вуза по сравнению с учителями школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYSUBJECT INTERACTION “TEACHER–STUDENT” AS A PSYCHOLOGICAL CONDITION FOR ENSURING CONTINUITY AT THE SCHOOL-UNIVERSITY TRANSITION STAGE

The theoretical and empirical research provides an analysis of continuity as a psychological and pedagogical basis for the transition from school to university. Methodical and experimental programs have been developed. The results of the correlation between the levels of self-concept and the mechanisms of psychological defense of 11th grade and 1st year students showed that the level of self-awareness of students is lower than that of schoolchildren, which is due to the lower level of development of the polysubject community of university teachers compared to school teachers.

Текст научной работы на тему «ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ПЕДАГОГ–УЧАЩИЙСЯ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ШКОЛА – ВУЗ»

Пилотажные исследования, проводимые с разными вариантами опросника, показали, что для достижения валидного результата лучше использовать пяти- или семибалльную лайкертовую шкалу оценки, избегая дихотомической шкалы. Кроме того, высказывания опросника должны предъявляться в случайном порядке.

Использование опросника «Индекс субъектного единства» представляется целесообразным, когда есть потребность оценить способность (или склонность) индивида вступать в субъект-субъектные отношения. Но для того, чтобы оценить прогноз успешности совместной деятельности, необходимо дополнительно оценить готовность участника или участников отказаться от собственных амбиций, что, как нам кажется, будет свидетельствовать о готовности поделиться частью своей субъектности ради общего дела, то есть «вложить» свою субъектность в совокупный субъект деятельности. Только при таких условиях можно ожидать полноценного полисубъектного взаимодействия.

Литература

1. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал ВШЭ . 2014. Т. 11 № 2 С. 36-50.

2. Мдивани М.О. Индекс субъектного единства: к разработке методики // Тезисы 7-й российской конференции по экологической психологии. 2015. С. 322-324.

3. Мдивани М.О., Лидская Э.В., Александрова Е.С. Субъект-совместные взаимодействия: условия возникновения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 1. С. 36-42.

4. Митина Л.М., Дониченко О.Г., Хохлова Я.В., Акованцева Л.И. Концептуальное основание и условие развития и сохранения здоровья полисубъекта «учитель-ученик-родитель-психолог» // Психология и школа. 2009. № 3. С. 5-17.

5. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.

6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

7. Хисамбеев Ш.Р. Проблема субъектности в философии и психологии. Психологические исследования. 2015. № 8 (39), 6. URL: http://psystudy.ru

ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ШКОЛА - ВУЗ

Митин Георгий Валерьевич (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mitingv@ gmail.com

Аннотация. В теоретико-эмпирическом исследовании приводится анализ преемственности как психолого-педагогической основы перехода школа—вуз. Разработаны методическая и экспериментальная программы. Результаты соотношения уровней Я-концепции и механизмов психологической защиты учащихся 11 классов и студентов 1 курса показали, что уровень самосознания студентов ниже, чем у школьников, что обусловлено более низким уровнем развития полисубъектной общности преподавателей вуза по сравнению с учителями школ.

Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие, преемственность, самоотношение, Я-концепция, психологические защиты, полисубъектная общность, школьники и учителя, студенты и преподаватели вузов, переход школа—вуз.

POLYSUBJECT INTERACTION "TEACHER-STUDENT" AS A PSYCHOLOGICAL CONDITION FOR ENSURING CONTINUITY AT THE SCHOOL-UNIVERSITY TRANSITION STAGE

Mitin Georgii Valerievich (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mitingv76@gmail.com

Abstract. The theoretical and empirical research provides an analysis of continuity as a psychological and pedagogical basis for the transition from school to university. Methodical and experimental programs have been developed. The results of the correlation between the levels of self-concept and the mechanisms of psychological defense of 11th grade and 1st year students showed that the level of self-awareness of students is lower than that of schoolchildren, which is due to the lower level of development of the poly-subject community of university teachers compared to school teachers.

Keywords: personal and professional development, continuity, self-attitude, self-concept, psychological defenses, polysubject community, schoolchildren and teachers, students and university teachers, school-university transition.

Анализ социальных предпосылок, обусловивших необходимость совершенствования системы непрерывного образования, показывает важность исследования преемственности, обеспечивающей взаимосвязь между различными ступенями системы непрерывного образования. В этом контексте значительное место занимает проблема преемственности и взаимосвязи среднего и высшего образования. Она имеет не только собственно педагогическое, но и большое психологическое и социальное значение.

В настоящее время в исследовании проблемы преемственности в обучении и воспитании молодежи наметилось несколько направлений.

Первое направление связано с изучением места и роли преемственности в целостном педагогическом процессе, а также с раскрытием ее значимости в обучении (С.Г. Вершлов-ский, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Люблинская, В.Г. Сенько, Г.С. Сухобская и др.).

Второе направление связано с раскрытием содержания преемственности между различными ступенями непрерывного образования, прежде всего между дошкольными воспитательными учреждениями и начальной школой (О.А. Анищенко, Л.Р. Болотина, С.Г. Григорьев, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Л.А. Калмыкова и др.).

Третье направление исследований посвящено изучению проблемы преемственности в организации педагогического процесса на различных ступенях средней школы (М.В. Зайцев, И.И. Гончарова, О.И. Коломок, М.Н. Лебедева, Л.П. Софронова и др.).

Четвертое направление исследований связано с изучением различных сторон преемственности в формировании учебной деятельности школьников и студентов (А. Александров, Л.М. Беляева, С.М. Годник, Ю.С. Жиленкова, Е.Н. Челак и др.).

Вместе с тем необходимо отметить, что образовательный процесс, призванный обеспечить целостное развитие личности школьника, абитуриента, студента, будущего специалиста, недостаточно полно учитывает преемственность в психическом развитии человека.

Исходная база для осуществления преемственности на психологическом уровне — изучение закономерностей психического развития обучающихся на рубеже старшего школьного и студенческого возраста [1—4; 6—8].

В концепции профессионального развития личности [5] выделяются три основные стадии психологической перестройки личности в процессе профессиональной эволюции: самоопределение, самовыражение, самореализация. Данная концепция наиболее приближена к изучению психологических закономерностей и кризисов преемственности в развитии и обучении учащихся и рассматривает преемственность во внешнем и внутреннем планах. Во внешнем плане преемственность обеспечивается

особой формой взаимодействия между педагогом и учащимся - полисубъектной общностью. Во внутреннем плане преемственность проявляется в обеспечении полноценного развития обучаемого. Обеспечение преемственности в учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие учащегося, во многом зависит: 1) от его усилий, стремлений к достижению целей, обусловленных уровнем развития Я-концепции и самосознания, и 2) уровня личностно-профессионального развития полисубъектной общности педагог-учащийся.

Проблема исследования определяется наличием противоречия между потребностью в психолого-педагогических средствах личностно-профессионального развития учащихся и педагогов и недостаточной изученностью на теоретическом и эмпирическом уровнях качества, эффективности и кризисных процессов преемственности на этапе перехода от общего образования к высшему.

Проведенное нами теоретико-эмпирическое исследование было направлено на изучение самосознания и психологических защит личности учеников школ и студентов и уровня личностно-профессионального развития педагогов школ и вузов.

В исследовании принимали участие 138 человек, из них - 43 учащихся 11-х классов и 32 учителя (МБОУ «Гимназия» г. Арзамаса), 35 студентов 1-го курса и 28 преподавателей (физико-математический факультет, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.И. Лобачевского). Специально разработанная методическая программа включала методику «Шкала Я-концепции» Пирса, Харриса в интерпретации А.М. Прихожан (для студентов вуза вопросы были модифицированы), методику «Кто я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда, методику «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика и Х. Келлермана, САТ Э. Шострома (в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз), анкету на выявление особенностей взаимодействия педагогов и учащихся Е. Рангеловой.

В первой серии были изучены особенности самосознания учащихся 11-х классов. В результате было выяснено, что:

- 42 % учащихся имеет I уровень Я-концепции (очень высокий уровень самоотношения), характеризующийся высокими значениями таких шкал, как «Интеллект, положение в школе», «Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться», «Уверенность в себе». Эти учащиеся видят себя как людей, имеющих определенные социальные роли и личностные качества, наиболее точно их характеризующие (умный, красивый, хороший и т.д.);

- также достаточно часто (33 %) у одиннадцатиклассников встречается II уровень Я-концепции (высокий уровень самоотношения, соответствующий социальному нормативу), что выражается в преобладании таких показателей, как «Интеллект, положение в школе», «Уверенность в себе». Данные учащиеся при описании себя используют такие категории, как социальные роли, качества личности, эпатаж (сюда были отнесены шутливые или эпатирующие описания себя: «я - звезда», «фея», «Дарт Вейдер» и др.). Таким образом, в целом для большинства учащихся (75 %), характерен высокий или очень высокий уровень самоотношения;

- 14 % школьников имеют III уровень Я-концепции (средний уровень самоотношения), описываемый такими характеристиками, как «Поведение», «Интеллект, положение в школе», «Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться», «Уверенность в себе». Эти выпускники описывают себя с помощью принадлежащих им социальных ролей и личностных качеств, как и представители предыдущих групп;

- у наименьшего количества учащихся (9 %) выявлен V уровень Я-концепции (предельно высокий уровень самоотношения - группа риска), который характеризуется наличием чрезмерно высоких показателей по шкалам «Поведение», «Интеллект, положение в школе», «Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться», «Уверенность

в себе». Испытуемые данной группы также при описании себя используют уже известные характеристики — социальные роли и личностные качества, однако последним отдается большее предпочтение;

— IV уровень Я-концепции — очень низкий уровень самоотношения — не был обнаружен.

Таким образом, в большинстве случаев у учащихся 11 классов наблюдается высокий уровень самоотношения на грани нормы.

Вторая серия была посвящена изучению самосознания студентов первого курса. В результате были получены следующие результаты:

— 29 % студентов первого курса имеет I уровень Я-концепции (очень высокий уровень самоотношения). У них преобладают шкалы: «Поведение», «Интеллект», «Уверенность в себе». Наиболее популярными у данных студентов были: «социальные роли», «качества личности», «люблю / не люблю»;

— 26 % первокурсников характеризуются II уровнем Я-концепции (высокий уровень самоотношения). У них преобладают шкалы: «Поведение», «Интеллект», «Уверенность в себе». При этом они характеризуют себя как исполнители некоторых социальных ролей и как человек, индивид, личность;

— в целом резко снижаются показатели самоотношения I и II уровня (55 %) по сравнению с одиннадцатиклассниками;

— 26 % студентов 1-го курса имеют III уровень Я-концепции (средний уровень самоотношения), у них преобладают шкалы: «Внешний облик», «Поведение», «Интеллект», «Общение», «Уверенность в себе». Свой образ Я они пристраивают с помощью своих социальных ролей и качеств, которыми они обладают;

— у 22 % первокурсников обнаружился V уровень Я-концепции (предельно высокий уровень самоотношения — группа риска). Преобладающими шкалами для этого уровня стали: «Внешний облик», «Поведение», «Интеллект», «Общение», «Уверенность в себе». Образ Я у данных студентов связан только с социальными ролями, которые они исполняют в обществе.

— IV уровень Я-концепции — очень низкий уровень самоотношения — не был обнаружен.

Таким образом, резкое снижение показателей самоотношения у студентов первого курса и увеличение группы риска (V уровень Я-концепции) по сравнению с показателями одиннадцатиклассников, по нашему мнению, говорит о кризисе преемственности в обеспечении полноценного развитии учащихся на этапе перехода от школы к вузу.

В третьей серии определялся уровень личностно-профессионального развития учителей и особенности их взаимодействия с учениками.

Четвертая серия была направлена на изучение личностно-профессионального развития преподавателей вуза и их взаимодействие со студентами.

Результаты анализа данных свидетельствуют о том, что 29 % учителей школы относятся к модели развития и лишь 23 % преподавателей характеризуются высоким уровнем личностно-профессионального развития.

Было констатировано, что в гимназии сформирована полисубъектная общность, тогда как в вузе она находится лишь на начальной стадии своего развития.

Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать заключение о необходимости расширения эмпирического поля исследования и проведении экспериментов, направленных на изучение уровня личностно-профессионального развития и самосознания студентов 2-5-х курсов и преподавателей вуза.

Следующий этап экспериментального исследования (формирующий) будет посвящен апробации и реализации программ, разработанных на основе технологии

конструктивного изменения поведения субъектов образования, которая создает комплексно-целевую и организационно-содержательную основу развития педагогов и учащихся [5]. На ее основе будут разработаны коррекционно-развивающие программы отдельно для студентов и преподавателей вуза.

Завершающим этапом реализации развивающих программ будет проведение совместных мероприятий в системе «учитель—ученик», «преподаватель—студент».

Реализация подобного полисубъектного взаимодействия педагогов и учащихся будет способствовать созданию образовательной среды, обеспечивающей преемственность на этапе перехода школа—вуз.

Литература

1. Ананьев Б.Г., Психология и проблемы человекознания. — М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 384 с.

2. Брушлинский А.В., Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. — 2-е изд. испр. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модэк», 2003. — 408 с.

3. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // «Советская педагогика». 1968. № 9. С. 49—56.

4. Митин Г.В. Преемственность как предмет психологических, педагогических и социологических исследований // «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике» / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Психологический институт РАО, 2020. — С. 227—230.

5. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности — М.; СПб.: Нестор-История, 2019. — 400 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2002 г.. — 720 с.

7. Сманцер А.П., Березовин Н.А. Преемственность обучения математике в средней и высшей школе. — Минск: Университетское, 1985. — 134 с.

8. Щелина С.О. Развитие механизмов психологической защиты посредством профессионального самосознания // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2014. — No. 4. — Том 2. — С. 246-254.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Морозов Александр Владимирович (Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний. E-mail: doc_morozov@mail.ru

Самборская Л.Н. (Москва, Россия), аспирант, Институт управления образованием Российской академии образования. E-mail: lyubov.Samborskaya@yandex.ru

Аннотация. Трансформация системы подготовки управленческих педагогических кадров должна быть организована с использованием новых образовательных инструментов, с учетом постоянно увеличивающихся потоков информационного поля; только в этом случае наступит принципиально новая эра получения руководителями образовательных организаций необходимых знаний, умений, навыков и практического опыта их применения в процессе профессиональной управленческой деятельности в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: непрерывное образование, управленческие педагогические кадры, цифровая трансформация, информационное поле, руководители образовательных организаций, личность, деятельность, сфера образования, стресс, психологическое здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.