Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКА «ИНДЕКС СУБЪЕКТНОГО ЕДИНСТВА» ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКА «ИНДЕКС СУБЪЕКТНОГО ЕДИНСТВА» ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект-субъектные взаимодействия / полисубъект / удовлетворенность от деятельности / симпатия к партнерам / прилив энергии / уверенность в успехе / subject-subject interactions / polysubject / satisfaction with the activity / sympathy for partners / burst of energy / confidence in success

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мдивани Марина Отаровна

В статье обсуждаются теоретические и эмпирические подходы к феномену полисубъектного взаимодействия. Показаны трудности, с которыми сталкиваются эмпирические исследования таких взаимодействий. Описан метод, основанный на типологии экопсихологических взаимодействий и получивший эмпирическое подтверждение. Разработанный опросник показал достаточную надежность, но имеет некоторые ограничения для использования его при прогнозе способности индивида вступать в полисубъектные взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR USING THE OF SUBJECT UNITY INDEX QUESTIONNAIRE FOR ASSESSING POLYSUBJECT COMMUNITY

The article discusses theoretical and empirical approaches to the phenomenon of polysubject interaction. The difficulties encountered in empirical studies of such interactions are shown. A method based on the typology of ecopsychological interactions and empirical confirmation is described. The developed questionnaire has shown sufficient reliability, but has some limitations for its use in predicting the ability of an individual to enter into polysubjective interactions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКА «ИНДЕКС СУБЪЕКТНОГО ЕДИНСТВА» ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ»

Литература

1. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Экспресс-методика диагностики векторной модели образовательной среды // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 2 (26). С. 158-170.

2. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных сотрудников. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 816 с.

3. Лидская Э.В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 1 (25). С. 82-94.

4. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Изучение способности к самоуправлению в общении // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института психотерапии, 2002. - 362 с.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКА

«ИНДЕКС СУБЪЕКТНОГО ЕДИНСТВА» ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ

Мдивани Марина Отаровна (Москва. Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mmdivani@me.com

Аннотация. В статье обсуждаются теоретические и эмпирические подходы к феномену полисубъектного взаимодействия. Показаны трудности, с которыми сталкиваются эмпирические исследования таких взаимодействий. Описан метод, основанный на типологии экопсихологических взаимодействий и получивший эмпирическое подтверждение. Разработанный опросник показал достаточную надежность, но имеет некоторые ограничения для использования его при прогнозе способности индивида вступать в полисубъектные взаимодействия.

Ключевые слова: субъект-субъектные взаимодействия, полисубъект, удовлетворенность от деятельности, симпатия к партнерам, прилив энергии, уверенность в успехе.

PROSPECTS FOR USING THE OF SUBJECT UNITY INDEX QUESTIONNAIRE FOR ASSESSING POLYSUBJECT COMMUNITY

Mdivani Marina Otarovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mmdivani@me.com

Abstract. The article discusses theoretical and empirical approaches to the phenomenon of polysubject interaction. The difficulties encountered in empirical studies of such interactions are shown. A method based on the typology of ecopsychological interactions and empirical confirmation is described. The developed questionnaire has shown sufficient reliability, but has some limitations for its use in predicting the ability of an individual to enter into polysubjective interactions.

Keywords: subject-subject interactions; polysubject; satisfaction with the activity; sympathy for partners; burst of energy; confidence in success.

Образование полисубъектной общности в процессе взаимодействия между людьми может возникнуть как спонтанно, так и целенаправленно. Более того, социальный опыт свидетельствует, что именно полисубъектное взаимодействие способствует эффективности деятельности и позволяет достигать высоких результатов. В корпоративной

психологии хорошо известно, что «командный дух» позволяет достигать результата, который превосходит сумму вкладов каждого члена команды. За счет чего это происходит, и какая магическая энергия руководит людьми до сих пор не до конца ясно. Почему оркестровое произведение, записанное каждым исполнителем заранее и сведенное затем воедино на компьютере, звучит менее вдохновенно, чем запись с живого концерта?

Психологи, исследующие последние десятилетия проблему полисубъектного взаимодействия, столкнулись с двумя основными трудностями. Первая, теоретическая трудность, связана с понятием «субъект». Прежде чем определять, что такое полисубъект, необходимо определиться с тем, что такое субъект. Поскольку данная проблема гораздо глубже и лежит в междисциплинарной области [7], многие исследователи, погружаясь в нее, глубоко и плодотворно исследуют человеческую субъектность [6]. Теоретическим исследованием взаимодействия субъектов занимаются немногие [1; 4; 5]. Остальные сосредоточиваются на эмпирическом исследовании полисубъекта, подразумевая под субъектом либо личность, либо источник активности. В общем виде под полисубъектом понимается возникновение особого вида взаимоотношений между людьми, которое характеризуется наличием творческой активности, общим семантическим пространством и, главное, способностью выступать как целостный субъект. Если вновь воспользоваться «музыкальной» аналогией, полисубъектом оркестр становится тогда, когда звучит как один инструмент.

Вторая трудность при исследовании полисубъектных отношений связана с тем, что их трудно объективно зафиксировать. Поскольку полисубъект возникает при непосредственном взаимодействии, то любое внешнее вмешательство может разрушить этот процесс. Поэтому исследователям приходится пользоваться методом наблюдения и анализом последующих самоотчетов участников.

Для целенаправленного создания полисубъектных отношений в группе нужно не только создать необходимые условия взаимодействия участников [3], но и оценить способность последних стать частью полисубъекта в процессе деятельности. Для того, чтобы оценить такую способность, была создана методика, материалом которой послужили субъективные переживания людей, которые участвовали в полисубъектных взаимодействиях. В процессе проведенных глубинных интервью подтвердилась типология субъект-субъектных взаимодействий, предложенная В.И. Пановым [5].

Субъект-обособленный тип взаимодействий.

Респонденты описывали, что такой тип взаимодействия возникает, когда группе людей извне задается цель совместной деятельности, а индивидуальная цель каждого, как правило, с ней не совпадает. В этом случае необходима внешняя мотивация, и участники такой группы не чувствуют эмоциональной включенности в общее действие.

Субъект-совместный тип взаимодействия.

В данном случае внешне заданная цель деятельности частично совпадает с личными целями участников, что приводит к большей эмоциональной включенности и дополнительной мотивации, исходящей от членов группы. В этом случае приходится адаптироваться к другим участникам, и респонденты это хорошо осознавали.

Субъект-порождающий тип взаимодействия.

Именно такие взаимоотношения приводят к возникновению полисубъекта, развитию личности и самосовершенствованию каждого участника. В описаниях респондентов данный тип взаимодействия выглядит как совместная деятельность, цель которой, изначально внешняя, полностью принимается каждым участником как личная. Никто из участников не нуждается в дополнительной внешней мотивации и переживает интересные эмоциональные феномены, сходные с состоянием потока. Респонденты отмечали

прежде всего то, что процесс деятельности приносит огромное удовлетворение, и никто не сомневается в успешности ее результата. И несмотря на то, что все забывают о собственных амбициях, участники испытывают друг к другу позитивные чувства, которые сохраняются и после распада полисубъекта. Многие говорили, что скучают по членам команды, и стараются чаще общаться вне профессиональной деятельности лишь для того, чтобы вспомнить то чувство единения, которое они испытывали.

Анализ интервью позволил выделить пять типов субъективных переживаний, о которых рассказывали респонденты.

1. Симпатия к партнерам.

2. Прилив энергии.

3. Удовлетворенность от деятельности.

4. Отказ от собственных амбиций ради общей цели.

5. Уверенность в успехе, который достигается совместными усилиями.

Для каждого типа переживаний из интервью были выделены высказывания, наиболее полно репрезентирующие данное переживание. Кроме этого, каждое высказывание было переформулировано в противоположное для того, чтобы окончательный вариант опросника имел большую диагностическую силу. Первоначальный вариант методики содержал 10 высказываний, соответствующих пяти основным субъективным переживаниям участников, имевших опыт полисубъектных взаимодействий [2]. Впоследствии был создан полный вариант методики, включавший 20 утверждений.

Психометрическая проверка показала, что для достижения внутренней согласованности необходимо отказаться от утверждений, репрезентирующих «Отказ от собственных амбиций». Возможно, в процессе глубинного интервью, при воспоминании позитивных эмоций, связанных с единением, упоминание об отказе от собственных амбиций было уместным и не травмирующим самооценку, тогда как вне контекста, непосредственно отвечая на вопросы о совместной деятельности, участники пилотажного исследования не были к этому готовы.

Переживание симпатии к партерам было представлено в опроснике двумя прямыми высказываниями («После командной работы начинаешь относиться лучше к товарищам по команде» и «Я испытываю искреннюю симпатию к тем, кто эффективно работает со мной вместе») и двумя обратными («Чрезмерное старание некоторых членов команды только мешает достижению цели» и «Всегда в команде найдется кто-то, к кому меняется отношение в худшую сторону»).

Удовлетворенность от деятельности представлена следующими положительными высказываниями: «Когда что-то делаешь вместе с другими, настроение всегда улучшается» и «Я всегда испытываю воодушевление, когда выпадает случай участвовать в командной работе», и следующими отрицательными: «Меня раздражает, когда надо согласовывать свои действия с другими участниками» и «Часто взаимодействие в команде не складывается и приносит одно расстройство».

Субъективное переживание прилива энергии отражено в опроснике двумя прямыми высказываниями («Энергии прибавляется, когда мы решаем задачу все вместе» и «Вместе люди могут достичь большего, чем поодиночке») и двумя обратными («Во время командной работы энергия уходит на выстраивание взаимодействия, а не на дело» и «В одиночку цели можно достичь быстрее, чем в команде»).

И, наконец, уверенность в успехе деятельности представлена следующими положительными высказываниями: «Когда все объединены одной целью, все уверены в успехе» и «Когда работаешь вместе, любая, даже очень сложная, проблема кажется разрешимой», и следующими отрицательными: «Члены команды часто мешают друг другу эффективно работать» и «Каждый всегда уверен в себе больше, чем в членах команды».

Пилотажные исследования, проводимые с разными вариантами опросника, показали, что для достижения валидного результата лучше использовать пяти- или семибалльную лайкертовую шкалу оценки, избегая дихотомической шкалы. Кроме того, высказывания опросника должны предъявляться в случайном порядке.

Использование опросника «Индекс субъектного единства» представляется целесообразным, когда есть потребность оценить способность (или склонность) индивида вступать в субъект-субъектные отношения. Но для того, чтобы оценить прогноз успешности совместной деятельности, необходимо дополнительно оценить готовность участника или участников отказаться от собственных амбиций, что, как нам кажется, будет свидетельствовать о готовности поделиться частью своей субъектности ради общего дела, то есть «вложить» свою субъектность в совокупный субъект деятельности. Только при таких условиях можно ожидать полноценного полисубъектного взаимодействия.

Литература

1. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал ВШЭ . 2014. Т. 11 № 2 С. 36-50.

2. Мдивани М.О. Индекс субъектного единства: к разработке методики // Тезисы 7-й российской конференции по экологической психологии. 2015. С. 322-324.

3. Мдивани М.О., Лидская Э.В., Александрова Е.С. Субъект-совместные взаимодействия: условия возникновения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 1. С. 36-42.

4. Митина Л.М., Дониченко О.Г., Хохлова Я.В., Акованцева Л.И. Концептуальное основание и условие развития и сохранения здоровья полисубъекта «учитель-ученик-родитель-психолог» // Психология и школа. 2009. № 3. С. 5-17.

5. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.

6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

7. Хисамбеев Ш.Р. Проблема субъектности в философии и психологии. Психологические исследования. 2015. № 8 (39), 6. URL: http://psystudy.ru

ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ШКОЛА - ВУЗ

Митин Георгий Валерьевич (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mitingv@ gmail.com

Аннотация. В теоретико-эмпирическом исследовании приводится анализ преемственности как психолого-педагогической основы перехода школа—вуз. Разработаны методическая и экспериментальная программы. Результаты соотношения уровней Я-концепции и механизмов психологической защиты учащихся 11 классов и студентов 1 курса показали, что уровень самосознания студентов ниже, чем у школьников, что обусловлено более низким уровнем развития полисубъектной общности преподавателей вуза по сравнению с учителями школ.

Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие, преемственность, самоотношение, Я-концепция, психологические защиты, полисубъектная общность, школьники и учителя, студенты и преподаватели вузов, переход школа—вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.