Научная статья на тему 'АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ („Circle Time“, тимбилдинг)'

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ („Circle Time“, тимбилдинг) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие семья-школа / инновационная школа / „Circle Time“ / тимбилдинг / family-school interaction / innovative school / Circle Time / team building

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николова Йорданка Стойнова

В статье рассмотрены две альтернативные/инновационные формы взаимодействия с родителями, направленные на улучшение взаимоотношений в триангуляции «родитель– учитель–ученик». Рассмотренные формы успешно применяются учителями, работающими по проекту Министерства образования и науки Болгарии «Инновационная школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николова Йорданка Стойнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE FORMS OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY (“Circle Time”, team building)

The article discusses two alternative / innovative forms of interaction with parents, which aim to improve the relationship in the triangulation “parent–teacher–student”. The considered forms are successfully applied in the work of teachers working on the project “Innovative School” of the Ministry of Education and Science of Bulgaria.

Текст научной работы на тему «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ („Circle Time“, тимбилдинг)»

присутствия и установить нормы на загрузку тех или иных файлов, фильмов и программ; контролировать детей онлайн; зарегистрироваться в социальной сети и установить контакт с ребенком; время от времени просматривать страничку на предмет появления там опасных сообщений; наконец, воспользоваться разработанными психологами памятками для родителей «Как защитить детей от опасностей виртуального мира».

Литература

1. Беляева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // IN SITU. 2016. № 4. С. 95-98.

2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 98 с.

3. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций в семьях подростков. — М.: Lambert Academic Publishing, 2017. — 244 c.

4. Котова И.Б., Гусейнов Р.Д., Гусейнова И.С. Личность: ресурсы развития: учебное пособие. — Ростов н/Д.: ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. — 264 с.

5. Краковский А.П. О подростках. — М.: Педагогика, 2019. — 272 с.

6. Недбаева С.В., Недбаев Д.Н. Интернет как семейный ресурс развития личности // Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. 2018. № 12. С. 76—82.

7. Подросток и семья. — М.: Бахрах-М, 2019. — 656 с.

8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. — М.: Речь, 2015. — 224 с.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И СЕМЬЕЙ

(„Circle Time", тимбилдинг) 1

Николова Йорданка Стойнова (София, Республика Болгария), главный ассистент, доктор, Софийский университет «Св. Климент Охридский». E-mail: yordanka.nikolova@fp.uni-sofia.bg

Аннотация. В статье рассмотрены две альтернативные/инновационные формы взаимодействия с родителями, направленные на улучшение взаимоотношений в триангуляции «родитель— учитель—ученик». Рассмотренные формы успешно применяются учителями, работающими по проекту Министерства образования и науки Болгарии «Инновационная школа».

Ключевые слова: взаимодействие семья-школа, инновационная школа, „Circle Time", тимбилдинг.

ALTERNATIVE FORMS OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY

("Circle Time", team building)

Nikolova Yordanka Stoynova (Sofia, Republic of Bulgaria), Chief Assi^an, PhD, Sofia University "St. Kliment Ohridski". E-mail: yordanka.nikolova@fp.uni-sofia.bg

Abstract. The article discusses two alternative / innovative forms of interaction with parents, which aim to improve the relationship in the triangulation "parent—teacher—student". The considered forms are successfully applied in the work of teachers working on the project "Innovative School" of the Ministry of Education and Science of Bulgaria.

Keywords: family-school interaction, innovative school, Circle Time, team building.

1 Исследование является частью работы по руководимому автором проекту «Изучение опыта инновационных школ в Болгарии и представление хороших практик перед будущими педагогами — вторая часть».

Трудности и испытания, с которыми сталкивается мировая общественность и школа, связанные, в частности, с тяжелыми и неординарными условиями жизни и исполнением профессиональных обязанностей во время пандемии, многочисленны. С особой силой они входят в ежедневную жизнь учителей и учеников и изменяют учебную среду, учебный процесс, методы и средства обучения. Дистанционное обучение в электронной среде, незнакомое до настоящего момента большинству преподавателей и учащихся, требует быстрой адаптации и ориентации в особенностях различных платформ. Однако не это оказывается самой большой проблемой для педагогов, а работа с родителями и мотивация их к активному и ответственному включению в подготовку своих детей как субъектов учебного процесса, проводимого дистанционно, но синхронно. Наблюдения показывают, что без активной поддержки и ангажированности со стороны родителей учебный процесс и управление виртуальным классом во многих школах не эффективны.

Преодоление этой проблемы требует предварительного выстраивания взаимоотношений между преподавателями и родителями на основе доверия, взаимопомощи и разделенной ответственности. Хорошее взаимодействие осуществляется на базе использования всех возможных положительных характеристик традиционных форм взаимодействия и особенно альтернативных/инновационных.

Начиная свои отношения с родителями через проведение родительских собраний, корреспонденцию, беседы, учителя осознают, что эти формы имеют немало ограничений и быстро исчерпывают свои преимущества, поэтому сосредоточиваются на поиске альтернативных форм для повышения «координации и согласованности их усилий, направленных на благо детей» [4] и формирование командности и духа коллективизма.

Одна из таких форм — „Circle Time", успешно применяемая учителями-новаторами в школах городов Пловдив, Бургас, Стара Загора после проведенного автором обучения.

„Circle Time" (Время круга) создано в середине ХХ века и основывается как на идее, что «круг всегда был символом единства и имеет способность укреплять связи и отношения между людьми, так и на теоретических формулировках Дж.Л. Морен, Бернс, Мед, которые рассматривают важность группы и социального взаимодействия для развития личности, креативности, спонтанности, эмоциональной компетентности, навыков саморазвития» [5]. Метод доразвивается Дженни Мозли. «В своей сущности это инновационный метод управления классом и поведением учеников. Он направлен на создание положительной школьной атмосферы и основан на чувстве общности и разделении ценностей» [4].

Адаптированная автором модель для работы с родителями сохраняет алгоритм работы и мероприятий, но трансформирует их в подходящие для обучения взрослых. Равно-расположенные в круге родители строят взаимоотношения на доверии, формируют самооценку, умения выслушивать и делиться, самопознание, развивают межличностные отношения, которые облегчают сотрудничество, навыки разрешать проблемы и конфликты, ответственность за свое собственное поведение как родителей.

„Circle Time" может проводить преподаватель или педагогический советник, которые выбирают тему встречи в круге. Тема может быть провоцирована значимой проблемой в обществе, негативными действиями ученика, конфликтной ситуацией между учителем и учеником и т.п., но всегда ориентирована на моральные аспекты события и провоцирует родителей сделать правильный выбор самостоятельно. Основными мероприятиями являются дискуссия и ролевые игры.

Особенно важным при применении альтернативных форм взаимодействия является «...хорошее знание как сильных сторон, так и ограничений отдельных форм взаимодействия между семьей и школой, чтобы учитель мог оценить, которая из них при каких

обстоятельствах была бы наиболее подходящей с учетом задач, которые он себе поставил в связи с контактами с родителями» [3].

В этом смысле позитивными характеристиками „Circle Time" являются:

• открытый обмен и обсуждение проблем — родители сопричастны к школьной жизни своих детей;

• неназывание исполнителя и ненавешивание ярлыков, но выражение отношения к его поступку — родитель ребенка-исполнителя осознает нанесенный ущерб, не чувствуя при этом, что на него давят или указывают пальцем;

• возможность выразить чувства и эмоции, которые возникли в результате события, как у родителей, так и у детей;

• никакое суждение не является ошибочным и не отрицается или оспаривается, каждое мнение ценно и значимо;

• каждый слушает, когда кто-то говорит, все чувствуют себя частью команды;

• родители свободно могут высказывать комментарии по теме, а также поделиться своей проблемой или незатронутой проблемой своего ребенка;

• родители осознают, что являются частью решения проблем;

• соблюдаются единые правила, идентичные правилам в классе, — родители недирективно знакомятся с требованиями к поведению своих детей в школе;

• поощрение добрых взаимоотношений в круге — создание атмосферы доверия и доброжелательности в группе, уважение чужой точки зрения;

• неназойливое предложение идей для улучшения собственного поведения и поведения детей;

• формируется родительская команда/коллектив;

Ограничениями модели взаимодействия „Circle Time" могут быть:

• нежелание части родителей включиться;

• проведение его требуег серьезной подготовки и высокого уровня педагогического мастерства;

• преподавателю необходимо хорошо знать качества, взгяды, идеи, моральные ценности и установки, поведенческие особенности родителей.

Другой альтернативной формой взаимодействия, которая так же нацелена на объединение родителей в команду, но фокусируется и на повышении их педагогической компетентности, является построение команды (тимбилдинг).

«Родители должны быть убеждены, что предлагаемые им педагогические знания будут действительно полезны и помогут им значительно легче и с большей пользой общаться со своими детьми. Если они не осознают необходимости повышения своей педагогической культуры и не будут убеждены в ее практической полезности, усилия педагогов в этом направлении будут совершенно безрезультатными» [3].

Это выдвигает серьезные требования к организации и проведению тимбилдингов не только как формы обучения взрослых, а конкретно — как формирование навыков полноценного взаимодействия родитель—учитель, родитель—родитель, родитель—ребенок, родитель—ребенок—учитель.

Тимбилдинг в буквальном переводе с английского означает построить или создать команду. Он, по сути, представляет стратегию, которая объединяет группу людей в команду для достижения общей цели, мотивируя их к единству и взаимопомощи. Филипп Котлер определяет тимбилдинг-игры как «взаимодействие между членами рабочих команд с целью научиться, как каждый из членов думает и работает» [2].

Проведение этих форм обучения требует от ведущего серьезной подготовки, правильного выбора им игр/занятий с целью сплочения коллектива, чтобы спровоцировать ее членов на более полноценное знакомство и общение в расслабляющей обстановке,

на развитие командного духа и мотивации. Необходимо учитывать особенности взрослых учащихся, которые «связывают новое знание с широким спектром их наличного опыта ... взрослые склонны применять новые знания и навыки безотлагательно ... часто ищут возможности расширить свои знания, принимают обучение как путь разрешения каждой проблемы» [1]. «Образовательная среда должна предполагать взаимодействие и быть ресурсно обеспечена» [1].

Руководствуясь указанными выше теоретическим формулировками, учителя из городов Горная Оряховица, Димитровград и Пловдив развивают свои инновации в работе с родителями, применяя эту альтернативную форму взаимодействия, включающую и учеников. Их целями являются: создание условий для знакомства, объединения родителей и детей класса в команду; усвоение приемлемых моделей поведения как родителей, так и детей; разрешение возникших проблем в классе в спокойной среде через игровые методы. Каждое из обучений подчинено определенной задаче (посадка деревьев, уборка парков, задачи с благотворительной целью), что усиливает мотивацию участников быть активными и «открытыми» учащимися.

Выбор педагогов состоит в том, чтобы тимбилдинг вели лицензированные психологи.

Позитивными характеристиками этой формы взаимодействия обучения являются:

• проведение в обстановке, предполагающей искренность, свободное выражение мнения, позитивное отношение к обучению, сплоченность, взаимопомощь;

• осуществление взаимодействия, ведущего к самопознанию и пониманию другого;

• формирование команды родителей и детей; учитель включается в эту команду и участвует в играх/мероприятиях;

• создание возможности преодолеть возникший конфликт или проблему через игровой метод, предлагая при этом различные возможные решения и не навязывая «приговора» ребенку или родителю;

• осуществление мероприятий, которые незаметно повышают педагогическую культуру родителей в направении общения и воспитания детей, а также взаимодействия с учителем/школой как институцией.

Ограничения:

• организация тимбилдинга сложна и отнимает много времени и усилий;

• возможно возникновение напряжения между участниками;

• существует вероятность, что часть родителей не пожелает включиться в обучение, и это требует серьезной предварительной работы учителя с упором на мотивацию родителей и детей к их активному участию;

• возможно, ведущему не удастся осуществить эффективное обучение;

• проблемой может быть нежелание некоторых родитей воспринимать предлагаемые изменения и решения из-за уже установившихся взглядов и сформированных ценностей.

Вопреки перечисленным ограничениям результат положительный. Учителя-новаторы делятся фактом, что в создавшейся сложной обстановке участие в указанных альтернативных формах помогло родителям быстрее сориентироваться в своих обязанностях и обязательствах при переходе на неизвестную до настоящего момента форму обучения, не стесняться обращаться за помощью к преподавателю при необходимости, активно общаться с родителями детей из класса, а также на онлайн-встречах и откровенно делиться проблемами и работающими решениями, искать возможности для преодоления негативов электронного обучения и выражать готовность оказать содействие и поддержку учителям, родителям и ученикам, нуждающимся в ней, мотивировать своих детей участвовать сознательно и активно в обучении на расстоянии.

Сказанное наводит на мысль, что хорошо сформированная команда является одним из наиболее важных факторов проведения качественного и эффективного учебного

процесса не только в условиях ОРЕС, но и в традиционной/нормальной каждодневной педагогической деятельности.

Литература

1. Божилова В. Обучение на възрастни. Концепции, методически насоки, практически решения. — С.: УИ «Св. Кл. Охридски», 2017.

2. Котлър Ф. Управление на маркетинга. София: Класика-и-стил, 2005.

3. Чавдарова-Костова С. Актуални аспекти на взаимодействието между семейството и учили-щето. — Начално училище, 2005, № 1.

4. Mosley J. Circle Time — A practical book of Circle Time lesson plans. — UK, Published by Positive Press Ltd, 2005.

5. Mosley J. Quality Circle Time in the Primary Classroom. — Nottingham, LDA, 2011.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ О ХАРАКТЕРИСТИКАХ УСПЕШНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Петрова Светлана Олеговна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: simarik2000@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждаются данные исследований, посвященных изучению представлений одаренных учащихся о личностных и профессиональных характеристиках учителей, которых они считают лучшими или эффективными, о значении доброжелательности как способности учителя создавать атмосферу сотрудничества и поддержки в классе. Представлены результаты изучения связи между восприятием сотрудничества с учителями и личностными характеристиками интеллектуально одаренных школьников.

Ключевые слова: одаренные школьники, характеристики учителя, климат в классе, сотрудничество.

INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS' PERCEPTIONS ON THE CHARACTERISTICS OF SUCCESSFUL TEACHERS

Petrova Svetlana Olegovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Research Fellow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: simarik2000@mail.ru

Abstract. The article discusses the data of the studies on the gifted schoolchildren ideas about personal and professional characteristics in the best or effective teachers, about the importance of benevolence as the teacher's ability to create an atmosphere of cooperation and support in the classroom. The results of the study on the relationship between the perception of cooperation with teachers and the personal characteristics of intellectually gifted schoolchildren are presented.

Keywords: gifted students, teacher characteristics, classroom climate, collaboration.

Отечественными и зарубежными экспертами, как педагогами, так и психологами, опубликованы труды, в которых представлены особенности обучения учителей работе с одаренными детьми, раскрыта специфика этой работы в системе школьного и внешкольного образования с учетом разнообразия видов одаренности и в контексте возрастного развития. Кроме того, на основании педагогической теории и опыта практической работы профессионалами разработаны рекомендации для учителей одаренных учащихся. Однако в этих рекомендациях редко уделяется внимание вопросам о том, как сами одаренные ученики воспринимают и оценивают характеристики своих учителей, их поведение в классе, отношения с учениками; каких учителей они считают лучшими и/или эффективными с точки зрения достижения академических успехов и психологического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.