Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые компетентности / школьные учителя / университетские преподаватели / digital competencies / school teachers / university lecturers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чавдарова-костова Сийка Георгиева

В статье рассматриваются ключевые вопросы, связанные с цифровыми компетенциями школьных учителей и преподавателей в системе высшего образования. Представлены компетентностные модели, включая различные цифровые компетенции. Включена информация о национальных программах, управляемых Министерством образования и науки Болгарии, направленных на развитие цифровых компетенций школьных учителей и преподавателей в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCES OF SCHOOL TEACHERS AND UNIVERSITY LECTURERS IN A WORLD OF UNCERTAINTY AND INCONCISTENTY

The article presents key issues related to the digital competencies of school teachers and lecturers in the higher education system. Some competency models that include a variety of digital competencies are presented. Information about national programs managed by the Ministry of Education and Science in Bulgaria, aimed at developing the digital competencies of school teachers and lecturers in the higher education system is presented.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»

2. Панов В.И. Экопсихологический подход к развитию одаренности // Психология одаренности и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенковой. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 37-51.

3. Панов В.И., Хромова Т.В. Критические ситуации в жизни особо одаренных детей // Педагогика. 2015. № 1. С. 40-46.

4. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. — М.; СПб.: Нестор-История, 2015. — 416 с.

5. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. — М.: Юрайт, 2018. — 186 с.

6. Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 195—213.

7. Толочек В.А. Психология труда. — 3-е изд. доп. — СПб.: Питер, 2020. — 480 с.

8. Толочек В.А. Профессиональный менталитет как динамичное образование // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 338—349. БО1: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-338-349.

9. Толочек В.А. Континуум «задатки — способности — профессионально важные качества — компетенции»: открытые вопросы // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 4. С. 32—45.

10. Толочек В.А., Машкова А.С. Компетенции менеджеров: факторы «необходимости и достаточности» в описании и объяснении феномена // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 249—262. БОТ: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-249-262.

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

И НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Чавдарова-Костова Сийка Георгиева (София, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет «Св. Кл. Охридски». E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые вопросы, связанные с цифровыми компетенциями школьных учителей и преподавателей в системе высшего образования. Представлены компетентностные модели, включая различные цифровые компетенции. Включена информация о национальных программах, управляемых Министерством образования и науки Болгарии, направленных на развитие цифровых компетенций школьных учителей и преподавателей в системе высшего образования.

Ключевые слова: цифровые компетентности, школьные учителя, университетские преподаватели.

DIGITAL COMPETENCES OF SCHOOL TEACHERS AND UNIVERSITY LECTURERS IN A WORLD OF UNCERTAINTY AND INCONCISTENTY

Chavdarova-Kostova Siyka Georgieva (Sofia, Republic of Bulgaria), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Sofia University "St. Kliment Ohridski". E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents key issues related to the digital competencies of school teachers and lecturers in the higher education system. Some competency models that include a variety of digital competencies are presented. Information about national programs managed by the Ministry of Education and Science in Bulgaria, aimed at developing the digital competencies of school teachers and lecturers in the higher education system is presented.

Keywords: digital competencies, school teachers, university lecturers.

Тема цифровых компетенций школьных учителей и преподавателей в системе высшего образования в последние годы стала более чем актуальной. Ситуация с пандемией в прошлом году выдвинула на первый план необходимость развития таких компетенций у всех, кто участвует в учебном процессе. Другими словами, цифровые компетенции перешли из статуса желательных, возможных с позиции учителя/преподавателя в обязательные, без которых он не может выполнять свои профессиональные обязанности.

Факт, что несколько лет назад некоторые университетские преподаватели сопротивлялись приобретению знаний и развитию навыков в области цифровых компетенций. Вряд ли кто-то тогда предполагал, что жизнь в мире будет настолько динамично изменяться, что это напрямую повлияет на реализацию процесса обучения как в процессах взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом, так и в плане присутствия в определенном пространстве — классной комнате или аудитории в университете.

Изменение традиционного формата процесса обучения закономерно влечет за собой изменение работы учителя/преподавателя, а также представления об уроке как базовой форме обучения. Становится все более необходимым говорить об уроке в традиционном формате и уроке в онлайн-формате, подчеркивая сходства и различия между ними, что является проблемой для современной дидактики, которая больше не может игнорировать необходимость обновлений в этом направлении. Как основная дисциплина в подготовке будущих учителей, дидактика, естественно, должна добавить к необходимым компетент-ностям учителей и цифровые, которые они должны освоить, чтобы быть эффективными в процессе онлайн-обучения.

В мире, где неопределенность и изменчивость постепенно переходят из статуса исключения в норму, профессиональные компетенции школьных учителей и преподавателей высших учебных заведений также должны переходить из статуса постоянства в статус динамики. Это означает, что каждый, кто занимается обучением, будь то обучение в детском саду, школе или университете, в языковой школе или спортивныом клубе, должен быть готов развивать свои компетентности для каждого последующего вызова. В противном случае профессионализм учителя/преподавателя может быть поставлен под сомнение с точки зрения его адекватности современным вызовам.

В последние годы вопрос о природе и специфике цифровых компетенций серьезно разрабатывается различными исследователями. Согласно одной из концепций, структура цифровой компетентности состоит из нескольких основных «областей компетенций»: 1) информационная грамотность; 2) коммуникация и сотрудничество; 3) создание цифрового контента; 4) безопасность и 5) решение проблем. Каждая из этих пяти областей содержит набор компетенций, а именно:

1. Информация и грамотность, связанная с данными: 1.1. Просмотр, поиск и фильтрация данных, информация и цифровое содержание. 1.2. Оценка данных, информации и цифрового содержания. 1.3. Управление данными, информацией и цифровым содержанием.

2. Общение и сотрудничество: 2.1. Взаимодействие посредством цифровых технологий. 2.2. Обмен через цифровые технологии. 2.3. Гражданская активность с помощью цифровых технологий. 2.4. Сотрудничество через цифровые технологии. 2.5. Нетикет. 2.6. Управление цифровой идентичностью.

3. Создание цифрового содержания: 3.1. Разработка цифрового содержания. 3.2. Интеграция и обработка цифрового содержания. 3.3. Авторские права и лицензии. 3.4. Программирование.

4. Безопасность: 4.1. Защитные устройства. 4.2. Защита персональных данных и конфиденциальность. 4.3. Защита здоровья и благополучия. 4.4. Защита окружающей среды.

5. Решение проблем: 5.1. Решение технических проблем. 5.2. Выявление потребностей и технологических ответов. 5.3. Творческое использование цифровых технологий. 5.4. Выявление пробелов в цифровой компетентности.

Все эти компетенции направлены на «достижение целей, связанных с работой, учебой, досугом, включением и участием в нашем цифровом обществе» [2] таким образом, чтобы человек чувствовал себя уверенным, мог критически оценивать различные ситуациям, был готовым к сотрудничеству и творчеству.

Учителя в школах и преподаватели в высших учебных заведениях должны обладать развитыми компетенциями в каждой из указанных пяти «областей компетенций» не только как люди, которые живут в современном мире, но и как профессионалы, которые могут использовать, обрабатывать и создавать цифровое содержание в соответствующей его форме. Это необходимо для подготовки и проведения онлайн-уроков, а также для проведения лекций и семинаров на одной из множества платформ онлайн-обучения, используемых в системе высшего образования.

Более конкретная специфика цифровых компетенций учителей и преподавателей отражена в Европейской рамке цифровой компетентности преподавателей (DigCompEdu). В качестве аргумента в пользу ее разработки отмечается, что «повсеместное распространение цифровых устройств и обязанность помогать учащимся обрести цифровую грамотность требует от преподавателей развивать свои собственные цифровые навыки».

Рамка предназначена для «преподавателей всех уровней образования, от раннего детства до высшего образования и образования взрослых, в том числе базовой и профессиональной подготовки, образования для детей с особыми потребностями и контекста неформального образования». В рамках этой структуры определены шесть основных «областей компетенций», которые разделены на 22 более конкретные компетенции. Каждая из этих «областей компетенций» входит в более общую группу компетенций:

1. Компетенция «Профессиональная приверженность» входит в «профессиональные компетенции преподавателей». Она включает в себя следующие компетенции: 1.1. Организационная коммуникация. 1.2. Профессиональное сотрудничество. 1.3. Рефлексивная практика. 1.4. Постоянное повышение цифровой квалификации.

Компетенции «Цифровые ресурсы», «Обучение», «Оценка» и «Расширение прав и возможностей учащихся» входят в «педагогические компетенции преподавателей». Соответственно, они содержат следующие компетенции:

2. Цифровые ресурсы: 2.1. Выбор. 2.2. Создание и модификация. 2.3. Управление, защита, обмен.

3. Обучение: 3.1. Преподавание. 3.2. Руководство. 3.3. Совместное обучение. 3.4. Саморегулируемое обучение.

4. Оценка: 4.1. Стратегии оценки. 4.2. Анализ данных. 4.3. Обратная связь и планирование.

5. Расширение прав и возможностей учащихся: 5.1. Доступность и включение. 5.2. Дифференциация и персонализация. 5.3. Активное вовлечение учащихся.

6. Компетенция «Поддержка цифровой компетентности учащихся» относится к «компетенциям учащихся» и включает следующие компетенции: 6.1. Информационная и медиаграмотность. 6.2. Коммуникация. 6.3. Создание содержания. 6.4. Ответственное использование. 6.5. Решение проблем [1].

Повышение цифровых компетенций учителей является обязательством Министерства образования и науки Болгарии. Это отражено в Национальной программе для учителей «Квалификация» на 2021 год. Одна из основных целей программы — «Развитие и повышение ключевых профессиональных компетенций педагогических специалистов,

в том числе для обучения в цифровой среде». Для реализации этой цели предусмотрен комплекс мероприятий по нескольким направлениям.

В тематической области «Компетентностный подход и образовательные результаты» предусмотрены «Обучение для учителей по методическим аспектам обучения в цифровой среде», а в тематической области «Образовательные исследования и форумы» предусмотрено «Изучение международного опыта в области обучения учеников в электронной среде. Представление отчета. Конференция по педагогическим вызовам в цифровой среде»1.

Аналогична деятельность Министерства образования и науки Болгарии по повышению цифровых компетенций учителей в системе высшего образования. Особый акцент в этом направлении на 2021 год сделан в Национальной программе «Повышение компетентности преподавателей государственных вузов, которые готовят учителей». Среди целей программы — повышение компетенций, связанных с «использованием современных и инновационных образовательных технологий в процессе обучения», а также «Обновление квалификационных характеристик, учебных планов и программ повышения квалификации для учителей высших учебных заведений с точки зрения компетентностного подхода и цифровой трансформации образования».

Предусматривается разработка «руководства по инновационным образовательным технологиям», «оснащение залов интерактивными презентационными системами для обучения инновационным образовательным технологиям на базе ИКТ», «подготовка преподавателей по инновационным образовательным технологиям на базе ИКТ»2.

Сказанное в этой статье подчеркивает важность цифровых компетенций в современном мире, демонстрируя возможности для их улучшения в 2021 году школьными учителями и преподавателями высших учебных заведений в Болгарии. Продолжающаяся ситуация неопределенности, связанная с ситуацией пандемии, подчеркнула необходимость развития профессионального обучения в области цифровых компетенций всех тех, кто проводит обучение с детьми или взрослыми. Это яркая иллюстрация классического тезиса о влиянии происходящего в социальной среде на специфику процесса обучения.

Литература

1. Assessing Educators' Digital Competence. URL: https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/ digcompedu_leaflet_en-2017-11-14.pdf/ (21.03.2021).

2. Kluzer S., Pujol Priego L. (2018). DigComp into Action — Get inspired, make it happen. S. Carretero, Y. Punie, R. Vuorikari, M. Cabrera and W. O'Keefe (Eds.). JRC Science for Policy Report. EUR 29115 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2018. URL: https://ec.europa. eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-action-get-inspired-make-it-happen-user-guide-european-digital-competence-framework (21.03.2021).

1 Национальная программа «Повишаване компетентностите на преподавателите от държав-ните висши училища, подготвящи учители». URL: https://www.mon.bg/bg/100950 (дата обращения: 28.03.2021).

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.