Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы реализации кластерного подхода на региональном уровне'

Тенденции и проблемы реализации кластерного подхода на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РОССИЯ / CLUSTER / DEVELOPMENT / ECONOMY / REGION / COMPETITIVENESS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов В. С.

В статье раскрыто понятие территориального кластера. Определены основные виды современных кластеров, рассмотрена их классификация. Проведена анализ зарубежного опыта формирования и развития кластеров. Выявлены основные тенденции и подходы к реализации кластерной политики в России. Раскрыта сущность основных проблем реализации кластерного подхода в России в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE CLUSTER APPROACH AT THE REGIONAL LEVEL

The article reveals the concept of territorial cluster. The main types of modern clusters are defined, their classification is considered. The analysis of foreign experience in the formation and development of clusters. The main trends and approaches to the implementation of cluster policy in Russia are revealed. The essence of the main problems of implementation of the cluster approach in Russia in modern economic conditions is revealed.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы реализации кластерного подхода на региональном уровне»

УДК: 338.3 ГРНТИ: 06.61.33 DOI: 10.32415/jscientia.2018.10.06

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В. С. Кудряшов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, 8

Н Кудряшов Вадим Сергеевич - [email protected]

В статье раскрыто понятие территориального кластера. Определены основные виды современных кластеров, рассмотрена их классификация. Проведена анализ зарубежного опыта формирования и развития кластеров. Выявлены основные тенденции и подходы к реализации кластерной политики в России. Раскрыта сущность основных проблем реализации кластерного подхода в России в современных экономических условиях.

Ключевые слова: кластер, развитие, экономика, регион, конкурентоспособность, Россия.

TRENDS AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE CLUSTER APPROACH AT THE REGIONAL LEVEL

V. S. Kudryashov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 8 Dnepropetrovsk St., 199178 Saint Petersburg, Russia

H Kudryashov Vadim - [email protected]

The article reveals the concept of territorial cluster. The main types of modern clusters are defined, their classification is considered. The analysis of foreign experience in the formation and development of clusters. The main trends and approaches to the implementation of cluster policy in Russia are revealed. The essence of the main problems of implementation of the cluster approach in Russia in modern economic conditions is revealed.

Keywords: cluster, development, economy, region, competitiveness, Russia.

В современном мире перед экономической наукой возникло большое количество задач, каждая из них является важным элементом мировой экономики. Разработка, изучение и изложение рычагов промышленной политики, главными вопросами в которых являются обеспечение эффективных темпов роста, а также находиться на лидерских позициях в конкурентной борьбе. Разработка и создание кластерных систем, которые представляют собой совокупность близких по профилю деятельности технологически связанных отраслей, образующих единый комплекс, играют роль «точек роста» региональной и национальной экономики.

Единого понятия «кластера» не существует, определений большое количество, они в свою очередь различаются по диапазону применения. Однако их всех объединяет смысл, кластером является сосредоточенная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (предприятий, корпораций, школ, банков и т.д.): поставщиков продукции, узконаправленных и специализированных услуг; инфраструктуры; НИИ; институтов и других предприятий, комплементарных друг друга и тем самым укрепляющих конкурентоспособность отдельных компаний и кластера в целом.

Те компании и организации, находящиеся в составе кластера, предстают перед остальными как сложно достигаемое звено на мировом рынке, так как технологии, бизнес-проекты, инновации, организация труда, персонал и многое другое подвергается обмену, так же совместно используются рекламно-маркетинговые ходы [1]. Но никто не отменял конкуренцию внутри кластера, которая выступает одним из механизмов развития, каждая компания чаще

всего является самостоятельным хозяйствующим субъектом.

В результате постоянных малых войн внутри кластера, он как единое целое непрерывно укрепляет свои позиции в глобальной конкуренции. Параллельно происходит распределение секретов производства, изобретения, всевозможные технологии (информационные, организационные, научные и т.д.) по всей концепции взаимодействия в кластере.

Кластеры образуются там, где по прогнозам ожидается значительный прорыв в области инновационных технологий производства, техники и в дальнейшем становление на новую ступень, это является одним из отличительных признаков кластера. Чаще всего промышленные предприятия объединяются в кластеры для взаимообмена технологий и мобильности персонала.

Смысл в развитии кластера для бизнеса заключается в ускорении процесса достижения цели и уменьшении расходов в деятельности предприятия, изучении рынков, повышении эффективности при изготовлении новой продукции [3]. Предприятия извлекают выгоду из кластера с помощью ряда взаимосвязанных инструментов (рис.1).

Кластеры можно классифицировать по огромному ряду признаков, мы выберем наиболее популярную и важную связку:

1. Промышленный кластер - представляет собой кластер, внимание в котором сконцентрировано на конкурентной борьбе внутри подразделения. Он включает в себя ресурсы, возможности, деятельность, которые объединяются для достижения совместных целей, производства и реализации товаров и услуг. Промышленный кластер по своим масштабам, очень велик, и может охватывать, области, ре-

гионы или даже страну.

2. Региональный кластер - представляет собой кластер совокупного скопления малых или средних предприятий с похожей или общей экономической деятельностью, организует основу местной среды, которая благоприятствует обмену знаниями и побуждает к целенаправленным, четко организованным, содержательно насыщенным формам обучения. Достоинством данного кластера является сила социального капитала и территориальной доступности, однако, предприятия менее взаимосвязаны, по сравнению с промышленным кластером.

Различают следующие виды кластеров:

1. Спутниковый кластер - представляет совокупность предприятий, деятельность которых независима друг от друга и направлена на предоставление товаров и услуг внешнему потребителю относительно кластера. Конкуренция между предприятиями «спутниками» практически отсутствует.

2. «Ступица и спицы» («радикальный») кластер - представляет собой совокупность больших предприятий электронной или автомобильной промышленности, где одна или несколько компаний являются центром деятельности для региональной экономики. Взаимосвязь между предприятиями в кластере слабая, так как прослеживается иерархическая система управления.

3. Маршалианский кластер - представляет собой совокупность мелких предприятий, где благодаря масштабам, территориальной близости и экономии ресурсов достигается эффективность деятельности в производстве товаров и услуг.

4. «Прикованный к государству» кластер - представляет собой кластер, в котором экономическая активность находится в прямой зависимости от государственных предприятий (государственное управление, ВУЗы, военная база, оборонный завод).

Одним из главных условий создания кластера в регионе является наличие специализированных отраслей. Различают следующие особенности кластерной системы:

- долгосрочное взаимодействие всех участников кластера в рамках деятельности предприятий;

- присутствие в кластере предприятия занимающего лидерские позиции, на основании бизнес-стратегии и долговременного взаимодействия в кластере;

- ограничение территории в деятельности кластера;

- надежная организация труда хозяйствующих субъектов [6].

Рассмотрим факторы, побуждающие предприятия объединяться в отраслевой кластер:

- расширение границ сбыта товаров и услуг, т.е. увеличение потенциальных клиентов;

- открытый доступ к информационной базе участников кластера, а так же обмен кадрами, технологиями, и т.д.

- реализация малых предприятий благодаря крупным и надежным партнерам в кластере;

- снижение расходов вследствие масштаба;

- согласованные требования к поставщикам и дилерам [7].

Кластерная теория экономического развития применяется для создания экономической политики во многих странах мира. Кластерная политика приходится важным элементом в экономике любого государства. Ведущие страны мира (США, Япония, Китай, Германия. Финляндия), уже давно применяют кластерную политику в таких отраслях

Рисунок 1. Инструменты извлечения выгоды из кластера

как сельское хозяйство, машиностроение, лесная промышленность, и они с успехом функционируют.

Выделим ярких представителей зарубежных кластеров. Кластеры стараются развиваться в разных направлениях относительно направленности группы, примером могут послужить ведущие предприятия США в компьютеростроении («Apple», «Dell», «HP», «IBM»), которые не стояли на месте и достигли успеха в производстве программного обеспечения («Microsoft», «Oracle»), а также в производстве микропроцессоров («Intel», «Motorola»).

Успеха добиваются не только предприятия, входящие в кластер, но и их ближайшее окружение. Ожесточенная конкурентная борьба сохраняется только благодаря отдельным существующим кластерам, так как даже самая стабильная экономика может давать средние результаты [5]. Япония является ведущим лидером в автомобильной и электротехнической промышленности, но наряду с этим отстает в развитии фармацевтическая и химическая деятельность.

В результате анализа пришли к выводу, что каждая четвертая компания, с занятостью более 20 человек в Европейском Союзе осуществляет свою деятельность в кластерной среде, тесно взаимодействуя между собой. Результаты проведенного исследования 2008 года в ЕС, по праву можно считать отличительными чертами иностранных кластеров.

Степень сформированности российских кластеров совсем невелика. Кластеры, которые действуют на данный период времени, сформированы с помощью производственных комплексов, которые активно функционировали во времена, когда была широко развита плановая экономика. На это имеется несколько причин. Первой причиной является то, что рыночные институты не сформировались в должной мере, тем самым нет уверенности в том, что эффект кластерной политики будет таким, каким следовало бы быть. Второй причиной является то, что нет достаточного количества знаний в области кластерной политики, нет достаточной мотивации субъектов экономических отношений для осуществления кластерной политики.

По заложенную в ней потенциалу, кластерная политика способна решить главную задачу, которая стоит перед российской экономикой, путём введения инноваций в российскую экономику, путём введения все более конкурентных преимуществ, путём широкого развития малого и среднего бизнеса, путём расширения взаимодействия между государством и бизнес проектами, а также государством и научной сферой [4].

Но следует учесть, что кластерная политика не способна функционировать в полной мере самостоятельно, она

должна быть реализована с учётом других подходов, которые активно разрабатываются и функционируют в плановой экономике. Более того, результативным подходом к повышению конкурентоспособности экономики будет являться тот, который будет применяться вместе с другими мероприятиями, организованными для повышения конкурентоспособности, причем согласованно, а не только развитие кластерной политики в Российской Федерации.

В Российской Федерации отсутствует взаимодействие между субъектами, а также взаимодействие в условиях быстро растущей конкуренции. Пожалуй, это является одним из самых существенных отличий российских кластеров от западных.

Кластерная политика в Российской Федерации начала своё развитие с внедрения методических рекомендаций по развитию кластерной политики в российских регионах в 2008 году. На уровне регионов большое значение имеют методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, а также кластерные программы, которые определяют цели, задачи и принципы кластерной политики регионов.

Если говорить о лидирующих кластерах в России, то они созданы, преимущественно, в таких отраслях экономики, как машиностроение, энергетика, информационные технологии. Однако развитие регионов Российской Федерации, основанное на создании кластеров, становится все более важным. Развитие рынка, производственной базы экономики в регионах требует взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, необходимо их сотрудничество с высшими учебными заведениями и научными институтами при поддержке государства [2]. Кластер позволяет достигнуть развития в данных сферах.

Термин «кластерная политика» используется преимущественно как название различных методов, способствующих поддержанию инициатив по созданию и развитию сетевых объединений предприятий (кластеров). Кластерная политика представляет собой направление развития, которое стремится к взаимодействию нескольких направлений, например, бизнес и регионального развития. Она способствует объединению политики поддержания малого бизнеса, промышленной политики, региональной политики, инвестиционной политики, научно-технической политики, образовательной политики, а также других политик.

Реализация кластерной политики подразумевает меры преимущественно регулятивного характера, которые направлены на то, чтобы препятствия, возникающие на пути обмена знаниями между взаимодействующими сторонами устранялись. Грамотная реализация кластерной политики сводит к минимуму или полностью устраняет барьеры, которые тормозят взаимодействие между субъектами, входящими в кластер. Именно по этой причине государственным органам власти должна отводиться существенная роль при проведении кластерной политики. Она осуществляется в части создания инфраструктуры, обеспечения информационной прозрачности, а также в других факторах. Но несмотря на это, из-за различной направленности деятельности кластеров, подходы к реализации кластерной политики могут быть различны:

- политика посредничества, которая направлена на то, чтобы усилить взаимодействие между субъектами кластера и создать конструктивный диалог;

- политика стимулирования спроса, которая направлена на формирование предпочтений потребителей в регио-

не;

- образовательная политика, целью которой выступает грамотное формирование компетенций в регионе, которые необходимы;

- политика стимулирования внешних связей, целью которой являются защита прав интеллектуальной собственности, устранение торговых барьеров, реализации инвестиционных, а также инфраструктурных проектов;

- политика создания благоприятных структурных условий, например, таких как макро - экономические, институциональные и др.

Реализация кластерной политики обещает потенциальный рост показателей экономики, однако на пути внедрения кластерной политики существуют определенные проблемы, которые можно разбить по группам:

- проблемы, которые присущи процессу реализации политики;

- проблемы, присущие экономическому положению территории, на которой планируется реализация политики;

- проблемы, связанные с особенностями реализации политики в различных отраслях экономики.

На сегодняшний день имеется огромное количество стратегий, а также программ, которые способствуют грамотной реализации кластерной политики, безусловно, большое внимание уделяется тем, которые способны обеспечить минимальные затраты при достижении максимально необходимого результата. Следовательно, самой значимой проблемой является выявление наилучшего варианта или метода организации кластерной политики. Но необходимо знать, что для одного кластера определенная политика может быть успешной, когда как для второго кластера данная политика будет совершенно неприменима и не приведет к желаемому успеху. Для того, чтобы избежать подобную ситуацию, властям необходимо понимание особенностей территории, которую они задействуют, а также ее потенциал и уникальность. Отсюда исходит обязательность оценки целесообразности использования конкретных инструментов применительно к конкретно взятой ситуации в кластерной политике. Помимо этого, из практики преследования одних и тех же целей возникает другая фундаментальная проблема - развитие кластеров, имеющих одну и ту же специализацию. Используя наиболее успешные практики, власти стараются уделять большее внимание инновационным кластерам для того, чтобы повысить конкурентоспособность территории.

Еще одной проблемой является подмена понятий, т. е. власти стараются заинтересовать потенциальных инвесторов, оперируя модным термином «кластер». Например, в некоторых регионах промышленные предприятия объявляются кластерами, когда как они не являются такими.

Также, проблемой успешной реализации кластерной политики является то, что она объединяет различные интересы сторон, которые вовлечены в данный процесс, и необходимо стимулировать данный интерес, порой противоречивый, разными способами.

Российская кластерная политика крайне необходима и уже успела себя зарекомендовать в некоторых восточно-европейских странах как надежный и успешный инструмент экономического развития. Следует уделить большое внимание тому факту, что в реализации кластерной политики становится важна роль местных органов власти, потому что многие тренды местности могут быть выявлены только «изнутри», например, такие как инфраструктурные, эконо-

мические и другие.

Власти регионов имеют наибольшее количество информации о деятельности предприятий и бизнес сообществ, они имеют достаточные полномочия для того, чтобы наладить конструктивные взаимоотношения между бизнесом сообществом, а также с другими участниками кластерной политики. Если затронуть инициативы федерального центра, то следует затронуть создание технопарков и особых экономических зон. Такие старания направлены, в первую очередь, для того, чтобы увеличить инновационный потенциал региона, привлечь инвестиции из других регионов, а также сформировать благоприятную среду для создания новых и более конкурентоспособных бизнес проектов и преимуществ, в том числе на мировой арене. Меры по их созданию заключаются в реализации образовательных, инфраструктурных и других проектов.

Остальными проблемами успешной реализации кластерной политики России, по мнению автора являются:

- небольшая развитость малого бизнеса, практически худшие инфраструктурные и организационные условия для реализации;

- слабый уровень доверия и взаимоотношений между субъектами деятельности;

- рассмотрение факторных условий в качестве основного детерминанта успешности развития кластеров.

Если говорить о федеральном уровне, то здесь существуют следующие проблемы:

- огромные различия между кластерами в зависимости, например, от их местоположения, организации внутренней;

- власти, находящиеся на различных уровнях стараются взять в пример опыт наиболее успешной кластеризации, что существенно снижает развитие кластерной политики из-за появления политик с аналогичными инструментами;

- развитие кластеров с одной и той же однотипной специализацией;

- использование термина «кластер» как современный модный бренд, что не приводит к наилучшим результатам;

- кластерная политика направлена на объединение интересов различных сторон, порой противоположных интересов, которые вовлечены в процесс кластеризации;

- в Российской Федерации на данный период времени нет кластерных программ, которые существуют в развитых странах и являются там основным инструментов государства в сфере развития кластерной политики.

На региональном уровне существуют несколько иные проблемы, такие как:

- низкая вкладываемость средств в развитие кластерной политики, недостаточная координация действий сторон, которые принимают участие в формировании данной политики;

- проблема закрепления вационном законодательстве рации;

- очень низкая степень участия бизнеса в финансировании проектов, связанных с инновацией, а также высокая степень бюрократизации процесса, связанного с принятием решений;

- слабая информационная поддержка продвижения развития кластерной политики в регионах;

- слабая вовлеченность бизнеса в выбор направлений научно-технической и инновационной деятельности, по которым планируются партнерские отношения;

- недостаточная определенность контрактных условий, если в случае уменьшения бюджетного финансирования, государство имеет право снижать количество выделенных средств.

Для решения обозначенных проблем необходимо определить приоритеты развития кластерной политики государства, которыми могут являться:

- нормативно-правовое регулирование, путем закрепления механизмов кластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации;

- формирование новых кластеров, путем внедрения новых форм информационных технологий и информационного обеспечения кластерной политики;

- создание региональных агентств, которые осуществляют консультации и услуги предприятиям-резидентам, также мониторинг того, как реализуются кластерные инициативы, таким образом требуется обеспечение информационно-аналитической поддержки кластеров;

- обеспечение необходимой организации бизнес сообществ, а также формирование организационной структуры управления кластерами, например, путем внедрения конкурсных программ, где участники кластера должны конкурировать за квоты и др.

- обеспечение стабильного развития существующих и стимулирование развития новых кластеров;

- разработка методики оценки эффективности развития кластеров в субъектах Российской Федерации, путем разработки критериев оценки эффективности;

- осуществление формирования подготовки кадров для региональных кластеров, путем привлечения квалифицированных специалистов из других регионов, а также тесное сотрудничество специалистов предприятий кластеров и высших учебных заведений.

Концепция кластеров предоставляет необходимый в настоящее время механизм исследования и реализации стратегии экономического развития, отличительными чертами и преимуществами которого выступают обязательное принятие динамической конкуренции и увязывание проблем макроуровня с особенными условиями функционирования отдельных бизнес сообществ. При этом главной целью кластерной политики является создание условий для формирования и успешного развития кластеров.

Каждый регион характеризуются собственной уникальностью, которая имеет значение для их конкурентоспособности, поэтому возможные направления кластерной политики следует искать на стыке локальных и глобальных перспектив развития кластеров. Опыт других стран и территорий, безусловно, важен при определении целей и разработке механизмов того, как будет реализовываться кластерная политика. Но несмотря на это, при одних или других инструментах государственного вмешательства в экономическое развитие, необходимо учитывать особенные местные условия. Существует множество межрегиональных различий в стартовых позициях, экономической структуре и институциональных особенностях, поэтому то, что работает в одном регионе, не обязательно приемлемо или выполнимо в другом.

Таким образом, для того, чтобы решить указанные выше проблемы, необходима сотрудничество и усиленная работа правительства Российской Федерации и бизнеса, улучшение взаимопонимания между всеми участниками кластерной политики, только так могут быть достигнуты необходимые результаты. Чтобы это осуществить, необходимо:

кластерной политики в инно-субъектов Российской Феде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Со стороны органов власти - выстроить понятную инфраструктуру, совершенствовать нормативно-правовую базу в области кластерной политики, совершить действия, для облегчения получения доступа предприятиями к источникам инвестиционных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

2. Со стороны предприятий - усилить взаимодействие с высшими учебными заведениями в целях повышения квалификации персонала, внедрить конкурсные программы для участников кластера, обеспечить развитие новых кластеров и осуществить поддержку существующих.

1. Барсуков Д.П., Кудряшов В.С. Формирование промышленного кластера: теоретические и методические аспекты. М: СПб, 2014. 170 с.

2. Белов В.И., Степанова Т.В. Территории опережающего развития как инструмент социально-экономической политики государства // В сборнике: Государство и бизнес. Современные проблемы экономики материалы X Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2018. С. 133-136.

3. Екимова К.В., Федина Е.В. Теоретические аспекты использования кластеров в формировании конкурентоспособной экономики // Вестник уральского института экономики, управления и права. 2013. № 3. С. 14-18.

4. Кудряшов В.С. Теоретические и методологические аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России на основе системного подхода // Петербургский экономический журнал. 2013. № 4. С. 74-78.

5. Кудряшов В.С., Туранова М.В. Теоретические аспекты инвестиций и оценки инвестиционной деятельности предприятий // Инвестиции в России. 2016. № 10 (261). С. 29-32.

6. Шраер А.В., Лапытова Е.В. Инновационные кластеры и кластеры компетенций: взаимосвязь понятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 8 (80). С. 11-18.

7. Щербина Е.А., Топоркова Ю.И., Зинкина Ю.И. Формирование оптимальной структуры и системы управления кластером // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 62-66.

Поступила в редакцию 20.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.