УДК: 338.3 ГРНТИ: 06.61.33 DOI: 10.32415/jscientia.2018.10.07
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ
А. В. Буга, В. С. Кудряшов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, 8
121 Кудряшов Вадим Сергеевич - [email protected]
В статье рассмотрен опыт формирования и развития туристских кластеров в зарубежных странах. Проведена оценка кластеризации туристской отрасли в зарубежной практике. Выявлены регионы, которые имеют наиболее развитую сеть туристских кластеров. Проведен анализ деятельности организаций, осуществляющих в Европе комплексную кластерную политику, выявлен положительный опыт и анализ необходимости подобного подхода в России.
Ключевые слова: инновации, кластер, туризм, развитие, регион, экономика.
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF CREATION AND DEVELOPMENT OF TOURIST CLUSTERS A. V. Buga, V. S. Kudryashov
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 8 Dnepropetrovsk St., 199178 Saint Petersburg, Russia
121 Kudryashov Vadim - [email protected]
The article considers the experience of formation and development of tourist clusters in foreign countries. The evaluation of clustering of the tourism industry in foreign practice. The regions that have the most developed network of tourist clusters are identified. The analysis of the activities of organizations implementing a comprehensive cluster policy in Europe, identified positive experience and analysis of the need for such an approach in Russia.
Keywords: innovation, cluster, tourism, development, region, economy.
Уже начиная с двухтысячных годов, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Counsil) сфера туризма заняла позицию быстрораз-вивающейся, а с 2005 года туризм стал крупнейшим элементом сферы услуг в мире, доля составила примерно 6,8% от мирового ВВП. Причина кроется в том, что благодаря туризму можно создать большое количество рабочих мест гораздо быстрее и легче, чем другие отрасли экономики.
В том числе в селах и деревнях есть возможность обеспечить рабочими местами большое количество населения благодаря идее сельского и экологического туризма [5]. Несмотря на риски, которые присутствуют всегда, по причине сезонности этой сферы, доходы от приезда туристов есть всегда, что и позволяет этой отрасли быть актуальной круглый год.
В мире на данный момент особой популярностью пользуется кластерный подход к организации сферы туризма. Это обосновано тем, что работа ведется в комплексе, позволяя обеспечивать большую занятость, удобную схему маневров между турфирмой, музеями и заповедниками, сувенирными магазинами, транспортом и другими смежными отраслями в туризме. Кроме того, для самих туристов — это большой выбор развлечений, выбора удобных условий проживания и передвижения, а также покупка наиболее качественных товаров, за что несут ответственность все участники кластера, заключая договоренность о качестве товара и услуги.
Кластер сегодня — это наиболее эффективный инструмент управления экономикой в условиях глобализации. Этот метод не только способствует повышению конкурентоспособности предприятий, но и одновременно является основой инновационного развития экономики [3]. Ключевые понятия кластера: концентрация, интеграция, кооперация и
конкуренция — во взаимосвязи дают эффект.
По причине быстрого развития мировой индустрии туризма, кластеры как интегрированные группы предприятий в сфере туристского бизнеса представляют собой глобальное явление. Они появились в первую очередь в развитых странах, но сейчас стали появляться и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой, обеспечивая значимую часть доходов государства [1].
В целом на сегодняшний день можно говорить о трех «центрах» кластерного развития, а именно: Североамериканском, Западноевропейском и Азиатском. Для региона Северной Америки характерна исторически сложившаяся ориентация на политику «малого вмешательства федерального власти в процесс кластеризации». На данный момент эксперты придерживаются мнения о том, что взаимодействие бизнеса и государства в США выглядит скорее как соперническое нежели партнерское.
В целом государственная политика США в сторону частного бизнеса не предусматривает его контроля в большей его части, а только в чрезвычайных случаях. Если оценивать общие особенности государственной политики стран Североамериканского региона по отношению к кластерам, то следует заметить, что официально она не оформлена в государственных документах национальной экономической стратегии.
Западноевропейский регион может считаться экспере-ментальной площадкой для проверки нововедений в государственной экономической политике в кластерном подходе [1].
Особенно следует отметить прогресс в этой сфере в Италии. Сейчас Италия стала одним из общепризнанных лидеров в сфере туризма. Около шестидесяти процентов мирового культурного наследия находится на территории
этой страны, и это напрямую способствует привлечению огромного числа туристов. По некоторым данным, около 80 млн. в туристов в год. По данным ВТО, Италия занимает 3 место по посещаемости наряду с Францией и США. Туризм занял в Италии четвертое место среди ведущих отраслей экономики - на ряду с такими сферами как текстильная промышленность, производство одежды и обуви, металлообработка, автомобилестроительная индустрия и производство транспортных средств. Италия сейчас страдает более от конкуренции в области туризма со стороны стран, проводящих политику более энергично и обладает лучшим взаимодействием государства и бизнеса. В первую очередь это Испания, вышедшая по объему доходов от туризма на второе место в мире после США, обогнав в том числе и Францию.
Туризм для экономики Израиля - одна из основных статей доходов государства. Доходы от туризма составляют примерно 4% от ВВП страны. В туристской сфере Израиля в работе туроператорами занято 83 тыс. человек, а это не считая того, что нужен еще обслуживающий персонал. Отличительной чертой израильского туризма является так называемый бизнес-туризм. Достижения израильского менеджмента в премиальном туризме достойны мирового признания. Для услуг того, чтобы иностранцы могли организовать выставку или конференцию в больших городах организованы крупные центры с площадками крытого и открытого выставочного пространства. Сфера туризма здесь выстроена так, чтобы четко отслеживать все дивиденды от туристской деятельности. Большая поддержка, которую оказывает государство туристической отрасли, в частности процессу кластеризации способствует повышенной заинтересованности туристских компаний и добросовестному отношения к своему бизнесу, но тем не менее государство также жестко держит ситуацию под контролем.
Также интересным представляется опыт Чехии. В данной стране властные структуры оказывают поддержку развитию туризма. В туристской сфере одной из основных бюджетных организаций является Чешский Центр туризма (ЧЦТ) при Министерстве местного развития Чешской Республики (ЧР). Основной задачей ЧЦТ является донесение достижений и положительных преобрадений Чехии за рубеж, предоставление заграничным туристам информации о культурных, исторических и природных достопримечательностях ЧР, проведение дополнительных акций по мотивации иностранных гостей страны к увеличению сроков пребывания в стране и росту экономической доходности от туризма. ЧЦТ также контролирует тенденцию изменения имиджа Чехии за рубежом посредством 12 загранпредставительств в 11 странах Европы, Америки и Азии. Представительства ЧЦТ за рубежом проводят презентации чешского туризма в целом, а также тех регионов страны, которые в этом смысле наиболее привлекательны. ЧЦТ является членом Европейской Комиссии по туризму, что также открывает ей возможности пропаганды Чехии в других странах.
В Индии же по сравнению с предыдущими странами, планирование и маркетинг туристского продукта осуществляется на трех различных уровнях: Министерства туризма (МТ), Индийской Корпорации развития туризма (ИКРТ), осуществляющей в основном услуги коммерции, а также уровня штатов. Главными целями и задачами ИКРТ являются: строительство и управление отелями, ресторанами, гостевыми резиденциями, курортами; предоставление транспортных услуг, развлекательных мероприятий для ту-
ристов; организация шоппингов; проведение презентационных мероприятий, которые способствуют привлечению иностранных туристов в Индию и пропаганда национальной значимости туризма внутри страны.
Особый интерес по многим причинам вызывает опыт развития турецкой туристской отрасли. В нынешний момент в Турции существует 7 эффективно функционирующих туристских кластера: Султанахмет (Sultanahmet), Кушадасы (Kusadasi), Мармарис (Marmaris), Фетхие (Fethiye), Таксим (Taksim), Каппадокия (Cappodoccia) и Анталия (Antalya). Все названные туристские кластеры, кроме Султанахмет и Каппадокия, основаны изначально на базе пляжного туризма. Наиболее популярным является Анталия. Следует особо отметить, что пляжные туристские кластеры формировались на основе знаменитого турецкого принципа «Все включено», который впоследствии стал маркетинговой составляющей стратегии управления национальным турпродуктом.
Доходы, полученные Турцией от туризма традиционно составляют немалую часть ВВП страны. Это стало реальностью в большой мере от массового применения уже знаменитого слогана «Все включено». Но не стоит думать, что внедрение и массовое использование данной системы автоматически ведет к увеличению потока туристов в регион, и приводит к большому количественному росту туристского сектора. Турецкий феномен может служить ярким примером того, как наиболее эффективно развивать и продвигать на внешний туристский рынок туристский потенциал своей страны, находить их преимущества и выставлять свою страну в выгодном свете с точки зрения экономики.
Отдельно стоит выделить контроль кластерных процессов в Норвегии. Innovation Norway - компания, которой владеет государство - с 2004 года реализует программы Норвежского туристического совета (Norwegian Tourist Board), Норвежской торговой палаты (the Norwegian Trade Council), Норвежского промышленного и регионального фонда развития (The Norwegian Industrial and Regional Development Fund), Правительственного консультационного офиса для инвесторов (the Government Consultative Office for Inventors). Innovation Norway представлена во регионах Норвегии, а также в 30 странах мира (в целях оказания услуг по продвижению бизнеса страны в них). Несмотря на довольно определенное общее направление деятельности, функции Innovation Norway формально могут быть поделены на 3 сферы: поддержка МСП, предпринимательства и развитие инновационного окружения (Innovation milieus). В последнюю сферу входят программы развития сетей, кластеров и других форм партнерских бизнес-отношений, научного сообщества и государства.
Именно Innovation Norway запустила первую в Норвегии кластерную программу «Арена» в 2002 году. А уже в 2006 году была реализована вторая программа, однако в этот раз консалтингового типа - Норвежские центры экспертизы. Обе программы - национальные, направленные на поддержку медленноразвивающихся кластеров в регионах. Программа Норвежских центров экспертизы направлена на поддержку наиболее динамичных и перспективных кластеров, такие можно условно назвать «кластерами мирового уровня».
VDI/VDE-IT - частная немецкая компания, основанная в 1978 году двумя крупными профессиональными ассоциациями инженеров в Европе. На данный момент компания имеет штат более чем в 100 специалистов: исследователи (в социальной сфере, в сфере естественных наук), инжене-
ры, инновационные менеджеры и экономисты находятся в ее составе. Кроме всего перечисленного, VDI/VDE-IT является оператором нескольких программ, реализуемых правительством Германии, в основном в сфере разработки и введения инноваций. Также с идеей выступило министерство экономики и технологий Германии VDI/VDE-IT предлагая к реализации программу центров компетенций (Competence Networks Germany), направленную на поддержу развития кластеров в регионах.
Приведенный выше пример может быть интересен тем, что частная компания выступила оператором федеральной кластерной программы. В мире существует достаточно широкая практика отдачи государством частным организациям части функций, связанных с поддержкой кластеров - это еще одна особенность многих зарубежных организаций, схожих по функционалу с ЦКР.
Чаще всего, речь идет об многоуровневых функциях, таких как кооперация, обмен опытом, обучение кластерных менеджеров, информационная поддержка кластерных инициатив, развитие сетей кластеров, продвижение и представление кластеров на региональном, национальном и международном уровнях. Еще одним примером страны, реализующей подобные функции можно назвать Францию и ее ассоциацию французских кластеров - «France Clusters (CDIF)», сотрудничающую с примерно 100 кластерами во всех регионах Франции. В Дании создана такая организация, как REG X - The Danish Cluster Academy, которая специализируется на консалтинговых услугах в сферах научно-исследовательской активности, обмена знаниями и опытом, формирования сетей и кластеров.
Правительство Дании финансирует две кластерные программы, реализуемые REG X. Первая программа посвящена выращиванию менеджерского персонала (в их образовательные модули входят такие части как стратегия кластера, анализ цепочки создания стоимости, международное продвижение кластера, коммуникации в кластере и пр.). Вторая же имеет своей специализацией реализацию современную инновационную политику и инновационные программы. Целевая аудитория такой программы это лица, способные на принятие быстрого стратегического решения, принадлежащие к бизнес-сообществу, к научному сообществу или органам государственной власти.
Третьей особенностью кластерной политики в регионах ЕС и ее отличием от отечественной практики можно считать то, что кластеры в странах ЕС поддерживаются многими частными компаниями и структурами власти. Вероятно по этой причине как такого "очага" кластеризации у страны нет, есть лишь организация, координирующая работу других организаций, реализующих кластерные программы. Например, в Норвегии, помимо уже описанной Innovation Norway (наиболее известного оператора), в активный процесс кластеризации вовлечены еще два инновационных агентства: SIVA, the Research Council of Norway.
Единый бюджет английских агентств регионального развития формируется за счет средств 6 правительственных департаментов. Oxford Research AS, реализовавшее масштабное исследование кластерной политики в странах Европы. Результатом исслодования стала такая статистика: более чем в 13 европейских странах как минимум на два министерства возложена обязанность поддержки кластеров, а также то, что прямой реализацией кластерной политики в большинстве стран Европы и на национальном, и на региональном уровнях занимаются агентства (входящие в
министерства). Далее выяснилось что большая часть исследуемых стран ЕС на национальном уровне имеют от одного до трех агентств, в обязанности которых входит задача развития кластеров. Лидирами тенденции можно назвать Ирландию и Финляндию с их 7 и 8 агентствами соответственно [2].
В результате в Европе была создана система поддержки кластеров в комплексе. То, насколько политика региона по продвижению идей кластера будет успешной во многом зависит от того, в какой мере удается построить комплексную поддержку со стороны государственных структур. Если коротко проводить параллель с Россией, то можно заметить, что в силу слабой согласованности экономических программ, малой интеграции идей кластерного подхода, отсутствия обязанностей и полномочий по поддержке кластеров у региональных органов государственной власти, такая поддержка носит краткосрочный характер.
К организациям, реализующим кластерную политику в европейских странах безусловно можно отнести организации, на национальном или наднациональном уровне оказывающие информационную, образовательную, консультационную, а также маркетинговую поддержку развивающимся в регионах кластерам и организациям, способстующим их развитию. Помимо этого, ряд таких организаций специализируются на обмене самой полезной и новой информацией, анализируют и помогают внедрять наиболее успешный зарубежный опыт. Важную роль играют структуры, созданные Европейским союзом для развития кластерной политики и самому процессу в странах - участниках ЕС.
Финансовую поддержку этим организациям оказывает структура ЕС - DG Enterprise and Industry of the European Commission. Координацию осуществляет Europe INNOVA. Ниже слежует краткая справка об этих общеевропейских инфраструктурных организаций, поддерживающих процессы развития кластеров.
Europe INNOVA - организация, созданная еще в 2006 году DG Enterprise and Industry of the European Commission с целью развития и внедрения новых подходов и инструментов к стимулированию активности в среде инноваций. Специализируется на таких объектах как инновационные агентства, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, организации развития кластера и тд. Начиная с 2009 года приоритетными стали три направления деятельности: трансграничная кооперация кластеров, наукоемкие услуги (knowledge-intensive services) и эко-инновации.
Center for Strategy and Competitiveness представляет собой институт, объединенный с Институтом Стратегии и Конкурентоспособности Гарвардской Бизнес Школы, возглавляемый идейным вдохновителем М. Портером. Есть даже несколько человек, которые также работают в Институте стратегии и конкурентоспособности. Реализуют проекты European Cluster Observatory и Europe INNOVA Cluster Mapping project. Также они входят в Глобальную Сеть Конкурентоспособности, ведя статистику по Швеции для Рейтинга Глобальной Конкурентоспособности Мирового Экономического Форума.
European Cluster Observatory - исследовательская организация, главным достижением которой является реализация проекта по выявлению и анализу кластеров в регионах Европы. Полученные результаты дополнены информацией о существующих организациях развития кластеров. В будущем ожидается пополнение информации об инфраструктуре, поддерживающей существующие кластеры.
Организация создана по инициативе Europe INNOVA и финансируемая комиссариатом по промышленной политике (Enterprise and Industry) Европейской Комиссии.
Еще одна интересная организация - European Cluster Policy Group. Была основана Европейской Комиссией в 2008 году. Европейская группа по кластерной политике наделена разрабоническими полномочиями и пишет рекомендации для Европейской Комиссии и стран-членов ЕС по вопросам развития кластеров мирового уровня в Европе.
European Cluster Alliance. Организация, созданная Europe INNOVA с целью развития кооперации и обмена самыми эффективными практиками между субъектами, проводящими кластерную политику: национальные, региональные власти, неправительственные организации, чья специализация лежит в сфере развития кластеров.
Cluster Innovation Platform. Организация, необходимая для развития трансграничного сотрудничества между организациями развития кластера в сфере поиска и тестирования новых инструментов стимулирования соответственной активности фирм, входящих в кластер. Основной акцент также делается на малых и средних предприятиях в сфере экоинноваций и биотехнологий, как на наиболее популярной в мире на данный момент.
ЛИТЕРАТУРА
Можно обобщить и отметить, что ЕС и РФ схожи в силу наличия большого экономического, политического и культурного различия регионов в странах. При этом уровень координации и инфраструктурной поддержки кластеров и центров кластерного развития (и других организаций, так или иначе реализующих кластерную политику) в России гораздо ниже, в том числе по причине отсутствия государственной поддержки [6]. Данные факторы, безусловно, сдерживают развитие процесс кластеризации и это является существенным отличием России и ЕС в данной сфере. Очень полезным и эффективным представляется внедрение европейской практики, связанной с обменом лучшими практиками, обучением кластерных менеджеров, межрегиональному взаимодействию органов государственной власти, реализующих кластерную политику, формированию сетей кластеров (в том числе включению кластеров в технологические платформы) в России [7], [8].
Можно сделать вывод, что опыт многих стран свидетельствует о том, что кластеры зачастую способствуют высокой эффективности экономики и таким путем повышают благосостояние государства. Формирование кластеров позволяет получить большую отдачу от тех сильных сторон и ресурсов, которыми обладает регион и в целом государство.
1. Белов В.И., Дмитриева Ю.О. Основные характеристики безработицы в РФ как социально-экономического явления // Синергия Наук. 2018. № 22. С. 417-422.
2. Гуриева Л.К. Региональная инновационная политика, или «New Economic Geography» // Экономические стратегии. 2015. № 5. С. 99-102.
3. Кудряшов В.С. Теоретические и методологические аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России на основе системного подхода // Петербургский экономический журнал. 2013. № 4. С. 74-78.
4. Кудряшов В.С., Туранова М.В. Теоретические аспекты инвестиций и оценки инвестиционной деятельности предприятий // Инвестиции в России. 2016. № 10 (261). С. 29-32.
5. Кудряшов В.С. Развитие государственной системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России // Петербургский экономический журнал. 2014. № 1. С. 28-33.
6. Питгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе. автореф. дисс. на соис. уч. степ. канд. наук. Иркутск. 2006.
7. Lebedev A.I., Khamadeeva Z.A., Matveeva L.D., Shcherbakov A.S., Shaigardanova V.Yu., Salisheva E.G. The prospects of innovative and nanotechnologies application in the industry of tourism and hospitality of Bashkortostan // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2017. Vol. 8. No. 4. Pp. 1075-1085.
8. Lebedev A.I., Usmanov I.Yu., Matveeva L.D., Shcherbakov A.S., Zaripova D.F., Kuypers Y. Experience of landscape and historical complexes allocation in historical settlements // Ponte. 2017. Vol. 73. No. 12S. Pp. 159-168.
Поступила в редакцию 20.10.2018