Научная статья на тему 'Стратегические подходы к формированию государственной кластерной политики на региональном уровне'

Стратегические подходы к формированию государственной кластерной политики на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ГОСУДАРСТВО / STATE / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / РЕГИОН / REGION / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов Вадим Сергеевич, Миронов Денис Евгеньевич

В статье рассмотрены стратегические подходы к формированию и реализации государственной кластерной политики на региональном уровне. Определена важность проведения кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики. Предложены этапы формирования региональной кластерной программы, основывающейся на стратегических альтернативах и избираемых стратегиях в целях разработки проектов по созданию кластеров в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудряшов Вадим Сергеевич, Миронов Денис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY OF THE FORMATION OF THE STATE OF CLUSTER POLICY AT THE REGIONAL LEVEL

The article discusses the formation and implementation of the state cluster policy at the regional level. It defines the importance of cluster policy in order to increase the competitiveness of the regional economy. It proposes stages of a regional cluster program formation, which allows us to formulate recommendations for its implementation in order to develop projects for the creation of clusters in the region.

Текст научной работы на тему «Стратегические подходы к формированию государственной кластерной политики на региональном уровне»

стратегические подходы к формированию

государственной кластерной

политики на региональном уровне

SUMMARY OF THE FORMATION OF THE STATE OF CLUSTER POLICY AT THE REGIONAL LEVEL

УДК 334.021

КУДРЯШОВ Вадим Сергеевич

старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, kudvad88@ yandex.ru

KUDRYASHOV, Vadim Sergeevich

Senior Lecturer of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

МИРОНОВ Денис Евгеньевич

заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, [email protected]

MIRONOV, Denis Evgenievich

Deputy Chairperson of the Committee on Industrial Policy and Innovations of Saint-Petersburg, [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены стратегические подходы к формированию и реализации государственной кластерной политики на региональном уровне. Определена важность проведения кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики. Предложены этапы формирования региональной кластерной программы, основывающейся на стратегических альтернативах и избираемых стратегиях в целях разработки проектов по созданию кластеров в регионе.

Ключевые слова: кластер, государство, кластерная политика, регион, развитие экономики.

Abstract.

The article discusses the formation and implementation of the state cluster policy at the regional level. It defines the importance of cluster policy in order to increase the competitiveness of the regional economy. It proposes stages of a regional cluster program formation, which allows us to formulate recommendations for its implementation in order to develop projects for the creation of clusters in the region.

Key words: cluster, state, cluster policy, the region, the development of the economy.

В современных условиях жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, как никогда остро, стоит вопрос повышения конкурентоспособности региональной экономики. Государственная политика предусматривает развитие и повышение эффективности региональной экономики на основе формирования кластеров.

Существуют различные подходы к определению понятия «кластер». По мнению Майкла Портера, под кластером понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности [1].

Опыт европейских стран, таких как Германия, Италия, Франция и Великобритания, позволяет сделать вывод об успешном применении кластеризации в различных отраслях экономики, в том числе в машиностроении, строительстве, легкой промышленности.

Экономика Германии основана на кластеризации малых и средних предприятий с небольшим штатом сотрудников, при этом их высокая квалификация позволяет обеспечивать производство новыми научными исследованиями. Основной упор делается на развитие производства автокомпонентов. Кластеризация экономики Италии ориентирована на успешное развитие индустриальных районов, расположенных в центральной и северо-восточной частях страны. В экономике Франции имеются свои особенности, сильно развит государственный сектор, в котором занято 25% рабочей силы, производится 30% продукции и ^ экспорта.

Реализация «Прогнозной технологической программы», разработанной в середине 1990-х годов на основе кластерного подхода, позволила Шотландии, Уэльсу, Северной Ирландии и северо-востоку Англии динамично развивать производство автомобилей, электроники, химикатов, продуктов питания, одежды и текстиля [2].

Внедрение кластеров дает неоспоримые конкурентные преимущества участникам кластерных структур, а именно:

• участие в долгосрочных программах взаимовыгодного сотрудничества, кооперации при финансировании внедрений НИОКР;

• субсидирование части затрат на внедрение промышленных образцов;

• развитая система правовой защиты регистрации изобретений;

• льготное налогообложение;

• возможность создания совместных программ по подготовке и переподготовке кадров, создание центров информационной поддержки развития кластеров [3].

Учитывая опыт европейских стран по созданию и внедрению кластерных систем, можно сделать вывод, что кластерный подход является перспективным направлением повышения конкурентоспособности продукции и эффективным механизмом активизации инновационных процессов, позволяющих синергиро-вать усилия государства и бизнес-сообщества, а также общественности к взаимовыгодному сотрудничеству, что приведет к повышению конкурентоспособности предприятий и организаций (участников кластера) и развитию региональной экономики в целом. Применение кластерного подхода на территории России позволит создать новую экономику, основанную на преимуществах внедрения кластерных структур, которые станут базой для дальнейшего перспективного и динамичного инновационного экономического развития всех регионов России.

Актуальность темы кластерного подхода в реализации государственной экономической политики России получила свое подтверждение на расширенном заседании Государственного совета РФ «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года. Одним из направлений концепции является поддержка развития кластерных инициатив, основанных на эффективном взаимодействии производственных структур бизнеса (поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских, образовательных организаций при поддержке органов государственной, региональной и местной власти в рамках территориально-производственных кластеров. Также приоритетным направлением в развитии национальной экономики признано увеличение темпов инновационно-промышленного развития страны на

основе проведения эффективной региональной кластерной политики [4].

Основной целью реализации региональной кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического развития и диверсификации экономики региона на основе повышения конкурентоспособности предприятий, образующих кластер.

Основным этапом разработки кластерной политики является формирование кластерной стратегии, которую в соответствии с многоуровневостью формирования необходимо разрабатывать как на национальном и региональном уровнях, так и на уровне предприятий и организаций, входящих в кластер.

Исходя из обозначенной роли кластеров в развитии экономических систем, а также кумулятивного характера процесса кластеризации, региональная кластерная стратегия должна являться составной частью стратегии социально-экономического развития региона в целом.

На основе анализа исследований кластеризации можно определить стратегические альтернативы формирования и развития отдельного кластера. Стратегические альтернативы определяются в зависимости от следующих факторов;

1. Стадии жизненного цикла кластеров, а именно:

• возникающие кластеры;

• кластеры на стадии развития;

• кластеры на стадии упадка.

Для возникающих кластеров необходимы стратегии поддержки их развития, включающие популяризацию использования кластерного подхода, создание форума для конструктивного диалога между потенциальными участниками кластеров, привлечение инвестиций в формирование кластера, экономическое стимулирование сотрудничества в научной, образовательной и маркетинговой деятельности.

Для кластеров на стадии развития необходимы поддержка предпринимательской деятельности, поиск новых источников финансирования, становление трансфера технологий, проведение эффективных маркетинговых исследований и расширение сбыта на внутреннем и внешнем рынках, проведение совместных исследований в области

разработок инновационной продукции для предприятий-участников кластера.

Для кластеров на стадии упадка необходимо создание общества взаимного кредитования, венчурных фондов и других объектов финансовой инфраструктуры в регионе, формирование банка инвестиционных проектов и привлечение новых инвестиций в кластер, а также расширение приграничного сотрудничества и сбыта на внутреннем и внешнем рынках.

2. Степени развития кластерных отношений, а именно:

• потенциальные кластеры;

• реальные кластеры.

Для потенциальных кластеров основными стратегиями развития являются: популяризация кластеризации, повышение уровня экономического образования сотрудников органов государственного управления и специалистов предприятий, разработка методов экономического стимулирования формирования кластеров и др.

Для реальных кластеров, которым свойственны полное организационное оформление и налаженные отношения сотрудничества, стратегическими альтернативами являются: формирование деловой инфраструктуры, осуществление программ совместного сбыта на внутренних и внешних рынках, привлечение инвестиций в кластер и др.

3. Цели и приоритеты в формировании кластерных связей и сотрудничества.

Программы кластерного развития могут быть ориентированы в следующих направлениях: расширение и углубление рынка на местном уровне и привлечение иностранных инвесторов. По этому фактору формирования кластерной стратегии возможны следующие стратегические альтернативы:

• стратегия национального (регионального) кластера. Целью данной стратегии является повышение конкурентоспособности страны/региона путем выявления кластеров в стране (регионе) и создания необходимых мер по их развитию. Преимущество данной стратегии заключается в том, что она может способствовать созданию особых конкурентных преимуществ страны (региона), которые сложно скопировать;

• стратегия интернациональных кластеров, которая предполагает создание кластеров на основе привлечения внешних поставщиков и иностранных инвесторов. Преимущество данной стратегии состоит в стремительном развитии региональной экономики. Недостаток данной стратегии заключается в том, что интернациональные кластеры могут являться предметом для конкуренции и копирования. Также возможен риск, что иностранные инвесторы по определенным причинам могут свернуть свои производственные мощности и уйти с рынка;

• смешанная стратегия. В данном случае происходит процесс объединения стратегии национального (регионального) развития кластера и стратегии развития интернационального кластера. Смешанная стратегия может привести к конкуренции и неопределенности среди стратегий, которые направлены на местные и иностранные предприятия.

Можно сделать вывод, что оптимальный набор стратегических альтернатив будет зависеть от местных ресурсов и возможностей самого кластера, а также от проводимой политики в этом направлении. Выбор стратегических альтернатив развития кластера может осуществляться по следующим основным критериям: реализуемость, достижимость цели, ресурсо-обеспеченность и минимизация рисков.

На основе определенных кластерных стратегий разрабатывается кластерная программа, которая включает мероприятия, конкретные сроки, затраты, а также источники финансирования и ответственных исполнителей. Кластерная программа разрабатывается по наиболее приоритетным направлениям, которые выявляются в ходе анализа и состоят из отдельных проектов, таких как проект популяризации кластерных инициатив, организации конкретного кластера, проект создания кластерной инфраструктуры, технического развития и трансграничного сотрудничества участников кластера и др.

Региональная кластерная программа является основной для развития механизмов государственно-частного партнерства и обеспечения эффективного взаимодействия между властью, бизнесом и наукой.

Кластерные программы повышения конкурентоспособности региональной экономики представляют собой комплекс кластерных проектов и включают в себя следующие проекты:

• проект создания деловой и кластерной инфраструктуры региона;

• проект организации определенных видов кластеров.

Взаимодействие в рамках кластерных программ предполагает партнерство государства и бизнеса - государственно-частное партнерство (ГЧП), которое основано на интеграции ресурсов государства и бизнеса с целью реализации совместных проектов в рамках взаимовыгодного сотрудничества, согласованности обязательств, ответственности сторон при реализации совместных целей, предполагая совместное управление [5].

Основным принципом государственно-частного партнерства является вовлечение в процесс представителей бизнес-сообществ, гражданских инициатив, ученых на всех этапах реализации программ с целью повышения их эффективности, объективности и достижения поставленных целей.

Управление проектом осуществляется с помощью создания организационной структуры управления, что предполагает создание координационного совета, тематических групп по проведению экономического анализа, планирования расходов и контролирования процесса.

Заказчиками региональных кластерных программ могут выступать региональные органы власти; разработчиками - научно-исследовательские и образовательные организации, организации по консалтингу, региональные центры экономического развития и центры маркетинга.

Финансовую составляющую кластерных программ могут обеспечить отечественные и международные организации. В случае привлечения иностранных доноров по организации и финансированию кластерных проектов статус программы изменяется на государственно-частно-международную программу.

Методика формирования региональной кластерной программы включает в себя следующие этапы:

78

петербургский экономический журнал • № 4 • 2014

Этап 1. Анализ предпосылок создания региональных кластерных объединений:

• анализ социально-экономических показателей для определения приоритетов кластерной политики в регионе;

• анализ статистических данных инновационной активности региона;

• SWOT-анализ региональной промышленности;

• анализ конкурентоспособности предприятий региона;

• идентификация кластеров;

• анализ сетевого сотрудничества в региональных кластерах;

• анализ конкурентоспособности кластеров.

Этап 2. Определение идеи кластерного проекта (формирование регионального кластера).

Этап 3. Планирование (анализ проблем; постановка приоритетных целей; формулирование стратегии; разработка структурной матрицы; построение графика мероприятий; анализ имеющихся и поступающих ресурсов).

Этап 4. Финансирование (обоснование и расчет необходимых финансовых ресурсов на основе логико-структурной матрицы; предложение источников финансирования кластерной региональной программы (региональный, местный бюджеты; государственное финансирование, включая собственность, финансирование, оказание услуг, гарантийное обеспечение банкам, налоговые льготы); средства предприятий-участников кластерного объединения, включая имущество, финансы, опыт, новаторство; средства международных инвесторов).

Этап 5. Реализация кластерного проекта (комплекс мер по организации выполнения проекта; мониторинг выполнения программы; создание структуры управления - создание Координационного совета из специалистов региональной экономики, некоммерческих организаций кластера, ученых, представителей финансирующих организаций; создание групп для проведения анализа; разработка мероприятий по планированию расходов; создание контролирующего органа) на основе показателей мониторинга по

методологии системы показателей Balanced Scorecard (BSC).

Методология BSC по определению эффективности кластерного проекта включает в себя следующие показатели:

• финансы (рост чистой прибыли предприятий кластера; средний уровень рентабельности активов; объем кредиторской задолженности предприятий кластера; убытки на предприятиях кластера);

• внутренние процессы (динамика роста объемов производства кластерного объединения, рост производительности труда, объем экспорта, объем инвестиций в основной капитал, количество созданных предприятий);

• клиенты (доля производства кластера в региональном промышленном производстве; рост объемов реализации; уровень конкурентоспособности лидирующих продуктов кластера, объем выполненных научно-исследовательских работ для кластера; численность персонала, прошедшего переподготовку для целей кластера в образовательных учреждениях кластера);

• инновации в обучение персонала (количество персонала, прошедшего подготовку в рамках кластерных проектов; количество инновационных предприятий; объем инновационной продукции; доля производства инновационной продукции; количество инновационных структур в кластере).

Этап 6. Оценка (анализ выполнения целевых показателей; оценка конкурентоспособности кластера; создание комплекса мер по корректировке действий).

В целом же проведение кластерной политики является одним из механизмов реализации программы социально-экономического развития региона и должно основываться на следующих принципах:

• создание нормативно-правовой базы внедрения кластеров;

• наличие государственной поддержки, которая выражается в разработке основных направлений кластерной политики и концепций развития кластеров, в наличии отработанного стимулирующего механизма поддержки кластерных инициатив;

• создание системы в виде конкретной и четкой структуры организации кластера;

• разграничение полномочий по внедрению и развитию кластеров между региональным и муниципальным уровнями власти.

Экономика России находится на начальном этапе внедрения кластерного подхода, но уже имеющийся опыт функционирования

кластеров позволяет сделать вывод об эффективности данного направления развития региональной экономики, способной соединить усилия государства, бизнеса и науки в целях своевременного решения экономических задач, стоящих на пути модернизации и повышения эффективного экономического развития России.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.

2. Кудряшов В. С. Анализ развития экономики европейских стран на основе кластерного подхода / Дизайн. Материалы. Технология. 2012. Т. 3. С. 107-108.

3. Губченкова А. С. Анализ сферы культуры Санкт-Петербурга и оценка возможностей реализации кластерных инициатив/ Петербургский экономический журнал. 2014. № 3. С. 71-72.

4. Официальный сайт президента России. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». URL: http:// archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (дата обращения: 10.11.2014).

5. Орлов Е. В. Применение кластерного подхода к управлению производственно-экономической сферой муниципального района на примере Костромского района Костромской области // Проблемы экономики, финансов и управления производством: сб. науч. тр. вузов. 2012. № 31. С. 67-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.