ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕГИОНЕ
И. А. НИЧУТИН
В статье проанализированы основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в регионе. В частности, представлен анализ показателей, характеризующих развитие малого и среднего бизнеса: количество малых предприятий, численность работников, размер инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий, размер оборота малых и средних предприятий, величина поступлений налогов на совокупный доход в разрезе районов и городов, размер среднемесячной заработной платы на малых предприятиях, размеры поддержки малых и средних предприятий и др. Определены ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства. Среди детерминирующих факторов, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в регионе, определены многочисленные административные барьеры, сложные процедуры лицензирования, необоснованные контрольно-ревизионные проверки.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, барьеры, региональные условия, государственная поддержка.
Как известно, предпринимательство в процессе исторического развития рыночной экономики приобрело специфический характер хозяйственного уклада. А малое предпринимательство сумело не просто отстоять свое право на существование в острейшей конкурентной борьбе с крупным производством, значительно превосходящим его по техническому оснащению, производительности, финансовой мощи, способности контролировать рынки и многим другим параметрам, но и занять ведущие позиции не только в развивающихся странах, что представляется вполне естественным, но и в странах с развитой рыночной экономикой, где
еще совсем недавно безраздельно господствовали гигантские корпорации [1].
Рассмотрим основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в одном из регионов России - Тамбовской области. Так, к началу 2012 г. в Тамбовской области функционировало 8603 малых и средних предприятия, помимо этого, около 28000 чел. занимались индивидуальной предпринимательской деятельностью [5].
Численность работников малых и средних предприятий составила почти 79 тыс. чел. Их распределение по основным видам экономической деятельности представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Структура распределения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей Тамбовской области по основным видам экономической деятельности в 2011 г. (%)
По-прежнему для субъектов малого предпринимательства наиболее привлекательными видами деятельности остаются оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых
изделий и предметов личного пользования. Этими видами деятельности занимаются 40,5 % малых предприятий и 58,7 % индивидуальных предпринимателей (рис. 2).
Рис. 2. Доля оборота малый и средних предприятий в обороте организаций Тамбовской области в 2011 г.
Оборот малых и средних предприятий в 2011 г. достиг 114,5 млрд руб. и составил 41,4 % от общего оборота всех предприятий и организаций области
(276,4 млрд руб.) (рис. 3). Оборот розничной торговли на 74 % формировался субъектами малого и среднего предпринимательства [6].
Рис. 3. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в обороте розничной торговли тамбовской области в 2011 г. (%)
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий в 2011 г. составили 23,8 млрд рублей, что в 1,9 раза больше чем в 2010 г. (рис. 4).
В 2011 г. среднемесячная заработная плата на малых предприятиях составила 11782 руб., что на 8 % выше уровня 2010 г. При этом зарплата на малых предприятиях на 22,3 % ниже, чем в среднем по крупным и средним предприятиям (15163 руб.) [3].
2010 2 С11
Рис. 4. Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий Тамбовской области в 2010-2011 гг., млрд руб.
Значительна и составляющая малого и среднего предпринимательства в консолидированном бюджете области. Общая сумма поступлений по налогам на совокупный доход за 2011 г. составила 1071,4 млн руб., что на 11,1 % больше 2010 г.
(964,4 млн руб.). В собственных доходах местных бюджетов налоги на совокупный доход в 2011 г. составили 13 % (540 млн руб.), и находятся на третьем месте после налога на доходы физических лиц и земельного налога (рис. 5) [5].
Рис. 5. Поступления налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Тамбовской области субъектов малого и среднего предпринимательства, млн руб.
Что касается поступлений налогов на совокупный доход в разрезе районов и городов Тамбовской области, ситуация выглядит следующим образом (табл. 1). Среди всех муниципальных образований области только Токаревский район
и г. Котовск не выполнили годовые бюджетные назначения. Процент выполнения годовых бюджетных назначений в них составил 99,9 и 95,0 % соответственно.
Таблица 1
Поступления налогов на совокупный доход в местные бюджеты и бюджет Тамбовской области в 2011-2012 гг. [6]
Наименование района Годовые бюджетные назначения по ЕНВД, тыс. руб. Фактическое поступление за 2012 г., тыс. руб. Фактическое поступление за 2011 г., тыс. руб. 2012 в % к 2011 г. Процент выполнения годовых бюджетных назначений
Районы:
Бондарский 3430,0 3487,3 3019,6 115,5 101,7
Гавриловский 2462,0 2487,8 2343,9 106,1 101,0
Жердевский 12787,6 12790,4 12395,4 103,2 100,0
Знаменский 5230,0 5298,1 4539,4 116,7 101,3
Инжавинский 7243,0 7765,7 7094,6 109,5 107,2
Кирсановский 2506,0 2600,4 2241,8 116,0 103,8
Мичуринский 4665,0 4798,4 4218,5 113,7 102,9
Мордовский 5894,0 6302,7 5453,6 115,6 106,9
Моршанский 3600,0 3956,8 3761,4 105,2 109,9
Мучкапский 5690,6 5709,7 5638,4 101,3 100,3
Никифоровский 5473,0 5581,4 4925,3 113,3 102,0
Первомайский 8405,5 8437,6 7755,5 108,8 100,4
Петровский 4443,0 4479,7 4709,6 95,1 100,8
Пичаевский 3451,1 3455,6 2895,3 119,4 100,1
Рассказовский 2500,0 2658,7 2245,0 118,4 106,3
Ржаксинский 6256,1 6369,8 5430,2 117,3 101,8
Сампурский 4340,0 4344,7 4127,2 105,3 100,1
Сосновский 8121,3 9808,1 8500,7 115,4 120,8
Староюрьевский 5464,5 5488,9 4953,2 110,8 100,4
Тамбовский 19200,0 19290,8 17131,5 112,6 100,5
Токаревский 6070,2 6064,7 5340,7 113,6 99,9
Уваровский 1650,0 1657,7 1520,7 109,0 100,5
Уметский 2309,4 2310,2 2077,2 111,2 100,0
Итого по районам: 131192,3 135145,1 122318,7 110,5 103,0
Города:
Кирсанов 15100,0 15523,2 14617,3 106,2 102,8
Котовск 15258,6 14492,6 12422,1 116,7 95,0
Моршанск 29100,0 29637,3 27237,2 108,8 101,8
Мичуринск 45192,8 52736,5 44708,3 118,0 116,7
Рассказово 24580,0 24683,0 23635,7 104,4 100,4
Тамбов 296624,0 298611,6 266486,9 112,1 100,7
Уварово 14110,0 14163,3 13109,4 108,0 100,4
Итого по городам: 439965,4 449847,5 402216,9 111,8 102,2
Всего по области: 571157,7 584992,7 524535,6 111,5 102,4
В 2011 г. была проделана значительная работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, при этом первоочередной задачей было сохранение и создание новых рабочих мест, с достойным уровнем зарплаты.
Основное внимание было сосредоточено на финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства предоставлено 28 поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства
перед кредитными организациями на общую сумму более 172 млн руб., что позволило привлечь кредитов на сумму 361 млн руб. Всего Фондом за 2009-2011 гг. предоставлено 87 поручительства на сумму порядка 421,7 млн руб. [36].
Произведено субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по 43 договорам лизинга оборудования 2 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 25,74 млн руб. Субсидирование затрат по договорам на присоединение энергопринимающих
устройств к электрическом сети произведено 5 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму более 1,8 млн руб.
По прежнему серьезное внимание в 2011 г. уделялось поддержке малых и средних инновационных предприятий. Предоставлено 19 грантов начинающим малым инновационным предприятиям по 500 тыс. руб. на общую сумму 9,5 млн руб. Выделены субсидии по 5 млн руб. четырем малым и средним предприятиям, осуществляющим затраты на технологические инновации. Предоставлено 200 грантов по 250 тыс. руб. начинающим субъектам малого предпринимательства, созданным безработными, работниками, находящиеся под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил на общую сумму 50 млн руб.
Всего в 2011 г. на реализацию мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009-2011 гг. направлено 132,7 млн руб., в том числе более 107 млн руб. средств федерального бюджета, что позволило сохранить 2708 и создать возможность для организации 875 новых рабочих мест.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства производилась и управлением сельского хозяйства области при софинан-сировании из федерального бюджета по линии Минсельхоза России. Различные виды субсидий на общую сумму более 270,5 млн руб. получили 806 субъектов малого предпринимательства -сельхозтоваропроизводителей и 1706 граждан ведущих личное подсобное хозяйство. По линии Минздравсоцразвития России управлением занятости населения области были произведены выплаты безработным гражданам, открывающим собственное дело (58,8 тыс. руб.) на общую сумму 240,7 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета порядка 229 млн руб., в результате чего были созданы 3152 субъекта малого предпринимательства. По линии Минобрнауки России поддержку получили 13 субъектов малого предпринимательства на общую сумму более 8,2 млн руб.
Кредитными организациями области в 2011 г. было выдано субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов на общую сумму порядка 25,5 млрд руб., что более чем в 1,5 раза больше, чем в 2010 г. (16,8 млрд руб.) (рис. 6).
Рис. 6. Динамика объема кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (млн руб.)
На постоянном контроле у правительства Российской Федерации находится имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства, основной целью которой является сохранение за субъектами малого и среднего предпринимательства, арендуемых ими помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности, и предоставление им преимущественного права на выкуп этих помещений. За 2009-2011 гг. ими было выкуплено 337 объектов общей площа-
дью более 55,7 тыс. м2 на общую сумму более 827,5 млн руб. В утвержденные перечни областного и муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 01.01.2012 г. включены 304 объекта общей площадью более 41,5 тыс. м2 Площадь областного и муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, на 1 января 2012 г. соста-
вила почти 91 тыс. м2, сумма арендной платы более 212 млн руб.
Довольно хорошо зарекомендовал себя механизм выдачи поручительств по кредитам субъектам малого и среднего бизнеса. К примеру, в Тамбовской области в направлении финансовой поддержки продолжается предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациями за счет средств Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области. В 2010 г. капитализация Фонда составила 315,7 млн руб. За 2009-2010 гг. Фондом было выдано 59 поручительств на общую сумму более 253 млн руб., что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства получить кредитов на сумму 362,4 млн руб., создать возможность для организации 291 нового рабочего места. В 2010 г. Фонд выдал 25 поручительств на общую сумму 115,48 млн руб., что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредитов на сумму 136,7 млн руб., сохранить 516 и создать возможность для организации 120 новых рабочих мест. Конечно, очевидна положительная динамика, однако для перелома ситуации с развитием малого бизнеса необходима более активная политика. При этом необходимо понимать, что речь идет не только о государственной активности, но активности самих предпринимателей [6].
Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства сдерживается многочисленными административными барьерами, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, выделении производственных, офисных и торговых помещений, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций, многочисленными и не всегда обоснованными проверками. По экспертным оценкам каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров.
Административные барьеры начинаются прямо с момента создания бизнеса, то есть уже на этапе регистрации. К примеру, по результатам опросов, проведенных Тамбостатом (среди опрошенных представители промышленных предприятий (14,7 %), производства и торговли продовольственными (51,6 %) и промышленными (14,7 %) товарами, предприятий по оказанию бытовых услуг (24,2 %). Одна треть опрошенных представляет организации с численностью до 5 чел., 23,2 % - с численностью от 6 до 10 чел., 28,4 % - с численностью от 11 до 40 чел., 5 чел. -от организаций с численностью от 150 чел. и бо-
лее), выяснилось, что лишь 56,8 % экспертов считают, что правила и условия регистрации являются понятными и прозрачными, 10 % признались, что процедура регистрации является крайне запутанной [5].
Главной причиной этого назвали то обстоятельство, что «требования постоянно меняются», «нет четкой и ясной системы регистрации», а также противоречивое законодательство. Многие респонденты жаловались на то, что регистрация проходит слишком долго, и иногда по факту с учетом подготовительных этапов может достигать до трех месяцев [5]. При этом необходимо понимать, что в опросе участвовали предприниматели, уже прошедшие регистрацию, а что говорить о потенциальных претендентах.
Второй явный административный барьер - это лицензирование. При этом надо понимать, что львиная доля лицензий субъектов малого бизнеса выдается органами местной власти. Около 57 % респондентов считают, что «требования постоянно меняются», «нет четкой и ясной системы регистрации», а также указывают на противоречивое законодательство. Серьезным недостатком являются и сроки. За одну-две недели смогли оформить лицензию только четверть обратившихся за ней предпринимателей. Половина опрошенных отметили, что лицензирование занимает около месяца. Кроме того, серьезным недостатком лицензирования называют и сроки ее обновления [5]. Около половины лицензий обновляется ежегодно, около 15 % - один раз в квартал или полгода. Большинство респондентов подвергли сомнению целесообразность таких сроков действия лицензий. Не последнее место здесь, возможно, занимают финансовые интересы администрации, поскольку лицензирование связано с определенными взносами.
Что касается осуществления контрольно-ревизионных проверок, то, конечно, существенная работа уже сделана. В частности, подписан Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», который обозначил направления совершенствования по этому вопросу. Для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок принят Федеральный закон от 26.12 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Также 26.12.2008 г. был подписан Федеральный закон № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» [2-4]. Вместе с тем, жизнь показывает, что этих мер явно недостаточно и поводов для проверок, в том числе внеочередных остается достаточно.
Литература
1. Булгаков С. Н. Два града. Т. 1. М., 1992.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: федер. закон от 26.12.2008 г. № 293-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12 2008 г. № 294-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О работе малых предприятий Тамбовской области: аналитическая записка. Тамбов, 2012.
6. Официальный сайт Управления по развитию промышленности и предпринимательства администрации Тамбовской области. URL: http:// prom-pred.tambov.gov.ru.
* * *
TENDENCIES AND DEVELOPMENT PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION
I. A. Nichutin
In article the main tendencies of development of small and medium business in the region are analyzed. In particular the analysis of the indicators characterizing development of small and medium business is submitted: number of small enterprises, number of workers, the size of investments into fixed capital of small and medium-sized enterprises, the size of a turn of small and medium-sized enterprises, size of receipts of taxes on the cumulative income in a section of areas and the cities, the size of an average monthly salary at small enterprises, the amount of support of small and medium-sized enterprises, etc. Key problems of development of small and medium business are defined. Among the determining factors constraining development of small and medium business in the region, the numerous administrative barriers, difficult procedures of licensing, unreasonable control and auditing checks are defined.
Key words: business, small and medium business, barriers, regional conditions, state support.