мические и инвестиционные проекты, имеющие общенациональное значение. Это была бы одна из мер, направленная на недопущение формирования и преобладания моноэтнических групп иностранных граждан в различных сферах хозяйственной деятельности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учеб. / МГУ им. Ломоносова. - М.: Проспект, 2008 - 538 с.
2. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ; Академический Проект, 2007. - 472 с.
3. Международная трудовая миграция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/m-tmdovaya-migraciya.html
УДК 332.14(571.66)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
Л.И. Кулакова
Филиал Дальневосточного федерального университета, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
Малый бизнес играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития российских регионов, в связи с чем содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства. В настоящей статье рассмотрены роль и значение бизнеса в развитии экономики, меры государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства Камчатского края и достигнутые результаты.
Ключевые слова: региональная экономика, развитие предпринимательства, управленческие механизмы.
Cooperation peculiarities between business and authority for generation cluster policy. L.I. Kulakova (Far Eastern Federal University branch in, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
Small business plays an essential role in ensuring stability of social and economic development of Russian regions, in this connection assistance to development of small and medium business is officially recognized as one of key priorities of social and economic policy of the state. The present article considers the role and value of business in development of the economy, measures of the state support provided to subjects of small and medium business of Kamchatka region and the results obtained.
Key words: regional economy, business development, management arrangements.
Мировая практика показывает, что государство и бизнес существуют, дополняя друг друга. Определяя направления социально-экономического развития территории (региона, города, района), каждая из сторон постоянно ищет альтернативные пути взаимодействия. Роль и значение бизнеса наиболее полно раскрываются при анализе его политической, экономической и социальной активности.
В сфере политических отношений малое предпринимательство оказывает активное влияние на политическую стабильность в обществе. Являясь наиболее многочисленным классом, представители малого и среднего предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектами борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
В сфере экономики субъекты малого и среднего предпринимательства легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и быстро реагируют на потребности общества. В социальной сфере
малые и средние предприятия являются фундаментальной основой формирования среднего класса, а следовательно, способствуют ослаблению социальной дифференциации, сглаживанию противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями населения.
Характер взаимодействия бизнеса и власти является важным показателем состояния общества в целом. Цель такого взаимодействия заключается в снижении социальной напряженности, привлечении инвестиций в экономику и развитие приоритетных для территории отраслей экономики посредством формирования кластеров.
Мировой опыт доказывает значимость кластеров в развитии региональных и национальных экономик, так как кластеры способствуют повышению конкурентоспособности не только предприятий, стимулируя развитие научных исследований и разработок; обеспечивая свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей.
Для достижения поставленных целей и в силу того, что органы власти на региональном и муниципальном уровнях призваны решать вопросы, направленные на повышение качества жизни населения, принят ряд нормативных правовых документов, направленных на оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства как основным потенциальным участникам кластеров.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне Российской Федерации обеспечивается системой правовых актов, включая Конституцию Российской Федерации, целый ряд федеральных законов, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ. Наиболее важным из числа комплексных законодательных и нормативных актов является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В рамках данного законодательного акта определены следующие полномочия органов местного самоуправления в части вопросов малого и среднего предпринимательства:
- формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
- формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
- содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
- образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Кроме комплексных законодательных актов, регулирующих вопросы поддержки малого предпринимательства, есть ряд иных важных законодательных актов, реализация которых оказывает положительное влияние на развитие малого предпринимательства. В частности, следует отметить следующие:
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции от 02.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014) призван обеспечить регламентацию деятельности органов государственной исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов в целях устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В нем коренным образом пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, предусмотрена имущественная ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае совершения противоправных действий. Существенно ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, разработан механизм контроля проведения проверок со стороны предпринимателей путем ведения журнала контроля проверок для хозяйствующих субъектов. В последнем обращении с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Президент Российской Федерации предложил создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер, и будет видно, кто ее инициировал, в отношении кого она проводилась, какие мотивы были у проверяющего органа и, самое главное, какие результаты получены в ходе этой проверки [4].
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 02.07.2013) позволил обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упростить вхождение на рынок новым хозяйствующим
субъектам и создать условия для стабильной работы предпринимательских структур. Данный закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает единый порядок лицензирования на территории Российской Федерации, что в итоге устраняет необоснованные ограничения и административные барьеры свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
- Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 21.12.2013) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощает порядок предоставления и получения документов при их создании, реорганизации и ликвидации.
- Федеральный закон от 22.08.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в редакции от 02.07.2013) регулирует отношения органов власти и предпринимательских структур, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
- Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации...» (в редакции от 25.06.2012) для отдельных категорий средних и малых предприятий была введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (Закон РФ от 29.12.1995 № 222-ФЗ), а также предусмотрен принцип упрощенной системы налогообложения - вмененного налога (Закон РФ от 31.07.1998 № 148-ФЗ).
В качестве важного правового акта, регулирующего развитие предпринимательства, можно выделить Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», регламентирующее распределение и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте РФ.
Возвращаясь к федеральному законодательству о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 15.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену федеральному закону 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Статья 30 Федерального закона № 44-ФЗ предполагает специальный режим размещения государственного и муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством которого развитие малых и средних предприятий приобрело положительную динамику.
В Камчатском крае сформирована нормативная правовая база в сфере развития предпринимательства. Действует Закон Камчатского края от 18.06.2008 № 71 «О развитии малого и среднего предпринимательства Камчатского края», Закон Камчатского края от 05.10.2012 № 121 «О патентной системе налогообложения в Камчатском крае». В 2009 г. снижена налоговая ставка для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утверждены порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование СМСП, а также порядок и условия предоставления в аренду СМСП государственного имущества.
Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства, что отражено в распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
В качестве одного из инструментов взаимодействия бизнеса и власти выступают муниципальные программы, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Проведенные исследования о результатах реализации муниципальных программ в Камчатском крае отражают положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае.
Малый и средний бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики Камчатского края и, в значительной мере, занимает те позиции, которые приносят высокую добавленную стоимость и характеризуются быстрым оборотом средств.
Структура субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае, по отраслям экономики, отражена на рис. 1.
■ торговля
■ операции с недвижимым имуществом
■ строительство
■ связь
■ обрабатывающие производства
Рис. 1. Структура субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Камчатского края, %, (рассчитано по [7])
За последние пять лет количество малых и средних предприятий возросло с 2910 ед. в 2009 г. до 4921 ед. в 2012 г., или в 1,7 раза, а количество индивидуальных предпринимателей с 11 276 чел. в 2009 г. до 13 254 чел. в 2012 г., или на 17,5%. Но следует отметить, что численность крестьянских (фермерских) хозяйств сократилась на 1,7%, что является отрицательной тенденцией.
На 1 тысячу человек населения в Камчатском крае приходится 15 субъектов малого и среднего предпринимательства, в Хабаровском крае - 14, в Приморье - 15, в Якутии - 13.
Показатели, отражающие динамику развития малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае, по состоянию на 01.01.2013 отражены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика развития малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае [7]
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Количество малых и средних предприятий (включая микропредприятия), ед. 18303 18414 16484
в том числе:
малые предприятия, ед. 542 629 645
микропредприятия, ед. 2933 4341 4473
средние предприятия, ед. 44 41 47
индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, ед. 12965 13292 13249
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых (включая микропредприятия) и средних предприятиях, чел. 28623 30281 31264
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % 22,7 24,0 25,1
Оборот малых и средних предприятий, млн руб. 59562,9 69033,0 79567,9
Доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций, % 43,9 46,4 45,8
Инвестиции в основной капитал малых (включая микропредприятия) и средних предприятий, млн руб. 1602,8 3 345,1 4298,5
Доля инвестиций малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в общем объеме инвестиций в Камчатском крае, % 4,9 9,9 11,2
17,4
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта, % 11,6 13,0 13,2
Налоги, уплаченные субъектами малого и среднего предпринимательства, млн руб 1128,4 1321,15 1607,7
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях, тыс. руб. 23,3 25,6 27,4
Данные результаты в Камчатском крае достигнуты посредством реализации в 2010-2012 гг. государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемой в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 09.12.2009 № 479-П, на реализацию которой направлено 731,4 млн руб., в том числе из краевого бюджета - 119,1 млн руб., привлечены средства из федерального бюджета в размере 289,9 млн руб.
За 2010-2012 гг. финансово-кредитная поддержка оказана 515 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 290,8 млн руб.
В 2010-2012 гг. представители более 2500 субъектов малого бизнеса приняли участие в 113 обучающих мероприятиях.
С целью обмена информацией о технологиях производства товаров и услуг, повышения профессионального мастерства, проведения маркетинговых исследований, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий в Камчатском крае в 2010-2012 гг., проведен ряд региональных и международных выставок для субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых приняло участие более 300 камчатских предпринимателей.
Информационная поддержка оказывается посредством обеспечения функционирования раздела «Малый и средний бизнес» на официальном сайте правительства Камчатского края www.kamchatka.gov.ru, который ежедневно посещают в среднем 420 человек. Также для субъектов малого и среднего предпринимательства действуют информационный сайт Камчатского государственного фонда поддержки предпринимательства www.kamfond.ru, сайт Камчатского выставочного центра www.kamexpocenter.ru, специальный сайт «Лидер качества Камчатского края» www.kamlider.ru.
Осуществляется методическое обеспечение органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и содействие им в разработке мер по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.
По состоянию на 01.01.2013 во всех муниципальных районах в Камчатском крае были приняты муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате проведенного отбора в целях предоставления субсидий местным бюджетам на поддержку муниципальных целевых программ развития СМСП муниципальные программы 14 муниципальных образований в Камчатском крае в 2010-2012 гг. получили финансовую поддержку в размере 24,9 млн руб.
Проблемные вопросы, связанные с ведением бизнеса на территории Камчатского края, рассматриваются на заседаниях Инвестиционного совета в Камчатском крае, Совета в сфере развития малого и среднего предпринимательства при правительстве Камчатского края, во время круглых столов и заседаний рабочей группы по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности.
Конечно, есть причины, препятствующие развитию малого бизнеса в регионе, и основными из них являются высокий процент по кредитам для малого бизнеса и значительный уровень материального (имущественного) обеспечения; высокая стоимость тарифов на энергоресурсы; высокая стоимость транспортировки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных сопутствующих материалов, необходимых для производства товаров и услуг на территории региона. Но, несмотря на существующие проблемы, в последние годы бизнес и власть доказали, что могут плодотворно взаимодействовать в интересах общества.
Оказываемые меры государственной поддержки отражаются на макроэкономических показателях Камчатского края. Важнейшим показателем социально-экономического развития территории является ВРП, в том числе на душу населения. Внутренний региональный продукт за пе-
риод оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с 2009 г. по 2011 г. вырос на 19,1%, в том числе на душу населения ВРП вырос на 20,5%. Сравнение среднедушевого ВРП Камчатского края с производством среднедушевого валового регионального продукта России и Дальневосточного федерального округа представлено на рис. 2.
450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
■ Камчатский край ДВФО 1РФ
2008
2009
2010
2011
Рис. 2. Показатели среднедушевого ВРП Камчатского края с производством среднедушевого валового регионального продукта России и Дальневосточного федерального округа,
руб. (рассчитано по [7])
Доходы на душу населения выросли на 30,9%, среднегодовая численность занятых в экономике выросла на 0,16%, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилась на 15%. Инвестиции в основной капитал выросли на 47,8%, а на душу населения на 49,6%. Основные макроэкономические показатели динамики развития Камчатского края отражены в табл. 2.
Таблица 2
Макроэкономические показатели динамики развития Камчатского края [7]
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
ВРП, млн руб. 94643,2 103123,2 112750,5
в том числе на душу населения, руб. 291953,6 319849,2 351348,4
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в мес. 24051 27010 28965 31482
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 185,2 189,1 189,5 185,5
в т. ч. занятые научными разработками, чел. 286 292 294 319
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 24385 32615 33860 36054
в том числе на душу населения, руб. 75224 101160 105515 112545
Ведущими видами экономической деятельности являются розничная торговля и общественное питание (33,0%), операции с недвижимым имуществом (17,4%), строительство (13,9%), связь (3,4%) и обрабатывающие производства (5,6%). На долю малых предприятий (юридических лиц) промышленного производства приходится 11,7%, из них 10,3% - на производство пищевых продуктов, ремонт машин и оборудования, полиграфическую и издательскую деятельность.
Удельный вес малых предприятий, занятых в сфере рыболовства, составляет 8,0%, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды составляет 12,0%.
Развитие предпринимательства в Камчатском крае поддерживается не только на региональном, но и на муниципальном уровнях. Создана и функционирует сеть организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства, при участии которых на территории муниципальных образований реализуются основные меры государственной поддержки и развития предпринимательства, осуществляется обратная связь, позволяющая ориентировать систему поддержки малого и среднего предпринимательства на реальные потребности и интересы малого и среднего бизнеса.
Результатом деятельности органов государственной и муниципальной власти являются доходы консолидированного бюджета, показатели которого отражены в табл. 3.
Таблица 3
Доходы консолидированного бюджета Камчатского края [7]
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Доходы всего, млн руб., в т. ч. 38529,0 44641,9 54836,3 53706,5
налог на прибыль организаций, млн руб. 1167,7 1956,8 2260,4 2628,6
налог на доходы физических лиц, млн руб. 8134,4 9114,6 9904,6 11099,8
налоги на имущество, млн руб. 939,9 1010,8 1181,7 1516,2
безвозмездные поступления, млн руб. 24633,6 28481,5 36845,1 34324,2
Несмотря на положительную динамику развития в 2012 г., Камчатский край занимает не самые высокие позиции по социально-экономическим показателям среди регионов Российской Федерации, но методичное и взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти в ближайшие годы может способствовать достижению более высоких результатов.
Следует отметить, что наряду с показателями, отражающими развитие малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае, негативным фактором, оказавшим отрицательное влияние на развитие малого бизнеса Российской Федерации, стало то, что в 2013 г. в главу 26.2 Налогового кодекса РФ внесены существенные изменения, непосредственно затрагивающие интересы субъектов малого бизнеса, уплачивающих налоги с применением упрощенной системы налогообложения, так называемую упрощенку. Для них размер страховых выплат был увеличен более чем в два раза - с 19 425 руб. до 35 664 руб. ежегодно. В среднем по России это привело к резкому, практически 15%, сокращению численности малых предприятий. Более 600 000 индивидуальных предпринимателей в стране решили закрыть свою деятельность в 2013 г. Возможно, большинство из них продолжают работать, но только в «тени».
Если брать в расчет, что ранее каждый предприниматель должен был заплатить в государственную казну примерно 35 000 руб., общие потери госбюджета достаточно велики. Уже сейчас заметно, что увеличение суммы страховых взносов привело к замедлению развития российского малого бизнеса, недостатку налоговых доходов и другим, не менее значимым проблемам в экономике [10].
Органы власти не могли не заметить таких последствий, и 23.07.2013 был подписан федеральный закон № 237-ФЗ о дифференцированных страховых взносах. По мнению чиновников, с помощью данного закона российские предприниматели смогут более комфортно осуществлять свою деятельность. Но, справедливости ради, следует отметить, что новые поправки касаются далеко не всех индивидуальных предпринимателей.
Принятие такого рода мер, по меньшей мере, можно считать нерациональным. Сегодня в целях «отступления» от сырьевой зависимости государством определено социально-экономическое развитие территорий ориентировать на малый бизнес. Для этого рассмотрены дополнительные меры государственной поддержки, которые заключаются в следующем:
- для впервые зарегистрированных малых предприятий могут быть введены налоговые каникулы, то есть освобождение на два года от уплаты всех налогов и обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию;
- введен специальный налоговый режим для самозанятых граждан, предусматривающий упрощенную систему налогообложения на основе патента;
- во всех российских регионах разработаны и утверждены государственные и муниципальные программы, направленные на развитие малого бизнеса, выделяются колоссальные финансовые средства на их реализацию (в особенности предоставление государственных гарантий);
- принято решение увеличить обязательную долю участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и других организаций, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Предполагается, такая доля должна составить с 1 января 2014 г. не менее 10%, с 1 января 2015 г. - не менее 18%, а с 1 января 2017 г. - не менее 25% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками. А мероприятия фискальной политики, увеличивающие финансовую нагрузку, сводят все старания, направленные на поддержку малого бизнеса, на нет.
Во всем мире малый бизнес играет важную роль в развитии экономики. В странах ЕС, в США, Японии и других странах количество малых предприятий в расчете на 1 тысячу жителей составляет 40-55 единиц, а доля в ВВП составляет 50-60%. Малый бизнес в России значительно отстает от развитых стран. Согласно данным Росстата и ФНС России по состоянию на 1 января 2013 г. в стране было зарегистрировано более 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято около 18 млн человек, что составляет четверть всех занятых - почти 20% ВВП, и более того эти показатели ухудшаются.
Взаимодействие бизнеса и власти в России направлено на повышение уровня доходов и улучшение качества жизни населения. Для этого малому бизнесу оказываются меры государственной поддержки, которые являются катализатором для частных инвестиций в экономику страны. Но увеличение налоговой нагрузки препятствует синергетическому эффекту, развитию инноваций, формированию кластерных инициатив и, как следствие, ведет к сокращению доходной части всех уровней бюджетов и возможному росту теневой экономики.
Литература
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // РГ. - Федеральный выпуск № 6056.
2. О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования / Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 237-Ф3 // РГ. - Федеральный выпуск № 6139.
3. Интегральные показатели развития малого предпринимательства / В.В. Буев, С.В. Мигин, Н.В. Смирнов, А.А. Шамрай, А.М. Шестоперов. - М.: Вектра, 2007. - 46 с.
4. Иванова Н.Ю. Социально-экономические функции малого бизнеса в российской экономике. - М: Высшая школа, 2003. - 327 с.
5. Никульшин А.В. Совершенствование практики поддержки малого предпринимательства и программы социально-экономического развития субъектов Федерации // Современные тенденции развития экономики России. - М.: ИЭ РАН, 2007. - С. 49-67.
6. Онучак В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 2. - С. 87.
7. Статистический сборник. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2012. - 441 с.
8. Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bs-life.ru.
УДК 657.6:378.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
В УНИВЕРСИТЕТЕ
Т.В. Ножкина
Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
В статье рассматривается целесообразность создания службы внутреннего аудита в государственном вузе, имеющем специфику деятельности, отличную от других хозяйствующих субъектов; раскрывается схема взаимоотношений службы внутреннего аудита с другими подразделениями вуза, а также даны конструктивные рекомендации по совершенствованию процесса проведения внутреннего аудита в университете.
Ключевые слова: внутренний аудит, государственный вуз, хозяйствующие субъекты, конструктивные рекомендации.