Научная статья на тему 'Тенденции и подходы в развитии систем дополнительного образования'

Тенденции и подходы в развитии систем дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / АКАДЕМИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНЫЙ ПРОЦЕССЫ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ACADEMY / REGULATORY REQUIREMENTS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / UNDERGRADUATE PROGRAMMER / EDUCATIONAL PROCESSES / SCIENTIFIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Лобашев Игорь Валерьевич

В статье представлены нормативно-правовые требования Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования, направленные на усиление взаимосвязи научного и учебного процессов в образовательной деятельности высших учебных заведений вида «академия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND APPROACHES IN DEVELOPMENT OF SYSTEMS OF EXTENDED EDUCATION

The paper presents the regulatory requirements of the Russian Federation in the area of higher education focused on strengthening the relation of scientific and educational processes in the educational activities of higher educational institutions such as «Academy»

Текст научной работы на тему «Тенденции и подходы в развитии систем дополнительного образования»

ТЕНДЕНЦИИ И ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ р

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Q

Л

Лобашев В.Д. Е

Лобашев И.В. М

та

В статье рассмотрены современные проблемы обучения профессионально высоко подготовленных специалистов. Приводится начальный анализ педагогических подходов к организации учебного процесса. Выдвигаются аргументы необходимости приобретения дополнительного профессионального образования I J

В

This article deals with the modern problematic education of highly skilled specialists. This text present initial analysis of a pedagogical approach to arrangement of curricula

plans. Some arguments of necessity of complementary vocational education have been U

advance д

Р

Ключевые слова: постиндустриальное информационное общество, базовые О

компетентности, формы обучения, информационные и производственные ф

технологии fij

С

Keywords: post-industrial information society, basic competence, forms of education, ^

informational and production technologies Д

О

Конкурентоспособность современного специалиста в решающей 3

степени определяется его квалификацией. В настоящем вузы России под- Л

готавливают бакалавров по двум, максимум трём специальностям. Для О4

сравнения: на выпуске образовательные учреждения Европы обеспечи- 3

вают своих выпускников знаниями-умениями в 4-5 областях-професси- Г

ях, в Японии обучающиеся получают до 8 специальностей. В настоящее О

время базисом формирования профессии в Российских образовательных Q

стандартах приняты «компетенции». В определяющей мере их комплекс- б

ная, системная информативная насыщенность, многофункциональность и А

широта охвата образовательного пространства гарантируют выпускникам 3

профессиональных учебных заведений занятость в предстоящей трудовой О

деятельности. Именно сочетание, «перекрытие», функциональное объ- W

единение областей профессионального обучения, достигаемое средствами О

дополнительного образования, позволяет создавать (конструировать) не- д которую широкую (достаточную и необходимую) компетенцию будущего профессионала.

Личность не желает, чтобы её формировали. Она строит себя сама. Природа личности ограничивает возможности влияния на неё извне. Каждый человек выстраивает своё мировоззрение сообразно законам универсального миропорядка. В современной картине мира можно увидеть логику самоорганизации духовного развития человечества через образ - идеальное

иррационально-стохатистическое начало и через число - строго детерминистическое определение последовательности событий. В процессе обучения происходит мировоззренческое возвышение самосознания обучающегося (в первую очередь личностных ценностей) до уровня абсолютных смыслов. Современный человек утверждается в том, что процессы самоорганизации в природе, социуме, культуре в значительной мере взаимообусловлены. Само знание выступает как условие к внутреннему преображению человека. Такое познание, обретая направленность духовного поиска, из частной, узкопрофессиональной деятельности превращается в смысло-определяющую жизненную ориентацию. Познание выступает как процесс, в котором субъект стремится к постижению истины и тем самым изменяет, совершенствует себя.

Технотронная революция накладывает свой отпечаток на характер восприятия действительности. В обучении происходит энергичный поворот от раскрытия и обоснования предметных характеристик изучаемых предметов, фактов, явлений к освоению технологической стороны всех составляющих знания о трансформации систем, видов, форм бытия. Увидеть процессуаль-ность мира - таково основное направление современной модернизации образования. Освоение знания становится сутью усвоения его движения; образование становится «институтом воспроизводства движения».

Парадоксально, но факт - научно-технический прогресс предопределил не увеличение, а уменьшение информационного объёма знаний, жизненно необходимых каждому индивиду в повседневной жизни, но что ещё более настораживает (и в какой-то мере проливает свет на первопричины явления социально-физического угасания человека) - происходит резкое снижение требований к «интеллектуально-физическому ресурсу» индивида, необходимого для его существования. Прогресс, привнося глубокую специализацию, лишая индивида необходимости поддерживать навыки выживания, оставил решение культуросоответствия человека своим исходным биологическим требованиям и потенциалам на его же личностную ответственность. Одна из насущных задач образования - «наделить» индивида качественно содержательной мерой ответственности за собственное существование и продолжение вида, ответственностью перед самим собой и социумом. Но всё же пока расширение «культурно-бытового» профессионализма носит социально желательный, но не жизненно необходимый характер.

В условиях постиндустриального информационного общества характерным является господство теории над эмпиризмом. И в этой ситуации особую роль приобретают оверстраты (социально-синтетические группы) интеллектуалов, которые воплощают и материализуют современную власть знания - власть, полностью задающую и определяющую стратификационные (осевые, центрические) структуры в информационном обществе. Обществом отмечается важность формирования когнитарната - группы людей, обладающих большими интеллектуальными возможностями, способных к

выдвижению перспективных идей, отличающихся высокой информационной культурой. Технологичность обучения диктует чёткие обязательные законы обработки и отчуждения (учебной) информации. Применяемые практико-ориентированные системы обучения разрабатывают и применяют алгоритмы кодификации знаний в абстрактные системы символов, которые могут быть применены к множеству самых различных ситуаций. Знания качественно «воссоединяют» вещее и идеальное в возможностях, способностях и готов-ностях индивидуума к самореализации. Современность отмечает явную гуманитаризацию производства: все национальные экономики становятся менее технократичными и всё более гуманными и социальными. Актуальными становятся корреспондентное обучение, очные тьюториалы, компетентност-ная ориентация целей-задач обучения. При этом необходимо учесть: базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, они многомерны и многоаспектны, так как включают познавательные, операционно-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. В докладе международной комиссии по образованию XXI века (ЮНЕСКО, 1997) отмечается, что сегодня понятие «квалификация» в традиционном смысле этого слова уступает место во многих современных областях человеческой деятельности понятию развивающейся («эволютивной») компетенции и способности к адаптации.

Социум настоятельно требует интенсификации процессов обучения, конкретизации целей-задач систем образования. Отмечаются следующие тенденции реформ (в первую очередь развития и модернизации подходов) профессионального образования.

■ Диалогический подход основан на позиции-взгляде: положения диалогического подхода, эффективно решая вопросы специфической профессиональной подготовки специалистов в системах «человек человек», «человек социальная система», в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность гуманистической методологии воспитания (одной из трёх основных дидактических функций). Являясь составной частью дидактических процессов, понятия «воспитание» и «успешное обучение», при их законченной реализации, в комплексе обеспечивают выполнение чётко оговоренного заказа общества перед (профессиональной) школой на подготовку личности, приобретающей и активно овладевающей в процессах профессионального образования навыками и качествами конкурентоспособного участника рыночных отношений.

■ Технократический подход направлен на парирование повышающейся ущербности «человеческого фактора», активное формирование интеллекта, развитие поискового типа мышления, ориентированного на мобильность и адекватное реагирование на производственно-технические реалии, социальные подвижки, новационные информационные потоки, что обеспечивает

значительное снижение доли «операторских» ошибок (Б.П. Есипов, Г. Майоров, Н.М. Скаткин).

■ Гуманитарная концепция - (Р. Берне, С.Л. Рубинштейн, А.В. Леонтьев, П.С. Розов, Р.Н. Шиянов) - как итог предполагает повышение самоценности человека, смену ценностей карьерного роста на ценности общечеловеческие, формирование ценностно-смысловой ориентации на цели длительной перспективы.

■ Концепция целостного мира - (Э.Д. Днепров, В.Г. Киселёв, В.М. Филиппов) - преследует цель объединения двух направлений культуры - естественнонаучного и гуманитарного. Необходимо освобождение профессионала от плена узкости его деятельности, «раздвижение» поля его интересов и проявлений.

■ Системно-деятельностный подход обусловливает построение содержания обучения в соответствии с диалектико-материалистическим принципом единства знания и деятельности. Превращение, модернизация деятельности из внешней, что обязательно содержит этап практического воплощения, во внутреннюю преобразует-трансформирует объективное содержание знаний в их субъективное отражение-свёртку в виде моделей с надлежащими характеристиками. При этом обобщение идёт лишь по тем свойствам предметов, которые входят в ориентировочные основы действий.

■ На базе проблемно-задачного подхода создаётся некоторая модель интегративно-модульного построения учебного процесса, в котором за минимальную дозу (смысловую единицу) обучения - принимается модуль (А.П. Беляева). Конструируемая структурная основа предметно-деятельност-ных отношений (схема и маршрут первоначально предлагается преподавателем) позволяет «проводить» обучаемого (при активно-деятельностном его участии) по системе профессиональных перспективных линий, позволяющих ему накопить определённый объём дидактических знаний и опыта.

■ Когнитивный подход - один из путей активного обучения. В подходе обращено внимание на психологию и дидактику, как возможные пути (маршруты) оптимизации учебного процесса.

Методы когнитивного обучения оригинальны в той мере, в какой они предполагают научить учиться, думать, рефлексировать минуя процесс приобретения знаний или ментальные процедуры свойственные данному полю деятельности. Исследования подтверждают отсутствие прямой корреляции между обучаемостью как некоторой общей способностью к обучению и интеллектом и креативностью. Широко применяемый на практике этот подход призван исправлять недостатки, корректировать процессы познавательно-интеллектуальной деятельности, развивая, при этом, внимание, память, мыслительную способность, восприятие, волю. Подход позволяет преподавателю реализовать основные положения теории когнитивного обучения:

- не игнорируется субъективный опыт учащихся; он не отделяется от процесса познания;

- субъективная активность имеет своими источниками: внутренний мир, отношение, поведение, потребности, цели;

- личная значимость знаний не определяется их суммой;

- адаптируется система образования к ученику, но не наоборот.

Этапы реализации когнитивного подхода:

- формирование положительного отношения к предмету, интереса к преподавателю, к деятельности;

- организация систематической поисковой деятельности, активности и поисковой самостоятельности.

Общие черты методов когнитивного обучения:

- придание большей значимости когнитивным процессам по сравнению с восприятием репликативных знаний;

- соотнесение и управление в процессе обучения с эмоционально-волевыми и мотивационными факторами;

- подчёркнутая важность метапознания в процессе переноса «обучающих» знаний (обращается внимание на процедуры контроля и регулирования, которые объект применяет в своей когнитивной деятельности, а также знания об этой деятельности, которыми он обладает).

■ Коннективизм - один из подходов проведения исследований в области искусственного интеллекта. На его базисе разрабатываются теории обучения цифрового века. Используются идеи немецкого философа Вилема Флуссера, утверждавшего, что люди - всего лишь узлы информационных сетей, получающих, передающих, перерабатывающих информацию, и что без целостности сети они - ничто! В чистом виде коннективизм предполагает, что личность не вырабатывает информацию, а получает её в некотором относительно готовом виде - это непрозрачный момент в рассматриваемой теории.

Учение (согласно выдвигаемым идеям коннективизма) осуществляется в среде, где постоянно происходит изменение элементов, на которых основывается знание. Процесс крайне динамичен, а потому все выводы основываются на постоянно изменяющихся посылках. Учение не может полностью управляться личностью, оно поддерживается извне. Личность не порождает знание сама по себе, её деятельность состоит из связывания источников информации, что позволяет ей подниматься на более высокий уровень понимания. Источниками информации могут быть как люди, так и технические устройства. В процессуальной реализации этого подхода подчёркивается непривычное для «серийного» понимания свойство объекта (информации) - неприложимость закона сохранения: информация возникает как бы из ничего и может бесследно исчезнуть: знание - река, а не резервуар... Коннективизм - это симбиоз взглядов, полученных в исследованиях

нейронных сетей, процессов самоорганизации хаоса, синергетики и педагогических представлений теории деятельности, модифицированных и перенесённых в контекст учебной теории.

■ В рамках праксиологического подхода, отражающего интеграцию теории и профессиональной деятельности, приоритетность личностно-смысло-вой сферы обучающихся, а также нацеленность профессионально-педагогической подготовки специалистов на эффективность их труда в практической деятельности, рассматривается как ориентация на успех, положительное решение задач.

Основные характеристики личностно-праксиологического подхода:

- приоритетность в исследовании личностно-смысловой сферы обучающегося;

- признание ценности свойств и организации процессов взаимодействия преподавателя и обучающихся;

- подчёркивание самостоятельности обучающегося в постановке цели, определении и решение конкретных учебных задач;

- безусловное исполнение преподавателем роли «генератора» учебной деятельности, при активной позиции обучающегося, раскрывающего свой творческий потенциал.

■ Контекстное обучение предполагает организацию логики знаний в будущей профессиональной деятельности, как активных элементов, выступающих средством регуляции динамически изменяющейся профессиональной деятельности, взятой в её предметном и социальном контексте. Акцент в деятельности смещается с учебной информации на ситуацию практического действия. (Это объясняется интенсивным привлечением в теоретическое обучение навыков, представленных почти исключительно в практической деятельности: им не хватает поля обоснования своего ареала, доказательности абсолютности и применимости). Контекстное обучение, в котором особенно активно проявляется эта когнитивная ситуация, предполагает деятельно-функциональное понимание профессии, внесённое в учебный процесс как единство содержательной и процессуальной стороны совместной деятельности субъектов процесса обучения. Привнесённая, активизированная учебная информация становится ориентировочным основанием, обретает статус базисного знания, отражающего экстраполяционную составляющую хода будущего обучения в процессе освоения профессии.

■ К ведущим тенденциям развития профессионального образования, основанных на утверждающихся идеях компетентностного подхода (начало - 1990-е годы), относят: дифференциацию - вариативность как реакцию на требования внешней среды; регионализацию - ориентацию на комплексное социально-экономическое развитие региона; непрерывность - преемственность различных уровней, структур, систем образования; повышение

значимости - как объективную обратную реакцию на требования социума; развитие корпоративных форм дополнительного профессионального образования.

Анализ апробированных в длительной практике систем дополнительного профессионального обучения показывает на присутствие содержательных отличий, предопределяющих их предпочтительность и широту применения в различные исторические периоды:

- адресность в выполнении заказа социума в форме погашения потребности в рабочей силе конкретной заявляемой на данный период группы профессий, при одновременно-параллельном удовлетворении запроса, возможностей и готовности самих обучающихся;

- сочетаемость качеств выпускников основных профилирующих профессий, обучаемых по данной системе, методике, со смежными и дополняющими в аналогичных технологических производствах; все системы профессионального обучения в различной степени проявляют свойства комфортности, дополняемости, сочетаемости, но одновременно - дополнительности и автономности;

- стабильность в определённый период времени, устойчивость результатов обучения - эти качества отслеживаются через параметры надёжности и эффективности обучения в плане соотношения «затраты - результат», где результат сравнения времени обучения и времени сохранения профессиональных умений (реже - навыков) выступает первичным определяющим параметром;

- наиболее успешно развиваемые психофизиологические качества отражают глубокую специфику и строгую сочетаемость системы обучения и требований к выпускаемым специалистам (внимание, усидчивость, управляемость реакций - наиболее характерны для водителей транспортных средств [ж/д], операторов; кропотливость, устойчивость к внешним раздражителям, способность к длительному неотрывному, но творческому труду - свойственны профессиям, связанным с росписью, вязанием, резьбой и т.д.);

- коллективно-индивидуальное предпочтение - раскрывается в соответствии системы обучения характеру труда, требующего строго сбалансированного адекватного проявления личностного, творческого, исполнительского, коллективного, индивидуального и т.п. начал в производственной деятельности выпускника;

- сочетаемость и преемственность различных форм теоретического и практического (производственного) обучения;

- возможность и эффективность решения воспитательных задач в части организации (мини-) модели производственных отношений;

- лёгкость коррекции алгоритма и возможных маршрутов обучения;

- соответствие формы общения с обучаемыми в рамках применяемой образовательной парадигмы;

- практическая целесообразность и эффективность привносимых элементов педагогической новизны, быстрота замены, поглощения, трансформации элементов, подлежащих модификации, либо замене;

- способность к преобразованиям с сохранением действенных алгоритмов обучения;

- привлекаемые дидактические средства, их место, роль, значение.

Практика предъявляет следующие основные условия и ограничения,

наиболее ярко проявляющиеся при построении педагогических моделей дополнительного образования и определяющие специфику педагогического процесса дообучения индивида в выбранной им области знаний как системного явления:

- системности или целостности - возможность построения организованного под эгидой целеполагания и целесообразности набора эквифиналь-ных маршрутов обучения, ведущих при изначально различных способностях и возможностях отдельных обучающихся, к практически равнозначным (по крайне мере - равновеликим и равноценным) уровням обученности по окончанию курса обучения;

- социальности - определяющей активизацию формирования социальной активности педагогов, руководителей, учащихся: процесс обучения реализуется двумя активными участниками: педагогом и учеником, преподавателем и студентом - на поле педагогических технологий (последние выступают в форме фактологических совокупностей граничных условий и систем алгебр специфических педагогических логик, определяющих условия наибольших эффективности и надёжности функционирования педагогического процесса);

- перспективности опережающего характера управления - управление по правилам учёта предшествующего, текущего и планируемого событий (так называемая «река времени»), и построение маршрута обучения с использованием выявленных закономерностей;

- целостности, единства и иерархичности управления самим процессом обучения - выполнение практической корреляции последующего изложения на основании оценок «пройденного» материала;

- непрерывности, цикличности и динамичности;

- эффективности управления, предполагающей перманентную оптимизацию маршрута самого процесса обучения с ориентацией на конечный результат (который в случае личностно-ориентированного обучения, предполагается и обосновывается самим заказчиком - обучающимся, стремящимся к дополнительному образованию).

Радикальное решение проблемы достижения индивидуальных благ, стабилизации социальной роли, преумножения личностного капитала обязывает обучающегося находить возможности приобретения дополнительного профессионального образования, совершенствовать и повышать квалификацию, стремиться к личностному совершенствованию - иной ситуации на рынке труда современная экономика не приемлет!

Достижение выделенных педагогических ориентиров на практике означает активизацию (воспитание) в личности качеств самореализации на базе приобретённых специализированных умений и навыков. Дополнительное профессиональное образование в различной степени находит отражение и присутствует в следующих формах обучения:

- личностный подход - отражает объективную потребность общества в реализации различных систем образования, что диктуется диалектикой и демократическими принципами социального развития и в первую очередь принципами непрерывного образования;

- индивидуально-модульное обучение - конструирует и совершенствует технологии, способствующие концентрации педагогических усилий на решении задач индивидуального маршрута обучения;

- коллективно-индивидуальное обучение - тривиально в своих проявлениях, но хорошо технологически отлажено и, непрерывно подвергаясь модификациям, весьма удачно решает текущие проблемы и частные задачи дополнительного профессионального обучения; на практике рассматриваются следующие основные условия его предпочтительности:

- массовость подготовки специалистов, владеющих основами данной профессиональной деятельности;

- присутствие контрастно выделенных ощутимых удобств дальнейшего обучения данной специальности, уменьшающих необходимость повторов и осуществление обучения на существующей учебной базе;

- технологически неотделимый процесс совершенствования специальных видов деятельности личности в коллективе применительно к данной профессии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коллективно-модульное обучение, которое, будучи комплексным, по содержанию, явлением, выявляет:

- конкурентность, соревновательность функционирования различных качеств личности, проявляющихся внутри учебных групп;

- механизмы выдвижения лидера, процессы и характер конкуренции лидеров, реакций остальных членов коллектива; учебный коллектив осваивает алгоритмы фасилитации, ингибиции и авторитаризма в организации деятельности групп и отдельных специалистов;

- возможность формирования личностно-профессиональной батареи тестов-вопросников, выявляющих в режимах объективной стороннего и

внутреннего контроля (самоконтроля) уровень приобретения дополнительных знаний, умений и навыков.

Внедрение прогрессивных информационных и производственных технологий предопределяет возрастающую потребность в специалистах, обладающих всё более совершенными профессиональными навыками при одновременной жёсткой потребности в их широкой компетенции. Необходимость непрерывного повышения квалификации, что в среднем занимает для каждого профессионала 1-2 месяца в год, в течение активной трудовой деятельности составляет 5-6 лет. Это сравнимо с получением дополнительного высшего образования. Один из начальных шагов по этой лестнице непрерывного обучения (обучения через жизнь) является освоение обучающимися дополнительных курсов, предоставляющих им возможность освоения знаний и совершенствование умений в выбранной области практической деятельности.

В общем случае образованность граждан страны и уровень развития науки - главные показатели её потенциальных способностей к развитию и конкуренции на всех мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.