Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития системы организации каникулярного времени'

Тенденции и перспективы развития системы организации каникулярного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / КАНИКУЛЫ / VACATION / FREE TIME / ORGANIZATION OF LEISURE TIME / CHILDREN'S REST / HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фришман Ирина Игоревна

Развитие системы отдыха и оздоровления требует осмысления понятия «каникулярное время». Тенденции и перспективы организации отдыха детей взаимосвязаны с развитием образовательного пространства и социальных явлений, происходящих в государстве и обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF VACATIONS

The development of the system of leisure and health improvement needs understanding the notion of “vacation time”. The tendencies and perspectives of organization of leisure of kids are connected with the development of the educational environment and social phenomena taking place in the state and society.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития системы организации каникулярного времени»

УДК 379.835 ББК Ч420.058.582

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 5

ГСНТИ 14.35.07

53

Код ВАК 13.00.01

Фришман Ирина Игоревна,

директор научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО ФДО), заместитель председателя СПО ФДО; главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия наук; 109012, г. Москва, пл. Новая, д. 8, стр. 1; e-mail: [email protected]

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: каникулярное время; свободное время; организация досуга; детский отдых; каникулы.

АННОТАЦИЯ. Развитие системы отдыха и оздоровления требует осмысления понятия «каникулярное время». Тенденции и перспективы организации отдыха детей взаимосвязаны с развитием образовательного пространства и социальных явлений, происходящих в государстве и обществе.

Frishman Irina Igorevna,

Director of the Scientific-practical Center of the International Union of Social Organizations "Union of Pioneer Organizations -Federation of Children's Organizations" (UPO-FCO), Deputy Chairwoman of the UPO-FCO, Leading Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Acafamy of Sciences, Moscow, Russia.

TRENDS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF VACATIONS

KEYWORDS: vacation; free time; organization of leisure time; children's rest; holidays.

ABSTRACT. The development of the system of leisure and health improvement needs understanding the notion of "vacation time". The tendencies and perspectives of organization of leisure of kids are connected with the development of the educational environment and social phenomena taking place in the state and society.

Прошедший 2016 год был связан с юбилеями тех, кто на долгие годы во многом определил тенденции и перспективы развития системы организации каникулярного времени. Это те люди, по чьим идеям, книгам, выступлениями, лекциям, а для особенных везунчиков - по личным встречам и общению сверяли и сверяют часы и минуты счастья каникул от Калининграда до Находки. Хотя с момента ухода этих людей прошло много времени, началось третье тысячелетие, пришло новое поколение строителей системы. Речь идет о М. Б. Коваль, С. А. Шмакове, О. С. Газмане. Это люди общей системы, потому что они открыли в своей жизни секрет, без которого нельзя ничего умножить, а только поделить или даже потерять. Его смог описать С. Михалков:

Держава детства далеко Осталась позади. «Хочу назад!» — сказать легко... Попробуй! Попади! А я могу! Но свой секрет Я не открою вам, Как я уже десятки лет Живу и тут, и там. Начало размышлений о тенденциях и перспективах системы организации каникулярного времени в такой необычной форме связано с тем, что за последние годы при знакомстве со сборниками конферен-

ций, текстами резолюций, государственными решениями по проблемам отдыха и оздоровления детей удивляешься тому, как можно было так быстро переучиться писать, считать, работать, размышлять о времени каникул бессердечно, сухо, на языке цифр и обязательного социально-экономического эффекта! Вроде бы и прошла только четверть века, а порой и меньше с того времени, когда были созданы первые общественные объединения организаторов детского отдыха, тех, кто был уверен в формуле «Дети +». Для них этот выбор определил и тенденции, и перспективы, которые являются альфой и омегой смены видов деятельности, отношений, образа жизни и встречи с тем, кого до сих пор дети с любовью называют вожатым.

Читая диссертационные исследования, курсовые работы, видишь ряд имен, которые ничего не говорят исследователям. Но по общим требованиям их надо написать, иначе будет неформат. А ведь каникулярное время - это и есть неформат. Наверное, многие обратили внимание, что речь идет не о понятии «системы отдыха и оздоровления детей», а о понятии «каникулярное время».

Впервые об этом заговорили в далекие девяностые, когда деятельность пионерских лагерей стала по-настоящему острой государственной проблемой [1, с. 9]. Ведь богат-

© Фришман И. И., 2017

ПЕДАГОГИКА УРАЛЬСКИХ КАНИКУЛ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

54

ство есть, а хозяев нет. Скоро все поменялось. Возвращаясь к понятию «каникулярное время», считаю возможным процитировать гипотезу кандидатской диссертации С. В. Барканова, защищенной в 2004 г. [3, с. 210]. С удовольствием поделюсь его научным предвидением. Благодаря его усилиям многое было разработано и осуществлено -форумы организаторов детского отдыха, конкурсы вожатых детских лагерей, программы деятельности.

Развитие системы организации каникулярного отдыха и оздоровления детей на федеральном уровне будет эффективным при совокупности социальных и педагогических условий развития этой системы:

- психолого-педагогических - возможность выбора ребенком форм отдыха и оздоровления, удовлетворения потребностей, создания условий для социализации, реализации, вариативности, наличие программно-методического обеспечения педагогического процесса, создание положительной мотивации у всех участников оздоровительно-образовательной деятельности через систему стимулирования и повышения профессиональной компетенции педагогов;

- организационно-управленческих - развитие общественных структур с целью обновления форм и методов организации каникулярного времени детей;

- нормативно-правовых - разработка нормативного обеспечения, защищающего систему организации каникулярного отдыха и оздоровления детей, позволяющего ей обеспечить гарантии детей на отдых и оздоровление и экономически саморазвиваться в рыночных условиях.

Мы разделяем мнение многих исследователей о том, что система каникулярного времени обладает всеми философскими атрибутами: целостностью, устойчивостью связей ее элементов, внутренним единством и потенциальными возможностями отражения внешних воздействий, автономно-

стью [2, с. 13]. Если бы это было не так, не велись бы дебаты о том, как жить дальше по прошествии этого лета (осени, зимы), о малых и больших каникулах.

Каникулы - пространство детства, образования, безопасности, игры, культуры, гражданственности, патриотизма. Элементы системы организации каникулярного времени рядоположены иным социокультурным системам:

- системе семейного отдыха;

- единому образовательному пространству;

- системе дополнительного образования детей;

- системе физической культуры и спорта;

- социальной защите детей;

- сфере трудоустройства и занятости несовершеннолетних.

Этот список можно продолжать.

В этом и есть диалектика: общего, частного и единичного, мера взаимодействия, которая и должна определять доминанты в их отношениях.

Социальная диффузия сегодня влияет на содержание, тенденции и перспективы развития системы организации каникулярного времени, мы этому не только свидетели, но и авторы.

Активный диалог государства и общества о детском отдыхе является признаком того, что перемены будут, ведь мы знаем, что они только к лучшему. Более подробно об этом шла речь при обсуждении проекта Закона №465, вступившего в силу с 01.01.2017 г. А перспективы развития системы организации каникулярного времени связаны с реализацией ведущих функций свободного времени детей, семей, спортивных и иных команд, групп, студий, талантливой молодежи и иных детско-взрослых сообществ: разрядка и восстановление, развитие и хобби, саморазвитие и самореализация, социализация. Эти функции определяют векторы развития переходного периода, время которого - 2018 год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волохов А. В., Фришман И. И. Жизнь по летнему времени. - Нижний Новгород, 2014. - 95 с.

2. Чертова А. А. и др. Профильный лагерь: курский вектор. - Курск, 2014. - 152 с.

3. Щедрое сердце. В память о Сергее Барканове / сост. Л. И. Виноградова и др. - М., 2009. - 268 с.

REFERENCES

1. Volokhov A. V., Frishman I. I. Zhizn' po letnemu vremeni. - Nizhniy Novgorod, 2014. - 95 s.

2. Chertova A. A. i dr. Proffl'nyy lager': kurskiy vektor. - Kursk, 2014. - 152 s.

3. Shchedroe serdtse. V pamyat' o Sergee Barkanove / sost. L. I. Vinogradova i dr. - M., 2009. - 268 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.