Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития феномена "каникулярного времени"'

Тенденции и перспективы развития феномена "каникулярного времени" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ / VACATION TIME / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / FREE FUNCTION OF TIME / ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ / TRENDS AND PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фришман Ирина Игоревна

Развитие системы отдыха и оздоровления детей. Понятие «каникулярное время». Тенденции и перспективы организации отдыха детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends And Prospects For The Development Of Vacation Time Phenomenon

Development of system of rest and improvement of children. Judgment of the concept «vacation time». Tendencies and prospects of the organization of rest of children the development of educational space and the social phenomena happening in the state and community.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития феномена "каникулярного времени"»

Образовательная ПОЛИТИКА

УДК 379.8

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ развития феномена «каникулярного времени»

Ирина Игоревна Фришман,

директор научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений Союза пионерских организаций-Федерация детских организаций (СПО ФДО), заместитель председателя СПО-ФДО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, Москва, e-mail: [email protected]

• каникулярное время • свободное время • тенденции и перспективы

Каникулярный отдых как социально-педагогическое явление

ТУ" «

Каникулярный отдых — социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности интенсивности общения детей и взрослых.

Кроме того, время каникул во многом компенсирует отставание или от-

сутствие активных форм познавательного развития детей и подростков (коллективных, игровых) в самодеятельных и достаточно сложных видах творчества (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование).

В области педагогики каникул накоплен достаточный опыт социально-педагогической деятельности, но быстро меняющейся социокультурная ситуация ставит

новые задачи, требует обновления психолого-педагогических средств, соответствующих развитию науки и техники XXI века и социальным, нравственным установкам подрастающего поколения.

Прошедшие 2016—2017 годы были связаны с юбилеями тех, кто во многом на долгие годы определил тенденции и перспективы развития каникулярного времени. Это не просто слова и не просто люди. Они те, по чьим идеям, книгам, выступлениям, лекциям, а особенным везунчикам — личным встречам и общению, сверяли и сверяют часы и минуты счастья каникул от Калининграда до Находки.

Это как минимум. Хотя с момента их ухода прошло много времени, началось третье тысячелетие, пришло новое поколение строителей системы.

Речь идёт о М.Б. Коваль, С.А. Шмакове, О.С. Газмане, А.К. Бруднове. Они люди общей системы, потому что открыли в жизни секрет, без которого нельзя ничего умножить, а только поделить или даже потерять.

Его смог описать С. Михалков:

Держава Детства далеко

Осталась позади

Хочу назад — сказать легко,

Попробуй — попади.

А я могу, но свой секрет

Я не открою Вам,

Как я уже десятки лет

• Т.шиву и тут и там.

Гениальность стихотворения заключается в том, что это о тех, кто сегодня сидит в этом зале. Кто этим секретом владеет.

Начало размышлений и описаний тенденций и перспектив системы каникулярного времени в такой необычной эпистолярной форме вызвано тем, что за последние годы, знакомясь со сборниками конференций, текстами резолюций, государственными ре-

шениями по проблемам отдыха и оздоровления детей, удивляешься, как можно было так быстро переучиться писать, считать, работать, размышлять о времени каникул бессердечно, сухо, на языке цифр и обязательного социально-экономического эффекта. Вроде бы и прошло только четверть века, а порой и меньше, с того времени, когда были созданы первые общественные объединения организаторов детского отдыха, тех, кто был уверен в формуле Дети +. Для них этот выбор определили и тенденции, и перспективы, которые являются альфой и омегой смен видов деятельности, отношений, образа жизни и встречи с тем, кого до сих пор дети с любовью называют вожатым.

Читая диссертационные исследования, курсовые работы, видишь ряд имён, которые ничего не говорят исследователям. Но по требованиям их надо написать. Ведь будет не — формат. А ведь каникулярное время — это и есть неформат. Наверное, многие обратили внимание, что речь идёт не о понятии «системы отдыха и оздоровления детей», а о понятии «каникулярное время».

Впервые об этом заговорили в далёкие девяностые, когда деятельность пионерских лагерей стала по-настоящему острой государственной проблемой1. Ведь богатство есть, а хозяев — нет. Скоро всё поменялось. Возвращаясь к понятию «каникулярное время», считаю возможным процитировать гипотезу кандидатской диссертации С.В. Барка-нова, защищённой в 2004 году2.

С удовольствием поделюсь его научным предвидением.

Благодаря его усилиям многое было разработано и осуществлено — это и форумы

1 Волохов А.В., Фришман И.И. Жизнь по летнему времени. — Нижний Новгород, 2014. — С. 9.

2 Щедрое сердце. В память о Сергее Барканове / Сост. Л.И. Виноградова и др. — М, 2009. — С. 210.

организаторов детского отдыха, конкурсы вожатых детских лагерей, программы деятельности.

Развитие системы каникулярного отдыха и оздоровления детей

Развитие системы каникулярного отдыха и оздоровления детей на федеральном уровне будет эффективной при совокупности социальных и педагогических условий развития этой системы:

• психолого-педагогических — возможностей выбора ребёнка, форм отдыха и оздоровления, удовлетворения его потребностей, создания условий для его социализации, реализации, вариативности, программно-методического обеспечения, педагогического процесса; создание положительной мотивации у всех участников оздоровительно-образовательной деятельности через систему стимулирования и повышения профессиональной компетенции педагогов;

• организационно-управленческих — развитие общественных структур с целью обновления форм и методов каникулярного времени детей;

• нормативно-правовых — разработка нормативного обеспечения, защищающего систему каникулярного отдыха и оздоровления детей, позволяющего ей обеспечить гарантии детей на отдых и оздоровление и экономически саморазвиваться в рыночных условиях.

Я разделяю подход многих исследователей, что система каникулярного времени обладает всеми философскими атрибутами: целостностью, устойчивостью связей между её элементами, внутреннего единства и потенциальных возможностей отражения внешних воздействий,

3

автономностью .

Две ценности саморазвития детей и подростков лежат в основе концепции организации летнего отдыха детей и подростков: свобода и интерес.

3 Профильный лагерь: курский вектор / А.А. Чертова, А.С. Чернышов, И.И. Фришман и др. — Курск, 2014. — С. 13.

Они тесно связаны: свобода (состояние, когда индивид видит реальные возможности личностно значимых действий и реализации индивидуальных способностей) — условие самореализации детей и подростков, а ситуации свободной самореализации стимулирует интерес (готовность выбрать нелимитированную личностно значимую деятельность и тем самым испытать способности в избранной сфере).

Концептуальные идеи организации летнего отдыха детей и подростков:

• заинтересованное участие детей

и подростков в программе лагеря предусматривает её незавершённость, вероятность, неизвестность, инициативу, что влияет на выбор, самостоятельное решения и творческую деятельность участников временных детских объединений;

• каждый участник программы лагеря создаёт общественно значимый продукт деятельности (событийность в противовес обыденности);

• событийность — проживание жизнедеятельности и одновременно новое понимание совместности, социального опыта, осмысления события с другими людьми;

• детско-взрослое сообщество — естественная организация жизнедеятельности людей, собирающая их в культурной общности. У каждого сообщества свои цели

и особенности социального поведения;

• создание условий для естественного развития детей и подростков с учётом этнокультурной, психолого - педагогической ситуации. Каждый ребёнок не будет чувствовать себя обделённым, если нет препятствий для интересной и социально значимой для неё продуктивной деятельности.

Две ценности лежат в основе педагогики каникул: творчество и совместность.

«Творчески» и «вместе» — ведущие идеи педагогической поддержки реализации свободы и интереса детей и подростков.

Именно интересы, познавательные и особенно практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребёнком свободы поведения и действия.

Характеристики детско-взрослого сообщества летнего лагеря

• Автономность

Дети, подростки, находясь в лагере, оказываются вне влияния семьи, школы или какого-либо другого постоянного социального окружения, определяющего набор основных ролей, во многом определяющих стратегию его поведения и деятельности.

Оторванность от постоянного социального окружения, пусть и временная, даёт ребёнку и подростку уникальную возможность смены ролей, возможность быть другим, быть разным, что служит одним из ведущих условий сбалансированного психического и социального развития личности, проявляющегося в самостоятельности поступков и ответственности.

• Сборность

Сборность как сочетание (всегда уникальное) во многом различных позиций и мнений детей и подростков — один из важнейших факторов высокого образовательного эффекта программы смены, который изначально, потенциально возможен при деятельности временного объединении детей в лагере.

• Необходимая согласованность

Попадая в условия временного объединения, дети и подростки оказываются в новой социальной ситуации, в которой постоянно возникает необходимость подчи-

няться специфическим требованиям и правилам, которые нередко вступают в противоречие с его внутренними правилами, установками и ожиданиями. Конструктивное взаимодействие невозможно без принятия участниками деятельности какой-либо компромиссной позиции, что, в свою очередь, невозможно без принятия (частичного или полного) точек зрения и позиций других людей.

• Высокая интенсивность взаимодействия

Условия жизнедеятельности временного объединения способствуют высокой интенсивности общения детей и подростков, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Постоянная совместная деятельность требует особого и очень высокого темпа в поиске общих решений и их дальнейшей реализации. Всё это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов: стремительное развитие отношений, постоянное деление на микрогруппы (в творчестве, труде, спорте, быту, общении), частая смена позиций, задач и ролей. При правильной педагогической позиции, например, отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.

Если бы это было не так, не велись бы дебаты о том, что это лето (осень, зима) переживём, а дальше? Не велись бы дебаты о малых и больших каникулах.

Каникулы — пространство детства, образования, безопасности, игры, культуры, гражданственности, патриотизма. Элементы системы каникулярного времени рядо-положены иным социокультурным системам:

• Система семейного отдыха;

• Единое образовательное пространство;

• Система дополнительного образования детей;

• Система физической культуры и спорта;

• Социальная защита детства;

• Сфера трудоустройства и занятости несовершеннолетних.

Этот список можно продолжать.

В этом и есть диалектика: общего, частного и единичного, мера взаимодействия, которая и должна определяет доминанты в их отношениях.

Социальная диффузия сегодня влияет на содержание, тенденции и перспективы развития системы каникулярного времени, мы этому не только свидетели, но и авторы.

Т1 «

1 енденции заключаются в том, что активный диалог государства и общества о судьбах детского отдыха — признак того, что перемены будут, ведь знаем, что они только к лучшему. Более подробно об этом шла речь при обсуждении проекта Закона №465, вступившего в силу с 01.01.2017 года. А перспективы связаны с обеспечением ведущих задач свободного времени детей, семей, спортивных и иных команд, групп, студий, талантливой молодёжи и иных детско-взрослых сообществ:

• Разрядка и восстановление;

• Развитие и хобби;

• Саморазвитие и самореализация;

• Социализация.

Эти задачи определяют векторы развития времени каникул. НО

Литература:

1. Волохов А.В., Фришман И.И. Жизнь по летнему времени. — Нижний Новгород, 2014. — 95 с.

2. Щедрое сердце. В память о Сергее Барканове / Сост. Л.И. Виноградова и др. — М, 2009. — 268 с.

3. Профильный лагерь: курский вектор / А.А. Чертова, А.С. Чернышов, И.И. Фришман и др. — Курск, 2014. — 152 с.

References:

1. Volohov A.V., Frishman I.I. Zhizn' po letnemu vremeni. — Nizhnij Novgorod, 2014. — 95 s.

2. Shchedroe serdce. V pamyat' o Sergee Barkanove./ Sost. L.I. Vinogradova i dr. — M, 2009. — 268s.

3. Profil'nyj lager': kurskij vektor/ Chertova A.A., Chernyshov A.S., Frishman I.I. i dr. — Kursk, 2014. — 152s.

Trends And Prospects For The Development Of Vacation Time Phenomenon

Irina I. Frishman, Director of the scientific-practical center of the International Union of children's public associations of the Union of pioneer organizations-Federation of children's organizations (SPO FDO), Deputy Chairman of the SPO-FDO, chief researcher of the Institute for the study of childhood, family and upbringing RAO

Abstract. Development of system of rest and improvement of children. Judgment of the concept «vacation time». Tendencies and prospects of the organization of rest of children — the development of educational space and the social phenomena happening in the state and community.

Keywords: vacation time, free function of time, trends and prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.