Научная статья на тему 'Открытый мир - открытие себя'

Открытый мир - открытие себя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" И "ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" / TECHNOLOGY "EDUCATIONAL TRAVELLING" AND "DIALOGUE INTERACTION" / "МАРШРУТЫ ПРИКЛЮЧЕНИЙ" / "ADVENTURE ROUTE" / ФЕСТИВАЛЬНЫЕ / FESTIVAL / НОВОГОДНИЕ / NEW YEAR / КОСМИЧЕСКИЕ / SPACE / ИСТОРИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ / HISTORICAL ROUTES / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CROSS-CULTURAL INTERACTION / ПАМЯТНЫЙ ЗНАК "ГЛАВНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК СТРАНЫ" / MEMORABLE SIGN "CHIEF TRAVELER OF THE COUNTRY" / ДИАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ / DIALOGUE METHODS / ФЛЕШМОБЫ / FLESH MOBS / "ВЕРЁВОЧНЫЕ КУРСЫ" / "ROPE COURSES" / КВЕСТЫ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ROLE GAMES / KWESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фришман Ирина Игоревна

Причины остроты проблем организации отдыха и оздоровления детей. Потенциал развития летних программ отдыха и оздоровления российского детства. Диалоговые методы в программах летнего отдыха детей. Международные встречи и фестивальные маршруты. Технология образовательного путешествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытый мир - открытие себя»

Продуктивное ЛЕТО

ОТКРЫТЫЙ МИР — ОТКРЫТИЕ СЕБЯ

Ирина Игоревна Фришман,

директор Научно-практического центра СПО-ФДО, заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, доктор педагогических наук

• технологии «образовательное путешествие» и «диалоговое взаимодействие» • «маршруты приключений» • фестивальные, новогодние, космические, исторические маршруты • межкультурное взаимодействие

• памятный знак «Главный путешественник страны» • диалоговые методы

• флеш-мобы • «верёвочные курсы» • квесты • ролевые игры

Проблемы организации отдыха и оздоровления детей, несмотря на многочисленные пособия, брошюры, нормативные предписания для его организаторов, до сих пор актуальны. Причин этому несколько.

Первая — цифры. Сложившаяся ситуация, когда «цифры» и их «правильный счёт» являются источником и оценкой эффективности всех без исключения педагогических программ, поиск достоверных

и убедительных подходов к организации каникулярного времени детей и подростков очень затруднён.

Вторая причина — средства. Её появление связано с тем, что ресурсные возможности образовательной практики используются бессистемно и точечно. На это всегда находится объяснение — в отличие от цифр средств всегда не хватает.

Вероятнее всего, с причинами «цифры» и «средства» логично обойтись, рассматривая их с иных подходов решения. Сегодня их два — технологии «образовательное путешествие» и «диалоговое взаимодействие». Опишем их подробно.

Путешествие — это вид деятельности, влияющий на развитие активности человека. Основная его функция — получение человеком новых знаний о мире и усложнение задач саморазвития путешественника.

Изучая историю образовательных путешествий как технологию получения новых знаний подрастающим поколением, мы убедились в том, что опыт их организации сформировался в петровские времена, когда за границу отправлялись учащиеся, чей будущий профессионализм требовал целостного образования, связанного с личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Это были претенденты на службу государственного масштаба — научную или дипломатическую, военную или управленческую.

Сегодня, к сожалению, образовательное путешествие — детский туризм всё больше ассоциируется в обыденном сознании населения с получением ребёнком образования за рубежом или погружением в иную культуру через проживание детей в семьях. А ведь технология образовательного путешествия ориентирована на возрождение внутреннего смысла «маршрута приключения», как духовного странствия человека, «путешествия в поисках себя».

В трактовке доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой «образовательные путешествия — это путешествия в пространстве — в другие страны, и во времени — к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура. Это — путешествия в историю народов, приобщение к исканиям прародителей, предшественников. Предмет образовательного путешествия —

не сиюминутные приключения его участников, а вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в памятниках культуры».

Эта технология создаёт условия для раскрытия возможностей младших и старших подростков, так как ведущей деятельностью для них является построение проектов будущей жизни, подразумевающих, в том числе, культурное самоопределение или же присоединение к той или иной культурной традиции.

По мнению И.А. Колесниковой, для подростка цель образовательного путешествия представляет собой не только поиск географической точки на карте, но и ответа на вопрос, значимого для него. Таким образом, подросток, становясь участником образовательного путешествия, создаёт свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на заданный вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.

Разрабатывая технологию образовательного путешествия для участников детских общественных объединений авторами, были использованы отечественные и зарубежные подходы к детскому образовательному туризму. В 2008—2009 году Международным союзом детских общественных объединений СПО-ФДО была предложена программа «Маршруты приключений» (автор — кандидат педагогических наук И.Ю. Иванченко), которая предлагала использование для развития общественной активности детей образовательных путешествий по лучшим экскурсионным маршрутам страны. При этом выбор города или исторического объекта всегда оставался за участниками. Для них авторами было разработано обращение-советы:

• Человек — путешественник от природы!

• Живое общение и познание мира приятней, чем виртуальный вариант!

• Эмоции и впечатления, полученные от путешествий, остаются на всю жизнь!

• Путешествуя, можно узнать культуру и историю своей страны и других стран!

Выбор названия программы не случаен. Детские общественные объединения выбирают направления для обозначения маршрута (фестивального, новогоднего, космического, исторического). При этом участие в программе не обходится без приключений, так как позволяет подросткам узнавать много нового, пробовать себя в различных видах деятельности, общаться со сверстниками из разных городов и стран.

Назовём наиболее популярные маршруты, на которых уже побывали более тысячи мальчишек и девчонок из Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, Астраханской, Кемеровской, Вологодской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской и Ростовской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Фестивальный маршрут предусматривает разнообразные экскурсии и отдых подростков в европейских странах, участие детских творческих коллективов в международных концертных программах.

Новогодний маршрут — это путешествие по зимней Москве с посещением цирка на Цветном бульваре или Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, кремлевской ёлки, планетария. Обзорная экскурсия по вечерней Москве, прогулка по Красной площади, Измайловскому кремлю и Арбату даёт подросткам возможность прикоснуться к истории и прочувствовать связь времён. Приезжая в Москву, участники детских общественных объединений получают уникальную возможность встретиться со своими сверстниками, поучаствовать в мастер-классах представителей различных профильных общественных объединений, познакомиться со штаб-квартирой

СПО-ФДО.

В ходе образовательного маршрута у участников программ СПО-ФДО и представителей детских общественных объединений формируется уважение к авторитету общественной деятельности, развиваются навыки межкультурного взаимодействия.

По итогам прохождения различных маршрутов участникам вручается сертификат на котором наклеены марки специального гашения и памятный знак «Главный путешественник страны». К знаку прилагается следующая памятка:

Главный путешественник страны — это твой знак. Он напомнит тебе о том, что новое всегда рядом, главное — его увидеть и не забыть об этом.

Главный путешественник страны — это знак радости общения, открытия неизвестного в известном.

Главный путешественник страны — это неравнодушный человек, который:

• знает свою страну;

• любит путешествовать;

• стремится узнать что-то новое, готовится к путешествию заранее, любопытно слушает экскурсоводов, по приезде рассказывает о путешествии своим друзьям, родителям, одноклассникам, сообщая интересные факты, делясь полученной информацией.

Если ты главный путешественник страны, не забудь бережно относиться к окружающему миру, уважать и быть внимательным к сопровождающим группы, взрослым и другим участникам путешествия, делиться полученными впечатлениями через сайт СПО-ФДО с другими ребятами и взрослыми.

Мы верим в тебя! Возможно, ты тоже сможешь разрабатывать «маршрут» по своему городу, посёлку, населённому пункту и предложить его ребятам из других регионов!

Программа «Маршруты приключений» — одна из динамично развивающихся программ Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО, участникам которой может стать человек неравнодушный к своему прошлому, настоящему и будущему.

Развивая фестивальные маршруты, в 2013 году Научно-практический центр СПО-ФДО стал организатором международной встречи детей, в рамках которой прошли апробацию «методы диалогового взаимодействия».

Диалоговые методы в программах летнего отдыха детей — интеллектуальный, наукоёмкий ресурс развития социокультурной компетентности личности. Они объединяют цель, средства и результат влияния различных культурных традиций друг на друга и на детей и молодёжь.

Использование диалоговых методов в сфере международного сотрудничества подрастающего поколения, при организации проведения творческих фестивалей детей разных стран, эффективно и содействует реализации цикла образовательных мероприятий, включению участников в их организацию, проведение и оценку результата.

Каковы характеристики диалоговых методов? Этапность, процедурность, тиражируемость. Их особенность — «встроенность» в содержание 21 дня пребывания ребёнка в детском лагере, обеспечение гуманитарной составляющей ключевых мероприятий смены, рефлексивный способ функционирования делегаций — участников международной встречи детей, специфичность и универсальность организаций дневных и вечерних мероприятий смены.

К особенности диалоговых методов также может быть отнесена гибкость средств и форм коллективной жизнедеятельности сверстников из разных стран мира. Именно поэтому в реализации диалоговых методов социокультурный процесс для временного коллектива не менее важен, чем для отдельной личности. К сожалению, в каникулярный период организаторы досуга детей и молодёжи не уделяют достаточного внимания использованию диалоговых методов для изменения уровня представлений о ценностях общения с представителями разных

культур и народов. Флеш-мобы, «верёвочные курсы», квесты, ролевые игры и другие виды взаимодействия детей и молодёжи применяются в отрыве от осмысления целей и профессионального обсуждения их результатов.

В результате искажается ценностно-целевой смысл диалоговых методов, происходит их содержательное смещение исключительно в область досуга, нивелируется инициатива и творчество личности. В противовес этому при проведении международной встречи детей во Всероссийском детском центре «Орлёнок» (детский лагерь «Солнечный») использование диалоговых методов позволило достичь положительных результатов, связанных с развитием духовного потенциала участников, благодаря их вовлечению в осознанное социокультурное взаимодействие.

Приведём примеры эссе, которые написали его участники по итогам международной встречи детей:

«Добро должен оглашать получатель, а не дающий».

«Каждый человек должен делать добро, но сейчас люди часто помогают только за награду. Мнения расходятся. Кто-то считает, что безвозмездная помощь необходима, а кто-то думает, что за любую работу нужно платить. Я хочу сказать, что люди, имеющие потребность делать добро, должны им делиться просто так. Добро — это хороший поступок или отношение к человеку. Если каждый из нас будет дарить добро другому просто так, мир станет щедрее и уютнее. Люди, дарите добро и не просите ничего взамен!»

Валентин Анциферов (Российская Федерация)

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».

«В каждом человеке есть свой талант («солнце»), но многие люди не хотят его

раскрывать. Они думают, что это никому не нужно. Но это не так. В Древнем Риме была такая денежная единица — талант. Чтобы сохранить деньги, их часто прятали. Так появилось выражение «зарыть свой талант». Но ведь то, что находится в земле, никому не приносит пользы. Сначала нужно достать то, что спрятано. Если все люди будут раскрывать свои таланты, то мир станет прекраснее и счастливее».

Олег Симановский (Украина)

«Делай добро и бросай его в воду».

«Все люди могут сделать что-то хорошее, но не все делают это бескорыстно. «Бросать добро в воду» — это выражение имеет переносное значение. Вода — это река, это озеро, это море и океан. То, что попало в него, не вернётся назад, но может сделать что-то хорошее. Например: если бросить в море бутылку с весёлой запиской, то она когда-нибудь доплывёт к другим людям. Записка поднимет им настроение, но они никогда не узнают, кто же автор этого послание. Также получается и с добрыми делами. Не надо просить похвалы или поощрения за свои хорошие поступки. Ведь получить искреннюю благодарность не менее приятно, верно? Итак, давайте же делать добро... и бросать его в воду!»

Мирошниченко Владимир (Белоруссия)

Также в рамках международной встречи детей прошёл конкурс проектов программы «Маршруты приключений» и интерактивная выставка «Цвета моей страны». Будем рады, если они будут востребованы практикой.

Положение о конкурсе проектов «Маршрут приключений»

«Маршрут приключений» — это уникальная возможность самому создать незабываемую экскурсию по любимым местам для себя и своих друзей. Главная цель маршрута — возможность узнать что-то новое и неожиданное для себя или показать любимые места друзьям.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Маршрут может быть выполнен различными способами: в виде плаката, проспекта, видео- и аудиоролика, компьютерной презентации.

Маршрут может включать:

• перечень достопримечательностей (как известных, так и не известных широкой публике);

• способы передвижения (общественный транспорт, метро, пешим ходом, железнодорожным транспортом и т.д.);

• места, где можно остановиться, переночевать;

• места приёма пищи;

• места для развлечения и отдыха;

• длительность маршрута;

• контактную информацию об организаторах маршрута;

• источники информации о маршруте.

Для защиты проекта участникам необходимо подготовить выступление длительностью до трёх минут.

Интерактивная выставка «Цвета моей страны»

Место проведения: детский лагерь «Солнечный ВДЦ «Орлёнок».

Цель: знакомство участников с культурными особенностями стран-участниц Международного детского фестиваля «Открытый мир».

Действующие лица: ведущий-1 и ведущий-2.

Ведущий-1: Доброе утро, дорогие девчонки и мальчишки детского лагеря «Солнечный»!

Ведущий-2: Доброе утро, вожатые, руководители и гости! Мы рады приветствовать вас на нашей выставке «Цвета моей страны»!

Ведущий-1: Наш мир велик и многообразен, в нём столько необыкновенных, поразительных вещей!

Ведущий-2: Зачастую мы так привыкаем к собственному укладу жизни, что когда оказываемся в другой среде, то очень удивляемся и считаем новое чем-то диковинным, а иногда пугающим.

Ведущий-1: Наша сегодняшняя выставка поможет вам расширить свой кругозор и не бояться нового.

Ведущий-2: Вы сможете познакомиться с национальными традициями стран-участниц нашей международной смены: Украины, Беларуси, Кыргызстана и Абхазии.

Ведущий-1: Вы сможете посетить мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, где вас научат национальной росписи и изготовлению юрт.

Ведущий-2: Также вам представится возможность поиграть в национальные белорусские игры, и ещё много-много интересного ожидает вас на нашей выставке.

Ведущий-1: По станциям вы можете передвигаться в произвольном порядке, занимая освободившиеся места.

Ведущий-2: Приятного времяпрепровождения!

Ребята проходят станции, затем снова объявляется общий сбор.

Ведущий-1: Мы надеемся, что вам понравилось.

Ведущий-2: ... и что вы узнали много интересного и приобрели незабываемый опыт.

Ведущий-1: Все работы, которые вы сделали, будут выставлены в гостиной нашего лагеря, и те ребята, которых сейчас с нами нет, обязательно смогут на них посмотреть.

Ведущий-2: Это не последняя выставка в нашем лагере. Мы обязательно будем устраивать подобные мероприятия в будущем, и делегации смогут научить вас ещё чему-нибудь интересному.

Ведущий-1:Спасибо за то, что посетили нашу выставку! До свидания!

Предложенные технологии могут стать основанием каникулярных программ для подростков, ориентированных на самостоятельное открытие мира и встречи со сверстниками из разных стран. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.