Алгоритмы высшей школы
УДК 3 55.54
Артем Павлович БОБРОВИК,
доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент
Леонид Валерьевич НИКУЛИН,
доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент
J ^
Ольга Анатольевна ЧУДИНОВА,
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗ ВИТИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ
СИЛОВЫХ СТРУКТУР
TENDENCIES AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF BLOCK-MODULE SYSTEM OF MILITARY TRAINING OF THE CADETS
OF ENFORCEMENT INSTITUTIONS
В данной статье рассмотрены тенденции развития блочно-модульной системы боевой подготовки курсантов вузов силовых структур, включающей в себя такие предметы как, тактико-специальная, физическая и огневая подготовка.
The article considers the tendencies of development of block-module system of military training of the cadets of enforcement institutions, including such subjects as tactical-special training, physical and firearms training.
Ключевые слова: Блочно-модульная система, боевая подготовка, курсанты, стрельба.
Keywords: Block-module system, military training, trainees, shooting.
Блочно-модульная система предполагает комплексное прохождение одной и той же темы по различным предметам обучения. Например, задержание группы преступников.
Сначала тема проходит по тактико-специальной подготовке. После отработки теоретических материалов осуществляется практическое задержание с использованием учебного оружия и приемов рукопашного боя, отработанных ранее на занятиях по физической подготовке. Далее эти вопросы отрабатываются с раз-
личными вводными. Например, внезапно со стороны противника появилось усиление - автоматчик, который залег на рубеже 25 м.
Затем данные вопросы отрабатываются на занятиях по огневой подготовке. После огневого контакта (стрельбы по грудной мишени) на расстоянии 10-15 м по вводной обучаемые стреляют по спортивной мишени N№4 (черный круг) , расположенной в стороне от группы грудных мишеней.
Вестник Сибирского юридического института МВД России -
С целью совершенствования учебного процесса по огневой подготовке в системе обучения курсантов вузов силовых структур нами были рассмотрены и определены основы эффективного обучения стрельбе в реальных условиях, к которым относятся:
- скоростная стрельба;
- умение быстро извлекать пистолет из кобуры для производства выстрела;
- формирование навыков стрельбы из различных положений с выявлением особенностей, которые могут иметь место в реальных условиях;
- пейнтбол;
- дуэльная стрельба.
В скоростной стрельбе большое значение имеет чувство времени (скорости, темпа), которjе вырабатывается одновременно с подъемом руки, нажатием на спусковой крючок и прицеливанием. При переходе к стрельбе в заданный отрезок времени обучающийся становится перед проблемой перестройки ранее выбранного темпа, что с физиологической точки зрения представляет собой сложный и трудоемкий процесс. В основном увеличение скорости стрельбы требует коррекции всего механизма двигательных действий, особенно подъема руки и производства выстрела.
Одним и вариантов скоростной стрельбы из пистолета является стрельба по внезапно появляющимся мишеням, одна из которых имитирует стрельбу, что моделирует огневое единоборство в реальных условиях.
Практика показывает, что результативность стрельбы в огневых единоборствах обеспечивается не производством прицельного выстрела, а быстрым извлечением, правильным удержанием и умелым применением оружия . Такого мнения придерживаются как зарубежные (Е.С.ЕЕЕе11, Е.К.Те££ег, 1994 г.), так и российские (В.А.Торопов, А.И.Щипин, В.Г.Колюхов, 1999-2003 гг.) специалисты. Они отмечают, что решающую роль в перестрелке играет не умение вести скоростную стрельбу, а способность быстро открыть огонь,
то есть навык своевременного и быстрого извлечения оружия из кобуры позволяет обороняющемуся перехватить инициативу в огневом единоборстве и произвести первым выстрел, а это шанс остаться в живых.
При такой стрельбе можно использовать обычные хваты правой и левой рукой, двумя руками, сидя, с колена, лежа, из-за укрытия и т.п. Умение вести стрельбу из различных положений способствует эффективному решению поставленных задач в огневых единоборствах с преступниками.
Одним из эффективных средств повышения огневой и тактической подготовки является пейнтбол. Он эффективен в комплексе таких приемов и действий, как быстрота реакции, пространственная ориентировка и защита с элементами рукопашного боя, появляющихся на фоне огневого контакта противоборствующих сторон. Статистика свидетельствует, что огневое единоборство происходит в подавляющем числе случаев на расстоянии от 1,5 до 5 м и длится от 1,5 до 2 сек. За это время один из участников единоборства выбывает из строя. Следовательно, пейнтбол приучает к тому, что стрелок будет стрелять в противника и если он не поразит противника, то противник поразит его.
На заключительном этапе совершенствования техники стрельбы в реальных условиях нами разработано упражнение -дуэльная стрельба.
Дуэльная стрельба выполняется из пневматических пистолетов. По форме и весу они составляют аналог служебному оружию ИЖ-71 и боевому пистолету Макарова.
Результаты исследований свидетельствуют, что дидактические основы обучения стрельбе в реальных условиях находят реализацию в виде упражнений, комплексов упражнений, моделирующих целостное решение типовых задач служебно-боевой деятельности.
Во всех упражнениях стрельба выполняется по вновь разработанным поясным и ростовым мишеням, на которых изоб-
- 64 -
№ 2 (6) • 2010
Алгоритмы высшей школы
ражены стреляющие в положении для стрельбы с двух рук и от бедра, из фронтальной стойки.
Для оценки результатов мишени разбиты на зоны поражения, которые обозначены цифрами по категориям тяжести: 10,8 - сильной тяжести; 6 - средней тяжести; 4 - легкой тяжести. Анатомические области, выделенные как «зоны поражения», согласно действующим Правилам по определению степени тяжести телесных повреждений и клинической практике военно-полевой хирургии, при огнестрельных ранениях дают опасные состояния для жизни человека. В судеб-но-следственной практике такие ранения классифицируются как тяжкие телесные повреждения.
Поражение зон сильной тяжести обычно используют для уничтожения преступников, а средней и легкой тяжести - для их задержания.
Оценка результатов стрельбы определялась:
«отлично» - поразить мишень одной пулей в зоне сильной тяжести, или двумя пулями в зоне средней тяжести, или тремя пулями в зоне легкой тяжести;
«хорошо» - поразить мишень одной пулей в зоне средней тяжести или двумя пулями в зоне легкой тяжести;
«удовлетворительно» - поразить мишень одной пулей в зоне легкой тяжести.
Преимущество стрельбы по таким мишеням заключается в том, что перед стреляющим находится преступник реальной внешней комплекции (рост 175 см), несмотря на различные дистанции, их удаления от места стрельбы.
Следующее упражнение дуэльной стрельбы заключается в том, что два стрелка находятся на огневом рубеже 5 м от мишеней. Стрелки стоят напротив своих мишеней рядом друг с другом, на каждого стрелка - одна мишень N№4 - грудная фигура. Оружие (ПМ, ПММ, ИЖ-71) находится на предохранителе в застегнутых кобурах, магазины снаряжены одним патроном и вставлены в рукоятку. По сигналу руководителя стрельб стрелки извлека-
ют оружие и производят выстрел в свою мишень. Победителем считается стрелок, который первым поразил свою мишень. Он выходит в следующий тур соревнований. Стрелки, поразившие мишени одновременно , выполняют упражнение еще раз. Соревнования в данном упражнении рекомендуется проводить по олимпийской системе. Главным преимуществом данного упражнения является психологический фон, вызванный присутствием реального противника.
Наиболее эффективным упражнением для тренировки огневого взаимодействия стрелков при выполнении боевых задач в реальных условиях являются следующие упражнения.
Первое упражнение. Группа (от 2 до 5 и более стрелков) в боевом порядке выдвигается в сторону мишеней. Оружие (ПМ, ПММ, ИЖ-71) находится на предохранителе в застегнутых кобурах, магазины снаряжены и вставлены в рукоятку. По сигналу руководителя стрельбы группа принимает изготовку к бою и со сменой положений для стрельбы осуществляет движение в сторону мишеней с одновременным их поражением.
Второе упражнение осуществляется аналогично первому, но по команде руководителя стрельбы стрелки осуществляют организованный отход из зоны огневого контакта с одновременным поражением мишеней.
Третье упражнение. Группа в боевом порядке движется от мишеней. По сигналу руководителя стрельбы стрелки поворачиваются в сторону мишеней, принимают боевой порядок и со сменой положений для стрельбы осуществляют движение к мишеням с одновременным их поражением!.
Четвертое упражнение осуществляется аналогично третьему, но по команде руководителя стрельбы стрелки осуществляют отход из зоны огневого контакта с одновременным поражением мишеней.
Количество мишеней - от 1 до 3 на каждого стрелка. После выполнения упражнения осуществляется подсчет досто-
Вестник Сибирского юридического института МВД России
инства пробоин в мишенях (мишень N№4 - грудная фигура). Группа, которая не поразила хотя бы одну мишень, получает оценку «неудовлетворительно». Количество боеприпасов - по 2 патрона на каждую мишень, которую необходимо поразить. Группа, набравшая наибольшее количество очков, является победителем. При равенстве очков, предпочтение отдается группе , набравшей наибольшее количество пробоин достоинством «10». При равенстве пробоин достоинством «10» отдается предпочтение группе, набравшей наибольшее количество пробоин достоинством «9», и т.д.
Применение блочно-модульной системы боевой подготовки курсантов вузов сило-
вых структур с использованием основ обучения стрельбе в реальных условиях позволяет в короткий срок подготовить курсантов к умелому, эффективному применению и использованию табельного оружия при решении служебных задач, а именно:
- конкретизировать перечень приемов и действий с боевым оружием;
- формировать психологическую готов -ность к использованию оружия;
- отрабатывать элементы скоростной стрельбы;
- проводить анализ психофизических процессов, определяющих поведение и действия курсантов при решении служеб-но-боевых задач.
-66-
№ 2 (6) • 2010