локальное в глобальном: формула туризма
LOCAL IN GLOBAL: FORMULA FOR TOURISM
УДК 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-7-18
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ) доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
Динамично развивающий рынок туристских услуг и растущие потребности актуализируют разнообразное предложение, определяют вектор формирования бизнес-среды и инфраструктуры, способствуют реализации национальных и региональных проектов в данной сфере. Круизный туризм является перспективным направлением, так как территориальные субъекты России обладают необходимым природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом, позволяющим прогнозировать положительный коммерческий эффект и устойчивое влияние на регионы. Специфика круиза обусловлена ростом мирового спроса, нормативно-правовым регулированием отдельных аспектов безопасности и факторов, характеризующих состояние прибрежных территорий. Объектом исследования статьи является круизный туризм как вид услуг, обладающих повышенными требованиями к безопасности и условиям комфортного пребывания. Предмет исследования - тенденции и особенности развития круизного туризма, характерные для регионов России и существующих отраслевых, экономических и инфраструктурных ограничений. Рассмотрены благоприятные условия устойчивого развития круизного туризма в структуре услуг регионов страны. Охарактеризованы тенденции и факторы влияния на динамику спроса и предложения. Определены основные ограничения, связанные с уровнем социально-экономического развития территорий, нормативно-правовыми и институциональными особенностями регулирования безопасности туристов. Выявлена необходимость более активной работы в регионах по реализации программ и проектов кластерного развития круизного туризма в федеральных округах и регионах, обладающих значительным водным потенциалом, а также формирование новых страховых продуктов и услуг, являющихся основой повышения безопасности потребителей.
Ключевые слова: круизы, безопасность, профилактика, страхование, круизный туризм, рынок круизного туризма, туризм.
Для цитирования: Оборин М.С. Тенденции и особенности развития круизного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 7-18. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-7-18.
Дата поступления в редакцию: 24 июня 2021 г. Дата утверждения в печать: 21 сентября 2021 г.
UDC 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-7-18
Matvey S. OBORIN
Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State
National Research University; Perm State Agro-Technological University named after
Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia)
PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-4281-8615
TRENDS AND FEATURES OF CRUISE TOURISM DEVELOPMENT
Abstract. The dynamically developing market of tourist services and growing needs actualize a diverse offer, determine the vector of formation of the business environment and infrastructure, and contribute to the implementation of national and regional projects in this area. Cruise tourism is a promising direction, since the territorial subjects of Russia have the necessary natural resource and socio-economic potential, which allows us to predict a positive commercial effect and a sustainable impact on the regions. The specifics of the cruise are due to the growth of global demand, regulatory and legal regulation of certain aspects of safety and factors characterizing the state of coastal territories. The article is focused on cruise tourism as a type of services that have increased requirements for safety and comfortable stay conditions. The special attention is paid to the trends and development features of cruise tourism, characteristic of the regions of Russia and the existing industry, economic and infrastructure constraints. The article considers the favorable conditions for the cruise tourism sustainable development in the structure of services of the country's regions. The author characterizes trends and factors influencing the dynamics of supply and demand and determines the main restrictions related to the level of socio-economic development of the territories, regulatory and institutional features of regulating the safety of tourists. The article identifies the need for more active work in the regions on the implementation of programs and projects for the cluster development of cruise tourism in federal districts and regions with significant water potential, as well as the formation of new insurance products and services that are the basis for improving consumer safety.
Keywords: cruises, safety, prevention, insurance, cruise tourism, cruise tourism market, tourism.
Citation: Oborin, M. S. (2021). Trends and features of cruise tourism development. Service and Tourism: Current Challenges, 15(3), 7-18. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-7-18. (In Russ.).
Article History Disclosure statement
Received 24 June 2021 No potential conflict of interest was reported by
Accepted 21 September 2021 the author(s).
@ ©I
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/
История развития круизного туризма свидетельствует о том, чтов конце прошлого века данный вид уссутмогта спбтпозпо-литт элтта общестте, однако ^оссппвь^нп попуууннсстьэтокс евления возрастав. Достууноскь дое различсых нлоев ноеоле-с ево эклоа-ичeссеы, социальным и экономическим воздействием на территории, обладающие водными ценнрстми с развиуымтприпрежлыми зо-наме.
В конце ХХоеоа епуизные п^еео^^спвие Пыли еопуоярны н еоновном среос Об^^-тмт том^и .л oтдыlтalыщуx,доя которло крупевык с^тдтвС^ьт симвооот кловсносто в ронкоштн^сз оП^воежизни. С начала этого столетия на круизном рынке наблюдается огромный рост как числа пассажиров, так и направлений, в условиях агрессивной оoнктpтуолу меод0 крвеан ымиуннио ми,
ко орые развили отличительные позиции брен^ еаоСш отшон^"^ьви от к^уренион. Недостаттом отит росту ывлкуная него тивзоe еозыействтт круизныт нуиизма на ектужающую сресп ивищесово.nиу0чlуыe больших судов можкт пг^впe^^t> оaтoуазко-прулю осазывают то^^^Ыст^ии не иот^1^о на окружающую среду, но и на традиции и социальное поведение местных жителей. Меогик унванотные ыелтa ~ острока, гсу о дупвниeгоpцын, о6ычно емою1дле очиь воапкую экссспеоон, - уожкержето руеко унаатыез].
(^ст/^^С^с^^анМ лыyдп"гe-lб-втвуют о том, чтодолл ЗвпСУУ и мировом туристском потоке круизных туров составляет не более 1,75%, что в абсолютном выражении около 76 тыс. чел. Спрос на круизы распределяется неравномерно по разв-1м втранам (рис. 1).
Россия
Германия
12020 12018 12015
Великобритания
11
США
59
0
10
20
30
40
50
60
Рис. 1 - Спрос на круизный туризм в различных странах в2015-2020 гг.,%1
Fig. 1 - Demand for cruise tourism in various countries in 2015-2020,%
Доля России незначительно выросла, составив 3% [5 ь020 л, ериатом |иост миро-воло рынка ваиуг секлоро куьизуооо тирос-ма и средоем сославояес оволо 0м-70%.
Сермдня науболые уоуулярулмы крд-узкыоы уауравлеуулми олляюкля Каруб-
1 Сост. по данным: «Как не потонуть в сезоне 2021: рынок круизов» // ProfiTravel. URL: https://profi.travel/articles/48944/details (Дата обращения: 15.07.2021).
ский бассейн и Багамские острова, Сре-диземпве ию^ петрова Аулаулувеского ижына и Ceволент ^в^т°нк. По двуу-в Междснауодвок aсcoдлзмет койуолоlx удс ууй(СЮА), к—шутя увдтсникя пелтжтйает спeчaсляюжпр темпе о^с^с^^а- т^ последнпс 10 лет сг^^от уакоуузд| з^толк зрисепп-) на 70%. В 2014 г. количество круизных пассажиров, совершивших круизы по всему овоы пуедысило22 моу, ато пруаело к
экономическому эффекту в размере 119,9 млрд долларов, в то время как к 2022 г. ожидается дальнейший рост. Вместимость круизных судов за период 2015-2018 гт. вырослана С9,2% [4]- С России развитие круизного туризма обусловлено значитель-
Экологический Сельский Круизный Оздоровительный Спортивный Деловой
Культурно-познавательный
1
0,5 2
1
ным водным потенциалом многих регионов страны, традициями, растущей потребностью населения в новых услугах и ростом доходов.Несмотря на оведиосылки росха, пока иооваш оегмани зннимоет вн-ольш уза долю в общем турпотоке (рис. 2).
12020 12018 12015
18
20
Пляжный
0
44
10
20
30
40
Рис. 2 - Соотношение видов туризма, популярных в России в 2015-2020 гг., %2
Fig. 2 - The ratio of types of tourism popular in Russia in 2015-2020, %
Доля круизного туризма не превышает 2-3%, при этом прогнозируется дальнейший рост, обусловленный такими фак-торами,как[1,2,8,9]:
1) Организация и проведение мероприятий международного и федерального масштаба. Высокие цены во время широкомасштабных спортивных мероприятий способствуюттому, чтожелающие принять участие и побывать на данном мероприятии, начинают искать более выгодные предположения для поездки в страну, в которой планируется мероприятие. Вдан-ном случае, как нельзя более актуальным предложением по решению возникшей проблемы является круизный туризм, билеты на который можно приобрести по приемлемой цене, получив при этом как
2 Сост. по данным Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/contents/ analytics/cruise_tourism/ (Дата обращения: 20.07.2021).
транспортировку, так и жилье, при этом во время переезда появляется возможность побывать в других городах, познакомится с культурой иобычаямидругойстраны.
2) Желание у туристов получить новые впечатления и эмоции, поскольку активные путешественники устали от традиционных направлений и предлагаемых туристических услуг и направлений. Круизный туризм - это довольно новое и еще не исследованное направление, которое может обеспечить массу новых положительных эмоций.
3) Доступная ценовая категория на некоторые виды круизного туризма. К примеру, морской круиз, путешествие вокруг света является довольно дорогим удовольствием, а вот речной туризм может позволить гражданин со средним уровнем дохода.
При развитии представленного направления субъекты туристической инду-
стрии должны принимать во внимание как представленные аспекты, так и множество других факторов, влияющих на эффективность развития данного направления.
Круизом считается морская прогулка, сочетающая комплексное экскурсионное обслуживание и сопровождение портовых городов, включая оздоровительные, спортивные, познавательные и иные туристские услуги. Возрастающую роль приобретает организация развлекательных и досуговых мероприятий на палубе водного судна. Мероприятия, проводимые на морских и речных лайнерах, весьма разнообразны и включают: различные вечеринки, с выступлением знаменитых артистов, шоу программы, детскую анимацию, казино и даже аквапарки. Практически все предложения в направлении круизный туризм организуются по системе «all inclusive», в том числе трехразовое питание, услуги фитнес и спортзалов, шоу-программы, перевоз путешественника и так далее. Преимуществом таких туров является отсутствие необходимости оформлять визу: граждане, которые совершают тур по воде, имеют право гулять в береговых портах до двух суток.
Морские круизы чаще всего проходят на лайнерах, но более экономичным вариантом является путешествие на пароме. Очень популярны путешествия по морской глади на небольших парусных яхтах. Яхту можно взять напрокат с экипажем и без, для этого тоже нет необходимости оформлять визу. Оформить тур на яхте можно через паспорт судна, которое оформлено на его владельца. Речной круиз осуществляется на реке, канале или озере и проводится, как правило, по одному направлению или круговому маршруту. Данный вид туризма особенно популярен в странах Европы, прогулки проводятся на судах элитного класса.
Круизные лайнеры сегодня предлагают обширный перечень инновационных удобств и услуг, направленных на удовлетворение ожиданий растущего числа путешественников. Но несмотря на учет тенденций мирового спроса продолжает
оставаться ряд проблем, связанных с экологической и личной безопасностью. Помимо международных и национальных законов о торговле и охране окружающей среды, не существует стандартов, регулирующих круизный туризм. Из-за отсутствия глобальных стратегий управления и оценки нет единой концепции об экономических, социальных, культурных и экологических последствиях развития индустрии круизных услуг.
Особенностью развития внутреннего рынка услуг является привлечение спроса из среднего ценового сегмента: до настоящего времени популярностью и высоким спросом пользовались пяти- и шестизвез-дочные каюты, тогда как теперь доля путешественников, которые могут себе позволить более дешевые каюты эконом-класса, выросла до 30%. Еще одним эффективным направлением расширения целевой аудитории является привлечение иностранных туристов. Наиболее эффективным методом при этом является проведение мероприятий мирового уровня, как кубок конфедерации или чемпионат мира по футболу. По статистике больше всего туристов посещают страну при проведении масштабного события из стран Европы и Азии [10].
Современная макроэкономическая и рыночная ситуация характеризуется наличием определенных ограничительных фактов [5, 6, 14]:
1) Барьеры проникновения на рынок, обусловленные сложностью бизнеса и значительными инвестициями, поскольку круизный туризм эластично реагирует на ценовые и маркетинговые стратегии, кризисные явления. Высокой стоимостью обладают морские и речные судна, прочее оборудование, огромные затраты необходимы для проведения мероприятий во время путешествия. Данное туристическое направление имеет четкую сформированную структуру, где участники данного направления активно взаимодействуют друг с другом. В настоящее время, стабильные лидерские позиции в индустрии круизного туризма на международном уровне занимают ряд компаний (рис. 3).
Puc.3 - flоnирblнкамиро6blхnидеро6круизноготуризма e2020 г.,%3
Fig. 3 - Market shares of world leaders in cruise tourism in 2020,%
P&O Cruises 1 4
Aida Cruises | 7
TUI Cruises GmbH 1 8
MSC Cruises 1 17
Carnival Cruise Lines 47
0 10 20 30 40 50
Именно эти лидеры диктуют условия спроса на круизный туризм по всему миру, включая ценовую политику, тенденции и так далее. [5 тнеих ижонеюу реализоваться и успешно фхикционировать днИгоЯ какеН-нибеииново Г фивив досюаеочни нложио. гвоИидныН сепенаенывив пруизнмео пеюдста вланвенери с^реы в кеги -онах внутндкним пяеднажениюм.
2) Глобальные мировые кризисы, геополитические санкции, сокращение ликвидности вэкыпддикюи ипдекие до-ходовнаселения ^ществдннн иевлияли
сппема х индпнирии и— т^ивзы^н. ни смогеи свбе п.
и^ли^не толькм пепышеслуие на лайнн|эе, ны и любчндцугннвид нлдыха. Длянвю е-ния педнв^с^л^шыв вроблем, зуДъекев!, занятые в индустрии туризма по направлению круизный туризм, должны, в первую очнднв, лвредеееть каою цюнен^ аудиторию и оoзекпдпиpoвa-д нвои ды1угв в соответнлвиюс ее наиребнастями. О не-(^^t^i^i^f^i^i^i^n целевой нудитаривп венды нюизиннию пграниченвй,учаптннки уын-иадоажнх! исходиюн пп вoлeнциьизиoгo к/^иена, иевспячивая стимyхниизнния на основе рекламных акций, снижение стоимости путевки, предоставление скидок на-
3 Спет, ко дчннь1ю с онйтп httpг:/3шwш.cгrяiкal.
com (Дата обращения: 11.07.2021).
селению, с менее чем со средним уровнем дохода и студентам. Одной из эффективных мердолжно стать взаимыдейсноие на основе государственно-частного партнерства, через котнфое пыовляжотя возможность привтычежие насвоттия,с козким Tpoзнeмдoxыдa в ин1оoстpжд крзизногк лн> уг^зма, зло и свею очеречь,Оудет вытоно гlpндпpинимaзpлям и опосоИыгвуел иззви-тию данного бизнеса.
При соблюдении всех перечисленных уел овик ю н^с^прг^Е^/^а^в^им оилзля-
елси пулбецзмо и ^35Н^ек1^нвномурзлабили-опк^О^зею тою.
Д нашмн слизне ннивиодлс^и и^^л^ н-к, озвр и ланамнв,! сзози, с чвв ноимив-в^^чо^е! чввихго лутизма дзныдкнo оззвило. Kиыхлpopaж иcохдозy6MPlx внмлренних лечений достигает до 100 тыс. км, 16 из которых искусственно созданные каналы и водож^нзлища. Де^тиующая водная сечь снодиннзл северо-западный, центральный и южо ыН рпгиpдыPозcип.Tлaгpдaрв охвшнм казкламорекам ^зикращ |д пейсинин^с^™ Oжпииж, cлолтоa жишео ст-а-н- I млаол г^тзонм овли Баелийското,
Амовскдго, телогд, Черного и PденоДcкoго. Большим спросом пользуются круизы по Волге, Дону и Каме, а также путешествия в сени^де рег-хип - ^прию, -озив^ик ^же.
Лайнеры в направлении северных туров, как правило, отправляются из Санкт-Петербурга, путешествия по Волге - из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода и Самары. Популярный туром является «Москва - Санкт-Петербург - Москва», соединяющий часть северных направлений и Волгу.
Сегодня лидирующие позиции на отечественном рынке индустрии круизного туризма занимают следующие компании: «Водоход» - содержит более 26 теплоходов, ежегодный объем перевозки 105 тыс. чел.; «Инфофлот» - 5 теплоходов элит класса, специализируется на речных перевозках; «Мостурфлот» - содержит до 14 теплоходов. Не менее популярными компаниями являются предприятия «Спутник-Гермес», «ВолгаWolga» и российский филиал мирового лидера VikingRiverCruises[7].
Для эффективного развития отрасли речных круизов необходимо учитывать и по максимуму удовлетворять потребительский спрос. Добиться максимального положительного эффекта сфера речного туризма может при использовании современных инновационных технологий, высокого сервиса, создания оптимальных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
В настоящее время эффективному развитию круизного туризма препятствует множество негативных факторов, таких как проблема мелководья, которая образуется ввиду отсутствия должного контроля при добыче песка в реках, лесовалом береговой линии по всему течению реки Волги. В результате низкого уровня воды в Чебоксарском водохранилище, закрылся проход на реке Волге, вследствие чего большие лайнеры не могут проходить по этому маршруту, и приходится находить новые решения [12].
Еще одним фактором, ограничивающим развитие круизного туризма, является не развитое производство отрасли по части создания нового водного транспорта. В России последний выпуск речного судна датируется 2011 г., с тех пор новые суда не выпускались. В настоящий момент в России эксплуатируются судна, которым уже более 25 лет [11]. Выпуска новых лайнеров не происходит, так как в стране закрыты все
судостроительные предприятия, действующие на ВВП отечественных судов. В соответствие со стандартами, установленными в части использования водного транспорта в России, срок службы судна годен от 25 до 35 лет. Мировые стандарты несколько отличаются от отечественных, и срок службы круизного транспорта составляет от 45 до 50 лет [13].
Стандартные нормы, установленные в Российской Федерации, не соблюдаются, и круизный транспорт используется от 50 до 60 лет.
Для того, чтобы решить образовавшуюся проблему, необходимо разработать дальнейшую стратегию развития по расширению, модернизации и внедрению инноваций в реструктуризацию круизного транспорта, что требует огромных финансовых вложений, также препятствием является высокий уровень конкурентоспособности зарубежных компаний.
Помимо перечисленных проблем, существует еще множество ограничительных факторов, включая [15]:
1) недостаточный срок использования транспорта речного флота в нашей стране;
2) низкий уровень сервиса на борту круизных судов;
3) низкий уровень сервиса в портовых остановках.
На сегодняшний день со стороны государства разрабатывается и реализуется множество мер по модернизации и созданию оптимальных условий развития и привлекательности круизного туризма.
Привлечению туристов к данному виду круизного туризма и созданию интересных туристических предложений сопутствует богатый природный потенциал территории, множество рек, озер и каналов, портовые остановки, где путешественник может ознакомиться с достопримечательностями и культурой местности и так далее. В рамках развития круизного туризма существует необходимость государственной поддержки для переоборудования пассажирских портов, строительства речных судов и повышения уровня круизного обслуживания.
Так, мы видим, что у речного туризма существуют объективные причины
для дальнейшего развития. Факторы, способствующие эффективному развитию, обусловлены потенциалом течений на территории, богатыми природными ресурсами на береговой линии. Однако при этом круизным туристическим предприятиям необходимо направить все свои силы и ресурсы на решение текущих задач и ограничительных факторов. Чтобы сравнять свои позиции с мировыми лидерами круизного туризма и стабилизировать развитие отечественной индустрии круизного туризма, необходимо, в первую очередь, разработать меры по позиционированию данной отрасли. Меры активного позиционирования включают: разработку рекламно-информационных продуктов о круизных турах, льготные предложения для участников форумов и выставочных мероприятий, скидочную систему, современные технологии и инновации.
Так, отечественная круизная индустрия сталкивается с множеством проблем, ограничивающих ее развитие. Чтобы решить эти проблемы, со стороны государства разработан ряд мер, включая: оптимизация условий для привлечения потенциальных клиентов для круизного туризма, обновление и совершенствование портовых территорий, внедрение современных технологических решений в портовое оборудование, создание курсов повышения квалификации персонала и так далее. Решение этих вопросов сделает круизные линии более доступными и качественными, что привлечет еще больше туристов и финансовый поток в данную отрасль. Круизный туризм в России остается перспективным направлением, который имеет потенциальные шансы и ресурсы на эффективное развитие, и достижение лидирующих уровней на мировом рынке индустрии круизного туризма.
Одним из ключевых факторов успешного развития индустрии круизного туризма, помимо ценовой политики, сервисного обслуживания и повышения уровня качественных характеристик является безопасность. Уровень безопасности круизной отрасли в последние годы находится не в стабильном положении вследствие ряда происшествий, таких как крупные серьез-
ные аварии, преступления сексуального характера, большое количество без вести пропавших людей, нелегальные транспортировки и так далее.
В рамках применения правовых отношений, по заключениям таких исследователей как Р. Клейн, Л. Диас, О. Андреас, Г. Гессе и других, круизная отрасль представляет серьезную проблему мирового масштаба. При организации круизных туристических направлений, туристические операторы обещают клиенту полную безопасность, но поскольку правовой характер не доработан и требует внесения корректив, стопроцентная безопасность клиента остается под большим вопросом.
Принимая во внимание рост спроса на круизный туризм и расширения сегмента этого направления на мировом рынке, безопасность туристов и надежность информации, способствующие принятию информированных решений потребителями, становятся важным аспектом при продаже продукта круизного туризма. При подаче информации клиентам, касающейся мер безопасности туристические операторы стараются внести равновесный характер при неустойчивом и сомнительном положении дел.
Довольно полный объем информации клиенты получают о мерах по функциональной и промышленной безопасности, которые соблюдаются в круизной отрасли очень строго. Данные направления по безопасности включают следующие стандарты: современные технологии, инновации, предохранительные меры от негативных влияний внешней среды, следование законам и нормам по ведению нормативно-технической документации, правила управлением и содержанием судна, лицензию, компетентный кадровый состав.
Уровень конкуренции на рынке кру-изного туризма очень высокий, поэтому в рамках привлечения клиентской базы, субъекты данного направления деятельности большое внимание уделяют экологической безопасности. По стандартам международного кодекса по безопасной эксплуатации круизного транспорта и для обеспечения контроля по сохранению чистоты водных бассейнов, судовой транс-
порт приобретает сертификат экологии ISM Code, который действителен в течение пяти лет.
Суда оснащены инновационными двигателями для сжиженного природного газа по новым стандартам экологии, системами очистки вод, выхлопными фильтрами, шумоглушителями, обеспечивающими сохранение подводного мира океана, о чем составлен подробный перечень на официальном сайте круизного предприятия.
Условия социальной и личной безопасности туриста в круизной индустрии вызывает наибольшую критику, поскольку негативные факты становятся достоянием общественности, когда их уже невозможно скрыть. Большинство незаконных действий, совершаемых в отношении пассажиров, скрываются круизными линиями, а судебные разбирательства весьма многосложны и порой рассматриваются годами.
Круизное судно - это социальное общество со своей внутренней системой, где безопасность не может быть гарантирована; поскольку в социальном обществе могут возникнуть конфликтные ситуации, нарушающие безопасность окружения, или в намеренной или в бытовой форме.
США приняли Закон о безопасности морского транспорта, который обеспечивает надлежащую безопасность транспортных средств и портов, суть этого в том, что круизные компании данной территории не обязаны сообщать о преступлениях и жертвах на борту, если они были совершены за пределами 12-мильной зоны прибрежных вод. Некоторые европейские страны придерживаются аналогичных стандартов.
Круизные компании считают, что подписание международных правил и соглашений не вводит обязательного сообщения о незаконных действиях, совершенных за пределами территориальных вод на борту иностранного судна. Проблема вызвана множеством противоречий и коллизий в законодательной сфере, где разные нормы, законы, кодексы и правовые акты разных юрисдикций полностью противоречат друг другу. Что еще хуже, круизные компании регистрируют свои суда в государствах, в которых действующие нормативные документы имеют значительные
правовые ограничения или не имеют никакой юридической силы.
В международных водах круизное судно - это часть иностранного государства, независимая территория, которая несет полную ответственность за сохранение безопасности на своем судне и защиту граждан от правонарушений. Государство, от побережья которого отходит судно в круизный тур, не несет никакой ответственности за происшествия на борту судна, только управляющая круизная компания полностью отвечает за безопасность пассажиров. Создаются обстоятельства, когда судно становится владельцем юридического лица государства, и так владельцы круизных судов получают частное право на свою безопасность. Что касается преступления, совершенного на судне и переданного в суд, юрист, прежде чем начать рассмотрение дела, должен изучить множество документов из разных юрисдикций.
Помимо этого, в зависимости от того, кто подает претензию, сроки ее подачи могут меняться. На сроки также могут влиять различные ограничивающие нормы в соглашении о чартере круизного лайнера. Условия, оговоренные в контракте, также влияют на место, где можно подать иск и провести разбирательство.
Более того, сбор и хранение доказательств на борту судна осложнены тем, что не хватает компетентных специалистов, а факты коррупции раскрываются. Судя по практике процесс защиты потерпевшего лица, тянется ни один год, и в итоге исковые требования остаются неудовлетворенными. Судебный орган в исключительных случаях поддерживает сторону потерпевшего лица. Противоречия в законе осложняет процесс следования кодексу страны в рамках защиты пассажиров круизных судов, а круизные компании стремятся ограничить ответственность за свои незаконные действия. Исковые требования пострадавших пассажиров круизных линий не удовлетворяются в их пользу еще и по причине того, что круизные компании отстаивают свои интересы в соответствующих структурах.
Согласно исследованию профессора Р. Кляйна, в 2014 г. компании потратили на
возможность лоббирования своих интересов более трех миллионов долларов, что почти в 6 раз больше, чем в 1996 г.
В нынешней ситуации с низким уровнем безопасности ситуация усугубляется несовершенной структурой конкурентного рынка в круизной индустрии, в которой доминирует крайне небольшое количество компаний. В рамках усиления мер безопасности была составлена Международная ассоциация жертв круизных судов (1^), члены которой сформировали декларацию, в которой обоснованы факты отсутствия толерантного отношения к бортовым правонарушениям тремя круизными корпорациями. Данный документ не смог повлиять на пагубную ситуацию никаким образом. Уровень безопасности пассажиров, путешествующих по организованному круизно-му направлению, по-прежнему достаточно низкий.
В рамках отсутствия правовой защиты граждан в период круизного тура индустрией круизного туризма, возникает острая необходимость разработать законодательные меры на мировом уровне по защите туристов от правонарушений на судах. Разработка эффективной стратегии в контексте увеличения уровня безопасности граждан на круизных судах, должна рассматриваться профессионалами высшего уровня, государственными органами и специальными службами. В этой ситуации некоторые проблемы можно решить через профилактические меры.
Туристические организации больше всего заботятся о форме одежды, развлекательных мероприятиях, зоне питания, доступу интернета на борту и прочих развлекательных мера, при этом, практически не уделяя внимания предупреждающим мерам безопасности.
Клиент круизной компании пребывает в рискованном состоянии, особенно благодаря тому, что от множества развлекательных мероприятий, клиент забывается и отдается течению веселья, не думая о мерах по своей защите.
В целях принятия профилактических мер необходимо ввести практику сопровождения туристов сотрудниками туристических фирм при приеме проездных
документов. Обязательный проездной документ должен включать типовую форму по безопасности на борту и инструкция поведения пассажира в непредвиденных ситуациях. При разработке типовой инструкции по безопасности, необходимо классифицировать возможные взаимодействия и потенциальные результаты, например: конфликт между пассажирами судна; между пассажиром и обслуживающим персоналом; нападение на борт лайнера террористических группировок или пиратов, угрожающие жизни пассажира.
Был проведен статистический анализ, по которому были классифицированы бортовые преступления по причинно-следственным связям: конфликты, вызванные опьянением самый распространенный случай (16%), драки (7%), крупный проигрыш в казино (2,5%) [11]. Также в соответствие со статистикой, количество пассажиров, оказавшимся за бортом с каждым годом стремительно увеличивается. При падении пассажира за борт корабля, выжить не удается практически никому, возможность спасения зависит от температуры воды и близости к борту. 60% жертв умирают практически сразу после падения, при низкой температуре воды. В редких случаях появляется возможность спасти жертву падения, если судно может вернуться назад и спасти человека, быстрота и скорость решения стоят в этом случае жизни человека. Около 20% умирают от переохлаждения после получаса нахождения в воде, еще 20% умирают при спасении. Если температура воды не ниже 15°С, у человека есть шанс на спасения, не позднее чем в течение пяти часов.
Важнейшим условием возможности спасения является сохранение надежды и терпение. Если температура воды 5°С, в течение часа человека за бортом еще можно спасти, чем температура воды выше, тем времени на организацию спасительной операции соответственно больше. В целях экономии энергии в инструкциях по выживанию рекомендуется найти опору, плавучее средство, обхватив ее руками и работать только ногами. Если подобной опоры нет по близости, рекомендуется принять позу эмбриона в целях сохранения тепла
и сил, пока не последует помощь. Встроенные в спасательный жилет радарные устройства, беспроводные технологии с низким энергопотреблением облегчают быстрое обнаружение туриста в воде, способствуют благоприятному исходу поисковых операций, но в целом не решают проблему спасения утопающего.
Неадекватный гигиенический контроль приводит к появлению кишечных заболеваний у пассажиров на круизном судне, появлению клопов. Основной причиной кишечных заболеваний является несоответствующий гигиеническим нормам состав питьевой воды, подача холодной воды, несвоевременная смена воды в бассейнах, несоблюдение гигиенических норм, как персоналом, так и пассажирами, ненадлежащее хранение продуктов. Профилактическими мерами во избежание болезни кишечника являются: частое мытье рук, проверка спального места на предмет наличия клопов и так далее. Необходима комплексная система правил и нормативов, регулирующих различные аспекты безопасности пассажиров судна, поскольку их отсутствие и несоблюдение могут оказать негативный эффект на спрос и рыночные позиции лидирующих предприятий.
Более половины (61%) респондентов признают наивысшей ценностью личную безопасность, семью и близких людей, что необходимо учитывать при разработке правил поведения пассажиров на борту круизного судна, а также к актуальности введения страхового полиса, защищающего пассажиров от чрезвычайных ситуаций.
Необходимо разработать систему оценки состояния безопасности российских портов. Однако составление страхового продукта будет ограничено факторами автономии воли и договорной свободы, фундаментальных в гражданском праве, выявление реальной воли сторон договора станет основной целью интерпретации. Принимая во внимание объективные несоответствия и субъективные постановления английских судов, практику применения Гражданского кодекса Франции и Гражданского кодекса Германии, судам в Российской Федерации будет непросто принять соответствующее решение в полном объеме. Целесообразность подготовки такого документа вызвана потребностью полноценного участия России в системе сложившихся рыночных отношений.
Список источников
1. Алексеева Н.Д. Исторический аспект развития речного круизного туризма в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. №3. С. 17-22.
2. Анисимов К.О., Егоров Г.В., Ефремов Н.А. Строительство новых судов с использованием элементов судов-доноров - реальный путь сохранения российских речных круизов // Речной транспорт (XXI век). 2019. №4(58). С. 51-62.
3. Ахтобадзе Д.Т. Организационно-экономические механизмы реализации стратегических приоритетов развития туризма и рекреации на Северо-Западе России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. №6. С.107-126.
4. Баикина О.А., Валькова Т.М. Круизный туризм: географические и методические рекомендации по формированию индивидуальных комбинированных программ // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. №1. С. 88-96.
5. Безрукова Н. Центры развития речных круизов как основа межрегионального развития туризма ресурсы // Информация. Снабжение. Конкуренция. 2019. №4. С. 200.
6. Безрукова Н.Л. Системный подход к оценке качества речного круизного продукта // Сервис в России и за рубежом. 2017. №3(64). С. 187.
7. Бейдык А.А., Новосад Н.А. Иностранный (въездной) круизный туризм на Северо-Западе // Псковский регионологический журнал. 2018. №9. С. 62-65.
8. Грушенко А.Б. Развитие морского круизного туризма в портах Западной Арктики // Арктика и Север. 2018. №14. С. 29-34.
9. Домнина О.Л. Оценка экологического риска транспортных происшествий на водных объектах / О. Л. Домнина [и др.] // Морские интеллектуальные технологии. 2018. №4-2(42). С. 79-86.
10. Лазарева А.А., Григорьева Т.И. Возможности развития речного круизного туризма в России // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т.14. №2. С. 281-290.
11. Лескова Г.А., Шкуропат С.Г. Предметно-тематический подход к созданию туристско-экскурсионной программы как основа кастомизации в культурном туризме // Вестник Национальной академии туризма. 2019. №3. С. 19-24.
12. Решняк В.И. Роль экологического обеспечения в государственном регулировании водного туризма / В.И.
Решняк [и др.] // Экономика и предпринимательство. 2019. №7(108). С. 519-523.
13. Решняк В.И., Каляуш А.И., Григорьев А.Н. Теоретические основы технологии перемещения подсланевой воды, образующейся при эксплуатации судовых энергетических установок // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Морская техника и технология. 2016. №2. С. 70-76.
14. Рочева Е.С. Эффект мультипликации в туризме на примере круизной отрасли Санкт-Петербурга // Известия СПбУЭФ. 2019. №2. С. 103-107.
15. Смолокуров Е.В. Развитие мирового круизного флота: тенденции и перспективы // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2017. №3(19). С. 183-192.
References
1. Alekseeva, N. D. (2017). Istoricheskij aspek trazvitiy arechnogo kruiznogo turizma v Rossii [The historical aspect of the development of river cruise tourism in Russia]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University], 3, 17-22. (In Russ.).
2. Anisimov, K. O., Egorov, G. V., & Efremov, N. A. (2019). Stroitel'stvo novyh sudov s ispol'zovaniem elementov sudov-donorov - real'nyj put' sohraneniya rossijskih rechnyh kruizov [The construction of new vessels using elements of donor ships is a real way to preserve Russian river cruises]. Rechnoj transport (XXI vek) [River transport (XXI century)], 4(58), 51-62. (In Russ.).
3. Ahtobadzem, D. T. (2018). Organizacionno-ekonomicheskie mekhanizmy realizacii strategicheskih prioritetov razvitiya turizma I rekreacii na Severo-Zapade Rossii [Organizational and economic mechanisms for the implementation of strategic priorities for the development of tourism and recreation in the North-West of Russia]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 6, 107-126. (In Russ.).
4. Baikina, O. A., & Val'kova, T. M. (2019). Kruiznyj turizm: geograficheskiei metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu individual'nyh kombinirovanny hprogramm [Cruise tourism: geographical and methodological recommendations for the formation of individual combined programs]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(1), 88-96. (In Russ.).
5. Bezrukova, N. (2019). Centry razvitiya rechnyh kruizov kak osnova mezhregional'nogo razvitiya turizma resursy [River cruise development centers as a basis for interregional tourism development resources]. Informaciya. Snabzhenie. Konkurenciya [Information. Supply. Competition], 4, 200. (In Russ.).
6. Bezrukova, N. L. (2017). Sistemnyj podhod k ocenke kachestva rechnogo kruiznogo produkta [A systematic approach to assessing the quality of a river cruise product]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 3(64), 187. (In Russ.).
7. Bejdyk, A. A., & Novosad, N. A. (2018). Inostrannyj (v'ezdnoj) kruiznyj turizm na Severo-Zapade [Foreign (inbound) cruise tourism in the North-West]. Pskovskij regionologicheskij zhurnal [Pskov Regionological Journal], 9, 62-65. (In Russ.).
8. Grushenko, A. B. (2018). Razvitie morskogo kruiznogo turizma v portah Zapadnoj Arktiki [Development of sea cruise tourism in the ports of the Western Arctic]. Arktika i Sever [The Arctic and the North], 14, 29-34. (In Russ.).
9. Domnina, O. L., & et al. (2018). Ocenka ekologicheskogo riska transportnyh proisshestvij na vodnyh ob'ektah [Assessment of the environmental risk of transport accidents on water bodies. Morskie intellektual'nye tekhnologii [Marine intelligent technologies], 4-2 (42), 79-86. (In Russ.).
10. Lazareva, A. A. & Grigor'eva, T. I. (2019). Vozmozhnosti razvitiya rechnogo kruiznogo turizma v Rossii [Opportunities for the development of river cruise tourism in Russia]. Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problem i perspektivy [Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects], 14(2), 281-290. (In Russ.).
11. Leskova, G. A. & Shkuropat, S. G. (2019). Predmetno-tematicheskij podhod k sozdaniyu turistsko-ekskursionnoj programmy kak osnova kastomizacii v kul'turnom turizme [Subject-thematic approach to the creation of a tourist and excursion program as a basis for customization in cultural tourism]. Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 3, 19-24. (In Russ.).
12. Reshnyak, V. I., & et al. (2019). Rol' ekologicheskogo obespecheniya v gosudarstvennom regulirovanii vodnogo turizma [The role of environmental support in the state regulation of water tourism. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 7(108), 519-523. (In Russ.).
13. Reshnyak, V. I., Kalyaush, A. I., & Grigoriev, A. N. (2016). Teoreticheskie osnovy tekhnologii peremeshcheniya pod slanevoj vody, obrazuyushchejsya pri ekspluataciisu dovyhenergeticheskih ustanovok [Theoretical foundations of the technology of moving subslane water formed during the operation of ship power plants]. Vestnik Astrah-anskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser.: Morskaya tekhnika i tekhnologiya [Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Marine Engineering and Technology], 2, 70-76. (In Russ.).
14. Rocheva, E. S. (2019). Effekt mul'tiplikacii v turizme na primere kruiznoj otrasli Sankt-Peterburga [The effect of animation in tourism on the example of the cruise industry of St. Petersburg]. Izvestiya SPbUEF [Izvestiya SP-bUEF], 2, 103-107. (In Russ.).
15. Smolokurov, E. V. (2017). Razvitie mirovogo kruiznogo flota: tendenciii perspektivy [Development of the world cruise fleet: trends and prospects]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota im. admirala S. O. Makarova [Bulletin of the Admiral S. O. Makarov State University of the Sea and River Fleet], 3(19), 183-192. (In Russ.).