Научная статья на тему 'ОБЗОР ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА КРУИЗНУЮ ИНДУСТРИЮ'

ОБЗОР ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА КРУИЗНУЮ ИНДУСТРИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / КРУИЗНЫЕ СУДА / COVID-19 / ФЛОРИДА / ПАССАЖИР / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарафанова Анастасия Геннадьевна, Сарафанов Александр Александрович

Глобальная пандемия коронавируса опустошила круизный сектор с повсеместными сбоями и отменами, затронувшими миллионы круизных пассажиров. Круизная индустрия пострадала из-за анклавной и замкнутой среды на борту, высокого уровня инфицирования как членов экипажа, так и пассажиров, а также широкого негативного освещения в СМИ. Цель исследования - анализ основных воздействий COVID-19 на круизную индустрию. Авторы использовали методологию систематического обзора. В статье представлено текущее состояние мировой круизной индустрии с акцентом на основные последствия COVID-19 для отрасли. Авторами рассмотрены статистические данные по общему количеству круизных пассажиров, отдельно по Балтийскому и Средиземным морям, количеству круизных судов, странам-лидерам круизной индустрии. Подробно изучено состояние круизной отрасли Австралии, Великобритании в допандемийный период. В США, в частности в штате Флорида, авторами проанализировано негативное влияние COVID-19 на экономику региона. Именно во Флориде находится три самых загруженных круизных порта в мире с точки зрения количества пассажиров, обслуживаемых ежегодно, к тому же она входит в тройку крупнейших американских штатов по круизной отрасли. В Российской Федерации в 2020 г. также ощущается отрицательное влияние коронавирусной инфекции на круизный туризм. Количество пассажиров на туристских круизных маршрутах снизилось на 75%, на экскурсионно-прогулочных - минус 59%. При этом в 2021 г. спрос на речные круизы превысил показатели 2020 г. на 50-60%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVID-19 IMPACT ON THE CRUISE INDUSTRY: AN OVERVIEW

The global coronavirus pandemic has devastated the cruise sector with widespread disruptions and cancellations affecting millions of cruise passengers. The cruise industry has suffered from an enclave and enclosed environment on board, high infection rates for both crew and passengers, and widespread negative media coverage. The purpose of the study is to analyze the main impacts of COVID-19 on the cruise industry. The authors use a systematic review methodology. The article presents the current state of the global cruise industry with a focus on the main implications of COVID-19 for the industry. The authors review statistical data on the total number of cruise passengers, separately for the Baltic and Mediterranean Seas, the number of cruise ships, and the leading countries of the cruise industry. The article studies in detail the state of cruise industry in Australia and Great Britain in the pre-pandemic period. In the United States, in particular in the state of Florida, the authors analyze the negative impact of COVID-19 on the region’s economy. Florida is home to the three busiest cruise ports in the world in terms of the number of passengers served annually, and it is also one of the three largest American states for the cruise industry. In the Russian Federation, in 2020, the negative impact of coronavirus infection on cruise tourism is also felt. The number of passengers on tourist cruise routes decreased by 75%, on excursion and pleasure routes - minus 59%. At the same time, in 2021, the demand for river cruises exceeded the indicators of 2020 by 50-60%.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА КРУИЗНУЮ ИНДУСТРИЮ»

УДК 379.857

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-19-29

САРАФАНОВА Анастасия Геннадьевна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, РФ) научный сотрудник; e-mail: [email protected]

САРАФАНОВ Александр Александрович

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, РФ) кандидат технических наук, научный сотрудник; e-mail: [email protected]

ОБЗОР ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА КРУИЗНУЮ ИНДУСТРИЮ

Глобальная пандемия коронавируса опустошила круизный сектор с повсеместными сбоями и отменами, затронувшими миллионы круизных пассажиров. Круизная индустрия пострадала из-за анклавной и замкнутой среды на борту, высокого уровня инфицирования как членов экипажа, так и пассажиров, а также широкого негативного освещения в СМИ. Цель исследования - анализ основных воздействий COVID-19 на круизную индустрию. Авторы использовали методологию систематического обзора. В статье представлено текущее состояние мировой круизной индустрии с акцентом на основные последствия COVID-19 для отрасли. Авторами рассмотрены статистические данные по общему количеству круизных пассажиров, отдельно по Балтийскому и Средиземным морям, количеству круизных судов, странам-лидерам круизной индустрии. Подробно изучено состояние круизной отрасли Австралии, Великобритании в допандемийный период. В США, в частности в штате Флорида, авторами проанализировано негативное влияние COVID-19 на экономику региона. Именно во Флориде находится три самых загруженных круизных порта в мире с точки зрения количества пассажиров, обслуживаемых ежегодно, к тому же она входит в тройку крупнейших американских штатов по круизной отрасли. В Российской Федерации в 2020 г. также ощущается отрицательное влияние коронавирусной инфекции на круизный туризм. Количество пассажиров на туристских круизных маршрутах снизилось на 75%, на экс-курсионно-прогулочных - минус 59%. При этом в 2021 г. спрос на речные круизы превысил показатели 2020 г. на 50-60%.

Ключевые слова: круизный туризм, круизные суда, COVID-19, Флорида, пассажир, Российская Федерация, морской транспорт.

Для цитирования: Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А. Обзор влияния COVID-19 на круизную индустрию // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 19-29. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-19-29.

Дата поступления в редакцию: 29 августа 2021 г. Дата утверждения в печать: 21 сентября 2021 г.

UDC 379.857

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-19-29

Anastasiya G. SARAFANOVA

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Reseacrh Assistant; e-mail: [email protected]

Alexander A. SARAFANOV

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

PhD in Engineering, Research Assistant; e-mail: [email protected]

THE COVID-19 IMPACT ON THE CRUISE INDUSTRY: AN OVERVIEW

Abstract. The global coronavirus pandemic has devastated the cruise sector with widespread disruptions and cancellations affecting millions of cruise passengers. The cruise industry has suffered from an enclave and enclosed environment on board, high infection rates for both crew and passengers, and widespread negative media coverage. The purpose of the study is to analyze the main impacts of COVID-19 on the cruise industry. The authors use a systematic review methodology. The article presents the current state of the global cruise industry with a focus on the main implications of COVID-19 for the industry. The authors review statistical data on the total number of cruise passengers, separately for the Baltic and Mediterranean Seas, the number of cruise ships, and the leading countries of the cruise industry. The article studies in detail the state of cruise industry in Australia and Great Britain in the pre-pandemic period. In the United States, in particular in the state of Florida, the authors analyze the negative impact of COVID-19 on the region's economy. Florida is home to the three busiest cruise ports in the world in terms of the number of passengers served annually, and it is also one of the three largest American states for the cruise industry. In the Russian Federation, in 2020, the negative impact of corona-virus infection on cruise tourism is also felt. The number of passengers on tourist cruise routes decreased by 75%, on excursion and pleasure routes - minus 59%. At the same time, in 2021, the demand for river cruises exceeded the indicators of 2020 by 50-60%.

Keywords: cruise tourism, cruise ships, COVID-19, Florida, passenger, Russian Federation, sea transport.

Citation: Sarafanova, A. G., & Sarafanov, A. A. (2021). The COVID-19 impact on the cruise industry: An overview. Service and Tourism: Current Challenges, 15(3), 19-29. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-1929. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 29 August 2021 No potential conflict of interest was reported by Accepted 17 March 2021_the author(s)._

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Урбанизеция и глвбализация приво-вят к выкерему распространениювир^^с^е^, аи еуртззл твве uri^^^T иод^,цил€^и^екэ .ооь и( в аи-ели-

таиз иаеуса ири^вта СбК Oichter а.О. [1бС поитввиае^ за-

болев анив - одно изследсиииИ то^тв^ь^-ноеи дыьои и моВ^еуьосте фаобван. От что во вромя глиКольной еанде-оии еюенно мебдуннродные беоидки рв вуовураняве инфеицвенныб забооевмпивб к и рве вкатор ы эканбмвмискиа деьтеек-аиств^ектор мьрскоео тр^н^с^гыс^к^т^ы очеиь ивовбопострадаб ои быстрой в зиоаапной вивышки кобебеяирусной ин—иоцал. Дио-ныйкризис и^ лмеви аивветв и встодли сндиходствнза иоследние 70jiei по своим гоеBaльныо бозлядьтвия мт Овшь террь-ристическет нападениена бША в ОНЫМ п. -Опыелоксниженвю рруизиого судоход-

сажиров из Северной Америки (15,4 млн), Европы(7,7 млн),Азии(3,7млн)1.

Основным круизным рынком 2019 г. стал Карибский бассейн (38,7%) (рис. 2). Менее 2% приходится на Индийский

1 Fast Facts CLIA 2021 URL: https://cruising.org/-/ media/CLIA-Media/StratCom/Covid19Resources/ Fast-Facts_CLIA_Sept-2021 (Дата обращения: 27.08.2021)

2 Evolución anual del número de pasajeros de crucero en el mundo entre 2009 y 2020 // Statista. URL: https://es.statista.com/estadisticas/569166/

ства за пределами американского рынка ив 30-вб%, эпидвмиб SAR( о 200б пи ииов того е°и8 г.вИиыме пpaктизбcав

ви оиазали евияния а от^бои в

основлых peгионaи ввдбУядcтва.MP виы-демуеСООЮ-19 ^^в^т^вцо круизные еотои Оыо одтом иг □к^о^х быствФоастyщиx сег-мяаипв мебевей итдбстеии нуиб^!«^ [тэбо Лтризный тгабовм, сочетающиУнсибо ре-клвcлиoнный, еыортииный, лечоенр-оз-доуонттельбый и поверввчелрвыы вир^1^, иоеPздa, поляется уикоренно paзвиваю-щепся мфевовдеиреепности современввИ ьуристчзой иныострии мвба в Pвзcев[Ыб Оиное этой сорасли еамжвивсяь среднем росте ив 5,0% в пеоаид в О^Оь по ЛКЫЛгп, что к-юь. иее у ебычнобо на-иимного ьудизма (40%). Колинество ивccзг б-унов ио чвому мирн достоглб ПО.т двы а ПОВ гвчбо на 4Дб больше пвврввлончю с 2018 г. (рис. 1). Больше всего круизных пас-

океан / Красное море (1,9%), Бермуды (1,6%), Трансатлантику (1,3%), Канаду / Новую Англию (1,2%) и Гавайи (1%). Африка, Панамский канал, внутренние водные пути США, Антарктика и мировые круизы почти не пользуются спросом у туристов (примерно по 0,4% на каждое направление).

evolucion-anual-del-numero-de-pasajeros-de-cru-ceros/(Датаобращения:24.08.2021)

35

30 29,7

25 28,5

Г"--- 25,2 26,7

20 20,5 20,9 21,3 22,34 23,06

15 19 1 17,8 19,1

10

5 • 5,8

0

2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022

Рис. 1 - Динамика количества круизных пассажиров в мире с 2009 по 2020 гг., млн чел.2

Fig. 1 - Dynamics of the number of cruise passengers in the world from 2009 to 2020, million people

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

38,7

.lit"

14,8

12,3

I I

>

Л*

4,4 3,9 3,5

■ ■ ■

2,2 2

Af* J? J'

^ У

ЛГ

J

O«-' ^

.J*

7

Рис. 2 - Основные круизные рынки 2019 г., %3

Тенденции круизного судостроения

Из-за популярностикрризов растётоб-щее колочессзо ^нс^вь^тз кздов, зстускаемыр каооеый код, вскмен такии кораблсотзажо увеличдсаетчт [13]. бочзсная индустоио обочотываетболоо50коуизёых вяоий л ОРТ судск, я а тон клоплыс злмпзнии с 15 брендама приходилосоё5%дрыи оынкз в 2018 о.На долюУе-тоа1 (^ооц^огг^я^с^п приходитсе УРКо этого сынка с девятью мвделяме, о Рыда1 Са о-Ьеаб СпшеБ 0ё% у^с^ои рыикс ч оремз разнымомооюами и И1ог\.е§1чт ЗкшБе - 00% дклд рыкка. Вы-розктот этсятрвх ксуо-иых лотий в 2318 г. совтавооо ЗчомлидиSD4. Круизный доход поступает от продажи билетов, что обычно составляет 62% отобщейвыручк и, и бортовые закупки (38%). Чтобы увеличить свою прибыль, круизные компанои увеличоса-ют размер своих судов, чтобы на каждом из них находилось больше пассажиров. В 2017 г. спущено на воду кр^нейшее судно с пассажиропотоком, «Гармония морей» с 5496 пассажирами [10]. В 2020 г. суда пе|зе -возили уже более 6000 человек, вместе с

3 Cruise Industry News 2020 Annual Report URL : http s://www.c rui seindustrynews.com/ flip/cina2020 /mobile/index.html#p=1 Дата обращения: 29.08.2021)

4 Crockett Z. Thee conomics of cruise ships^ 2h2

tustle. URL: https:S/thehpsale.co/the-ecoeomiss-

cf-cru iru-ships/ S2^/^a обра щения: 22.08.2021)

Fig. 2 - Main cruise markets 2019, %

экипажем пассажи ров было почти 10 тысяч в круизе. В табл. 1 представлен ожидае-мыйграфик выходакруизныхсудов вплоть до исаи г,

ТаХлеца С - Планируемый выпусккруизных судов, вд. 5

Tablel -Numbeг of CHuisesCips, plaaiedlor po1ucsion,anits

Год Кол-во круизных срдов Пассажировме-стнлаостк

2Й20 ИЗ

соех и енаго

2У23 2У К51Р6

2C2i 10 11К50

2025 11 25804

2026 5 10560

2027 3 9530

Всего 91 19&МС

Ю%уизный сектор А встралии и Великобритании

Круи9веlе каникулы становились всё более популврными в течение первых двух десятилетий двадцать первого века. Например, Австралия превзошла ожидания, достигнув миллиона пассажиров в 2014 г., что на шесть лет раньше прогнозов рынка [5]. К

5 lasdPatteOHA 2RL1 URL:het°s./2cr2ising.org/-/ media/CLIA-Media/StratCom/Covid19Resources/ Fast-Faets_CLIA_Sept-e021 (Дата обращение: 27.08.2021)

Рис.3- Страны-лидерыкруизнойиндустриив2019 г.,%9

Fig.3-Leadingcountries ofthecruiseindustryin2019, %

2019 г. Австралия была пятой по величине страной происхождения пассажиров после США, Китая, Германии и Великобритании. Примечательно, что Австралия была единственным рынком, на котором путешествовал 1 из 17 чел. По оценкам отраслевых отчётов, вклад круизного сектора в экономику Австралии в 2018/19 финансовом году со-ставил5,2млрдAUD(3,8млрд USD)6.

Точно так же до пандемии COVID-19 в Великобритании наблюдался устойчивый рост, с увеличением количества круизных линий, работающих за пределами Великобритании. В 2019 г. чуть, более двух миллионов пассажиров прибыли из Великобритании и Ирландии, причем Великобритания, второй по величине европейский рынок круизов после Германии7, на который приходится 28% круизных пассажиров в Европе8 (рис. 3).

Экономические потери круизной отрасли Великобритании из-за COVID-19 в

6 CMV becomes third cruise line to go out of business in a month // The Maritime Executive. URL: https://www.maritime-executive.com/ar-ticle/cmv-becomes-the-third-cruise-line-to-go-out-of-business-in-a-month (Дата обращения: 17.08.2021)

7 CLIA 2018 Global Passenger Report. URL: https:// cruising.org/-/media/research-updates/research/ clia-global-passenger-report-2018.ashx (Дата обращения: 17.08.2021)

8 The global economic contribution of cruise tourism, 2018 // Business research & Economic advisors. URL: https://cruising.org/-/media/research-updates/ research/global-cruise-impact-analysis—2019--final. pdf (Дата обращения: 07.08.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

виде прямых расходов составили 539 млн GBP (738 млн USD) в течение 60 дней после приостановки круизов, и 888 млн британских фунтов (1,2 млрд USD) через 90 дней10.

Взаимосвязькруизныхлайнеров и распространенияШУЮ-19

Как отмечают Moriarty L.F. и другие авторы, «круизные лайнеры часто становятся местом вспышек инфекционных заболеваний из-за их закрытой среды обитания, контактов между путешественниками из многих стран и переброски экипажей между судами» [8, c. 347]. Самый известный случай распространения COVID-19 - вспышка на Princess Diamond в феврале 2020 г., где более 700 из 3711 пассажиров и членов экипажа заразились коро-навирусной инфекцией11.

В первом квартале 2020 г. было зарегистрировано 54 зараженных кора-

9 Leading passenger source countries in the global cruise industry in 2019 // Statista. URL: https:// www.statista.com/statistics/287114/cruise-passenger-share-by-source-country/ (Дата обращения: 24.08.2021)

10 Estimated expenditure loss due to cruise sector suspension during coronavirus (COVID-19) pandemic in the United Kingdom (UK) in 2020 // Statista. URL: https://www.statista.com/statis-tics/1118254/economic-impact-due-to-cruise-sus-pension-uk/ (Дата обращения: 14.08.2021)

11 What the cruise-ship outbreaks reveal about CO-VID-19 // Nature. URL: https://www.nature.com/ articles/d41586-020-00885-w?error=cookies_not_ supported&code=aab3c6ec-9e2d-45af-bd53-aad-6d71aca10 (Дата обращения: 20.08.2021)

бля и 2592 больных членов экипажа и пассажиров. Корабли останавливались один за другим в конце марта 2020 г. в разных частях мира, а после этого круизные линии занимались отправкой членов экипажей и пассажиров домой, пока границы были закрыты. Спустя год после начала пандемии круизная индустрия остаётся в стороне, в то время как другие отрасли возвращаются к работе. Требования к возобновлению бизнеса для круизной индустрии строже, чем для авиалиний или железнодорожных поездов [13].

Попытка определить корреляцию между круизной индустрией и быстрым распространением COVID-19 была предпринята Ito H., Hanaoka S., Kawasaki T. [7]. Для решения этой проблемы авторы провели два исследования. Первое исследование было сосредоточено на обнаружении корреляции между количеством выявленных случаев COVID-19 и предполагаемым количеством пассажиров. Посадка в портах отправления и прибытия, где люди проводят некоторое количество дней до или после круиза, а также судо-заходы в порты, где в городе проводится всего несколько часов. Количество случаев COVID-19, разделённое на количество пассажиров, совершивших посадку, составляет 12,85% в стране прибытия и отправления и 1,5% в стране только в порту захода. В результате авторы пришли к выводу, что, города, расположенные в портах прибытия и отправления круизных судов, заражены больше, чем города - судозахо-ды. Однако, есть другие факторы, которые могли повлиять на этот вывод, особенно потому, что города отправления или прибытия, как правило, имеют воздушные порты и другие объекты, которые также играют важную роль при распространении COVID-19. Три страны с наибольшим количеством пассажиров в портах с января по март 2020 г. были США, Мексика и Багамские острова. COVID-19 распространился быстрее в странах, продолживших принимать круизы до начала апреля, чем

другие, которые быстро запретили круиз-ным судам заходить в их порты.

Radic A., Law R., и др. [11] выявили слабые стороны круизных лайнеров при реагировании на вспышку коронавирусной инфекции: коммуникация и практически непроработанные планы действий в чрезвычайных ситуациях. Отсутствие этих навыков заставило всю отрасль столкнуться с более сложными сценариями распространения пандемии.

Пандемия COVID-19 в 2020 г. опустошила круизный сектор, с повсеместными сбоями и отменами, которые затронули миллионы пассажиров и людей, прямо или косвенно занятых в круизной индустрии. Тысячи пассажиров застряли на борту из-за того, что круизные лайнеры находились на карантине или им было отказано в заходе в порты из-за закрытия границ. К середине марта многие порты по всему миру были закрыты для круизных лайнеров, а маршруты оказались в хаосе.

В круизном порту Стокгольм в Балтийском море в 2019 г. зафиксировано самое большое количество пассажиров - 656 тыс. чел., тогда как в 2020 г. количество туристов, прибывающих в этот порт, резко сократилось (в 33 раза) из-за воздействия коронавирусной инфекции. В целом количество круизных пассажиров в Стокгольме упало до 20 тыс. в 2020 г. Во время пандемии порт Висби зарегистрировал самый высокий показатель прибывших круизных пассажиров - 27 тыс. чел. (рис. 4).

Так же число круизных пассажиров в портах Средиземного моря в 2020 г. заметно снизилось по сравнению с предыдущим годом. В Барселоне, одном из ведущих круизных портов Средиземного моря, в 2020 г. было зарегистрировано примерно 199 тыс. пассажиров, в то время как общее количество круизных пассажиров в этом порту превысило 3,1 млн в 2019 г. В целом порт Тенерифе показал самый высокий показатель среди выбранных средиземноморских портов в 2020 г., 345 тыс. пассажирских перевозок (рис. 5).

Вравимюоди ' .'з6 Кальмар .'78 Гданьск ^|622'4 Скагио 66'3 ■ 2И29 _ 229 "2И2И

Маььмё —' (Я0 ГётиПорг 108,8

в/сб/ ИРЯС™" 202 И 2ПП 2ИИ ЗИП 4ИИ 5ИИ /ИИ 7ИИ

Рис.4-Количествопассажировведущихкруизныхпортов Балтийскогоморяв 2019и2020гг.,тыс.чел.12

Fig. 4 - Number of passengers on leading cruiseportsBalticSeain 2019and2020, thousandpeople.

Виоиц/c K, (4

П/рей ■В 2И9/ ■ 2И 29

, ,, , ■2И2И

Ниапоьь / Саьироо / Касаиььаммари-д/-СгаП/с

Ваььитиа псртс™ ■ 9И 2

Марсиьь 2///

Баьиарск/и острова 2/22 2/5/

Барсиьооа

Гиоус / Савооа

Ч/в/тавиккьс

Виоир/фи ™дз"з4К;В9 2И/7

И 5ИИ 2ИИИ 25ИИ 2ИИИ 25ИИ аИИИ а5ИИ

Рис. 5 - Количествопассажиров ведущих ируизных портов Средиземного моря в 2019 и 2020гг.,тыс. чел.13

Fig. 5 - Number of passengers on leadingcruise por9 in Mediterranean Seain 2019and2020, thousandpeople.

COVID-19 негативно повлиял на кру-изную индустрию по нескольким причинам. С экономической точки зрения перерыв в работе присёо к убытопм в размере 50 м-рд USD к 19е;д1д"я)3рю 20ар)р.14. К октя-

12 Leading cruise ports in the Baltic sea in 2019 and 2020, bas ed on passenge r numbers // Statista. URL: https:// www.statista.com/statisti cs/1096880/cruise-ports-o(-call-in-tOe-bblCc/(Дата обьащьниь: 2И.0/.202И)

13 Number of cruise passengers at selected Medi-Cer-noeao sorts 1с ^С^Об ccd 2ИЬ0// StatisTa.Ua-: рр:ри:0/с/\дк/в9адв(а.с om/statistics/386715/lead-ing-mediterranean-cruise-ports-passenger-num-bers/ (Дата обращения: 25.09.2021)

14 The Cruise Community and COVID-19 // CLIA,

2020. URL: https://cruising.org/-/media/Facts-and-

брю 202И/г. по крайней мере три круизные 1-о1\исан-1в (Birka Cruises, Qoise & Mariaime Voyages и Pullmantua Cauises) прекратили свою деительсосты изгра паедемии. Другие бренды смогли получить финансирование и выжили1 ^сюя сохрооплясо опас9ния по поводу их способности выдержать затянувшуюся пардемию. Кр)3)1\ле то го, члены Cruise Швее Inlernaiionai ^о/c^^ia'^lsig (CLIA) добровольно приостановили круизные рейав! с середиьы марта 2д20 г дргласно Norwegian Cruise Line - третьей по величи-

Resources/Cruise-Industry-COVID-19-FAQs_Au-

gust-13-2020 (Дата обращения: 15.08.2021)

Рис. 6-Прямые расходыкруизной индустрии США с 2015 по 2019 гг., млрд USD17

Fig.6-Direct costsof theUScruiseindustry

from 2015 to 2019, billion USD

не круизной компании в мире - выручка в о втором квартале 2020 г. упала на 99% по сравнению с 2019 г. В глобальном масштабе пандемия нанесла экономический ущерб в размере 77 млрд USD и оставила без работы 518 тыс. чел.15. Помимо потери дохода, простой флота может повлечь за собой огромные затраты. Следовательно, круизные компании, такие как Carnival Cruise Line, продают корабли, чтобы компенсировать финансовые потери.

Круизная индустрии в штате Флорида, США В настоящее время большинство мировых круизных операторов принадлежат компаниям из США (примерно 85% мирового флота). Исключение составляют компания MSC Cruises и ряд небольших региональных операторов, которые зарегистрированы в Европе. Круизная индустрия играет важную роль в США, экономический эффект от отрасли в 2018 г. составил более 52,7 млрд USD, увеличившись на 10% с 2016 г. В 2019 г. этот показатель составил уже около 55,5 млрд USD, что на 5,3% больше, чем в 2018 г.16.

Прямые расходы круизной отрасли растут ежегодно, если в 2015 г. они соста-

15 Norwegian Cruise Line Holdings Reports Second Quarter 2020 Financial Results // Norwegian Cruise Line, 2020. URL: https://www.ncl.com/fr/ en/press-releases/norwegian-cruise-line-holdings-ltd-reports-second-quarter-2020-financial-results (Дата обращения: 12.08.2021)

16 State of the cruise industry outlook // CLIA, 2020. URL: https://cruising.org/-/media/research-updates/research/state-of-the-cruise-industry. ashx (Дата обращения: 07.08.2021)

17 Direct expenditures of the cruise industry in the United States from 2011 to 2019 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/475336/

Рис. 7 -10 самых посещаемых портов мира за 2019 г.,чел.19

Fig.7 -10most visitedports

in the world in 2019, people.

вили 20,9 млрд USD, то в 2099 г. - 25,9 млрд USD, рост примерно на 0,8 млрд USD в год (рис. 6).

Флорида, Калифорния и Техас входят в тройку крупнейших американских штатов по круизной отрасли. Аляска также играет важную роль в качестве круизного направления. На Флориду приходится 35,4% прямых покупок американцев во время круизов (8,485 млн USD), общее количество рабочих мест в круизной отрасли в 2098 г. составляло 954 646 чел. Пассажиропоток Флориды в 2098 г. составил 92,48 млн круизных пассажиров и членов экипажа. На Флориду приходится 59% всех круизов в США с 7,59 млн посадок в 2098 г.98.

Во Флориде находятся три самых загруженных круизных порта в мире с точки зрения количества пассажиров, обслуживаемых ежегодно - Майами, Канаверал и Эверглейдс (рис. 7). Кроме того, есть порт Тампа, который находится на тридцатой позиции в списке самых загруженных круизных портов мира по количеству пассажиров.

До пандемии COVID-99 в порту Майами был зафиксирован мировой рекорд - 6,8 млн круизных пассажиров. Этот порт обеспечивает более 30 тыс. рабочих мест, экономическая стоимость 5,8 млрд USD и 988 млн USD в виде налогов для муниципа-

expenditure-of-the-international-cruise-industry-in-the-us/ (Дата обращения: 27.08.2029)

18 Florida on top of cruise economic impact //

Safety4Sea, 2099. URL: https://safety4sea.com/

florida-on-top-of-cruise-economic-impact/ (Дата

обращения: 08.08.2029)

99 Fast Facts CLIA 2029 URL: https://cruising.org/-/ media/CLIA-Media/StratCom/Covid99Resources/ Fast-Facts_CLIA_Sept-2029 (Дата обращения: 27.08.2029)

литетов и штата Флорида20. Флорида получает около 8,49 млрд USD в год от круиз-ного туризма. Нынешнее отсутствие этого огромного вклада стало источником серьёзной озабоченности для правительства штата Флорида. Экономические потери, понесённые портами Флориды, в 2020 г. составили 22,2 млрд USD. Только порт Майами оценивает убытки в 55 млн USD в 2020 г. Круизные компании столкнулись с огромным количеством отмен туров (60%)21. Круизный туризм Российской Федерации В Российской Федерации из-за климатических условий круизный туризм не сильно развит [2], хотя страна обладает весьма серьёзным потенциалом для развития кру-изного отдыха. Для региональной экономики продвижение круизного туризма эффективно по нескольким причинам. Во-первых, идёт привлечение смежных служб для обслуживания транзитных заходов судов; во-вторых, поступление средств в местный бюджет и стимулирование развития смежных отраслей; в-третьих, маркетинг туристских возможностей региона; в-четвёртых, вовлечение инвестиций в развитие транспортной и туристской инфраструктуры [3]. По данным Федерального агентства по туризму, количество пассажироперевозок по Единой глубоководной системе России в 2020 г. уменьшилось на 1,4 млн чел. Снижение на транспортных маршрутах составило 21,2% (1,9 млн чел.). Из них перевозка пассажиров на пригородных маршрутах сократилась на 40,2%, до 1,04 млн. Количество перевезённых туристов убавилось на 275,3 тыс., пассажиров экскурсионно-прогулоч-ных судов - на 998,8 тыс. чел. Наиболее существенно пострадало от пандемии кру-изное судоходство. На туристских круизных маршрутах снижение составило 75%, на экс-курсионно-прогулочных - 59%22.

20 Saunders A. Urgent need for ships to start sailing from Florida', Federal Maritime Commission says // CruiseCritic. URL: https://www.cruisecritic. com/news/5618/ (Дата обращения: 22.08.2021)

21 Economic impacts of COVID-19 on Florida ports and the state's economy // Florida ports council, 2020. URL: https://smhttp-ssl-63157.nexcesscdn. net//wp-content/uploads/Economic-Impact-of-COVID-on-FlaPorts-2020-v5-web.pdf (Дата обращения: 14.08.2021)

22 Ratanews. URL: https://ratanews.ru/ (Дата обращения: 26.08.2021)

В 2019 г. в круизы по рекам России отправились около 400 тыс. пассажиров (годовой рост в среднем 13%), из которых 150 000 - это иностранные туристы23. В 2020 г. часть судов осталась на якоре. К примеру, у трёх крупнейших судоходных компаний России, входящих в «Речной альянс», - «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие» - в рейсы не вышли 17 лайнеров. В 2020 г., несмотря на пандемию и ограничения, на речном круизном рынке произошло большое событие - построен новый теплоход «Мустай Карим». Это первое подобное круизное судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. В нём есть 160 больших кают, рестораны, бары, «винная библиотека», спорткомплекс с сауной и хама-мом24.

Появились новые круизные маршруты на Волхове и Енисее, в Татарстане спущен на воду первый речной пассажирский теплоход «Чайка» на сжиженном природном газе (СПГ), а в Санкт-Петербурге запущено прогулочное судно на электрическом ходу25.

Спрос на речные круизы в 2021 г. превысил показатели 2020 г. на 50-60%. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ло-мидзе «...если до 2020 года основная категория пользователей этого продукта была среди туристов возраста 50+, то в этом году произошло явное омоложение аудитории»26.

23 Инфофлот URL: https://www.infoflot.com/ (Дата обращения: 23.08.2021)

24 Без иностранцев и шведского стола. Как проходят речные круизы в России в 2020 году и почему этот рынок растет в пандемию // Forbes.ru, 2020. URL: https://www.forbes.ru/ forbeslife/409527-bez-inostrancev-i-shvedskogo-stola-kak-prohodyat-rechnye-kruizy-v-rossii-v-2020-i (Дата обращения: 24.08.2021)

25 Объем пассажироперевозок на внутренних водных путях России по итогам 2020 г. сократился на 28,8 % // Lorabel.ru, 2021. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/ obem_passazhiroperevozok_na_vnutrennih_ vodnyh_putyah_rossii_po_itogam_2020_goda_ sokratilsya_na_28_8.html (Дата обращения: 24.08.2021)

26 Спрос на речные круизы в России этим летом на 50-60% выше прошлогоднего // Интерфакс Туризм. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/78750/ (Дата обращения: 28.08.2021)

Заключение

Вспышка COVID-19 на борту нескольких круизных лайнеров, а также внезапное прекращение сотен рейсов существенно повлияли на восприятие и продвижение круизов как «безопасного» отдыха. Круизные лайнеры часто становятся местом вспышек инфекционных заболеваний из-за их закрытой среды, контактов между путешественниками из многих стран и переброски экипажей между судами. Несмотря на то, что прошло полтора года с момента объявления мировой пандемии, круизный туризм пока не восстанавливается в глобальном масштабе. Однако продажи круизов заметно увеличились с момента начала вакцинации. Некоторые небольшие круизные лайнеры экспедиционного типа возобновили круизы в августе 2020 г., предлагая более короткие круизы с пассажирами одной национальности на борту, чтобы минимизировать риски, например, Costa Cruises (итальянский), Hurtigruten (норвежский) и Paul Gauguin (французский). Однако во всех этих первых пробных рейсах на борту были обнаружены подтвержденные случаи COVID-19 [6].

Штат Флорида был представлен в качестве примера роли круизной индустрии и её последствий для остановки в регионе, зависящем от круизов. В этой статье пред-

ставлены объяснения того, почему кризис COVID-19 был наихудшим кризисом, с которым столкнулась круизная индустрия. Флорида получает около 8,49 млрд USD в год от круизного туризма, а нынешнее отсутствие этого огромного вклада стало источником серьёзной озабоченности для правительства штата Флорида

В Российской Федерации иностранные путешественники составляют значительную часть турпотока круизного туризма, а в 2019 и 2020 гг. иностранных клиентов не было в результате закрытия границ. Поэтому многие речные круизные компании России потеряли более трети клиентов, на которых приходится порядка 50% прибыли круизного оператора. Хотя российских туристов стало гораздо больше, они не смогли полностью заместить иностранную аудиторию. При этом спрос российских туристов на речные круизы в 2021 году вырос на 50-60% по сравнению с показателями прошлого года. Кроме воздействия COVID-19 развитие круизной отрасли в РФ сдерживается отсутствием соответствующей инфраструктуры (оборудованных причалов, старым парком судов), развлекательной программы на борту и устоявшимся спросом у определенной возрастной группы.

Список источников

1. Жиленко В.Ю., Удалых С.К. Особенности развития круизного туризма на Байкальской территории // Научный результат. Сер.: Технологии бизнеса и сервиса. 2015. №3. DOI: 10.18413/2408-9346-2015-1-3-10-17.

2. Мартышенко Н.С. Маркетинговый анализ развития круизного туризма в странах Северо-Восточной Азии // Практический маркетинг. 2016. №7(233).

3. Нездойминов С.Г. Современный потенциал региональных рынков морских круизов // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Т.6. №2. С. 135-146. DOI: 10.18334/epp.6.2.35308.

4. Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А. COVID-19: обвал пассажирского спроса в связи с ограничениями на международные поездки // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т.7. №1. С. 48-58. DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-4-0-5.

5. Dowling R., Weeden C. Cruise ship tourism. Wallingford: CABI, 2017. Pp. 1-39. DOI: 10.1079/9781780646084.0001.

6. Holland J., Mazzarol T. N., Soutar G., Tapsall S. A., Elliott W. Cruising through a pandemic: The impact of COVID-19 on intentions to cruise // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2021. Vol.9. DOI: 10.1016/j. trip.2021.100328.

7. Ito H., Hanaoka S., Kawasaki T. The cruise industry and the COVID-19 outbreak // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2020. Vol.5. DOI: 10.1016/j.trip.2020.100136.

8. Moriarty L.F., Plucinski M.M., Marston B.J., Kurbatova E.V., & at al. Public health responses to COVID-19 outbreaks on cruise ships - worldwide, February-March 2020 // MMWR. Morbidity and Mortality Weekly Report. 2020. Vol.69(12). Pp. 347-352. DOI: 10.15585/mmwr.mm6912e3.

9. Papathanassis A. The growth and development of the cruise sector: a perspective article // Tourism Review. 2019. Vol.75(1). Pp. 130-135. DOI: 10.1108/TR-02-2019-0037.

10. Perucic D. Analysis of the World Cruise Industry 1 // DIEM: Dubrovnik International Economic Meeting. Sveuciliste u Dubrovniku. 2020. Pp. 89-100.

11. Radic A., Law R., Luck M., Kang H., Ariza-Montes A., Arjona-Fuentes J.M., Han H. Apocalypse now or overreaction to coronavirus: the global cruise tourism industry crisis // Sustainability. 2020. Vol.12(17). Pp. 6968. DOI: 10.3390/su12176968.

12. Richter L.K. International tourism and its global public health consequences // Journal of Travel Research. 2003. Vol.41(4). Pp. 340-347.

13. Rodrigues da Silva A.L. An overview of the impact of COVID-19 on the cruise industry with considerations for Florida // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2021. Vol.10. DOI: 10.1016/j.trip.2021.100391.

References

1. Zhilenko, V. Yu., & Udalykh, S. K. (2015). Osobennosti razvitiya kruiznogo turizma na Baykal'skoy territorii [Features of the development of cruise tourism in the Baikal territory]. Nauchnyy rezul'tat. Seriya Tekhnologii biznesa i servisa [Research Result. Series Business and Service Technologies], 3. doi: 10.18413/2408-9346-20151-3-10-17 (In Russ.).

2. Martyshenko, N. S. (2016). Marketingovyy analiz razvitiya kruiznogo turizma v stranakh Severo-Vostochnoy Azii [Marketing analysis of the development of cruise tourism in the countries of North-East Asia]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 7(233). (In Russ.).

3. Nezdoyminov, S. G. (2016). Sovremenniy potentsial regional'nykh rynkov morskih kruizov [The current potential of regional markets for sea cruises]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, entrepreneurship and law], 6(2), 135-146. doi: 10.18334/epp.6.2.35308. (In Russ.).

4. Sarafanova, A. G., & Sarafanov, A. A. (2021). COVID-19: obval passazhirskogo sprosa v svyazi s ogranicheniyami na mezhdunarodnye poezdki [COVID-19: passenger demand slump due to international travel restrictions]. Nauchnyy rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa [Research Result. Business and Service Technologies], 7(1), 4858. doi: 10.18413/2408-9346-2021-7-4-0-5. (In Russ.).

5. Dowling, R., & Weeden, C. (2017). Cruise ship tourism. Wallingford: CABI, 1-39. doi: 10.1079/9781780646084.0001.

6. Holland, J., Mazzarol, T., N., Soutar, G., Tapsall, S. A., & Elliott, W. (2021). Cruising through a pandemic: The impact of COVID-19 on intentions to cruise. Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, 9. doi: 10.1016/j. trip.2021.100328.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ito, H., Hanaoka, S., & Kawasaki, T. (2020). The cruise industry and the COVID-19 outbreak. Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, 5. doi: 10.1016/j.trip.2020.100136.

8. Moriarty, L. F., Plucinski, M. M., Marston, B. J., & at al. (2020). Public health responses to COVID-19 outbreaks on cruise ships - worldwide, February-March 2020. MMWR. Morbidity and Mortality Weekly Report, 69(12), 347352. doi: 10.15585/mmwr.mm6912e3.

9. Papathanassis, A. (2019). The growth and development of the cruise sector: a perspective article. Tourism Review, 75(1), 130-135. doi: 10.1108/TR-02-2019-0037.

10. Perucic, D. (2020). Analysis of the World Cruise Industry. DIEM: Dubrovnik International Economic Meeting. Sveuciliste u Dubrovniku, 89-100.

11. Radic, A., Law, R., Luck, M., Kang, H., Ariza-Montes, A., Arjona-Fuentes, J. M., & Han, H. (2020). Apocalypse now or overreaction to coronavirus: the global cruise tourism industry crisis. Sustainability, 12(17), 6968. doi: 10.3390/su12176968.

12. Richter, L. K. (2003). International tourism and its global public health consequences. Journal of Travel Research, 41(4), 340-347.

13. Rodrigues da Silva, A. L. (2021). An overview of the impact of COVID-19 on the cruise industry with considerations for Florida. Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, 10. doi: 10.1016/j.trip.2021.100391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.