региональные проблемы развития туристского сервиса
regional issues of tourism service
УДК 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-30-38
ГАЛИМОВА Лейсан Исмагиловна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ)
кандидат экономических наук, доцент; e-mail: Leysan.abinova@mail.ru
ГАЛИМОВ Шамиль Шагитович
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ)
кандидат экономических наук, доцент; e-mail: SSGalimov@mail.ru
МОРСКИЕ КРУИЗЫ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Круизный туризм в мире является одним из самых перспективных направлений развития отрасли. Наибольшее развитие круизный туризм получил в странах Северной Америки и Западной Европы. Круизный туризм делится на морской и речной. Основными регионами морского круизного туризма являются (по убывающей) Карибский бассейн, Средиземноморский регион, и Юго-Восточная Азия. Кроме этого, имеются трансокеанские круизы и круизы вокруг континентов. Необходимо отметить и развитие круизного туризма в новых районах, таких как Южная Америка, Австралия и Новая Зеландия, в Персидском заливе, Восточной и Южной Африке. Интересными являются Трансатлантические и Транстихоокеанские круизы. Эксклюзивными считаются и кругосветные круизы продолжительностью более трех месяцев. Речные и озерные круизы значительно уступают как по количеству круизов, так и по количеству туристов. Наиболее развиты такие круизы в европейских странах, Северной Америке (больше всего в США), Бразилии и Китае. Изучению и анализу особенностей и проблем развития круизного туризма посвящены множество публикаций российских и зарубежных авторов. Россия является исключением в этом направлении туризма, в нашей стране речной круизный туризм традиционно занимает лидирующие позиции. Это прежде всего европейская часть страны и крупные реки Сибири. В данной статье речь идет о проблемах развития круизного туризма в России.
Ключевые слова: круизный туризм, морские круизы, история круизного туризма, черноморские круизы, Сочи, Ялта, Севастополь, Новороссийск, St. Peter Line, «Князь Владимир», «Принцесса Анастасия», Санкт-Петербург, Таллин, Рига, Стокгольм, Хельсинки.
Для цитирования: Галимова Л.И., Галимов Ш.Ш. Морские круизы в России: современное состояние и проблемы развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 30-38. DOI: 10.24412/19950411-2021-3-30-38.
Дата поступления в редакцию: 22 августа 2021 г. Дата утверждения в печать: 21 сентября 2021 г.
UDC 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-30-38
Leysan I. GALIMOVA
Kazan (Volga Region) Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia) Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; e-mail: Leysan.abinova@mail.ru
Shamil Sh. GALIMOV
Kazan (Volga Region) Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia) Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; e-mail: SSGalimov@mail.ru
SEA CRUISES IN RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROBLEMS
Abstract. Cruise tourism in the world is one of the most promising areas of tourism development. The highest development of cruise tourism was in North America and Western Europe. Cruise tourism is divided into sea and river. The main regions of sea cruise tourism are the waning Caribbean, the Mediterranean region, and Southeast Asia. In addition, there are transoceanic cruises and cruises around the continents. It should also be noted the development of cruise tourism in new areas, such as South America, Australia and New Zealand, in the Persian Gulf, Eastern and Southern Africa. Interesting are the Transatlantic and Trans-Pacific cruises. Exclusive are considered and round-the-world cruises lasting more than three months. River and lake cruises in these countries are significantly inferior both in the number of cruises and in the number of tourists. The most developed such cruises in European countries, North America (most of all in the United States), Brazil and China. Many publications of Russian and foreign authors, such as Basyukov G. T., Bezrukova N. L., Malygin V. K., Yakovenko I. M., Lazitska N. F., Levchenko K. K., Efremova E. S., Neidozminov S. G., Yu. F. Lukin are devoted to the study and analysis of the features and problems of the development of cruise tourism. etc. Russia is an exception in this direction of tourism, in our country river cruise tourism traditionally occupies a leading position. This is primarily the European part of the country and the large rivers of Siberia. In this article we will talk about the problems of development of cruise tourism in Russia.
Keywords: cruise tourism, cruises, history of cruise tourism, Black Sea cruises, Sochi, Yalta, Sevastopol, Novorossiysk, St. Peter Line, Knyaz Vladimir», «Princess Anastasia». St. Petersburg, Tallinn, Riga, Stockholm, Helsinki.
Citation: Galimova, L. I., & Galimov, Sh. Sh. (2021). Sea cruises in Russia: Current state and development problems. Service and Tourism: Current Challenges, 15(3), 30-38. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-3038. (In Russ.).
Article History Disclosure statement
Received 22 August 2021 No potential conflict of interest was reported by
Accepted 21 September 2021 the author(s).
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/
Введение
Круизный туризм является самостоятельным видом туризма и имеет ряд отличительных свойств. Круиз - это путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии и относится к специальным видам туризма [3]. В развитии морского круизного туризма в последнее время возникает все больше проблем. Особенно в последние два года с распространением пандемии коронавируса в мире. Основными задачами данного исследования являются определение основных причин кризисных явлений в морском круизном туризме, изучение развития морского кру-изного туризма в России и выработка рекомендаций по выходу из данной ситуации. Для проведения исследований по выбранной теме авторами были использованы методы анализа, системный подход в оценке, сравнительный анализ учитывая временные показатели и исторические аспекты. Также были использованы методы анкетирования, опроса и интервью.
Круизы предлагают полноценный отдых туристам, где, как правило, максимально учтены их разнообразные запросы. Круизный туризм в целом имеет ряд особенностей, отличающих его от остальных видов туризма. Это, во-первых, комфортабельное размещение в каютах различного класса. Во-вторых, организация круглосуточного питания на борту. В-третьих, это развлекательная программа на борту судна. В-четвертых, это береговые экскурсии. Имеется много круизных компаний, у которых целые флотилии круизных лайнеров различного класса: «Стандарт», «Пре-миум», «Люкс», «Парусники». Маршруты зарубежных круизов охватывают весь земной шар, от тропических морей до арктических широт. Самыми востребованными направлениями в мире являются Карибский регион и Средиземноморье. Популярными в последние годы становятся Восточная Азия, Австралия и острова Тихого океана, Южная Америка [4]. Круизы вокруг Африки также становятся все более популярными.
Рис. 1 - Лайнер «Шота Руставели» / «ASSEDO» (фото MarineTraffic.com; Галимов Ш.Ш.)
Fig. 1 - Liner «Shota Rustaveli» / «ASSEDO» (MarineTraffic.com & author's photo)
Рис. 2 - Лайнер «ASSEDO» на разборке в индийском порту Аланд1
Fig. 2 - Liner «ASSEDO» at a disassembly in the Indian port of Aland
1 Шумаев С. Круизы за железным занавесом. URL: https://shumaiev.livejournal.com/132755.html
Интересными являются круизы в Антарктиду и Северный Ледовитый океан [10]. По продолжительности отдыха круизы могут длиться от двух до ста дней [1]. Имеются также и кругосветные путешествия. Разразившаяся пандемия корона-вируса больнее всего ударила по отрасли индустрии туризма и гостеприимства, а внутри отрасли сильнее всего пострадали авиаперевозки и круизный туризм. Если за последнее десятилетие с 2009 по 2019 гг. количество туристов в морских круизах увеличилось на треть с 17,8 млн. чел. до 19 млн. чел., а годовой оборот составил 134 млрд USD, то только за 2020 г. обанкротились 10 крупных круизных компаний и количество туристов по разным оценкам сократилось от 70 до 86%. Например, крупнейший круизный холдинг «Carnival Corporation & PLC» за год потерял 9 кру-изных кораблей, которые отправлены на металлолом. В мире насчитывается более 90 круизных компаний из 26 стран. Больше половины круизных компаний и круизного флота принадлежит США. Принятые меры поддержки отрасли со стороны государств и некоторое ослабление антиковидных мер позволяют надеяться на восстановление отрасли. Кроме этого, довольно острым остаются вопросы безопасности туристов на круизах. Начиная от безобидных эпидемий на кораблях до кораблекрушений, таких как «Булгария» и «Коста Конкор-дия», с человеческими жертвами [5].
Россия как морская держава сильно отстает в сегменте морских круизов. В СССР было 3 океанских круизных лайнера, построенных в ГДР. Один из них затонул у берегов Австралии в 80-е годы, другой был отправлен на слом чуть позже. Последний лайнер, который назывался «Шота Руставели», был приписан в Грузии, а после распада СССР оказался в Украине [11] и был переименовали в «ASSEDO». После развала СССР Россия осталась без морских круизных лайнеров, и так незначительное их количество оказались в других странах. Исследования показывают, что на начало 2013 г. морской пассажирский флот России состоял из 39 судов малого тоннажа [9]. Российские туристы довольствовались круизами компаний других стран. Долгие
годы организацией круизов для российских туристов занимается туроператор «Метрополис тур» (Москва). Несколько лет в 90-е и в начале 2000-х эта компания брала в аренду иностранные лайнеры для организации круизов для российских туристов. До 2004 г. брали в аренду украинский лайнер «ASSEDO» с украинской командой и организовывала круизы по Средиземному морю с выходом из Сочи.
Последний круиз этого лайнера состоялся осенью 2003 г. по маршруту Сочи - Афины - Олимпия - Мессина - Марсель - Тунис - Стамбул - Сочи. После этого круиза лайнер отправили на слом как выработавший свой ресурс (рис. 2). При этом известно, что были запланированы круизы этого лайнера и на сезон 2004 г., и даже была начата предварительная продажа туров: было запланировано 8 круизов, охватывавших как Средиземноморье, так и круизы вокруг Европы с посещением Санкт-Петербурга. Далее компания «Метрополис тур» брала в аренду небольшие лайнеры у разных стран в Европе, итальянский лайнер «Ольвия», греческий лайнер «Грант Виктория». С 2008 г. компания занимается только продажей круизов ведущих мировых круизных компаний. Из других компаний, которые занимаются реализацией круизов и сопровождением туристов, можно отметить «Круизный дом», «Poseidon Expeditions», «Инфофлот», «Твой круиз», «Lastminuteclick», «Dreamlines» и другие. В Казани ведущей компанией, продающей круизы, является БП «Столица». Опрос, проведенный среди клиентов этой компании, показал, что из 53 чел. 24 за последние 10 лет покупали круизы, а 41 чел. сказали, что хотели бы купить круиз и только 6 чел. ответили, что они боятся кораблекрушений. Сдерживающим фактором для многих потенциальных туристов-круизеров являются также и непредсказуемые ситуации с введением ограничений в связи с распространением коронавируса COVID-19. В 2020 г. по всему миру в нескольких портах туристы застряли в лайнерах на карантинах, в портах их отказывались выпускать на берег. Поэтому в последнее время популярными становятся так называемые «круизы в никуда», когда лайнер возвращается в свой порт, не заходя в другие.
Являясь морской столицей России, Санкт-Петербург принимает не менее 250 000 круизных пассажиров в год [6]. В новое время на Балтике появляются два автомобильно-пассажирских парома «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия». Они были собраны в Финляндии и спущены в воду в середине 1990-х. В 2011 г. они были приобретены компанией «ST. PETER LINE (MOBY SPL)», акционерами которой являются представители нескольких европейских стран, России, Кипра, Швейцарии и др. Паром «Принцесса Анастасия» возит пассажиров и автотранспорт между столицами прибалтийских стран - Таллином, Стокгольмом, Хельсинки и российским портом Санкт-Петербургом [2]. «Принцесса Мария» курсирует по Средиземному морю2.
В 2014 г. паромы стояли в порту Сочи и выполняли роль плавучих гостиниц на зимней Олимпиаде. Эти паромы нельзя считать российскими судами, так как они только частично принадлежат российским частным лицам. Для плавания по маршрутам необходимо получать Шенгенские визы, оплата питания и других услуг на борту производится в евро. «Принцесса Анастасия» имеет 177 м в длину, 28 м в высоту и ширину, тоннаж более 37000 тонн (рис. 2). У лайнера 10 палуб, в которых размещены 834 каюты. В этих каютах могут разместиться максимально до 2500 пассажиров. Более половины кают являются по сути четырехместными, но их в основном выкупают на две персоны и поэтому количество реальных пассажиров редко превышает 2000 чел. Лайнер является полноценным автомобильным паромом и поэтому на автомобильной палубе могут разместиться более 500 легковых автомобилей3.
Размеры автомобильной палубы позволяют заезжать автобусам и крупнотоннажным фурам. На рис. 3 показан лайнер с раскрытым заездом для автомобилей. Команда состоит из 350 чел. Несмотря на преклонный возраст, технически паром
2 https://zen.yandex.ru/media/wonderlust/ obzor-kruiznogo-lainera-princessa-anastasiia-5cb6f83c362a6f00b3fce6d2
3 https://www.mcruises.ru/kruizy-na-parome-
princessa-anastasia
ещё актуален. В нём есть лифты, бассейн с сауной, электронные замки в каютах, кинотеатр, и даже полноценное казино.
Рис. 3 - Паром «Принцесса «Анастасия» в порту Риги4
Fig. 3 - Ferry «Princess» Anastasia in the port of Riga (author's photo)
Питание организовано в нескольких ресторанах и барах. Главный ресторан «Princess's Garden» предлагает только завтраки и ужины. Если приобрести в круиз 4 завтрака и 4 ужина, то их стоимость будет дороже стоимости самого круиза во внутренней каюте (191 евро) против 156 евро с топливным и портовыми сборами. Это, с одной стороны, удобно для малообеспеченных российских и китайских туристов, которые питаются в круизах китайской лапшой, благо в одном из кафе можно брать бесплатно кипяток. Итого самый дешевый вариант будет стоить 35 тыс. руб. с человека. Путешествие в каюте с окном будет стоить от полутора до двух раз дороже. Нужно отметить, что в стоимость входит топливный сбор в размере 36 евро с человека. Большинство круизов идут по сокращенному маршруту Санкт-Петербург - Таллин -Стокгольм - Хельсинки - Санкт-Петербург. В течение сезона маршрут может меняться, например, в мае 2019 г. круиз прошел по более расширенной программе, которая включала дополнительно и столицу Латвии Ригу. Во время чемпионата Европы по футболу, для удобства болельщиков, маршрут охватывал только Санкт-Петербург и Таллин. Изучение массивов предложений круизов с посещением Санкт-Петербурга позволило выявить, что в свои круизные программы «северную столицу» включают
4 Фотографии на рис. 3-7 выполнены авторами в ходе участия в круизных маршрутах
Рис. 5 - Каюта с окном и итальянский ресторан на пароме «Принцесса Анастасия»
Fig. 5 - Cabin with a window and Italian restaurant on the ferry «Princess Anastasia» (author's photo)
несколько круизных компаний из США и Италии. Отрадно, что количество российских туристов на этих круизах составляет от 8 до 14%. Анкетирование, проведенное на двух круизах на лайнере «Costa Favolosa» в сезоне 2021 г. показало интересные результаты. Во-первых, стоимость круизов стартует с 600 евро, что вполне приемлемо для российских туристов. Во-вторых, туристам нравится отсутствие авиаперелетов. В-третьих, круизы начинаются и заканчиваются в родном порту. Анкетирование проводилось во время реализации путевок.
Новый этап развития круизного туризма в России начинается с покупкой нашей
страной круизного лайнера в 2017 г. Это построенный в 1971 г. в Великобритании морской автомобильный паром, который после реновации превратился в круизный лайнер. Под этот лайнер ФГУП «Росмор-порт» создало ООО «Черноморские круизы». Лайнеру было присвоено название «Князь Владимир». Длина лайнера составляет 142 м, ширина - 22 м5. Водоизмещение составляет более 9000 тонн. Количество палуб - 9, из которых 7 пассажирских. Для туристов имеется 330 кают при максимальной нагрузке 880 чел. 110 кают имеют
5 Круиз-гид. URL: https://www.cruisegid.ru/
Knyaz-Vladimir.html#reviews
Рис. 6 - Лайнер «Князь Владимир»
возможность четырехместного размещения, но они в основном реализуются как двухместные и следовательно, оптимальное размещение составляет 660 пассажиров. Имеются три категории кают: внутренние каюты, внешние каюты с окном (рис. 5а) и сьюты, некоторые из них имеют два окна, дополнительное спальное место и кресло. Кают с балконами на лайнере нет. Во всех каютах во время реновации установлены полноценные душевые, унитазы и раковины. Туристов обслуживают команда из 350 человек6.
Круизы осуществляются с конца апреля до начала октября. Сезон 2018 г. практически был сорван из-за неполадок и пожара на лайнере в начале мая. Первый круиз после этого состоялся только с 8 августа по маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта (2 дня) - Севастополь - Сочи. Исключение из маршрута традиционных для захода крупных круизных судов портов Сочи, Ялты и Севастополя из-за конфликта с Украиной, привело к закрытию их для зарубежных круизных компаний [8]. На сезон 2021 г. были довольно демократичные, от 42 тыс. руб. Если учитывать, что на данном лайнере трехразовое питание включено в стоимость круиза, то этот лайнер выигрывает перед паромом «Принцесса Анастасия». Самый дорогой сьют обойдется чуть более 100 тыс. руб. В сезон 2021 г. запланированы были и круизные маршруты с заходом в порт Сухуми в Абхазии. Но, по последним сведениям, сезон 2021 г. оказался провальным, круизы были отменены из-за про-
6 Черноморские круизы. URL: https://bscruises.
ru
Fig. 6 - Liner «Prince Vladimir» (author's photo)
блем с сертификацией. К положительным моментам можно отнести то, что данный круиз является безвизовым, так как заходит только в российские порты и иногда в порт Сухуми в Абхазии7. Экскурсии можно приобрести на корабле или в портах захода. Круиз возможно приобрести с посадкой в любом порту маршрута.
В лайнере работают два ресторана и три бара. В ресторанах питание осуществляется по расписанию и является трехразовым. В основном ресторане питание организовано по системе «шведский стол» без ограничений. Имеется небольшой кинотеатр, ежедневные развлекательные программы проходят в одном из баров. Салон красоты и сауны предоставляют услуги за дополнительную оплату. Имеются два бассейна с морской водой, которые часто бывают пусты по разным причинам. В каютах имеются санузлы с душем и полотенцами, внутренний телефон и питьевая бутилированная вода каждому туристу ежедневно. Имеется детская комната с няней. Как видно из перечисленного, на лайнере представлен только необходимый минимум удобств. По отзывам туристов, лайнер в сезон 2017 г. получил 4,5 балла по пяти показателям («Интерьер», «Каюта», «Питание», «Сервис», «Развлечения»). Практически все туристы оценили организацию питания на 5 баллов. Больше всего нареканий получили каюты и интерьер лайнера. Опрос проведен авторами во время второго круиза сезона 2018 г. при непосредственном участии менеджеров лайнера. Было обработано 238 анкет туристов,
р1И^://лайнер-князь-владимир.рф
Рис. 7 — Солнечная палуба и бассейн на лайнере «Князь Владимир»
Fig. 7 — Sun deck and swimming pool on the liner «Prince Vladimir» (author's photo)
но учитывая то, что подавляющее большинство анкет были заполнены на семью, можно сделать вывод, что в опросе приняли участие более 70% туристов. Были обработаны также и данные интернет-опроса на сайте ООО «Черноморские круизы», показавшие примерно такие же результаты.
Основные проблемы в развитии морского круизного туризма в России, на сегодняшний день, следующие: а) отсутствие новых круизных лайнеров, которые могли бы удовлетворить имеющийся спрос; б) отсутствие вариантов круизов даже на имеющемся единственном лайнере; в) некоторое игнорирование зарубежными компаниями российских портов, наши туристы чаще всего вынуждены лететь в европейские и американские порты, из которых стартуют круизы.
Основные результаты исследования показывают, что круизный туризм в России является востребованным. Особенно рынок морского туризма испытывает недостаток предложений, в частности, по морским круизам из российских портов. Определено, что в отличии от других морских держав, в России фактически отсутствует инфраструктура морских круизов. Из-за нехватки судов круизного флота остаются недогруженными портовые комплексы Сочи, Санкт-Петербурга и Владивостока. Необходимы большие капиталовложения для реконструкции портовых комплексов Крыма, Мурманска, Камчатки и Сахалина. По сути,
только порт Сочи, который был реконструирован к олимпиаде, соответствует международным стандартам.
Из вышесказанного можно вывести следующие рекомендации. России необходимо строить собственными силами или заказывать строительство новых круизных лайнеров другим странам. Для сравнения, США имеют 197 круизных лайнеров, против одного старого, по сути списанного, лайнера в России. На строительство среднего круизного лайнера необходимо около 500 млн USD. Также сегодня можно купить в других странах довольно свежие круизные корабли, которые их хозяева из-за кризиса отправляют на слом. Кроме этого, нужно разрабатывать свои эксклюзивные кру-изные маршруты, например, как круиз на Северный полюс на ледоколе. Несмотря на то, что ледокол является российским, стоимость круиза на 13 дней составляет более 2 млн руб. на человека. Исследования показали, что на Северный полюс круизы проводят только в России. На зарубежных круизах от 6 до 15% туристов составляют туристы из России, а это более 150 тыс. человек в год. 180 лет существования морского круизного туризма и темпы развития отрасли показали, что это довольно прибыльный вид туризма, и это, наверное, достаточное доказательство для того, чтобы на это обратил внимание частный бизнес в стране.
Список источников
1. Муртазина Е.Р., Галимов Ш.Ш. Проблемы и перспективы развития кругосветных путешествий на круизных лайнерах // В сб.: Молодежь. Туризм. Образование: Мат. IV науч.-практ. конф. для школьников, учителей и студентов. 2018. С. 163-167.
2. Муртазина Е.Р., Галимов Ш.Ш. Анализ организации круизов на пароме «Princess Anastasia» // В сб.: Молодежь. Туризм. Образование: Мат. III науч.-практ. конф. для школьников, учителей и студентов. 2017. С. 180-183.
3. Басюков Г.Т. Круизный туризм: особенности и тенденции в 2018 г. // Эпоха науки. 2018. №14. С.107-114.
4. Яковенко И.М., Лазицкая Н.Ф. Географические тенденции развития морского круизного туризма // Ученые записки Крымского фед. ун-та им. В.И. Вернадского. 2014. Т.27(66). №2. С. 238-248.
5. Безрукова Н.Л., Малыгин В.К. Вопросы безопасности круизного туризма // Вестник РМАТ. 2017. №4. С.115-119.
6. Ефремова Е.С. Продвижение бренда Санкт Петербурга на международном рынке событийного и круизного туризма // Вестник Санкт-Петербургского гос. экономич. ун-та. 2015. №4. С. 21-24.
7. Левченко К.К. Черноморские круизы как дополнительный фактор развития въездного и внутреннего туризма // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т.8.
8. Ефремова Е.С. Анализ современных тенденций рынка круизного туризма // Теория и практика сервиса: Экономика, социальная сфера, технологии. 2014. №4. С. 124-128.
9. Нездойминов С.Г. Современный потенциал региональных рынков морских круизов // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Т.6. №2. С. 135-146.
10. Lukin Yu.F. Arctic tourism in Russia // Arctic and North. 2016. Vol. 25. Iss.4. Pp. 211-216.
References
1. Murtazina, E. R., & Galimov, Sh. Sh. (2018). Problemy i perspektivy razvitija krugosvetnyh puteshestvij na kruiznyh lajnerah [Problems and prospects of the development of round-the-world travel on cruise ships]. In coll.: Molo-dezh'. Turizm. Obrazovanie [Youth. Tourism. Education]: Materials of the IV scientific and practical conference for schoolchildren, teachers and students. Kazan, 163-167. (In Russ.).
2. Murtazina, E. R, & Galimov, Sh. Sh. (2017). Analiz organizacii kruizov na parome «Princess Anastasia» [Analysis of the organization of cruises on the ferry "Princess Anastasia". In coll.: Molodezh'. Turizm. Obrazovanie [Youth. Tourism. Education]: Materials of the III scientific and practical conference for schoolchildren, teachers and students. Kazan, 180-183. (In Russ.).
3. Basyukov, G. T. (2018). Kruiznyj turizm: osobennosti i tendencii v 2018 g. [Cruise tourism: features and trends in 2018]. Epoha nauki [The era of science], 14, 107-114.
4. Yakovenko, I. M., & Lazitskaya, N. F. (2014). Geograficheskie tendencii razvitija morskogo kruiznogo turizma [Geographic trends in the development of sea cruise tourism]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo un-ta im. V. I. Vernadskogo [Scientific notes of the Taurida National University], 27/66(2), 238-248. (In Russ.).
5. Bezrukova, N. L., & Malygin, V. K. (2017). Voprosy bezopasnosti kruiznogo turizma [Issues of safety of cruise tourism]. Vestnik RMAT[RIAT Bulletin], 4, 115-119. (In Russ.).
6. Efremova, E. S. (2015). Prodvizhenie brenda Sankt Peterburga na mezhdunarodnom rynke sobytijnogo i kruizno-go turizma [Promotion of the St. Petersburg brand on the international market of event and cruise tourism]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of the St. Petersburg State University of Economics], 4, 21-24. (In Russ.).
7. Levchenko, K. K. (2016). Chernomorskie kruizy kak dopolnitel'nyj faktor razvitija v'ezdnogo i vnutrennego turizma [Black Sea cruises as an additional factor in the development of inbound and domestic tourism]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Science], 8(6).
8. Efremova, E. S. (2014). Analiz sovremennyh tendencij rynka kruiznogo turizma [Analysis of current trends in the cruise tourism market]. Teorija ipraktika servisa: Ekonomika, social'naja sfera, tehnologii [Theory and practice of service: Economy, social sphere, technology], 4, 124-128. (In Russ.).
9. Nezdoyminov, S. G. (2016). Sovremennyj potencial regional'nyh rynkov morskih kruizov [Current potential of regional markets of sea cruises]. Ekonomika, predprinimatel'stvo ipravo [Economics, Entrepreneurship and Law], 6(2), 135-146. (In Russ.).
10. Lukin, Yu. F. (2016). Arctic tourism in Russia. Arctic and North, 25(4), 211-216.