Тенденции и ограничения развития пищевой промышленности России
Васильева Наталья Анатольевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии Саратовского государственного социальноэкономического университета e-mail nvas_2000@mail.ru
Аннотация. В статье выявлены внешние ограничения развития предприятий пищевой промышленности России: дефицит отечественного сельскохозяйственного сырья и оборудования для переработки, недостаточный платежеспособный спрос населения. Проанализированы основные показатели деятельности предприятий отрасли, установлены основные тенденции ее развития на современном этапе. Сделан вывод о необходимости укрепления позиций пищевой промышленности России на национальном и мировом рынке на основе реализации стратегического потенциала и формирования устойчивых конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: пищевая промышленность, сельское хозяйство, платежеспособный спрос, конкурентоспособность.
Специфика пищевой промышленности как субъекта экономики в современных условиях заключается в том, что она органически связана с необходимостью обеспечить высококачественным продовольствием население страны при данном уровне развития аграрного сектора, нуждающегося в постоянной поддержке государства, и платежеспособного спроса. От эффективности функционирования пищевой промышленности во многом зависит продовольственная безопасность России. Перед отраслью стоит задача обеспечения населения достаточным количеством продовольствия при высоком его качестве и приемлемых для населения ценах.
На наш взгляд, пищевая промышленность нуждается в особом внимании с точки зрения оценки ее долгосрочной эффективности, поскольку явля-
ется социально значимой отраслью, производящей продукты питания. Достигнутый уровень конкурентоспособности пищевой промышленности, а также перспективы ее развития в условиях глобальной конкуренции оказывают непосредственное влияние на уровень жизни населения, стоимость потребительской корзины, условия и качество воспроизводства рабочей силы в национальной экономике [2].
Кроме вышеизложенных, пищевая промышленность имеет еще две особенности, которые следует учитывать при оценке стратегического поведения предприятий. Во-первых, развитие производства в пищевой промышленности тесно связано с эффективностью производства в 1 и 3 сферах АПК. Поставщиком сырья для пищевой промышленности является сельское хозяйство - одна из самых слаборазвитых и убыточных отраслей экономики. Во-вторых, пищевая промышленность относится к отраслям группы Б, производящим предметы потребления, а именно - продовольственные товары. Это ставит товаропроизводителей в жесткую зависимость от платежеспособного спроса населения, что в настоящее время является одним из главных факторов, тормозящих рост производства.
Сейчас предприятия пищевой промышленности России функционируют в сложных экономических условиях. Факторы внешнего окружения отрасли представляют собой больше угроз, нежели благоприятных возможностей. Тяжелая ситуация в сельском хозяйстве, дефицит отечественного оборудования для перерабатывающих предприятий, а также недостаточные темпы восстановления платежеспособного спроса населения являются серьезными ограничениями развития предприятий и роста их конкурентоспособности. Нейтрализация перечисленных угроз возможна только при реализации совместных усилий экономических субъектов на макро-, мезо- и микроуровнях. Наибольшая роль здесь должна принадлежать предприятиям отрасли, поскольку именно на уровне предприятия формируется адекватный внешним условиям стратегический потенциал, являющийся основой создания устойчивых конкурентных преимуществ.
Становление рыночных отношений для пищевой промышленности было сложным и трудным в связи с рядом просчетов в финансовой, кредитной и внешнеэкономической политике государства, отсутствием государственной поддержки в начале осуществления реформ и недостаточностью практического опыта работы в рыночных условиях у предприятий отрасли. Переходный период для пищевой промышленности характеризовался кардинальными изменениями в хозяйственном механизме, взаимоотношениях с потребителями, поставщиками сырья и государством, а также возникновением и углублением ряда негативных тенденций.
В результате в пищевой промышленности произошло беспрецедентное снижение объемов производства практически всех видов продукции, значительное сокращение ассортимента выпускаемой продукции, старение основных фондов. На это повлияли как причины общеэкономического характера -ухудшение финансовой ситуации в стране, повышение цен на энергоресурсы и транспортные услуги, снижение поставок сырья, так и падение платежеспособного спроса населения. Кроме того, спад производства можно частично объяснить беспрепятственным наполнением продовольственного рынка аналогичной импортной продукцией, регулирование поступления которой находилось только в ведении федеральных органов власти [1].
В настоящее время пищевая промышленность России включает около 30 подотраслей, объединяющих более 50 тысяч предприятий. В 2009 году в структуре производства промышленной продукции ее доля составила 14 %. Она является третьей по величине после машиностроения и металлообработки и топливной промышленности. Преобладающей формой собственности является частная - 90 % всех предприятий отрасли, производящих 60 % всей продукции.
Пищевая промышленность - среднетехнологичная отрасль, ориентированная в основном на внутренний потребительский рынок. В середине текущего десятилетия российская пищевая промышленность оказалась перед долговременным системным вызовом, характер которого определяются уси-
лением глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Для пищевой промышленности России эта перестройка, с одной стороны, создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировом продовольственном рынке, с другой - усиливает требования к ее конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.
В последние годы пищевая промышленность является одной из наиболее привлекательных отраслей реального сектора для иностранных инвестиций, что обусловлено стремлением иностранных производителей расширить свое присутствие на привлекательном российском продовольственном рынке вопреки резкому ухудшению эффективности импорта готовой продукции и наметившейся тенденции формирования потребительского патриотизма россиян. Несмотря на то, что доля пищевых предприятий, находящихся в иностранной собственности, относительно мала (1,4 %), объем продукции, выпускаемой этими предприятиями, составляет 18 % от общего объема отгруженной продукции отрасли. Это говорит о том, что предприятия, функционирующие на основе иностранного капитала, обладают относительно большим производственным потенциалом и имеют высокую эффективность производства.
На протяжении последних лет российская пищевая промышленность демонстрирует устойчивый рост, обгоняя по показателям большинство отраслей российской экономики (табл. 1).
За период 2005-2009 гг. количество предприятий пищевой промышленности выросло на фоне улучшения основных отраслевых показателей. В отрасли наблюдается рост объемов производства продукции (среднегодовой темп прироста за 5 лет - 3,5 %), увеличиваются вложения предприятий пищевой промышленности в модернизацию производства, что способствует повышению конкурентоспособности вырабатываемой продукции. Так, удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, достиг к
2009 г. 9,5 % (доля инновационной продукции - 4,8 %). В структуре затрат на технологические инновации предприятий пищевой промышленности затраты на приобретение машин и оборудования составляли в 2009 г. 84,2 %, исследования и разработки - 4,0 %, маркетинговые исследования -2,6 %, приобретение новых технологий - 0,7 %.
Таблица 1
Основные показатели функционирования пищевой промышленности России в 2005-2009 гг.
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
Число действующих организаций (на конец года) 54,0 53,5 59,5 56,8 56,2
Индекс производства, в процентах к предыдущему году 104,4 105,4 106,1 101,9 99,4
Инвестиции в основной капитал, % к пред.году 107,8 101,6 117,1 97,0 73,7
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 1447 1436 1457 1410,9 1343,5
Среднемесячная заработная плата, руб. 7303,8 8806,7 11069,0 13930,4 15653,1
Соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума, % 242,0 257,4 287,7 303,3 303,8
Индекс производительности труда, % к пред.году 111,1 106,5 104,6 105,3 104,4
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. 64181 83453 102025 101465 151665
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов 7,9 8,8 9,3 9,8 12,1
Источник: Российский статистический ежегодник 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010. -
813 с.
В результате пищевая промышленность является в настоящее время в высшей степени привлекательной для инвесторов, большинство из которых ожидают значительного роста объема продаж и прибыльности в быстрорастущих сегментах продовольственного рынка (производстве молочных, диетических продуктов и детского питания, переработке мяса, овощей и фрук-
тов). Предпочтительность отраслей пищевой промышленности определяется как выгодностью капитальных вложений, так и скоростью получения экономического эффекта.
Для предприятий инвестиции выступают основным фактором, создающим условия для расширенного воспроизводства и роста потенциала конкурентоспособности. Динамика инвестиций в основной капитал пищевых предприятий не имеет четкой тенденции: в исследуемый период индекс инвестиций варьировался от 117,1 % в 2007 году до 73,7 % в 2009 году (среднегодовой темп спада - 0,6 %). Однако в целом темпы привлечения инвестиций в основной капитал пищевой промышленности, выше, чем в промышленности, и свидетельствует об инвестиционной привлекательности отрасли, что создает хорошую перспективу ее будущего развития.
За время реформирования в пищевой промышленности России произошло резкое снижение производительности труда по сравнению с дореформенным периодом. Функция производительности труда обладает свойством автокорреляции - ее предыдущие значения оказывают влияние на последующие (например, может действовать такая логическая цепочка: снижение производительности труда - повышение удельных затрат - снижение массы прибыли - сокращение затрат на развитие производства). Спад в пищевой промышленности был достаточно глубоким, однако, начиная с конца 90-х гг. производительность труда начала расти, хотя и не достигла уровня 1990 года.
В анализируемый период темпы роста производительности труда в пищевой промышленности были высокими, что обусловлено, на наш взгляд снижением степени трудоизбыточности пищевых предприятий (численность ППП устойчиво сокращалась). В 90-е гг. около половины предприятий имели излишки рабочей силы; основными причинами такой ситуации были стремление сохранить коллектив и квалифицированные кадры, надежда на рост объемов производства и сбыта, нестабильность спроса на продукцию предприятия, технологические особенности производства, необходимость сдерживания безработицы. Скрытая безработица в пищевой промышленности
проявлялась в недозагруженности мощностей, низкой производительности труда, неритмичности производства, простоях, вынужденных отпусках и сокращении рабочего дня для отдельных категорий работников. По мере стабилизации функционирования предприятий в 2002-2009 гг. численность персонала постепенно приводилась в соответствие с объемами выпускаемой продукции.
Среднемесячная начисленная заработная плата в пищевой промышленности в 2005-2009 гг. выросла в 2,1 раза, в 2009 г. она составляла 303,8 % прожиточного минимума.
Общепризнанным показателем текущей эффективности производства в пищевой промышленности является рентабельность продукции, которая характеризует стоимостной аспект экономической эффективности. Низкий уровень рентабельности, ограниченная масса прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, инфляционное обесценивание амортизационных средств негативно отразились на воспроизводственном процессе предприятий пищевой промышленности в 90-х гг. С одной стороны, предприятия старались не допускать роста цен на свою продукцию, а, с другой - возместить затраты на производство сырья и обеспечить своему предприятию воспроизводство не только средств производства, но и рабочей силы.
В исследуемый период уровень рентабельности продукции пищевых предприятий оставался невысоким, несмотря на возрастание значений индекса физического объема промышленного производства. Тем не менее следует отметить рост рентабельности производств, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, что является положительной тенденцией. В 2002-2009 гг. увеличилась доля прибыльных предприятий отрасли, вырос положительный сальдированный финансовый результат их деятельности, причем не только предприятий с участием иностранного капитала, но и российских. Это свидетельствует об укреплении их позиций на внутреннем рынке.
Оценка темпов роста производства отдельных видов продукции пищевой промышленности (табл. 2) свидетельствует о резкой дифференциации темпов развития отдельных отраслей и видов производств.
Таблица 2
Производство основных видов пищевой продукции в РФ в 1990-2009 гг.
Виды продукции 1990 1995 2000 2005 2009 2009/1990, %
Мясо, включая субпродукты I категории, тыс. т 6484 2370 1193 1857 3380 52,1
Мясные полуфабрикаты, тыс. т 1075 268 244 987 1538 в 1,4 р.
Колбасные изделия, тыс. т 2283 1293 1052 2014 2238 98,0
Рыбная продукция, млн. т 4,3 2,4 3,0 3,4 3,9 90,7
Овощи свежемороженые, т 3299 604 1099 11613 20264 в 6,1 р.
Масла растительные, тыс. т 1159 802 1375 2200 3271 в 2,8 р.
Маргариновая продукция, тыс. т 808 198 462 642 693 85,8
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн. т 20,8 5,6 6,2 9,7 10,9 52,4
Масло животное, тыс.т 833 421 267 254 233 27,9
Сыры жирные (включая брынзу), тыс. т 458 218 221 378 442 96,5
Консервы, млн. условных банок 8206 2428 3223 9406 11659 142,1
Мука, млн. т 20,7 14,0 12,1 10,4 10,2 49,3
Крупа, тыс. т 2854 1418 932 972 1258 44,1
Кондитерские изделия, тыс. т 2869 1372 1628 2419 2779 96,9
Хлеб и хлебобулочные изделия, млн. т 18,2 11,3 9,0 8,0 7,2 39,6
Сахар-песок, тыс. т 3758 3155 6077 5600 5023 133,7
в том числе из сахарной свеклы 2630 2064 1563 2503 3289 125,1
Макаронные изделия, тыс. т 1038 603 704 993 1048 100,9
Воды минеральные, млн. дкл 44,2 27,6 98,5 265 399 в 9,0 р.
Безалкогольные напитки, млн. дкл 288 84,7 214 484 548 190,3
Источник: Российский статистический ежегодник 2010: Стат.сб./Росстат. -813 с.
М., 2010.
Так, в 2009 г. по сравнению с 1990 г. в наибольшей степени увеличилось производство минеральной воды (в 9 раз), овощей свежемороженых (в 6,1 раза), масла растительного (в 2,8 раза) и безалкогольных напитков (в 1,9 раза). Подобная ситуация в значительной мере отвечает тенденциям мирового и российского продовольственного рынков, характеризующихся ростом сегментов, относящихся к здоровому питанию. Полагаем, что изменение структуры продовольственного рынка в сторону роста доли здоровых и функциональных продуктов - это закономерный процесс, причем глобализация экономической деятельности ускорит его.
В то же время объем выпуска многих стратегически важных для страны продуктов питания в 2009 году продолжает сильно отставать от уровня 1990 г.: производство цельномолочной продукции - на 47,6 %, масла животного - на 62,1 %, муки - на 50,7 %, хлеба и хлебобулочных изделий - на 60,4 %. Недостаток ресурсов отдельных видов продовольствия восполняется их поставками по импорту, потребителями которых выступают, в основном, крупные промышленные центры. Это означает, что пока предприятия ряда отраслей не в состоянии преодолеть кризисные тенденции и адаптироваться к сложным внешним условиям (дефициту отечественного сырья, ужесточившейся конкуренции на продовольственном рынке, невысокому платежеспособному спросу).
Уровень использования производственных мощностей остается в пищевой промышленности одним из самых низких среди прочих отраслей промышленного комплекса России. По отдельным видам продукции (маслу животному, крупе, хлебу и хлебобулочным изделиям) его значение не превышает 40%, что отрицательно сказывается на эффективности использования производственного потенциала и уровне издержек производства.
Выявленные проблемы развития пищевой промышленности России свидетельствуют о необходимости повышения конкурентоспособности отрасли на основе формирования и реализации конкурентных преимуществ более высокого порядка. В то же время социальная значимость пищевой про-
мышленности, большая потенциальная емкость российского и мирового продовольственного рынка, привлекательность отрасли для инвесторов, местоположение предприятий отрасли на заключительных стадиях воспроизводственного процесса и ориентация на конечный спрос объективно делают ее конкурентоспособной среди других отраслей обрабатывающей промышленности.
Библиографический список
1. Кайшев В.Г. Внешняя торговля продовольственными товарами //Пищевая промышленность. - 2008. - № 4. - С. 10-19.
2. Кузьмичева М.Б. Продовольственная безопасность России - важный фактор экономического роста государства // Мясная индустрия. - 2010.
- № 1. - С. 15-18.
3. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010. - 813 с.
4. Серегин С.Н. Структурная политика в решении проблемы продовольственной независимости России //Пищевая промышленность. - 2008. -№ 6. - С. 38-45.
List of references
1. Kaishev V.G. Foreign trade in articles of food// Food-processing industry. -2008. - № 4. - P. 10-19.
2. Kuzymicheva M.B. Food security of Russia - important factor of the economic growth of the country // Meat-processing industry. - 2010. - № 1. - P. 15-18.
3. The Russian statistical year-book. 2010. Stat.sb./Rosstat. - M., 2010. - 813 p.
4. Seregin S.N. The structural policy in the decision of the problem of food security of Russia //The food-processing industry. - 2008. - № 6. - P. 38-45.
Vasileva Natalia Anatolievna, c.e.s., the senior lecturer of chair of economy and management at the enterprise of the Saratov state social and economic university e-mail nvas_2000@mail.ru
Tendencies and restrictions of development of the food-processing
industry of Russia
The summary. In article external restrictions of development before-prijaty the food-processing industry of Russia are revealed: deficiency domestic sel-skohozjajstvennogo raw materials and the equipment for the processing, insufficient solvent demand of the population. The basic indicators of activity of the enterprises of branch are analysed, the basic tendencies of its development at the present stage are established. The conclusion is drawn on necessity of strengthening of positions of the food-processing industry of Russia on national and the world market on the basis of realization of strategic potential and formation of steady competitive advantages.
Keywords: the food-processing industry, agriculture, solvent demand, competitiveness.