Научная статья на тему 'Материально-технический потенциал предприятий пищевой промышленности России'

Материально-технический потенциал предприятий пищевой промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / ОСНОВНЫЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИИ / STRATEGIC POTENTIAL / LOGISTICAL CAPACITY / PRODUCTION CAPACITY / PRODUCTION ASSETS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Наталья Анатольевна

Материально-технический потенциал является важнейшим элементом стратегического потенциала предприятия. Высокий уровень материально-технического потенциала предприятий пищевой промышленности обусловливает выпуск высококачественного продовольствия, снижение издержек производства, а также достижение стратегических конкурентных преимуществ. Исследование материально-технического потенциала пищевой промышленности России выявило ряд негативных тенденций: снижение скорости обновления основных производственных фондов при возрастании степени их износа, неудовлетворительное качество роста фондовооруженности труда, низкие темпы научно-технического прогресса. В связи с этим необходимость модернизации пищевых предприятий не вызывает сомнений, учитывая вступление России в ВТО и встраивание пищевой индустрии в мировую продовольственную систему. Модернизация должна предусматривать замену устаревшего и изношенного технологического оборудования и внедрение современных технологий производства, обеспечивающих эффективное использование сырья, что приведет к улучшению качества готовой продукции и росту ее конкурентоспособности. Внешними и внутренними ограничениями модернизации выступают дефицит отечественного оборудования для перерабатывающих предприятий, низкая инвестиционная и инновационная активность предприятий, недостаток собственных финансовых ресурсов для воспроизводства основных производственных фондов. Затраты на технологические инновации на пищевых предприятиях по-прежнему значительно ниже реальных потребностей технического перевооружения производства, а инновационная деятельность предполагает не принципиальное усовершенствование производства, а частичную модернизацию, не позволяющую осуществить переход к выпуску конкурентоспособной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL FOR FOOD PROCESSING INDUSTRY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Economic and technological potential is a key element of strategic potential of enterprise. High level of logistical capacity of food industry ensures high-quality food production, cost reduction, and achievement of strategiccompetitive advantage. The study of logistical capacity of theRussian food industry has identified a number of negative trends: slower rate of fixed assets upgrading with increasing wear, poor quality of labor efficiency, low rate of technological progress. In this regard the need to modernize food business is not in doubt, given Russia's accession to the WTO and the integration of the food industry into the world food industry. Modernization should include replacement ofobsolete and worn-out equipment and introduction of modern production technologies to ensure efficient use of raw materials, which will improve product quality and increase its competitiveness. External and internal constraints of modernization are lack of equipment for processing plants produced in Russia, low investment and innovative activity of enterprises, lack of own resources for replacement of fixed assets. Expenditure on technological innovation in food companies is still much lower than the actual need for modernization of production, and innovation entails not fundamental improvement in the production but partial modernization that does not allow the transition to a competitive output.

Текст научной работы на тему «Материально-технический потенциал предприятий пищевой промышленности России»

УДК 338.45:664

|йй» nvas_2000@mail.ru

Наталья Анатольевна Васильева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии,

СГСЭУ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Материально-технический потенциал является важнейшим элементом стратегического потенциала предприятия. Высокий уровень материально-технического потенциала предприятий пищевой промышленности обусловливает выпуск высококачественного продовольствия, снижение издержек производства, а также достижение стратегических конкурентных преимуществ. Исследование материально-технического потенциала пищевой промышленности России выявило ряд негативных тенденций: снижение скорости обновления основных производственных фондов при возрастании степени их износа, неудовлетворительное качество роста фондовооруженности труда, низкие темпы научно-технического прогресса. В связи с этим необходимость модернизации пищевых предприятий не вызывает сомнений, учитывая вступление России в ВТО и встраивание пищевой индустрии в мировую продовольственную систему. Модернизация должна предусматривать замену устаревшего и изношенного технологического оборудования и внедрение современных технологий производства, обеспечивающих эффективное использование сырья, что приведет к улучшению качества готовой продукции и росту ее конкурентоспособности. Внешними и внутренними ограничениями модернизации выступают дефицит отечественного оборудования для перерабатывающих предприятий, низкая инвестиционная и инновационная активность предприятий, недостаток собственных финансовых ресурсов для воспроизводства основных производственных фондов. Затраты на технологические инновации на пищевых предприятиях по-прежнему значительно ниже реальных потребностей технического перевооружения производства, а инновационная деятельность предполагает не принципиальное усовершенствование производства, а частичную модернизацию, не позволяющую осуществить переход к выпуску конкурентоспособной продукции.

Ключевые слова: стратегический потенциал, материально-технический потенциал, производственная мощность, основные производственные фонды, инвестиции.

N.A. Vasilyeva

ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL FOR FOOD PROCESSING INDUSTRY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Economic and technological potential is a key element of strategic potential of enterprise. High level of logistical capacity of food industry ensures high-quality food production, cost reduction, and achievement of strategic competitive advantage. The study of logistical capacity of the Russian food industry has identified a number of negative trends: slower rate of fixed assets upgrading with increasing wear, poor quality of labor efficiency, low rate of technological progress. In this regard the need to modernize food business is not in doubt, given Russia's accession to the WTO and the integration of the food industry into the world food industry. Modernization should include replacement of obsolete and worn-out equipment and introduction of modern production technologies to ensure efficient use of raw materials, which will improve product quality and increase its competitiveness. External and internal constraints of modernization are lack of equipment for processing plants produced in Russia, low investment and innovative activity of enterprises, lack of own resources for replacement of fixed assets. Expenditure on technological innovation in food companies is still much lower than the actual need for modernization of production, and innovation entails not fundamental improvement in the production but partial modernization that does not allow the transition to a competitive output.

Keywords: strategic potential, logistical capacity, production capacity, production assets, investments.

Специфика пищевой промышленности как субъекта экономики в современных условиях заключается в том, что она органически связана с необходимостью обеспечить высококачественным продовольствием население страны при данном уровне развития аграрного сектора и платежеспособного спроса. От эффектив-

ности функционирования пищевой промышленности во многом зависит продовольственная безопасность России. Перед отраслью стоит задача обеспечения населения достаточным количеством продовольствия при высоком его качестве и приемлемых для населения ценах.

Становление рыночных отношений в пищевой промышленности было сложным в связи с рядом просчетов в финансовой, кредитной и внешнеэкономической политике государства, отсутствием государственной поддержки в начале осуществления реформ и недостаточностью практического опыта работы в рыночных условиях у предприятий отрасли. Переходный период для пищевой промышленности характеризовался кардинальными изменениями в хозяйственном механизме, взаимоотношениях с потребителями, поставщиками сырья и государством, а также возникновением и углублением ряда негативных тенденций. В результате в пищевой промышленности произошло беспрецедентное снижение объемов производства практически всех видов продукции, значительное сокращение ассортимента выпускаемой продукции, старение основных фондов. На это повлияли как причины общеэкономического характера (ухудшение финансовой ситуации в стране, повышение цен на энергоресурсы и транспортные услуги, снижение поставок сырья), так и падение платежеспособного спроса населения. Кроме того, спад производства можно частично объяснить беспрепятственным наполнением продовольственного рынка аналогичной импортной продукцией, регулирование поступления которой находилось только в ведении федеральных органов власти.

В настоящее время пищевая промышленность России включает более 30 видов экономической деятельности, объединяющих более 40 тыс. предприятий. В 2009 г. в структуре производства продукции обрабатывающей промышленности ее доля составила 19,6%. Она является третьей по величине после машиностроения и металлообработки и топливной промышленности. Преобладающей формой собственности является частная (83,8% всех предприятий отрасли, производящих 59% всей продукции).

В последние годы пищевая промышленность является одной из наиболее привлекательных отраслей реального сектора для иностранных инвестиций, что обусловлено стремлением иностранных производителей расширить свое присутствие на российском продовольственном рынке вопреки резкому ухудшению эффективности импорта готовой продукции и наметившейся тенденции формирования потребительского патриотизма

россиян. Несмотря на то что доля пищевых предприятий, находящихся в иностранной собственности, относительно мала (3,4%), объем продукции, выпускаемой этими предприятиями, составляет 33,6% от общего объема отгруженной продукции отрасли. Это говорит о том, что предприятия, функционирующие на основе иностранного капитала, обладают относительно большим производственным потенциалом и имеют более высокую эффективность производства.

На протяжении последних лет российская пищевая промышленность демонстрирует устойчивый рост, обгоняя по показателям большинство отраслей российской экономики (табл. 1).

В отрасли наблюдается рост объемов производства продукции (среднегодовой темп прироста за 5 лет -4,6%), увеличиваются вложения предприятий пищевой промышленности в модернизацию производства, что способствует повышению конкурентоспособности вырабатываемой продукции. Так, удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, достиг к 2009 г. 9,5%. В структуре затрат на технологические инновации предприятий пищевой промышленности затраты на приобретение машин и оборудования составляли в 2006 г. 64,7%, исследования и разработки

- 4,9%, маркетинговые исследования - 5,0%, приобретение новых технологий - 2,1%.

В результате пищевая промышленность является в настоящее время в высшей степени привлекательной для инвесторов, большинство из которых ожидают значительного роста объема продаж и прибыльности в быстрорастущих сегментах продовольственного рынка (производстве молочных, диетических продуктов и продуктов детского питания, переработке мяса, овощей и фруктов). Предпочтительность отраслей пищевой промышленности определяется как выгодностью капитальных вложений, так и скоростью получения экономического эффекта.

Для предприятий инвестиции выступают основным фактором, создающим условия для расширенного воспроизводства и роста потенциала конкурентоспособности. Динамика инвестиций в основной капитал пищевых предприятий не имеет четкой тенденции: в исследуемый период индекс инвестиций варьировался от

Т а б л и ц а 1

Основные показатели деятельности предприятий пищевой промышленности России в 2005 - 2009 гг.

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009

Число предприятий (на конец года) 54032 53510 49973 44878 43064

Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд руб. 1486 1729 2143 2656 2822

Индекс физического объема производства, % к предыдущему году 106,6 107,3 107,3 101,9 99,4

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 1447 1436 1457 1411 1344

Среднемесячная заработная плата, руб. 2183,4 7303,8 8806,7 11069,2 13930,4

Соотношение среднемесячной зарплаты и прожиточного минимума, % 242,0 257,4 287,7 241,0 270,3

Индекс производительности труда, % к предыдущему году 111,1 106,5 104,6 105,3 104,3

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. 64181 83453 102025 101465 151665

Удельный вес убыточных предприятий, % 39,1 37,2 30,2 27,0 24,6

Рентабельность продукции, % 7,9 8,8 9,3 9,8 12,1

Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году 107,8 101,6 117,5 97,0 73,7

Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, % 8,0 8,8 8,5 9,9 9,5

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства, % 4,5 4,7 5,3 4,6 4,8

117,5% в 2007 г. до 73,6% в 2009 г. Однако в целом темпы привлечения инвестиций в основной капитал пищевой промышленности выше, чем в промышленности, что свидетельствует об инвестиционной привлекательности отрасли и создает хорошую перспективу ее будущего развития.

За время реформирования в пищевой промышленности России произошло резкое снижение производительности труда по сравнению с дореформенным периодом. Функция производительности труда обладает свойством автокорреляции: ее предыдущие значения оказывают влияние на последующие (например, может действовать такая логическая цепочка: снижение производительности труда - повышение удельных затрат -снижение массы прибыли - сокращение затрат на развитие производства). Спад в пищевой промышленности был достаточно сильным, однако начиная с конца 1990-х гг. производительность труда начала расти, хотя и не достигла уровня 1990 г. В анализируемый период темпы роста производительности труда в пищевой промышленности были высокими, что обусловлено, на наш взгляд, снижением степени трудоизбыточности пищевых предприятий (численность ППП устойчиво сокращалась). В 1990-е гг. около половины предприятий имели излишки рабочей силы. Основными причинами такой ситуации были стремление сохранить коллектив и квалифицированные кадры, надежда на рост объемов производства и сбыта, нестабильность спроса на продукцию предприятия, технологические особенности производства, необходимость сдерживания безработицы. Скрытая безработица в пищевой промышленности проявлялась в недозагруженности мощностей, низкой производительности труда, неритмичности производства, простоях, вынужденных отпусках и сокращении рабочего дня для отдельных категорий работников.

По мере стабилизации функционирования предприятий в 2005 - 2009 гг. численность персонала постепенно приводилась в соответствие с объемами выпускаемой продукции. Среднемесячная начисленная заработная плата в пищевой промышленности в 2005 - 2009 гг. выросла в 6,4 раза, в 2009 г. она составляла 270,3% прожиточного минимума.

Общепризнанным показателем текущей эффективности производства в пищевой промышленности является рентабельность продукции, которая характеризует стоимостной аспект экономической эффективности. В исследуемый период уровень рентабельности продукции пищевых предприятий оставался невысоким, несмотря на возрастание значений индекса физического объема промышленного производства. Тем не менее следует отметить рост рентабельности производств, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, что является положительной тенденцией. В 2005 - 2009 гг. увеличилась доля прибыльных предприятий отрасли, вырос положительный сальдированный финансовый результат их деятельности, причем не только предприятий с участием иностранного капитала, но и российских. Это свидетельствует об укреплении их позиций на внутреннем рынке.

Уровень использования производственных мощностей остается в пищевой промышленности одним из самых низких среди прочих отраслей промышленного комплекса России (табл. 2). По отдельным видам продукции (животному маслу, крупе, хлебу и хлебобулочным изделиям) его значение не превышает 40%, что отрицательно сказывается на эффективности использования производственного потенциала и уровне издержек производства.

Анализ использования мощностей по выпуску основных видов продукции показывает наличие возможностей расширения производства Т а б л и ц а 2 продукции без значительных капитальных затрат, если выпускаемая продукция отвечает спросу на рынках, соблюдаются нормы технологической дисциплины, безопасности, уровней загрязнения окружающей среды и т.п. Использование незагруженных мощностей предполагает наличие спроса на соответствующую продукцию, что требует роста капитальных вложений, увеличения собственных средств предприятий, роста доходов населения. Возможность решения этих задач повышается в условиях продолжающегося роста производства, улучшения общей финансово-экономической обстановки в стране и финансового состояния предприятий.

Главным элементом материально-технического потенциала предприятия являются основные производственные фонды. При рассмотрении ОПФ в качестве фактора роста производительности труда и интенсификации процессов производства

Уровень использования среднегодовой производственной мощности предприятий пищевой промышленности, %

1990 1995 2000 2005 2009 2009/1990, п.п.

Мясо 76 32 18 45 61 -15

Колбасные изделия 90 54 52 66 64 -26

Консервы мясные 64 39 40 45 47 -17

Консервы плодоовощные 72 21 32 66 50 -22

Масла растительные 79 35 61 70 73 -6

Маргариновая продукция 79 20 42 56 60 -19

Цельномолочная продукция 76 24 32 48 57 -19

Масло животное 76 35 25 27 27 -49

Сыры сычужные 86 51 49 61 64 -22

Консервы молочные 79 48 55 61 58 -21

Мука 89 53 45 44 48 -41

Крупа 99,8 39 24 30 34 -65,8

Хлеб и хлебобулочные изделия 67 44 40 39 41 -26

Сахар-песок из сахарной свеклы 87 86 76 86 87 0

Макаронные изделия 98 44 46 63 63 -35

Кондитерские изделия 92 46 50 62 61 -31

Пиво 76 51 79 74 72 -4

Безалкогольные напитки 67 17 37 59 49 -18

Воды минеральные 73 30 52 55 44 -29

неизбежно противоречие: с одной стороны, нужно сокращать срок службы средств труда для ускорения их обновления на новой технической основе, а с другой -стремиться к увеличению долговечности, характеризующей эффективность использования ОПФ.

В пищевой промышленности на протяжении анализируемого периода наблюдался устойчивый рост среднегодовой стоимости ОПФ (табл. 3). Однако скорость обновления ОПФ постепенно снижается: если в 2005 г. доля введенных основных средств составляла 15,9% при коэффициенте выбытия 1,4%, то в 2009 г. было введено всего 12,8% ОПФ. Это привело к возрастанию степени износа основных фондов, которая в среднем по отрасли достигла к 2009 г. 40,6%.

Необходимым условием роста производительности труда и уменьшения потребности в трудовых ресурсах выступает рост уровня фондовооруженности труда. Динамика фондоемкости находится в прямой зависимости от темпов роста фондовооруженности и производительности труда. Если темпы роста производительности труда выше темпов роста фондовооруженности, то фондоемкость продукции будет снижаться, и наоборот. Сопоставление этих показателей дает возможность судить о качестве технического перевооружения труда. Если производительность труда и фондовооруженность растут примерно одинаковыми темпами, то качество роста вооруженности труда можно оценить как среднее; если же производительность труда растет медленнее, то качество роста вооруженности труда будет низким. Фондоемкость при этом растет, а низкие темпы роста производительности труда замедляют производство конечной продукции, увеличивая разрыв между объемом производства и потребностями общества.

В 2005 - 2009 гг. в пищевой промышленности России произошло значительное (почти в 2 раза) повышение фондовооруженности труда (табл. 4). Однако качество ее роста неуклонно снижается: соотношение темпов роста производительности труда и фондовооруженности в 2009 г. составило всего 0,26.

Это отразилось и на темпах НТП, вычисленных по формуле В. А. Трапезникова:

5И = 2 х 5ПТ - 5ФВ,

где 5И - темп НТП, %; 5ПТ - темп роста производительности труда; 5ФВ - темп роста фондовооруженности труда [3, с. 92].

Оценка темпа НТП свидетельствует о том, что в пищевой промышленности рост фондовооруженности сопровождается снижением производительности труда, что противоречит НТП по определению. Усугубление сложившейся ситуации грозит полной деградацией материально-технического потенциала пищевой промышленности.

При этом следует отметить, что, несмотря на рост технической вооруженности труда, многие пищевые предприятия, особенно малые и средние, еще используют морально и физически устаревшее оборудование. Слабая техническая оснащенность не позволяет производить качественную продукцию, соответствующую европейским стандартам. Поэтому необходимость модернизации таких предприятий не вызывает сомнений. Модернизация должна предусматривать, прежде всего, замену устаревшего и изношенного технологического оборудования, внедрение современных технологий производства, обеспечивающих эффективное использование сырья, улучшение качества готовой продукции и повышение ее конкурентоспособности.

Между тем производство отечественного оборудования для предприятий отрасли является серьезной проблемой. Емкость мирового рынка оборудования для переработки пищевой продукции составляет сейчас около 20 млрд евро. Германии принадлежит 23% мирового производства, Италии - 16% и США - 13%. В Германии объем производства на 650 предприятиях этого сектора экономики ежегодно превышает 9 млрд евро. Причем свыше 80% произведенного оборудования поставляется на экспорт, в том числе в нашу страну на сумму около 130 млн евро в год. Для российского рынка

Т а б л и ц а 3

Динамика показателей наличия, движения и использования ОПФ в пищевой промышленности России в 2005 - 2009 гг.

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2009/2005, %

Среднегодовая стоимость ОПФ на конец года, млн руб. 520623 601221 698556 827207 919112 176,6

Коэффициент обновления, % 15,9 15,2 18,8 18,0 12,8 80,5

Коэффициент выбытия, % 1,4 1,3 1,0 1,5 1,0 71,4

Степень износа,% 35,9 36,8 36,3 37,1 40,6 113,0

Удельный вес полностью изношенных ОПФ, % 7,6 6,9 5,8 6,3 7,3 96,1

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

Т а б л и ц а 4

Оценка качества роста технической вооруженности труда

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009

Производительность труда, % к предыдущему году 111,1 106,5 104,6 105,3 104,3

Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел. 359,8 418,7 479,4 586,3 683,9

Соотношение темпов роста производительности труда и фондовооруженности 1 0,5 0,92 0,24 0,26

Темп НТП, % 100 100 96,9 88,3 92,0

технологического оборудования в настоящее время характерна недостаточная конкурентоспособность отечественных производителей по сравнению с иностранными, что отрицательно сказывается на деятельности пищевых предприятий и приводит к росту цен и снижению качества продукции пищевых отраслей. Для преодоления этого несоответствия нужны меры по развитию отечественного пищевого машиностроения.

При этом конкурентным преимуществом машиностроительного предприятия должны стать не цена, а передовые технологии, возможность предоставлять комплексное технологическое решение для производства готово-

го продукта. В подтверждение этого тезиса можно привести пример с оборудованием для убоя и первичной переработки скота (ППС). Российский производитель, решивший начать строительство производства ППС, не может использовать оборудование, выпускаемое в России, так как оно соответствует уровню научных и технических разработок 60-х гг. XX в. А требования настоящего времени предполагают высокий уровень автоматизации процессов, учета и оценки качества продукции. Ни о какой агрегатной совместимости этих машин со средствами автоматизации не может быть и речи. 90% российских фирм, производящих оборудование ППС, до сих пор предлагают своим клиентам полосовые подвесные пути, в то время как большинство зарубежных компаний на протяжении последних 30 лет производят трубчатые пути - современное и безопасное оборудование.

Наличие полноценного сервиса - еще одно непременное условие при покупке оборудования. Как правило, предприятия предпочитают приобретать необходимую технику у фирм, предоставляющих полный комплекс услуг по вводу в эксплуатацию и последующему сервисному обслуживанию поставленного оборудования, либо у иностранных фирм, имеющих в России сервисные центры.

Необходимость развития отечественного машиностроения для переработки пищевой продукции обусловлена как значительной потенциальной емкостью рынка, так и острой необходимостью обновления производства и наращивания выпуска конкурентоспособной продукции. В структуре инновационных затрат предприятий пищевой промышленности затраты на приобретение машин и

оборудования составляют около 60%. Затраты на приобретение новых технологий также значительны; однако и здесь преобладают импортные технологии. Так, по данным Росстата, в 2009 г. было 16 соглашений по экспорту технологий (на сумму 13,1 млн дол.), а по импорту

- 229 (на сумму 424,5 млн дол.), т.е. прирост производства инновационной продукции происходит во многом за счет иностранных поставщиков оборудования и технологий (табл. 5).

Таким образом, в настоящее время в пищевой промышленности сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, происходит постоянный рост фондово-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т а б л и ц а 5

оруженности труда, что можно, безусловно, оценить положительно. С другой стороны, наблюдается избыток основных фондов, которые либо физически негодны, либо морально устарели для вовлечения их в производственный процесс. Как результат, многим пищевым предприятиям становится крайне трудно осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции на имеющихся производственных мощностях не только ввиду изменения параметров потребительского спроса, но и по причине физической и моральной деградации основных фондов. Техническая и технологическая модернизация сейчас явление редкое, и основная часть предприятий отрасли ориентируется на использование ранее накопленного материально-технического потенциала. Затраты на технологические инновации в пищевой промышленности по-прежнему значительно ниже реальных потребностей технического перевооружения производства. Пока инновационная деятельность пищевых предприятий предполагает не принципиальное усовершенствование производственного аппарата, а частичную модернизацию, не позволяющую осуществить переход к выпуску конкурентоспособной продукции.

1. Денисов В.Т., Авдеева Е.С. Стратегия инновационного развития на макро- и микроуровнях // Вестник СГСЭУ. 2011. № 3 (37).

2. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

3. Прущак О.В. Научно-технический прогресс как основной фактор устойчивого развития пищевой промышленности. Саратов: СГСЭУ, 2001.

Инновационная активность предприятий пищевой промышленности России в 2005 - 2009 гг.

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, % 8,0 8,8 8,5 9,9 9,5

Объем инновационной продукции: - млн руб. 50307,4 65308,4 86872,0 97480,8 101767,1

- % от общего объема выпуска 4,5 4,7 5,3 4,6 4,8

Затраты на технологические инновации, млн руб.: 9221,1 11058,7 12698,2 12182,8 10837,7

- исследования и разработки 373,0 546,9 674,7 1063,0 1119,9

- приобретение машин и оборудования 7764,4 7157,7 9262,0 7148,6 6138,0

- приобретение новых технологий 65,5 236,6 720,5 1275,6 359,4

- приобретение программных средств 128,0 82,8 191,9 283,5 382,2

- производственное проектирование 168,4 1835,0 261,7 281,1 476,5

- обучение и подготовка персонала 105,5 28,5 22,0 92,4 13,5

- маркетинговые исследования 239,3 256,2 364,9 891,4 551,0

Источник: Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.