УДК 338.24
Титов А. Н.
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Транснациональные корпорации являются основным элементом развития международных экономических отношений и мировой экономики. Развитие транснациональных корпораций в последнее десятилетие отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Целью статьи является изучение тенденций эволюции транснациональных корпораций как экономического явления с выявлением направления дальнейшего усовершенствования.
Ключевые слова: транснациональные корпорации (ТНК), глобализация, прямые инвестиции, слияние и поглощение корпораций, интеграционные процессы.
Транснациональные корпорации (ТНК) - это сложные социально-экономические системы, объединяющие научно-технологические, торгово-сервисные, финансовые, управляющие, производственные структуры, активность которых в качестве лидирующих субъектов мировой экономики характеризуется глобальным масштабом. При определении понятия ТНК в качестве основного критерия при экономическом подходе изучения ТНК выделяется наличие международных производственных мощностей за границей, и главное внимание при этом обращается на число стран, в которых осуществляется зарубежная деятельность [1, с. 16-17].
Общее число ТНК, по сведениям ООН, к 2009 году составило 67 тысяч с 690 тысячами иностранных филиалов. Для сравнения: в 1939 насчитывалось всего около 30 ТНК, в 1970 - 7 тысяч, в 1976 - 11 тысяч (с 86 тысячами филиалов). ТНК инвестируют в мировую экономику около 3,5 трлн. долларов. Вывоз прямых инвестиций превышает рост мирового экспорта и мирового ВВП.
Сегодня ТНК контролируют 1/2 мирового промышленного производства и дают 1/3 мирового экспорта. На предприятиях ТНК работает примерно 10% всех занятых в несельскохозяйственном производстве (из них почти 60% работают в материнских компаниях, 40% - в дочерних подразделениях) Основная часть ТНК и инвестиций принадлежит странам Европейского Союза, Японии и США. Лидерами на рынке мирового капитала являются США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и другие страны ЕС, Гонконг, Тайвань. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли осуществляется внутри ТНК, то есть она происходит не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под
долгосрочной политикой материнской корпорации [5, с. 54-57].
Глобальные ТНК формируют финансовый центр экономики, который глобально воздействует на функционирование и развитие мирового производства продуктов, услуг, знаний, информации, интеллектуального капитала, глобального рынка рабочей силы. Новую экономику конца ХХ и начала XXI века приводит в движение конкурентная борьба между глобальными ТНК и все новые методы борьбы за создание новых конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества мировых ТНК, их способность противостоять финансово-экономическим потрясениям и лидировать в глобальной экономике обусловлены уникальными корпоративными стратегиями, динамичными оргструктурами, в которых доминируют самообучающиеся и обучающие системы стратегического управления, инновационные структуры, крупные научно-исследовательские центры, подразделения по повышению квалификации и подготовке кадров. На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов и около 80% финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
В настоящее время ТНК определяют и направляют мировое производство природного сырья, топлива и электроэнергии, современной техники, конструкционных материалов, технологических знаний, информации информационных сетей, вооружений. ТНК лидируют в подготовке современных специалистов и управляющих, выдвигают лидеров нового типа, которые в свою очередь придают гибкость, динамичность и антикризисную устойчивость самим ТНК, являются творцами и реализаторами перемен и динамики корпоративных структур, обеспечивающих собственную долговременную жизнеспособность
© Титов А. Н., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
247
и развитие глобализированной мировой экономики [2].
Национальные государства и ТНК поддерживают и усиливают друг друга по главным направлениям мирового научно-технического прогресса. Когда в стране возникают и множатся крупные промышленные корпорации и международные финансово-промышленные группы, это означает наращивание экономической мощи страны, усиление ее геополитических позиций.
России не повезло на начальном этапе рыночных преобразований. В угоду идее создания конкурентной среды в постсоциалистической экономике были разделены горно-металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, атомный, военно-промышленный и другие отраслевые и межотраслевые комплексы национального значения, остановлено наращивание минерально-сырьевой базы российской промышленности на Урале, в Сибири.
В последнее время наметился переход к поддержке крупнокорпоративных форм развития инновационно-воспроизводственных связей в России и странах СНГ со стороны государства и инициативный рост крупных российских финансово-промышленных групп и корпораций [3, с. 79-80]. Следует сказать и о начальном периоде крупнокорпоративного движения в России, об относительной и абсолютной слабости отечественных корпораций по сравнению с мировыми гигантами, которые в силу своей экономической природы захватывают российские рынки, подавляют отечественного производителя. Развитие ТНК российского базирования, в первую очередь, горнометаллургических и машиностроительных компаний, является реальным выходом из кризиса российской экономики, которая не сможет в ситуации глобальной конкуренции за топливно-энергетические ресурсы в XXI веке построить конкурентоспособную стратегию на экспорте нефти, газа, угля, черного и цветного металла. Из этого следует актуальность исследований в области стратегического управления развитием ТНК России, как со стороны государства, так и со стороны центров управления корпорациями.
Завоевание внешних рынков металлургическими корпорациями России, возникшими после разрушения системы государственного управления, предприятиями черной и цветной металлургии на базе акционерного капитала произошло не в результате нормальной конкуренции. На
мировые рынки поступает металл по демпинговым ценам. С одной стороны, это поддерживает бюджет России, так как экспорт металлопродукции является третьим по величине после нефти и газа источником валютных поступлений. С другой стороны, это вызывает сопротивление таких государств, как США, мобилизующих свое законодательство и политические механизмы на формирование антидемпинговой политики и квотирование экспортных поставок металла из России.
Данная ситуация диктует необходимость перехода металлургических предприятий и торгово-сбытовых фирм, обслуживающих рынки металлопродукции России, на новую стратегию.
Следовательно можно выделить следующие тенденции [4, с. 64-69]:
1. ТНК увеличивают степень централизации и концентрации капитала;
2. ТНК становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики;
3. Интенсивнее становятся процессы слияний и поглощений корпораций;
4. Усиливается влияние ТНК в глобализационных процессах;
5. Увеличение доли их участия в производстве ВВП;
6. Увеличение участия ТНК в интеграционных процессах;
ТНК это важнейшая составная часть растущей мировой экономический системы. Среди основных современных тенденций деятельности этих компаний можно выделить тенденции, связанные с концентрацией и централизацией капитала.
Библиографический список
1. Александрова Ю. Модель ТНК // Новое время. -2006. - № 36. - С. 16-17.
2. Глобализация мирового хозяйства и место России / отв. ред. В. П. Колесов, М. Н. Осьмова. - М. : ТЕИС, 2000. - 230 с.
3. Евстигнеева Л. Самоидентификация России и формирование нового регионального союза / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. -2004 - № 10. - С. 79-80.
4. Климович Л. Тенденции развития транснациональных компаний в современных условиях // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1999. - № 3. - С. 64-69.
5. Мовсесян А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК / А. Мовсесян, А. Либман // Проблемы теории и практики управления. - 2001. -№ 1. - С. 54-57.
248
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011