Научная статья на тему 'Актуальные стратегии диверсификации деятельности международных корпораций (роль и место в современной мировой экономике)'

Актуальные стратегии диверсификации деятельности международных корпораций (роль и место в современной мировой экономике) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4602
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ / СИНЕРГИЯ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин В. И.

В статье рассматриваются современные стратегические модели и особенности подходов и видов стратегий диверсификации международных корпораций. Показаны основные тенденции в мировой экономике и связанный с ними амбивалентный характер диверсификации транснациональных корпораций. Дается оценка потенциала России в осуществлении инновационного прорыва, освоения и внедрения базисных технологических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные стратегии диверсификации деятельности международных корпораций (роль и место в современной мировой экономике)»

Аникин В.И.

Актуальные стратегии диверсификации деятельности международных

корпораций (роль и место в современной мировой экономике)

В процессе обеспечения конкурентоспособности и достижения стратегических целей перспективного развития крупные корпорации периодически осуществляют организационные изменения, касающиеся их взаимосвязей, размеров и объемов производства, унификации технологических процессов, связанных с повышением эффективности их деятельности. Учитывая постоянно меняющиеся условия функционирования, корпорации периодически ставят перед собой новые задачи, связанные с ростом их хозяйственных параметров.

В рыночной экономике корпорация, ориентированная на успешное функционирование, не может остановиться в своем поступательном движении, она все время должна развиваться и вширь, и вглубь, чтобы сохраниться на рынке, а не быть отброшенной конкурентами, которые займут ее рыночный сегмент.

В экономической науке, менеджменте и практике управления традиционно выделяются четыре последовательные стадии развития корпораций1.

Первая стадия - небольшая корпорация. Владельцы капиталов корпорации обладают полным контролем над ней, многие из них трудятся в компании и в большой мере заинтересованы в том, как лучше и эффективнее осуществлять деятельность в целях увеличения прибыльности корпорации.

Вторая стадия- корпорация с «рабочим контролем». Определенная группа владельцев корпорации с помощью контрольного пакета акций осуществляет фактический контроль за деятельностью компании, в полной мере добивается реализации своих решений. Остальные акционеры разобщены, несмотря на имеющееся у них право голоса.

Третья стадия - полный контроль переходит к органам управления корпорацией, наблюдается дисбаланс интересов рядовых акционеров и руководящего звена и собственников, но в целом их интересы совпадают в части роста прибыльности компании.

Четвертая стадия - концентрации ресурсов, слияние финансового и промышленного капиталов на высокой стадии развития корпораций (интеграция). Объединенные корпорации являются более диверсифицированными и мобильными,

зачастую приобретают транснациональный характер. Поддерживать равноправные отношения в таких объединениях гораздо удобнее с крупными акционерами, в роли которых чаще всего выступают финансовые фонды, банки, то есть компании, которые фактически получают возможность контроля над объединенной корпорацией.

На фоне международной экономической интеграции, активно протекающей на макроуровне (институциональный тип), одной из важнейших особенностей развития крупных промышленных предприятий конца XX и начала XXI века, а также динамичной тенденцией современности выступает интенсификация интеграционных процессов на микроуровне (частнокорпоративный тип).

Частнокорпоративная интеграция, или так называемая подлинная интеграция, представляет собой процессы объединения капиталов и активов промышленных компаний для достижения общей стратегической цели, повышения конкурентоспособности и эффективности. В результате частнокорпоративной интеграции образуются рынки, которые базируются на сети прямых связей, и торговля на таких рынках носит название интеграционной торговли. Согласно известной точке зрения экономическая интеграция является вторым этапом развития интернационализации (первый - монополизация, третий - транснационализация).

Сейчас все больше фирм, особенно в технически передовых отраслях, ориентируются на деятельность в масштабах не отдельных стран, а крупных регионов и мира в целом, их деятельность охватывает все области народного хозяйства. Благосостояние страны, ее участие в международном разделении труда, международная конкурентоспособность напрямую зависят от успешности крупных, корпораций, базирующихся в ее экономике.

Формирование интернациональных и транснациональных корпоративных отношений несет несомненные преимущества в сфере международной торговли, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Создание филиалов, дочерних зарубежных компаний на территории других стран позволяет также избежать многочисленных таможенно-тарифных препятствий. Курс политического руководства России в настоящее время на модернизацию экономики и развитие инновационного потенциала предусматривает создание ряда совместных предприятий и развитие диверсификации продукции и услуг.

Основной причиной появления транснациональных корпораций (ТНК) является стремление выдержать конкурентную борьбу в международных масштабах в условиях интернационализации производства и капитала, перерастающих

национально-государственные границы, при этом в целях изыскания дополнительных источников расширения, укрупнения производства крупными компаниями активно используется тактика слияния и поглощения.

На сегодняшний день ТНК представляет собой особый вид объединенной корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятельность в нескольких странах посредством заграничных филиалов и дочерних корпораций и компаний.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации, представленную на рисунке 1.

Рис. 1. Модель последовательной интернационализации производства

Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.

Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международных корпораций.

Транснациональные корпорации (transnational corporation) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, что капитал нескольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Существует несколько вариантов определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям определяет международную корпорацию как компанию2:

- имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

- оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

- в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:

- годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. ;

- от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции;

- доля зарубежных активов не менее 25%;

- филиалы имеются не менее, чем в шести странах.

Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования.

В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.

Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х годов весьма популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособности рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера по повышению качественных характеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.

Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из следующих позиций диверсификации:

- развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

- налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

- обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

- гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:

- экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;

- экономии за счет эффекта масштаба;

- увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;

- диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:

- поддержание монополистической позиции на рынке;

- завоевание новых рынков сбыта;

- минимизация налогов и таможенных пошлин;

- уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

- использование различий в темпах инфляции;

- воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

- сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно

долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.

I этап (конец XIX — начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели, в конечном счете, к созданию мирового капиталистического хозяйства.

II этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.

На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них

основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженернотехнические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

На этом этапе международные корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:

- во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);

- во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений;

- в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира (наиболее яркими их примерами могут служить

американские «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах, и другие).

Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:

- в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;

- создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

- расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т. п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;

- международное производство, создаваемое ими, - не только материальное, но и нематериальное (в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки);

- стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);

- интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли между подразделениями международной компании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);

- вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг компании не зависимо от места производства и должно соответствовать мировым стандартам);

- разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научноисследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями (как партнерами, так и конкурентами);

- диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их

насчитывается 15); наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение

товаров, капиталов, технологий, знаний; все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг» - (Н1хехёт§);

- комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ; в сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);

- «сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и международным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;

- стремление приспособиться к трехполюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США - Западная Европа - Китай (страны -«южно-азиатские тигры»).

На сегодняшний день ТНК и МК представляют собой особый вид объединенной корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятельность в нескольких странах посредством заграничных филиалов, дочерних корпораций и зарубежных компаний.

Эту форму определяют следующие особенности:

- это национальная корпорация с зарубежными активами, т. е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности;

- образование подконтрольных зарубежных компаний происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями, в результате чего последние трансформируются в ТНК;

- как корпоративное объединение ТНК имеет организационную форму в виде международного концерна или треста, который создает обширную заграничную сеть на базе подконтрольных зарубежных компаний;

ТНК следует отличать от межнациональной корпорации, образующейся в результате слияния капиталов различного национального происхождения.

Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних компаний, каждая ТНК базируется или осуществляет юридическую регистрацию штаб-квартиры (головного офиса) в определенной стране.

Существуют различные оценки деятельности транснациональных корпораций в мировой экономике: некоторые авторы полагают, что в перспективе ТНК смогут стать реально доминирующей силой мирового хозяйства, сменив национальные государства в качестве основных его субъектов международных экономических отношений, другие, напротив, исходят из предположения, что роль ТНК несколько преувеличена3,4.

В любом случае можно сделать вывод, что ТНК являются одним из важнейших субъектов мировой экономики. Поэтому ТНК приобретают значение не только для теории международных экономических отношений (в рамках анализа проблем движения капитала и международной торговли), но и для экономической теории (в первую очередь теории фирмы), менеджмента и маркетинга. В связи с этим в сегодняшней экономической и управленческой науке существуют два основных подхода к анализу деятельности ТНК: абстрагируясь от внутренней структуры и среды ТНК,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рассматривается место и роль ТНК в мировой экономике; ТНК понимается как сложная система внутриорганизационного корпоративного управления с множеством элементов во взаимодействии с внешней средой на национальном и международном уровнях.

3Аникин В.И., Мельничук Д.Б., Понуждаев Э.А., Сурма И.В. Основы стратегического менеджмента. Монография. М., 2010.

4Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 5-е изд. М., 2010.

В теории экономического развития существует мало проблем, которые порождали бы столько противоречивых мнений и интерпретаций, сколько вопрос о выгодах и ущербе от деятельности международных, в частности транснациональных корпораций. С одной стороны, место и роль ТНК в экономической системе государства предопределяется их ролью в едином совокупном воспроизводственном процессе, его ресурсном обеспечении, с другой - наличие крупных конкурентоспособных на международном уровне субъектов хозяйствования определяет степень участия страны в международном разделении труда, ее интегрированность в структуру мирового хозяйства.

При этом влияние ТНК обусловлено в большинстве случаев тем, что в руках ТНК и ТНБ (транснациональных банков - прим. автора) находится значительная часть транснационального капитала, функционирующего на международных финансовых рынках и свободно перемещающегося в экономическом пространстве.

Какова современная экономическая мощь ТНК? В рамках дальнейшего анализа деятельности современных ТНК целесообразно обратить внимание на некоторые экспертные оценки. Среди ТНК есть своя элита - мегакрупные фирмы, соперничающие со многими государствами и по производству, и по бюджету, и по числу «подданных». Крупнейшие 100 ТНК, по экспертным оценкам, контролируют порядка 14% от совокупного размера зарубежных активов и более 15% от совокупного объема зарубежных продаж. По мнению западных исследователей, в настоящее время под контролем ТНК находится более пятой части глобальных зарубежных активов5.

Анализируя состав группы наиболее крупных ТНК мира и ее изменения за последние десятилетия, можно проследить, как менялись доминирующие отрасли и регионы. Существует ряд наиболее известных рейтингов крупных компаний, которые (включая финансовые) по ряду показателей определяют состав группы наиболее крупных ТНК мира, что дает возможность отследить ее изменения за последние десятилетия. Данные свидетельствуют о росте доли активов в абсолютном выражении и некотором снижении этого показателя под влиянием мирового финансового кризиса и снижением активности деятельности ТНК в этот период. С другой стороны, продажи стабильно растут как в относительных показателях, так и в процентном соотношении начиная с 2006 г.

Сегодня многие западные рейтинговые агентства занимаются составлением и публикацией специальных корпоративных рейтингов, которые становятся важным

компонентом оценки общего уровня инвестиционной привлекательности компаний и инструментом корпоративного управления относительно обеспечения эффективной реализации прав инвесторов. Наличие таких рейтингов и правил, признанных инвесторами из разных стран, - очень важное преимущество в условиях существующей острой конкуренции за привлечение капиталов. При этом расположение к эффективным принципам корпоративного управления способствует укреплению доверия внутренних и внешних инвесторов, привлечению более дешевых и стабильных источников финансирования. Поддержка международных стандартов относительно функционирования переходных экономик является резервом создания благоприятного инвестиционного климата, расширения экономических связей, укрепления конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности корпораций. Для оценки уровня корпоративного управления применяют разные методологии, однако, несмотря на перечисленные стандарты, пока единственного универсального «индикатора» корпоративного управления в мире нет.

Тем не менее, необходимо отметить ежегодный рейтинг американского журнала «Forbes» («Forbes Global 2000»), в котором в качестве основы для рейтинга используются четыре основных показателя: рыночная капитализация, объем активов, объем продаж и величину прибыли. Именно поэтому рейтинг журнала значительно отличается от многочисленных аналогов, которые строят сравнение компаний на каком-то одном показателе.

Доминируют в рейтинге представители финансового сектора (480 компаний)6. Огромные активы, разумеется, их главный козырь. С большим отставанием идут нефтегазовые компании — их в рейтинге насчитывается 127. По величине прироста прибыли первое место занимают страховые компании (624%), а по росту объемов выручки — производители полупроводников (45%), по росту капитализации — автоконцерны (57%).

На первой строчке рейтинга второй год подряд находится банк JPMorgan Chase (см. табл.№1). За прошедший год JPMorgan немного улучшил свои результаты: выручка составила $115,48 млрд. (по сравнению с $115,63 млрд. — в прошлом году), прибыль $17,37 млрд. ($11,65 млрд. - в прошлом году), активы $2117 млрд. (и $2031 млрд. - в прошлом году), капитализация $182,21 млрд. ($166,19 млрд. год назад). При

этом отдельно сами эти текущие показатели сложно назвать выдающимися, так как ни по одному из них JPMorgan не попадает даже в топ-10.

Второе место теперь занимает HSBC. Поднятие с восьмой строчки британскому банку гарантировал стремительный рост прибыли: с $5,83 млрд. до $13,3 млрд. Замыкает тройку некогда безоговорочный лидер американская корпорация General Electric. Выручка GE за год сократилась с $156,78 млрд. до $150,21 млрд., а стоимость активов уменьшилась с $781 млрд. до $751 млрд.

Далее следуют три нефтяные компании: ExxonMobil (является мировым лидером по капитализации — $407,2 млрд.), голландская Shell и китайская PetroChina. ICBC, крупнейший китайский банк, стал занимать 7-е место. При выручке в $69,19 млрд прибыль ICBC составила $18,84 млрд. Завершают десятку инвестиционный фонд Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway, бразильская государственная нефтяная компания Petrobras-Petroleo Brasil и банк Citigroup.

Количество российских компаний в списке уменьшилось на две — до 26. В первую сотню вошли три: «Газпром» (15-е место), «Лукойл» (71-е) и «Роснефть» (77-е). «Газпром», кроме того, оказался третьей компанией по размеру прибыли — $25,72 млрд. Больше российского газового гиганта заработали только ExxonMobil ($30,46 млрд.) и Nestle ($36,65 млрд.).

Таблица 1.Список крупнейших корпораций мира («Forbes 2000» 2011 г.)7

Ранг - Rank (место) Компания Страна Направление деятельности Объем продаж (млрд долл.) Sales ($bil) Прибыль (млрд долл.) Profits ($bil)

1 JPMorgan Chase United States Banking 115.5 17.4

2 HSBC Holdings United Kingdom Banking 103.3 13,3

3 General Electric United States Conglomerates 150.2 11.6

4 ExxonMobil United States Oil & Gas Operations 341.6 30.5

5 Royal Dutch Shell Netherlands Oil & Gas Operations 369.1 20.1

6 PetroChina China Oil & Gas Operations 222.3 21.2

7 ICBC China Banking 69.2 18.8

8 Berkshire Hathaway United States Investment found 136.2 13.0

9 Petrobras-Petroleo Brasil Brasil Oil & Gas Operations 121.3 21.2

10 Citigroup United States Banking 111.5 10.6

Резюмируя ежегодный рейтинг 2000 крупнейших публичных компаний мира, можно констатировать, что наибольшее представительство по-прежнему у США, которые представлены в списке 536 компаниями. На сегодняшний день американское лидерство пока не вызывает сомнений. От главного конкурента (Японии) в рейтинг вошли 260 компаний. Кроме того, если в первой сотне американские компании заняли сразу 28 мест, то японские только пять. Самая крупная из японских компаний Nippon Telegraph & Tel расположилась лишь на 48-м месте. За США и Японией следуют сначала Китай (121 компания), затем Канада (67 компаний) и Южная Корея (61 компания). Однако, согласно другому рейтингу «Fortune Global 500», подготовленному журналом «Fortune» в 2011 г., десятка крупнейших ТНК по уровню дохода выглядела несколько иначе и представлена в основном компаниями нефтегазового сектора (таблица 2).

Таблица 2. Список крупнейших ТНК мира по уровню дохода (« Fortune Global 500» 2011г.)8

Место (Rank) Компания-страна (Company) Направление деятельности Доход -(млн долл.) Revenues ($ millions) Прибыль -(млн долл.) Profits ($ millions)

1 Wal-Mart Stores United States Розничная торговля 421,S49 16,3S9

2 Royal Dutch Shell Netherlands Нефтегазовый сектор 37S,152 2G,127

3 Exxon Mobil United States Нефтегазовый сектор 354,б74 3G,46G

4 BP United Kingdom Нефтегазовый сектор 3GS,92S -3,719

5 Sinopec Group China Нефтегазовый сектор 273,422 7,б29

б China National Petroleum China Нефтегазовый сектор 24G,192 14,3б7

7 State Grid China Энергетика 22б,294 4,55б

S Toyota Motor Japan Автопромышленность 221,76G 4,7бб

9 Japan Post Holdings Japan Конгломерат (услуги связи банковский сектор и страхование) 2G3,95S 4,S91

1G Chevron United States Нефтегазовый сектор 19б,337 19,G24

11 Total France Нефтегазовый сектор 1S6,G55 14,GG1

12 ConocoPhillips United States Нефтегазовый сектор 1S4,966 11,35S

13 Volkswagen Germany Автопромышленность 16S,G41 9,G53

Стоит отметить, что принципиальных и существенных изменений в 2011 г. по сравнению с 2010 и 2009 г. г. не произошло, за некоторыми исключениями. Несмотря на влияние кризиса, интересен факт выхода на первое место крупнейшей американской корпорации в сфере розничной торговли «Wal-Mart Stores» (в рейтинге «Fortune Global 500» в 2009 г. эта компания занимала 3-е место).

Крупная автопромышленная японская ТНК «Toyota Motors» также поднялась с

10-го (в 2009 г.) на 5-е место (2010 г.) и остановилась на 8-ом (в 2011 г.). А холдинг

«Japan Post Holdings», несмотря на «встряску» 2009 г. и противодействие конкурентов, но благодаря отказу правительства от планов приватизации компании (прежнее правительство с 2007 г. планировало разделить компанию на 4 части и к 2017 г. провести приватизацию), а также активной финансовой поддержке, переместился с 11го (2009 г.) на 6-е место (2010 г.) и в 2011 году заняла 8-е место.

Китайская ТНК «State Grid» продолжила свой рост, правда, несколько замедлив темпы, и поднялась на 7-е место в 2011 году (15-е место в 2009 году и 8-е в 2010 году) благодаря инновационному, промышленному и технологическому реформированию.

Ряд компаний в 2011 г. испытав падение в 2010 г. несколько улучшили свое положение: американская «Chevron» - 10-е место (2011 г.) - падение с 5-го (2009 г.) на

11-е место (2010 г.), французская «Total» - 11-е место (2011 г.) - падение с 6-го (2009 г.) на 14-е (2010 г.), нидерландская «ING Group» - с 8-го (2009 г.) на 12-е (2010 г.) и на 17-е (2011 г.). Все три перечисленные корпорации связывают снижение показателей своей хозяйственной деятельности с влиянием мирового финансового кризиса, но настроены оптимистично и планируют активизацию и повышение эффективности функционирования в ближайшем будущем в 2012-2013 гг.9

Относительно текущего состояния и перспектив развития деятельности крупнейших корпораций мира вызывают интерес оценка и прогноз, опубликованные в ежегодном отчете World Investment Report 2011 (WIR11)10. Результаты указанного

9 URL: http://www.forbes.ru/ekonomika/kompanii/66990-forbes-2000-krupneishih-publichnyh-kompanii-mira (дата обращения 20.01.2012).

10 URL: http://www.unic.ru/news inf/wir2011overview ru.pdf (дата обращения 22.01.2012).

исследования свидетельствуют о серьезном негативном влиянии и последствиях экономического и финансового кризиса как на мировую экономку в целом, так и на стратегические программы финансирования деятельности ТНК мира, особенно в части движения прямых иностранных инвестиций, что явно проявилось в период 2008-2009 гг. Однако в 2010 г. прослеживается некоторое улучшение степени оптимизма восприятия компаниями положения их бизнеса, окружающей среды и инвестиционного климата в целом. Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2010 году несколько выросли и достигли 1,24 трлн. долл., но все же были еще на 15% ниже их среднего докризисного уровня. На этом фоне явно контрастировали глобальное промышленное производство и торговля, которые вернулись к своим докризисным уровням. Согласно оценкам ЮНКТАД, глобальные ПИИ в 2011-2012 году окончательно восстановят свой докризисный уровень, ожидается, что в 2012 году они вырастут до 1,7 трлн. долл., а в 2013 году приблизятся к пиковому показателю 2007 года и составят 1,9 трлн. долл. (рисунок 2).

Этот положительный сценарий будет реализован при условии отсутствия любых неожиданных глобальных экономических потрясений, которые могут возникнуть под воздействием целого ряда все еще действующих факторов риска. Огромные денежные авуары, которыми располагают ТНК, продолжающаяся корпоративная и промышленная реструктуризация, значительный рост котировок на фондовых рынках и постепенный вывод средств государств из капитала финансовых и нефинансовых компаний, участие в котором использовалось в качестве основных мер поддержки во время кризиса, открывает новые инвестиционные возможности для компаний во всем мире.

Однако общее посткризисное состояние мировой экономики сопряжено со множеством факторов неопределенности. Например, существенную играют роль такие факторы риска, как непредсказуемость глобальной системы экономического управления, возможный широкомасштабный кризис суверенного долга и дисбалансы в бюджетах и финансовых секторах некоторых развитых стран, а также рост темпов инфляции и признаки перегрева экономики ведущих стран с формирующимися рынками.

Рис. 2. Глобальные потоки ПИИ (2002-2010 годы) и прогнозы на 2011-2013 годы (Источник: UNCTAD, World Investment Report 2011.)

Большинство международных инвестиционных агентств склонны считать, что улучшение ситуации с движением прямых иностранных инвестиций произойдет не ранее 2013-2014 гг. Национальные инвестиционные компании, так же как и ТНК, считают, что улучшение внутригосударственного инвестиционного климата произойдет ранее позитивных сдвигов в глобальной мировой экономике. Несмотря на серьезные последствия глобального финансово-хозяйственного и экономического кризиса для стратегических инвестиционных программ ТНК, значительного изъятия капиталовложений или продажи части зарубежных активов не произошло, напротив, в сложившейся ситуации корпорации продолжали и продолжают расширение зарубежной инвестиционной деятельности. Сейчас ТНК планируют сохранение и развитие своих инвестиционных программ.

«Транснациональные корпорации все активнее взаимодействуют с развивающимися странами и странами с переходной экономикой, используя все более широкий спектр моделей производства и инвестиций, таких, как подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, перевод на внешний подряд (аутсорсинг) услуг, франшизинг и лицензирование. Эти относительно новые явления открывают перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой возможности для углубления их интеграции в стремительно эволюционирующую

глобальную экономику, для укрепления их отечественного производственного потенциала и повышения их международной конкурентоспособности» - отметил Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН, в докладе о мировых инвестициях, 2011 г.11

В настоящее время важным игроком на рынке ПИИ являются государственные ТНК. Насчитывается как минимум 650 государственных ТНК, которые имеют 8 500 зарубежных филиалов по всему миру. Хотя их число составляет менее 1% всех ТНК, на их зарубежные инвестиции в 2010 году приходилось 11% глобального ВВП. Форма собственности и управления государственными ТНК породила в некоторых принимающих странах обеспокоенность по поводу, в частности, неравных правил игры и национальной безопасности со всеми вытекающими из этого регулятивными последствиями для международного расширения этих компаний.

Все вышесказанное позволяет говорить об очевидном - на современном этапе развития мировой экономики ТНК действительно способствуют развитию производственных, научных и технологических связей между организациями в различных странах и регионах, а также играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая с малым и средним бизнесом. ТНК содействуют экономической интеграции, создавая устойчивые экономические связи между разными странами. Во многом благодаря им происходит постепенное «растворение» национальных экономик в едином мировом хозяйстве, в результате чего чисто экономическими средствами, без применения насилия, создается глобальная экономика.

Современные стратегические модели международных корпораций.

Стратегия корпорации — это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях. Классификация стратегий международных корпораций рядом исследователей может быть представлена следующей схемой (Рис. 3, в авторском представлении А.Г. Мовсесяна)12.

Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвестирования:

- инвестирование с «нуля»;

- трансплантации;

- стратегические альянсы;

- международные слияния и приобретения;

11 иЯЬ: http://www.unic.ru/news inf/wir2011overview ru.pdf (дата обращения 22.01.2012).

12 Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М., 2000.

международные переплетения.

Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой было инвестирование.

Трансплантации — вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.

Стратегические альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах.

Рис. 3. Классификация стратегий корпораций

В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие сгруппированные по нескольким основным позициям:

1) технологические альянсы, предполагающие международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;

2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;

3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.

Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке.

В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.

В стратегических системах кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.

Международные слияния и приобретения (М & А) как форма международного предпринимательства имеет в современных условиях возрастающее значение.

Важная целевая установка компании по слиянию и приобретению — ориентация на сбыт. Покупка компании может пониматься как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданию новой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покупки определенной компании состоят в том, что существующие структуры, сети, оборудование в сфере сбыта, производства, поставок могут быть заимствованы.

Обзор движущих сил слияния компаний и приобретений, списки наиболее быстрорастущих ТНК компаний по отраслям и странам в 2010 году приведены выше в таблицах.

Международная деятельность по покупке и поглощению проводится с целью формирования глобальной структуры конкуренции. Скупка конкурентов может иметь своим следствием урегулирование рынка или усиление собственной конкурентной позиции.

Международные переплетения ТНК представляют собой совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение.

Вместе с тем сегодня еще нельзя говорить об устойчивом типе международной предпринимательской деятельности. Критериями выбора формы международной предпринимательской деятельности являются индивидуальные для каждого предпринимателя и фирмы мотивы и цели транснационализации.

Очевидно, что международные корпорации, создавшие на базе глобальных производительных сил международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей людей в любой стране мира становятся главным субъектом глобальной мировой экономики. Обострение глобальной конкуренции между ними определяет в ближайшем будущем уменьшение числа МК с одновременным увеличением их роли и мощи.

Об особенностях стратегий диверсификации международных корпораций. Для каждой компании свойственен свой жизненный цикл, но статистика, как правило, показывает, что в среднем компании подчиняются семилетнему жизненному циклу, а для ТНК этот срок может быть увеличен на порядок за счет правильного выбора стратегии диверсификации. Конечно, этот выбор стратегии диверсификации будет наиболее эффективным если она правильно согласуется с основными положениями теории о жизненном цикле компании (например, используя обобщающий подход известного российского ученого Б.З.Мильнера)13,14,15. Диверсификация имеет широкое распространение в мировой экономике и, в последнее время, всё больше встречается в практике отечественных организаций. Благодаря одновременному развитию нескольких направлений деятельности, компаниям удаётся добиться конкурентоспособности и рационального распределения своих ресурсов.

Учитывая, что особенности конкуренции в глобальных отраслях и источники глобальных конкурентных преимуществ практически одинаковы, основное различие между ними заключается в развитии интернациональной конкурентной стратегии, учитывающей разницу в межстрановом уровне издержек, государственном вмешательстве, целях и возможностях мониторинга иностранных компаний.

13 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 5-е изд. М., 2010.

14 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. М., 2001.

15 Аникин В.И., Мельничук Д.Б., Понуждаев Э.А., Сурма И.В. Основы стратегического менеджмента. Монография. М., 2010.

Для проведения целесообразной и эффективной диверсификации в составе организации выделяют группу направлений производственно-хозяйственной деятельности с четко выраженной специализацией или целью функционирования, это, так называемые, стратегические хозяйственные подразделения или, как принято их сейчас называть, бизнес-единицы . В одном из вариантов принимаемых стратегий выделенные сегменты организации интегрируются с аналогичными бизнес-единицами других организаций - поставщиков, конкурентов или потребителей, образуя стратегические альянсы.

Партнерские взаимоотношения в альянсах содействуют не только получению новых конкурентных преимуществ, сбережению ресурсов, распределению риска, но также ускоренному продвижению компаний на новые рынки и созданию перспективной базы для инвестиций.

Формирование стратегических альянсов возможно не только при диверсификации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, но и при формировании (модернизации) снабженческо-производственно-сбытового цикла, в том числе для интеграции маркетинга, производства, разработки продукта или других функций. Необходимо помнить, что в условиях интегрированных производственных структур большое значение имеет наличие эффективного аппарата управления такими организационными формами.

Актуальной является потребность в современных методах управления диверсификацией и интеграцией в сфере промышленного производства с целью обеспечения их эффективного функционирования и конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важная проблема концепции проведения диверсификации в управлении организацией - определение момента времени, когда организация должна принять решение, диверсифицировать ей свою деятельность или нет .

Если организация имеет сильное стратегическое преимущество на растущем рынке, то одно направление деятельности может оправдывать привлечение всего внимания и всех денежных средств, имеющихся в распоряжении руководства организации. В тоже время, ни одна крупная коммерческая организация не может бесконечно долго поддерживать рентабельность постоянно растущего бизнеса, особенно в тех отраслях, где уже наметилось перепроизводство.

Как в отечественной, так и зарубежной литературе приводится множество определений диверсификации, подтверждающее разнообразие взглядов на это явление. В некоторых работах, диверсификация - это определение новых направлений

деятельности и расширение номенклатуры выпускаемой продукции, а в других под диверсификацией, в частности, понимается разнообразие и разностороннее развитие.

Опираясь на практику можно дать обобщенное определение диверсификации. Диверсификация - это способ управления активами организации путем их распределения и перераспределения между различными видами и способами производственной и финансовой деятельности организации.

Один из подходов стратегического менеджмента состоит в том, что крупные организации прибегают к диверсификации тогда, когда руководство осознает, что производственные мощности организации и научный потенциал могут быть также эффективно использованы для освоения, производства и продажи новых товаров на новых рынках.

Успех или провал при диверсификации напрямую зависит от способности менеджеров обеспечивать значительный оборот активов, по возможности прибегая к реформированию организаций и (нередко) продаже некоторых активов. Особое место здесь отводится наличию предполагаемой синергии или, так называемого, синергизма16,17,18. Относительно организации синергизм - это явление, когда доходы (или иные результаты деятельности) от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности.

Для организации синергия является фактором его «ценности», которая позволяет подразделениям организации или бизнес-единицам18,19 достигать более высокого уровня прибыли (или иного показателя эффективности), чем они имели ранее, функционируя по отдельности. Без образования синергии нет особого экономического смысла в объединении нескольких организаций.

В литературе используют следующее синергетическое неравенство:

ЫРУ(В) >КРУ(Б1) + ЫРУ(Б2) +....+ тУ(Бп),

2=1

где ЫРУ(Б) - чистая текущая стоимость бизнеса 1, 1=1, 2, ..., п.

Смысл его заключается в том, что организация с «положительным» синергизмом будет иметь конкурентное преимущество перед организацией, в которой этого синергизма нет или недостаточно. Существует два очевидных пути измерения

16 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 5-е изд. М., 2010.

17 Аникин В.И., Мельничук Д.Б., Понуждаев Э.А., Сурма И.В. Основы стратегического менеджмента. М., 2010.

18 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ Пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптураевского. СПб., 1999.

19 Международный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. /Под ред. С.Э. Пивоварова и др. СПб., 2008.

синергетического эффекта: оценка сокращения суммарных затрат совместного ведения операций при данном уровне суммарного дохода и оценка увеличения прибыли при данном уровне инвестиций18.

Диверсификация - это не только метод повышения эффективности деятельности, но и способ защиты от рисков20,21. Если по тем или иным причинам производство основной продукции перестанет быть выгодным, предприятие избежит больших потерь на время реорганизации за счет опоры на выпуск другой продукции, при наличии стратегии диверсификации.

Подходы и виды стратегии диверсификации деятельности организаций. В работах современных учёных, проводящих исследования в области стратегического менеджмента, наиболее часто упоминаются два основных вида стратегии диверсификации - связанная и несвязанная диверсификация . Диверсифицированные предприятия могут быть отнесены к одному или комбинации этих типов диверсификации, в зависимости от характера взаимосвязей, имеющихся между подразделениями организаций22.

Стратегия диверсификации может быть названа связанной, если менее чем 70% дохода всей организации обеспечивается одним из направлений деятельности, при том условии, что все направления связаны между собой тем или иным образом. Кроме того, связанная диверсификация подразумевает, что «сливающиеся» организации используют похожие технологии производства и системы распределения, ведут совместные научно-исследовательские работы, а также обслуживают сходные («смежные») рынки. Существующие при связанной диверсификации подразделения внутри организации могут быть более или менее жестко связаны между собой. Более жестко связанная диверсификация подразумевает, что все подразделения внутри организации объединяет значительное количество общих ресурсов, технологий, каналов распределения.

При стратегии «менее жестко» связанной диверсификации направления деятельности организации объединены только по некоторым вопросам, или такие связи значительно разнятся от подразделения к подразделению.

Говоря о связях между подразделениями в организации, следует иметь в виду не только непосредственное взаимодействие различных направлений деятельности в

20 Орлов А.И. Эконометрика. М., 2004.

21 Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учебное пособие. М., 2003.

22 Дроздова Е. Ю. Проблемы диверсификации современных предприятий // Вестник машиностроения. 2001. №3. С. 56-60.

области операций или средств производства, но и так называемые стратегические активы - умения, навыки и знания персонала или know-how организации.

При несвязанной диверсификации, организация получает не только другие технологии и производственные ресурсы, но и новые каналы распределения, рынки сбыта и персонал. Диверсификация считается несвязанной, когда организация ведёт различные направления деятельности, не имеющие взаимных связей. Иногда организации, преследующие стратегию несвязанной диверсификации, называются конгломератами. В конгломерате, также как и в случае связанной диверсификации, ни одно из подразделений предприятия не может генерировать более 70 % от общего дохода. Следует заметить, что при связанной диверсификации упор делается на сотрудничество между имеющимися подразделениями организации, а при несвязанной диверсификации на соревнование (состязание, соперничество) между ними.

Для принятия решения о начале диверсификации Вероятно, необходим функционально-стоимостной анализ наличия экономии при диверсифицированном росте. Экономия от диверсификации возникает, когда при производстве нескольких товаров и услуг существует возможность избежать дублирования некоторых определенных действий и операций. Источниками экономии от диверсификации могут быть материальные ресурсы (сбытовые и сервисные сети); нематериальные ресурсы (общие торговые марки); функциональные возможности (общая маркетинговая стратегия); возможности менеджмента (универсальное финансовое управление). Сейчас достаточно хорошо обоснована роль корпоративного менеджмента для построения конкурентных преимуществ диверсифицированных ТНК. Ключевая роль менеджмента диверсифицированных ТНК заключается в установлении корпоративных ценностей, создающих общую корпоративную культуру и позволяющих компании использовать уже апробированные в одном виде деятельности удачные стратегические и операционные решения, основанные на конкурентных преимуществах, в других сферах. Можно сказать, что диверсификация является своеобразным минным полем для компании. 60-е годы прошлого столетия поставили рекорд по числу

диверсифицированных компаний - это была "эра конгломератов". В настоящее время, несмотря на тенденции к специализации и разукрупнению, диверсификация представляет собой необыкновенно привлекательную возможность инвестирования. 90-е годы стали свидетелями большого числа успешных диверсификационных проектов в смежные области деятельности, такие, например, как объединение телефонных компаний и компаний кабельного телевидения. Тем не менее, в это же

время наблюдаются и самые крупные неудачи в области диверсификации, как правило, при попытке диверсификации в новые отрасли, несвязанные с основным видом деятельности компании.

В современной экономике присутствует наличие двух взаимоисключающих тенденций: стремления конгломератов к продуктовой, географической,

производственной экспансии путем диверсификации производства и реструктуризации конгломератов с целью разукрупнения производства и реализации стратегии специализации. Глобализация международной экономики и активная интеграция России и крупных российских предприятий в международную экономическую систему в ближайшее время поставит перед менеджментом российских конгломератов те же проблемы, которые уже стоят перед крупнейшими ТНК мира.

В группу стратегий диверсифицированного роста попадают те стратегии, которые предполагают расширение организации из-за ее невозможности дальше развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:

- стратегия центрированной диверсификации, базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов,

- стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии,

- стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что организация расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

Типология диверсификации в общем виде представлена на рисунке 4. Стратегия вертикальной интеграции делает интегрирующееся предприятие потребителем собственной продукции. Этот вид стратегии может иметь место как при использовании сходных, так и несходных технологий.

Под связанной вертикальной диверсификацией подразумевается вертикальная интеграция с присущими ей подтипами: обратная и прямая. Под связанной

горизонтальной диверсификацией понимается расширение спектра товаров и услуг и географическое расширение. Существует подход, определяющий направления роста

при диверсификации в зависимости от используемого вида, характера используемых технологий и целевых рынков реализации.

Рис. 4. Типы диверсификации

Согласно данному подходу, при использовании стратегии конгломератной диверсификации ставится задача обслуживать новые группы потребителей продукцией, произведённой с помощью несходных технологий. При этом, выбор стратегии горизонтальной диверсификации подразумевает работу с прежними покупателями, а технологии могут быть как сходными, так и несходными.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется активным процессом международной экономической интеграции на макроуровне (институциональный тип международных корпораций - МК), характеризующийся не только появлением глобальных транснациональных корпораций (ТНК), но и динамичной тенденцией интенсификации интеграционных процессов на микроуровне (частнокорпоративный тип) с качественным изменением их организации деятельности.

Основной причиной появления транснациональных корпораций является стремление выдержать конкурентную борьбу в международных масштабах в условиях интернационализации производства и капитала, перерастающих национальногосударственные границы, когда в целях изыскания дополнительных источников получения прибыли, расширения производства крупными компаниями активно используется различные стратегии диверсификации , тактика слияния и поглощения.

Согласно оценкам UNCTAD, объем прямых иностранных инвестиций в 2011г. составит 1,3—1,5 трлн. долл. США, а в 2012 г. он достигнет 1,6-2 трлн. долл. США и в 2013 году достигнет максимума 2007 года. Все вышесказанное позволяет говорить об очевидном - на современном этапе развития мировой экономики ТНК действительно способствуют развитию производственных, научных и технологических связей между организациями в различных странах и регионах, а также играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая с малым и средним бизнесом. ТНК содействуют экономической интеграции, создавая устойчивые экономические связи между разными странами. Во многом благодаря им происходит постепенное «растворение» национальных экономик в едином мировом хозяйстве, в результате чего чисто экономическими средствами, без применения насилия, создается глобальная экономика.

Превалирующими типами стратегий диверсификации в перспективе для крупных компаний будут стратегии концентрированной диверсификации и стратегии конгломератной диверсификации, обеспечивающие не только развитие и взаимное дополнение новых технологических укладов на производстве, но также расширение и освоение новых географических рынков с учетом конкурентных преимуществ конкретной страны.

Основной тенденцией перспективного развития экономики Российской Федерации на период до 2050 года станет реализация сценария инновационного прорыва, принципиально отличающегося от принятого инерционно-рыночного сценария последних двух десятилетий по влиянию на динамику макроэкономических показателей и по воздействию на социодемографическую динамику и социальнополитический климат в стране, особенно учитывая вступление нашей страны в ВТО и предстоящие перемены в переходном периоде. В.В .Путин в своей предвыборной статье отметил, что «новая экономика России - это экономика диверсифицированная, где, кроме современного ТЭК, будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 году увеличиться в полтора раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет

23

вдвое» .

Должна претерпеть изменения структура экономики и экспорта продукции и услуг с ориентацией на развитие инновационной продукции 6-го технологического

уклада к числу которых (по мнению А. Акаева) следует отнести, вероятнее всего, генную инженерию, мультимедиа, включая глобальные интеллектуальные информационные сети, сверхпроводники и экологически чистую энергетику. К сожалению пока новые отрасли шестого уклада (биотехнологии, нанотехнологии, проектирование живого, новая медицина. робототехника) не получили необходимого развития, хотя РАН определила в рамках прогноза научно-технического развития России приоритетные направления (относящиеся к шестому технологическому укладу), в том числе области, где уровень российских разработок лидирует и соответствует мировому уровню.

Следует констатировать, на наш взгляд, что состояние исследований по ключевым исследованиям 6-го технологического уклада говорит о том, что у России есть шанс успешно осуществить инновационный прорыв. Последствия мирового финансового кризиса, начавшегося в 2007 г. и вызванного проблемами банковской системы уже перешли в сферу реальной экономики и привели к замедлению темпов большинства развитых и развивающихся экономик мира. Данные МВФ и заявления Всемирного банка подтверждают тенденцию, что мировая экономика стоит на пороге фазы депрессии, которая, скорее всего, продлится с 2010 по 2020 гг. (соответствуя понижательной стадии пятого Кондратьевского цикла). Таким образом, данный период является самым благоприятным временем для освоения и внедрения новой волны базисных технологических инноваций.

По мнению ряда экспертов, «инновации» - это сложная и

диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими компонентами. «Радикальные» инновации находятся в сердцевине экономического прогресса, определяя (по словам Й. Шумпетера) облик крупных перемен в мире, тогда как «инкрементальные» наполняют собой процесс изменений непрерывно. В социальноэкономическом аспекте можно констатировать постепенное замещение стереотипов «общества потребления» ориентирами «качества жизни».

Существенным признаком экономической и управленческой деятельности в мире является переход к новым принципам организации производства и сбыта с доминированием мировых и национальных ТНК и МК, осуществляющих основную деятельность на базе стратегического планирования с учетом различных стратегий диверсификационного роста. В результате на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, повышения квалификации кадров, организации производства в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП.

Переход к инновационной модели экономического развития мира происходит в условиях активизации процессов глобализации. Годовой объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня достигает 2,5 - 3,0 трлн. долл., в том числе более 1 трлн. долл. составляет международная торговля высокотехнологичными изделиями. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США - около 700 млрд. долл., Германии - 530 млрд. долл., Японии - 400 млрд. долл. Предполагается, что к 2020 году этот показатель достигнет 4 трлн. долл. Причем зоны влияния на высокотехнологичном рынке строго закреплены за индустриально развитыми странам, которые, концентрируя у себя более 90% мирового научно-технического потенциала и контролируя 80 % глобального рынка высоких технологий, постоянно увеличивают свою экономическую мощь и монополизируют технологические прорывы, усиливая экономическое и военно-политическое давление на мировое сообщество. «Если какая-то страна оказывается аутсайдером в передовых технологических решениях, она несет постоянные экономические потери. Даже если на ее территории расположены сборочные производства - львиная доля прибыли уходит туда, где расположены головные офисы, лаборатории и конструкторские бюро. Поэтому развитые страны работают на принципах технологической кооперации. Их взаимная зависимость укрепляет экономическую и политическую стабильность»24.

Сегодня Россия столкнулась с глобальными вызовами современности и прежде всего - это образовательный и культурный вызовы. И совершенно верно было отмечено В .В.Путиным в статье «О наших экономических задачах» (30.01.2012), что

«восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Это значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный

24

характер этих коллективов» .

Список литературы:

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. М., 2001.

24 Путин В.В. О наших экономических задачах. 30.01.2012. иКЬ: http://www.putin2012.rU/#article-3 (дата обращения 07.03.2012).

2. Аникин В.И., Мельничук Д.Б., Понуждаев Э.А., Сурма И.В. Основы стратегического менеджмента. Монография. М., 2010.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.

4. Голикова Ю. А. Роль и сферы деятельности транснациональных корпораций в современной мировой экономике // Общество и экономика: проблемы развития. Вестник НГУЭУ. №1. 2011. С.79-88.

5. Дроздова Е. Ю. Проблемы диверсификации современных предприятий // Вестник машиностроения. 2001. №3. С.56-60.

6. Киреев А. Международная экономика. М., 1997.

7. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика. М., 1997.

8. Международный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. С.Э. Пивоварова и др. СПб., 2008.

9. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 5-е изд. М., 2006.

10. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М., 2000.

11. Орлов А.И. Эконометрика. М., 2004.

12. Орлов А.И., ФедосеевВ.Н. Менеджмент в техносфере: Учебное пособие. М., 2003.

13. Путин В.В. О наших экономических задачах. 30.01.2012. URL:

http://www.putin2012.ru/#article-3 (дата обращения 07.03.2012)

14. Сурма И. В. Экономический механизм консалтинговых услуг в корпоративных стратегиях ТНК. Дис....канд.экон.наук. М., 2011.

15. Forbes. Global 2000. 2011. URL: http://www.forbes.com/lists/2010/18/global-2000-10 The-Global-2000 Rank.html (дата обращения 25.02.2012).

16. Forbes. Global 2000. 2010. URL: http://www.forbes.com/lists/2009/18/global-2000-09 The-Global-2000 Rank.html (дата обращения 25.02.2012).

17. Fortune Global 500. Annual ranking of the world's largest corporations. 2011. URL:

http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2010/full list/ (дата обращения

27.02.2012).

18. Fortune Global 500. Annual ranking of the world's largest corporations. 2010.-URL: http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2009/performers/industries/profits/ass ets.html; UNCTAD. World Investment Prospects Survey 2010-2012. (дата обращения

28.02.2012).

19. UNCTAD. World Investment Report 2009. URL:

http://www.unctad.org/Templates/Search.asp?intItemID=2068&lang=1&frmSearchStr=co rporation&frmCategory=doc&section=whole (дата обращения 21.02.2012).

20. URL: http://www.forbes.ru/ekonomika/kompanii/66990-forbes-2000-krupneishih-publichnyh-kompanii-mira (дата обращения 20.01.2012).

21. URL: http://www.forbes.com/global2000/ (дата обращения 25.01.2012).

22. URL: http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2011/full list/ (дата

обращения 02.02.2012).

23. URL: http://www.unic.ru/news inf/wir2011overview ru.pdf (дата обращения

22.01.2012).

24. URL: http://www.unctad.org/en/docs/diaeia20104 en.pdf (дата обращения 28.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.