Научная статья на тему 'Направления совершенствования механизма управления транснациональными корпорациями'

Направления совершенствования механизма управления транснациональными корпорациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / MECHANISM OF CONTROL / INDUSTRY / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / INNOVATION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонов Владислав Юрьевич

В статье представлены направления совершенствования механизма управления транснациональными корпорациями. Выявлены особенности и проблемы управления ТНК. Проанализированы данные о тенденциях увеличения числа ТНК и диверсификации их деятельности. Обоснована целесообразность использования роудмаппинга в качестве эффективного инструмента в механизме управления ТНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамонов Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION OF IMPROVING MECHANISM OF CONTROL BY TRANSNATIONAL CORPORATIONS

In the article the directions of the improvement of the mechanism of management of transnational corporations are represented. Special features and problems of administration TNK Are revealed. The data about the tendencies of an increase in the number TNK and the diversification of their activity are analyzed. The expediency of using road-mapping as the effective tool in the mechanism of administration TNK is substantiated.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования механизма управления транснациональными корпорациями»

УДК 338.24

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ

© Владислав Юрьевич МАМОНОВ

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом,

e-mail: aina2306@mail.ru

В статье представлены направления совершенствования механизма управления транснациональными корпорациями. Выявлены особенности и проблемы управления ТНК. Проанализированы данные о тенденциях увеличения числа ТНК и диверсификации их деятельности. Обоснована целесообразность использования роудмаппинга в качестве эффективного инструмента в механизме управления ТНК.

Ключевые слова: механизм управления; промышленность; управление; транснациональные корпорации; инновационная экономика.

Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. В связи с этим стратегическое значение государственной поли-

тики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний. Мощной экономической силой, связывающей национальные хозяйства и определяю-

щей экономическое развитие соответствующих стран и мира в целом, являются в настоящее время транснациональные корпорации. Опыт организации и функционирования современных транснациональных корпораций (ТНК) свидетельствует о том, что их эффективность во многом определяется степенью согласованности действий внутри страны и на мировой арене. При этом государственное регулирование процессов концентрации и развития собственности корпораций во многом сглаживает противоречия, объективно возникающие при слиянии и поглощении фирм. Особый интерес представляет развитие механизма управления ТНК в условиях инновационной экономики.

ТНК можно определить как систему предприятий, состоящую из материнской компании и иностранных филиалов; мононациональной по характеру ядра капитала материнской компании; международной и многоотраслевой по сфере своей деятельности на основе перенесения части воспроизводственных процессов из одной страны в другие посредством прямых иностранных инвестиций; построенную по принципу централизованного управления и планирования в глобальном масштабе; осуществляющую активную инновационную деятельность для обеспечения лидерства в условиях глобальной конкуренции [1, с. 41].

В результате анализа деятельности ТНК за 1992-2009 гг. установлена характерная для современного этапа развития транснациональных корпораций тенденция увеличения числа ТНК и диверсификации их деятельности, особенно для корпораций развивающихся стран и стран с трансформационной экономикой, что обусловлено воздействием глобализации на экономику этих государств.

В начале 1990-х гг. в развитых странах базировалось около 90 % материнских компаний ТНК и функционировало около 50 % зарубежных филиалов, в развивающихся - 11 и 43 %, в трансформационных - 1 и 7 % соответственно. Со второй половины 1990-х гг. наблюдается активизация деятельности ТНК развивающихся государств и стран с трансформационной экономикой, которые к 2009 г. увеличили свою долю в общем количестве ТНК мира до 26,1 и 2,3 % соответственно [2, с. 45].

Транснациональное развитие компании предопределяется комплексом причин, так называемых «выталкивающих факторов». В то же время совокупность «притягивающих факторов» является основой для специализации стран и регионов мира в размещении различных видов функциональных подразделений ТНК вне зависимости от уровня развития страны базирования материнской компании. В современных условиях деятельность ТНК инициирует процесс формирования мегарегионов как группы смежных регионов (макрорегионов) приграничных стран, связанных совместным выполнением глобальных функций, а также способствует активизации интеграционных процессов за счет увеличения динамики товарных и капитальных потоков; расширения масштабов конкуренции; содействия активизации существующих видов деятельности и появлению новых; развития и углубления межгосударственной кооперации между хозяйственными единицами, образовательными учреждениями, органами власти; повышения занятости населения; увеличения налоговых поступлений.

В условиях глобализации мировой экономики усиление конкуренции между компаниями за рынки сбыта и источники сырья побуждает ТНК к оптимизации, диверсификации и расширению деятельности за счет создания или приобретения зарубежных фирм путем слияний и поглощений, а также заключения стратегических альянсов.

Стремление ТНК минимизировать негативные последствия образования стратегических альянсов и сохранить юридическую независимость интенсифицирует создание стратегических альянсов, не предполагающих перекрестное владение участниками долей в капитале. Такой вид стратегических соглашений характеризуется гибкостью, позволяющей в случае необходимости быстро сменить партнера, краткосрочностью характера кооперации и отвечает исходной мононациональной природе отношений корпоративной собственности, исторически определившей образование ТНК. В то же время усиление в современных условиях глобальной конкуренции вызывает процессы трансграничных слияний и поглощений, которые могут приводить к фактической трансформации транснациональной корпорации в многонациональную.

Крупные ТНК с мощными финансовой, управленческой и производственной структурами менее подвержены экономическим кризисам, обладают большими возможностями использования эффекта экономии от масштаба для максимизации собственной прибыли. Поэтому рост размеров ТНК, вследствие осуществления прямых инвестиций в новые проекты, слияний и поглощений, реализации стратегических соглашений, ограниченный только наличием ресурсов, доступом к ним и необходимостью обеспечить соответствие структуры и функций организации при новых масштабах, традиционно рассматривался как главный фактор повышения конкурентоспособности компании [2, с. 45].

Однако в условиях глобализации конкуренции, мирового экономического кризиса, усиления политики протекционизма все большее значение приобретает обеспечение прибыльности транснационального производства в долгосрочном аспекте в неразрывной связи с научно-техническим прогрессом.

Инновационная деятельность, при условии непрерывности ее осуществления, целенаправленного и систематического поиска эндогенных и экзогенных источников инноваций, укрепляет конкурентоспособность на микроуровне, становится фактором интенсивного развития самих ТНК в глобальной конкурентной среде, выступая прогрессивной альтернативой их дальнейшему экстенсивному росту.

В результате последовательного отслеживания тех областей, где происходят перемены, дающие новые возможности для предпринимательства и их использования в инновационной деятельности, ТНК становятся так называемыми «лидерами перемен», развивая на этой основе системы стратегического планирования, прогнозирования и адаптации деятельности к изменениям хозяйственной конъюнктуры, генерируя новые знания и технологии и используя появившиеся технологические возможности для выхода на рынок с новыми продуктами.

В случае создания в ТНК инновации в качестве ее обладателя на мегауровне выступает не только сама ТНК, но и страна базирования ее материнской компании, что обеспечивает мощное конкурентное преимущество в глобальных масштабах. Поэтому важной является эффективная государственная и

межгосударственная политика максимального содействия использованию имеющихся конкурентных преимуществ отраслей и предприятий, включая ТНК, и применению в них научно обоснованных методов и инструментов формирования «желательных преимуществ» на микро-, мезо- и макроуровнях в соответствии с актуальными требованиями глобализации [3, с. 112].

В условиях глобализации мировой экономики создание транснациональными корпорациями собственных научно-исследовательских подразделений как в стране базирования материнской компании, так и в принимающих странах дополняется активизацией деятельности ТНК в сфере взаимодействия в процессе создания инноваций с государственными учреждениями, частными малыми и средними фирмами, а также организации трансграничных стратегических альянсов.

Таким образом, осуществляется комбинирование внутрикорпоративного и внешнего каналов привлечения ресурсов, факторов, источников инновационного роста компании и распространения технологий. Это способствует наиболее эффективному использованию собственных ресурсов, снижению издержек, сокращению рисков и достижению главной цели ТНК - максимизации прибыли через максимизацию рыночной доли.

Современные ТНК активно совершенствуют инструменты механизма своего управления. Так, в качестве метода планирования и прогнозирования своей деятельности ТНК используют метод, который называется ро-удмаппинг. Термин роудмаппинг пришел в экономику из политики и дословно означает в переводе с английского языка - движение по дорожной карте. Впервые он появился в конце XX столетия и рассматривался как изыски в управленческой деятельности. Однако в начале текущего столетия роудмап-пинг был признан как самый эффективный метод планирования, прогнозирования и управления деятельностью глобальных корпораций [4, с. 140].

Роудмаппинг предусматривает построение так называемых «дорожных карт» -маршрутов развития компании в будущем по основным сферам деятельности: рынок, продукты, технологии, конкуренты и т. п. Общий шаблон дорожной карты состоит из четырех разделов: рынок, изделие, технология

и итоги [5, с. 150]. Каждый представляет собой проработанный и детализированный взгляд высокого уровня на стратегию развития компании.

В терминах теории управления роудмап-пинг представляется как взаимосвязанное конкретное долгосрочное планирование наиболее важных сфер деятельности, направленное на повышение эффективности управления, как отдельных сторон ее деятельности, так и компании в целом. Основной акцент роудмаппинга - это инновации и новые технологии.

Практика использования роудмаппинга насчитывает около десяти лет, причем он был реализован в крупнейших глобальных компаниях. Внедрение дорожных карт в корпорации помогает уверенно достигать ключевых стратегических целей. Для каждой продуктовой линии дорожные карты согласуют рыночную стратегию с технологическими планами и планами по продуктам. Дорожные карты помогают сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшают взаимосвязи, автономность планов, являются основой для корпоративного технологического планирования, идентификации потребностей, сильных и слабых сторон корпорации. Этот процесс помогает сосредотачивать мышление управленцев на самых важных приоритетах в каждом шаге процесса планирования [6, с. 16].

Создание дорожных карт позволяет проследить историю каждого ключевого решения в плане. Отличительная особенность дорожных карт по сравнению с другими корпоративными документами планирования -учет времени и подробнейшая взаимоувязанная детализация планов, предусматривающая итерационно-адаптивное управление в достижении стратегических целей и задач. Главная цель роудмаппинга состоит в идентификации стратегии ТНК в каждый момент времени и сосредоточении на эволюции предлагаемых товаров. Это позволяет акцентировать управление на вопросах ключевых технологий, которые должны быть разработаны или приобретены, особенностях, которые должны быть реализованы в продуктах для удовлетворения высокотребовательного потребителя или рыночных потребностей. Роудмаппинг, таким образом, связывает маркетинговые характеристики товара с техно-

логией его производства и стратегией компании. С разработкой и применением дорожных карт определяются бреши, а также действия по их устранению [4, с. 140].

Задача развертывания дорожных карт требует ряда действий, нацеленных на применение их в нужное время и в нужных местах, обучение руководства компании, т. к. подразумеваются новые понимание и видение в управлении, которые редко где еще применяются, а также построение серии дорожных карт «Рынок», «Продукт», «Эволюция продукта», «Движители продукта», «Технология», «Риски» и «Стратегия действия» [4, с. 140].

Современные транснациональные корпорации прямо связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, транснациональные корпорации имеют определенную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав компании наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей «пирамидой» компании, в том числе за ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер [7, с. 189].

С усилением процессов децентрализации управления в национальных компаниях транснациональные корпорации также пытаются внедрять новые методы управления, делегируя часть прежних функций высшего уровня своим зарубежным подразделениям, в особенности в области оперативного управления [8, с. 112]. В децентрализованных транснациональных корпорациях основным хозяйственным звеном становятся так называемые центры прибыли, или автономные подразделения, ведущие самостоятельный учет соотношения произведенных затрат и выручки от реализации продукции, товаров, услуг своего подразделения. В ряде случаев осуществляется разделение структуры управления по стратегическим хозяйственным центрам, в которых (помимо перечисленных выше функций контроля) осуществляется также стратегическое планирование развития данного подразделения с учетом анализа динамики рынка, конкурентоспособности продукции, маркетинговых исследований.

Уникальность инновационного процесса состоит в том, что он объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство,

управление и простирается от зарождения научной идеи до ее коммерческой реализации, охватывая при этом весь комплекс отношений: производства, обмена и потребления полученного в результате этого процесса новшества.

Совершенствование механизмов управления позволяет осуществить создание инновационных механизмов функционирования ТНК. В экономически развитых странах осуществляется переход к инновационной деятельности, что объясняется большими финансовыми возможностями ТНК, ищущих экономические ниши на мировом рынке. Современная перестройка управления транснациональными корпорациями непосредственно связана с развитием науки и техники, и в первую очередь - с компьютеризацией функций внутри компании. Использование электронной почты, электронной передачи данных позволяет гибко и активно управлять глобальными процессами в компании, давая возможность вместе с тем осуществлять маневренное оперативное управление на местах. Организационные формы управления транснациональными корпорациями изменяются в процессе адаптации к новым условиям хозяйствования.

Одной из наиболее сложных и актуальных социально-экономических проблем, стоящих сегодня перед Россией, является перевод экономики на инновационный путь

развития, преодоление технологического отставания страны. Это возможно путем внедрения инновационной составляющей с помощью ТНК. Опыт успешно действующих ТНК в инновационной экономике необходимо изучать и использовать. Совершенствование механизма управления ТНК и решения задач их стратегического инновационного менеджмента может быть полезным для России.

1. Пашин С.Т. Функционирование транснациональных компаний: организационно-экономическое обеспечение. М., 2009.

2. Пути развития современных корпораций // Проблемы прогнозирования: теория и практика. 2010. № 10.

3. Голиков А.К. Развитие ТНК как инновационных агентов глобальной конкуренции // Экономист. 2011. № 1.

4. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М., 2009.

5. Инновационный менеджмент / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. СПб., 2009.

6. Рябова Н.Ю. Роль инновационного компонента в развитии ТНК // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (32).

7. Тичинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. М., 2010.

8. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб., 2010.

Поступила в редакцию 7.10.2011 г.

UDC 338.24

DIRECTION OF IMPROVING MECHANISM OF CONTROL BY TRANSNATIONAL CORPORATIONS Vladislav Yuryevich MAMONOV. Saratov State Socio-economical University, Saratov, Russian Federation, Postgraduate Student of Labor Economics and Personnel Management Department, e-mail: aina2306@mail.ru

In the article the directions of the improvement of the mechanism of management of transnational corporations are represented. Special features and problems of administration TNK Are revealed. The data about the tendencies of an increase in the number TNK and the diversification of their activity are analyzed. The expediency of using road-mapping as the effective tool in the mechanism of administration TNK is substantiated.

Key words: mechanism of control; industry; control; transnational corporations; innovation economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.