ГОСУДАРСТВЕННО-
ЧАСТНОЕ
ПАРТНЕРСТВО
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Том 4 • Номер 1 • январь-март 2017 ISSN 2410-8367
>
Креативная экономика
издательство
Public-Private Partnership
Сотрудничество государства и металлургических компаний в условиях мировой глобализации
Артемова А.Г. 1
1 Общество с ограниченной ответственностью «Экспател», Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье исследованы вопросы интернационализации и глобализации современной мировой экономики, выявлена роль транснациональных корпораций в данных процессах. Рассмотрены такие современные тенденции развития транснациональных корпораций, как постоянное стремление к самосовершенствованию, доступ к более дешевым природным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, а также грамотно выстроенная управленческая структура. Доказано, что именно эти тенденции внутреннего менеджмента позволяют глобальным компаниям принимать непосредственное участие в создании валового национального продукта (ВНП) страны базирования, развивать отдельные отрасли и в целом экономику принимающих стран.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мировая экономика, транснациональные корпорации, государственно-частное партнерство.
Cooperation between the state and metallurgical companies within the context of globalization
Artemova A.G. 1
1 Expatel LLC, Russia
Введение
В настоящее время транснациональные корпорации (ТНК) оказывают все большее влияние на мировую экономику и экономики отдельных государств. Национальная безопасность и социально-экономическая политика страны во многом зависят от деятельности, осуществляемой крупными компаниями в стратегически важных отраслях [8] (Ко$1у1еуа, 2009). Именно поэтому правительства стран стараются разрабатывать национальную стратегию именно с учетом развития таких экономических субъектов, как ТНК.
Несмотря на последствия глобального кризиса, экономическое и географическое расширение ТНК продолжилось, что привело к увеличению числа занятых на предприятиях стран-реципиентов, а также
росту объемов произведенной и проданной продукции. Поэтому можно с уверенностью говорить о все нарастающей экономической мощи и стабильности крупных международных компаний [7] (Korukhov, 2011).
Целью предлагаемой читателю статьи является исследование развития транснациональных корпораций в условиях современных реалий мировой глобализации, а также влияния данных экономических субъектов на мировую экономику.
В настоящий момент наблюдается несколько устойчивых тенденций развития ТНК. Одна из них - увеличение доли прямых иностранных инвестиций, донорами которых являются развивающиеся страны [25] (Tipanov, 2013). Особенно выделяются в данной категории новые индустриальные страны, так как одна из их характерных черт - это создание собственных ТНК, которые ничуть не уступают корпорациям ведущих стран мира [13] (Kuznetsov, 2012). Объяснением увеличения доли прямых зарубежных инвестиций, поступающих из развивающихся стран, может служить тот факт, что многие развитые страны, затронутые кризисом, значительно сократили свои объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Также есть вероятность, что в ближайшие несколько лет усилится транснационализация малых и средних предприятий. Основной причиной этого процесса будет необходимость объединения конкурентных преимуществ компаний (таких как наличие большого запаса ресурсов, перспектива увеличения доли рынка, обладание научно-технологическими знаниями в конкретной области и пр.) с целью расширения их экономического потенциала [2] (Bessonov, 2016).
Между тем существует предположение, что дальнейшее развитие транснациональ-
ABSTRACT:_
The article examines the issues of internationalization and globalization of a modern economy. We revealed the role of transnational corporations in these processes. We studied such modern development trends of transnational corporations as a constant aspiration for self-improvement, access to cheaper natural, financial and intellectual resources, and competently built administrative structure. We proved that these trends of internal management allow global companies to participate directly in the country's GNP (gross national product) formation, and to develop individual industries and host countries' economies in general.
KEYWORDS: world economy, transnational corporations, public-private partnership. EL Classification: F15, F23, L32, L38, L61 Received: 01.03.2013 / Published: 31.03.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Artemova A.G. (anyaart10yandex.ru)
CITATION:_
Artemova A.G. (2017) Sotrudnichestvo gosudarstva i metallurgicheskikh kompaniy v usloviyakh mirovoy globalizatsii [Cooperation between the state and metallurgical companies within the context of globalization ]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 4 (1). - 43-56. doi: 10.18334/ppp.4.1.37727
ных корпораций, которые принимают все большее участие в интеграционном процессе, может привести к мировой глобализации и «захвату» ими роли регулирующего органа, ранее принадлежавшей правительствам отдельных государств или международным организациям. Вследствие этого будут создаваться более жесткие регулятор-ные рамки и завышенные отраслевые стандарты для ТНК, что приведет к значительному уменьшению их экономической мощи [15] (Makarov, 2013).
Своеобразным «спасением» для некоторых компаний может стать участие в них государства, то есть создание так называемых государственных ТНК (ГТНК) с определенными привилегиями [16] (Makarov, 2011). Однако подобный метод может привести к повышению уровня конфликтности в соответствующей отрасли и на мировой арене, так как правительства стран-реципиентов будут видеть в действиях государственных корпораций не экономические, а политические мотивы [17] (Makarov, ^¡ввт^у, 2013). Кроме того, регуляторные правила, разработанные без учета более полной и достоверной информации о состоянии глобальных рынков, которой располагают ТНК, не будут столь эффективны ввиду того, что крупные компании будут ставить перед собой совершенно другие цели. Они будут стремиться не повысить уровень производительности и продаж, а уклониться от исполнения не устраивающих их норм.
Еще одной тенденцией развития транснациональных корпораций является превышение принципа корпоративной лояльности над принципом национального гражданства [18] (Nвvskaya, 2014). Это означает, что вследствие расширения деятельности ТНК и повышения уровня трудовой мобильности населения национальные границы будут постепенно стираться. В результате государства начнут конкурировать не столько за инвестиции зарубежных компаний, сколько за сохранение национальной приверженности граждан (работников) [14] (Loktвva, 2017). Это будет выражаться в ориентации политики страны в большей мере на удовлетворение реальных потребностей ее жителей.
Рассмотрим роль и значение государственно-частного партнерства в развитии транснациональных корпораций на мировом рынке на примере металлургической отрасли. На примерах ряда других стратегически важных отраслей изучение вопросов согласования интересов государства и бизнеса уже имеет некоторые результаты [10, 11] (Kosty¡вva, 2015; ^у^, 2006).
ОБ АВТОРЕ:_
Артемова Анна Геннадьевна, экономист финансового отдела, Общество с ограниченной ответственностью «Экспател», Москва, Россия (anyaart10yandex.ru]
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Артемова А.Г Сотрудничество государства и металлургических компаний в условиях мировой глобализации // Государственно-частное партнерство. - 2017. - Том 4. - № 1. - С. 43-56. doi: 10.18334/ррр.4.1.37727
Активное развитие торговли, а также строительных и транспортных услуг в России в 2000-х гг. стало одной из причин наращивания производственных мощностей отечественных металлургических заводов и пересмотра структуры выпускаемой ими продукции для удовлетворения растущих внутренних потребностей [1] (Baryshnikov, 2013). Однако в настоящее время в отрасли существуют и некоторые проблемы. Чрезмерная экономия при производстве металла в конечном итоге приводит к значительному увеличению издержек по ремонту и ликвидации последствий различных аварий, связанных с невысоким качеством поставляемой металлопродукции [5] (Vostrikov, 2015). Примером могут служить постоянно возникающие вследствие использования вторичных труб проблемы коммунальных служб, обрушения металлоконструкций под воздействием коррозии и пр. Поэтому одной из задач компаний будет концентрация не на получении как можно большей прибыли, а на более эффективном ее использовании. Необходимо изменение технического уровня и структуры производства, для того чтобы стало возможным конкурировать с мировыми гигантами металлургической отрасли. Также для того, чтобы российская металлургия оставалась конкурентоспособной на международной арене, необходим рост числа предприятий, производящих металлопродукцию с высоким переделом.
В настоящий момент особо остро ощущается проблема зависимости от импорта [3] (Bugay, 2016). Большая часть оборудования для модернизации и увеличения объемов производства, а также готовых металлоизделий импортируется из-за границы. Такое положение вещей дает понять, что в стране существует избыточный спрос на металл, который отечественные производители по тем или иным причинам не могут удовлетворить. Ситуацию усугубили санкции, введенные США и ЕС против России. Непомерно высокие пошлины требуют разработки соответствующих программ по импортозамещению. Льготные условия кредитования, субсидии и другая поддержка со стороны государства позволят компаниям снизить издержки и направить свободные средства на расширение и модернизацию производства.
Санкции коснулись и экспорта российского металла за рубеж [4] (Vilkov, 2015). Против России было возбуждено множество антидемпинговых расследований. В числе стран, обвинивших Россию в искусственном занижении цен, оказались США, Турция, Индия и страны Европы. Несмотря на тот факт, что российская металлопродукция подешевела в силу чисто объективной причины - девальвации рубля, по данным Минэкономразвития, в отношении российских поставщиков все же было введено 28 заградительных пошлин. Таким образом, рынок сбыта российской стали значительно сузился, что потребовало от крупнейших предприятий отрасли принятия определенных мер. Наиболее целесообразным, по мнению главы группы «Северсталь», считается кооперация между производителями в целях сокращения расходов [22]. Однако подобное решение пока не приняла ни одна из российских компаний.
Несмотря на некоторые пессимистические прогнозы, все же не стоит забывать о прямой зависимости российской металлургии от масштабных государственных про-
ектов в других отраслях [9] (Kosty¡yova, 2015). Если в будущем будут реализованы глобальные планы в нефтегазовой отрасли, а также программы государственной поддержки российского автопрома, машиностроения и ипотеки, то положение многих металлургических компаний значительно улучшится. Более того, для осуществления подобных проектов предприятиям придется учитывать определенные свойства, которыми должна будет обладать их продукция. Основные из них - это коррозийная стойкость и более длительный срок эксплуатационного периода. Поэтому, учитывая нынешнее отставание от передового мирового уровня техники и технологий, компании будут проводить модернизацию процесса производства для увеличения объемов выпуска специализированной металлопродукции в целях участия в поставках материалов для реализации госпрограмм.
Говоря о перспективе внешнеэкономических отношений в сфере металлургии, нельзя не упомянуть, что в настоящее время активно обсуждаются вопросы торговли и сотрудничества России со многими азиатскими странами [12] (Kryukova, Lвmвva, 2016). Планируется создание зоны свободной торговли со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). На базе данного соглашения предполагается максимально развить производственную кооперацию с целью обмена технологиями и организации совместного производства металлопродукции высокого передела. Несмотря на то что официально соглашение еще не подписано, уже прослеживаются первые шаги во взаимодействии между Россией и Пакистаном. В 2013 году был подписан Меморандум о сотрудничестве в реконструкции и модернизации «Карачинского металлургического завода», построенного в Пакистане в начале 1980-х гг. при непосредственном участии СССР [6] (Егвтт, 2011).
Таким образом, можно сделать вывод, что все проекты, которые осуществляет и планирует осуществлять Россия на мировом металлургическом рынке, являются вполне целесообразными, учитывая нынешнюю политическую обстановку, и способны привести к достижению высоких результатов.
Так, например, в 2012 году Правительство Российской Федерации, содействуя экономическому росту всех отраслей, разработало программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в которой три направления посвящены металлургии [23].
Первая подпрограмма «Стимулирование повышения качества и конкурентоспособности металлопродукции» предполагает достижение более высоких показателей в области производства и продаж. Положительным результатом реализации данной подпрограммы будет считаться улучшение качества металлопродукции, произведенной как из черных, так и из цветных металлов, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке, а также увеличение доли продукции высокого передела. Роста всех этих показателей можно достичь путем предоставления компаниям различного вида льгот и субсидий, что позволит им сосредоточиться на таких вещах, как НИОКР,
58000
|
¡5ч
а
с «у:;
и *
1
¡5 -¡--. ■■
ю
40000
Год
Рисунок 1. Прогноз экспорта металлов и изделий из них согласно программе «Стимулирование повышения качества и конкурентоспособности металлопродукции» Источник: составлено автором.
Год
Рисунок 2. Прогноз объема производства готового проката черных металлов согласно программе «Стимулирование технического перевооружения модернизации предприятий металлургического комплекса»
Источник: составлено автором.
модернизация оборудования и повышение технологического уровня, без ущерба для своего финансово-хозяйственного состояния. Кроме того, проект подразумевает увеличение объемов экспорта (рис. 1) и рост поставок металлопродукции на внутренний рынок. Стоит отметить, что такие результаты окажут влияние на внутреннее потребление, увеличив долю российского металла на рынке.
По представленным выше данным можно сделать вывод о том, что, придерживаясь данной подпрограммы и стимулируя компании в нужном направлении, к 2020 году можно достичь роста показателей до 25-30%. Однако правительственным орга-
нам рекомендуется следить за эффективностью и целесообразностью использования выделенных средств во избежание коррупционных сделок.
Следующим направлением развития металлургии в России является подпрограмма «Стимулирование технического перевооружения модернизации предприятий металлургического комплекса». Ее основной ожидаемый итог - это полное техническое и технологическое перевооружение отрасли, а также уменьшение износа основных производственных фондов. Помимо этого, одним из главных требований реализации подпрограммы является улучшение качества производства совместно с повышением производительности труда. На рис. 2 отчетливо виден прогнозируемый рост объема производства готового проката черных металлов до 2020 года, которого планируется достичь благодаря определенным действиям государства по модернизации производственного процесса.
Данные за 2016 г. позволяют сделать вывод, что в процессе реализации этой правительственной программы достигнуты более высокие по сравнению с плановыми результаты. Объем готового проката, произведенного из черных металлов, оценивается в 63,2 млн тонн, что на 5,2 млн тонн больше прогнозного значения [24]. Этот факт свидетельствует о том, что претворение в жизнь данного проекта имеет успех и вносит достаточно весомый вклад в отрасль и экономику страны в целом.
Также во втором пункте проекта «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» уделяется особое внимание экологическому аспекту. К 2020 году Правительство РФ ожидает снижение вредных выбросов в атмосферу на 24%, а в водоемы - на 50%.
Третий пункт государственной программы по развитию металлургической отрасли носит название «Стимулирование ресурсо- и энергосбережения в отрасли». Ее суть заключается в снижении уровня потребляемых металлургическим производством материальных и энергетических ресурсов. В соответствии с прогнозом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, к 2020 году ожидается снижение энергоемкости горнорудного передела на 17-20% и металлургического производства - на 20-25%. Кроме того, к концу реализации подпрограммы планируется повысить долю выплавки стали до 40% от общего объема выплавки благодаря переходу от использования мартеновских (пламенных) печей к электропечам. Одним из следствий станет рост объема стальных труб, произведенных российскими металлургическими компаниями (рис. 3). К 2020 году он должен достигнуть отметки в 13,5 млн тонн, что на 3,5 млн тонн больше, чем в начале реализации проекта.
Таким образом, благодаря определенным действиям государства, таким как субсидии, льготы, долевое участие в уставном капитале компаний, российская металлургическая отрасль имеет все шансы на дальнейшее развитие, усовершенствование технологий и повышение прибыльности. Положительный результат в металлургии, в свою очередь, будет способствовать прогрессу в смежных отраслях и всей российской экономике.
Год
Рисунок 3. Прогноз объема производства стальных труб согласно программе «Стимулирование ресурсо- и энергосбережения в отрасли» Источник: составлено автором.
Оказывая все большее влияние на экономику стран базирования и стран-реципиентов, глобальные корпорации сегодня становятся одними из главных участников мирового рынка. Более того, их деятельность и возрастающая с каждым годом экономическая мощь вынуждают правительства стран учитывать данный фактор в процессе разработки политики государства.
Вследствие глобального кризиса и значительного сокращения прямых иностранных инвестиций развитых стран, одной из явных тенденций дальнейшего развития транснациональных корпораций является рост доли развивающихся стран в создании филиалов и дочерних компаний за рубежом. Также велика вероятность того, что ввиду необходимости объединения ресурсных, технологических и рыночных конкурентных преимуществ для выхода на более высокий уровень усилится транснационализация малых и средних предприятий. И наконец, расширение деятельности ТНК и постепенное «исчезновение» государственных границ вследствие растущей мобильности населения может привести к усилению конкуренции отдельных стран за приверженность своих граждан путем разработки социально-ориентированной экономической политики.
Заключение
Что касается металлургической отрасли в России, то основными целями ее дальнейшего развития являются более эффективное использование прибыли, получаемой российскими компаниями, техническое и технологическое перевооружение и последующее удовлетворение избыточного спроса на металлопродукцию, а также поиск новых экспортных рынков [19-22]. Проблема резко возросшего внутреннего спроса особо остро ощущается в данный момент вследствие введенных США и ЕС
санкций против Российской Федерации. Решением в сложившейся ситуации может служить поддержка со стороны государства: льготные условия ведения бизнеса, дополнительное материальное обеспечение и разработка различных правительственных программ развития отрасли. Одной из таких является принятая в 2012 году программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма 10 «Металлургия»).
В силу наличия большого числа месторождений металлических полезных ископаемых и достаточно высокого уровня его потребления металлургическая отрасль РФ является одной из самых эффективных. Однако существует ряд проблем, которые были выявлены в ходе анализа. Прежде всего, это нехватка современных технологий, которые позволили бы увеличить производительность и удовлетворить растущий спрос, непомерно высокие налоговые ставки и санкции со стороны США и Евросоюза. Кроме того, большую роль в развитии данной отрасли играет неблагоприятный инвестиционный климат России. Нестабильность финансового рынка, высокая вероятность проявления различного вида рисков - все это ведет к снижению эффективности предприятий и застою в металлургии.
Поэтому в ходе проведенного исследования были выработаны некоторые рекомендации по улучшению ситуации в данной отрасли и, как следствие, экономике РФ в целом:
Правительству Российской Федерации необходимо способствовать улучшению инвестиционной привлекательности страны, предоставляя государственную гарантию и осуществляя страхование прямых иностранных инвестиций, а также исключая двойное налогообложение. Принятие данных мер повлечет за собой развитие таких важных отраслей экономики, как металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, строительство и др.
Необходима государственная поддержка отдельно взятой (в данном случае -металлургической) отрасли. Именно поэтому в настоящий момент принята к реализации правительственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Подпрограмма 10 «Металлургия» предполагает к 2020 году достичь следующих результатов:
- повышение эффективности производства и качества отечественной металлопродукции;
- увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью;
- значительный рост объемов экспорта (до 25-30%);
- улучшение экологических показателей деятельности предприятий.
Однако для достижения высоких целей принятия описанных в данной программе мер будет недостаточно. Для эффективного развития любой отрасли необходимо вести непрерывный контроль качества выполнения поставленных задач (во избежание коррупции).
Со своей стороны транснациональные корпорации должны стремиться к модерни-
зации технологий. Это позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутреннем и мировом рынках, а следовательно, и прибыль организации.
Ввиду сложившейся геополитической ситуации и введенных США и ЕС санкций российская экономика нуждается в поиске новых рынков сбыта производимой продукции. Решение данной проблемы ложится на плечи не только Правительства РФ, но и управленческого аппарата крупнейших отечественных ТНК. Требуется заключение новых долгосрочных контрактов на поставку товаров в страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Таким образом, проанализировав различные экономические и политические риски и выработав определенные стратегии их минимизации, можно достичь достаточно высоких результатов, которые впоследствии окажут положительное влияние на развитие экономики отдельно взятой страны и мира в целом.
Благодарности
Автор выражает благодарность научным консультантам - кандидату экономических наук, доценту Макарову Ивану Николаевичу и кандидату экономических наук, доценту Костылевой Светлане Юрьевне за поддержку и ценные рекомендации в ходе научных изысканий.
ИСТОЧНИКИ:
1. Барышников А. Металлургия: текущая ситуация и прогноз развития // Деловой ква-
драт. - 2013. - № 7. - С. 22-25.
2. Бессонов В.В. Совершенствование управления ассортиментной политикой предпри-
ятия с помощью маркетинговых исследований // Управление и общество: современная модель взаимодействия: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов, 2016. - С. 228-231.
3. Бугай К.Н. Особенности организации системы управления сферой государственно-частного партнерства в мировой практике // Государственно-частное партнерство. - 2016. - № 3. -С. 189-200. - аок 10.18334/ррр.3.3.36549.
4. Вилков И.Н. Гармонизация стратегий государства и бизнеса как инструмент устой-
чивого развития // Государственно-частное партнерство. - 2015. - № 1. - С. 49-60. - аок 10.18334/ррр.2.1.1857.
5. Востриков В.С. Высокотехнологичные компании как фактор стратегического разви-
тия отечественной экономики // Креативная экономика. - 2015. - № 4. - С. 473-484.
6. Еремин А.В. Оценка уровня адаптации транснациональных компаний к конкурент-
ной среде России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 6-2. - С. 12-19.
7. Корухов А.А. Перспективы развития ТНК с позиции национальных интересов
России // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2011. - № 4. - C. 166-174.
8. Костылева С.Ю. Инновационный университет и развитие гражданского общества:
американско-российский опыт и уроки // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2009. - № 2. - C. 22.
9. Костылёва С.Ю. Институционально-экономические приоритеты развития регио-
нальных систем образования // Социально-экономические явления и процессы. -2015. - № 11. - C. 55-61.
10. Костылева С.Ю. Институционально-экономический механизм согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 5. - C. 36-42.
11. Костылева С.Ю. Совершенствование региональной инфраструктуры системы высшего образования в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Тамбов, 2006. - 26 с.
12. Крюкова Е.Л., Лемьева И.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. - 2016. - № 1. - C. 53-62. - doi: 10.18334/ppp.3.1.35138.
13. Кузнецов А.В. Транснациональные корпорации стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 3. - C. 3-11.
14. Локтева Е.Ю. Стратегия выбора мероприятий для повышения конкурентоспособности компании // Российское предпринимательство. - 2017. - № 5. - C. 723-732. - doi: 10.18334/rp.18.5.37607.
15. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24. - C. 18-29.
16. Макаров И.Н. Знание, время и государственно-частное партнерство: реалии информационной экономики // Креативная экономика. - 2011. - № 4. - C. 9-15.
17. Макаров И.Н., Колесников В.В. Национальные системы управления государственно-частным партнерством // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13. - C. 38-44.
18. Невская А.А. Товарный экспорт России в ЕС: корпоративный аспект // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 8. - C. 45-55.
19. Официальный сайт ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mmk.ru/ (дата обращения: 14.01.2017).
20. Официальный сайт ПАО «Мечел» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. mechel.ru/ (дата обращения: 14.01.2017).
21. Официальный сайт ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» [Электронный ресурс]. - URL: http://nlmk.com/ru/ (дата обращения: 14.01.2017).
22. Официальный сайт ПАО «Северсталь» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. severstal.com/rus/index.phtml (дата обращения: 14.01.2017).
23. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://programs.gov.ru/
РоЛа1/ргодгат8/8иЬАс«о^181?дрЫ=16&рдрЫ=98394С45-ВВ2А-4790-А21А-956E771A8F1F (дата обращения: 14.01.2017).
24. Российский статистический ежегодник 2016: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2016. - 725 с.
25. Типанов В.В. Прямые иностранные инвестиции: тенденции и перспективы развития // Вестник Финансового университета. - 2013. - № 1. - С. 82-91.
REFERENCES:
Baryshnikov A. (2013). Metallurgiya: tekuschaya situatsiya i prognoz razviti-ya [Metallurgy: current situation and development forecast]. Delovoy kvadrat. (7). 22-25. (in Russian).
Bessonov V.V. (2016). Sovershenstvovanie upravleniya assortimentnoy politikoypredpri-yatiya s pomoschyu marketingovyh issledovaniy [Improving the management of the assortment policy of the enterprise with the help of marketing research]. Management and society: a modern model of interaction. 228-231. (in Russian).
Bugay K.N. (2016). Osobennosti organizatsii sistemy upravleniya sferoy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v mirovoy praktike [Arrangement characteristics of PPP management system in world practice]. Journal of Public-Private Partnership. 3 (3). 189-200. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.3.3.36549.
Eremin A.V. (2011). Otsenka urovnya adaptatsii transnatsionalnyh kompaniy k konkurentnoy srede Rossii [Assessing the Adaptation Level of Multinational Companies to the Russian Competitive Environment]. Rossiyskoe predprinimatel-stvo. (6-2). 12-19. (in Russian).
Korukhov A.A. (2011). Perspektivy razvitiya TNKspozitsii natsionalnyh interesov Rossii [Development prospects of multinational corporations from the position of Russian national interests]. Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. (4). 166174. (in Russian).
Kostyleva S.Yu. (2009). Innovatsionnyy universitet i razvitie grazhdanskogo obschestva: amerikansko-rossiyskiy opyt i uroki [Innovative University and civil society development: American-Russian experience and lessons]. Aktualnye innovatsionnye issledo-vaniya: nauka i praktika. (2). 22. (in Russian).
Kostyleva S.Yu. (2015). Institutsionalno-ekonomicheskiy mekhanizm soglasovaniya interesov vysshey shkoly i naukoemkogo biznesa v Rossii [Institutional and economic mechanism of coordination of interests of the higher school and the knowledgeintensive business in Russia]. Sotsialno-ekonomicheskieyavleniya iprotsessy. 10 (5). 36-42. (in Russian).
Kostylyova S.Yu. (2015). Institutsionalno-ekonomicheskie prioritety razvitiya regional-nyh sistem obrazovaniya [Institutional and economic priorities of development of regional education systems]. Sotsialno-ekonomicheskieyavleniya iprotsessy. 10 (11). 55-61. (in Russian).
Kryukova E.L., Lemeva I.V. (2016). Tendentsii razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [PPP development trends]. Journal of Public-Private Partnership. 3 (1). 53-62. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.3.1.35138.
Kuznetsov A.V. (2012). Transnatsionalnye korporatsii stran BRIKS [Transnational corporations of the BRICS countries]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosh-eniya. (3). 3-11. (in Russian).
Lokteva E.Yu. (2017). Strategiya vybora meropriyatiy dlya povysheniya konkurento-sposobnosti kompanii [Activities selection strategy for improving the company''s competitiveness]. Rossiyskoepredprinimatelstvo. 18 (5). 723-732. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.5.37607.
Makarov I.N. (2011). Znanie, vremya i gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: realii in-formatsionnoy ekonomiki [Knowledge, Time and state-private partnership: actual of informational economy]. Kreativnaya ekonomika. (4). 9-15. (in Russian).
Makarov I.N. (2013). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme vzaimodeystviya biznesa i gosudarstva: institutsionalnyy podkhod [Public-private partnership in the interaction between business and State: an institutional approach]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (24). 18-29. (in Russian).
Makarov I.N., Kolesnikov V.V. (2013). Natsionalnye sistemy upravleniya gosudarst-venno-chastnym partnerstvom [National Management Systems of Public-Private Partnership]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (13). 38-44. (in Russian).
Nevskaya A.A. (2014). Tovarnyy eksport Rossii v ES: korporativnyy aspekt [Exports of Goods from Russia to EU: Corporate Perspective]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. (8). 45-55. (in Russian).
Tipanov V.V. (2013). Pryamye inostrannye investitsii: tendentsii i perspektivy razvitiya [Foreign direct investment: trends and prospects]. Vestnik Finansovogo univer-siteta. (1). 82-91. (in Russian).
Vilkov I.N. (2015). Garmonizatsiya strategiy gosudarstva i biznesa kak instrument ustoy-chivogo razvitiya [Harmonization of the Government and Business Strategies as the Instrument for Sustainable]. Journal of Public-Private Partnership. 2 (1). 49-60. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.2.1.1857.
Vostrikov V.S. (2015). Vysokotekhnologichnye kompanii kak faktor strategicheskogo razvitiya otechestvennoy ekonomiki [High-tech companies as a factor in strategic development of the domestic economy]. Kreativnaya ekonomika. 9 (4). 473-484. (in Russian).