Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА'

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудица Наталья Борисовна

В статье рассматривается одна из главных задач образовательной политики Казахстана - качество образования, которое является необходимым в современную эпоху индустрии знаний как интеллектуально-технологическая основа обеспечения выживания, процветания и развития Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN KAZAKHSTAN

The article considers one of the main tasks of Kazakhstan educational policy, that is the quality of education, which is urgent in present period of the knowledge industry as an intellectual and technological basis of ensuring the survival, prosperity and development of the Republic of Kazakhstan

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА»

тем компьютерная поддержка позволяет вывести преподавание учебной дисциплины на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, подготовить квалифицированного специалиста, обладающего необходимыми для современного рынка труда компетенциями.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295.

2. Зинченко В. П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. - 1986. - N° 7. - С. 53-64.

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие под ред. И. В. Роберт. -Москва: Дрофа, 2008. - С. 10-25.

4. Основы химии: образовательный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru

Сведения об авторе

Ратиер Наталья Игоревна, к. п. н., доцент кафедры строительства и экономики, Ухтинский государственный технический университет, филиал в г. Воркуте, тел. 89125033504, e-mail: ratier@vfugtu.ru

Ratier N. I., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of the chair of building and economics, Ukhta State Technical University affiliate in Vorkuta, phone: 89125033504, e-mail: ratier@vfugtu.ru

УДК 378.4:338

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN KAZAKHSTAN

Н. Б. Рудица

N. B. Ruditsa

Ключевые слова: трансформация; образование; академическая мобильность; учебная нагрузка; учебные программы Key words: transformation; education; academic mobility; study load; educational programs

В статье рассматривается одна из главных задач образовательной политики Казахстана — качество образования, которое является необходимым в современную эпоху индустрии знаний как интеллектуально-технологическая основа обеспечения выживания, процветания и развития Республики Казахстан.

The article considers one of the main tasks of Kazakhstan educational policy, that is the quality of education, which is urgent in present period of the knowledge industry as an intellectual and technological basis of ensuring the survival, prosperity and development of the Republic of Kazakhstan

Общей приоритетной задачей образовательной политики стран, возникших на постсоветском пространстве, включая Казахстан, является становление качества образования, необходимого в современную эпоху индустрии знаний, являющейся интеллектуально-технологической основой обеспечения выживания, процветания и развития наций. В этом отношении уникальность ситуации состоит в том, что если политическое осознание приоритетности качества образования как сверхзадачи в развитых странах относится еще к середине XX века, то для Казахстана, как для стран СНГ, этот процесс начался приблизительно 10-12 лет назад.

В национальных концепциях и планах развития высшего образования многих постсоветских стран предусмотрено постепенное внедрение двухступенчатой модели и системы академических кредитов. В большинстве стран СНГ степени бакалавра и магистра были введены в практику вузовского образования еще в начале 1990-х годов. Идет процесс разработки нового образца приложения к диплому, в котором будет указываться учебная нагрузка в академических часах и в кредитных единицах, рассчитанных по методикам, совместимым с ECTS. Все эти меры реализуются в свете европейской интеграции постсоветских систем высшего образования в соответствии с принципами Болон-ского процесса [1].

Сопоставляя подход в странах Европейского Союза и в странах, возникших на территории бывшего СССР, можно сказать, что мотивы для проведения реформ в сфере высшего образования на постсоветском пространстве и в странах Западной Европы различны. Пожалуй, единственным сходным мотивом является стремление повысить эффективность и уровень финансирования систем высшего образования, в том числе за счет привлечения иностранных студентов, обучающихся на платной основе [2].

Что касается остальных ожиданий, связанных с участием в Болонском процессе, то на первый план выдвигаются расширение доступа граждан к возможностям обучения и трудоустройства за рубежом и снижение риска международной изоляции и провинциализации национальной системы высшего образования из-за отсутствия в Болонском процессе.

За последние 20 лет национальные системы образования в странах СНГ и ближнего зарубежья претерпели существенные изменения. В частности, высшее образование структурно и содержательно приобрело или приобретает следующие качественные черты:

• появление различных типов учебных заведений (государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих) и становление негосударственного сектора образования;

• замена унифицированных учебных программ вариативными, включающими в себя общегосударственный и локальный компоненты;

• принципиальное обновление содержания образования и использование новых методов обучения;

• становление и формирование рыночных механизмов финансирования и управления образовательными учреждениями.

В целом можно отметить, что трансформации в национальных системах образования за последние 20 лет стали предпосылками их большей демократичности и способности в той или иной степени учитывать запросы рынка труда, а также возможности образования взрослых, их обучения и переобучения. В этом отношении в национальных системах образования приоритетной политической трансформацией все больше становится формула «от образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь» как общекультурная необходимость современной жизни.

Одним из направлений политики по реформированию в сфере высшего образования в странах СНГ, направленной на создание собственных национальных систем высшего образования, отвечающих требованиям не только сегодняшнего дня, но и тому, что будет необходимо в ближайшее время, является как международная интеграция, так и интеграция в рамках содружества. Предпосылкой осуществления этого является то, что в 1997 г. Совет глав правительств СНГ утвердил Концепцию формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, а в 2001 г. — Межгосударственную программу реализации этой концепции. Данная программа предусматривает:

• создание нормативной базы развития интеграционных процессов;

• согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования (включая высшее образование);

• взаимное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;

• согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

• научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства.

C целью подготовки высококвалифицированных специалистов в Казахстане в 2010 г. по инициативе Президента РК Назарбаева Н. А. был открыт университет нового типа — «Назарбаев университет», для работы в котором привлекаются ученые из ведущих зарубежных университетов. Данный университет является уникальным по своей сути образовательным центром, аналога которому никогда не было ранее в Казахстане, и должен стать национальным брендом. Выпускники университета должны стать научной элитой Казахстана. В новом университете создано три исследовательских центра: Центр наук о жизни, Центр альтернативной энергетики и Международный инструментальный центр. Эти центры оснащаются самым новейшим лабораторным оборудованием для проведения опережающих научных исследований. В составе университета шесть факультетов по инженерным, естественным, гуманитарным наукам, а также медицинская школа и школа государственной политики и бизнеса [3].

Одним из важных условий для воспитания новых кадров, способных решить социальные и экономические задачи Казахстана в ближайшее десятилетие, является совмещение национальных ценно-

стей Запада и Востока в рамках общечеловеческих ценностей. Одним из путей в национальной и международной интеграции Казахстана является внедрение трехъязычия, на что неоднократно в своих выступлениях обращал внимание глава государства Н. А. Назарбаев.

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику» [4]. Исходя из этого, обучение в вузах должно вестись не только на казахском и русском языке, но и на английском. Преподавание отдельных языков на английском языке уже ведется в Инновационном Евразийском университете. «КРАТ (казахско-русско-английское трехъязычие) — это единственно правильная языковая стратегия, которая принципиально необходима в условиях многоязычия Казахстана с одной стороны и доминирования английского языка на внешнем рынке с другой стороны. КРАТ-стратегия охватывает все основные аспекты бизнеса: менеджмент, маркетинг, мониторинг и другие» [5].

Интеграция высшего образования, которая оказывается средством укрепления экономической конкурентоспособности на мировом рынке, требует разработки и создания межгосударственных механизмов для реализации задач по обеспечению качественной подготовки кадров, обеспечению мобильности как педагогического состава, так и обучающихся.

Академическая мобильность (Academic mobility) — «перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение» [6-8]. Академическая мобильность является ключевой составляющей Болонского процесса. Академическая мобильность в сочетании с остальными принципами Болонского процесса должна обеспечивать формирование «Европы знаний» — единого европейского образовательного и научного пространства, обладающего разнообразием образовательных и научных программ и процессов и имеющего возможности их оптимального взаимодействия за счет сопоставимости, взаимного признания и возникающей благодаря этим факторам возможности эффективного взаимодействия вузов и научных центров, а также индивидуализации образовательных траекторий. В образовательной системе высшего образования, которая была раньше в СССР, такого понятия, как академическая мобильность, не существовало, студент все время своего обучения был закреплен только за одним вузом, в который он поступил для получения специальности.

Казахстан является участником Болонского процесса, поэтому принцип академической мобильности должен в казахстанских вузах реализовываться. В связи с этим, по нашему мнению, для развития академической мобильности казахстанских вузов, в частности в Инновационном Евразийском университете (ИнЕУ), следует решить следующие задачи:

• обеспечение качественной подготовки студентов, преподавателей и сотрудников вузов иностранным языкам, формирующей адекватный для участия в программах международного сотрудничества уровень владения языками;

• обновление материальной учебной и научной базы университета, создание новых учебных и научных лабораторий;

• разработка внутривузовской системы оценки мобильности;

• развитие системы информирования о программах академической мобильности;

• достижение высокого уровня предоставляемых образовательных услуг, удовлетворяющих потребностям рынка труда, задачам индустриально-инновационного развития страны, потребностям личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

• обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования;

• разработка учебных программ подготовки бакалавров и магистров по всем специальностям, преподаваемым в ИнЕУ, гармонизованных с учебными программами зарубежных вузов, в которые будут направляться студенты для прохождения обучения;

• активное участие сотрудников и лиц, обучающихся в университете, в международных образовательных и научных проектах;

• предоставление сведений об университете в независимые национальные и международные организации, проводящие ранжирование высших учебных заведений по результатам их деятельности;

• прохождение университетом аккредитации в международных аккредитационных организациях с целью повышения доверия и укрепления положительного имиджа в глазах широкой общественности, потребителей квалифицированных специалистов, подготовку которых осуществляет университет.

Данные задачи не являются типичными только для ИнЕУ, их решение и в других вузах Казахстана позволит достигнуть тех результатов, которые обозначены в качестве приоритетных целей в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года.

Список литературы

1. Рудица Н. Б. Некоторые аспекты инновационных процессов в системе высшего образования // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар, 2010. -№ 4.- С. 181-183.

2. Акимов М. Ю., Ларченко И. Н., Майер В. В., Моложавенко В. Л., Силин А. Н. (под ред. А. Н. Силина). Университетский комплекс: инновационные технологии обеспечения качества профессионального образования. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2011. - 204 с.

3. В Астане открылся новый Университет им. Н. Назарбаева. Образовательное Сообщество Казахстана [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.uchi.kz/kazakhstan/v-astane-otkrylsya-novyi-universitet-im-nnazarbaeva.

4. Н. Назарбаев: «Новый Казахстан в новом мире» (текст послания народу) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1172730120.

5. Рудица Н. Б., Комаров О. Е. Проблемы управления ресурсами системы высшего образования Казахстана // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 2. - С. 88-92.

6. Белоножко М. Л., Силин А. Н., Габышева Л. К. О результатах внедрения требований ФГОС в подготовку управленцев // Вестник университета. - 2013. -№ 15 - С.159-162.

7. Вайндорф-Сысоева М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе. - М., 2014.

8. Валинурова Л. С., Казакова О. Б., Исхакова Э. И., Евтушенко Е. В. Инструментарий финансового менеджмента на инновационно-ориентированном предприятии: учебное пособие. - Уфа, 2012.

Сведения об авторе

Рудица Наталья Борисовна, к. с. н., и. о. профессора, Департамент права, истории и социологии, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан, тел. 8(7182)571767 (142), e-mail: NRuditsa@mail.ru

Ruditsa N. B., Candidate of Science in Sociology, acting professor of the department of law, history and sociology, the Innovative University of Eurasia, Pavlodar, Kazakhstan, phone: 8(7182)571767 (142), e-mail: NRuditsa@mail.ru

ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 378.018.43-048.34

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА THE EXAMPLE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES FOR OPTIMIZATION OF STUDENTS

INDEPENDENT ACTIVITY

О. А. Миклина

O. A. Micklina

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; оптимизация; дистанционный курс;

познавательная самостоятельность Key words: students 'independent work; optimization; distance course; cognitive independence

В статье рассматриваются вопросы оптимизации самостоятельной работы студентов направления «Нефтегазовое дело». Оптимизация рассматривается под призмой формирования познавательной самостоятельности. Автором предлагается использовать дистанционный курс по дисциплине «Основы нефтегазопромыслового дела» для студентов очной формы обучения с целью формирования познавательной самостоятельности. Примеры использования дистанционного курса иллюстрируют его эффективность в организации самостоятельной работы студентов.

This article discusses how to optimize students' independent work in the discipline «Petroleum engineering». The optimization is viewed under the prism of formation of cognitive independence. The author proposes to arrange the distance learning course on the subject «Fundamentals of oil- and gas-field engineering» for full-time students aimed at formation of cognitive independence. The examples of the on-line course use illustrate its effectiveness in organizing the unsupervised work of students.

Развитие техники и технологии в нефтегазодобывающей отрасли требует от молодого специалиста по завершении обучения в вузе постоянно заниматься самообразованием. Для этого студенту за

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.